Доклад: Дамаск
Дамаск – столица мусульманского государства Сирии. Но немало в ней и христианских святынь. Многие из них связаны с именем апостола Павла. Место для христианской часовни нашлось даже в стенах главной мечети города.
Дамаск — один из древнейших на Земле городов. Первые сведения о нем встречаются в египетских надписях, возраст которых — четыре тысячи лет. Есть упоминания о Дамаске и в Библии. Там сказано, что его основал правнук самого Ноя, которого звали Уз.
От той глубокой древности в Дамаске, понятное дело, ничего не осталось: самые старые памятники восходят к концу прошлой эры, ко временам римского господства.
С римских времен сохранились крупные каменные блоки в кладке крепостной стены, когда-то опоясывавшей весь город. Возглавляемые полководцем Гнеем Помпеем римляне пришли в Дамаск в 64 г. до н. э. Серые камни повыше – это уже наследство арабов, появившихся в Дамаске в VII в. уже нашей эры, вытеснив отсюда византийцев. Пару лет назад в нише римской крепостной стены находился продуктовый магазин. Теперь она пустует. Мимо сплошным потоком движутся видавшие виды автомобили. Среди них, кстати, немало российских: чуть ли не каждое третье такси в городе — «жигули».
Разъехаться на улицах старого города нелегко — ведь их прокладывали еще римляне. Светофоров здесь раз два и обчелся — управление уличным движением возложено на регулировщиков. Но и на них, и на знаки здесь мало кто обращает внимание – стражам порядка остается только позевывая провожать глазами нарушителей.
В старой части Дамаска до сих пор сохранилась древнеримская планировка кварталов. Римляне строили города по образцу своих военных лагерей – соблюдая строгую прямоугольную планировку.
Улица Мидхат Паша, пересекающая старый Дамаск с востока на запад — прямое наследие римской планировки. При римлянах она называлась виа Ректа, то есть Прямая улица. Сейчас она называется Мидхат Паша. Знаменита эта улица тем, что упоминается еще в Библии, так как связана со святым апостолом Павлом.
В юности будущий апостол был гонителем христиан, но все изменилось когда близ Дамаска в потоке света ему явился Иисус. Ослепленного Савла, так до крещения звали Павла, привели в город на Прямую улицу к некоему Иуде. Где именно на Виа Ректа стоял дом Иуды, неизвестно. Но на одной из примыкающей к ней узких улочек показывают другой дом, связанный с именем апостола Павла.
В Дамаске также жил один из учеников Христа – Анания. Он излечил Савла от слепоты, крестил его, нарек именем Павел и благословил на миссионерскую деятельность…
…Здесь до сих пор осталась часовня — которая в наши дни называется часовня Святого Анания — где когда-то собирались первые христиане Дамаска. Святой Анания считается первым епископом Дамаска. Он один из семидесяти учеников Христа, которых тот, как сказано в Евангелии, «послал перед лицом своим во всякий город и место, куда сам хотел идти». За проповедь христианства Ананий был придан мученической смерти.
По легенде новообращенному Павлу, чтобы не быть схваченным, пришлось срочно покинуть Дамаск. Единомышленники помогли ему бежать, спустив в корзине с городской стены.
Жители Дамаска утверждают, что бегство апостола состоялось у ворот Баб Кисан, некогда римских ворот Сатурна, ныне превращенных в христианскую часовню. В часовне туристам и паломникам показывают корзину — якобы точную копию той, в которой спускался со стены Павел.
«Бегство Святого Павла» изображено и на гипсовом барельефе в восточном пределе часовни. Тут же висят картины на евангельские сюжеты. Их несколько лет назад подарили сирийской церкви российские иконописцы.
В крепостной стене, опоясывающей Дамаск, восемь ворот. Одни из них теперь служат входом на городской рынок аль-Хамидия.
Работает рынок шесть дней в неделю, в пятницу, как и во всей стране, выходной. С девяти утра до девяти вечера здесь кипит жизнь. От палящих лучей солнца торговцев и покупателей защищает сводчатая крыша со множеством окон.
Товар здесь – традиционно восточный. Больше всего кальянов — по-арабски они называются «наргиле». Цену сначала запрашивают запредельную, но, как следует поторговавшись, можно купить роскошный агрегат за семьсот-восемьсот сирийских лир, что в пересчете на рубли около пяти сотен.
Восточные наряды на аль-Хамидии представлены в изобилии.
То и дело попадаются лавочки, где собраны, кажется, все благовония, какими славится Восток: сандал, мирра, ладан, жасмин.
Ахмед — не только торгует духами, но и сам составляет запахи.
Ахмед, торговец и парфюмер: «Этому меня научил мой отец, а его – мой дед. Они тоже торговали здесь. Место на рынке обычно передается по наследству от отца к сыну. Я вот, например, торговец уже в четвертом поколении».
Рынок аль-Хамидия плавно переходит в улицу Баб аль-Барид. На ней, напоминая недостроенные голливудские декорации, высятся колонны серого мрамора. Это все, что осталось от колоннады, когда-то украшавшей вход в древнеримский храм Юпитера, построенный еще в третьем веке. А до него на этом самом месте находился арамейский храм. Когда в Дамаск пришли византийцы, они перестроили древнеримский храм в христианскую церковь Иоанна Крестителя…
…А уже при арабах христианская церковь превратилась в мечеть Омейядов — третью по значимости в мусульманском мире. Ислам, который принесли с собой новые хозяева Дамаска арабы, способствовал расцвету города. Для паломников, направлявшихся на хадж в Мекку, он был последней остановкой перед изнурительным переходом через Аравийскую пустыню. Они закупали здесь все необходимое, оставляя немалые деньги.
Византийская церковь Иоанна Крестителя была перестроена в мечеть только через семьдесят лет после завоевания арабами Дамаска. До этого все молились в одном здании – мусульмане в западном крыле церкви, христиане — в восточном.
Мечеть Омейядов, помимо прочего, знаменита тем, что прямо в ней находится христианская часовня. В этой часовне, если верить местным легендам, покоится голова Святого Иоанна Крестителя. По легенде ее обнаружили в одном из подземных склепов христианского храма еще в 705 году арабы, перестраивавшие храм в мечеть. К сожалению, часовня сейчас закрыта. Кстати, это место почитается как христианами, так и мусульманами. Для мусульман Иоанн Креститель, как многие библейские святые, – один из пророков. Они называют его Йяхья. Помимо часовни в мечети Омейядов осталась еще одна деталь византийского храма – купель, в которой когда-то крестили младенцев.
Мусульмане Дамаска собираются на молитву в мечети Омейядов пять раз в день. К тому, что сюда же приходят христиане поклониться своей хранящейся в часовне святыне, они относятся вполне спокойно.
Абу-Халед, прихожанин: «Никто не возражает против такого соседства. Ислам, что бы о нем ни говорили несведущие люди, религия мирная. Вам каждый здесь скажет: все люди должны жить в согласии, какой бы ни была их вера».
В Дамаске, действительно, мусульмане и христиане живут в мире и согласии уже больше тысячи лет. За долгую историю город повидал правителей самых разных вероисповеданий, и называли они себя по-разному: фараоны, цари, прокураторы, халифы, султаны…
Сегодня Дамаск — столица республики во главе которой стоит президент Башар Асад, сын национального героя Хафеза Асада, тридцать лет руководившего страной. Портреты нынешнего президента и его отца в столице, как и вообще в Сирии, висят на каждом шагу.
Расположившийся у подножия горы Касьюн древний Дамаск быстро разрастается: в сороковых годах прошлого века в нем было всего триста тысяч жителей, а сегодня — более четырех миллионов.
В городе прокладываются скоростные магистрали, строятся высотные дома, квартиры в которых, кстати, даже по московским меркам стоят недешево.
Открываются в Дамаске и интернет-кафе — они пока в новинку для сирийской столицы.
При всем при том в Дамаске еще есть места, где можно не только увидеть, но и услышать прошлое. На улице Нофара в южной части Старого Дамаска в маленьком кафе выступает хакавати — так арабы называют народных сказителей. В наши дни послушать хакавати в кафе приходят в основном туристы из соседнего Ливана, где традиция устного рассказа уже утеряна. Ведь история у них с сирийцами, как и с многими другими ближневосточными народами, общая.
Дамаск переживал периоды взлетов и падений, но всегда оставался одним из главных культурных центров Востока. И по мере того как Сирия становится все более открытой страной, все больше людей приезжают посмотреть на этот овеянный легендами город.
Список литературы