Реферат: Унитарное форма государственного устройства

Глава 1. Форма государственно-территориальнного          

                 устройства.                                                                      3

Глава 2. Основные признаки унитарного

         государства.                                                                    9

Глава 3. Франция - отличительный  признак

                 унитарного государства.                                             13

 

Заключение.                                                                                    17

Список использованной литературы.                                        19

Приложение№1.                                                                              21

Приложение№2.                                                                              22

                                            Введение.

 

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных об­щественных науках, рассматривается проблемы государства. Проблемы формирования и функционирования особой политеческой организации  об­щества, опирающуйся  на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовой, так  и общечеловеческих задач на определенной территории.

          Подход к этой проблемам был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

          Хотя бы неверным отрицать все те научные гипо­тезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не пол­ностью. Они отражали те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

         С самого начала, когда вопросы госyдаpственного yстpойства попали в поле зpения К. Маркса и Ф. Энгельса, они считали, что  унитарное государство имеет преимущество перед федеративным. Более высокая обобщенность труда, более тесные связи междy трудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизации революционного процесса, чего нельзя было достичь в других странах.

Самой распространенной формой  государственного устройства в мире является унитарная. Это доказывает историческую значимость

Цель моей курсовой работы  раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать  значимость этой формы государственного устройства  на примере отдельных государств.

         Для написания  работы я использовал учебную литературу по курсу «Теория государства и права» и «Конституционное право зарубежных стран». В целом, мне хотелось бы отметить, таких  авторов учебников  как: Мишина А. А. Венгерова А. Б.  Хропанюка В. Н.  Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

        Глава 1. Форма государственно-территориального

 

                                             устройства.

 

Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.

         Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.1

     Форма государственного устройства показывает:

        а) из каких субъектов состоит государства;

        б) каково правовое положение  субъектов, и какие взаимоотношения между ними;

         в) как  строятся отношения между центральными и местными  органами власти;

          г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована»2.

         По форме государственного устройства все государства можно подразделить на основные группы:

        1) Унитарное государство  -  это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.3

        Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в  области государственного строительства многих стран и  иных форм государственного устройства федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными  власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены  полномочия  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией  и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостаятельно решает переданные им в ведвние  вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

       б) Централизованные государства - это  государства, в котором  властные функции на местах осуществляют только,                                                                              представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

         Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

             Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

        в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

         Унитарное государство  взависимости от этнического состава может быть:

         ● национальным (Франция, Эстония, Япония);

        ● многонациональным (Китай, Афганистан);

          Унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления4.

      2) Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

         Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

       В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:

       а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);

       б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).

        3) Конфедерация  - это государствен­ный союз государств5. То есть ни одно из государств - членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

           Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

       Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружест­вом, союзом абсолютно независимых государств, созданным для дос­тижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)6.

        Вышеперечисленные три формы государственного устройства явля­ются основными, но еще существует особая форма ассоциирован­ного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объ­единениям в качестве "ассоциированных участников".

      Эта форма по­казала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейско­го Сообщества. При существовании экономических предпосылок (об­щего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге).  Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государствен­ному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за ша­гом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации)7.

                   Глава 2. Основные признаки унитарного

 

                                            государства.


Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих   признаков:                          

        1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения  полномочий  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государтсвенной власти. (Конституция Франции 1958 г.)                       Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция.Ее предписание  содержатся не в одном документе а в огромном их числе (нормативно-правовые акты иправовые  и правовые обычии).

       2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер  и  не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству,  парламенту.

2.1                                    3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената8.

2.2                                    На  протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

        4)   Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.         Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.           

          Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы – Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.9

        5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;

        6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы  не имеют правового статутса так как они все равны и не обладают суверинитетом( как субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

        Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

       8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой ценрализованной системы.

       Этому способствует единая правовая система.Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью, так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии  со своей компетенции).

                    Глава 3. Франция – отличительный  признак

         

                                  унитарного государство.

        В Конституции Франции названы три уровня организации власти в государстве и три типа территориальных самоуправляющихся коллективов: коммуны (36 757), департаменты (100) и заморские территории (4)10. С 1982 года был курсовые - 700 р.
Работы, похожие на Реферат: Унитарное форма государственного устройства

Конституционное право зарубежных стран
Московский областной институт управления и права Веремьёв В. Н. Учебное пособие по курсу "Конституционное право зарубежных стран". Москва, 2008 г ...
6. Гражданин Италии, проживающий в течение года а коммуне/общине Сен-Флоранс во Франции, которая, как и Италия, входит в состав Европейского Союза, решил зарегистрироваться в ...
А - центральное унитарное государство; Б децентрализованное унитарное государство; В - регионалистское государство; Г - относительно централизованное унитарное государство.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: учебное пособие
Билеты по теории государства и права 100
Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Прежде всего, Теория государства и права связана с историей, изучающей прошлое человечества во ...
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты ...
Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные ...
Раздел: Рефераты по теории государства и права
Тип: реферат
Теория государства и права (Шпаргалка)
Коношян Артур arthur@mail.sochi.ru стр. 43 1. Конфедерация как форма государственного устройства. Конфедерация - это временный юридический союз ...
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти ...
Раздел: Рефераты по теории государства и права
Тип: реферат
Местное самоуправление в России: история ...
... XIX ВЕКА 5 §2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8 §3. НАЧАЛО XX ВЕКА - ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 16 §4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20 ...
В качестве механизма реализации самоуправления в Законе выступают местные Советы, органы территориального общественного самоуправления, а также непосредственные формы демократии ...
Реформа местного самоуправления / Департамент по проблемам самоуправления, Миннац России // Местное самоуправление в России.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат
Сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии
Содержание Введение Глава 1. Общая характеристика и модели местного самоуправления 1.1 Конституционные основы деятельности местного самоуправления 1.2 ...
В целом муниципальное право континентальных европейских государств тяготеет к кодификации: законодательной основой местного самоуправления является либо классический кодекс (Кодекс ...
Ярким примером является Франция, где предусмотрено местное самоуправление на уровне коммун, более крупные кантоны и округа являются местными уровнями государственной власти ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа

5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы