Реферат: Феодальное государство (экономическая основа, сущность, механизм, функции и формы)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ТЕМА: ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ОСНОВА, СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ)


Выполнила студентка

1-го курса 7222 гр.

Пономарева М. В.

Научный руководитель-

Ершов М.Ф., кандидат

исторических наук, доцент.

Ханты-Мансийск

2002

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1.   Пути возникновения феодального государства………………………….4

2.   Социальная сущность……………………………………………………...5

3.   Функции и механизм ………………………………………………………6

4.   Значение церкви……………………………………………………………7

5.   Феодальное право…………………………………………………………10

6.   Формы государственного устройства…………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19


-2-

         Введение.

Еще в первой половине и даже середине XIX в. среди буржуазных историков Европы существовало мнение, что феодализм ( понимаемый ими к тому же главным образом как политическая форма ) есть явление исключительно европейское, точнее западноевропейское. Даже в отношении русской истории и истории западнославянских стран высказывалось мнение, что здесь также не было никакого феодализма. Более тщательное изучение фактов истории стран Востока, а также истории России и славянских стран постепенно заставило наиболее передовых буржуазных историков  отказаться  от этого ошибочного воззрения.

         История средних веков есть истории более чем тысячелетнего периода, когда народы Европы, Азии  и Африки, переживали особый этап в своем общественном развитии – феодализм. Если истории древнего мира в основном соответствуют первобытнообщинная и рабовладельческая формации, если содержанием новой истории являются становление, расцвет и последующий упадок капиталистического строя, то средние века связаны с развитием феодальной формации. Становление феодального строя, его расцвет и, наконец, его разложение, и упадок составляют социально-экономическое содержание средневековой истории; феодальный способ производства  лежит в основе всей жизни средневекового общества.

         В своей работе я попытаюсь раскрыть основные законы феодального общества, а также рассмотреть наиболее важные вопросы  и  процессы феодального строя.

-3-

1.Пути возникновения феодального государства.

Феодальный тип государства и права исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя основными путями. Первый-это путь постепенного разложения рабовладельческого экономического и социально политического строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя. Этот процесс происходил во всех рабовладельческих государствах и общественно-политических системах. Второй-это путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности,  шло развитие государства и права у восточных и западных славян. Оно было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захват общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих родичей, родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники – в полностью зависимых от них крестьян.

         Одновременно с процессом разложения первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы феодального государства: родового военачальника или вождя – в короля, совета старейшин (там, где он сохранялся) – в совет приближенных монарха, ополчения, состоящего из соплеменников – в постоянно действующую дружину или армию. Несмотря на разнообразие путей возникновения феодального строя у различных народов, в целом этот процесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял в образовании крупного землевладения и превращении светской и духовной знати в класс феодалов. А с другой – в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян – общинников и несвободных землевладельцев, оставшихся от прежней формации, в феодально-зависимых от крупных землевладельцах либо от государства крепостных крестьян. Последние, в отличии от рабов, полностью отделявшихся, согласно действующему рабовладельческому праву, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности на землю, однако, имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия труда.


-4-

2. Социальная сущность феодального государства.

Не будучи собственником земли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками, инвентарем, выступал как непосредственный производитель материальных благ и как зависимый от помещика землепользователь. Остатки вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феодалами, поступали в его собственность. Это создавало определенную заинтересованность крепостного крестьянства в результатах своего труда, вело, по сравнению с трудом рабов, к росту его производительности, указывало на то, что феодальный способ производства, а вместе с ним и весь феодальный строй, является более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабовладельческим способом производства и рабовладельческим строем.

Феодальная собственность на землю составляла  материальную основу  взаимоотношений и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них феодальной ренты. Существовало три основных формы или разновидности ренты: отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю; натуральная (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего ремесла, и денежная рента (денежный оброк), согласно которой крестьянин или ремесленник должны были уплачивать феодалу определенную сумму денег. Нередко отработочная рента сочеталась с денежной или натуральной рентой. «…в соответствии с Законником сербского короля Стефана Душана (1349-1354гг.) феодально-зависимые крестьяне (меропхи) наряду с платой по числу душ («как плату платят и работу работают, так и землю да держат») обязаны были нести и другие повинности. «Меропхам закон по всей земле, - говорится в Законнике.- В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят ему сено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один день»».

Наряду с экономическими формами эксплуатации и принуждения крепостных крестьян и ремесленников большое значение имело также их внеэкономическое принуждение, зачастую выражавшееся в различных формах прямого насилия. Например, феодал имел право навсегда закрепостить крестьян, уклонившихся от военных походов, без уважительных причин; насильно заставлять платить «брачный выкуп». Зачастую, обедневшие крестьяне продавали себя и свою семью. Отдавали себя в крепостную зависимость, чтобы защитить себя от врагов. Таким

1 Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.134.

-5-

образом, в условиях феодального строя экономическое принуждение органи-

чески сочеталось с внеэкономическим, прямым принуждением крепостных. Без этого невозможна была бы прочная власть феодалов.

Для удержания своего господства, «для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинение ему огромное количество людей, подчинил их известным законам, правилам – и все эти законы сводились в основном к одному – удержать власть помещика над крепостным крестьянином. Это и было крепостническое государство…»

В качестве политической организации господствующего класса феодалов-крепостников это государство было призвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения масс – крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодалов на землю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепления их экономического и социально-политического господства. Социальную сущность феодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная власть класса феодалов.

1 Ленин В.И. Указ. Соч. Т.39,М.- Стр.77       

-6-

3.Основные функции и механизм феодального государства.

 

         Выполняя волю и интересы господствующего класса феодалов, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри господствующего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян и ремесленников и других слоев населения.

         Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости одних, менее могущественных феодалов, от других, более могущественных, позволяли феодальному государству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану существующего экономического и социально-политического строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко противоборствующих друг с другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господство в духовной сфере жизни феодального общества церкви, осуществляющей на протяжении многих веков управление образованием и культурой.

         Внешние функции феодального государства соответствовали внешнеполитическому курсу господствующего класса, отражали характер его активности на международной арене, выступали как основные направления деятельности феодального государства во внешней среде. Эти функции состояли в захвате и ограблении чужих территорий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападение извне.

         Действовавшее право, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захватнических войн и присвоения чужих территорий.«При подготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своих вассалов в виде живой силы, денег или оружия. В целях предотвращения распрей в войске во время походов или дележе захваченной добычи Законник Стефана Душана особо предусматривал, например, что « в войске (на походе) да не бывает ссоры. Если же двое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не помогает им» и что «всяк да волен купить из военной добычи, приобретена ли она на царской (сербской) или в чужой земле».

        Становление и развитие феодального строя, переход его от одной стадии

1 Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.136.

-7-

к другой соответственно отражался на функциях феодального государства и на характере его деятельности. В раннефеодальный период  на стадии зарождения и формирования  феодализма государство функционировало как средство формирования и утверждения феодального типа собственности, захвата чужих территорий и подавления сопротивления крепостных крестьян. В более поздний период – на стадии развитого феодализма государство направляло основные свои усилия на закрепление сложившегося способа производства, на охрану феодальной частной собственности, на её приумножение путем ограбления других народов, на создание благоприятных условий для эксплуатации ремесленников и крепостных крестьян. И, наконец, в позднефеодальный период – на стадии разложения феодализма и появления зачатков капитализма, феодальное государство использовало все находящиеся в его распоряжении средства для задержания объективного процесса распада существующего экономического и социально-политического строя, для сохранения феодального способа производства и поддержания сложившейся системы эксплуатации.

         Внутренние и внешние функции феодального государства осуществлялись с помощью органов, составляющих государственный механизм. Важнейшими составными частями  которого являлись армия, феодальные дружины, полиция, жандармерия, военно-административный и судебный аппарат. Характерной чертой феодального государства было объедение в одних руках земельной собственности и политической власти, аппарата управления хозяйством и отправления административных, фискальных, полицейских и судебных функций.

         Сложный, непрерывно разраставшийся по мере развития феодального общества государственный механизм содержался за счет огромных налогов, различного рода штрафом, податей и пошлин, налагавшихся на ремесленников, городских жителей, за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян. Именно за их счет жила вся общественная пирамида: князья, чиновники, дворянство и др.  

-8-

4. Значение церкви в феодальном государстве.

 

         Исключительно важную роль в период существования феодального государства играла церковь. «Её власть нередко приравнивалась к власти императора или короля. «Два меча предоставил боз земному царству для защиты христианства, - говорится, например, в связи с этим в памятнике феодального права Германии первой половины XIII века под названием «Саксонское зерцало». – Папе –духовный, императору- светский…Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать всетскому суду, если он в этом нуждается»».

Церковь обладала огромными экономическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных канонов и догматов – ересями. «Борьба с ересями находила широкое отражение в феодальном праве. « И кто окажется еретиком, живи между христианами, - указывалось, в частности, в Законнике Стефана Душана, - да пожжется по лицу (заклеймится) и да изгонится. Кто не будет таить, и тот да заклеймится». « Если кто-либо приписывает Богу то, что ему не подобает, - говорилось в «Каролине», - или в своих речах отрицает то, что ему присуще, либо оскарбляет всемогущество Божье или Святой его матери Девы Марии, то он должен быть взят властями или судьей по долгу службы и посажен в тюрьму и подвергнут затем смертной казни, телесным или увечащим наказаниям соответственно обстоятельствам и Характеру богохульства и положению совершившего его лица»».Церковь подчиняла себе и держала под неусыпным контролем духовную жизнь миллионов людей, оказывала политическое и иное давление на глав государств, княжеств и правителей крупных областей путем угрозы отлучения их от церкви или запрета богослужения на управляемых ими территориях. В условиях раздробленности феодальных государств Европы церковь, обладая мощной, широко разветвленной организацией, выступала как сила, соединяющая воедино феодальное общество, как правящие круги.

         « В феодальном обществе церковь обладала значительной долей собственности (земля, право на присвоение десятины и др.). Эта собственность была накоплена в результате государственных и частных пожалований и мобилизации земли у крестьян. Земля эксплуатировалась прежде всего самой церковью – духовенством. Но вместе с тем она служила дополнительным источником присвоения для государства и светской феодальной знати.» Духовенство, хотя его высшие круги и рекрутировались

1  Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.138.

2 Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.138.

3 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство»М.-стр.8.

-9-

по преимуществу из среды светских феодалов, стремилось тем не менее оградить церковную собственность от посягательств со стороны всетских собратьев. На этой почве часто происходили конфликты. С другой стороны, церковные князья, как и светские, отстаивали местную феодальную автономию, и это служило причиной частых столкновений с королевской властью. В Западной Европе, кроме того, происходила острая борьба между монархами, стремившимися создать национальную церковь, и папством, отстаивавшим универсальную теократическую власть над всем    западнохристианским миром. В этой борьбе историческая правда была, несомненно, на стороне светской власти. Папство своими теократическими притязаниями поддерживало государственную раздробленность. Королевская власть не могла осуществить объединение страны, не подчинив себе местной церковной иерархии.

         Борьба за национальную католическую или реформированную церковь выражала прогрессивное направление политического развития в Европе, хотя, и национальная и реформированная церковь в одинаковой мере служила интересам господствующих  политических сил в феодальном государстве.

-10-

5.Феодальное право.

Феодальное право выражало волю и интересы феодалов, обусловленные к конечном счете материальными условиями жизнедеятельности этого класса. Его основные задачи заключались в юридическом оформлении и заключении феодальной собственности на землю и другие средства производства, в закреплении сложившийся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавший внутри господствующего класса, в обеспечении  экономического, политического и духовного господства феодалов, в охране феодальной собственности и власти.

Опираясь на действующее право, господствующий класс жестоко подавлял любые попытки сопротивления своему господству, восстания, бунты, стихийные или организационные выступления против угнетения и насилия со стороны феодалов. Характерные черты и особенности феодального права заключались, прежде всего в том, что оно носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как право – привилегия феодалов. Члены общества наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в феодальной иерархии они занимали.

Привилегированным сословием являлась духовенство и дворяне. Значительно ограничивались в правах горожане. Лишены были своих элементарных прав, за исключением права иметь в своем владении домашний скот и инвентарь, необходимый для работы на феодалов, крестьяне. Они полностью выпадали из феодальной иерархии и фактически являлись бесправным сословием.  Феодальное право в открытой     форме признавало в качестве источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, закрепляло и оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного крестьянства.

«Характерной особенностью феодального права был партикуляризм, то есть, отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер права. Феодальное право не знало деления на отрасли и институты права». Составными его частями были крепостное право, обеспечивающее полное подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закрепляющее правовой статус  купечества, ремесленников и других слоев городского населения; каноническое, церковное право, занимавшее значительное место в системе феодального права и регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и между остальными членами феодального общества.

Феодальное право отличалось большим разнообразием форм. В силу застойного характера общества преобладающей формой феодального права вплоть до периода абсолютизма был обычай. В условиях раздробленности

1Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.140.

-11-

стран на отдельные княжества, герцогства и т.п. феодальное право состояло большей частью из местных обычаев и велений отдельных феодалов. Большое значение для развития феодального права имели частные сборники обычаев и описания судебной практики (например, сборник обычаев Бовуази- во Франции, Саксонское и Швабское Зерцало – в Германии ), договоры между отдельными феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами и т.п.

          В качестве одного из наиболее ярких примеров установления и поддержания договорных отношений внутри господствующего класса феодалов может служить Великая Хартия вольностей (Magna Charta). Она была принята в 1215 году и отражала борьбу основных социальных группировок, борьбу английских феодалов в начале XIII века против королевской власти за расширение своих прав и привилегий. «Хартия содержала ряд статей, определявших характер новых вассальных отношений, устанавливавшихся между королем и английскими баронами: «Никто не должен быть принужден к несению большей службы за свой рыцарский лен или другое свободное содержание, чем та, какая следует у него»; ограничивавших судебную власть, финансовые и некоторые другие права короля: « Ни мы, ни наши чиновники не будем захватывать ни земли, ни дохода с нее за долг, пока движимости должника достаточно для уплаты долга…Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету  королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной, и для этого должно выдать лишь умеренное пособие…».

         Важной особенностью Великой Хартии вольностей было то, что она не только ограничивала власть короля, но и устанавливала контроль (в лице комитета из 25 баронов) за соблюдением содержащихся в Хартии положений.

На более поздних стадиях развития феодального общества и в особенности в период абсолютизма широкое распространение получили писаные законы (царские указы, королевские ордонансы и т.п.), сборники уголовного и уголовно-процессуального законодательства, кодексы законов, и другие виды нормативно-правовых актов. Несмотря на разнообразие форм выражения и проявления феодальное право неизменно оставалось на всех этапах своего развития одним из важнейших средств проведения в жизнь воли и интересов господствующего класса феодалов. В этом заключается его социально-классовая сущность и назначение.

1 Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.142.

-12-

6.Формы государственного устройства.

         С развитием феодального строя изменялась форма государственного устройства. Буржуазная историография пытается объяснить эти изменения появлением новых правовых, религиозных и морально-этнических идей. Большую роль она приписывает правителям и господствующей элите, стремившимся якобы устроить общественно-политическую жизнь на более совершенных началах. «Марксистско – ленинская наука, не отрицая значения идей  и реформаторской деятельности правителей, считает основой изменения  государственного устройства развитие экономических и социальных отношений.» Для эпохи феодализма это прежде всего развитие поземельных отношений и изменение форм эксплуатации непосредственных производителей – крестьян и городских ремесленников. При этом, безусловно, сказывалось и активное влияние классовой борьбы в феодальном обществе, а также непосредственное  воздействие политических столкновений в среде господствующего  класса земельных собственников. В свою очередь государство тоже воздействовало на развитие феодального строя как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

В нашей исторической литературе принята следующая периодизация истории феодального государства: раннефеодальное государство (5-9 вв.), феодально раздробленное государство (10-13 вв.), централизованное феодальное государство в форме сословной монархии (13-15 вв.), феодально-абсолютистская монархия (16-18 вв.).

Раннефеодальное государство(V-IX вв.). Экономическим базисом раннефеодального государственного устройства служил складывающийся феодальный строй с остатками дофеодальных укладов – патриархального и рабовладельческого. Характерной особенностью раннефеодального государства сравнительно с последующим периодом было его относительное единство. Несмотря на этническую пестроту и отсутствие экономических связей, оно представляло некое единое  политическое целое с общим центром и однообразной судебно-административной системой в областях. Это государственное устройство основывалось на непосредственной зависимости большинства населения от королевской власти.  Члены господствующего класса были подвластны королю как его слуги и подчиненные. Свободные крестьяне – общинники выполняли в пользу короля фискальные, военные и трудовые повинности, за счет которых в значительной степени и функционировал несложный государственный аппарат раннефеодального государства. Королевский двор и дружина содержались на средства, поступавшие от поместного хозяйства и натуральных повинностей населения (налоги и др.). Судебно – административный аппарат в областях и округах существовал за счет штрафов и натуральных поступлений от свободных людей. Военные силы комплектовались из крестьян-общинников, несших военную службу за свой собственный счет. Некоторые государственные функции первое время

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 9.

-13-

осуществлялись не государственными, а общинными органами под контролем государства. Раннефеодальное государство служило интересам формировавшегося феодального класса землевладельцев. Главная функция такого государства заключалась в том, чтобы держать в повиновении  массы свободного населения и заставлять их выполнять все возрастающие государственные тяготы. Другая важнейшая функция раннефеодального государства заключалась в завоевании чужих земель и захвате военной добычи, составляющий дополнительный источник для содержания многочисленной дружины и служивой знати. Вместе с тем государство осуществляло оборону от военных вторжений других агрессивных государств. В раннефеодальный период было несколько типов государственных образований:  племенные княжества(герцогства), многоплеменные королевства и империи. Более слабые племенные княжества попадали в зависимость к более сильным. Крупные государства распадались, как только ослабевала власть завоевателей над завоеванными.

Феодально раздробленное государство (X-XIIIвв.). Дальнейшее развитие феодальных отношений, выразившееся в подчинении крестьян феодальным вотчинникам, вызвало значительные изменения в организации государства. Относительно единые раннефеодальные государства в однообразной судебно-административной системой в областях и округах распадались на отдельные феодальные сеньории, которые объединялись в пределах одного общего государственного целого только слабым королевским аппаратом. Те функции, которые прежде осуществляли королевские служащие в отношении лично свободного населения, теперь, с закрепощением этого населения, перешли к вотчинникам. У короля, который потерял большую часть своих общегосударственных прерогатив, теперь оставалась только власть крупного вотчинника. Для реализации этой власти ему достаточно было иметь несложный  домениальный аппарат из слуг-министериалов и верховную курию из вассалов королевства. «Прежняя судебно – административная система, созданная на территориальной основе, разложилась и исчезла. Графы и другие представители государственной власти на местах превратились в самостоятельных феодальных владетелей, подчиненных сюзеренитету короля, или других крупных сеньоров». Завершение процесса образования феодальных поземельных отношений сопровождались большими переменами в экономической и социальной структуре общества. Разложились старые дофеодальные уклады и исчезли промежуточные слои населения патриархального и рабовладельческого происхождения. Общество резко разделилось на два антагонистических класса – феодалов и зависимых крестьян (появившийся новый слой населения – горожане – еще не эмансипировался и не выделился из массы феодально-эксплуатируемого населения). Господствующий класс страл монопольным собственником земли. Взаимоотношения внутри эксплуататорского класса строились теперь уже на землевладении в форме иерархической зависимости. Между

1  Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 12

-14-

отдельными ступенями иерархии распределялись функции государственной власти, а все организованные в иерархию сеньоры и вассалы реализовали в совокупности те политические задачи, которые раннефеодальный период осуществляла королевская власть. Организация политической власти в феодально-раздробленном государстве строилась во вотчинно – сеньориальной основе. «Функции принуждения осуществлялись в самой вотчине с помощью его собственного аппарата из министериалов и вассалов».  Королевская власть представляла по существу одну из крупных сеньорий страны и осуществляла непосредственную юрисдикцию только над населением домена. Но король оставался главой этого раздробленного государства и возглавлял  всех феодалов страны, когда они совместно обороняли свои земли и завоевывали новые владения. Он был также арбитром во всех их спорах и столкновениях. Этнической основой государственных образований в период феодальной раздробленности служила территориально – языковая общность складывающейся народности. Эта общность сплачивалась по мере развития экономических связей и культурного общения. Она развивалась вопреки политической раздробленности и послужила одной из предпосылок государственной централизации в дальнейшем.

Централизованное феодальное государство в форме сословной монархии (XIII – XV вв.). Ликвидация феодальной раздробленности и объедение страны под властью короля создали новую форму феодальной государственной организации – централизованную сословно представительную монархию. Централизация феодального государства была обусловлена изменениями в экономических и социальных отношениях феодального общества и во взаимоотношениях внутри класса феодалов. Выделение ремесленного производства в самостоятельную отрасль хозяйства и развитие торговли разрушили натурально – хозяйственную замкнутость и поместно – барщинную систему. Появились новые социальные группы – ремесленники и торговцы, объединенные в профессиональные корпорации, и лично свободные крестьяне, связанные со своими феодальными господами только оброчными обязательствами. Усиливалась классовая борьба в деревне и городе. Нужна была сильная власть, которая одинаково распространялась бы на всю территорию государства. Такую власть мог представить только король. Политическому объединению страны благоприятствовали хозяйственные успехи, обусловившие рост экономических связей внутри областей и между областями, а также сплочение населения в единую этническую общность, послужившую территориальной основой государственной централизации. Государственное единство стало настоятельной необходимостью, в нем были заинтересованы все прогрессивные силы общества. Изменения в формах эксплуатации и присвоения прибавочного продукта привели к значительным переменам в структуре господствующего класса и в расстановке политических сил.

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 13

-15-

Феодальные магнаты утрачивали свою политическую автономию. Возрастало значение единого монархического центра. Центр тяжести государственной организации перемещался в общегосударственные органы, подчиненные королю. Население городов, а также освободившихся от крепостной зависимости крестьянство уходили из  под местной юрисдикции и становились в прямую фискальную и судебную зависимость от общегосударственной власти. Таким образом, основная государственная функция принуждения и обуздания эксплуатируемых масс переходила к общегосударственным органам, и это послужило основной причиной усиления  монархии и ослабления вотчинно – сеньориальной  власти феодальных землевладельцев. Аппарат королевской власти из домениально - министериального становился общегосударственным чиновничьим. Рост денежного хозяйства давал возможность содержать государственных служащих на денежном жаловании и нанимать постоянное войско. Единая судебно – административная система распространилась на всю территорию страны. Королевские постановления, которые прежде относились только к территории домена, распространялись на всю территорию страны. Но осуществление общегосударственной власти  не стало еще абсолютной прерогативой короля. Политическое объединение страны не было закончено. Королю, претендовавшему на суверенную власть в национальном масштабе, приходилось вступать в политический союз с теми силами, которые господствовали на местах и обращаться за помощью к богатой денежными средствами городской верхушке. Этот союз нашел свое выражение в сословно – представительной монархии. Сословно-представительная монархия  наилучшим образом служила интересам короля и привилегированной феодальной знати. Она была важным этапом на пути политического объединения феодальных государств. Для государственных образований в период централизации политической власти характерно наличие более или менее однородной  в этническом отношении территории. Это было время завершения процесса слияния раннефеодальных  этнических общностей и оформления народностей с общей территориальной, хозяйственной и языковой основой. Наиболее сильные централизованные феодальные государства создавались именно при наличии этих условий. Те государства, в которых не существовало единой этнической территории, распадались и делались добычей других, более сплоченных государств.

Феодально – абсолютистская монархия (XVI – XVIIIвв.). Король в своей централизаторской политике опирался на все силы нации, заинтересованные в укреплении политического единства, прежде всего на дворянство, интересам которого в первую очередь служила абсолютная монархия. Второй опорой абсолютизма являлась буржуазия, которая по условиям своего существования была  крайне заинтересована в ликвидации раздробленности и укреплении национального единства. Она давала монархии деньги и получала взамен защиту и покровительство в своей торгово-промышленной деятельности. Успех за национальное сплочение определялся уровнем и

-16-

характером развития капиталистических форм хозяйства и ростом экономических связей. Установление феодально – абсолютистского политического строя было подготовлено глубокими сдвигами в экономических отношениях, прежде всего в способах феодальной эксплуатации  основного класса общества – крестьянства. «Абсолютизм немыслим без системы прямых и косвенных государственных налогов. В тех странах, где отсутствовали зачатки капиталистических отношений, и где все выгоды хозяйственного развития использовало в своих интересах дворянство, абсолютизм, как известно, не восторжествовал». Феодально – абсолютистская монархия устанавливалась не только в национальных государственных образованиях, но и в территориальных княжествах, и притом в иных случаях в крайне деспотической форме. Её социальной основой здесь, как и в национальных государствах, было наличие городских элементов – нарождающейся буржуазии. Но в этих территориальных образованиях абсолютизм игран не прогрессивную, а реакционную роль. Он тормозил общее национально – государственное сплочение и задерживал тем самым экономическое и культурное развтие народа. В национальных государствах абсолютная монархия играла определенное время прогрессивную роль. Она завершила политическое объединение страны и своей  протекционистской политикой немало способствовала развитию национального производства. Но с завершением национального объединения и по мере развития капиталистических форм экономики феодально-абсолютистская монархия, выражавшая интересы реакционного дворянского класса, стала тормозом общественного развития и была сметена буржуазными революциями.

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 16

-17-

Заключение.

-18-

Список Литературы:

1.   Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство» , Москва,1967.

2.   Марченко М.Н. «Общая теория государства и права. Академический курс. Том 1», Москва, 1998.

3.   Семенов В.Ф. «История средних веков», Москва, 1975.

4.    

5.     

6.    

7.    

8.    

9.    

10.           

-19-