Реферат: Курсовая работа по основам программирования. Игра Паровоз

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Казанский государственный технический университет

имени А.Н. Туполева

--------------------------------------------------------------

Кафедра АСОИУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по основам программирования

ИГРА «Parovoz»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: студентка группы 4221

Петрова Е.Г.

РУКОВОДИТЕЛЬ: Вафин Р.Р.

Оценка____________________________

Подпись___________________________

"____"________________________2001г.

КАЗАНЬ

2001г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.Описание применения ._____________________________________________ 3

1.1. Запуск программы._____________________________________________ 3

1.2. Правила игры._________________________________________________ 3

2. Описание программы ._____________________________________________ 4

2.1. Метод решения задачи .__________________________________________ 4

2.2. Описание используемых классов, структур и функций.______________ 4

2.2.1. CApp - класс приложения .______________________________________________ 4

2.2.2. CМainWnd- класс главного окна .________________________________________ 4

2.2.3. Карта сообщений._____________________________________________________ 5

2.3. Образ главного окна.______________________________________________ 6

Приложение________________________________________________________ 7

Листинг файла main.cpp_____________________________________________ 7

Листинг файла main.h______________________________________________ 12

Листинг файла menu1.h____________________________________________ 13

Листинг файла menu1.rc____________________________________________ 13


1.Описание применения .

 

1.1. Запуск программы .

 

            Запуск программы необходимо производить , находясь в среде Windows 95 : запускаемый файл – parovoz.exe .

 

1.2. Правила игры.

После запуска игры, на экране появляется окно с надписью «выберите пункт старт». Окно имеет меню, состоящее из нескольких пунктов. С помощью пунктов меню можно: изменять цвет движущегося объекта (паровозика в красный, синий, зелёный), начать (перезапустить), осуществить выход из игры. После выбора пункта меню «старт», в левом нижнем углу окна появляется паровоз, представляющий собой совокупность геометрических фигур – эллипсов (колёса) и прямоугольников (кабина, трубы). Паровоз движется слева направо и останавливается перед светофором, расположенным приблизительно в середине окна над паровозом. Пользователь имеет возможность регулировать цветом светофора нажатием клавишь ‘к’, ‘з’, ‘ж’, соответствующим цветам светофора – красному, зеленому, жёлтому. Если паровоз подъезжает к светофору, а у светофора активным является зелёный цвет, он продолжает своё движение. В противном случае, паровоз останавливается. При достижении правой стенки, паровоз появляется у левой стенки, а активным цветом светофора становится жёлтый цвет. Из верхней части паровоза постоянно поднимаются в верхнюю часть окна окружности, представляющие собой клубни дыма, которые увеличиваются при подъёме.

 


2 . Описание программы .

 

2.1. Метод решения задачи .

        

         Программа выполнена в стиле объектно-ориентированного программирования, использованна библиотека MFC. Сама программа - приложение Windows. Для вывода графических объектов используются функции: Elliplse, Rectangle. Программой обрабатываются события от таймера, нажатия клавишь на клавиатуре, выбра соответствующих пунктов меню, а также событие WM_PAINT для перерисовки рабочей области.

2.2. Описание используемых классов, структур и функций.

 

2.2.1. CApp - класс приложения .

 

CApp - класс приложения,  порождается классом CWinApp библиотеки MFC  обеспечивает инициализацию , выполнение и завершение Windows программы : регистрирует , создаёт и отображает основное окно приложения .

Член- функции класса CApp :

InitInstance – виртуальная функция, переопределяется в классе CApp

 

2.2.2. CМ ainWnd- класс главного окна .

 

CMainWnd - класс главного окна приложения , наследуется из  класса CFrameWnd библиотеки MFC .)

Член - данные класса СMainWnd :

CRect wnd;     /*размер окна*/

                        CRect kol1,kol2,korp,kr,temp; /*прямоугольники*/

                        CRect svet,ball1,ball2,ball3;/*прямоугольники*/

                        CBrush br1[3],br2;                  /*кисти*/

                        CBrush sv[4];                          /*цвета светофора*/

                        CRect noga;                            /*нога светофора*/

                        CRect balls[5];                        /*шарики дыма*/

                        CRect kr2;                   //кабина

                        int numball;                 //номер дыма

                        int live[5];                    //признак жизни дыма

                        bool game;       /*признак игры или вне игры*/

                        int color;          /*номер цвета паровоза*/

                        int ns;              /*номер увета светофора*/

                        int move;         /*флаг движения паровоза*

/Член - функции класса СMainWnd :

            CmainWnd();  -           конструктор класса окна

            afx_msg void OnBegin();обработчик события на выбор пункта меню «старт»

afx_msg void OnRed();          -           обработчик события на выбор пункта меню «Red»

            afx_msg void OnGreen();       -           обработчик события на выбор пункта меню «Green»

            afx_msg void OnBlue();         -           обработчик события на выбор пункта меню «Blue»

            afx_msg void OnPaint();        -           ф-ия перерисовки

            afx_msg void OnTimer( UINT nIDEvent );   -           обраб-чик таймера

            afx_msg void OnExit();          -           обработчик события на выбор пункта меню «Exit»

            afx_msg void OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags ); - реакция на нажатие клавиши клавиатуры

            DECLARE_MESSAGE_MAP()       -           карта сообщений

2.2.3. Карта сообщений.

 

BEGIN_MESSAGE_MAP(CMainWnd,CFrameWnd)

            ON_COMMAND(IDM_EXIT,OnExit)

            ON_COMMAND(IDM_BEGIN,OnBegin)

            ON_COMMAND(IDM_RED,OnRed)

            ON_COMMAND(IDM_GREEN,OnGreen)

            ON_COMMAND(IDM_BLUE,OnBlue)

            ON_WM_PAINT()

            ON_WM_TIMER()

            ON_WM_CHAR()

END_MESSAGE_MAP()


2.3. Образ главного окна.


На рисунках 1, 2 представленыосновные образы окна приложения.

Рис. 1. Главное окно после выбора пункта «старт»

 



Рис. 2. Главное окно до выбора пункта «старт»

 
 



Приложени е

 

Листинг файла main.cpp

 

/* в этом файле находятся описания всех функций */

 

#include <afxwin.h>

#include "main.h"

#include "menu1.h"

CMainWnd::CMainWnd()      /*конструктор гл. окна*/

{

            wnd.SetRect(0,0,400,355);//устан-ка размеров окна

            Create(NULL,"parovoz",WS_DLGFRAME   ,wnd,NULL,"MAINMENU");

            game=false;                 /*нет игры*/

            color=0;                       /*нач. цвет поезда*/

            ns=0;                           /*нач. цвет светофора*/

            br1[0].CreateSolidBrush(RGB(255,0,0));//создание кистей

            br1[1].CreateSolidBrush(RGB(0,255,0));

            br1[2].CreateSolidBrush(RGB(0,0,255));

            sv[0].CreateSolidBrush(RGB(255,0,0));//создание кистей

            sv[1].CreateSolidBrush(RGB(0,255,0));//светофора

            sv[2].CreateSolidBrush(RGB(255,255,0));

            sv[3].CreateSolidBrush(RGB(128,128,128));

            br2.CreateSolidBrush(RGB(1,1,1));/*чёрный цвет*/

            for(numball=0;numball<5;numball++)

            {//обнуление признаков жизни дыма

                        live[numball]=0;

            }

           

}

BOOL CApp:: InitInstance()/*ф-ия инициализации окна*/

{

            m_pMainWnd=new CMainWnd;       /*созд объекта окна*/

            m_pMainWnd->ShowWindow(m_nCmdShow);      /*показать окно*/

            return true;      /*удачное завершение*/

}

afx_msg void CMainWnd::OnPaint()            /*ф-ия перерисовки*/

{

            CPaintDC dc(this);     /*созданиее контекста окна*/

            dc.SelectObject(&br2);           /*выбор кисти для светофора*/

            dc.Rectangle(svet);     //рисование корп. светофора

            dc.Rectangle(noga);    //рисование ноги

            for(numball=0;numball<5;numball++)

            {//рисование дыма

                        if(live[numball]==1)//если дым активен

                        {

                                    dc.Ellipse(balls[numball]);

                        }

            }

            switch(ns)        /*переключение между цветами светофора*/

            {

                        case 0: /*если красный*/

                                    {

                                                dc.SelectObject(sv[0]);

                                                dc.Ellipse(ball1);

                                                dc.SelectObject(sv[3]);

                                                dc.Ellipse(ball2);

                                                dc.Ellipse(ball3);

                                                break;

                                    }

                        case 1: /*если жёлтый*/

                                    {

                                                dc.SelectObject(sv[2]);

                                                dc.Ellipse(ball2);

                                                dc.SelectObject(sv[3]);

                                                dc.Ellipse(ball1);

                                                dc.Ellipse(ball3);

                                                break;

                                    }

                        case 2:/*еесли зеленый*/

                                    {

                                                dc.SelectObject(sv[1]);

                                                dc.Ellipse(ball3);

                                                dc.SelectObject(sv[3]);

                                                dc.Ellipse(ball1);

                                                dc.Ellipse(ball2);

                                                break;

                                    }

            }

            dc.SelectObject(br1[color]);   /*рисование паровоза*/

            dc.Rectangle(korp);                            //корпус

            dc.SelectObject(&br2);                      

            dc.Rectangle(kr);                    //труба

            dc.Rectangle(kr2);                  //кабина

            dc.Ellipse(kol1);          //колеса

            dc.Ellipse(kol2);

            char *s="выберете меню старт.";//начальная надпись

            if(game==0) dc.TextOut(50,100,s,strlen(s));

}

void CMainWnd::OnExit()     /*реакция на выход*/

{

            SendMessage(WM_CLOSE);            /*послать сообщение о закрытии окна*/

}

afx_msg void CMainWnd::OnTimer( UINT nIDEvent )

{/*обработчик таймера*/

            if(game)           /*если находимся в игре*/

            {

                        if(nIDEvent==2)//запуск дыма

                        {

                                    for(numball=0;numball<5;numball++)

                                    {//если дым не активен, активизировать

                                                if(live[numball]==0)

                                                {

                                                            live[numball]=1;

                                                            balls[numball].SetRect(korp.left+35,kr.top-10,kr.right-5,korp.top);

                                                            break;

                                                }

                                    }

                        }

                        for(numball=0;numball<5;numball++)

                        {//сохранить предыдущ. положение дыма

                                    temp.CopyRect(balls[numball]);

                                    if(live[numball]==1)//если дым активен

                                    {

                                                balls[numball].OffsetRect(1,-6);//сместить дым

                                                balls[numball].top--;    //изменить размеры

                                                balls[numball].right++;

                                                InvalidateRect(temp); //перерисовать

                                                InvalidateRect(balls[numball]);

                                                if(balls[numball].top<=0) live[numball]=0;//убить

                                    }

                        }

                        if( (korp.right<=svet.left)||(korp.left>=svet.left+3)||(move==1))

                        {          /*если не около светофора или зеленый цвет*/

                                   

                                    if(korp.left<400)/*если не стена*/

                                    {

                                    temp.CopyRect(korp);            /*сохранить предыдущие координаты*/

                        //сместить всю машину

                                    korp.OffsetRect(3,0);

                                    InvalidateRect(temp);

                                    InvalidateRect(korp);

                                    temp.CopyRect(kol1);

                                    kol1.OffsetRect(3,0);

                                    InvalidateRect(temp);

                                    InvalidateRect(kol1);

           

                                    temp.CopyRect(kol2);

                                    kol2.OffsetRect(3,0);

                                    InvalidateRect(temp);

                                    InvalidateRect(kol2);

                                    temp.CopyRect(kr);

                                    kr.OffsetRect(3,0);

                                    InvalidateRect(temp);

                                    InvalidateRect(kr);

                                    temp.CopyRect(kr2);

                                    if(kr2.top==270)

                                    {

                                                kr2.top=275;

                                    }

                                    else kr2.top=270;

                                    kr2.OffsetRect(3,0);

                                    InvalidateRect(temp);

                                    InvalidateRect(kr2);

                                    }

                                    else/*возврат в левую стенку*/

                                    {

                                                korp.SetRect(0,288,50,300);

                                                kr.SetRect(30,280,40,288);

                                                kr2.SetRect(10,270,25,288);

                                                kol1.SetRect(5,295,15,305);

                                                kol2.SetRect(35,295,45,305);

                                                ns=1;

                                                move=0;

                                                InvalidateRect(ball1);

                                                InvalidateRect(ball2);

                                                InvalidateRect(ball3);

                                    }

                        }

            }

}

afx_msg void CMainWnd::OnRed()

{/*реакция на выбор красного цвета*/

            color=0;

}

afx_msg void CMainWnd::OnGreen()

{/*выбор зеленого цвета*/

            color=1;

}

afx_msg void CMainWnd::OnBlue()

{

            color=2;

}

afx_msg void CMainWnd::OnBegin()

{

            game=true;

            color=0;

            move=0;

            svet.SetRect(200,100,240,230);

            noga.SetRect(210,230,230,250);

            ball1.SetRect(210,110,230,140);

            ball2.SetRect(210,150,230,180);

            ball3.SetRect(210,190,230,220);

            korp.SetRect(0,288,50,300);

            kr.SetRect(30,280,40,288);

            kr2.SetRect(10,270,25,288);

            kol1.SetRect(5,295,15,305);

            kol2.SetRect(35,295,45,305);

            SetTimer(1,100,NULL);

            SetTimer(2,1000,NULL);

            InvalidateRect(NULL);

}

BEGIN_MESSAGE_MAP(CMainWnd,CFrameWnd)

            ON_COMMAND(IDM_EXIT,OnExit)

            ON_COMMAND(IDM_BEGIN,OnBegin)

            ON_COMMAND(IDM_RED,OnRed)

            ON_COMMAND(IDM_GREEN,OnGreen)

            ON_COMMAND(IDM_BLUE,OnBlue)

            ON_WM_PAINT()

            ON_WM_TIMER()

            ON_WM_CHAR()

END_MESSAGE_MAP()

afx_msg void CMainWnd::OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags )

{

            if(game)

            {

                        switch(nChar)

                        {

                                    case 234:

                                                {

                                                ns=0;

                                                break;

                                                }

                                    case 231:

                                                {ns=2;

                                                            move=1;

                                                break;

                                                }

                                    case 230:

                                                {ns=1;

                                                }

                        }

                        InvalidateRect(ball1);

                        InvalidateRect(ball2);

                        InvalidateRect(ball3);

            }

}

CApp app;

           

Листинг файла main.h

 

class CMainWnd: public CFrameWnd           /*класс окна*/

{

            public:

                        CRect wnd;     /*размер окна*/

                        CRect kol1,kol2,korp,kr,temp; /*прямоугольники*/

                        CRect svet,ball1,ball2,ball3;/*прямоугольники*/

                        CBrush br1[3],br2;                  /*кисти*/

                        CBrush sv[4];                          /*цвета светофора*/

                        CRect noga;                /*нога светофора*/

                        CRect balls[5];                        /*шарики дыма*/

                        CRect kr2;                   //кабина

                        int numball;                 //номер дыма

                        int live[5];                    //признак жизни дыма

                        bool game;       /*признак игры или вне игры*/

                        int color;          /*номер цвета паровоза*/

                        int ns;              /*номер увета светофора*/

                        int move;         /*флаг движения паровоза*/

                        CMainWnd();  /*конструктор главного. окна*/

                        afx_msg void OnRed();          /*пунуты меню цвета*/

                        afx_msg void OnGreen();

                        afx_msg void OnBlue();

                        afx_msg void OnPaint();        /*ф-ия перерисовки*/

                        afx_msg void OnTimer( UINT nIDEvent ); /*обраб-чик таймера*/

                        afx_msg void OnExit();//выход

                        afx_msg void OnBegin();//перестартовать

                        afx_msg void OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags );

                        DECLARE_MESSAGE_MAP()//карта сообщений

};

class CApp: public CWinApp

{

            public:

                        BOOL InitInstance();

};

Листинг файла menu1.h

 

#define            IDM_BEGIN 100

#define            IDM_RED      101

#define            IDM_GREEN 102

#define            IDM_BLUE  103

#define            IDM_EXIT     104


Листинг файла menu1.rc

#include <afxres.h>

#include "menu1.h"

MAINMENU MENU DISCARDABLE

BEGIN

    POPUP "GAME"

    BEGIN

        POPUP  "COLOR"

            BEGIN

                        MENUITEM  "RED",                        IDM_RED

                        MENUITEM  "GREEN",      IDM_GREEN

                        MENUITEM  "BLUE",                     IDM_BLUE

            END

        MENUITEM SEPARATOR

            MENUITEM  "START",        IDM_BEGIN

        MENUITEM      "EXIT",         IDM_EXIT

    END

END