Реферат: Неформальные молодежные объединения
Министерство высшего образования
Башкирский Государственный университет
Факультет философии и социологии
Кафедра теории и истории социологии
Курсовая работа №1
по общей теории социологии
"Неформальные молодёжные
объединения"
Выполнила:
студентка группы
1.1с
Волкова Е.О.
Проверила:
Cенникова Е.Д.
Уфа, 2002 г.
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть
1. "Пришельцы". Неформальные движения: общая
характеристика…………………………………………………….4
а) Экстернальная культура………………………………………….…10
б) Основные признаки неформалов…………………………………..15
2. История неформального движения. Причины возникновения...15
3. Классификация неформалов……………………………………….21
1) Асоциальные …………………………………………………………22
2) Антисоциальные ……………………………………………………..25
3)Просоциальные ……………………………………………………….31
4) Неформалы художественной направленности …………………….31
5) Компьютерный андеграунд………………………………………….33
Заключение ……………………………………………………...………34
Список литературы…………………………………………………..35
I.Введение.
Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки?
Цели и задачи:
Все досконально проанализировать невозможно, поэтому я, вероятно, что-то упущу, но все же попытаюсь определить роль и место самодеятельных общественных формирований в жизни страны в настоящее время. Сегодня, несмотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Эта курсовая – попытка пролить свет на ту часть общества, которая долгое время находилась под запретом и бойкотировалась всем и вся…
При написании этой курсовой использовалось достаточно большое количество литературы, включая монографии, воспоминания бывших неформалов, статьи и рассказы современных авторов о неформалах.
Прежде всего я старалась, чтобы курсовая не была сухим изложением фактов, поэтому использованы выдержки из рассказа А.М.Короткова «Авария – дочь мента», в котором прекрасно характеризуется современная молодежная среда. Воспоминания А.Шубина – бывшего неформала, теоретика неформальных движений – помогли составить портрет современного неформала. На трудах В.Т.Лисовского и А.А.Козлова построена большая часть теории моей курсовой.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Кое-что о неформалах.
В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.
Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении. В западной социологии для обозначения этого же явления используют категорию peer group. Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гомогеннная (однородная) группа. Слово peer происходит от латинского pааr (равный), и обозначаемое равенство относится не только в возрасту, но и к социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения.
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.
Неформальные объединения - явление массовое.
Я рассмотрю их классификацию по двум авторам:
1. По Фрадкину
Неформальные группы бывают:
- просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
- группы принадлежности и референтные;
- большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие));
- постоянные и случайные;
- с демократическим и авторитарным подчинением;
- разновозрастные и одновозрастные;
- однополые и разнополые и т.д.
2. По А. В. Толстых:
а) общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов , неагрессивны);
б) радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения));
в) эколого-этические группы (“зеленые”);
г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.);
д) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);
е) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).
Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. – не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп[1].
Многие не совсем понимают понятие "неформальная группа" и это выражение ассоциируется у них с патлатыми парнями в кожаных куртках и цепях. Это не совсем верно, хотя в среде неформалов встречается и такой типаж.
Прежде всего важно отделить "неформальное движение" от "соседей" по исторической эпохе: диссидентского и демократического движений. На первый взгляд, эти три движения выстраиваются в ряд, подобный знаменитым ленинским трем поколениям освободительного движения. ХХ съезд разбудил диссидентов, диссиденты разбудили неформалов, неформалы «раскрутили» демократическое движение. На практике процесс развития "освободительного" движения не был линейным. Эрозия тоталитарного режима привела к образованию неформальной среды раньше, чем диссидентской. Уже в конце 50 -х - начале 60 -х гг. возникли недиссидентские общественные движения, существующие до сих пор и считающиеся классическими образцами неформальных - экологическое (дружины охраны природы) и педагогическое (коммунары). Диссиденты, неформалы и демократы представляют собой три волны общественного движения, которые характеризуются различными чертами. Диссидентов отличает приоритет правозащитной тематики и “табу” на сотрудничество с властями и применение насилия. Демократов характеризовали гораздо более широкий спектр политических интересов и ориентация на сотрудничество и даже подчинение той части правящей элиты, которая публично разделяла идеологические постулаты демократии (часто негативные - антибюрократические и затем антикоммунистические, антишовинистические). Несмотря на первоначальную нелюбовь к насилию, демократы быстро избавились от унаследованных со времен начала Перестройки ненасильственных “предрассудков” и довольно активно поддержали показательную стрельбу на Краснопресненской набережной в 1993 г. Неформалы в этом ряду расположены “посередине” и в то же время как - то вне ряда, “сбоку”. Если рассматривать явление в целом, то обнаруживается очень мало табу и ограничителей. Несмотря на то, что каждая неформальная группа имела свои мифы, стереотипы и ограничители, общего идеологического контура практически не существовало. В неформальной среде довольно спокойно общались “демократы”, “патриоты”, анархисты, монархисты, коммунисты, социал-демократы и либерал - консерваторы различных оттенков. Иногда и группирование неформалов происходило совсем не по идеологическим принципам, а по направлениям деятельности - защитники памятников, педагоги, экологисты и др. Тем не менее неформалов несложно отделить как от диссидентского, так и от общедемократического движения. В отличие от диссидентов неформалы спокойно относились к взаимодействию с властями, вхождению в государственные и официозные структуры. Они без особых мук совести высказывали лояльность к господствующей идеологии, методически разрушая устои режима (иногда, кстати, несознательно). В отличие от “демократов” неформалы скептически относились к признанным “прорабам перестройки” и “демократическим лидерам” из старой правящей элиты, предпочитали действия в малых группах, то и дело раскалывая “демократический фронт”. Неформалы предпочитали ставить в центр своей активности какую - то конкретную социальную деятельность, несмотря на то, что почти все неформальные группы имели собственную, подчас весьма экзотическую идеологию. Все это, вкупе с длительностью существования неформального движения (как минимум с конца 50 - х гг.), заставляет предположить, что неформалы - это не просто поколение общественного движения, которое было преобладающим в 1986 - 1990 гг., а более широкое социально - политическое явление.
Выделю основные, на мой взгляд, черты неформальной среды:
· преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо - популистского движения и партийных структур более позднего времени);
· приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, “конструктивному утопизму”;
· органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней антиавторитарности, “коллективному руководству”;
· слабая артикулированность, “прописанность” формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и “общественную деятельность”);
· отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);
· отсутствие четких идеологических “рамок” при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);
· стремление “мыслить глобально, а действовать локально”, иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.
Все это многообразие признаков можно свести к нескольким простым - социальное творчество, самоуправление, горизонтализм, ориентация на сотрудничество, конкретное социальное “делание” при радикализме идей. Нетрудно заметить, что такая среда могла возникнуть (и возникла) сразу после отказа власти от тотального контроля за обществом (то есть в 50 - е гг.).
Из сказанного следует, что неформалы - наиболее устойчивый и длительно существующий стержень гражданского общества нашей страны (во всяком случае на сегодняшний момент), его связующий элемент. В связи со сказанным возникает еще один вопрос: а чем неформалы отличаются от масонской ложи и мафии? Ведь некоторые внешние признаки совпадают - способность проникать в любую среду, разветвленность, приватный характер связей. Но сущность принципиально различна - неформалы не признают властной и тем более насильственной иерархии, их связи преимущественно горизонтальны, а авторитет как правило носит личный характер. К тому же деятельность неформалов преимущественно гласна, в то время как масоны и мафия культивируют секретность. По этим параметрам к мафии и масонству ближе партийные и государственные институты. Упомянутые выше черты неформалов не носят абсолютного характера. Для общения с внешним миром иногда выдумывается весьма цветистая титулатура, а в конфликтах изредка используется и формальное право большинства, что уподобляет неформалов партийным структурам. Иногда во время социальных акций действует жесткая дисциплина, основанная на формальном подчинении заранее назначенному командиру (координатору и др.), власть которого по окончании акции растворяется. Неформалы - общественники как явление не имеют жестких границ и частично смешивались и с диссидентами, и с демократическими движениями, и со средой официальных организаций (партий, профсоюзов, обществ и т. д.).
Ради каких интересов объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами.
Необходимо решиться на то, чтобы покинуть привычный, устойчивый, но опостылевший иерархический мир и броситься “на штурм неба” (тем более что картина “неба” еще не достроена). Как правило, роль последнего толчка играет пример тех, кто уже перешел грань между человеком иерархическим и человеком идеологическим. Так обеспечивается преемственность движения. Если в это время Вы познакомитесь с хорошим священником - Ваш путь лежит в Церковь. Если на Вашем пути в такой момент оказывается яркая неформальная группа, микроклимат которой может решить Ваши психологические проблемы - Вы станете неформалом. Особенно важен здесь первый опыт.
Александр Шубин[2], сам бывший неформал, вспоминает свою первую группу неформалов. Группа, провела в 1986 - 1988 гг. несколько акций, шокирующих окружающих своей необычностью для того времени: забастовка на сельхозработах, “театрализованная дискуссия”, в которой участники откровенно излагали оппозиционные взгляды, вечер памяти жертв сталинизма, первая в 80 - е гг. массовая демократическая демонстрация 28 мая 1988 г. И каждая такая акция приводила к притоку в движение десятков, а потом и сотен людей, готовых тратить время и силы ради еще смутно осознаваемых неофитами целей движения. Это было необычно, “впервые” (важный мотив участия в социальном творчестве), это было “действенно”, это было “вместе” (преодоление отчуждения, изоляции личности, характерных для индустриального общества). От возможности закрепить этот эффект зависела возможность долгосрочной реализации личности в движении. Но само ее направление (независимо от продуктивности) определял первый шаг.
В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.
Можно сказать еще более коротким определением, которое постараюсь сформулировать сама: "Неформалы " - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.
а). Экстернальная культура
Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.
Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.
Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат. "externus" - чужой). Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и т. д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).
Экстернальная культура согласно общественному мнению и научной традиции относится к сфере андеграунда (от англ. "undeground" - подполье), контркультуры. Все эти определения указывают на внеположенность, для которой характерны приставки "контр -", "под -", "не -". Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем
("контр-"), не видимом и скрытном (под-), неоформленном.
Культурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
· от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов ВУЗов;
· от возраста. Пик активности – 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
· от места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.
Экстернальная культура категорически отвергает попытки свести ее к какой-либо социальной схеме. Типичный пример ее самоопределения - отрывок из статьи А. Мадисона - очень старого хиппи из Талина:
"Движение, а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом, не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объявивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец, не подвело под эту несуществующую ортодоксию никакой специальной хипповской философии, идеологии или религии. Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы, формирующиеся достаточно просто - мир и любовь".
Все без исключения "пиплы" (от англ. "people" – "люди") настаивают на своей не принадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта их самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам ", то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат. "лимен" - порог). Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.
Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера.
По Парсону, например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре. А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У М.Мид это выглядит так: "Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".
Новое поколение ступает в пустоту. Не они выходят из имеющейся социальной структуры (как у Парсона или Тернера), а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контр-культуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контр-культур. На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов, они входят в общество, там устраиваются, обретают статус.
Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные структуры. Л. Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. Самойлова поразило их сходство с первобытными обществами, иногда в плоть до мелочей:
"Я увидел - пишет он, - и опознал в лагерной жизни целый ряд экзотических явлений, которые до того много лет изучал профессионально по литературе, явлений, характеризующих первобытное общество"! Для первобытного общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний. У уголовников это "прописка". Для первобытного общества характерны различные "табу". Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах определяющих, что "за падло"... Но главное сходство - структурное :
"На стадии разложения - пишет Л. Самойлов, - многие первобытные общества имели трехкастовую структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой - "мужики" и аутсайдеры - "опущенные"), а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи)".
Схожая структура известна в армейских подразделениях под названием "дедовщина". То же и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Санкт- Петербурге появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: четко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке "Монах", основная масса металлистов, группировавшихся вокруг элиты, и наконец - случайные посетители, забредавшие в то кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе "гопников", то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. Именно "исключенные" сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключенное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть относятся собственно к самоорганизации.
Существует еще другой способ определения (или представления) сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре: через символику. Именно так обычно происходит на уровне обыденного сознания или журналистской практики. Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи" (или панки и проч.), мы, прежде всего, описываем их знаки.
А. Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской газете" изображает тусовку волосатых:
" Лохматые, в залатанной и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают "...
Практически все, что упоминает А. Петров, служит у волосатых опознавательными знаками "своих". Здесь символика внешности: лохматая прическа, потертая одежда, самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика: вышитые цветы (след Цветочной революции, породившей первых хиппи), антивоенные лозунги, типа:
"Любите, а не воюйте"! - знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.
Поведение, описанное в приведенном пассаже: неторопливые прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринужденность - то же знак. Это все форма, а не содержание общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки принадлежности к сообществу. И именно их описывают, желая это сообщество представить. И действительно, наличие особой символики, расцениваемой как "своя", есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоего социального образования.
1 июня 1987 г. Это точка отсчета, конечно, мифологическая (считается, что первого июня 1667 года первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия):
"Они, - рассказывает один из старых хиппи, - вышли, и сказали: Вот мы - представители этого движения, это будет система ценностей и система людей".
Не случайно выбрана и дата - День защиты детей: "Было, - продолжал тот же хиппи, - сказано: Живите как дети, в мире, спокойствия, не гонитесь за призрачными ценностями... Просто приход был человечеству дан, что бы могли остановиться и задуматься, куда мы идем...
Я уже приводила выше список черт, присущих неформальным объединениям, ниже приведены признаки, которые видно "невооруженным" глазом, с точки зрения дилетанта.
б) Основные внешние признаки неформалов.
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженная внутренняя структура.
3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
8) Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
2. История неформального движения.
Причины возникновения.
За период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первых дружинников.
1) Волна неформалитета после революционные годы. Контр-культурные группировки молодежи.
2) Волна 60-е годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы разложения административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).
3) Волна. 1986 год. Существование неформальных групп было признано официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и т.д.), с помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.
Причины возникновения.
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
История возникновения.
неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.
Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".
В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участие в строительстве социалистического государства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населения стало созданное по инициативе В.И. Ленина общество "Долой неграмотность". (ОДН), которое существовало с 1923 по 1936 г. В числе первых 93 членов общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие видные деятели молодого советского государства. Подобные организации имелись на Украине, Грузии и в других союзных республиках.
В 1923 году появилось добровольное общество "Друг детей", которое работало под руководством детской комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся Ф.Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившее под лозунгом "Все на помощь детям!", прекратилось в начале 30-х годов, когда было в основном покончено с детской беспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР) - прообраз советского фонда мира, сформировавшегося в 1961 году.
Кроме названных в стране действовали десятки других общественных формирований: Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество "Долой преступность", Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное общество изобретателей и другие.
В первые годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.
Этот процесс продолжался и в двадцатые годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут").
Выражая свое отношение к различным литературным течения и группам, ЦК РКП(б) в 1925 году подчеркивал, что "партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казнено - бюрократическим псевдорешением. Точно также недопустима декретом или партийным постановлением легализованное литературно - издательское дело какой-либо группы или литературной организации".
В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.
Среди музыкальных организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует, прежде всего, отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов- композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ") и ряд других. Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволяло надеяться на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год). Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов "ЛЦК", литературные группы "Октябрь", "Перевал" и другие.
Окончательно подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературных организаций" (апрель 1932 г). в соответствии с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято "Положение о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным, в котором даны характеристики и признаки общественных организаций).
После принятия этих решений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).
Затем наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации:
Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год. Такова вкратце история самодеятельных общественных формирований. Она позволяет сделать некоторые выводы.
Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать.
Появление современных неформалов.
Вначале отметим, что большинство добровольных общественных формирований перестало отражать интересы своих членов. Увеличение числа и численности общественных организаций сопровождалось ростом пассивной части рядовых членов, которые ограничивали свое участие в работе того или иного общества уплатой членских взносов. Вопросы политики обществ, порядок расходования ими денежных средств, представительство в партийных и советских органах все меньше зависели от основной массы членов обществ и все больше сосредотачивались в руках соответствующих аппаратов и послушных им правлений. Именно эти обстоятельства в немалой степени способствовали бурному развитию различных альтернативных самодеятельных формирований, члены которых, ставили перед собой задачи, созвучные целям ряда обществ, действовали более динамично, гораздо активнее, завоевывая все большую популярность у различных слоев населения.
Главным, определяющим фактором их развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Решение этих задач в рамках прежних общественных формирований было либо затруднительно, либо просто невозможно, и, как следствие, появились новые самодеятельные объединения.
И, наконец, сыграло свою роль снятие ряда неоправданных ограничений на объединения граждан. Результатом всего этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.
Сегодня снова, как и в первые послереволюционные годы, активная жизненная позиция миллионов советских людей стала выражаться в конкретных организационных формах, а главное стала воплощаться в их реальных делах. Об этом я и собираюсь рассказать. Но прежде познакомимся поближе с различными типами неформальных объединений.
В начале скажем несколько слов о главном объекте нашего внимания - о современных неформальных объединениях, т.е. добровольных самодеятельных формированиях, возникших по инициативе "снизу" и выражающих самые разнообразные интересы входящих в них людей. Они весьма неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности.
Что бы дать какую-то более или менее упорядоченную картину таких формирований, можно разделить их на политизированные и не политизированные. Одни из них действительно не имеют политической направленности. У других она едва заметна, и они лишь эпизодически, в силу каких-то определенных обстоятельств, выходят на политические вопросы, которые, тем не менее, не составляют основу их деятельности. Третьи же заняты непосредственно политическими проблемами.
Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство их стремится путем развития демократических институтов, формирования правового государства и тому подобными средствами улучшить, усовершенствовать политическую систему нашего общества, не меняя ее фундаментальных основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения существующего строя. Таким образом, во второй группе можно более или менее определенно выделить социально-прогрессивный и асоциальные, антисоциалистические формирования.
3. Классификация неформалов
Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них неоговорены, численность группировок колеблется.
Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Рассмотрим некоторые из них, с моей точки зрения типичных объединений такого рода.
Рассмотрю поподробнее каждый тип неформальных групп.
1) Асоциальные
Стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки девиз “живем здесь, сейчас и сегодня”, мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма “высокий уровень жизни” - это люди которые умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни. Среди мажоров американцы, фины; рокоббили - это поклонники рок-н-ролла - девиз “сочетание изящества со свободным поведением” байкеры, хиппи, системы.
Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют “пиплами”, “хайрастами” и считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества.
В. Никольский, кличка Юфо:
“Мы способны подойти на улице к какому-то “волосатому”. Я ни разу не видел его, я просто подхожу и говорю: “Привет!” И он отвечает мне тем же... Говорят: вы какие-то странные люди. Почему это вы друг друга знаете? Вы доверяете людям. Они же могут вас ограбить, они могут обворовать, утащить и так далее - понимаете?
... Это говорит только о том, что мы - росток будущего в нашем обществе, потому что вот то воровство, стремление утащить, обворовать - это, видимо, принадлежит прошлому и должно исчезнуть. Я думаю, что вот в этом как раз отличительное свойство “волосатых”
... Мы думаем, что уже сейчас “волосатые” оказали огромное влияние на эволюцию общества. В частности советская рок-музыка, о которой теперь так много говорится, по большей части создана “волосатыми”. Эти люди способны жертвовать последним. Последними шмотками и прочим ради того чтобы создать в стране культуру истинно молодежную.
Замечу, что желание пооригинальничать, которым грешат многие юноши и девушки, имеет свою историю. Многие, похоже, давно забыли, а молодежь 80-х, наверное, никогда не знало о том, что французский поэт Шарль Бодлер красил волосы в фиолетовый цвет. Однако это не мешало ему писать прекрасные стихи.
Принципиальный антиэстетизм был взят в начале 20-го века на вооружение русскими футуристами. Предлагая в своем манифесте “бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности”, В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк и А. Крученых сознательно бросали грубый вызов общества и господствовавшему в то время литературному течению - символизму.
В. Каменский вспоминал: “Вот они все трое появляются в переполненной, гудящей от голосов аудитории политехнического музея, садятся за стол с двадцатью стаканами горячего чая: Маяковский в цилиндре на затылке и желтой кофте, Бурлюк в сюртуке, с расписанным лицом, Каменский - с желтыми нашивками на пиджаке и нарисованном на лбу аэропланом ... Аудитория шумит, орет, свистит, хлопает в ладоши - ей весело. Полиция в растерянности”.
У людей старшего поколения претензии оригинальничающих молодых людей, их потуги на “новизну” вызывают усмешку.
Кто не любит быстрой езды ?
В середине 80-х в столице нашей совковой родины одновременно с музыкой хэви-металл появились крепкие ребята, разъезжающие на мотоциклах, презирающие стражей порядка и правила дорожного движения. Тогда их называли так же, как и поклонников тяжёлой музыки – байкерами, но правильнее было бы их назвать «байкерами».
Кто они?
Движение было не столь многочисленным, как, например, любителей рок-музыки, но отличалось значительной организацией – посторонние в узкий круг не допускались, новые люди проходили строжайший отбор, а попасть к ним мог только физически развитый человек, способный в драке отстоять свои права и убеждения.
Основной упор новоявленные мотоциклисты делали на силу – многочасовые упорные тренировки в спортивных залах сделали их настолько мощными, что противники любых отклонений от нормы с опаской смотрели на группы широкоплечих любителей скорости. Байкеры в свою очередь любили хэви-металл, одевались в том же стиле (косухи, берцы) и служили своего рода охраной на концертах тяжёлой музыки.
Многие байкеры были просто преображенными металлистами, но если любители «тяжести» зачастую учились в ПТУ, то байкером мог стать только более-менее обеспеченный человек – мотоцикл, бензин, пиво и полная независимость требуют денег.
Одним из символов байкеров стал флаг Конфедерации, заимствованный из истории США и символизирующий полную и абсолютную свободу.
Уфимские байкеры
В Уфе байкеров не так много, но, тем не менее, они есть. Они разобщены, разговоры об организации байк-клуба так и остаются разговорами. Вот самые известные из уфимских «королей дороги»:
Герман: представляет собой зрелище не для слабонервных: двухметровый плечистый гигант с длинными волосами. Герман – личность почти мифическая, люди знают про него столько, сколько он позволяет знать.
Сатана: ростом пониже Германа, но также широкоплечий, волосы не отращивает, узнается по тертой джинсовой жилетке, на которой синей шариковой ручкой, написаны имена его любимых групп.
Дядя Миша (Михаил Павлинский): хозяин «Харлея», который стоял в «Гостином дворе», достаточно известный в городе культурист.
Отличает байкеров и определенный “возрастной ценз”: 15-20, реже - 25 лет. Основную массу составляют подростки и юноши 15-18 лет. Большинство их - без водительских удостоверений и потребности в них не испытывают.
Сегодня объединения байкеров существуют практически во всех крупных городах и в подавляющем большинстве средних и малых. Использовать слово “объединение” здесь не вполне правомерно - объединения, как такового не существует. Тем более нет организации байкеров со своей сложившейся структурой. Объединяются они в более или менее постоянные группы, как правило, только для групповых поездок.
Тем не менее, среди байкеров есть свои правила, свой не писанный, но всеми принятый “устав”, свой “кодекс чести”. Выработанные байкерами для себя нормы поведения заслуживают того чтобы остановиться на них более подробно.
Иногда приходится слышать, что байкеры - это молодые любители скоростной езды на мотоциклах. Такое мнение довольно распространено, но не совсем верно. Во-первых, достаточное количество любителей скоростной езды можно обнаружить в многочисленных клубах и секциях, но к байкерам они не имеют никакого отношения. Во-вторых, наличие мотоцикла (и отсутствие прав) еще не делает молодого человека байкером. Для этого необходимо следовать “байкерскому уставу”. Этот “устав” в качестве основного требования выдвигает полное пренебрежение правилами дорожного движения. Для байкеров не только является обязательным не соблюдение правил, но и всячески поощряется их нарушение. Популярна и езда “клином”, когда впереди едет один мотоцикл, за ним - два, потом - три и т.д. “Клин” может двигаться как по “своей”, так и по “чужой”, полосе, мешая все, кто в этот момент, к своему несчастью оказался на дороге. Нормальным, с точки зрения байкера является постоянное превышение скорости.
Пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения распространяется и на тех, кто призван следить за соблюдением этих правил. Неподчинение сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения, попытки “ухода” от патрульных машин и мотоциклов для байкеров - норма поведения. Следует отметить, что сотрудники ГИБДД не пользуются у байкеров особой нелюбовью; точно также они относятся и к водителям - не байкерам и к пешеходам. Не волнует байкеров и самочувствие жителей домов, мимо которых они с грохотом мчатся по ночам. А ведь известно, что в современных многоэтажках слышимость такая, что еще немного - и уже видимость.
Принцип байкера: дорога для меня, и я езжу по ней как хочу. Подавляющее число байкеров вполне искренне считает этот принцип естественным и правомерным.
У байкеров своя “этика”, точнее антиэтика: “Ты на дороге король - езди, как хочешь. Остальные потерпят”. Не редко байкеры утверждают, что их манера езды - единственно возможный для них способ самовыражения, что критикуют их те, кто на мотоциклах никогда не ездил и не представляет, что это такое, а следовательно, и не может их понять.
2) Антисоциальные.
Антисоциальность - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.
Однако действия описанных выше групп блекнут по сравнению с “деятельностью” молодежных “банд”.
“Банды” - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.
В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со “своими девчонками”.
Журналистка Е. Доцук приводит следующий диалог с одним из “пацанов”, полноправным членом одной из московских банд:
- У тебя есть девушка?
- Была бы одна, было бы легче. С ними не разберешься - где “девчонка”, где “крыса”, где девочка. Вдруг за “крысу” “предъявишь”? Сразу с “пацанов” слетишь.
- Что значит “девочка” и “крыса”?
- Девочка - отличница, маменькина дочка. “Крыса” - это все, хуже некуда. Хотя многие из них себя за девчонок ставят.
- “Девчонки” тоже входят в состав “банд”?
- Да. Но у них есть свои группы. Слышали? “Голден герлс” - золотые девочки. “Черные лисы”, “Нейтралочки”.
- Чем же они занимаются?
- Тем же, чем “пацаны”. Дерутся. Весело отдыхают, “ставя на счетчик”, ходят в бары, “травку” покуривают, прикидкой интересуются.
“Травка” - наркотики, которые курят. “Прикидка” - элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юноше или девушке) подходит группа и просит “дать поносить” на время куртку, кроссовки и т.д. можно отказать, но большинство дает поносить. Самым страшным является “счетчик”, когда к одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить “в долг”. С этого момента включается “счетчик”. Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим “счетчик” жестока - от избиения до убийства.
Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться “данниками” “банды”, либо вступать в нее. В ответ на действие “банд” и для борьбы с ними “нейтральная молодежь” создает собственное неофициальное объединение: “Ганимед” в Москве, ОАД (отряд активного действия) в Санкт-Петербурге и д.р. Понять молодых людей, входящих в эти объединения, можно - они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу “сила силу ломит”, они и сами не редко преступают закон.
Только в 90-е годы в нашей стране было официально признано, что существует организованная преступность. Правда, это касалось лишь взрослых. Между тем 40% правонарушений подростков носит организованный, групповой характер.
В последние 30 лет девиантное поведение, принимавшее форму невинных забав, переросло в деликвентное. Изменилась социальная характеристика и структура молодёжных группировок. Прежде они насчитывали 3 – 5 человек, сейчас 50, 100 и более. Так, в Казани в конце 80-х годов совершено 180 групповых преступлений, в том числе 50 случаев массовых драк "стенка на стенку" с применением ножей, самодельного оружия, и "арматуры". В других регионах выявлены сотни группировок.
Численное превосходство (пятеро – семеро на одного) позволяет им безбоязненно (не встречая сопротивления со стороны жертвы) и безнаказанно (возраст уберегает от уголовной ответственности) совершать разбойные нападения, грабежи, хулиганские действия, квартирные кражи. Характерны дела о "налетах на Москву", организуемых приезжими молодежными группами. Как правило, они приезжают утром и сразу начинают "бомбить": совершают разбойные нападения на московских сверстников, грабят и избивают их.
Криминогенные группы различаются степенью организованности. В Татарстане и Молдовии это "конторы". Они образуются по месту учебы, жительства или работы. Их действия носят одноразовый, ситуативный характер. А есть преступные шайки, куда несовершеннолетние входят наряду со взрослыми. В отличие от "контор", шайки (группы "риска", "бизнеса") имеют еще более серьезную антиобщественную направленность и свою организацию, кассу – "общак", из которой финансируют тех, кто попал в заключение, больницу, а так же на похороны "своих". Их возглавляет лидер, как правило, 19 – 22 лет. Далее идут "старики" ( "боевики" ) 16 – 18 лет и наконец "шелуха" – 14 летние подростки.
Мальчики со свастикой.
Думаю, все знают, что среди нас есть те, кто сегодня кричит: “Хайль Гитлер!”, носит свастику и для защиты своих “идеалов” использует вполне фашистские методы.
Кто носит свастику?
Речь идет не о доживающих свой век “ветеранах” вермахта или СС. Это и не молодые недоумки, которые готовы нацепить любую побрякушку, лишь бы она была необычной и блестела. Они родились много лет спустя после так дорого доставшейся нам победы над фашизмом, они наши современники, называющие себя фашистами, действующие как фашисты и гордящиеся этим.
Это скинхеды – "бритоголовые" (от англ. "skin" – кожа и "head" - голова).
Их достаточно легко выделить из толпы. Бритые головы, полностью черная одежда, брюки, заправленные в ботинки. Передвигаются чаще всего группой по 5-10 человек, но можно встретить и одиночек. Днем стараются не показываться на улицах, но вечер – их время.
Себя называют “фашиками”, “фашистами”, “наци”, “нацистами”, “Национальным фронтом” и относят к последователям Адольфа Гитлера. Он - “теоретик” их движения. Некоторые знакомы с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Для большинства же “теоретической” основой служит небогатый набор нацистских догм: существуют “высшая раса” и “недочеловеки”; большинство “недочеловеков” надо уничтожить, а остальных превратить в рабов; прав тот, кто сильней, и т.д.
У гестаповца ”папаши Мюллера” есть достойные ученики, которые в проявлении “врожденного качества человека” - жестокости, пожалуй, превзошли своих учителей.
Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре—декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?”
Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью), включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.) и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 774 чел.)
В своей курсовой я не зря завела разговор об этом исследовании. Дело в том, что время от времени в различных публикациях насаждается мнение о широком распространении среди российской молодежи фашистской идеологии. Что же в этом смысле показывают результаты социологического исследования?
Подавляющее большинство россиян (88,3%) относится к людям, использующим фашистскую символику и исповедующим идеи фашизма, отрицательно, в том числе 62,9% из них — крайне негативно. Относятся положительно к фашистской символике и фашистам лишь 1,2% россиян (в т.ч. очень одобрительно 0,4%); “безразлично” — 10,5% россиян. Ситуацию по возрастным группам отражают данные, представленные на рисунке.
Как видно, основные возрастные “очаги”, где существуют сторонники фашистской идеологии — молодежные группы до 21 года и 22-26 лет. Но и в этих возрастных группах они не составляют того числа, которое бы позволяло говорить о широком распространении “фашистской заразы” в сознании и поведении современной российской молодежи.
Рисунок 1
Доля
представителей различных возрастных групп населения, осуждающих
или одобряющих проявления фашизма в среде российской молодежи, в %
Если говорить о социально-профессиональных группах, то больше всего одобряющих проявления фашизма среди студентов вузов, безработных и рабочих.
Заметим, что сталкиваться с молодыми людьми, исповедующими идеологию фашизма, приходилось лишь 11,7% опрошенных; 77,9% не сталкивались с ними, а 10,4% опрошенных затруднились ответить.
Особо часто сталкивались с молодыми сторонниками фашистской идеологии мужчины — 14,7% (из числа женщин — 9,0%). Вполне понятно, что с подобными молодыми людьми чаще всего сталкивается сама молодежь, чем представители старшего поколения.
Из состава различных социально-профессиональных групп чаще всего со сторонниками идеологии фашизма сталкивалась гуманитарная и творческая интеллигенция (22,8%), студенты вузов (30,9%), военные и сотрудники МВД (27,5%), работники сферы услуг (17,0%).
Рисунок 2
Доля жителей различных
регионов, которым приходилось сталкиваться
с проявлениями фашизма среди российской молодежи, а также
одобряющих это явление, в %
Исходя из полученных результатов исследования, думается, есть все основания сделать вывод, что, несмотря на наличие отдельных “очагов”, где имеются сторонники фашистской идеологии среди молодежи, сколь-либо серьезного масштаба распространения этого явления в России нет.
От себя, в добавление к этой статистике, скажу, что, в принципе, в Уфе нацистов не так много и они не представляют единой сплоченной группы, а собираются человек по 15 – 20. Места встреч, "тусовок" самые различные и в целях конспирации часто меняются. Это и площадь перед Горсоветом, и площадь перед Телецентром; и подвалы домов и детские сады. Единственное место, где вероятность увидеть скинов равна 100% - это микрорайон Сипайлово. Ежевечерне возле бывшего молодежного центра они устраивают "разбор полетов": кто сегодня, кого и чем? Их не волнует зачем, они все знают за что именно и весть о том, что сегодня одним ненацистом стало меньше на Земле, приводит их в восторг...
3) Просоциальные.
Просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально-положительные, приносят пользу обществу. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, памятников архитектуры, реставрация храмов, решают экологические проблемы).
Зеленые - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.
Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение и взялись “зеленые”. Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.
Первый такой комитет по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители творческой интеллигенции. Во многом благодаря общественным движениям был отклонен “проект века” по переброске вод северных рек в Среднюю Азию. Активисты неформальных групп собрали сотни тысяч подписей под ходатайством об отмене этого проекта. Такое же решение было принято по поводу проектирования и строительства АЭС в Краснодарском крае.
Численность экологических неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.
Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей.
4) Неформалы художественной направленности.
Говорят, у каждого поколения своя музыка. Ели это положение верно, то возникает вопрос: музыкой какого поколения является рок.
Рок исполнители пели о проблемах, волновавших бунтующую молодежь: о нарушении гражданских прав обездоленных, о расовых предрассудках и преследовании инакомыслящих, о необходимости социальных реформ, о расширении антивоенного движения в связи с агрессией США во Вьетнаме и о многом другом. Их слушали, их понимали, им подпевали. Одну из самых популярных песен ансамбля “ХУ” “Мое поколение” подпевал весь зал. “Завтра может не наступить!” - повторяли за Дженис Джоплен американские парни, которых посылали умирать во Вьетнам. Рок - исполнители пели о том, что было близко и понятно их слушателям.
Не меньшей популярностью у молодежи пользуются самодеятельные художники. Однако с ними дело обстоит не так уж благополучно.
Москвичи и гости столицы привыкли к выставкам-продажам картин самодеятельных художников на Арбате, в Измайловском парке. Жители Санкт - Петербурга имеют возможность видеть аналогичную выставку на Невском проспекте рядом с екатерининским садиком.
Есть подобные выставки в других городах. Существуют они вполне официально, но позволяют решить незначительную часть проблем, стоящих перед этим видом самодеятельного творчества. А строго говоря, только одну предоставление молодым художникам возможности выставлять и продавать свои картины. Круг проблем, которые они не решают, достаточно широк. Прежде всего к ним следует отнести отсутствие единого центра, который мог бы стать для самодеятельных художников своеобразной творческой мастерской.
Назрела необходимость в установлении отсутствующей до сих пор тесной связи между самодеятельными художниками и местными организациями союза художников. Такое содружество позволило бы существенно обогатить искусство самодеятельных художников, повысить их профессиональный уровень, способствовало бы выявлению более ярких талантов, дарований. Не решен вопрос с информированием общественности о деятельности самодеятельных художников, не проводится обсуждение их картин, разрабатываемых ими направлений творчества. Наконец, выставки хорошо смотрятся в летнее время, но производят крайне жалкое впечатление зимой: крыши над головой (в буквальном смысле) самодеятельные художники не имеют.
5) Компьютерный андеграунд.
Напоследок, рассмотрю сравнительно молодой тип молодежных неформальных групп: компьютерный андеграунд.
Переходя к рассмотрению конкретного сообщества людей связанных с практической математикой, можно сказать, что и данная группа (объединение людей, связанных одной идеей) так же неоднородна. Внутри группы (системы) существует достаточное количество подгрупп объединенных (скованных цепями) более или менее обобщенными идеями.
Наряду с вышеописанной, предложить другую структуризацию компьютерного сообщества. Для этого необходимо употребить сленг, использующийся в компьютерном сообществе. Можно сказать что, современное компьютерное сообщество, может иметь иерархическую структуру, как, в общем, и другая субкультурная система. Итак, на самом низшем уровне стоят, так называемые юзеры (англ. User - пользователь). Это наиболее широкий слой компьютерного сообщества. Далее вверх по пирамиде, стоит группа, называемая «пойнты». За ними следуют так называемые «сисопы» или системные операторы (администраторы). Деятельностью «сисопов» руководят, так называемые «сетевые коммуникаторы».
Упомянутый выше сленг так же является частью описываемой субкультуры, как и любой язык, является неотъемлемой частью общественной группы. Хотя никто не говорит о полном замещении естественного языка сленгом. Сленг лишь дополняет его.
Субкультурный мир компьютерного андеграунда, так же как и другие субкультурные образования, обладает собственным способом и языком общения, из-за того, что субъекты не имеют постоянного личного контакта друг с другом. Как и в обычном мире, написание писем друзьям, знакомым входит в ритуал обмена информацией, так и в описываемом сообществе существуют аналогичные средства. Но, как следствие отсутствия постоянного непосредственного контакта, написание писем (в данном контексте – электронных) стало одним из постоянных способов общения. Более того, появились возможности и средства общения не только между двумя конкретными субъектами, но и в и между группами.
Ш. Заключение.
На этом завершается наше знакомство с неформалами. Мне трудно судить, насколько оно оказалось удачным, но хорошо уже то, что оно состоялось.
У современной молодежи отдых и досуг – ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность от жизни в целом. Здесь отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Тут свой язык, особая мода, искусство и стиль общения. Все больше молодежная субкультура становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные молодежные группы.
«Уйти в неформалы» побуждает молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты по месту учебы и дома, недоверие к взрослым, протест против лжи. Почти каждый восьмой приходит в группу, потому, что «не знал, как жить дальше».
Я хотела бы напомнить, что рассказала только о наиболее массовых и известных неформальных объединениях, а данные мной оценки справедливы лишь на момент написания курсовой. Они, разумеется, могут и, вероятно, будут меняться, поскольку меняются сами неформальные объединения. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас – от нашей поддержки или нашего неприятия того, или иного объединения.
Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства, и совершенствования.
Избрав для курсовой работы столь сложную проблему, я стремилась показать, что наступила пора повернуться к неформалам лицом. Они сегодня реальная и достаточно мощная сила, которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.В. Громов, О.С. Кузин «Неформалы, кто есть кто?», М.,1999
2. В.Т. Лисовский «В каждом ли споре рождается истина?», Казань, 1997
3. «Социология молодежи». Под ред. В.Т. Лисовского, СПГУ,1996
4. «Молодежный экстремизм». Под ред. А.А. Козлова, СПГУ,1996
5. Рябов П. "Стратегия движения: генеральное отступление". Журнал "Община", № 48,1992
6. Шубин А. "Гармония истории", М., 1992
7. Лотман Ю.М. «Несколько мыслей о типологии культуры». В кн.: «Язык культуры или проблемы переводимости», М.,1987
8. Ежемесячный журнал «Ридерз Дайджест» №№ 3, 7-9, 2001 (серия статей «Экстернальная культура. Системщики»)
9. "Неформальные природоохранительные молодежные движения в СССР. Факты и документы". Под ред. Мухачева С.Г., Забелина С.И., Казань, 1993
10. Коротков А.М. «Авария - дочь мента», киноповесть, журнал «Парус», № 5, 1989
11. Исаев А. "Экономическая демократия. Современная идеология традиционных профсоюзов России" , М.,1997
12. Шаранов А.В. «Социология молодежи», М.,1996
13. Шубин А. "Социальная экология", М.,1995
14. Фомичев С. "Прелюдия к анархизму". Журнал "Третий путь", № 44, 1996
15. Юшенков С. "Неформальные движения: общая характеристика и основные тенденции развития", М., 1998
16. Янецкий О.Н. "Социальные движения. 100 интервью с лидерами", М., 1991
17. Петров А. "Пришельцы", "Учительская газета", №11,1993
18. Российский независимый институт социальных и национальных проблем. "Общероссийское репрезентативное социальное исследование": "Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?"
[1] Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи. Социологические исследования. 1991. №1
[2] А. Шубин "Судьба неформалов"\\ М.,1996