Реферат: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин

Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Смирнова Ирина

Группа:

 

 

 

 

 

Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца  I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).

  Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в  VIII-VII веках до н.э.

В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.

Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду простых граждан относилась остальная масса свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне лишившиеся собственной земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан Патрона, уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме             ).

Существовал процесс изотерии – повышение социального статуса, приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским государством. Но существовал и обратный процесс – атимия – понижение социального статуса, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были и вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.

Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан.

В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была инициатива частных лиц.

Процедура:

þ  Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование. Если 6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:

þ  Голосование.

Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части: ЗА и ПРОТИВ).

Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них – 20тыс. граждан).

Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.

Список используемой литературы:

1. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства»

Изд.”Норма”   Москва, 2000.

2. К.И. Батыр «Всеобщая история государства и права»       Изд.”Былина”   Москва, 2000.

Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э. Период Македонской гегемонии – закат государственности.

Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего времени и удобны. Период существования более 1000 лет.

Хронология:

Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э.

Архаический – 8-6вв. до н.э.

Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).

1 период:

Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной собственности (постепенно).

Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны. Компактность и малочисленность населения – созданы необходимые условия для демократии. Ещё одно условие – враждебность окружающей среды. Были противники – Персидская монархия (интерес к городам Малой Азии).

Города-государства – 25-30тыс. человек. «Все те государства, которые славятся прекрасной организацией, не допускают чрезмерного увеличения их народонаселения» – Аристотель.

Греческие города все время колонизировали доступные территории (от Сицилии до бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти:

Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание (агора), Базилевс – верховный судья – военная демократия.

На фоне этого начался социальный процесс, приведший к кризису, для преодоления которого были проведены реформы.