Реферат: Создание правовой и нормативно-методической базы охраны труда

Деятельность комитета труда администрации края в сфере обеспечения безопасных условий и охраны труда в 2000 году, как и в предыдущие годы, была направлена на реализацию федерального и краевого законов об охране труда, а также мероприятий федеральной Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы.

Становление системы управления охраной труда в крае продолжается. Комитетом труда для укрепления законодательной базы в области охраны труда в крае в 2000 г. проделано следующее:

Была завершена работа над Положением о системе управления охраной труда в Красноярском крае, вступившем в действие в феврале 2001 года. Это положение отстраивает организационную структуру системы управления охраной труда в крае. Оно устанавливает общие принципы взаимодействия, задачи, функции, направления работы субъектов управления, входящих в систему.

Подготовлено постановление администрации края от 31.10.2000 № 861-п "О проведении смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, городах и районах края". Конкурс проведен, его результа-ты утверждены на заседании краевого межведомственного координационного Совета по охране труда в марте т.г.

Введены в действие "Основные критерии оценки соответствия лицензируемых видов деятельности требованиям законодательных, нормативных правовых актов и других документов по охране труда" (утв. Главным государственным экспертом условий труда по Красноярскому краю 27.03.2000). Данный документ разрабатывался на основании соответствующих Рекомендаций Департамента условий и охраны труда Минтруда России от 19.09.96 № 768-11 и с учетом последующих изменений в федеральном и краевом законодательстве.

В помощь специалистам органов по труду районов (городов) края разработан ряд организационно-методических документов. " В феврале 2001 г. принят закон "О внесении изменений и дополнений в закон "О местном самоуправлении в Красноярском крае", которым в число предметов ведения органов местного самоуправления вводятся вопросы социального партнерства и охраны труда, не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что отныне органы по труду администраций районов и городов должны обрести полноценный правовой статус, в соответствии с которым организаторская работа в сфере социально-трудовых отношений будет строиться на обязательной и системной основе. Данная правовая норма будет реализована через последовательное принятие подзаконных нормативных актов, таких как Положение об органах по труду органов местного самоуправления, Положение о системе управления охраной труда в Красноярском крае и других.

Новые документы и методические разработки, а в ряде случаев и их проекты, публикуются в информационно-методическом издании "Курьер комитета труда" (выходит 6 раз в год тиражом 400 экземпляров).

Обеспечение обучения и инструктирования работающих по охране труда

Организация обучения охране труда на территории края в Красноярском крае представлена широкой сетью образовательных центров. На конец 2000 г. Разрешения на проведение обучения и проверки знаний по охране труда имеют 32 учебных центра со следующим распределением: в г. Красноярске - 20 центров, на территории края - 12. Северная зона представлена учебным центром в городе Норильске, южная зона - Минусинским и Шушенским цен-трами, восточная зона - Канским и Зеленогорскими, западная зона - Ачинскими и Назаровским, центральная зона - Сосновоборским, Железногорскими учебными центрами.

Ряд учебных центров работают по отраслевому принципу. В тоже время такие учебные центры как центр СибГТУ, КГТУ, ККДОП, и другие напротив расширяют сферу действия, вовлекая все новые предприятия учреждения и организации.

С момента начала деятельности учебных центров по охране труда (1995 г.) в крае обучено 29607 руководителей и специалистов. В 2000 г. по сравнению с предыдущим годом число слушателей центров возросло более чем в полтора раза и составило 9657 чел. Это связано, в первую очередь, с активизацией работы комитета труда в этом направлении, а также с увеличением количества предприятий, проводящих аттестацию рабочих мест по условиям труда, лицензирующих свою деятельность, т.к. и то и другое требует факта обучения руководителей и специалистов вопросам охраны труда. Динамика обучения охране труда в крае выглядит следующим образом.

Категория слушателей Обучено специалистов
1995-1997 гг. 1998 г. 1999 г. 2000 г. Всего

Руководители

предприятий

4785 862 1458 3090 10195
Главные специалисты 4842 802 1425 2117 9186
Специалисты по ОТ 1236 262 529 1361 3388

Уполномоченные ТК и

профсоюзов

918 127 131 412 1588
ИТР и служащие 1331 404 529 2256 4520
Другие 212 51 46 421 730
Всего 13342 2508 4118 9657 29607

Системой учебных центров края в целом были обучены специалисты и руководители различных организаций со следующим распределением по:

государственным предприятиям - 3178 человек;

акционерным предприятиям - 3188 человек;

муниципальным предприятиям - 1129 человек;

малого и среднего бизнеса - 807 человек;

частные предприниматели - 1355 человек.

Приведенные цифры показывают, что администрации края и комитету труда удалось привлечь устойчивое внимание к обучению охране труда руководителей предприятий всех направлений, независимо от формы собственности и хозяйственной подчиненности. В значимой степени это внимание возникло благодаря активной работе государственной инспекции труда в Красноярском крае.

Федеральным законом от 24.07.98 г. № 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (п.12 ст. 17) декларировано право работодателя направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До середины 2000 г. этот порядок не был определен, механизм реализации названного пункта закона отсутствовал, и обучение отдельных категорий застрахованных не производилось. В июле 2000 г. Постановлением Минтруда России № 49 были утверждены Положение о проведении апробации Порядка направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных и перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации. Красноярский край также был включен в этот перечень и получил возможность принять участие в разработке механизма реализации Постановления. Оно предусматривает финансирование обучения застрахованных за счет средств фонда социального страхования, полученных от страховых тарифов.

В 2000 г. за счет средств ФСС в крае обучено 1208 человек. Из них:

руководителей и специалистов служб охраны труда организаций - 702 чел.;

членов комитетов (комиссий) по охране труда - 292;

уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов - 214 чел.

Учебным центрам по охране труда в их работе действенную помощь, как методическую, так и организационную оказывают специалисты комитета труда.

С июня 1999 г. при комитете труда действует краевое государственное некоммерческое учреждение "Консалтинговый центр "Труд", функциями которого являются, в том числе, и обучение руководителей и специалистов, методическая помощь и консультирование организаций по вопросам охраны труда.

Следует особо отметить, что Сибирским государственным технологическим университетом в 2000 г. впервые был выпущен первый отряд профессиональных инженеров по охране труда - 18 чел. Таких специалистов в Сибири готовит этот единственный Вуз.

Государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ) как инструмент управления и контроля

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертами условий труда субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда Красноярского края входит в состав комитета труда администрации края (Постановление администрации Красноярского края от 16.10.95 № 517-п).

Контроль за предоставлением компенсаций

В 2000 г. специалистами отдела государственной экспертизы условий труда комитета труда было проведено 68 (в 1999 г. - 59) контрольных проверок предприятий по вопросам правильности предоставления гражданам компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда (начиная с бесплатной выдачи мыла и заканчивая вопросами льготного пенсионного обеспечения). Кроме того, по этим вопросам было дано 54 письменных ответа как гражданам, так и организациям.

Специалисты Государственной экспертизы условий труда принимают участие в рассмотрении спорных вопросов о льготном пенсионном обеспечении работников в судебных органах. В 2000 г. судебных разбирательства подобного рода состоялось 14 (в 1999 г. - 4).

Лицензионная деятельность в области охраны труда

Участие Госэкспертизы условий труда в лицензировании отдельных видов деятельности в части соответствия условий осуществляемой деятельности условиям безопасности дает положительный эффект в деле улучшения охра-ны труда в крае. Специалистами ГЭУТ в 2000 г. на основании экспертной оценки выдано 300 заключений (в 1999 г. - 194).

Следует отметить, что если при первичном обращении в комитет труда организации-соискатели лицензий имеют, как правило, не более 10 % документации по охране труда, соответствующей законодательству, то после проведения экспертизы и получения заключений - 50-100 %. Для оказания организационно-методической помощи соискателям лицензий в комитете труда сформирован электронный сборник документов "Основные законодательные, нормативные правовые акты по охране труда, регламентирующие работу ли-цензиата".

Деятельность в области аттестации рабочих мест по условиям труда

В крае насчитывается более 40 тыс. организаций, в которых работает свыше 1 млн. человек. По состоянию на 30.12.2000 г. на экспертизу были представлены материалы аттестации лишь 200 организаций с общей численностью работников до 134 тыс. человек. Из этого количества свыше двух третей приходится на Норильский горно-металлургический комбинат (99 тыс. ра-ботников), результаты аттестации на котором не получили положительной экспертной оценки.

Следует отметить, что количество организаций края, представивших материалы аттестации рабочих мест на экспертизу, в 2000 г. возросло на 50 %. По ним специалистами ГЭУТ выдано 117 заключений (в 1999 г. - 78).

С целью упорядочения рынка услуг по проведению аттестации, ГЭУТ сформирован и постоянно корректируется, в связи с происходящими изменениями, перечень аккредитованных и аттестованных лабораторий (организа-ций) края (в настоящее время их в крае их 23). По заявкам организаций, в 2000 г. аттестовано 10 лабораторий с участием ГЭУТ, на рассмотрении нахо-дятся документы еще 8 организаций.

В соответствии с решением Межведомственного координационного совета администрации края от 20 сентября 2000 г. ГЭУТ и Красноярским центром Госстандарта России в марте 2001 г. утверждено Положение об испытательной лаборатории по аттестации рабочих мест.

По запросам ведомств и организаций эксперты принимают участие в спе-циализированных семинарах-совещаниях по аттестации, непосредственно участвуют в проведении аттестации. Работа проводится совместно с Государственной инспекцией труда, ЦГСН, Госстандартом, ведомствами, лицензи-рующими органами и учебными центрами.

С участием ГЭУТ проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в 19 организациях, среди них структурные подразделения Ачинского нефтеперерабатывающего завода, организации жилищно-коммунального комплекса, оптовой торговли, автобазы.

Участие в работе по охране труда органов местного самоуправления

Создание дееспособной системы управления охраной труда в крае также невозможно без активного участия в этой работе органов местного самоуправления.

Муниципальная управленческая система по обеспечению соблюдения законодательства по охране труда на территории края представлена 65 специалистами по труду и по охране труда на 59 административных территориях края (города и районы). При этом не имеют специалистов по труду 5 территорий. Это районы Большемуртинский, Мотыгинский, Туруханский и города Назарово и Норильск, но работа по созданию отделов по труду в администрациях указанных территорий ведется. В тоже время семь территорий, включая г. Красноярск, имеют по 2 и более специалистов по труду.

С сожалением можно констатировать, что до сих пор в 14 административных образованиях края специалисты по труду являются совместителями, что затрудняет и без того сложную работу по воссозданию служб охраны труда на предприятиях территорий.

В 26-и территориях края (67 %) действуют Межведомственные комиссии по охране труда. Следует отметить, что не все из них работают одинаково интенсивно. Наиболее активны межведомственные комиссии районов Ачинского, Шарыповского, Шушенского, Боготольского, Балахтинского, Краснотуранского и городов Красноярска, Канска, Железногорска и Зеленогорска.

На заседаниях комиссий в этих территориях рассматривались вопросы, которые можно разбить на следующие группы:

о соблюдении законодательства о труде и об охране труда на предприятиях подведомственной территории;

о заключении коллективных договоров на предприятиях и содержание в них раздела или соглашения по охране труда;

о разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятиях;

о результатах комплексных проверок по соблюдению законодательства об охране труда на предприятиях, заслушивание руководителей предприятий.

По поручениям межведомственных комиссий регулярно, в течение года, проводились целевые и комплексные проверки предприятий подведомственных территорий по обеспечению безопасных условий труда при производстве работ.

Комитетом труда ведется работа с главами администраций городов и районов края по формированию органов по труду и охране труда в штатах их администраций.

Так, в мае 2000 г. на базе учебного центра администрации края "Сосны" был организован семинар-совещание со специалистами по труду районов и городов края. В нем приняли участие 60 чел. из 47 территорий. 2.5.

Список литературы