Реферат: Разработка тестового приложения Компоненты меню Delphi

отделение информатики и вычислительной техники

РАЗРАБОТКА ТЕСТОВОГО ПРИЛОЖЕНИЯ

«КОМПОНЕНТЫ МЕНЮ DELPHI»

Курсовой проект

Исполнитель:  Лапуха Дмитрий

студент группы АСУ-4

Руководитель: Косыгина Т.Н.

Зав. отделения: Хасаншина Н.Н.

Дата допуска к защите «___»________2003

Тюмень 2003

 

1.1.                                                                                                                                                           Историческая справка                                                                                        4

1.2.                                                                                                                                                           Что такое тест                                                                                                      5

1.3.                                                                                                                                                           Виды электронных тестов                                                                                  6

1.4.                                                                                                                                                           Компоненты, используемые в программе                                                        7

Глава 2. Разработка теста                                                                                          9

2.1. Постановка задачи                                                                                              9

2.2. Обоснование выбора, используемого языка программирования                  10

2.3. Функциональная и логическая структура                                                        13

2.4 Алгоритм реализации проекта                                                                           15

2.4.1.Файл вопросов теста                                                                                         15                                           

2.4.2. Форма приложения                                                                                          16                             

2.4.3. Загрузка файла вопросов теста                                                                       18                                                          2.5. Описание пользовательского интерфейса                                                     21                                                                                       

2.6. Принцип  построения комплекса технических средств                                  26

Заключение                                                                                                                 27                                                                                         

Список литературы                                                                                                    28                                                                                             

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Компьютер - одно из главных изобретений века. В последнее десятилетие он стал неотъемлемой частью жизни человека. Компьютер применяют в самых различных областях жизнедеятельности начиная с решения простейших математических задач, моделирования различных процессов, применение в банковском деле, медицине, образовании, издательском деле, использование компьютера для управления различной техникой в том числе автомобилем, самолетом, космическим кораблем до использования в быту, играх.

Идея обучения с помощью компьютера родилась давно. Связана она была с видимостью человекоподобного поведения компьютера, его способности вести осмысленный диалог с человеком. В этом проекте рассматривается программа, позволяющая автоматизировать процесс обучения – это электронный тест, предназначенный для проверки знаний.

В первой главе приводится историческая справка о тестировании, а так же даётся определение тестирования, рассматриваются различные виды электронных тестов, и описываются компоненты используемые в программе. Во второй главе осуществляется постановка задачи, обоснование выбора языка программирования, даётся логическая и функциональная структура программы, далее идёт алгоритм реализации проекта, т.е. что представляет собой моя тестовая программа, описывается пользовательский интерфейс и оговариваются системные требования для работы и компиляции программы.

Глава 1. ОСНОВЫ ТЕСТА

1.1. Историческая справка

Предыстория тестирования уходит в глубину веков, она связана с испытанием различных способностей, знаний, умений и навыков. Уже в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации, благодаря обширным по тем временам знаниям, он был обязан знать все четыре арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах.

Кроме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях и др.  В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале канди­дат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографические данные, уровень образованности; кроме того, оце­нивались внешность, умение вести беседу. Затем следовали проверки умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве и др.

В настоящее время тестирование широко применяется для оценки уровня знаний в учебных заведениях, при приеме на работу, для оценки квалификации персонала учреждений, т. е. практически во всех сферах деятельности человека. Испытуемому предлагается ряд вопросов, на которые он должен ответить.

Обычно к каждому вопросу дается несколько вариантов ответа, из которых надо выбрать правильный. Каждому варианту ответа соответствует некоторая оценка. Общий балл, на основе которого делается вывод об уровне подготовленности испытуемого, получается суммированием оценок за ответы.

1.2. Что такое тест

Возможности применения компьютера в учебном процессе, весьма многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений, для редактирования текстов, в качестве различного рода тренажеров, как инструмент автоматизации проектирования, программируемого управления экспериментами, как информационно-поисковая или экспертная система и, наконец, как средство практического обучения самой компьютерной технике и программированию.

 В настоящее время уже создано множество средств обучения с помощью компьютера. Их можно квалифицировать следующим образом: компьютерные учебники, предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты), лабораторные практикумы, тренажеры, контролирующие программы.

  Тестирование – это процесс оценки соответствия личностной и педагогической моделей знаний. Главная цель тестирования – обнаружение взаимного несоответствия этих моделей и оценка уровня их несоответствия. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из определённого набора уровня несоответствия. Тестовое задание – это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного определяемого ответа или выполнения определённого алгоритма действий.

Тест – набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика, экспертной модели знаний предметной области.

Класс эквивалентности – множество тестовых заданий, таких, что выполнение учащимся из них гарантирует выполнение других.

Тестовое пространство – множество различных тестовых заданий по всем модулям модели знаний.

Полный тест – подмножество тестового пространства, обеспечивающего объективную оценку соответствия между личностной и экспертной моделями знаний.

Эффективный тест – оптимальный по объёму и времени полный тест.

Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.

Построение компьютерных тестов можно осуществить по следующим последовательным шагам:

1)   Формализация экспертной целевой модели знаний;

2)   Нисходящее проектирование тестового пространства;

3)   Формирование и наполнение тестовых заданий;

4)   Формирование полного компьютерного теста;

5)   Тестовый эксперимент;

6)   Выбор эффективного теста;

7)   Анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

1.3. Виды электронных тестов

Для создания тестов по предметной области существуют и разрабатываются специальные инструментальные программы – оболочки, позволяющие вырабатывать компьютерные тесты путём формирования базы данных из набора тестовых заданий.

Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на два класса: универсальные и специализированные.

Универсальные программы содержат тестовую оболочку как составную часть. Среди них можно назвать системы «Адонис» (Москва), «Фея» (Томск), «Linkway». Специализированные тестовые оболочки предназначены исключительно для формирования тестов. Это «Аист», «Тестум», и др.

В большинстве случаев тестовые оболочки построены на принципах однозначного распознавания ответов тестируемого: выбор, шаблонный ответ, конструирование ответа. Однако во многих тестовых заданиях, особенно по математическим дисциплинам, необходимо решать проблему распознавания вариативных ответов.

Другим важным свойством тестовых оболочек должно быть наличие возможности передачи результатов и протокола тестирования какому-либо статистическому пакету для дальнейшей обработки, что в существующих тестовых оболочках представлено не полно.

По всей видимости, для решения этих и других проблем создания эффективных тестов целесообразно разрабатывать интегрированные программные среды, включающие в себя пакеты с различными инструментальными средствами. Так, например, для создания математических тестов была разработана интегрированная среда, в которой сопряжены система компьютерной алгебры (СКА) и интерактивная система Link Way.

1.4. Компоненты, используемые в программе

Для реализации программы были использованы следующие компоненты:

1)   Form1 – это форма по умолчанию, формы в Delphi используются для размещения графических объектов, которые делают программу такой, какой она должна получиться при выполнении.

2)   Gauge1 – это визуальный компонент, служит для отображения результатов теста.

3)   Image1 – отображает графическое изображение и обеспечивает работу с ним.

4)   Label2, Label5 – метки, используемые для отображения текста.

5)   Mainmenu – не визуальный компонент, позволяет конструировать и создавать на форме полосу главного меню, а также сопутствующие выпадающие меню.

6)   Memo1 – многострочное окно редактирования, используется для вывода, отображения и редактирования многострочных текстов.

7)   Panel1 – контейнер для группировки других компонентов.

8)   Button1 – кнопка для выполнения пользователем каких-либо команд.

9)   Savedialog1 – невизуальный компонент вызова диалога сохранения файла

10)          Timer1 – невизуальный компонент, позволяющий задавать в приложении интервалы времени.

Глава 2. РАЗРАБОТКА ТЕСТА

2.1. Постановка задачи

Техническое задание данной работы требует разработать программу для тестирования студентов в интегрированной среде разработки Delphi 6.

При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства, например личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.п.

Хорошим считается тест, когда он:

·     Чувствителен к угадыванию тестируемого.

·     Восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого.

·     Положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует тест.

При этом тест используется школьником для обучения (тренажер, самопроверка) и контроля. Для учителя же тест служит:

·     Средством корректировки учебного процесса.

·     Вспомогательным средством для текущего контроля, дидактическим средством для обучения.

·     Для дистанционного обучения.

Все выше перечисленные свойства тестов собранные по выбору в одном электронном тесте, могут решить уйму вопросов связанных с оценкой знаний, корректировкой образовательного процесса и т.д.

В результате анализа различных тестов можно сформулировать следующие требования к программе:

1. Программа должна обеспечить работу с тестом произвольной длины, т. е.

не должно быть ограничения на количество вопросов в тесте.

2.  Вопрос может сопровождаться иллюстрацией.

3.  Для каждого вопроса может быть представлено до четырех возможных

вариантов ответа со своей оценкой в баллах.

4. Результат тестирования должен быть отнесен к одному из четырех уровней,     например, "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "плохо".

5.  Вопросы теста должны находиться в текстовом файле.

6. Программа должна быть инвариантна к различным тестам, т. е. изменения в тесте не должны вызывать требование изменения программы.

7. Если вопрос предложен, то на него должен быть дан ответ.


На рис. 1 приведен пример диалогового окна программы тестирования во время ее работы.

Рис. 1. Диалоговое окно программы тестирования

2.2. Обоснование выбора, используемого языка программирования

Delphi - язык и среда программирования, относящаяся к классу RAD- (Rapid Application Development ‑ “Средство быстрой разработки приложений”) средств CASE - технологии. Delphi сделала разработку мощных приложений Windows быстрым процессом, доставляющим вам удовольствие. Приложения Windows, для создания которых требовалось большое количество человеческих усилий например в С++, теперь могут быть написаны одним человеком, использующим Delphi.

Интерфейс Windows обеспечивает полное перенесение CASE-технологий в интегрированную систему поддержки работ по созданию прикладной системы на всех фазах жизненного цикла работы и проектирования системы.

Delphi обладает широким набором возможностей, начиная от проектировщика форм и кончая поддержкой всех форматов популярных баз данных. Среда устраняет необходимость программировать такие компоненты Windows общего назначения, как метки, пиктограммы и даже диалоговые панели. Работая в Windows , можно видеть одинаковые “объекты” во многих разнообразных приложениях. Диалоговые панели (например Choose File и Save File) являются примерами многократно используемых компонентов, встроенных непосредственно в Delphi, который позволяет приспособить эти компоненты к имеющийся задаче, чтобы они работали именно так, как требуется создаваемому приложению. Также здесь имеются предварительно определенные визуальные и невизуальные объекты, включая кнопки, объекты с данными, меню и уже построенные диалоговые панели. С помощью этих объектов можно, например, обеспечить ввод данных просто несколькими нажатиями кнопок мыши, не прибегая к программированию. Это наглядная реализация применений CASE-технологий в современном программировании приложений. Та часть, которая непосредственно связана с программированием интерфейса пользователя системой, получила название визуальное программирование

Выгоды от проектирования в среде Windows с помощью Delphi:

1)   Устраняется необходимость в повторном вводе данных;

2)   Обеспечивается согласованность проекта и его реализации;

3) Увеличивается производительность разработки и переносимость программ.

Визуальное программирование как бы добавляет новое измерение при создании приложений, давая возможность изображать эти объекты на экране монитора до выполнения самой программы. Без визуального программирования процесс отображения требует написания фрагмента кода, создающего и настающего объект “по месту”. Увидеть закодированные объекты было возможно только в ходе исполнения программы. При таком подходе достижение того, чтобы объекты выглядели и вели себя заданным образом, становится утомительным процессом, который требует неоднократных исправлений программного кода с последующей прогонкой программы и наблюдения за тем, что в итоге получилось.

Благодаря средствам визуальной разработки можно работать с объектами, держа их перед глазами и получая результаты практически сразу. Способность видеть объекты такими, какими они появляются в ходе исполнения программы, снимает необходимость проведения множества операций вручную, что характерно для работы в среде, не обладающей визуальными средствами — вне зависимости от того, является она объектно-ориентированной или нет. После того, как объект помещен в форму среды визуального программирования, все его атрибуты сразу отображаются в виде кода, который соответствует объекту как единице, исполняемой в ходе работы программы.

Размещение объектов в Delphi связано с более тесными отношениями между объектами и реальным программным кодом. Объекты помещаются в вашу форму, при этом код, отвечающий объектам, автоматически записывается в исходный файл. Этот код компилируется, обеспечивая, существенно более высокую производительность, чем визуальная среда, которая интерпретирует информацию лишь в ходе исполнения программы.

Три основные части разработки интерфейса следующие: проектирование панели, проектирование диалога и представление окон. Для общего пользовательского доступа также должны учитываться условия применения архитектуры прикладных систем.

Сегодня появилась реальная возможность с помощью моделирования на современных многофункциональных средствах обработки и отображения информации, таких как Delphi конкретизировать тип и характеристики используемых информационных моделей, выявить основные особенности будущей деятельности операторов, сформулировать требования к параметрам аппаратно-программных средств интерфейса взаимодействия и т.д.

Использование типовых решений, модульного принципа проектирования систем отображения и обработки информации приобретает всё более широкие масштабы, что, впрочем, вполне естественно.

Особый упор при внедрении данных задач следует, конечно, придавать современным CASE-средствам разработки программ, так как они наиболее оптимально позволяют проектировать решения, в основе которых лежат, в первую очередь, требования к согласованному пользовательскому интерфейсу, каковым и является интерфейс Windows. Никакие продукты других фирм, доступные сегодня, не обеспечивают одновременную простоту использования, производительность и гибкость в такой степени, как Delphi. Этот язык заполнил брешь между языками 3-го и 4-го поколений, соединив их сильные стороны и создав мощную и производительную среду разработки.

2.3. Функциональная и логическая структура

При запуске, программа проверяет наличие подключенного к ней файла вопросов, если его не обнаружено, выдаётся сообщение об ошибке. Если файл вопросов есть, тогда программа из него загружает введение, т.е. часть, в которой дается  краткое представление о тесте, а затем вопрос с вариантами ответов, при выборе варианта ответа программа запоминает количество баллов за выбранный ответ и переходит к следующему вопросу. В конце программы подсчитываются количество баллов за ответы и выводятся результаты тестирования, которые так же находятся в файле вопросов. После этого предлагается сохранить эти результаты в виде файла, которому необходимо присвоить имя. Наглядное представление о работе программы можно получить из  рис. 2.


                                             Нет                                                 Да


Рис. 2. Алгоритм работы программы

2.4. Алгоритм реализации проекта

2.4.1. Файл теста

Тест представляет собой последовательность вопросов, на которые испытуемый должен ответить путем выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.

Файл теста состоит из трех разделов:

·   раздел заголовка;

·   раздел оценок;

·   раздел вопросов.

 Заголовок содержит общую информацию о тесте, например, о его назначении. Заголовок может состоять из нескольких строк. Признаком конца заголовка является точка, стоящая в начале строки. За заголовком следует раздел оценок, в котором приводятся названия оценочных уровней и количество баллов, необходимое для достижения этих уровней. Название уровня должно располагаться в одной строке. Признаком конца раздела оценок является точка, стоящая в начале строки. За разделом оценок следует раздел вопросов теста. Каждый вопрос начинается текстом вопроса, за которым может следовать имя файла иллюстрации, размещаемое на отдельной строке и начинающееся символом \. Имя файла иллюстрации является признаком конца текста вопроса. Если к вопросу нет иллюстрации, то вместо имени файла ставится точка. После вопроса следуют альтернативные ответы. Текст альтернативного ответа может занимать несколько строк. В строке, следующей за текстом ответа, располагается количество баллов, которое испытуемый получит за выбор этого ответа. Если альтернативный ответ не является последним для текущего вопроса, то перед оценкой ставится запятая, если является - то точка.

В приведенном ниже вопросе второй и третий ответы помечены как правильные (оценка за их выбор не равна нулю). При этом видно, что выбор второго альтернативного ответа дает более весомый вклад в общую сумму баллов.

Какую формулу следует записать в ячейку В5, чтобы

вычислить сумму выплаты?

\tabl.bmp

=сумма(В2-В4)

,0

=сумма(В2:В4)

,2

=В2+ВЗ+В4

.1

Вот пример раздела оценок:

Отлично

100

Хорошо

85

Удовлетворительно

60

Плохо

50

Файл теста может быть подготовлен в текстовом редакторе Notepad или Microsoft Word. В случае использования Microsoft Word при сохранении текста следует указать, что надо сохранить только текст. Для этого в диалоговом окне Сохранить в списке Тип файла следует выбрать вариант Только текст (*.txt).

2.4.2. Форма приложения

Delphi позволяет объединить компоненты в массив, однако создаваться такие компоненты должны не во время разработки формы приложения, а динамически - во время работы программы.

На форме отсутствуют поля вывода альтернативных ответов и переключатели выбора правильного ответа. Они будут созданы во время работы программы.

Объявление массива компонентов ничем не отличается от объявления обычного массива - указывается имя массива, диапазон изменения индекса и тип элементов массива. Ниже приведено объявление массивов компонентов формы разрабатываемой программы:

answer: array[1..N_ANSWERS] of TLabel; // альтернативные ответы

selector: array[1,.N_ANSWERS+1] of TRadioButton; // кнопки выбора ответа

Однако, для того чтобы компонент появился в форме, одного объявления недостаточно. Компонент - это объект Delphi, и его объявление - это только указатель на область памяти, который без наличия объекта ни на что не указывает. Создается компонент путем применения метода create к указателю на компонент, в нашем случае - к элементу массива.

Например, инструкции

answer[l]   := TLabel.Create(self);       

answer[1].Parent  := Form1;     

создают компонент (Label) и помещают его в форму приложения (Form1).

После создания компонента программа должна выполнить его настройку, т. е. ту работу, которую во время создания формы приложения выполняет программист при помощи окна Object Inspector. Под настройкой понимается присваивание начальных значений тем свойствам компонента, предопределенные значения которых не отвечают предъявляемым требованиям.

Если компонент должен реагировать на некоторое событие, то нужно написать процедуру обработки этого события и поместить объявление созданной процедуры в объявление типа формы. Например, объявление типа формы разрабатываемой программы должно выглядеть так:

type

TForm1 = class(TForm)

Labels: TLabel;  // поле вывода вопроса

Image1: ТImage;  // область вывода иллюстрации

Panell: TPanel;

Buttonl: TButton;  // кнопка Начать, Дальше, Выход

procedure FormActivate(Sender: TObject);

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure SelectorClick(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }        

public

{ Public declarations }  

end;

В отличие от других строк, сгенерированных Delphi, объявление procedure SelectorClick(Sender: TObject) вставлено в текст программы вручную.

При создании процедуры обработки события для обычного компонента (компонента, который курсовые - 700 р. Комментарии:

картинок вообще не видно, очень плохо.
14:34:43 05 ноября 2012Оценка: 2 - Неудовлетворительно

5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы