Доклад: Машина с лицензией на убийство

Сергей Бобровский

Беспилотный самолет X-45, разработанный корпорацией Boeing, 22 мая успешно завершил экспериментальный полет. X-45 - это первое устройство подобного типа, способное нести на борту оружие. Под управлением оператора самолет взлетел, выполнил запланированные маневры и приземлился спустя 14 мин. Другой беспилотный самолет армии США - Predator, активно применяемый в Афганистане, тоже может использовать оружие, но он создавался прежде всего для шпионских миссий, а X-45 - полностью боевая машина, способная нести до полутора тонн полезной нагрузки (преимущественно самонаводящихся бомб). Длина X-45 - 10 м, размах крыльев - 12-15 м, масса - 4 т. С его помощью военные надеются уничтожать радарные и ракетные установки на земле. X-45 имеет ограниченную степень автономности - им управляет оператор с расстояния до 1000 км. Расходы на производство одной машины составляют 10-15 млн. долл. Эти машины должны поступить на вооружение армии США в 2007-2010 гг.

К сегодняшнему дню построено два таких самолета (оператор может управлять ими одновременно). Они создавались в рамках проекта военно-научного агентства DARPA с бюджетом 191 млн. долл. В типичных миссиях X-45 программно задаются маршрут полета и наземные цели, а оператор следит за правильностью выполнения задания и при необходимости берет управление на себя или изменяет координаты целей.

Помимо прямой экономической выгоды (X-45 в несколько раз дешевле самолетов, пилотируемых людьми, как по стоимости производства, так и по расходам на сопровождение), данное решение дает несомненный выигрыш и в сфере обучения персонала. Солидные временные и финансовые расходы на подготовку одного профессионального пилота несоизмеримы со скромными тратами на обучение оператора наземной станции. Например, сегодня с навигацией миниатюрного разведывательного самолета Dragon Eye легко справляются 18-летние солдаты, имеющие опыт компьютерных игр. Dragon Eye длиной около одного метра снабжен видео- и инфракрасными камерами. Он разработан нью-йоркской лабораторией ВМС США, управляется с ноутбука, может удаляться от места старта на расстояние до 7 км, подниматься в высоту на 1000 м, находиться в воздухе около часа и двигаться со скоростью 70 км/ч.

Основная сложность подобных проектов связана с организацией дистанционного управления машиной в масштабе реального времени с больших расстояний (потенциально ограниченных только размерами Земли). Это, видимо, одно из принципиальных технологических направлений, отрабатываемых на моделях X-45, потому что в перспективе открывается возможность создания мобильных средств доставки ядерного оружия, в связи с чем потребность в глобальных ПРО исчезнет. Все стратегические ракетные арсеналы можно будет заменить на несколько эскадрилий беспилотных самолетов-бомбардировщиков, практически не обнаруживаемых радарными установками. Эти эскадрильи достаточно разместить вблизи границ противника - например, на небольшом корабле, замаскированном под мирное судно. В такой ситуации возникает вопрос о потенциальной необходимости крупных авиационных соединений: уже сегодня в США ставится под сомнение проект выпуска 339 новейших истребителей F-22, на что выделено 69 млрд. долл.

С официальным появлением X-45 становится актуальным еще один важный с этической и правовой точек зрения момент. Теоретически возможно передать процесс принятия решения об уничтожении определенной цели компьютеру. Например, позволить вычислительной системе автономно выбрать для атаки одну из нескольких заранее заложенных в бортовой компьютер целей - в зависимости от погодных условий или ситуации на поле боя. Это означает, что машине формально будет дано право самостоятельно принимать решение об уничтожении людей. Последствия таких технологических "новшеств" непредсказуемы.

Список литературы