Реферат: Формы (источники права)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ ПРАВА)


РОДЬКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

 МИНСК,

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

 

    Введение                                                                                                 стр.  3

 

1.   Понятие формы (источники) права                                           стр.  4

2.    

2.1. Нормативный акт как источник права                                  стр.  6

 

2.2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь              стр. 10

 

3.   Общая характеристика иных источников прав                    стр.  17

 

4.   Взаимодействие различных источников права в

деятельности органов внутренних дел                                               стр. 22

 

    Заключение                                                                                          стр. 26

 

    Приложение                                                                                         стр. 27

 

    Список используемой литературы                                                  стр. 28

    Введение

    Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.

    Основным источником права в романо-германской семье являются нормативно-правовые акты, которые издаются в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Главенствующую роль играют также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовой обычай. Основным источником права в Республике Беларусь соответственно являются нормативно-правовые акты. Их можно классифицировать по различному основанию: по юридической силе, по источнику формирования, по сфере деятельности. Более подробно я раскрою данный вопрос в соответствующей главе курсовой работы.

    Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Через общие абстрактные и равные для всех правила государство принимает единые в различных сферах общественных отношений масштабы к разным людям. Эти правила, правовые нормы, выраженные в специфической языковой форме, и составляют содержание права. 

    Люди первообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института, как государство. Самой первой формой права стал именно правовой обычай. Следует отметить, что он все реже используется, несмотря на то, что является самым древним.

    Юридический прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. Такая форма права является доминирующей в англо-саксонской семье.

    Нормативный договор также может выступать источником права, но только в том случае, если в нем содержатся нормы общего характера.

    Выяснение роли и места права в системе нормативного регулирования общественных отношений имеет для исследователей права, сотрудников правоохранительных органов большое значение. Свою деятельность органы внутренних дел основывают как на нормативно-правовых актах, так и на актах, издаваемых самими органами внутренних дел, на международных договорах.  

    1. Понятие формы (источника) права.

    Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран.

    Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных компетентными государственными органами, а также принимаемых на референдумах в целях регулирования общественных отношений и выражающих первоначально волю определенных классов, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества –  большинства народов с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством. Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективности, реального существования и функционирования. В воле людей, которая  воплощается  в  юридические законы,  находят свое  выражение  программы, надежды  больших  социальных  групп  людей, то  есть  народа  или  его  слоев.   Проблема  наполнения  юридических  законов   конкретным   содержанием — это не что  иное, как  их  последовательная   волевая  обусловленность,  которая  в  свою  очередь  зависит  от  материальной  жизни  общества. Понятие «источник права» в юридической науке употребляются не только в формальном значении, то есть как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах. Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание общественных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании[1].

    В правовой науке  формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников.

    В  прошлом  и  сегодня  к  понятию  «источники  права»  подходят,  по  сути, с  двух  позиций:

1.   Как  материальному  источнику  права, то есть откуда  идет  содержание  нормы  или  правотворческая  сила;

2.   Как формальному  источнику  права — способу  выражения  содержания  правил  поведения  или  тому, что  дает  правилу  общеобязательный  характер.

    Понятие «источник права» в юридической науке употребляются не только в формальном значении, то есть как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах. Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание общественных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании[2].

    Углубленный анализ приводит к дифференцированному подходу рассмотрения  формы  права,  в   частности,  формы   правовой нормы. Д.А. Керимов, например, выделяет внешнюю форму правовой нормы – «выражение вовне внутренне организованного содержания ее»[3]. Именно внешнюю форму – форму выражения права – обычно называют источником права. Д.А. Керимов при этом уточняет: «источники права в так называемом формальном смысле»[4].   

    Терминологические  споры   относительно   понятия  “источник  права”  не  всегда  схоластические. Одни  ученые  называют  нормативные  правовые  акты, обычаи, прецеденты  формами  права, другие — источниками. Но  разные  определения  одних  и  тех  же  явлений  только  подчеркивают  многообразие  проявления  их  сущности. Поэтому  можно  использовать  как  то, так  и  другое   понятие, уяснив  предварительно  содержание  каждого.

    Об  источниках  права  говорят  прежде  всего  в  смысле  факторов, питающих  появление  и  действие  права. Таковыми  выступают  правотворческая  деятельность  государства, воля  господствующего  класса (всего  народа)  и  в  конечном  счете, как  уже  отмечалось  выше, материальные  условия   жизни. Об  источниках  права  пишут  также  в  плане  познания  и  называют  соответственно: исторические  памятники  права, данные  археологии, действующие  правовые  акты, юридическую  практику, договоры, судебные  речи, труды  юристов  и  др. Однако  есть  и  более  узкий  смысл  понятия  «источник  права», указывающий  на  то, чем  практика  руководствуется   в  решении  юридических  дел. В  континентальных   государствах  это  в  основном  нормативные  акты. Договор  как  источник  права  имеет  относительно  небольшое  распространение, обычай  почти  не  имеет  места, а  прецедент  континентальной  правовой  системой  отвергается[5].

    Все вышеизложенное во всяком случае доказывает существование юридических (признанных законом) источников. Можно допустить и дальнейшее деление. Если имеются правообразующие или первоначальные принципы, по значению которых возможно установить, является ли конкретная норма правовой, то напрашивается деление на первоначальные и производные источники. Можно также провести различие между источниками, имеющими принудительную или обязательную силу, с одной стороны, и источниками, имеющими убеждающее значение, – с другой[6].  

    В юридическом (формальном) смысле формами (источниками) права признаются способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

    Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. Воля государства, выраженная в виде общеобязательных правил поведения, должна быть изложена таким образом, который обеспечивал бы возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. Чаще всего в этих целях используется нормативно-правовой акт, письменный документ, содержащий нормы права. Однако есть и иные.

    Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. Это правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания.

    2. Нормативный акт как источник права. Виды нормативных актов в Республике Беларусь.

    2.1. Нормативный акт как источник права.

    Нормативно-правовой акт – это изданный в установленном порядке уполномоченным на это государственным органом акт правотворчества полномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, то есть это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи, пункты, части, абзацы и т.п.). Основным  структурным  элементом  нормативного  акта  является  статья. Соотношение  нормы  права  и  статьи  закона  поливариантно, зависит  от  структуры  фактических  общественных  отношений, уровня  развития  отрасли, института  или  всей  правовой  системы, замысла  законодателя, степени  развитости  юридической  техники  и  технологии. Никто, кроме органов государственной власти, не вправе принимать или отменять законы. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.) и действует постоянно, до его официальной отмены[7]. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности. Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

    Существенное значение имеет деятельность Национального центра правовой информации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учета всех нормативных актов республики, является единым банком правовой информации и одновременно его издание выступает источником официального опубликования актов и официальным инкорпоративным сборником действующего законодательства. Опубликование нормативно-правовых актов осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

    Нормативно-правовые акты:

v дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

v иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

v конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания  на которых содержатся в источниках[8]

    В странах с романо-германской правовой системой нормативные правовые акты являются основным источником права. Главенствующую роль среди них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным органом. Высшей юридической силой среди законов обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи[9]. Этот источник широко используется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика). Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе (Германия, Франция, Италия, Испания и другие страны западной части континента) в результате рецепции (восприятия) римского права.

    Если нормативный акт (закон, подзаконный акт) противоречит Конституции, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом либо отменен. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченных на то органов законодательной власти. Конституция, в отличие от других органов, имеет основополагающий характер (ядро права). Итак, нормативный акт как источник права – это наиболее позднее творение человеческого разума. Нормативный акт очень удобная форма права.

v Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменение потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изложены, а то и отменены.

v Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Республики Беларусь и не должны ей противоречить. Другими словами, они более эффективно могут установить порядок.

v В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменными источниками права. Все это позволяет обеспечить надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для мошенничества.

v В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет случайный и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

    Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающим.

    Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории (пространству), предметам действия, по кругу лиц, на которые распределяются нормы данного права.

    Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Следует четко отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено законом. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено по времени со дня его принятия. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт. В Республике Беларусь такой порядок определен Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденных Декретом Президента от 10 декабря 1998 года и Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года в редакции от 4 января 2002 года[10].

    Действие нормативно-правового акта в пространстве. Пределы действия нормативного акта в пространстве ограничены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они ни находились, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. В зависимости от юридической силы и иных характеристик нормативные акты могут распространять свое действие как на территории всего государства (Республики Беларусь), так и на определенной ее части (акты г. Минска, Бреста, Гомеля и т.п.).

    Действие нормативно-правового акта по предмету. Границы действия нормативного акта по предмету определяется кругом общественных отношений, на которые распространяются нормы, содержащиеся в  данном акте:

v неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции), они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе;

v действия отраслевых нормативных актов ограничены предметом определенной отрасли права. Например, Гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения;

v в свою очередь, в рамках определенной отрасли в правилах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого попадает под статью «умышленное убийство», то при вынесении приговора будет применена именно эта статья, а не общая, где дано общее понятие преступления, которое играет вспомогательную роль. Такая же процедура происходит и в других отраслях права.   

    Действие нормативно-правового акта по лицам производно от порядка его действия по территории и предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, и является субъектом отношений, на который он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие правительственные органы власти, быть государственными служащими, быть призваны на срочную военную службу и т.д.). Уголовные же законы имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства независимо от их происхождения. А если иностранец или лицо без гражданства совершило преступление на территории Республики Беларусь, то на него распространяется уголовное законодательство Республики Беларусь. То же самое относится и к гражданам Республики Беларусь, если они совершили преступление на территории  иностранного государства, скажем, в Польше, США и т.д., то есть они подлежат уголовным наказаниям по законам того государства, где совершили преступление[11]. В связи с этим для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта. 

    От  нормативно-правовых  актов  следует  отличать  официальные  юридические  документы, которые  не  содержат  норм  права  и  не  вносят  непосредственно  изменения  в  законодательство. Например, акты  утверждения  положений, правил, статутов  или  акты, которые  складываются  из  деклараций, отзывов, призывов. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, они тем самым применяют соответствующие юридические нормы по конкретным лицам. Эти акты носят не нормативный, а конкретноправовой характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, то есть акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только определенными государственными органами.

    Нормативные правовые акты следует отличать также от актов толкования (интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, но при этом само содержание нормы не изменяется. Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и правоприменительные акты. Например, указ Президента о награждении является актом правоприменительного характера.

    2.2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь.

    Основной источник системы права Республики Беларусь – нормативно-правовой акт. В 2000 году был принят Закон «О нормативных правовых актов Республики Беларусь». При определенных его недостатках Закон подробно регламентирует порядок подготовки, оформления, принятия и введения в действие нормативных правовых актов, их систематизации. Именно в такой форме принимается подавляющее большинство норм права. Это, в частности, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, все законы, указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь и пр.

    Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами (индивидуумами). В чисто формальном значении конституцию можно определить, как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ее нередко сопутствует другое название – Основной Закон.

    Конституция по меньшей мере закрепляет два важных аспекта:

1.   провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2.   организацию государственной власти, а часто и определяет основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства) и др.

    Определение сущности Конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство[12]. Приоритет Конституции – неотъемлемый и непременный признак правового государства. Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента: декреты, указы, распоряжения.   Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если раннее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 года являлся высшим правительственным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

    Среди актов общегосударственных органов важную роль играют постановления Правительства, которое издает свои акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента. В Конституции определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Например, в статье 84 Конституции Республики Беларусь определены полномочия Президента. Палаты Парламента могут принимать законы и постановления. Правительство вправе принимать постановления и распоряжения[13]. Верховный Совет Республики Беларусь 12 созыва 4 сентября 1996 года принял в первом чтении закон «О толковании статей 125 и 127 Конституции Республики Беларусь», где разъяснил, что конституционному контролю подлежат только те акты, которые имеют нормативный характер. Аналогичный подход предусматривается и в принятом Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении проекта закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В проекте нормативно-правовой акт определяется как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение[14].     

    Нормативно-правовые акты различаются по источнику формирования на акты референдума и акты, издаваемые или санкционированные государством; по сфере деятельности – на акты внешнего и внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы: организации и лица независимо от их трудовой и служебной деятельности. Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Закон «О милиции». Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующие в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории.

    По юридической силе нормативно-правовых актов может быть определена иерархия, то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом:

1.   Конституция (в том числе и акты толкования Конституции);

2.   международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;

3.   законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должны занимать программные законы);

4.   указы Президента, изданные на основе закона;

5.   постановления Правительства;

6.   нормативные акты министерств и ведомств;

7.   нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами[15].

    Нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся в теории права на две большие группы: законы и подзаконные акты. Деление  нормативно-правовых  актов  на  законы  и  подзаконные  акты  отражает  не  только  формальную  сторону (верховенство  закона), но  и  особенности  содержания  законов. В  них  содержатся  основополагающие  первичные  нормы, базовые  положения  по  основным  вопросам  государственно-правовой  общественной  жизни. Законы занимают ведущее место в иерархии нормативных правовых актов.

    Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений (Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в редакции от 4 января 2002 года №81-З)[16]. Первичность  законов, их  высшая  юридическая  сила  и  особый  порядок  принятия — вот  особенности  этой  разновидности  нормативных  актов. Отсюда    вытекают  и  требования  к  ним:

v законы  должны  регулировать  действительно  коренные  вопросы;

v они  должны  быть  совершенными  по  содержанию   и  по  форме;

v их  соблюдение  должно  быть  неприкасаемым.

    Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти. Реализацией принципа верховенства закона обеспечивается иерархическая стройность системы нормативных актов, исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. В этой связи понята недопустимость существования в стране нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающий одинаковой юридической силой[17]. Но нередко на одном уровне с законами могут стоять и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента.         Основные характерные признаки закона как ведущего источника права:

v Закон – это юридический документ, содержащий нормы права.

v Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа.

v Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

v Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

v Закон  является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов[18].

    Законы  в свою очередь подразделяются на конституционные и обычные (текущие). Обычные законы чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения. Такое разграничение законов не изолирует их, а обеспечивает прежде всего определенность всех видов законодательных актов и их согласованное, комплексное действие[19].

    Хотя в науке конституционного (государственного) права не выработано понятие «конституционный закон», нет указания на них и в законодательстве, однако в Беларуси в качестве примера можно привести решение парламента от 25 августа 1991 года, которым Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего даже большей юридической силой, чем Конституция. Важной проблемой является выявление признаков, характеризующих акты как конституционные и позволяющие их обособить в эту группу. Следует отметить, что есть немало сторонников выделения в системе законодательства конституционных законов. Однако не всегда можно согласиться с теми выводами, которые делаются некоторыми авторами в их пользу. Так, Е.В. Бурлай полагает, что факт существования конституционных законов вытекает не только из анализа нормативных актов, по своему содержанию считающихся конституционными, но (раз есть понятие «конституционное законодательство») из соображения, что нет смысла один юридический акт, даже такой, как Конституция, именовать собирательным понятием «конституционное законодательство», смысл которого более широкий. Из факта существования в других государствах официально признаваемого института конституционных выводов он ошибочно предполагает о существовании аналогичного института в бывшей системе советского законодательства[20]

    Безусловно, прав Ю.А. Тихомиров, отмечающий очевидную потребность в разработке признаков и классификации конституционных законов. В юридической литературе при характеристике конституционных актов выделяют следующие основные черты:

v специфический предмет регулирования: они имеют особую политическую значимость по сравнению с более специальными, более узконаправленными актами;

v универсальная значимость: здесь имеется в виду как круг субъектов, чье положение находится в зависимости от его реализации, так и круг действий, выполняемых адресатами, а также содержание формулировок на уровне принципов;

v нехарактерная для большинства нормативных актов неопределенность действия во времени и пространстве: они действуют в течение существования определенной государственно-политической организации, касаются всех ее граждан и иных лиц, которые расположены на ее территории[21].   

    Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. В качестве примеров текущих законов можно назвать Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000г. «О социальном обслуживании», Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. Среди обычных законов также необходимо выделить кодексы, являющиеся кодифицированными актами, обеспечивающими целостную  регламентацию соответствующей отрасли.

    Законы можно классифицировать и по другим признакам. Так, в зависимости от субъекта законотворчества они могут подразделяться на законы, принимаемые законодательными органами и путем референдума. По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные. К первым можно, например, отнести Закон «О гражданстве Республики Беларусь», а ко вторым – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». 

    Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и не  противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. В силу этого они и носят название подзаконных.

    Выделяют следующие подзаконные акты:

v указы и распоряжения президента;

v постановления правительства;

v приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

v решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;

v локальные нормативные акты[22].

    Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. К подзаконным актам относятся прежде всего акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависят от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основе закона.

    К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального собрания Республики Беларусь, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора. Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят, как отмечено, подзаконный характер и издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления Правительства обычно носят нормативный характер, хотя они могут иметь и ненормативное значение. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, то есть относятся к актам индивидуального регулирования. Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов, но некоторые министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др.[23].

    Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа и не должны противоречить вышестоящим по юридической силе нормативным актам. Необходимо учитывать, что постановления и приказы могут иметь и ненормативный характер. Ведомственные акты принимаются в форме приказов и постановлений. Коллегиально, в форме постановлений принимаются акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер. Ведомственные нормативные акты могут приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но они подлежат утверждению постановлениями или приказами.

    Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов). Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений.     Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов обычно принимают приказы, инструкции. Такие акты являются актами локального значения. Они принимаются также и руководителями предприятий и учреждений. Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций, издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда, отдыха и др.   

    В связи с развитием международных связей в послевоенное время все большее значение приобретает международное право. В ряде конституций предусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством, Подобная норма содержится и в Конституции Республики Беларусь (ст. 8). В этой статье закреплено положение, согласно которому «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». С учетом общепризнанных принципов международного права должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определение их содержания. Законом от 23 октября 1991 года «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» в редакции от 8 июля 1998 года (в настоящее время – Закон «О международных договорах Республики Беларусь» (ст.15))[24] предусмотрена определенная процедура имплементации международных договоров во внутреннее законодательство. Текущее законодательство нашей страны пошло дальше других Конституций. В Законе «О нормативных правовых актах» (ст. 20)[25] и в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства[26].

    Из всего выше сказанного   я хотела бы сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из основных, важнейших, существенных источников права в Беларуси. Хотя белорусской правовой системой признается в качестве источников права и такие разновидности правовых норм, как санкционированный обычай. Правовой обычай достаточно широко используется в международном праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли[27].

    3. Общая характеристика иных источников права.

    Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

    Правовой обычай – это первая форма права, возникшая еще в период становления рабовладельческих и феодальных государств. Специфика этой формы права состоит в том, что в законе, ином нормативно-правовом акте дается ссылка к действующим обычаям, сам же обычай в акте не приводится. Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, вошедшие в привычку. Действие обычного права начинается там, где молчит закон.

    Обычай – это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось, в значительной мере, в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила название обычного права. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Так, первые законы античного и феодального обществ по существу были сводами обычного права отдельных племен (Русская, Саксонская, Салическая правды) В качестве примеров можно еще назвать такие известные исторические памятники, как Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.) и др. В ходе истории обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако прогрессивные передовые обычаи правом поддерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев, достижений в какой-нибудь сфере деятельности и т.д.). В настоящее время обычай, хотя и незначительно, но все же употребляется. Так, например, суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому воспитанием ребенка в основном занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических сил или, чаще, моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев – отсылка к ним в тексте законов.

    Однако нередко в обычаях сохраняются определенные предрассудки, элементы нигилистического отношения к праву, национальные противоречия, исторически сложившееся неравенство мужчины и женщины и др. Право конкурирует с такими обычаями, нейтрализует и вытесняет их[28]

    Обычаи – правила поведения, сложившиеся в далеком прошлом. На заре существования человечества при первообщинном строе власть опиралась на обычаи, а в современном обществе они поддерживаются в силу привычки.

    Для обычая характерны два признака:

1.   действие нормы в далеком  прошлом, несколько столетий, а то и тысячелетий назад;

2.   сохранение норм в современном обществе обеспечивается силой привычки, а иногда для регулирования совсем иных отношений.

    Так, современный человек не может обходиться без рукопожатий со знакомыми. Обычай же этот сложился в средневековье как символ примирения рыцарей. Рыцарей давно нет, а их правило заключения и поддержания дружеских отношений сохранилось и поныне. Иногда  бывает  чрезвычайно  сложно  сказать, является  тот  или  иной  обычай  правовым. Например, обычай  “кровной  мести” — принцип  талиона — “зуб  за  зуб”, “око  за  око”. В последнее  время  этот  обычай  ни  одним  государством  не  поддерживается, вместе  с  тем  он  существует  у  многих  народов. В прошлые  столетия  был  распространенным  обычай — вызов  на  дуэль  за  унижение  чести  и  достоинства  личности. Этот  обычай  существовал  долгое  время, пока  общество  и  государство  не  убедились  в  том, что  он  приносит  большой  вред.

    В  годы  Советской  власти  правовые  обычаи  были  заменены  системой  писаного  права — нормативно-правовыми  актами. В  последнее  время  снова  появляется  интерес  к  этой  форме  права, которая, по  сути, связана  с  природными  правами  человека  и  обусловлена  системами  местного  самоуправления.

    Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.

    Корпоративные нормы содержатся в уставах (например, Союз юристов Республики Беларусь), которыми регулируются вопросы членства в объединении, участия в его делах и др. Все эти нормы  принимаются самими членами обществ, объединений и являются обязательными только для них. Примерами могут служить нормы, содержащихся в уставах политических партий, профсоюзах организаций, творческих союзов (например, Союз композиторов Республики Беларусь, художников и др.). В отличие от названных социальных норм право формируется только государством, его органами[29]. Следует отметить, что государство признает не все обычаи, а только те, которые отвечают интересам общества.     Обычай как источник права имеет немало достоинств. Среди достоинств обычая можно назвать:

v возникновение его не сверху, а снизу, и поэтому он способен полнее, нежели другие формы права, выражать вою народа, его воззрения, потребности;

v выражение им каких-то закономерностей, существующих в обществе, а поэтому большая его эффективность;

v устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

v большая добровольность в выполнении, поскольку обычай основан на привычке.

      Но и недостатки, присущие обычаю, существенны:

v косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир изменяется быстро;

v его неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

v небольшая сфера распространения, его местный характер.

    Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение (то есть норма сформировывается в результате практики разрешения аналогичных дел).

    Прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующим в обществе, моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется. В этом отношении весьма показательно выражение: закон – это то, что о нем говорят суды. Следует отметить, что не все судебное решение является прецедентом, а сформулированное в нем принципиальное положение (ratio decedendi). При этом прецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решать так, как подобное дело было решено раннее». 

    Такая форма права является преобладающим источником права  в странах с англо-саксонской правовой системой. В семью входят правовые системы США, Англии, Канады, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, а также 36 других государств – членов содружества. Англо-саксонская правовая семья основывается на прагматическом образе правового мышления буржуа в тех капиталистических странах, где, по сути, никогда не возникали социально-философские правовые теории и где исторически складывалось недоверие, настороженное отношение имущих слоев к высшей, прежде всего исполнительной, власти и в противовес ей поддерживался престиж судебной системы[30].

    Итак, прецедент – результат логики и здравого смысла, что приводит к наиболее точному урегулированию конкретного случая, это во-первых; во-вторых, он имеет большую силу убедительности, потому что аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. И, наконец, прецедент имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт, потому что судья способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении. Но в отличие от нормативного акта, прецедент не имеет такого авторитета, обязательности, которые присущи нормативному акту. В нем есть вероятность произвола, нетипичность ситуации. Неопределен также и объем действия. Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Другое дело, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

    В  настоящий  момент в Беларуси и странах СНГ юридический  прецедент  официально  не  признается  как  форма  права. Но практикуются решения Пленумов судов по конкретным судебным делам (гражданским, уголовным, хозяйственным). Официально  считается, что  суд  не  имеет  права  создавать  новые  нормы  права, заниматься  правотворчеством, а  только  разъяснять, толковать  нормы  закона  и  практику  его  применения. Таким образом, юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении сложных дел.

    Нормативный договор – двусторонне или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он может выступать в качестве источника. Для этого источника характерной особенностью является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой соглашение договаривающихся сторон.

    Разновидностью нормативных договоров является коллективный договор, заключенный между администрацией предприятия, организации и трудовым коллективом. Этим нормативным актом регулируются многие социально-экономические трудовые и иные отношения между администрацией предприятия и ее работниками.

    Договор в праве – распространенное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Особенность  договора  как  подзаконного  источника  права  заключается  в  том, что  стороны  могут  заключить  как  предусмотренный, так  и  не  предусмотренный  законом  или  иными  правовыми  актами  договор. Основное  требование  к  форме, содержанию  и  предмету  договора заключается в том, чтобы  он  не  противоречил  действующему  законодательству.  В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием – Договор об образовании СССР (1922г.). В современный период к таким соглашениям можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993г., заключенную странами, входящими в СНГ.

    Источниками мусульманского права являются собрания религиозных (исламских) высказываний, преданий, описаний поступков, а также правил, сформулированных пророками, их наследниками, богословами и содержащихся в особых книгах и решениях богословов – Коране, Сунне, Иджме, Киясе. Они относятся к семье религиозно-традиционного права (некоторые страны Азии и Америки). Согласно мусульманской доктрине под правом понимают не совокупность норм и принципов, специально разработанных и установленных, а конкретные решения, выносимые изо дня в день с учетом нужд конкретного момента.

    4. Взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел.

    Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности,  единоначалия,   единства   системы органов внутренних   дел,

гласности,      взаимодействия     с      правоохранительными      и   другими

государственными  органами,   должностными  лицами,   организациями  и

гражданами. Компетенция, организация и порядок деятельности органов внутренних дел определятся законодательством.

    Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции). 

    Милиция в Республике Беларусь –  государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств (Ст.1 Закона Республики Беларусь от 26 февраля 1991 года «О милиции»)[31].     Милиция   в   своей    деятельности    руководствуется      Конституцией (Основным Законом)  Республики Беларусь, настоящим  Законом, другими законодательными    актами    Республики     Беларусь,    а    также законодательными  актами  Союза   ССР,  действующими  на  территории Республики Беларусь. Никто,  кроме  органов  и должностных лиц,  прямо уполномоченных  на  то  законом,  не  вправе вмешиваться в деятельность милиции. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Она решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Республики Беларусь и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Это означает, что в случае нарушения прав потерпевший может обратиться за защитой в милицию. Органы внутренних дел обязаны принять меры к тому, чтобы нарушенная норма права была исполнена, а потерпевший смог бы беспрепятственно реализовать свое право[32].

    Оперативно-розыскная деятельность милиции осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оперативно-розыскной деятельности (Ст.17). Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Законом, в пределах их компетенции (Ст.1 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности»)[33].  

    Когда уполномоченные на то органы внутренних дел принимают нормативные (подзаконные) акты на основе закона и в соответствии с ним, то тем самым соблюдается одно из требований законности – верховенство закона. В ст.7 Основного Закона страны, в частности, записано: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства»[34].

   Органы внутренних дел также и сами могут издавать нормативные акты.

    Правоприменительный акт, издаваемый органом внутренних дел – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание органа внутренних дел, которое выносится в результате разрешения конкретного дела. Можно выделить следующие признаки актов применения права, издаваемых органами внутренних дел, отличающие их от нормативно-правовых актов-источников права:

v нормативно-правовые акты содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как правоприменительные акты органов внутренних дел не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

v нормативно-правовые акты охватывают широкий круг общественных отношений, а правоприменительные акты органов внутренних дел рассчитаны на строго определенный круг
общественных отношений;

v нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее  неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как правоприменительные акты органов внутренних дел обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;

v  действие правоприменительного акта органа внутренних дел останавливается с прекращением существования конкретных общественных отношений, а нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные актом.

    Издание нормативных актов органов внутренних дел связано с осуществляемой ими организацией охраны общественного порядка, поскольку в ходе этой деятельности возникает необходимость в регулировании общественных отношений[35]. Нормативные акты используются следующим образом:

v во –первых, издавая нормативные акты, МВД определяет компетенцию своих главных управлений, управлений и отделов, степень и характер их участия в осуществлении функций Министерства, закрепляет их функциональные обязанности;

v во-воторых, нормативными актами МВД определяется порядок и основные формы организации деятельности органов внутренних дел (их работников) по отдельным направлениям или вопросам работы.

    Таким образом, МВД в процессе руководства подчиненными органами и организации их работы на основе и во исполнение законов и других актов высших органов государственной власти и государственного управления для единообразного регулирования в сфере организации охраны общественного порядка широко применяет издание нормативных актов. Издание нормативных актов – неотъемлемый элемент руководства. К нормативным актам, издаваемым органами внутренних дел, предъявляются требования: законность, научная обоснованность, оперативность, стабильность, ясная и точная форма. Особенность этих актов заключается в том, что субъектами регулируемых отношений выступают органы внутренних дел или их сотрудники. Характерный признак нормативного акта заключается в том, что они вносят изменение в систему действующих правовых норм, в сферу их действия в пространстве, по кругу лиц, продляют или прекращают их действие[36].  Формы нормативных актов органов внутренних дел определяются на основании Конституции, общего положения о министерствах РБ, а также сложившейся практики как самих органов внутренних дел, так и других органов государственного управления. Нормативные акты МВД действуют обычно в течение длительного времени. Основные виды актов:

v Инструкции – акты, содержащие систематизированные правовые нормы. Они издаются, как правило, на длительное время и регулируют устойчивые отношения в сфере организации и охраны общественного порядка.

v Положения – акты, в которых систематизировано изложены правовые нормы. Наиболее распространено издание положений, определяющих компетенцию отдельных подразделений органов внутренних дел или должностных лиц.

v Правила – акты, в которых систематизированы нормы, устанавливающие порядок совершения отдельных видов деятельности органов внутренних дел или их работников.

v Уставы представляют собой своды правил, определенные задачи, обязанности, права и основные формы организации и деятельности отдельных служб внутренних дел.

v Наставления – своды правил, определяющие задачи и организацию конкретной службы внутренних дел, права и обязанности ее работников, а также порядок осуществления их[37].

    Также правотворческий орган придает правовое значение обычаям, разрешает пользоваться ими в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных отношений. Правовые нормы находятся в определенном взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи способствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку в представлении большинства членов общества всякое противоправное и особенно преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление законности и правопорядка.

    В свою очередь право оказывает влияние на обычаи. Но это влияние зависит от характера последних. В некоторых случаях государство придает обычаям юридическое значение, и они приобретают формы правового обычая[38].

    В своей деятельности органы внутренних дел опираются также на международные договоры.

Заключение

    Курсовая работа по теме «Формы (источники) права» состоит из четырех разделов: первый посвящен понятию «источники» («формы») права; второй отдан нормативным актам, в частности видам нормативных актов в Республике Беларусь; третий – иным источникам права (юридическому прецеденту, правовому обычаю, нормативным договорам); четвертый посвящен основе деятельности органов внутренних дел.

   При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и учебная литература по источникам права. Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов внутренних дел в современных условиях.  

    Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.                                                                  

    Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.

    В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина.

    Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.

    В  любом  современном   государстве  источники  права (и  прежде  всего  законы)  упорядочены, но  вместе  с  тем  они  вряд  ли  составляют  строгую  систему, особенно  акты  подзаконного  нормотворчества, правовые  обычаи  и  прецеденты. Скорее  всего, это  совокупность  нормативных  и  иных  юридических  актов, устанавливающих  определенный  правовой  режим.

    Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и обеспечение прав человека – принципиальное требование правового государства.

    Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде всего общественного производства и распределения общественных благ.

    Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без исключения регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, то есть, исходящая от государства.

Приложение


Виды источников права:

 

 

Правовые

 обычаи

 

Нормативно-правовой акт

 

Религиозные (священные) писания

 

Нормативный

договор

 

Юридические доктрины

 

Юридический прецедент (судебный, административный)

 
                                                                  


Виды источников права в Республике Беларусь:

 



Виды нормативных актов:

 

 



Виды законов:

 

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991

2.   «Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974

3.   «Источники права», С.Л. Зивс. М. «Наука», 1981

4.   Конституция Республики Беларусь. Мн., 2002г

8.   «Общая теория государства и права», А.Ф. Вишневский. Мн, 2002

9.   «Общая теория государства и права»: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ.  ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998

10.      Общая  теория  права  и  государства: Учебник/ Под  редакцией  В.В. Лазарева, 1996

11.      «Основы права Республики Беларусь», В.С. Иванов. Мн, 2001

12.       «Прецедент в английском праве», Кросс Ю. Под.  общ.  ред. Ф.М. Решетникова – М: юрид. л-ра, 1985

13.      «Теория государства и права», Дмитрук В.Н. Учеб. пос. Мн.: «Амалфея», 1998

14.      Теория государства и права: учебное пособие для вузов под ред. проф. В.М. Корельского. М, 2000

15.      «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред. В.П. Казимирчук. – М.: Наука, 1982

16.      Философский энциклопедический словарь. М., 1983


   


27 октября 2002 года



[1] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 344

[2] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 344

[3] Керимов Д.А. Указ. соч. С. 226

[4] «Источники права», Зивс С.Л..- М.: «Наука», 1981. С.8

[5] Общая  теория  права  и  гос-ва: Учебник/ Под  редакцией  В.В.Лазарева.—2-е  изд.,перераб. и  доп.-М.:Юристъ,1996. С.143

[6] «Прецедент в английском праве»,Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М. Решетникова. – М.: юрид. л-ра, 1985. С. 158

[7] Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. С.339

[8] Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М. Корельского, 2000. С. 297

[9] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:Амалфея, 2002. С. 308

[10] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. №7, 2/830

[11] В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.64-66

[12] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. -Мн. С.15

[13] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. -Мн. С.6

[14] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. –

Мн. С. 7

[15] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь.Мн. С. 8

[16] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №7, 2/136

[17] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 506

[18] Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М. Корельского, 2000. С. 315

[19] «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред. В.П. Казимирчук. – М.: Наука, 1982. С.49

[20] Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественно жизни. С.61-62

[21] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. - Мн. С. 66

[22] Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учеб. пос. – Мн.: «Амалфея», 1998. С.81-82

[23] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:Амалфея, 2002. С.357

[24] Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №29-30. Ст. 469; 1999. №22. С. 409

[25] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 №, 2/136; 2002. №7, 2/830

[26] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 310

[27]  Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. С. 344

[28] Общая теория государства и права: Учеб. Пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 253

[29]В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.59

[30] Общая теория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:Амалфея. 2002. С. 311

[31] Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., №13. С. 150

[32] В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.49

[33] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №57, 2/64

[34] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С.501

[35] «Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел», Розин Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974. С.86

[36] «Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974. С.92

[37] «Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974. С. 99-102

[38]  Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С.253