Реферат: Таможенная политика

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКДЕМИЯ ТУРИЗМА

ТУРИСТСКИЙ УНИВИРСИТЕТ
ДМИТРОВСКИЙ ФИЛИАЛ 


КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По предмету: Экономическая теория

На тему: “Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы
Таможенной политики”

Выполнил:
студент III курса РМАТ

Астанков В.Ю.

Проверил:

Ярыгина О.В.

ДМИТРОВ

2003

I. ВВЕДЕНИЕ

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

        Путем разумных протекционистских мер таможенная служба  оберегает национальную промышленность.

        В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала  " открытой ",  а  государственные  границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ",  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

        В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

            Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи,  поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов    налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся  российским  экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование,  ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

        За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие  для  таможенного дела  документы,  как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

        Нормы и положения,  содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым.  Следовательно, создана  правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности,  интегрирования России в мировое хозяйство,  ее участие в развитии международной производственной кооперации.

       Возросла роль  Государственного  таможенного  комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства.  Внедрение  новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления , организация контроля  за  их  поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

С 1994 года Государственный таможенный комитет  практически  осуществляет таможенно-банковский  валютный контроль.  Системой валютного контроля, на основе информационного обмена более чем с тысячью уполномоченных банков и их филиалов, охвачены валютные операции экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений ( в 1991 г. было 2 ), 150 таможен ( в 1991 г.  - 84),  503 таможенных поста ( было 122 ).  Сегодня таможенная служба России - это   53800 сотрудников ( было 8288 ).

       Такая система  таможенных  органов  позволяет  осуществлять  свои функции на всей территории России.

       Главными направлениями деятельности таможенной  службы  России, как  это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются:  осуществление фискальной и правоохранительной  функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

II. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

История таможенной политики неотделима от социально-политических идей, изложенным в философских концепциях Ману, Хаммурапи, Веданты, Будды, Конфуция и других мыслителей прошлого. Они первыми на основе известных заповедей, обычаев и нравов обосновали идеи о правилах человеческого бытия, отражающих содержание отношений, складывающихся между людьми, в том числе и в области регулирования торговли.

В таких государствах, как Шумер, Вавилон, Древний Египет, Индия торговая политика выражала в основном интересы царя, фараонов, главных жрецов, браминов или очень узкого круга приближенных. Однако, по мере развития городов-государств торговая политика начинает отражать не только интересы более широких слоев населения, но и разделяться на внутреннюю и внешнюю торговую политику государства. Таким образом, начинают зарождаться государственные институты -прообразы будущих таможенных служб, имеющие свою политику в области регулирования внешнеторговой деятельности. Причем таможенные институты становятся тем связующим звеном, которые объединяют экономические интересы внутренней и внешней политики в целом. Такое положение всегда отражало сложность проведения самостоятельной таможенной политики, ограниченного участия таможенных органов в ее определении и разработке.

Впервые понятие таможенной политики появляется в период раннефеодальной монархии (V-IХ вв.) в Западной Европе, который характеризуется группировкой формирующегося класса феодалов вокруг политически укрепившейся королевской власти. Таможенная политика сводилась прежде всего к предоставлению различных видов таможенных услуг пошлинного характера - дорожных, мостовых, портовых, конвойных, рыночных и других, выражавшихся в устройстве и обеспечении безопасности дорог, рек, мостов, пристаней, рынков. За оказываемые услуги верховная власть взимала соответствующие дорожные, мостовые, портовые, конвойные и другие сборы.

Вместе с тем историками отмечается тенденция превращения таможенной политики в средство для насильственного регулирования товарообменных процессов.

Особенно это проявилось в период сеньориальной монархии в Европе (Х-ХIII вв.), когда феодальная раздробленность и переход власти от короля к отдельным феодалам сопровождалась появлением удельнокняжеской таможенной политики. В этот период, кроме упомянутых видов таможенных сборов существовала плата за повреждение травы и мха у дороги колесами повозки; за порчу берега судами; за проход не только по мосту, но и под мостом; за плоды, сорванные проезжающими и т.д. Все эти сборы не имели никакого пошлинного характера, поскольку не оказывались услуги. Следовательно, в данный период таможенные пошлины не имели признаков услуг и стали откровенным побором. "Эти услуги, - по мнению известного исследователя таможенного дела Кулишера И.М., -являлись... новой формой грабежа, грабежа постоянного, правильно организованного".

В период абсолютной монархии (ХУ1-ХУП вв.) происходит разложение феодализма, усиление государственной власти и зарождение капиталистических отношений. Таможенные пошлины начинают постепенно превращаться в протекционисткие с целью защиты национальных товаропроизводителей. На базе капиталистических отношений формируется таможенная протекционисткая политика.

Таковы основные этапы истории таможенной политики в Европе.

Формирование же таможенной политики в Киевской Руси наблюдается в XI веке, когда начался процесс разрушения ее целостности, приведший к фактическому распаду государства на отдельные земли. Как и в Европе таможенная политика Киевской Руси отождествлялась с взиманием таможенных пошлин. Удельные князья стали широко практиковать собственные системы таможенных пошлин, используя их в целях личного обогащения. Наибольшее распространения получили два вида пошлин - проезжие и торговые .

Проезжими пошлинами являлись:

1.   мыт - основная пошлина за провоз товаров, составлявшая от 0,5 до 1,5 копейки с воза;

2.   посаженное - разновидность мыта, взимавшегося в зависимости от величины воза в саженях - чем больше воз, тем больше был размер посаженного;

3.   промыт - штраф за попытку уклонится от уплаты пошлины, который взимался в размере двойного мыта (прообраз нынешнего штрафа за нарушение таможенных правил);

4.   заповедь - штраф с купца как личности за попытку уклонится от уплаты пошлины;

5.   годовщина - сбор с находящегося в возу человека (пассажира), размер которого в разной местности существенно различался и доходил до трех копеек с человека;

6.   костки - иногда собиравшийся сбор с людей, сопровождавших товар, в размере 0,5 копеек с души;

7.   задние калачи - сборы, взимавшиеся с купца и сопровождающих его лиц при возвращении после распродажи товаров в размере 0,3 копейки с человека.

Торговые пошлины были представлены следующими разновидностями:

1.   замыт - сбор за право торговать определенным товаром, размер которого составлял 0,5 копейки с каждого рубля стоимости товара (прототип нынешней адвалорной пошлины);

2.   явка - сбор с торговца в размере 0,5 -1,5 копейки за предъявление товара на заставе (своеобразный прототип нынешних сборов за таможенное оформление);

3.   амбарное - сбор за наем амбара под товар на гостином дворе в размере 0,5-2 копейки за неделю хранения;

4.   гостиное - сбор за наем торгового места на гостином дворе.

взимались также другие пошлины и сборы.

Принятый в 1653 году в рамках реформирования таможенного дела Торговый устав заменил существовавшие многочисленные сборы единой рублевой пошлиной в размере 5% с цены товара и 10% с цены соли.

По мнению многих исследователей, таможенная политика в России наиболее ярко проявилась с утверждением Новоторгового устава в 1667г., который можно рассматривать как первый в России таможенный инструмент в виде таможенного тарифа. Указ стал важнейшей вехой таможенной реформы в России, документом, положившем начало перестройке таможенного дела в соответствии с требованиями внешней и внутренней экономико-торговой политики развития государства.

Период активного становления таможенного дела в России (ХУ11-Х1Х в.в.) характеризовался противоречивостью интересов внутренней и внешней политики России, когда повышение таможенных тарифов сменялись существенным их снижением. С зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государство окончательно берет на себя управление внешнеторговой деятельностью, отделяя мелкие княжества и церковь от регулирования этой доходной сферой деятельности. Принятый в 1724 г. Петром I явно выраженный протекционистский тариф в интересах отечественной промышленности устанавливал высокие таможенные пошлины на товары, производство которых в Росси или уже было освоено, или находилось в стадии зарождения. Ставки таможенных пошлин, взимаемых с цены товара, находились на следующих уровнях:

75% - при ввозе железа, парусины, шелковой ткани, а также на воск, сухие кожи, пергамент и т.п.

50% - на полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро;

25% - шерстяные ткани, железное оружие;

4-10% - на товары, не производимые в стране.

Тариф 1782 года вообще освободил большинство импортируемых в Россию товаров от пошлин, а с попадавших под его действие сравнительно небольшого количества товаров взимался сбор в размере 10% их стоимости.

Следующее очередное введение повышенного импортного таможенного тарифа произошло в 1822г., сменившееся периодом либерализации внешней торговли в начале 2-й половины XIX в.

И, наконец, в 1893г. принимается закон о двойном таможенном тарифе, по которому товары из стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита российских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто, выражаясь современным языком, представил российским товарам режим наибольшего благоприятствования. Этот закон был по существу направлен против Германии, которая в ответ повысила пошлины на товары из России на 50%. Реакцией российского правительства стало увеличение ставок пошлин на германские товары до 100%, что привело к русско-германской войне, которая завершилась заключением в 1894 году десятилетнего торгового договора.

Таким образом, формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.

В послереволюционный период с 1918 по 1924гг. таможенные институты последовательно переподчиняются Наркомфину, Наркомату торговли и промышленности. Наркомату внешней торговли, что отрицательно сказалось на таможенной политике в целом. В течение 30-х и 60-х гг. нынешнего столетия в России проводится линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Таможенным учреждениям по существу была вменена функция регистратора факта прохождения через государственную границу страны внешнеторговых грузов, отправленных специально на то уполномоченными внешнеторговыми объединениями, поскольку даже расчет по таможенным пошлинам за эти товары осуществлялся централизованно практически без участия таможен.

А в это время таможенная политика европейских стран и США продолжала совершенствоваться проведением следующих мероприятий:

1.   Заключение в 1947г. в Женеве Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

2.   Внедрение в 1950г. Брюссельской таможенной номенклатуры товаров.

3.   Дифференциация обложения и способов взыскания таможенных пошлин (в зависимости от степени обработки и страны происхождения).

4.   Создание свободных таможенных зон и союзов и т.д.

Новые подходы во внешней и внутренней политике России в последующие годы предопределили и соответствующие меры в таможенной политике. В 1961 и 1981 гг. появляются новые таможенные тарифы, а в 1986г. происходит преобразование Главного таможенного управления (ГТУ) Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.

С 1991г. маятник торговой и таможенной политики России вновь качнулся от жесткого протекционизма в сторону крайне либеральной свободной торговли. В этот период таможенная служба России делала все возможное, чтобы уравновесить "недостаточно взвешенную политику открытия товарных и финансовых рынков, приведшую к тому, что негативные тенденции продолжают иметь место и в настоящее время.

В 1992г. создается Государственный Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ). А в 1993г. принимаются новый Таможенный кодекс и Закон "О таможенном тарифе", способствовавшие реализации намеченной таможенной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Основная часть

1.Цели и функции.

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

  • участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;
  • осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

2. Таможенные платежи

В Таможенном кодексе РФ (ст.11О) определены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.

Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в развитых государствах и в России.

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов; протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары; преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежных государствах были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 1 июля 1993 г. В нем регламентированы положения, связанные с формированием и применением таможенного тарифа Российской Федерации.

3. Таможенный тариф Российской Федерации

Основными целями таможенного тарифа (ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе») являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможенной территорией Российской Федерации.

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (ст. 18, пункт 19 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта) товаров с этой территории.

Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом (ст. 3, пункт 2).

Так например, в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, предельные ставки ввозных таможенных пошлин определялись Верховным Советом РФ. В соответствии с этим Постановлением ВС РФ No 5005-1 от 21 мая 1993 г. (в этот день Президентом РФ был подписан Закон РФ «О таможенном тарифе») предельные ставки ввозных таможенных пошлин для указанной категории стран были установлены в размере 100% от таможенной стоимости товара.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна-производитель которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое (ст.3, пункт 2), за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона (ст. 34-37).

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ (см. приказ ГТК РФ от 24.06.96 №258), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от установленных.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, устанавливаются Правительством РФ (ст. 3, пункт 3).

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ может устанавливать сезонные пошлины (ст. 6), срок действия которых не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.

И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные (ст. 7-10).

Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Ставки особых пошлин устанавливает правительство РФ. Следует отметить, что применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т.к. требует предварительного и сложного расследования, осуществляемого по инициативе государственных органов управления РФ.

Своего рода несущей конструкцией Закона РФ «О таможенном тарифе» является таможенная стоимость товара, используемая для: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ (ст. 5, пункт 6).

Из положений, характеризующих порядок определения таможенной стоимости товара, порядок и условия ее декларирования и др. (ст. 12-17), особо выделим следующие:

  • система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ;
  • порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливает правительство РФ. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливает также правительство РФ, но на основании положений данного Закона;
  • таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации;
  • при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные данным Законом;
  • начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Важно отметить, что на основе таможенной стоимости товаров и транспортных средств исчисляются, кроме того, НДС, акцизы, и таможенные сборы (ст. 117 Таможенного кодекса РФ).

Поэтому характеристике методов определения таможенной стоимости товара посвящен целый раздел Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. 18-24).

В ст. 18 говорится, что определение стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод); по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Принцип их применения следующий: если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

При знакомстве с основным методом определения таможенной стоимости товара следует обратить внимание на два момента:

  • на перечень и содержание тех расходных компонентов, которые должны быть включены в цену сделки, если они не были ранее в нее включены;
  • на характеристику условий, при наличии которых основной метод не может быть использован для определения таможенной стоимости.

При изучении методов по цене сделки с идентичными и однородными товарами важно учитывать признаки идентичности и однородности товаров. Тщательного анализа заслуживают и методы на основе вычитания и сложения стоимости. В первом случае в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара (требования к ней указаны в ст. 22, пункт 2) с вычитанием из нее определенных расходных компонентов. Во втором случае в качестве такой основы принимается цена товара, рассчитываемая путем сложения стоимости трех групп компонентов. Резервный метод вступает в силу тогда, когда таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения предыдущих методов или когда таможенный орган аргументированно считает, что предыдущие методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы. В этом случае таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики ценообразования (ценовую информацию декларанту предоставляет таможенный орган).

Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определению страны происхождения товара, принципы которого основываются на существующей международной практике (ст. 25-33). Обратим внимание на ключевые положения:

  • страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории,
  • страной происхождения товара является страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным Законом. В ст. 27 приведен перечень товаров (из 9 пунктов), считающихся полностью произведенными в данной стране, а в ст. 28 сформулированы критерии достаточной переработки товара в данной стране и названы операции, не отвечающие критерию достаточной переработки;
  • для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара (ст. 30, пункт 1); обязательное предоставление указанного сертификата необходимо при ввозе товара на таможенную территорию РФ в случаях, указанных в пункте 3, ст. 30, в ст. 31 перечислены сведения, которые должен содержать сертификат о происхождении товара;
  • сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении; товары, происхождение которых не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа РФ.

Специальный раздел посвящен предоставлению тарифных льгот (ст. 34-37). Здесь определены существо и виды тарифной льготы ( тарифной преференции); указаны товары, подлежащие освобождению от пошлины; зафиксированы условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот в отношении определенных государств и определенных товаров.

И, наконец, в свете проработки вопроса о присоединении России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) чрезвычайно важной представляется последняя статья ст. 38) Закона РФ «О таможенном тарифе», в которой записано: «Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения».

Практически все страны, участвующие в международной торговле, используют таможенный тариф как одно из важных средств регулирования внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение, не было в прошлом, нет и в настоящее время. Однако при решении вопросов об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин необходимо учитывать полученные из мирового опыта следующие выводы.

  1. Таможенные тарифы чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран, в том числе и той, которая является их инициатором.
  2. Как правило, к цели, достигнутой с помощью учреждения тарифов, можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами.
  3. Отклонения от политики свободной торговли оправданы в случаях:
    1. если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш;
    2. когда в экономике страны существуют внутренние неразрешимые проблемы, введение тарифа может оказаться порой полезнее, чем экономическая пассивность;
    3. когда в стране возникают отдельные чисто внешнеторговые проблемы, введение таможенных тарифов иногда является эффективнее любых других экономических мероприятий;
  4. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующим с импортером, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается.

Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей в международной торговле используются и так называемые нетарифные ограничения (нетарифные барьеры). Последние можно классифицировать по следующим группам: барьеры экономического характера; барьеры административного характера; установление монопольного (государственного) канала для импорта; технические н другие специальные требования.

Барьеры экономического характера включают антидемпинговые меры, налогообложение, меры валютного и финансового характера. Налогообложение в рассматриваемом аспекте представляет собой введение различного рода налогов и налоговых платежей с импортеров, широко используемых в международной торговле. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера в некоторых странах;
  • налог с оборота (или налог на продажу);
  • скользящие компенсационные сборы; налог на потребление; акцизные сборы;
  • специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;
  • сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза (различаются по видам, ставкам и способу обложения);
  • гербовый сбор;
  • статистический сбор;
  • сборы на развитие национального экспорта;
  • благотворительный сбор;
  • лицензионный сбор;
  • консульский сбор и др.

К мерам валютного и финансового характера относят:

  • множественность валютных курсов;
  • налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;
  • импортный депозит;
  • систему предварительной оплаты пошлин и налогов.

Не одно десятилетие существуют и барьеры административного характера, которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мер включены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения и лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.

Наибольшее распространение получили квоты, или количественное ограничение объема иностранной (отечественной) продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну (или к вывозу из страны). Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещает нелицензированный импорт (экспорт).

Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные. Распространены следующие виды лицензий:

  • разовая индивидуальная;
  • генеральная; лицензирование с целью наблюдения;
  • выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;
  • обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на внутреннем рынке;
  • выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной деятельности;
  • выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;
  • лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции и др.

В группу технических и других специальных требований включают: национальные стандарты, системы сертификации и прочие нормы; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и эдравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товара.

В современных условиях все без исключения государства регулируют свою внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифные ограничения. Покажем это на примере США. Характиристика конкретных мер тарифного и нетарифного регулирования дана по состоянию на 1992 г.

С точки зрения абсолютных объемов внешнеторгового оборота США самая крупная торговая держава мира.

Основным средством регулирования импорта США является обложение товаров при ввозе таможенными пошлинами. Размер такого обложения определен Таможенным тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура таможенного обложены установлены Законом о тарифах 1930 г., в который периодически вносятся изменения, приводящие его в соответствие с торгово-политическим курсом американского правительства.

Американский таможенный тариф - трехколончатый. Первая колонка - льготный тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, на которые США распространяют режим наибольшего благоприятствования. Вторая колонка таможенного тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые к товарам развивающихся стран, на которые США распространяют действие системы преференций. Как правило, это нулевые ставки, допускающие беспошлинный ввоз ряда товаров из соответствующих стран. Третья колонка - основной тариф - применяется к товарам стран, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования. Ставки пошлин основного тарифа были установлены еще в 1930 г., когда США проводили политику агрессивного протекционизма, и они подчас в 8-10 раз превышают ставки льготного тарифа, уменьшающегося по мере достижения соглашений о снижении таможенного обложения в рамках ГАТТ.

Особенностью таможенного обложения импортных товаров в США является его рост по мере повышения степени обработки товара, размера вложенного в него капитала и труда. Сырьевые товары, особенно те, которыми США не могут обеспечить себя за счет собственных ресурсов, ввозятся в США беспошлинно; уровень пошлин на полуфабрикаты, даже при их обложении по основным ставкам, относительно невысок. Самые высокие ставки тарифа применяются к готовым промышленным изделиям. Уровень таможенного обложения машин и оборудования, например по льготному тарифу составляет от 3 до 8%, по основному же - 25-35% (исключение сделано для американских фермеров: в 30-х г. Конгресс США принял специальный закон, предоставивший фермерам возможность беспошлинного ввоза сельскохозяйственных машин и химикатов).

По мере постепенного снижения ставок таможенного тарифа США все большую роль для сдерживания конкуренции на американском рынке со стороны иностранных поставщиков играют нетарифные барьеры. Наиболее характерной формой нетарифных ограничений ввоза в США являются количественные ограничения. Законом определены два вида квот; абсолютные н тарифные. Абсолютная квота - установленное количество товаров, разрешенных к ввозу. Такие квоты ограничивают ввоз в США сыра, сахара, шоколада, сгущенного молока, некоторых сортов хлопка, хлопковой пряжи, земляных орехов, кофе, отдельных видов стального проката. Законом предусмотрена возможность введения прокламацией Президента США абсолютной квоты на ввоз мяса. Тарифные квоты разрешают ввоз того или иного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке. Тарифными квотами ограничивается ввоз в страну цельного молока, рыбы, картофеля, мотоциклов определенной мощности.

Со стороны правительства США не требуется разрешения на импорт в страну большинства товаров. Однако ввоз некоторых категорий товаров контролируется различными ведомствами США, и в случае импорта таких товаров необходимо получение лицензии соответствующего ведомства. Так, ввоз нефтепродуктов осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством энергетики, беспошлинный ввоз часов и часовых механизмов с островных территорий США - по лицензиям Министерства внутренних дел и Министерства торговли, ввоз некоторых сельскохозяйственных товаров - по лицензиям Министерства сельского хозяйства. Опасные виды диких животных и некоторые виды животных и птиц, ввоз которых в США запрещен, могут импортироваться только по лицензиям, выдаваемым Бюро спортивной рыбной ловли и охоты на животных и птиц Министерства внутренних дел. Разрешение этого министерства требуется также для ввоза перьев некоторых птиц, предназначенных для изготовления искусственных нашивок и дамских шляп. Живые птицы, находящиеся под защитой Закона о миграции птиц, могут импортироваться в США для научных целей и размножения на основании разрешения, выданного упомянутым Бюро. Импорт наркотиков запрещен, за исключением тех случаев, когда они импортируются на основании распоряжения, виданного Министерством юстиции. Запрещен также импорт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и орудий войны, исключая те случаи, когда соответствующая лицензия выдана начальником Управления алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия Министерства финансов.

Особенностью импортной процедуры в США является предъявление властями жестких требований к маркировке импортируемых товаров. Так, особые требования предъявляются в отношении маркировки текстильных товаров, мехов, контейнеров, содержащих алкогольные напитки, и таких товаров, как стальные трубы, ножевые изделия, бритвы, микроскопы, хирургические инструменты, часы, лабораторный инструмент, весы, термосы и т.д.

В соответствии с Законом о регулировании экспорта 1979 г. правительственный контроль за экспортом осуществляется на основании трех критериев: национальной безопасности США, соображений внешней политики страны и дефицитности товара на внутреннем рынке.

По соображениям национальной безопасности контролируется экспорт из США товаров, которые могут быть использованы для укрепления военного потенциала возможного противника. Для экспорта этих товаров во все страны, кроме Канады, требуется получение индивидуальной лицензии в каждом отдельном случае.

Помимо обычных индивидуальных лицензий, выдаваемых на поставку товара по одному контракту, применяются три вида целевых индивидуальных лицензий:

проектная - выдается на срок до семи лет компаниям, осуществляющей поставки большого числа наименований товаров, входящих в упомянутый «список контролируемых товаров», если они предназначены для строительства и оборудования предприятий за рубежом, а также материалов и компонентов, необходимых для их эксплуатации;

распределительная - дает возможность экспортерам осуществлять по нескольким адресам в капиталистических странах многократные поставки утвержденных заранее товаров в рамках долгосрочной программы внешней торговли; фактически на получение таких лицензий могут претендовать только крупные корпорации, имеющие широкие внешнеторговые связи;

квалифицированная генеральная - разрешает многократный экспорт маловажных товаров покупателю, операции с которым одобрены.

Что касается генеральных экспортных лицензий, то их также насчитывается несколько, причем каждая из них определяет, какие товары и в какие страны подлежат экспорту на их основании. Генеральная лицензия, действующая в отношении группы стран, куда входил СССР, распространяется на минимальный перечень товаров, разрешенных к свободному экспорту из США.

Степень либерализации таможенных тарифов и распространенность нетарифных ограничений зависит от многих факторов:

  • масштабов и уровня развития национальной экономики; удельного веса страны в международной торговле;
  • степени влияния страны в международных торговых, таможенных и иных союзах;
  • существующей и потенциальной направленности внешнеторгового оборота страны;
  • конкурентоспособности национальных товаров;
  • внутренней политической и экономической ситуации и др.

Многие государства, имеющие хорошие перспективы в международной торговле, потратили не одно десятилетие на выработку и развитие своей внешнеэкономической политики. России же, с учетом ее незначительного удельного веса в мировой торговле и наличия мощных промышленных и торговых конкурентов, предстоит многотрудная и длительная по времени работа для того, чтобы имеющиеся в вашем государстве потенциальные возможности (сырьевые ресурсы, научно-технические разработки, огромный потенциал для туризма, квалифицированные кадры и др.) превратить в активно действующие рычаги во внешнеэкономической сфере. Весомую роль в этом должны сыграть таможенные органы Российской Федерации.

 

4. Валютный контроль в таможенных органах

Одним из звеньев организационной системы, обеспечивающих экономическую связь России с другими странами, являются таможенные органы. Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой деятельностью без активного участия в этой работе таможенных органов. Действительно, никто иной как сотрудник таможни первым получает информацию о состоявшемся факте перемещения товаров через границу на основании условий, заложенных во внешнеторговых договорах, и именно в момент таможенного оформления было бы наиболее целесообразно выполнять отдельные процедуры валютного контроля. Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последней возможностью для предотвращения возможного законодательства, в т.ч. валютного.

Понимание этого послужило основанием для определения функций и полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации:

- таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таким образом, одновременно с наделением таможенных органов правом осуществления валютного контроля впервые на уровне законодательного акта была конкретизирована компетенция одного из органов валютного контроля. Причем, если функцию контроля за перемещением через границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ можно условно назвать традиционной (с точки зрения формального контроля за соблюдением установленного порядка оформления вывоза и ввоза указанных ценностей), то валютные операции, т.е. операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, никогда не были объектом внимания таможенных органов РФ.

С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютного контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля валютных операций в торговом обороте впервые в России появилась реальная возможность создания практических технологий контроля. Перед Центральным банком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие соответствующие механизмы.

В первую очередь речь шла об организации контроля за исполнением валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения внешнеторговых договоров купли-продажи.

Необходимо отметить, что в 1992-1993 гг. в средствах массовой информации, выступлениях политиков постоянно обращалось внимание общественности, правоохранительных органов на данные различных источников. в т.ч. иностранных, утверждающих, что потери России от незаконченных валютных операций, осуществляемых резидентами, составляют 15-20 млрд долл. США в год (более 30% от объема российского экспорта). Причем большая часть нарушений по данным указанных источников приходится на сокрытие валютной выручки от экспорта товаров.

Объективно в настоящий момент экономическая ситуация в России соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются негативные тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств от налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. В связи с этим государство на уровне актов законодательства установило ограничения на операции резидентов в национальной валюте, в частности, в соответствии с требованиями Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”: “иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)- резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ” (ст.5).

Еще более усилило данное требование положение Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 г. №629 (п.8): валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено ЦБ РФ.

С учетом изложенного ЦБР и ГТК России был принято решение о разработке в первоочередном порядке системы валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных средств, получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт. В короткие сроки данная задача была реализована, и уже 12 октября 1993 г. (через четыре месяца после признания ГТК России в качестве органа валютного контроля) ГТК России и ЦБР была подписана совместная Инструкция “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров”. Данный документ был первым элементом будущей системы валютного контроля и от результатов внедрения предложенной технологии во многом зависели дальнейшие шаги по пути организации валютного контроля в РФ.

Контрольные механизмы, используемые при разработке системы валютного контроля, были основаны на организации обмена информацией между таможенными органами, осуществляющими оформление товаров, и уполномоченными банками, ведущими расчетное обслуживание российских экспортеров.

При этом действие технологии таможенно-банковского контроля ограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.

Таким образом, вне зоны действия рассматриваемых контрольных механизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а также товары, вывозимые в соответствии с прочими таможенными режимами.

Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы контроля, а ее завершающий этап - применение к нарушителям установленных санкций.

Руководствуясь требованиями Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 г. № 629, ст. 24 Таможенного кодекса РФ, ГТК России Приказом от 02.08.94 г. №391 (ДСП) установил, что обязательное зачисление всей валютной выручки является условием таможенного режима экспорта товаров, вывозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи.

Таким образом, в настоящий момент в случае непоступления валютной выручки в установленные актами законодательства сроки, таможенные органы обязаны заводить и принимать к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров, дела о нарушении таможенных правил в соответствии со ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Следующим шагом по развитию системы валютного контроля стало введение в действие с 1996 г. совместной Инструкции ЦБ России и ГТК России “ О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”.

Необходимость введения данной контрольной системы обусловлена значительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденных поставками импортируемых товаров.

В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. № 1163 импортеры-резиденты в случае необеспечения ввоза товаров на территорию России несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара.

Взыскание штрафов осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю.

С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе обработки информационных потоков для осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

В соответствии с Указом Президента № 1209 от 18.08.96г. “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок” контроль за исполнением бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров, осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Статистический материал, полученный в результате действия ТБВК, позволил использовать имеющуюся информацию не только для текущих технологических целей, но и для формирования некоторых общих оценок действия системы.

Положительные тенденции в действии системы - это переход на общепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в части принятия всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Стали развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаются сроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействие таможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов, требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в процессе валютного контроля.

Вместе с тем, следует отметить и некоторые негативные моменты, существенно влияющие на эффективность применения системы ТБВК:

- отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте РФ);

- необходима доработка правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок;

- неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями контракта;

- недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК, прежде всего - применение мер воздействия к нарушителям.

Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередь служит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности государственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данном направлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс, в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемы валютного контроля.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:

- селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;

- отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, сельское хозяйство);

- коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;

- скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.

Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Таможенные пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ.

Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети доходов. Однако неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции); ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы).

Таможенное регулирование в его нынешнем виде остается недостаточно эффективным. Следует привести таможенные процедуры в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации методов таможенного оформления и контроля, сокращения дифференциации штрафных санкций.

В связи с этим большое внимание должно быть уделено более детальной отладке таможенно-контрольных инструментов , так как от надежности их функционирования в значительной мере зависят результаты экономической деятельности. Однако в современном обществе всё более значительной становится тенденция к росту таможенны х правонарушений, что снижает экономическую безопасность страны.

Таможенные органы призваны выявлять и предотвращать нарушения таможенных правил. Основными способами совершения таможенных правонарушений, наносящих наиболее серьезный ущерб экономической безопасности государству, являются недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, а также их перемещение через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля.

В I полугодии 2000 г. таможенными органами Южного региона выявлено 9 157 нарушений таможенных правил (НТП), что на 9 % меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, заведено 4 030 дел о НТП и составлено 5127 актов (44 и 56% в общем числе НТП соответственно).

Учитывая правовой вакуум, создавшийся из-за отсутствия в настоящее время законодательных актов, регламентирующих судебную процедуру рассмотрения дел о НТП и наложения судами взысканий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, недостаточные численность и подготовленность (в плане владения спецификой таможенного дела) судейского корпуса, а также крайне низкий процент реального взыскания денежных средств по иным, нежели конфискация, видам санкций (8,6 %), возможно спрогнозировать резкое уменьшение сумм, поступающих в федеральный бюджет от таможенных органов в результате их деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений.

Не менее опасна коррупция в органах таможенного управления, которая чревата целым рядом негативных последствий. Отечественный производитель, стремящийся расширить рынок сбыта своей продукции до мирового уровня и столкнувшийся с коррумпированностью работников таможенной службы, неформальные расходы, которые ему приходится осуществить на подкуп, относит на издержки, что неизменно повышает цену экспорта. Как следствие, падает конкурентоспособность продукции на мировом рынке и снижается спрос на нее. Это ведет к сокращению экспорта, а, значит, и к некоторому падению отечественного производства и, соответственно, объема ВВП. Кроме того, снижаются тарифные поступления от экспорта – один из основных источников формирования доходной части бюджета.

Проблемы эффективного таможенного контроля непосредственно связаны с соблюдением правил доставки товаров от границы до таможенных органов назначения, с несовершенством процедуры представления товаров и транспортных средств в местах доставки для таможенного контроля. Количество складов временного хранения и таможенных складов должно быть сокращено с одновременным радикальным повышением технических требований к складам, заключающихся в обязательном оснащении их современной досмотровой техникой, высокоточными измерительными приборами большой производительности, компьютерной системой учета товаров, подключенной к локальной сети таможенного органа, модемными каналами связи, наличии достаточных для проведения таможенного оформления площадей.

Следует формализовать процесс выборочного контроля, т.е. процесс выбора объектов полного досмотра. При этом необходимо осуществить специализацию складов временного хранения, таможенных складов и таможен. Важным направлением является профессионализация процесса таможенного оформления.

Для усиления контроля над повсеместным соблюдением таможенных процедур за счет упрощения процедур следует значительно увеличить численность рядового инспекторского состава и правоохранительного блока таможни за счет сокращения административных должностей. Важным шагом в процессе упрощения таможенных процедур могло бы быть введение института “добросовестного участника внешнеэкономической деятельности”, по отношению к которым таможенные органы могут применять упрощенную процедуру досмотра.

Т.о., таможенное регулирование так или иначе сказывается на свободе обмена, отражаясь в величине трансакционных издержек как в легальном, так и теневом секторах. Снижение таможенных пошлин и ликвидация дискриминирующих протекционистских мер еще не являются залогом повышения экономической эффективности национальной экономики. Здесь уместно привести замечание М. Олсона о том, что большинство количественных исследований выигрыша от более свободной торговли, как и потерь от монополии обычно обнаруживают гораздо меньшие эффекты, чем экономисты ожидают. Стратегия более открытой или протекционистской экономической политики должна учитывать институциональную структуру национальной экономики, а также структуру внешних экономик, включенных в международные отношения. В противном случае открытость экономики может привести к консервации эволюционных институциональных преобразований взамен импорта институтов, что, в частности, может привести к разрастанию неформальных экономических отношений и теневого сектора.


V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Конституция  Российской Федерации, 1993 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.
  4. Таможенное законодательство. СЗА -М., 1994 г.
  5. Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2,
  6. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 1993 г.
  7. Габричидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1995 г.
  8. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 1998
  9. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России».