Реферат: Политическая система общества
Понятие и элементы политической системы общества.
План.
1.Понятие политической системы общества.
2.Основные функции и элементы политической системы.
3.Государство как основной институт политической системы.
4.Заключение.
Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.
В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.
Термин политическая система был введен в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.
Ïîëèòè÷åñêàÿ ñèñòåìà ëþáîãî îáùåñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ íàëè÷èåì îïðåä å ëåííûõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðû å ãàðàíòèðóþò åìó óñòîé÷èâîñòü è æèçí å ñïîñîáíîñòü. Ïðè ïîìîùè ýòèõ ìåõàíèçìîâ ðàçðåøàþòñÿ ñîöèàëüíûå ïðîòèâîðå÷èÿ è êîíôëèêòû, êîîðäèíèðóþòñÿ óñèëèÿ ðàçíûõ îáùåñòâ å ííûõ ãðóïï, îðãàíèçàöèé è äâèæåíèé, ãàðìîíèçèðóþòñÿ îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ, äîñòèãàåòñÿ êîíñåíñóñ îòíîñèòåëüíî îñíîâíûõ öåííîñòåé, öåëåé è íàïðàâëåíèé îáùåñòâåííîãî ðàçâ è òèÿ.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.
Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества. Однако политические организации того времени были далеко несовершенны, и даже современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения.
Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности и выступает средством подавления имущими классами неимущих.
Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений ):
- Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.
- Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).
- Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.
- Суверинитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны.
- Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.
Существует несколько вариантов теории политической системы. Каждый из них отражает собой различные направления политической науки, послужившие основой для разработки метода системного анализа и теории политической системы.
Согласно марксистскому представлению политическая система, подобно праву, государству и другим политическим явлениям и институтам, представляет собой объективное явление. Ее существование неразрывно связано с существованием и функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется вместе с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых противоречий. С развитием классового общества и переходом его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всего своего существования политическая система неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, а в социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы народа.
Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также между политической системой общества и экономикой, всей материальной базой общества, образующей определенную систему производственных отношений.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.
Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но все же относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что:
1) Каждый из субъектов политической системы общества как ее системный элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и функционированием системы в целом.
2) Политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а система внутренне организованных ее элементов.
3) Только системное изучение элементов политической системы общества может дать объективную информацию обо всей политической системе общества.
4) Существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом.
В структуре политической системы выделяют такие ее подсистемы как:
Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.
Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.
Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.
Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.
Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Определяющим в понятии политической системы является возможность граждан принимать участие в управлении. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Öåíòðàëüíûì ýëå ì åíòîì, ñòåðæíåì ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû ÿâëÿåòñÿ ïîëèòè÷åñêàÿ âëàñòü . Ïîë è òè÷ å ñêàÿ âëàñòü â îñíîâå ñâîåé ãîñóäàðñòâåííàÿ. Ïîëèòè÷åñêàÿ âëàñòü îòëè÷àåòñÿ ðÿäîì îñîáåííîñòåé. Îíà çàòðàãèâàåò èíòåð å ñû îãðîìíûõ ìàññ ëþäåé, âûðàæà å òñÿ â ðóêîâîäñòâå îáùåñòâîì ñî ñòîðîíû ñîöèàëüíûõ ãðóïï, çàíèìàþùèõ ãîñïîäñòâóþùèå ïîçèöèè â ýêîíîìè÷åñêîé æèçíè. Ýòî ðóêîâîäñòâî ïðîÿâëÿåò ñåáÿ êàê îáùåîáÿçàòåëüíîå è îñóù å ñòâëÿåòñÿ êàê ïðè íåïîñðåäñòâåííîì ó÷àñòèè äîìèí è ðóþùèõ â îáùåñòâå ñîöèàëüíûõ ñèë, òàê è ÷åðåç ãîñóäàðñòâî, îáù å ñòâåííî-ïîëèòè÷åñêèå îðãàíèçàöè è, ïî ë èòè÷åñêèå ãðóïïû è èõ ëè äå ðîâ.
Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.
Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данной общности.
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется институциализацией. В ходе нее происходит формирование политической организации общества. Процесс деинституциализацию- разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику. Политическая организация общества - это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.
Каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией. Значит он непременно должен:
а) выражать политические интересы определенного класса или иной социальной общности;
б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;
г) руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.
Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.
Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.
Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).
Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны.
Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.
Кроме политических организаций, в состав политической системы общества входят политические отношения -взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.
Первая группа - отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.
Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.
В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.
Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.
Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.
Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.
К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.
Âåëèêà çíà÷èìîñòü ïîëèòè÷åñêîé èäåî ë îãèè, êîòîðàÿ çàíèìàåò â ïîëèòè÷åñêîì ñîçíàíèè âåäóùåå ìåñòî è ñëóæèò îïðåäåëÿþùèì ôàêòîðîì èçìåíåíèÿ è ðàçâèòèÿ ñôåðû ïîëèòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè. Ïîëèòè÷åñêàÿ èäåîëîãèÿ â íà è áîëåå êîíöåíòðèðîâàííîì âèäå âûðàæàåò êîðåííûå èíòåðåñû ñîöèàëüíûõ îáùíîñòåé, îáîñíîâûâàåò èõ ìåñòî è ðîëü â îáùåñòâåííîì ðàçâèòèè, â ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìå îáùåñòâà â ÷àñòíîñòè. Îíà ñëóæèò êîíöåïòóàëüíîé îñíîâîé ïðîãðàììû ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ïðåîáðàçîâàíèé, ñ êîòîðîé âûñòóïàþò ñîîòâåòñòâóþùèå ñîöèàëüíûå ñè ë û. Îêàçûâàÿ âëèÿí èå í à âûáîð ñòðàò å ãè÷åñêîãî êóðñà, ðàçðàáîòêó è ïðèíÿò è å ïî ë èòè÷åñêèõ ðåøåíèé , íà ïîëèòè÷åñêèå âçãëÿäû è ïîâåä å íèå èíäèâèäîâ è ñîöèàëüíûõ îáùíîñòåé.
Äëÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû èñêëþ÷èòåëüíî áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò è õàðàêòåð äîìèíèðóþùåé â îáùåñòâå ïîëèòè÷åñêîé êóëüòóðû, ÿâëÿþùåéñÿ êà÷åñòâåííîé õàðàêòåðèñòèêîé âñåé ïîëèòè÷åñêîé æèç í è, ïîëèòè÷ å ñêèõ è íñòèòóòîâ, îòíîø å íèé è ïðîöåññîâ. Á å ç åå óãëóáëåííîãî èçó÷å í èÿ íåâîçìîæíî ïîíÿòü ð å àëüíóþ ïîëèòè÷åñêóþ æèçíü ëþáîãî îáùåñòâà, â ÷àñòíîñòè ïîëèòè÷åñêèå îòíîøåíèÿ è ìåõàíèçì ïîëèòè÷åñêîé âëàñòè.
Ïîëèòè÷åñêàÿ êóëüòóðà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâîêóïíîñòü òèïè÷íûõ äëÿ äàííîãî îáùåñòâà èëè ñîöèàëüíîé ãðóïïû, óêîðåíèâøèõñÿ îáðàç ö îâ (ñò å ðåîòèïîâ) ïîëèòè÷ å ñêèõ ïðåäñòàâëåíèé, öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé, óñòàíîâîê è ïîëèòè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ. Çíà÷èìîñòü ïîëèòè÷åñêîé êóëüòóðû ñîñòîèò ïðåæäå âñåãî â òîì, ÷òî îíà ñïîñîáñòâóåò îáåñïå÷åíèþ ñòàáèëüíîñòè ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû . Õîòÿ â ñîöèàëüíî ðàçíîðîäíîì îáùåñòâå íåèçáåæíî ñóùåñòâîâàíèå è êîíòðêóëüòóðû, êîòîðàÿ íàïðàâëåíà ïðîòèâ ãîñïîäñòâóþùåé ñèñò å ìû âëàñòè è èãðàåò äåñòàáèëèçèðóþùóþ, ðàçðóøèòåëüíóþ ðîëü.
Ïîëèòè÷åñêàÿ êóëüòóðà âûïîëíÿåò âåñüìà ñóùåñòâ å ííûå äëÿ ïîëèò è ÷åñêîé æèçíè îáùåñòâà ôóíêöèè. Åå ðåãóëèðóþùàÿ ôóíêöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â ïðÿìîì èëè êîñâ å ííîì â îçäåéñòâèè íà ïîâåä å íèå ëþäåé è èõ îðãàíèçàöèé íà âîñïðèÿòèå èìè ïîëèòè÷åñêèõ ñîáûòèé, îöåíêó ñóùåñòâîâàâøèõ è íûíå äåéñòâóþùèõ ïîëèòè÷ å ñêèõ ñèñòåì è èõ îòäåëüíûõ ýëåìåíòîâ. ïîëèò è ÷åñêèõ äåÿò å ëåé, äîëæíîñòíûõ ëèö àïïàðàòà óïðàâëåíèÿ, à òàêæå íà ïðîöåññ ïîäãîòîâêè è ïðèíÿòèÿ ïîëèòèêî-óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøå í èé è ò.ï.
Âîñïèòàòåëüíàÿ ôóíêö è ÿ ïðîÿâëÿ å òñÿ â òîì, ÷òî ïîëèòè÷åñêàÿ êóëüòó ðà ñïîñîáñòâóåò èíòå ëë åêò ó àëüíîìó ð àçâèòèþ ë è ÷íîñòè, ðàñøèð å íèþ åå êðóãîçîðà 'çà ñ÷åò óæå óñòîÿâøèõñÿ è â í îâü ïîëó÷åííûõ ïîëèòè÷åñêèõ çíà íè é. Îñî áå ííî ñ è ëüíîå âîñïèò à òåëüíîå âîçäåéñòâèå íà ëè÷íîñòü îêàçûâ àå ò ï îëèòè÷åñêàÿ êóëüòóð à è òîì ñëó÷àå, å ñëè óñâî åí èå çíàíèé ñîïðÿæ å íî ñ ôîðìèðîâàíèåì óñòîé÷èâîãî èíòåðåñà ê ïîë è òè÷åñêîé æèçíè, âûðàáîòêîé îïðåä å ëåííûõ óñòàíîâîê íà îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêóþ ä å ÿòåëüíîñòü è íàõîä è ò ç àòåì âûðàæåíèå â ïîâûøåíèè ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè ëè÷íîñòè, îïð å äåë å íèè åþ ñâîåãî .ìåñòà è àêòèâíîé ðîëè â æèçíè îáùåñòâà.
Политические партии являются аòðèáóòом ëþáîé ðàçâèòîé ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû. Îíè ÿâëÿþòñÿ âûðàçèòåëÿìè èíòåðåñîâ è öåëåé îïðåäåëåííûõ êëàññîâ è ñîöèàëüíûõ ãðóïï, ïðèíèìàþò àêòèâíîå ó÷àñòèå â ôóíêöèîíèðîâàíèè ïîëèòè÷åñêîé âëàñòè ëèáî îêàçûâàþò íà íåå îïîñðåäîâàííîå âëèÿíèå. Õàðàêòåðíûì äëÿ äåÿòåëüíîñòè ïàðòèé ÿâëÿåòñÿ èõ ñòðåìëåíèå îáúåäèíèòü ðàçëè÷íûå ñîöèàëüíûå ñèëû âîêðóã ñâîèõ èäåàëîâ è ïðîãðàìì, îêàçàòü èäåîëîãè÷åñêîå âîçäåéñòâè å íà íàñåëåíèå, íà ôîðìèðîâàíèå å ãî ïîëèòè÷åñêîãî ñîçíàíèÿ.
Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляют, по мере необходимости, перемещение элементов в системе по их приоритетности, приспосабливая друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей самосовершенствоваться и не допускать социальных взрывов.
Однако совокупность структурных элементов и определение функций политической системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее зависит от свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. д.
Ñóùíîñòü ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû ïðîÿâëÿåòñÿ è â åå ôóíêöèÿõ.
- Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
- Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
- Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
- Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
- Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
- Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.
В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как одно-порядковые явления, можно выделить следующие:
1.Существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов.
2. Охват каждой из них всего классового общества, существующего в пределах той или иной страны.
3. Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований.
4. Опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии.
5. Выступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.
Òàêèì îáðàçîì, ïîëèòè÷åñêàÿ ñèñòåìà ÿâëÿåòñÿ ñëîæíîé, ìíîãîãðàííîé ïîäñèñòåìîé îáùåñòâà. Åå îïòèìàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå èìååò èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ æèçíåñïîñîáíîñòè è íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ êàê îáùåñòâà â öåëîì, òàê è ñîñòàâëÿþùèõ åãî ñîö è àëüíûõ ãðóïï è èíäèâèäîâ.
Заключение.
В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.
Çíà÷èìîñòü çíàíèÿ è èçó÷åíèÿ ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû ñîñòîèò â òîì, ÷òî èìåííî â íåé ïðîõîäèò стержень ñîöèàëüíîé, ýêîíîìè÷åñêîé è äóõîâíîé æèçíè îáùåñòâà, ÷òî èìåííî çäåñü ÷åðåç ñòîëêíîâåíèå è ñîãëàñîâàíèå âîëè ðàçëè÷íûõ îáùåñòâåííûõ ñèë ïðèíèìàþòñÿ ðåøåíèÿ, ñïîñîáíûå îêàçàòü âëèÿíèå íà ðàçíûå ñòîðîíû æèçíè îáùåñòâà.
Использованная литература:
1. «Правознавство» под редакцией М.Настюка Львов 1995
2. «Основи правознавства» О.Михайленко Киев 1997
3. «Теория государства и права» О.Скакун, М.Подберезский Харьков 1996
4. «Основы государства и права» под ред. А.Васильева Одесса 1997.
Культурологія | |
ПИТАННЯ ДО ЕКЗАМЕНУ 1.Актуалізація проблематики культурологічних знань та їх характер.P 2.Предмет і завдання культурологіїP З.Категорії культурології ... Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может ... Без обсуждения этих вопросов невозможно понять ни возникновения картин мира, ни их функционирования в истории. |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: шпаргалка |
Особенности функционирования и развития современных политических ... | |
Содержание Введение Глава 1. Политические партии и политические системы 1.1 Понятие, структура и функции политической системы. Типы современных ... Политические партии являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма ... Возникновение партий непосредственно связано с выражением интересов различных групп людей, сами же партии есть не что иное, как институциональная форма закрепления некоторой ... |
Раздел: Рефераты по политологии Тип: дипломная работа |
Политические партии: сущность, становление, современное состояние | |
... Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. факультет социально-политических наук курсовая работа партии в политическом процессе: При этом в самой марксистской традиции можно выделить две концепции партии, общим для которых является отнесение возникновения партии пролетариата к этапу его превращения из ... В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой ... |
Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Кандидатский по философии | |
08.00.10 "Финансы, денежное обращение и кредит" Ф И Л О С О Ф И Я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для ... Дело в том, что общество обладает сверх сложной социальной, в узком смысле слова, структурой, внутри которой можно выделить как наиболее значимые следующие подсистемы; классово ... ... и т.д. В своей совокупности функционирование "в разнос" каждой из подсистем, если таковое будет продолжаться, грозит вылиться во всеобщий распад социальности и самый натуральный ... |
Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
Государство и политические партии | |
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ. 6 1.1. Понятие государства и его признаки. 7 1.2. Сущность государства. 10 2. ПАРТИИ ... Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования. сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и ... Партии выступают инициаторами и являются штабами по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |