Реферат: Судебная власть РФ

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ.. 5

1.1 Демократизм как важнейший принцип правосудия. 5

1.2 Конституционно- правовой статус судей. 15

Глава 2. Место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ.. 24

2.1 Компетенция Верховного Суда. 24

2.2 Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней. 35

Заключение. 43

Библиографический список использованной литературы.. 45

Приложения



Введение

Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей. 

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны[1]. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации[2].

Название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности[3]. Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции. В этом смысле Верховный Суд РФ является высшим звеном судов общей юрисдикции. Цель данной работы разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно-

правовом статусе.

Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти РФ, а также дать анализ деятельности Верховного Суда РФ, его компетенции и полномочий в системе судов общей юрисдикции, место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ.

Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:

1.  уяснить принцип демократизма как важнейшего принципа правосудия;

2.  проанализировать конституционно-правовой статус судей;

3.  раскрыть компетенцию Верховного Суда РФ;

4.  дать характеристику структуре судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней.

Для решения этих задач были использованы нормативные акты, научная литература и так далее. Особую помощь в рассмотрении первого вопроса оказали работы В. Божьева, В. Швецова и др. Глубже понять второй вопрос помогли работы К. Гуценко, К. Ковалева, М. Баглай, Б. Габричидзе, и др.

При написании работы мною использованы следующие методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.      

 

Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ

Правовое демократическое государство придерживается совершенно иных представлений о роли судебных учреждений. Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе предпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов. Важнейшая задача государственной власти - охранять права и свободы человека - требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без

насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами. Судебная власть по своей материально-технической базе самая слабая из трех властей, но именно на нее, владеющую оружием естественного права, ложится главное бремя предотвращать превращение насилия в способ правления людьми, если бы законодательная власть прибегла к принятию репрессивных неконституционных законов, а исполнительная - стала осуществлять бессудные расправы. Если судебная власть этого бремени не выдерживает, она становится жалким придатком авторитаризма1.

Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя, разумеется, вообще отгородиться от политики, поскольку судебная власть является составной частью государства, а государство являет собой форму политической организации общества. То же можно сказать о праве, применять которое призваны судебные органы, оно рождается из политической борьбы и в

определенном смысле служит орудием политики. Юстиция поэтому неизбежно сталкивается с политическими проблемами, а судьи, как и другие люди, не

могут не иметь собственных политических взглядов.

Демократическое устройство судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или по крайней мере ослабить политическое давление на судебную власть. Этому служит непартийный характер судейского корпуса и подлинная независимость любого суда, способного отбить любые попытки политически влиять на суд (эти попытки особенно опасны и чаще всего делаются со стороны органов исполнительной власти). Суды вынуждены разрешать социальные и политические конфликты, но они это делают лишь в строго юридических формах, т. е. оказывая защиту только законным правам участников этих конфликтов.

Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимой и, зная подъемы и спады, в целом, безусловно, возрастает. Наряду с судами общей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовые суды, административные суды и др.), конституционные суды. В ряде стран юристы и политики стали даже говорить о превращении современного правового государства в "государство судей", что одновременно подчеркивает высокую юридизацию общественных отношений и межличностных связей, порождающих судебные споры. Судебная власть, конечно, не может рассматриваться как самостоятельный генератор идей

социального прогресса, ибо она по природе своей достаточно консервативна и статична. Но те функции, которые она несет, помогают внедрению в жизнь идеалов и институтов демократии и свободы.

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации. Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть - власть, а не ординарная деятельность судебных органов - непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также - гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды

связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой- либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов

исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Конституционно-правовые принципы организации судебной власти. Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом1. Следовательно, только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (народные, арбитражные, присяжные заседатели) вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может

быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального  конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

Единство судебной системы обеспечивается путем1:

-   установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

-   соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

-   применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

-   признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

-   законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Федеральный конституционный закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных

судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие- либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-

обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий закреплены в Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повторного

осуждения, право на пересмотр приговоров и др.)1. В то же время ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены в Конституции РФ2. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным                                 

законом. Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех процессуальных кодексах (гражданском, уголовном, административном, арбитражном), он допускает исключения только в тех случаях, когда этого

требует государственная или коммерческая тайна. Закрытое судебное разбирательство возможно - также при разбирательстве дел, связанных с половыми преступлениями, преступлениями лиц, не достигших 16- летнего возраста, и для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Есть ограничения гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрывает

доступ в зал суда Для публики и средств массовой информации. Но приговоры и решения оглашаются в открытом заседании суда.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. На такие случаи указывает Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: отсутствие подсудимого в пределах страны и его уклонение от явки в суд, ходатайство подсудимого о разбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все стороны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном - подсудимый, прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающий конституционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим

острием она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном процессе, что было свойственно процессу в тоталитарный период; это подрывало независимость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию обвинительный уклон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей1. Наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом

присяжных - это измена Родине, террористический акт, призывы к насильственному изменению конституционного строя, бандитизм и ряд других2. По этим составам преступления предусмотрены суровые наказания (длительное лишение свободы и даже смертная казнь), что порождает необходимость усиления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском суде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности рассмотрения дела этой формой правосудия подробно регламентируются законом.

Таким образом, демократизм является важнейшим принципом правосудия, который закрепляет за собой такие демократические принципы судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон, осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в судах.

1.2 Конституционно- правовой статус судей

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения1. Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для

всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет2. При этом под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих

полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье

запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также

совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме

научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

Порядок назначения судей. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ1. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. "Судьи независимы и

подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону"2. Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы

людей. Подчинение судей Конституции  РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что, однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам. Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм.

При осуществлении правосудия Верховного Суда РФ независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Правовые гарантии провозглашенной в Конституции РФ независимости судей конкретизированы и развиты в законах '' О статусе судей в РФ'', '' О судебной системе в РФ'', определены гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Независимость судей Верховного Суда РФ гарантируется: установленным Конституцией РФ порядком назначения их на должности судьи; предусмотренной федеральным законом процедурой правосудия;

запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным федеральным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом

судьи на отставку; неприкосновенностью и несменяемостью судьи; мерами его безопасности; системой органов судейского общества; предоставлением судье государством материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Материальные и социальные гарантии независимости судьи Верховного суда РФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи и членов его семьи, а также принадлежащей им собственности, устанавливаются применительно к гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов, а также для соответствующих должностных лиц высших органов государственной власти.

Гарантии независимости, включая меры его правильной защиты, материального и социального обеспечения, не могут быть отменены, снижены или каким-либо иным способом ограничены иными нормативными актами РФ и ее субъектов1.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей Верховного Суда РФ, гарантии независимости и неприкосновенности судей, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения,

определяются федеральным законом. Судьи Верховного Суда несменяемы. Их

полномочия на занимаемых должностях не ограничены определенным сроком и

возрастом. Эти полномочия судей Верховного Суда не могут быть приостановлены или прекращены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом '' О статусе судей в РФ''.

Несменяемость. Судьи несменяемы2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не  подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.

Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в Законе оснований, которые носят характер

конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав одного из вышеупомянутых органов власти.

Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия.

Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно - письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:

-   занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

-   вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

-   совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

-   вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

-   отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.

Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом1. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи1.

Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи,

дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны

преступного мира. Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов.

В этих целях запрещено привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к

уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом Федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть

возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с

санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Все это вовсе не превращает судей в некую секту "неприкасаемых". Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственных служащих.

Подводя итоги можно сказать, что судьи обладают единым конституционно-правовым статусом, который определяется таким важным конституционным принципом как независимость, несменяемость и неприкосновенность судей.

Глава 2. Место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ

2.1 Компетенция Верховного Суда

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики[4]. Конституция четко определяет место и роль судебной власти в системе государственного механизма РФ и разделения властей. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей

юрисдикции страны, действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен. Он является высшим  судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным

судам общей юрисдикции. В своей деятельности по осуществлению правосудия

Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов РФ.

На это Верховный Суд РФ ориентировал и нижестоящие суды. Так, учитывая новизну, высокий правозащитный потенциал новой Конституции, а также отставание действовавшего законодательства от ее норм и обусловленные всем этим изменения ситуации в сфере правосудия, было принято специальное постановление Пленума Верховного Суда РФ1. В частности, исходя из закрепленного в ней положения о высшей юридической силе и прямом действии Конституции, ориентировал суды на непосредственное применение в необходимых случаях ее норм, а также норм международного

права.

Судопроизводство в Верховном Суде РФ ведется на русском языке - государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком

судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты

общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, но

не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть истолковано, как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции.

Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Однако и здесь такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если все суды будут им следовать.

Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено

Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на

ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания. Правительства и др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями

избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания)1.

Количественный состав Верховного Суда РФ2. В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Президиума Верховного Суда;

3) Судебной коллегии по гражданским делам;

4) Судебной коллегии по уголовным делам;

5) Военной коллегии;

6) Кассационной коллегии.

Председатель и заместители Председателя Верховного Суда. Эти должностные лица организуют работу Верховного Суда и обладают самостоятельными процессуальными правами.

Председатель Верховного Суда приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам. Он организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела.

По приглашению Председателя Верховного Суда РФ в работе Пленума могут участвовать члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ и другие лица.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента России, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда представляет Президенту РФ кандидатов для назначения на судебные должности Верховного Суда РФ и других федеральных судов общей юрисдикции. Председатель Верховного Суда представляет Пленуму Верховного Суда РФ для утверждения составы судебных коллегий Верховного Суда, кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда, состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ. Он распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ. К его функциям отнесено взаимодействие с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования Верховного Суда РФ. С согласия Совета судей РФ Председатель Верховного Суда назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента  при Верховном Суде РФ.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда, приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случае и в

порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам. Они осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда. Заместители Председателя Верховного Суда РФ и другие Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации

Федерального Собрания РФ по представлению Президента России, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Пленум. Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (в обязательном порядке) и Министр юстиции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и

обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. При обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений Пленум заслушивает сообщения председателей Верховных Судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной Практике по применению законодательства. На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщение о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности

коллегий, вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором. Министром юстиции или уполномоченными ими Лицами. Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца.

Президиум. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не

реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Президиум Верховного Суда:

1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Судебные коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим

распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и

по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством. В связи с введением судебной процедуры рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в составе Судебной коллегии  по уголовным делам Верховного Суда РФ была образована Кассационная палата. К компетенции указанной палаты отнесен пересмотр уголовных дел по кассационным жалобам к кассационным

протестам на приговоры и постановления, вынесенные судами с участием присяжных заседателей.

Военной коллегии Верховного Суда РФ и Управления военных судов Министерства юстиции РФ проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ, входят в их штатную численность, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения военной службы, с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", другими нормативными актами.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, выполняя обязанности, присущие председателям других судебных коллегий, вносит в Военную коллегию Верховного Суда протесты на вступившие в законную силу

решения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов, а также вносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения

военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановления судей этих судов. Он вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда РФ судебные дела для проверки в порядке надзора, приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с Законом он может

принести протест. В случае необходимости Председатель Военной коллегии решает вопрос о передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в военный суд вида Вооруженных Сил, другого округа, группы войск, флота.

Полномочия Верховного Суда РФ, как высшего судебного органа в отношении гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляют Президиум Верховного Суда РФ и судебные коллегии Верховного Суда РФ.

По результатам рассмотрения в порядке надзора гражданского дела Верховный Суд РФ вправе отменить решение, определение или постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции, отменить решение, определение или постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо

оставить заявление без рассмотрения, оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений, а также отменить либо изменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанций и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение,

если была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией  РФ, общепризнанными принципами и нормами

международного права и международными договорами РФ, законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам.

Каждая судебная инстанция Верховного Суда РФ самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Рассмотрение дел в

Верховном Суде РФ осуществляется в соответствии с федеральным процессуальным законодательством коллегиально или единолично.

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции поддерживает прямые связи с судебными органами других стран и международными юридическими

организациями, заключает соглашения о сотрудничестве, обмене опытом в деле осуществления правосудия, участвует в разработке международных договоров

РФ. Судьи Верховного Суда РФ совместно с представителями судов всех уровней принимают участие в работе различных международных семинаров, симпозиумов, конференций, проводимых в рамках Совета Европы, ОБСЕ, других международных организаций, на которых выступают с докладами и сообщениями о принятии и  применении законодательства, разработанного на основе принципов, заложенных в Конституции РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ действует  самостоятельно и независимо от других органов государственной власти. Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел, может выступать в качестве суда кассационной или надзорной инстанции.

2.2 Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней

Суды общей юрисдикции – суды, осуществляющие судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Они включают: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды звеньев (уровней):

§  Основное звено – районные суды, военные суды гарнизонов и им равные;

§  Среднее звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, военные суды видов Вооруженных сил, военных округов, флотов;

§  Высшее звено -  Верховный Суд РФ.

Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к общей юрисдикции.

Военные суды. Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами и осуществляют правосудие в

Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах .и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба1. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Судебный департамент. Федеральным конституционным законом при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента2. Судебный департамент характеризуется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей3.  Департамент не вмешивается в осуществление правосудия. Кадровые, финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемые этим органом, направлены на создание условий для обеспечения полного и независимого правосудия. Руководитель департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

По отношению к судебным решениям нижестоящих судов Верховный Суд РФ выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам, республик, краевым (областным) судам, судам городов

федерального значения, судам автономной области и судам автономных округов, окружным (флотским) военным судам, Верховный Суд РФ вправе

оставить без изменения приговор Верховного Суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа или их решение по гражданскому делу без изменения, а жалобы или протест без удовлетворения. Он может их отменить и направить дело на новое расследование или новое судебное рассмотрение, отменить приговор или решение по гражданскому делу и прекратить дело, изменить приговор, судебное решение по гражданскому делу, а также вынести новое решение по гражданскому делу.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью верховных

судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального назначения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, специализированных судов и мировых судей. Судебный надзор осуществляется как путем проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия новых мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства. При этом объектом надзора могут быть только вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления, вынесенные любым судом РФ.

В соответствии с процессуальным законодательством по результатам рассмотрения уголовного дела в порядке судебного надзора Верховный Суд РФ может оставить принесенный приговор без удовлетворения, отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции и все последующие судебные решения и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или на новое судебное рассмотрение. Он вправе отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение. Верховный Суд РФ может отменить определения и постановления, вынесенные другими судами в порядке надзора, и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное определение, а также внести в приговор, определение или постановление соответствующие изменения.

Наряду с рассмотрением дел и осуществлением судебного надзора за деятельностью федеральных судов общей юрисдикции, а также за деятельностью мировых судей Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику путем истребования дел и материалов, а также ознакомления непосредственно в судах с практикой  применения федерального законодательства1. Рекомендации, содержащиеся в постановлениях Пленума

Верховного Суда РФ, принимаемых по  результатам обобщения судебной

практики, носят обязательный характер.

Наряду с рассмотрение дел и осуществлением судебного надзора за  деятельностью судов общей юрисдикции и мировых судей Верховный Суд РФ осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом ''О судебной системе в РФ'' и другими федеральными законами.

Представители Верховного Суда РФ вправе участвовать в обсуждении Федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ2. Это право также активно  используется Верховным Судом РФ. Как вытекает из ст. 125 Конституции РФ, Федеральный Суд РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Верховный Суд РФ правомочен обращаться в Конституционный Суд РФ с такими запросами и на предмет проверки  соответствия Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. В таком же порядке Верховный Суд РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с

запросами о соответствии Конституции РФ договоров между органами  государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, а также  не вступивших в силу международных договоров РФ. Представляется,

что указанное полномочие может быть реализовано как Президиумом, так и Пленумом Верховного Суда РФ.

При Верховном Суде РФ в качестве совещательного органа образован Научно-консультативный совет, состав которого  утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Верховного Суда РФ. Официальным изданием Верховного Суда РФ является ''Бюллетень Верховного Суда РФ'', в

котором публикуется информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В ''Бюллетене Верховного Суда РФ'' публикуются и иные постановления Пленума, а также постановления Президиума Верховного Суда РФ, Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ по конкретным делам, обзоры судебной практики, данные судебной статистики и другие материалы.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ являются учредителями Российской академии правосудия – государственного научно-

образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством РФ об образовании, уставом Академии и учредительным

договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должность судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти. В Верховном Суде РФ функционируют органы судейского сообщества:

Собрание судей Верховного Суда РФ и Квалификационная коллегия судей Верховного Суда РФ. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной

статистики, систематизации законодательства и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, выполняет аппарат Верховного Суда РФ. Для выполнения функций в аппарате Верховного Суда  РФ образуются соответствующие управления, отделы и службы.  Структурные  подразделения в аппарате Верховного Суда РФ  осуществляют свою деятельность в соответствии с

положениями и инструкциями, утверждаемыми Председателем Верховного Суда РФ.

Верховный Суд наделен широкими полномочиями, а именно, рассмотрение дел в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд вправе оставить без изменения приговор Верховного Суда республики, краевого суда, суда федерального значения, отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции.


Заключение

Таким образом, изучив данную тему, использовав нормативные акты, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе изменения политико-правовой системы России судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечивающих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной системы – Конституционный суд, Высший Арбитражный суд и Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение. Конституционный суд, являющийся судебным органом конституционного надзора, осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Верховный суд РФ, таким образом, является важнейшим звеном правосудия, высшим в системе судов общей юрисдикции.

 Как и во всех судебных органах в деятельности Верховного суда демократизм занимает особое место, являясь важным принципом правосудия. Он закрепил такие демократические принципы судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон,  осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в судах. Судьи, обладая единым конституционно-правовым статусом, независимы, несменяемы и неприкосновенны.

Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда как первой, мак и второй инстанций. Верховый суд, наделенный широкими полномочиями, вправе оставить без изменения или отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции, выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Исходя из этого, можно сказать, что по своим полномочиям, судебной и правовой деятельности Верховный суд РФ по праву является высшим звеном судов общей юрисдикции.

Данная проблематика имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение данной работы заключается в раскрытии и изучении принципов демократизма и правосудия, понятия судебной власти, ее роль в современном государстве, понятия Верховного суда как высшего звена судов общей юрисдикции, его место и роль в судебной системе РФ. Практическое значение данной проблематики заключается в глубоком знакомстве и усвоении нормативной базы,  литературы  ведущих правоведов и юристов, законов, а также  возможность  практического  применения нормативно-правовых актов в своей работе.


Библиографический список использованной литературы

Нормативные акты:

1.   Конституция Российской Федерации 1993 года.

2.   Федеральный конституционный закон ''О судебной системе РФ''.

3. Федеральный  закон ''О судебном департаменте при Верховном суде РФ'' от 8 января 1998 года.

4. Закон о Конституционном Суде 1994 г.

5. Закон ''О судоустройстве РСФСР'' от 8 июля 1981года.

6. Закон РФ ''О статусе судей в РФ''.

7. Закон ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан''.

8. Закон ''О финансировании судов РФ '' от 10 февраля 1999 года.

9. Закон ''О некоторых вопросах  организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции'' от 3 декабря 1994 года.

10. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года.

11. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 декабря 1995 года

''О некоторых вопросах  применения судами Конституции РФ при                       осуществлении правосудия''.

12. Постановление Президиума Верховного совета РСФСР о количественном составе Верховного суда РФ от 16 марта 1992 года.

13. ''Бюллетень Верховного суда РФ''.

14.Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

15.Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Литература:

1.   Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999.

2.   Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. - М., 1996

3.   Божьев В. Правоохранительные органы РФ. –М., 1996.

4.   Воронцов С.А. ''Правоохранительные органы РФ''.

5.   Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы. – М., 1996.

6.   Ковалев М.А. ''Правоохранительные органы РФ''.

7.   Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. - М., 1995.

8.  Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ. – М., 1997

9.  Фойницкий И. Курс уголовного судопроизводства. – Спб., 1996.

10. Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. –М., 1996.

 


Приложение 1

Структура судов

общей юрисдикции

Основное звено – районные суды,

военные суды гарнизонов и им равные

Среднее звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, и др.

Высшее звено – Верховный суд РФ.


Приложение 2

Состав Верховного суда РФ

Пленум Верховного суда

Президиум Верховного суда

Судебная коллегия по гражданским делам

Судебная коллегия по уголовным делам

Военная коллегия

Кассационная коллегия



[1] Конституция РФ, ст.10

[2] Конституция РФ, ст. 11

[3] Конституция РФ, гл. 7

1 Баглай  М. Конституционное право РФ.-М., 1999, с. 122

1 Конституция РФ, ч. 1 ст. 18

1 Федеральный конституционный закон ''О судебной системе РФ'' от 31 декабря 1996г.

1 Конституция РФ, ст. 46-51

2 Конституция РФ, ст. 123

1 Конституция РФ, ч.2 ст. 47

2 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, ст. 36 и 42

1 Регулируются Конституцией РФ и Законом РФ ''О статусе судей'' от 26 июня 1992г. (с изменениями и дополн).

2 Конституция РФ, ст. 119

1 Конституция РФ, ст. 128

2  Конституция РФ, ст. 120

1 Предоставлены судьей Верховного Суда РФ Конституцией РФ и Законом РФ ''О статусе судей в РФ''.

2 Конституция РФ, ст. 121

1 Конституция РФ, ст. 122

1 Баглай М. Конституционное право РФ.-М., 1999, с. 194

[4] Конституция РФ, ст. 126

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ ''О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия'' от 31 декабря 1995г.

1 Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ-М., 1997, с.231

2 Установлен Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992г.

1 Они действуют на основе Закона РСФСР о судоустройстве 1981г., федерального закона 1994г.

2 Федеральный конституционный закон ''О судебной системе РФ'' от 31 декабря 1996г.

3 Федеральный закон ''О Судебном  департаменте при Верховном Суде РФ'' от 8 января 1998г.

1 Это полномочие предоставлено Верховному Суду РФ ст. 126 Конституции РФ

2 Федеральный конституционный закон ''О судебной системе РФ'', ст. 33