Реферат: Социальная работа с гражданами без определенного места жительства

Орловский Государственный Университет

факультет социальной педагогики и социальной  работы

Карпушкина Наталья Викторовна

Социальная работа с гражданами без определенного места жительства.

Курсовая работа

                                                    

                                            
                                                                                               Выполнила

                                                                                       студентка 3 курса

                                                                                        отдел. Социальная

                                                                                         работа группа «Б»

                                                                         Научный

руководитель В. П. Н.

                                                                                     Маева Людмила

                                                                                  Владимировна

Орел, 2004

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

§ 1  Проблема нищенства и бездомности в России и пути ее решения........ 5

§ 2 Работа Дома ночного пребывания «Люблино» за 19996 – 2003 г....... 14

Заключение.................................................................................................... 2 3

Список литературы:...................................................................................... 24

                                      

Введение.

 

Социальная работа в России, общественное и частное призрение  задолго до появления понятия «Экология общественной среды» были обращены к проблемам гармоничного существования человеческой  общности на уровне и теории, и практики. В сфере ее внимания постоянно находились явления социальной патологии. В связи с этим по отношению к ним в России частное и общественное призрение выступало в двух своих основных функциях.

С одной стороны оно выступало в качестве некой формы общественного сознания, которая формировала определенное  общественное мнение к  таким явлениям как профессиональное нищенство, детская беспризорность  и многие другие. Общественное и частное презрение ориентировало на гуманистическое отношение общества к самому себе, способствовало его формированию как единого культурно – исторического и социально – психологического пространства.

В отечественной литературе сложилось стойкое мнение, что нищенство, и тем более профессиональное нищенство, было обусловлено социально – экономическими причинами. Не отрицая этого фактора, в работах прошлых лет находятся и другие взгляды, раскрывающие иные подходы к данному явлению.

Актуальна в этом отношении типологическая характеристика профессиональных  нищих, представленная на рубеже веков А. Левенстимом. К сожалению и сегодня, в новых социально – экономических условиях, оказались живучими «вечные типы» нищих. Они представили других сословий, у них более высокий уровень образования, их социализация проходила в иное  историческое время – но их патогенные качества, ценностные ориентации, асоциальное поведение имеют ту же этиологию, что и у профессиональных нищих рубежа веков.

И все же,  если обратиться к работам А. Левинстима, Свирского, Мещанинова, то можно увидеть: наблюдения, характеристики, сделанные ими по отношению к профессиональным нищим в XIX веке, не утратили своей актуальности. Напротив сегодня, когда практически отсутствует научная литература по данному направлению, они являются ориентирами.

В данной работе прослеживается генезис профессионального нищенства от своих праисторических норм до современного состояния.

Одним из способов разрешения проблемы лиц без определенного места жительства являются открытие домов ночного пребывания.

Целью развития данной категории жилья – представление места ночлега для лиц без определенного места жительства и, тем самым опосредованное  оказание им социальной помощи.

Цель: выявить содержание социальной работы с гражданами без определенного места жительства.

Задачи:

1.   Описать проблему нищенства в истории Российского государства.

2.   Раскрыть формы и методы работы домов ночного пребывания.

3.   Описать опыт работы по оказанию помощи лицам без определенного места жительства.

§ 1  Проблема нищенства и бездомности в России и пути ее решения.

Голосенко подтверждает, что нищенство на Руси насчитывает многовековую и, увы, не завершившуюся историю. Но оно как-то долго не опадало в фокус научных интересов. В знаменитой многотомной «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина о нищих нет ни слова, как будто бы такого явления у нас вообще не было. После поражения в Крымской компании ситуация изменилась, в печати стали открыто обсуждать различные «социальные вопросы»: аграрный, рабочий, женский, национальный и т.п. Дошло и до нищенства [№ 6, с. 71]. Причины происхождение, формы нищенства и меры борьбы с этим социальным злом  привлекают внимание Н. Костьмарова, А. Забелина, А. Щапова, Н. Бочечкарова, М. Воронова, А. Левитова, И. Прыжова.

Подавляющая часть ранних работ о нищенстве носила общий исторический характер. Но постепенно описание генезиса явления переключается на нынешнее состояние сельского и городского нищенства в большом количестве губерний – Московской, Ярославской, Вологодской, Калужской, Пензенской, Орловской, Могилевской, Киевской, Минской, Самарской и Саратовской. Одновременно накапливалась обширная статистика бедности и нищеты, собираемая многочисленными губернским и уездными попечительскими комиссиями и земской статистикой, изучавших быт низов. Тут обнаруживались весьма ценные эмпирические материалы, но они редко осмысливались целостно, в связи с друг другом. Да это было бы  трудно сделать, ведь материал получали с разными целями (часто административными, а не научными) и не под единую гипотезу. Собрать сколько-нибудь удовлетворительный цифровой материал относительно нищих трудно в связи с их скрытостью и нежеланием вступать в контакты с исследователем, которого  они воспринимали как «казенного» человека и откровенно боялись. И все же любые освещения этой стороны русской жизни признавались полезными. «Нищенство должно быть больше изучаемо, чем воспрещаемо!» [№ 4, с. 206]. Накопленный материал не пропал даром, с опорой на него в 90-е годы выходят интересные публикации С. Сперанского, Д. Дриля и  других.

Нищенство: причины и формы данного явления.

Бахтияров указывает, что нищие занимают последние ступеньки социальной лестницы, дальше которых в социальном пространстве опускаться некуда. В экономическом отношении нищие в своей массе – безнадежные бедняки, обреченные на прозябание. Важно даже не только, что их денежные доходы низкие, а то, что они нерегулярные. [№ 3. стр. 74]

В отношении политического показателя данные однозначно гласили: нищие – социальные изгои с абсолютно атрофированными политическими интересами с инстинктивной враждой к непонятному и враждебному им устройству общества, пассивные и апатичные, в неожиданных потрясениях и беспорядках могут принять участие только  как погромная сила. Их глубокое равнодушие к политическим ценностям объективно поддерживалось те, что их собственные правовые гарантии  и защита были поставлены в России, по мнению специалистов, всегда «очень слабо». Более того, с давних пор государственная власть в России практиковала в отношении нищенства только репрессивные (иногда очень  жестокие) меры социального контроля.

Особенность предельно нижней социальной ступенек, занимаемой нищими, отсутствие у нее профессиональных ролей. Не которая часть нищих сочетала эпизодическую трудовую деятельность и попрошайничество, но тогда профессиональные роли не были частью поведения и деятельности нищих. А. Бахтияров описал несколько устойчивых примеров столичных нищих, но они, конечно, имели общероссийское хождение и применялись как действительно убогие, так и прохиндеями. Каждый способ имел на жаргоне нищих свое обозначение:

1.   «На паперти». Это был самый невинный и безопасный способ, т.к. обычно полиция не трогала нищих  у церквей и на кладбищах. Места эти всегда занимались самыми отпетыми старыми нищими, безжалостно изгонявшими конкурентов.

2.   «Стойка» – пребывание на постоянном месте в городе при скоплении людей, но вдали от полицейских глаз. Прием требовал знания человеческой психологии и наблюдательности, т.к. в зависимости от пола, возраста и внешнего вида прохожего приходилось импровизировать, прося то на ночлег, то на хлеб, то на лечение. Кроме того приходилось следить за перемещением городового. В ответ столичная полиция стала переодевать своих патрульных в гражданскую одежду.

3.   «Ход» – движение по городу или железнодорожным пригородным вагонам. Приближаясь к полицейскому, нищий замолкал. «Ходоки» делились на «сухих», презиравших брать не деньгами, и  «савотейщиков», берущих только хлебом. В последнем случае была тонкость. Скромность просьбы – «кусок хлеба, Христа ради» – внешне опрятный вид просящего приносили желаемый  успех. «Савотейщик» не имел облика ординарного нищего – убогого, в рубище и благоухающего давно не мытым телом. Это подкупало. Видно было, что вполне порядочный человек временно попал в затруднение и нуждается в поддержке. Хитрость заключалась в длинном пальто «савотейщика», имевшем огромные внутренние карманы, куда помещалось полтора пуда обрезков и кусочков хлеба. По мере сбора он раздувался, как пузырь, но «своя ноша плеч не тянет». На улице его трудно было заподозрить в побирушестве. А это ему и нужно. Собранную «пошлину» продавали в ночлежные столовые или хозяевам скота в  пригородах.

4.   «Сесть на якорь» – просить милостыню, сидя на голой земле, зимой на снегу, часто притворяясь калекой. Это требовало известного артистизма. Способ доходный, но опасный можно легко попасть в руки городового.

5.   «Круговая» – сбор милостыни в субботу, когда нищие без разбору обходят все лавки. «Суббота – праздник нищих», говорили они сами. И если в этот день лавочники по старорусскому обычаю не отказывали в подаянии, то в другие дни нищие могли услышать: «Бог подаст! У нас по субботам подают!»

6.   «Стрелять по знакомым местам» - совершать планомерный обход домов состоятельных граждан, уже известных своей благотворительностью. «Стреляли» вдвоем. Один в «спецодежде» - без рубашки, пиджак в заплатках  на голое тело, рваные ботинки (обычная одежда оставалась в ночлежке). Он входит в контакт с хозяином дома. Затрепанный вид вызывает жалость, и ему дают старую, но прочную одежду из хозяйского гардероба. Напарник ждет где-нибудь за  углом с мешком, в который набивается добыча. Вечером она продается старьевщикам, специально для этой цели собиравшимся у дверей ночлежек [№ 3 с. 75-88, 96, 193, 200-201].

 

Итак, по трем основным стратификационным критериям – экономическому, политическому и профессиональному, которые упомянуты выше, слой нищих характеризуется отрицательно, он просто паразитируют на том, что у других, верхних слоев, по этим же критериям есть тот или иной социальный вес. Остановившись внизу на долгое время, нищие практически делались жертвами личностной деградации. Крупный исследователь бедности и нищих Д. А. Дриль внес в этом отношении суровый приговор: «Они еще достаточно стойки, чтобы  влачить жалкое физическое и нравственное  существование подонков и отребья общества, но уже не имеют достаточных сил для борьбы за лучшее существование.» [№ 9 с. 27]. Традиционно нищие составлялись из лиц, которые не могли или не хотели работать. «Трудовую мотивацию» последних хорошо иллюстрируют слова босяка: «Чем себя ломать на работе – то, мы лучше постреляем…, по крайней мере спина не будет болеть. Да и мозолей на руках не будет… Мы  люди вольные !» [№ 3. с. 96].

Исследователи давно обратили внимание на социальную гетерогенность слоя нищих, в составе которого обнаружились бывшие дворяне, разорившиеся купцы и мещане, фабричные рабочие, потерявшие место. Но основной массив нищих в земледельческой России составляет выходцы из деревни. Лица дворянского звания получали в городских приютах, ночлежках и пересылочной тюрьме более удобное помещение, рассчитанное на состав до 15 человек. Им выдавались бесплатные казенные бумаги и чернила и разрешалось держать кровати открытыми и отдыхать на них днем; на «черной» половине кровати крепились днем к стене. На каждую кровать полагались тюфяк, набитый соломой, серое байковое одеяло и подушка. Удобства были особенно ценными учитывая скверное состояние здоровья подавляющей части нищих. Но этот отблеск старой привилегированной   жизни не отменял общей деклассированности нищих как столичных, так и провинциальных [№ 3. с.6; 25].

В отечественной дореволюционной социологии всегда были сильны тенденции психологизации общественного бытия. А. Бахтияров, которого поддерживали другие социологи построил типологию нищих на соединении следующих субъективных и объективных моментов: во-первых, на мотивах  нищенской деятельности, как они осознаются самими побирающимися; во-вторых, на личном мотивационном  отношении к нищим того кто им подает, ибо без жалости их побирушество не имело бы места; в-третьих, на возможных практических мерах блокировки и  уничтожения нищенства  на основании двух предыдущих мотивационных установок. Исходя из этого замысла, автол обнаружил шесть различных групп нищих, составляющих сложную стратификационную  композицию  этого слоя в русском обществе на рубеже XIX – XX веков:

1.         лица «злой воли» «притворного лукавства» вполне сознающие безнравственность своей деятельности, но продолжавшие бы заниматься обманным промыслом даже при возможности жить честно. Меры профилактики этой группы только карательные [№ 2, с. 44].

2.         Лица не вполне осознающие аморальность обмана и занимавшиеся им «бессознательно» и добровольно.

3.         Лица, не сознающие позора нищенства и обмана, с ним связанного, вследствие своего «воспитания» улицей, нравственной деформации и физического вырождения. Для этих людей «детей Хитрова рынка» нужны не тюрьмы, а богоугодные заведения, приюты, лечебницы.

4.         Лица, которые  побирались по постороннему внешнему давлению ситуационному, так и персональному.

5.         Лица руководствующиеся религиозными побуждениями. Сбор милостыни расценивается ими как дело «угодное богу».

6.         Лица глубоко убежденные в своем жизненном праве на подаяние, не замечающие, что оно не сообразно с человеческим достоинством. Обычно это глубокие старики и старушки, бившиеся всю жизнь, как рыба об лед, и надеющиеся под конец получить заслуженный своеобразный пансион и отдых от забот и труда.[№ 14, с. 64-66].

1) Возвращаясь к истории Герцен зон описывает, что в настоящее время, в связи со значительными достиже­ниями в области социалистического строительства, в связи с экономическим подъемом СССР, а также в связи с проводимым в жизнь лозунгом революции быта, намечаются решительные шаги в сторону интенсификации борьбы с социальными анома­лиями — в широком смысле слова. С этой целью разрабатывается перспективный план борьбы с нищенством, беспри­зорностью и проституцией. В упомянутом уже постановлении II сессии ВЦИК отмечается в качестве ближайшей задачи «развер­тывание мероприятий по борьбе с нищенством, беспризорностью и проституцией путем организации трудовых колоний и т. п. учреж­дений, с отпуском средств на эту цель по государственному и местному бюджетам». Все это указывает на то, что мероприятия по борьбе с социальными аномалиями получают вполне реальную базу. Если в деле борьбы с преступностью отсутствие плановости зачастую весьма отрицательно отражалось на эффективности соответствующих мероприятий, и ныне ставится вопрос о коренной реорганизации системы борьбы с преступностью на основе ее рационализации и согласования деятельности различных учреждений и организаций, то хотя бы на этом примере, близком рассматриваемым нами явлениям, можно видеть, насколько своевременно и необходимо теперь же при начале работы в области борьбы с социальными аномалиями исходить из начал плановости. Разумеется, планиро­вание борьбы с последними представляет собой весьма сложную проблему, которая везших условиях должна покоиться на строго научных основаниях. [№ 5 с. 68] *

2)  Откуда берется вся эта масса нищих и как долго они на­ходятся в Москве? Вполне естественно, что крупнейший центр — Москва привлекает людей со всех концов. И точно так же, как и во всех областях, и в отношении нищих можно отметить определенную и вполне понятную тягу в Москву. Так, из 312 нищих оказалось 183 человека или 58,6% всего числа прибывших в Москву и проживших в ней от 1 дня до 2—3 лет. Эти данные, несмотря на то, что обследованию подверглась лишь часть московских нищих, все же свидетельствуют о том, что масса московских нищих формируется не столько из населения сто­лицы, но в большинстве своем из деревни и провинциальных городов нашего Союза. Вполне понятно, что столица, в данном случае Москва, является наиболее благоприятным местом для того, чтобы представители этих различных групп населения, как города, так и деревни, начали заниматься здесь нищенством. В этом отношении весьма показательны цифры, которые говорят за то, что из всей массы прибывших нищих в Москву более 60% из них начали заниматься своим ремеслом лишь в Москве. Из каких же мест нашего Союза и зачем, с какой целью прибывают эти лица, вступающие затем на путь нищенства? Из всего количества прибывших в Москву 34,0% их падает на выходцев из центральных губерний (здесь на первом месте стоит Московская губерния, затем идут Брянская, Рязанская, Тверская, Тульская, Калужская, Владимирская, Смоленская, Иваново-Вознесенская, Нижегородская губ. и др.). На другие же районы РСФСР (Северный, Сибирь, Приволжские губ. и др.) падает на все вместе лишь 30,0%. Остальное количество по данным распределялось по союзным республикам (БССР, УССР, ЗСФСР и др.).

Среди прибывших первое место принадлежит зем­ледельцам — здесь их более половины. Деревня, которая вслед­ствие аграрного перенаселения все время наполняет кадры безработных в крупных городах, точно так же занимает домини­рующее место и среди нищих. Второе место принадлежит бес­призорным.

Из прочих социальных групп, прибывающих в Москву, сле­дует отметить лиц случайного заработка, рабочих и др.

Какова же была цель приезда этих лиц в Москву?                                                                                                                  

Наибольшее количество нищих (34,4%), приехало в Москву с целью нищенствования. Эти лица и до Москвы занимались этим ремеслом, но столица их притягивает как место, где нищенством можно заработать больше, чем где-либо. Стремясь в Москву, они надеются получить некоторую помощь от тех или иных государ­ственных организаций (собес, соцстрах), после получения которой они все же продолжают свое нищенство. Среди лиц этой группы большой % падает на нищенство профессионалов.

Почти такое же количество (30,0%) прибывающих в Москву лиц приезжают в столицу с целью найти заработок, устроиться куда-либо на работу. Здесь, главным образом, разорившиеся зем­ледельцы, хотя встречаются и рабочие и представители других социальных групп населения. Эти лица, не учитывая безработицы, которая в Москве больше, чем в других городах, скоро убеждаются в том, что найти в Москве работу приезжему почти невозможно. Но все же эти лица остаются в Москве, ибо возвращаться домой они считают бесполезным, так как это означало бы снова вернуться    к разбитому корыту. Прожив небольшие сбережения, скопленные  с большим трудом на дорогу и на первое время, пока не будет найдена работа, эти лица начинают мало-помалу заниматься ни­щенством, рассматривая свое ремесло как временное занятие, до приискания заработка.

Близко к этой группе примыкает другая, состоящая из лиц, приезжающих в Москву к своим родственникам на жительство. И этих лиц в Москву гонит нужда, недоедание в деревне и они, надеясь на родственников в Москве (дети, братья и др.), у которых можно прожить до приискания работы, в конце концов не найдя этой работы и оставив родственников, начинают нищенствовать.

Далее, следует отметить группу лиц (14,0%), которые приез­жают в Москву с целью устроиться в учреждения социального обеспечения. Это в большинстве своем нетрудоспособные, старики, старухи или же инвалиды войны, которые, не достигнув цели приезда, также начинают нищенствовать. То же самое следует сказать и про незначительную часть беспризорных, которые едут в Москву с целью попасть в детский дом. [№ 1 с. 80-81]

Для уяснения социально-бытового облика современных ни­щих необходимо остановиться на вопросе о так называемых случайных нищих и нищих-профессионалах. Этот вопрос тесно связан с вопросом о нищенском стаже нищих.

Почти половина всех нищенствующих занимается своим ремеслом не более 2-х лет. Наименьшее количество нищие  со стажем более  10 лет. Среди  последних  на­пример,  таких,   которые  нищенствуют   по   15—20  лет. Большая часть нищенствующих являются лицами, прибывшими в Москву или с  целью искать работу, или устроиться  в дом; инвалидов и  по другим  причинам. Вот эта-то группа нищен­ствующих  и   обладает   незначительным   стажем   (не  более  2-х; лет) своего ремесла.*

3) Другое дело, когда идет речь о нищих-профессионалах. К со­жалению, количество таких нищих довольно значительно. В эту группу нищих относятся такие, у которых нищенство стало постоянной и твердой, устойчивой профессией. Здесь уже, конечно, нищенство является основным и единственным средством существования. Обладая в подавляющем большинстве своем весьма продолжительным стажем, эти нищие-профессионалы настолько, оторвались от своего класса, что уже вернуть их на трудовой путь; представляется делом весьма и весьма трудным, если не сказать (а особенно в отношении отдельных случаев) невозможным. Нищие этой группы, сделав своей профессией нищенство, настолько отвыкли от трудового образа жизни, что стали в полном смысле этого слова деклассированными элементами общества. Им чуждо, как общее правило, желание бросить свое ремесло, ибо они считают его почти таким же законным средством существования, как работа прочих социальных групп населения. Они и не стыдятся, как большинство случайных нищих, своей профессии и вполне откровенно говорят о своем ремесле. В этом отношении характерны некоторые ответы таких нищих-профессионалов. На наш вопрос чем занимались — они отвечали: «работал на рукопротяжной фаб­рике», «стрелял» и т. п. Говоря об этих группах нищих, мы должны здесь же оговориться, что иногда в отдельных, конкретных случаях грань между случайным и профессиональным нищим провести бывает довольно трудно. И это вполне понятно, ибо профессио­нальные нищие, конечно, превращаются в них из случайных нищих. В этом-то и кроется угроза со стороны случайных нищих, что они с каждым днем своего нищенского существования все более и более отрываются от своего класса, начинают смотреть на нищенство как на законное ремесло и превращаются в конце концов в нищих-профессионалов. Среди нищих-профессионалов можно наметить две категории, представляющие далеко не одинаковую социальную опасность для общества. Это группа мо­лодых нищих-профессионалов и группа старых нищих-профес­сионалов. Последняя состоит главным образом из стариков и старух, вставших уже давно на путь нищенства или из-за старости и отсутствия средств к существованию, или же по другим каким-либо причинам и доживающих свой век милостыней на улице, у церквей или базаров. И другая — группа молодых нищих-про­фессионалов. Среди них имеются немало лиц случайного зара­ботка, беспризорных и инвалидов. Представители этой группы всегда почти имеют общение с преступным миром, и если некоторые из них еще не совершали преступления, то почти всегда являются хорошими пособниками, укрывателями этих преступ­лений. [№ 18 стр. 84-85]

4) Описывая нищих (бездомных) Повленок, утверждает что, значительную долю бездомных* составляют так называемые бом­жи, т.е. лица без определенного места жительства. В последние годы их число в России резко увеличилось. Только в Москве их насчиты­вается более 30 тыс. Главное место их пребывания — вокзалы боль­ших городов.

Оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой ре­альную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому. Невозможность получить жи­лье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступ­ления (случайные заработки и попрошайничество не выход из по­ложения). Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях. Только в Москве в 1993 г. бомжами совершено в 3 раза больше преступлений, чем в 1992 г.

Значительная часть бомжей в зимний период сосредоточивается в южных городах.

Несколько лет назад бомжей подбирала милиция и определяла в приемники-распределители. Многие из них сами «сдавались» и с удовольствием отбывали в зону. Там они ели, жили, лечились. Но и этой привилегии их лишили в последние годы: из Уголовного ко­декса изъята статья 209 — за бродяжничество. В России торжеству­ет демократия!

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.

Большинство бездомных — одинокие мужчины. Женщины сре­ди бездомных составляют около 10%. Это алкоголички, женщины, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет око­ло 1/5 от всей численности бездомных женщин).

В России из 40 млн. детей (до 18 лет) бездомные составляют не­многим более 1 %. Но их число растет. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечительства родителей. По данным Московского Центра реабилитации детей и подростков, число подкинутых и  заблудившихся детей за период с 1990 по 1993 г. увеличилось на 56%.

Положение детей-бездомных особенно тягостно. В частности,    положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими  родителями — алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают прежде всего    конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений.

Только в 1992 г. в органы милиции Российской Федерации доставлено почти 100 тыс. беспризорных детей, включая бежавших из дома и интернатов. Они ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих.

Для них создаются различного рода приюты, ночлежки, центры     реабилитации и т.д.

Следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт                                                                                                             приют для бездомных детей. Дети приходят сюда сами. Могут уйти.                                                                                                                      Здесь их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь. Учат                                                                                                                    читать и писать. Помогают обрести душевное спокойствие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках,                  усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском                                                                                                                                   возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, отвращение, ненависть к собственному ребенку — это такое явление, которое имело место в прошлом, есть в настоящем и, вероятно, будет и в будущем.[№ 15 с. 225-227]                                                                                                                                                                         

 

       

 

§ 2 Работа Дома ночного пребывания «Люблино» за 19996 – 2003 г.

Дом ночного пребывания «Люблино» организован в сентябре 1996 года приказом комитета социальной защиты населения г. Москвы № 213 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 мая 1996 года № 400.

 Под размещение ДНП было передано три жилых дома № 1 стр. 2, № 2 и № 4 по улице Иловайской, которые в течение 1996  - 2002 года были реконструированы: дом № 1 стр. 2 – под отделение ночного пребывания, дом № 2 – под социальную гостиницу, дом № 4 – под предприятие трудовой адаптации.

В период реконструкции были восстановлены инженерские сети, построена газовая котельная, газопровод, теплосети, трансформаторная подстанция и проложен новый водопровод  до городских сетей водоснабжения.

Вокруг территории ДНП построен новый металлический забор и единая проходная, выполнен большой объем работ по благоустройству и озеленению территории.

Функции ДНП «Люблино».

В соответствии с утвержденным положением в ДНП осуществляется работа по социальной  и трудовой адаптации лиц без определенного места жительства, при этом используются следующие формы социальной поддержки указанной категории граждан:

1       Предоставление бесплатного ночлега и одноразового бесплатного питания.

2       Бесплатная санитарная обработка.

3       Предоставление экстренной и плановой медицинской помощи.

4       Оказание  гуманитарной помощи (одежда, обувь).

5       Регистрация по месту пребывания.

6       Обязательная паспортизация.

7       Гарантированное трудоустройство.

8       Проведение медико-социальной экспертизы.

9       Назначение и выплата пенсий.

10    Оформление в дома интернаты.

Численность проживающих.

Численность за период с сентября 1996 года по март 2003 года занятых койко-мест составляет 642162.

Численность проживающих за эти годы постоянно возрастала с 25-ти человек в 1996 году до 918 человек в 2002 году и за весь период функционирования ДНП «Люблино» составило 2793 человека. Кроме этого около 26 % от этого количества обращались снова за помощью повторно.

Возрастная категория проживающих лиц следующая:

-          лица предпенсионного и пенсионного возраста (старше 50 лет) – 42 %

-          лица в возрасте от 18 до 50 –ти лет, нуждающиеся в социальной опеке – 58 %.

-          имеют не совершеннолетних детей 4,1 %

Пол:

-        мужчин – 64 %

-        женщин – 36 %

 Источниками средства существования являются

-        случайные и временные заработки – 49 %

-        стабильный заработок – 37 %

-        не имеют ни какого дохода (лица от 50 лет и старше, до поступления в ДНП «Люблино» занимались  попрошайничеством) – 14%

жилищные условия бездомных до поступления в ДНП:

-     на вокзалах, на чердаках, в подвалах, на улице – 71 %

-     у знакомых и родственников – 22  %

-     аренда жилья – 7 %

Оценить заболеваемость среди лиц без определенного места жительства крайне сложно, т.к. до поступления в ДНП «Люблино» они были лишены возможности пользоваться медицинской помощью. Из имеющего опыта за период работы с сентября 1996 года по март 2003 года можно привести следующие цифры, отражающие условия жизни бездомных:

-     туберкулез – 29,3 %

-     инфекции верхних дыхательных путей и хронические неспецифические заболевания легких – 22,9 %

-     кожные паразитарные (педикулез, чесотка) и непаразитарные (дерматиты, экземы и др.) – 17,1 %

-     трофические язвы и гнойные раны – 14,6 %

-     травмы и ожоги – 8,1 %

-     кожные венерические заболевания – 8 %

Каждый третий из числа проживающих в ДНП обратившийся  за медицинской помощью страдает той или иной формой заболевая сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь).

Эффективность оказания медицинской помощи лицам, проживающим в ДНП «Люблино» очень высока. За период с сентября 1996 года по март 2003 года смертность среди проживающих составила 1,4 % .

 

Оказание медицинской помощи.

Проводилась целенаправленная работа по выявлению инфекционных заболеваний, таких как туберкулез и гепатит. За период 1996 – 2003 гг. в стационары было направлено более 177 человек по поводу различных форм туберкулеза, 10 человек с гепатитом, 19 человек с различными кожно-венерическими  заболеваниями. Всего к медикам ДНП за указанный период было более 4500 обращений проживающих, с жалобами на различные  хронические, простудные и др. заболевания, более 340 человек госпитализировано (диаграмма № 1)

 

Динамика оказания медицинской помощи лицам БОМЖ

 


1996 г. – 11 чел;

1997 г. – 92 чел;

1998 г. – 128 чел;

1999 г. – 47 чел;

2000 г. – 922 чел;

2001 г. – 968 чел;

2002 г. 1193 чел;

2003 г. (1 квартал) – 1206 чел.

Кроме того, все проживающие ежедневно проходят медосмотр на  предмет выявления педикулеза и чесотки.

 На всех проживающих, оформлены медицинские карты в  том числе на тех, кто зарегистрирован по месту пребывания в ДНП (без проживания). Таким образом, все проживающие имеют возможность получить квалифицированную медицинскую помощь, как амбулаторно (поликлиника № 185), так и в стационаре (ГКБ № 68). Так как подавляющее большинство лиц, проживающих в ДНП подвержены алкогольной зависимости была достигнута договоренность с ГНБ № 19 о создании на ее базе психотерапевтического отделения (отделение № 5). За последние два года более 60 человек прошил курс лечения, многие посещают группу Анонимных алкоголиков.

 

Оказание юридической помощи.

За указанный период юридическая помощь оказывалась всем нуждающимся в ней и вновь поступившим в ДНП гражданам. В период 1996 – 2003 года это была в основном работа по подготовке документов для оформления паспортов гражданина РФ. Более 150 человек получили паспорт (около 80 % через паспортную службу ОВД «Люблино» и около 20 % через Паспортные столы по прежнему месту жительства и Приемник – распределитель «Курьяново»).

В настоящее время много усилий потрачено на установление личности лицам, поступающим в ДНП без документов. Правоохранительными органами эта работа еще не завершена.

За последние 2,5 ода в работе юридической службы ДНП появилось новое  направление – установление подлинных фактов и обстоятельств утраты жилья  и структура, что потребовало дополнительных усилий  по сбору  необходимых документов.  Однако, это позволило оказывать лицам БОМЖ, которые полностью бесправны и лишены, какой-либо социально-правовой помощи, предсудебную и судебную поддержку. На сегодняшний день более 60 человек отстаивают свои права в различных судах г. Москвы, области и в других городах. Подготовлено более 90 исковых заявлений и жалоб. Направлено более 60 обращений в законодательные и исполнительные органы с целью  решения конкретных  проблем нищих проживающих (включая обращения в Мэрию, Московскую Патриархию, Государственную Думу, Мосюрдуму).

Работа юридической службы ДНП проводится в тесном контакте со СМИ благотворительными организациями*, а так же Московской областной коллегией адвокатов, ОРО 11 МУРа по раскрытию мошенничества с приватизацией с приватизацией и продажей квартир, другими учреждениями и организациями, выражающими желание сотрудничать по проблеме защиты прав бездомных.

Оказание гуманитарной помощи.

     С 1996 года до апреля 2003 года около  7000 человек, проживающих в стенах ДНП «Люблино» получили гуманитарную помощь в виде продуктов питания, одежды и обуви: 2000 г. – 2108 человек  получили продукты питания,  641 человек одежду, 810 человек  - обувь; в 2001 году – 1038 человек получили продукты питания, 678 человек – вещевую помощь, 312 человек – обувь; в 2002 году – 1495 человек – продукты питания, 1187 человек получили одежду, 524 человек – обувь; за 1 квартал 2003 года – 750 человек получили продукты питания, вещевую  помощь получили  216 человек, обувь 273 человека (диаграмма № 4) [№ 10]


Трудовая адаптация проживающих лиц БОМЖ.

 

За период 1996 – 2003 год трудоустроено около 3500 человек (в том числе трудоустроенных повторно):

1996 г. – 0

1997 г. – 35 чел.

1998 г. – 48 чел.

1999 г. – 97 чел.

2000 г. – 694 чел.

2001 г. – 748 чел.

2003 г. (1 квартал) – 599 чел.

До 20.03.2001 года через Комитет труда  и занятости города Москвы были  заключены договора по трудоустройству  лиц БОМЖ, проживающих в ДНП. Это, в основном предприятия ЮАВАО г. Москвы: ОАО «Спорт знак», ООО «Обряд», ООО «Р- ТЕХ», «Люблинская кожа». Многие  проживающие в ДНП бездомные  граждане и по сей день  продолжают трудиться на выше перечисленных  предприятиях. Среднемесячный заработок лиц БОМЖ на этих предприятиях составляет 4500 – 6500 рублей. Заключен договор со  столовой ОАО ГПЗ-2, где проживающие получают горячее питание по талонам.

 В третьем квартале 2003 г. начато освоение нового  учебно-производительного корпуса. Открыта швейная мастерская и мастерская художественных промыслов. Основная задача создания этих мастерских – психологическая, социальная адаптация проживающих путем привлечения к творческому процессу. На данном этапе современного развития арттеропия  помогает изменить образ мыслей, чувств в ходе психологической работы, а значит поможет изменить сущность любого человека, помогает ему  вновь поверить в себя, в собственные силы.

Мастерская художественных промыслов работает в нескольких  направлениях – это народные промыслы, живопись, макеты, плакаты, изготовление и роспись керамики, бонсай, изделия из природных материалов, основы мозаики. Большое внимание уделяется оформительской работе для нужд ДНП.

В мастерскую приходят люди с разным уровнем подготовки, но для каждого находятся интересные задания и возможность повысить свой уровень знаний.

Многие прошли через места лишения свободы и там впервые познакомились с рисунком. Может быть и не вполне  осознано, но они поняли, что занятие искусством тот поплавок, та рука, которая поможет  им вновь стать на ноги и обрести смысл в жизни [№ 10]

 § 3  Опыт работы по оказанию помощи лицам БОМЖ.

 

Работа по социальной реабилитации бездомных необходима потому, что человек, по какой-либо причине, потерявший регистрацию по месту проживания (т.е. бездомный в настоящий момент), теряет часть своих  гражданских прав, т.к. законодательно этот человек не описан (нет юридической дефиниции «бездомный»). На основе нормативных актов и  социальных программ исполнительной власти «привязана» к конкретным субъектам, которые в свою очередь взаимодействуют с людьми, постоянно проживающими на данной территории. В результате этого бездомный человек становится «невидимым» для субъектов исполнительной власти и их социальных программ. Выходом из этого положения является работа в 2-х направлениях: с одной стороны это законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей, с другой это законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей, с другой стороны это  комплекс мер, направленных на «вытаскивание» бездомного из низшей социальной страты и обретение им либо регистрации по месту проживания, либо регистрации ее заменяющей позволяющей предоставить полный пакет социальной защиты  гражданина РФ.

ДНП «Люблино» практически изначально  начало выполнять   функции не свойственные обычному дому ночного пребывания, работающему в режиме места для ночлега. В ДНП «Люблино» появились бездомные   инвалиды, которых невозможно выставить на улицу после предоставленного ночлега. Кроме того, началась работа по прохождению медицинской комиссии подготовке к переводу в другие стационарные учреждения социальной защиты восстановлению документов, утраченных пенсий, по возрасту, инвалидности и т.д., которая требует работы проживающего в непосредственном контакте со специалистами по социальной работе, психологом в дневное время. Дом ночного пребывания начал функционировать, как дневной стационар. Следующим этапом работы по ресоциализации бездомных стало их трудоустройство на предприятиях г. Москвы. Как показала практика, это является наиболее действенным место дом на пути ресоциализации бездомного человека т.к. в производственном цеху, включенных в технологическую цепочку  производственных отношений наряду со всеми остальными участниками, человек на время работы получает равный с остальными социальный статус.

В работе с бездомными страдающими от  алкоголизма, был создан и работая с 2000 г. по 2001 год – консультативный пункт по вопросам  работы по освобождению от химических зависимостей. Периодически больные алкоголики направляются на лечение в закрепленных за ДНП «Люблино» наркодиспансеры.

За последние 2 года специалистами ДНП «Люблино» было освоено новое направление в работе по оказанию социальной помощи  бездомным.

К этой категории, зарегистрированных по месту пребывания в ДНП «Люблино»  относится 143 человека. Прежде всего, это семьи имеющие малолетних детей, лица престарелого возраста и инвалиды, за которыми осуществляют уход дальние родственники, молодые семьи, образовавшиеся в стенах нашего учреждения, молодые люди, потерявшие жилье, но уже имеющие хорошо оплачиваемую работу, дающую им возможность арендовать жилье.

С осени 2001 года при ДНП «Люблино» стала создаваться система компьютерного учета бездомных проживающих в ДНП «Люблино». В связи с продолжающейся работой по ведению  учета проживающих, постоянно усложняющимися задачами получения различных статистических данных по проживавшим когда-либо и проживающим  в настоящий момент в ДНП «Люблино» лицам, все возрастающей доле использования в подготовке различных документов компьютерной техники, возникла необходимость создания системы управления  базой данных (СУБД) или ДНП «Люблино».

Задачами, разрабатываемой СУБД являются:

1.   Вести учет по каждому проживающему с момента его поступления в ДНП «Люблино»;

2.   Полностью автоматизировать подготовку отчетов, справок, запросов, оформление направлений и т.п., систематизировать документооборот;

3.   Автоматизировать контроль за оформлением документов;

4.   Автоматизировать подготовку и заполнение табелей учета проживающих;

5.   Автоматизировать отчеты по оказанию проживающих социальной, юридической и медицинской помощи;

6.   Автоматизировать систему персонального тестирования проживающих;

7.   Создание возможности для получения различных статистических данных по хранимой информации в базе данных;

8.   Создание и автоматизация единой системы отчетности перед Департаментом социальной защиты населения города Москвы;

Для реализации этих задач необходимо:

1.      Формирование технического задания для разработчика СУБД;

2.      Создание локальной компьютерной сети (ЛКС) ДНП «Люблино».

3.      Приобретение и установка сервера ДНП «Люблин»

4.      Создание информационно-аналитического отдела ДНП «Люблино»

5.      Создание интернет сайта ДНП «Люблино».

6.      Постоянное администрирование ДНП «Люблино».

В настоящее время существует сложившийся стереотип отношения к бездомному человеку, как к опустившемуся алкоголику или наркоману. При этом этот стереотип наложен на др. стереотип – отношения к страдающему от какой-либо зависимости человеку не как к больному, а как к распущенному человеку.

Как показывает практическая работа и проведенный сбор статистических данных, среднестатистическая доля людей имеющих высшее образование, составляет 10 % от общего количества бездомных.

Таблица Образование (%)

За 2002 г. За первый квартал 2003 г. В настоящий момент
Н. Среднее 60 10,67 53,15
Среднее 20,15 19,4 27,5
Средн. спец. 10 10 9,2
Высшее 9,9 9,06 10,7

За время существования ДНП «Люблино» через него прошли люди различных социальных слоев. Здесь были и учителя, продолжающие преподавать в учебных заведениях, и признанные художники, продолжающие работать и выставляться, и журналисты продолжающие писать и печататься, и представители научного мира, и представители структур власти, продолжающие работать на своих рабочих местах. Это не алкоголики, а люди продолжающие занимать активную социальную позицию, несмотря на «пресс» общества и потерю части своих гражданских прав. Все это показывает, что бездомным может стать любой человек, но вот «вылезти» и вернуться в социум, может только сильный, и то при условии получения им надлежащей помощи.

Отношение общества и больным и бездомным – показатель социального здоровья самого которое в большой степени зависит от работы «Четвертой власти» т.е. СМИ. Отношение к работе  со СМИ в ДНП «Люблино» очень осторожное. Корреспонденту, прежде чем попасть сюда, необходимо согласование своей работы в Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Вместе с этим совершенно очевидно, что без постоянного, всестороннего освещения проблемы бездомности и ее составляющих, изменения общественного отношения к проблеме социального выздоровления, в том числе и среди непосредственно работников и руководителей социальной сферы, нищих никаких изменений в лучшую сторону по проблеме бездомности, ждать не приходится. Для начала решения проблемы необходим «творческий союз» между СМИ, бездомными и различными структурами, работающими с бездомностью в целом и бездомными в частности [№ 10].

Заключение.

Рассмотренная проблема помощи гражданам без определенного места жительства является актуальной в настоящее время. Продолжается рост численности бездомных. Бездомный – это человек, лишенный порой не только права, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

В 1996 году был организован Дом Ночного пребывания «Люблино» приказом Комитета социальной защиты населения г. Москвы. Численность проживающих постоянно возрастает.

В ДНП «Люблино» гражданам без определенного места жительства предоставляется:

-     медицинская помощь (подготовка документов для оформления паспортов и т.д.);

-     гуманитарная помощь (в виде продуктов питания, одежды и обуви);

-     помощь в трудоустройстве и т.д.

Конечно же создание домов ночного пребывания не решает всех проблем граждан без определенного места жительства, т.к. многие их них просто сбегают оттуда. Поэтому к бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с этими (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе.

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д.

Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы – это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

Список литературы:

1.   Антология социальной работы. Т.2. Феноменология социальной патологии. Сост. М. В. Фирсов. – М.. Сварочь – НВП СПТ, 1995.- 400 с.

2.   Ануфриев К. И. Нищенство и борьба с ним. СПб. 1913 – х, 248 с.

3.   Бахтияров А. Босяки. Очерки с татуры /СПб.: Изд. Ф. И. Митюрникова, 1903 г.

4.   Вопросы о нищенстве. Внутренняя хроника. //Неделя 1879 № 7-8.

5.   А. Герцензон. Нищенство и беспризорность /Антология социальной работы. Т. 2. 1995 г.

6.   Голосенко И. Нищета и нищенство //Российская провинция. 1995. № 2.

7.   Голосенко И. Нищенство как социальная проблема // Соц. – 1996 -№ 7 с. 27-35.

8.   Горбунов А. В. Борьба с нищенством и бродяжничеством. М. 1909 г.

9.   Дриль Д.  Бродяжничество и нищенство, и меры борьбы  с ними. СПб.; Тип. Я. А. Канторовича 1899 г.

10.       Информационно-аналитическая справка о работе Дома ночного пребывания «Люблино» за 1996-2003 гг.

11.       Кускова Е. Д. «Беспризорная Русь». //Сов. Педагогика. – 1990 - № 10 стр. 122-131.

12.       Линев Д. А. Причины русского нищенства и необходимые против них меры. СПб.; Тип В. Демакова, 1891г.

13.       Максимов Е. Бродячая Русь. Христа ради. СПб.; Т-во «Общественная польза» 1877 г.

14.       Максимов Е. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним – СПб.; 1901 г.

15.       Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П. Д.Павленок. – М.; ИНФРА – М, 1999. – 368 с.

16.       Смирнов И. Н. На борьбу с нищетой. Омск 1924 г. – 12 с.

17.       Соарес  К. С. Общество в процессе изменения. //Социологические исследования.-1991 г. - № 12.

18.       Сперанский С. В. К истории нищенства в России. – СПб.; 1897 г.

19.       Труды Первого съезда русских деятелей по общественному и частному презрению 8-13 марта 1901 г. –СПб.; 1910 г.

20.        Хевшин. Массовое общество в XX веке // Социс.-2001г. № 7 стр. 3-12.

21.       Чистяков П. С. Нищета и нищенство. – СПб.; 1908 г. – 28 с.

 

 

 



* Печатается по А. Герцензон Нищенство и беспризорность. – М., 1929

* Максимов Е. Бродячая Русь. Христа ради. СПБ. 1877.

* Бездомность – явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования

* Фонд помощи бездомным «Берег», «Соучастие в  судьбе». «Гражданское содействие», «Рука помощи»)