|
65. Понятие правопорядка и общественного порядка. Их соотношение.
Правопорядок можно определить как основанную
на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую
качественное состояние общественных отношений на определенном этапе
развития общества.
Правопорядок следует отличать от близкого, но не
идентичного ему явления — общественного порядка, который, как и
правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка
общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и
иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть
состояние урегулированности общественных
отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный порядок обеспечивается преимущественно
силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние
безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью
общественного порядка является правопоряд о к. С
другой — состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние
правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния
на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается
принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает
ответственность за хулиганство, т. е. грубое
нарушение общественного порядка.
Таким образом, правопорядок и законность — цель и
результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические
явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на
общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности
профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).
|
|
|
66. Принципы и требования законности.
Законность — это общественно-политический режим, состоящий в
господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном
осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных
отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в
деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в
обществе.
Рассмотрим
требования подробнее:
Верховенство закона. Закон
— акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий
волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается
с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права,
противоречащих закону,есть ее нарушение, как и точное выполнение
требований нормативного акта, противоречащего закону.
Равенство всех перед законом.
Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность
соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать
равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными.
Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона
должны подпадать все».
Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми
субъектами права. Данное
требование диктует необходимость реализации государственно-властных
предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для
всех субъектов права.
Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному
субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему
усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить
гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление,
систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту.
Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным
органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию
правовых норм. Вспомним, что применение права — деятельность компетентных
государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не
только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона.
Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что
предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам
людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их
прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.
Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от
предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений
устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности,
основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных
решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны
руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а
конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы
общества, государства, правовые принципы и требования морали. Основные принципы законности
Единство законности. При
всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных
-особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и
применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой
республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей
законности, отличной от общегосударственной.
Всеобщность законности. Данный принцип характеризует
действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной,
ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые
предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения,
должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе
не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных
из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
Целесообразность законности. Критерием оценки роли
законности должно быть то, как она способствует достижению целей
государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач
социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность
законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя
свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка,
организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая
социальная целесообразность.
|
|
|
67. Соотношение законности и целесообразности в деятельности органов
власти и управления.
Законность — это общественно-политический режим, состоящий в
господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном
осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных
отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в
деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в
обществе.
Рассмотрим
требования подробнее:
Верховенство закона. Закон
— акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий
волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается
с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права,
противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение
требований нормативного акта, противоречащего закону.
Равенство всех перед законом.
Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность
соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать
равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково
защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под
действие закона должны подпадать все».
Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми
субъектами права. Данное
требование диктует необходимость реализации государственно-властных
предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для
всех субъектов права.
Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному
субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению),
а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права.
Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему
организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту.
Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным
органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию
правовых норм. Вспомним, что применение права — деятельность компетентных
государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не
только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона.
Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что
предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам
людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их
прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.
Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от
предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений
устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности,
основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях.
Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не
сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми
предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства,
правовые принципы и требования морали.
Требование целесообразности вторично по отношению к
требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции
(санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в
выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности,
которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и
выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета
материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др.
Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в
чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Требование целесообразности
не должно противоречить требованию законности при реализации
ответственности (целесообразность не допускает возможности принятия
произвольных, субъективных решений государственным органом). И уж тем более
нельзя нарушать требования закона под видом его нецелесообразности. В таком
нарушении нет необходимости, ибо сам закон дает возможность выбора
целесообразного решения. Например, санкции уголовно-правовых норм являются
относительно определенными, что позволяет государственному органу избрать
наиболее целесообразную в конкретных условиях меру наказания. Законность
всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа
законности.
|
|
|
68. Юридическая конструкция (состав) правонарушения.
Правонарушение
— это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта,
противоречащее требованиям правовых норм.
Система признаков правонарушения в единстве
его объективной и субъективной стороНы, необходимых и достаточных для возложения
юридической ответственности, определяется как состав правонарушения. Он
включает в себя субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную
и субъективную сторону правонарушения.
Субъектом правонарушения может быть деликтоспо-собное
физическое лицо или организация. В уголовном праве таковым является только
физическое лицо. Субъект правонарушения закреплен в гипотезе юридической
нормы. Так, халатность (преступление, предусмотренное ст. 293 УК РФ) может
совершить только должностное лицо.
Объектом правонарушения является то, на что оно
направлено, т. е. те ценности и блага, которым правонарушением нанесен
ущерб,— собственность, жизнь, здоровье граждан, общественный порядок и т.
д. Объект (как и субъект) четко закреплен в правовой норме.
Объективную сторону
правонарушения характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные
последствия и необходимая причинная связь между ними. Как и иные элементы
состава, объективная сторона достаточно четко закреплена в законе.
Например, телесное повреждение может быть тяжким, менее тяжким, легким.
Каждое из них образует самостоятельный состав преступления,
предусмотренного Уголовным кодексом.
Субъективная сторона
правонарушения сопряжена с понятием вины. Степень вины субъекта определяется
предвидением или непредвидением виновным последствий своего деяния, его
отношением к деянию и его последствиям. Вина может выступать в форме умысла
или неосторожности. Последняя предполагает, что индивид предвидел
наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их
наступления, но и легкомысленно надеялся на их предотвращение
(самонадеянность), либо не предвидел, но должен был предвидеть по
обстоятельствам дела (небрежность).
|
|
|
69. Правовое и правомерное поведение: понятие, признаки и виды.
Можно определить правовое поведение как
социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных
субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические
последствия.
Первый юридический признак подобного поведения — его
правовая регламентация. Как объективные, так и субъективные моменты
поведения отражаются в правовых предписаниях. Такая регламентация
обеспечивает точность, определенность поведения в правовой сфере, является
защитой от постороннего вмешательства в действия граждан иных субъектов.
Второй юридический признак правового поведения — подконтрольность
его государству в лице правоприменительных и правоохранительных
органов. Этот признак вытекает из свойства гарантированности государством
права, его принудительности. Третий юридический признак правового
поведения заключается в том, что оно как правовое влечет за собой юридические
последствия. Указанный признак имеет важное значение для характеристики
поведения в правовой сфере. В условиях расширения границ
общедозволительного регулирования, когда «дозволено все, что не запрещено
законом», можно предположить, что любое поведение, не запрещенное правовыми
нормами, есть поведение правовое. Однако субъекты совершают массу
поступков, которые, хотя и не запрещены правом, не влекут за собой
каких-либо юридических последствий.
Все изложенное позволяет выделить следующие виды
правового поведения:
1) правомерное — социально полезное поведение,
соответствующее правовым предписаниям; 2) правонарушение — социально
вредное поведение, нарушающее требования норм права; 3) злоупотребление
правом — социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых
норм; 4) объективно противоправное — поведение, не наносящее вреда, но
осуществляемое с нарушением правовых велений. Сюда же можно отнести
противоправное поведение недееспособного лица.
Основная разновидность правового поведения —
поведение правомерное, ибо подавляющее большинство граждан и организаций в
сфере права действуют именно таким образом.
Правомерное поведение — это массовое по масштабам
социально полезное осознанное поведение людей и организаций,
соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством.
Правомерному поведению присущи следующие признаки.
Во-первых, правомерное поведение соответствует
требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно
соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический критерий
поведения.
Во-вторых, правомерное поведение обычно социально
полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные),
а порой и необходимые для нормального функционирования общества.
Положительную роль оно играет и для личности, ибо благодаря ему
обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.
В-третьих, правомерному поведению присущ признак,
характеризующий его субъективную сторону, которую, как и у любого
другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных
последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида.
Возможно правомерное социально допустимое
поведение. Таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка.
Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако это действия
правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения
обеспечивается государством.
Социально вредное, нежелательное для общества
поведение нормативно закрепляется в виде запретов. Правомерное поведение в
этом случае заключается в воздержании от запрещенных действий.
Законопослушное поведение — это ответственное правомерное
поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям
закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на
основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в
структуре правомерного поведения.
Конформистскому поведению присуща низкая степень
социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания,
стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все».
Маргинальное поведение хотя и является правомерным,
в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани
антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» —
находящийся на грани).
|
|
|
70. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
Правонарушение — это общественно вредное
виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых
норм.
Рассмотрим основные признаки правонарушения.
Во-первых, правонарушение — акт поведения, выражающийся в действии или
бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий,
когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться
правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не
выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства
личности, национальность, родственные связи человека и т.д. К. Маркс
подчеркивал, что законы, которые делают главным критерием не действия
человека, а его образ мыслей, представляют собой не что иное, как
позитивные санкции беззакония.
Во-вторых, правонарушениями считаются только волевые
действия, т. е. действия, зависящие от воли и сознания участников,
осуществляемые ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением поведение,
не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации,
лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного.
В-третьих, правонарушением признается только такое
деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует
противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным
интересам, действует виновно.
В-четвертых, правонарушение — действие
противоправное, нарушающее требование норм права. Это или нарушение
запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации
права правонару-шения собой не представляет. Признак противоправности
характеризует правонарушение с формально-юридической стороны. Общеизвестно,
что никто не может быть ограничен в своих правах и свободах и никакие
действия, совершаемые в пределах правовых предписаний, не могут быть
признаны противоправными.
В-пятых, правонарушение всегда социально вредно. Всякое
правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства
(имущественный, социальный, моральный, политический и т. п.). Повреждение
или уничтожение имущества, смерть человека, ущемление его достоинства,
потеря рабочего времени, бракованная продукция — все это негативные
последствия правонарушения. Деяние может и не причинить реального вреда, а
лишь поставить социальные ценности под его угоозу (таково, например,
нетрезвое состояние водителя). Степень общественной вредности деяния может
быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к
правонарушениям.
Правонарушения, как и акты правомерного поведения,
весьма разнообразны. Они различаются по степени общественной вредности,
продолжительности совершения, субъектам, сфере нарушаемого
законодательства, объектам посягательств и т. д.
По характеру и степени социальной вредности
все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Указанное
деление имеет не только научно-теоретическое, но и важное практическое
значение, ибо способствует обеспечению эффективного правового
регулирования, борьбе с правонарушениями, укреплению правопорядка.
Преступления — общественно опасные уголовно
наказуемые деяния. Общественная опасность—это явная опасность деяния для
общества, для наиболее существенных интересов государства, личности.
Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений
(проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает
уровня общественной опасности. Это обстоятельство должен учитывать
законодатель, безусловный долг которого «не превращать в преступление то,
что имеет характер проступка»
К административным проступкам, признаки
которых сформулированы в ст. 10 КоАП, относятся деяния, наносящие ущерб
отношениям, складывающимся в сфере государственного управления.
Гражданско-правовые правонарушения (деликты) в отличие от
преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной
в законодательстве дефиниции. Это противоправные деяния, наносящие вред
урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними
личным неимущественным отношениям (неисполнение или ненадлежащее исполнение
договорных обязательств, причинение имущественного ущерба и т.д.). За совершение
их предполагается гражданско-правовая ответственность в различных формах.
Под дисциплинарным проступком понимается
противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых
обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка.
|
|
|
71. Понятия, признаки и цели юридической ответственности.
Соотношение юридической ответственности и иных видов государственного
принуждения.
Таким образом, юридическая
ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией
юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме
лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Назовем основные признаки
анализируемого явления:
1) юридическая
ответственность предполагает государственное принуждение;
2) это не принуждение
«вообще», а «мера» такого принуждения, четко очерченный его объем
(количественные показатели);
3) юридическая
ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на
правонарушителя;
4) ответственность влечет за
собой негативные последствия (лишения) дя правонарушителя: ущемление его
прав (лишение своооды, родительских прав и др.), возложение на него новых
дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение
каких-либо действий и т. д.)„
5) характер и, объем лишений
установлены в санкции юридической нормы;
6) возложение лишений,
применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе
правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в
строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы
юридическая ответственность невозможна.
Цели :
Цели юридической ответственности — конкретное проявление
общих целей права. В качестве таковых выступают закрепление, регулирование
и охрана общественных отношений. Эти цели и обусловливают существование
регулятивной и охранительной функций права.
Поскольку юридическая ответственность «участвует» в
реализации охранительной функции, то и ее цель в общей форме можно
определить как охрану существующего строя и общественного порядка.
Ответственность же, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет
(наряду с охраной общественных отношений) более узкую цель — наказание
виновного. При этом государство, осуществляя меру государственного
принуждения, преследует еще одну цель — предупреждение совершения
правонарушений впредь.
Кроме того, существуют и чисто правовые цели
юридической ответственности, которые служат средством обеспечения
нормального функционирования механизма правового регулирования путем
обеспечения реализации субъектами правоотношений субъективных прав и
юридических обязанностей, являются важнейшей гарантией законности.
|
|
|
72. Наступление, исключение, освобождение, смягчение юридической
ответственности.
Юридическая ответственность — это применение к
правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер
государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного,
организационного либо имущественного характера.
Наибольшее распространение получило деление видов
ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают
ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую,
дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое
основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические
меры принуждения.
Уголовная ответственность — наиболее суровый вид
ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от
других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные
нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как
преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской
Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном
кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется
Уголовно-процессуальным кодексом.
Полномочиями привлечения к уголовной ответственности
обладает только суд. Никто не может быть признан виновным в совершении
преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по
приговору суда и в соответствии с законом (ст. 13 УПК РСФСР). Меры
уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения,
воздействующие преимущественно на личность виновного: лишение свободы,
исправительные работы, конфискация имущества и т.д. В виде исключительной
меры наказания допускается применение смертной казни — расстрела. В основе
процессуальной формы уголовной ответственности, как говорилось, лежит
презумпция невиновности.
Административная ответственность наступает за совершение
административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных
правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами
Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами
субъектов Федерации.
Дела об административных правонарушениях
рассматриваются компетентными органами государственного управления, круг
которых закреплен в гл. 16 КоАП (административными комиссиями, комиссиями
по делам несовершеннолетних, народными судами, органами внутренних дел,
таможенными органами, органами специализированной охраны и надзора и т.
д.). Меры административного принуждения — предупреждение, штраф, лишение
специального права, административный арест.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения
договорных обязательств имущественного характера или за причинение
имущественного внедого-ворного вреда, т. е. за совершение
гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести
отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда — основной
принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение
убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например
выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется
судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами (ст.
11 ГК РФ). Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным
органом) и лицо, право которого нарушено.
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие
совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности
заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма,
а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника.
Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее
распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают
три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии
с дисциплинарными уставами и положениями. Меры дисциплинарной
ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т. д.
Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб,
нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить
ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида
ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с
которым работник находится в трудовых отношениях. Размер возмещаемого
ущерба определяется в процентах к заработной плате (1/3, 2/3 месячного
заработка).
|
|