Доклад: Откуда есть Русь, и первые князья?
Автор статьи, в той или иной мере, пытается ответить на вопросы: Кто такой Рюрик? Откуда есть самоназвание Русь.
Наверное, каждому известно еще со школьной скамьи, о том, что Русское государство, именуемое в дальнейшем Русь, начало свое существование с легенды о призвании варягов. Именно пришедший с севера князь Рюрик, объединил племена славен, чуди, веси, кривичей и осел в Новгороде. В основе этих данных, лежат хроники монаха Киево-Печерской лавры Нестора-летописца, останки коего и по ныне находятся в пещерах православной святыни, а написанный им труд «Повесть временных лет», многие годы служит камнем преткновения, в спорах норманистов и приверженцев славянской теории происхождения Российского государства.
В чем же смысл этих споров? Норманисты, приверженцы западного взгляда на историю России, небезосновательно утверждают, что призванные варяги, то есть одно из скандинавских племен с названием Русь, и дали наименование славянскому государству в 9 в. н. эры. Небезосновательно именно потому, что сам Нестор пишет: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». В этих строках, он ставит призванное племя русь, в один ряд с другими варяжскими племенами, тем самым указывая на скандинавские корни происхождения самоназвания Русь. Вот только возникает вопрос: а можно ли верить строкам Повести временных лет? Сколько раз ее переписывали? – как минимум трижды. Кто-то спросит зачем? По разным причинам, иногда изменения вносили по приказу князей, старавшихся выставить в лучшем свете своих непосредственных предков, или же самих себя. Но более всего, нас конечно же беспокоит основоположник норманской теории Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738). Именно этот немецкий ученый, надолго прописавшийся в Российской академии наук, в силу своей ненависти ко всему русскому, настаивал на происхождении российской государственности от своих предков. Именно он, скрывал, уничтожал, переписывал древние рукописи славян, ставя перед собой единственную цель – уничтожить самобытную историю русского народа, предать ее забвению.
Всем известно его противостояние с М. Ломоносовым. Великий русский ученый, преуспел не только в химии, физике, литературе, но и в истории, имея на ход ее, свой собственный авторитетный взгляд, в коем норманская теория Байера, не выдерживала никакой критики. Как? - спрашивал он, - полудикие племена скандинавов, могли дать название огромной стране, которую сами называли Гардарикой то есть страной городов. Определенную лепту в укрепление норманской концепции внес Карамзин, утверждая, что народ населявший эти земли до прихода варягов, не ознаменовал себя никакими памятниками, или подвигами. С тех пор германские историки говорят: Русское государство образовано нашими соотечественниками.
Получается странная картина, жила себе страна без названия, вдруг пришли варяги и дали ей свое скандинавское имя. А скандинавское ли имя русь? Оказывается что нет, мало того, и племени такого среди варяжских народов никогда не существовало. Как бы не доказывали норманисты свою правоту, сколько бы не копались в своих летописях – племени русь им найти так и не удалось. Нестор пишет: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли…» Возможно кто-то скажет: если они взяли с собой все свои роды, то есть все племя, то именно поэтому его и не могут найти западные историки. Но не забывайте, немецкие, норвежские, датские хроники – не наши, их вели старательно, со свойственной этим народам педантичностью, отслеживая каждое событие. И если народ такой когда либо существовал на этих территориях, след его обязательно должен остаться, хотя бы в кратких упоминаниях – но его нет. Почему же?
Далее, в летописи говориться о том, что пришли три брата. И сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой Синеус, - на Белоозере (ныне город Белозерск), третий же Трувор в Изборске (сейчас село старый Изборск). Вроде бы все понятно, но что мы обнаруживаем? Оказывается, имен таких у скандинавов не было, мало того, их не было и среди славянских племен. Так чьи же это имена в конце концов? С этого момента, в расследовании происхождения русского народа, начинается самое интересное.
Вспомните: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а порядка (наряда - справедливости) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Складывается ощущение, что славяне, призывали родственников, или по крайней мере народ от одного с ними корня. Действительно, стали бы они приглашать иностранцев для правления своей землей, не находясь с ними хотя бы в дальнем родстве? – вряд ли. Хотя, в Новгород, и намного позднее, приглашали на княжение, того же Владимира, или Александра Невского, но это уже совершенно другое дело – эти князья имели на то законное право. В то же время, можно предположить что речь идет о вполне сложившейся традиции призвания дальних родственных родов.
Как пишет Нестор, братья пришли с севера, из-за моря Варяжского. Если они были родственники славянам, то кто же это мог быть? Здесь нужно понять, в то время, все земли Северной Европы, от Мекленбурга до Новгорода, были единым целым, то есть границ, таких как мы себе представляем - не существовало. И призывали славяне скорее всего тот род, который помнил все древние обычаи предков, и мог бы править по справедливости.
И тут, мы обнаруживаем, культовый центр древней Славии – это город Аркона, на острове Рюген ( русский Руян, сказочный Буян), с храмом бога Святовита. Поклониться этому могущественному богу, отправлялись пруссы, ляхи, моравы, чехи, сербы, поляне, древляне, северы, ильменьские славене и другие народы Восточной Европы. Там же находился храм бога воинов Руевита (Ругевита), а местные племена, носили имена, руяне, или руги. Вспомним запись сделанную фламандским картографом Герардом Меркатором (1512 – 94): «на острове том жили идолопоклонники, именуемые рены, или рутены, так же прозванные лютыми за жестокость в бою… Язык у них словенский, или виндальский (венетский)». В этих краях, было три крупных, родственных союза племен – ободриты, поморяне и велеты. В 1168 году, объединенная армия датчан и поморян, с благословения саксонского ордена, уничтожило древнейший центр славянской культуры.
Но несколько ранее, словене основали город Новгород, и поставили там князя Гостомысла, призванного из-за моря, из северо-славянского племени ободритов, то есть бодричей. Об этом упоминается в Новгородской Четвертой, Софийской, Ермолинской летописях. Новгородцы обратились к знаменитому в то время князю бодричей Буривою, с просьбой призвать на княжение сына, так как одолели их пираты (викинги).
Гостомысл, долгое время княжил в Новгороде, отбросив викингов за море, и даже заключив с ними мирный договор. И вот, на смертном одре, он завещает родственникам славенам, призвать на княжение к себе внука его Ререга (т. е. Сокола). Для того чтобы он мог княжить ими по праву (вспомните, двусмысленно «право» - по праву, и «ряду» - по совести).
Как нам уже известно, словене исполнили свое обещание, за море были посланы гонцы, к князю бодричей Ререгу – Рюрику. Таким образом, на берега Волхова прибыл ныне известный нам, переиначенный князь Рюрик, с тремя братьями. Наверное, мы с вами никогда не смогли бы узнать этого, если бы не народная память. Ведь можно уничтожить летописи, сжечь библиотеки, унизить, растоптать сам народ, но стереть его память слишком непосильная задача, требующая для своего воплощения далеко не один век. Так случилось с русскими, еще жестче, уничтожая физически, обошлись с меньшими народами, в том числе и с бодричами. Но несмотря на усиленную германизацию, этого народа, еще долгие девять веков, до XVI в. Потомки бодричей (ободритов), они же лютичи, помнили Рюрика (князя Сокола) и его братьев Сивара (известного нам Синеуса), и Трувара (Трувора). Которые отбыли на Русь и там стали князьями. Рюрик стал править в Новгороде, Сивар – в Пскове, Трувар – в Белоозере.
Кто то спросит: хорошо, а как же быть с племенем русь о котором пишет Нестор? Откуда тогда взялась эта русь, именем которой называют многие племена а самого народа такого не обнаружили. Откуда вообще взялось это название? Для ответа на этот вопрос, заглянем в книгу Велеса (Велесову книгу).
После всемирного потопа, Земля обезлюдела до такой степени, что не за кого было, выжившим родам отдавать своих дочерей и женить сыновей. И выжил тогда муж Славы (женское имя Славунья) Богумир. И имел он троих дочерей и двух сыновей. Они повели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они повлушны богам, и имели разум все восхваляющий. И там мать их, которую звали Славунья, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: Мы должны выдать своих дочерей замуж, что бы увидеть внуков. Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба что стоял в поле, и остался ночевать у костра. И увидел что к нему подъезжают три мужа на конях. И сказали они: Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя Древа, а другая Скрева, а третья Полева. Сыновья же Богумира имели имена Сева, и младший Рус, от них идут северяне и русы.
Вот и ответ на вопрос: все славяне – северные, южные, а так же северяне в той или иной степени являются русскими, то есть потомками Руса. И муж сей во времена свои был настолько знаменит, что память о роде его, имя его, перетекает на разные племена и народы, в той или иной степени состоящие с ним в родстве. Сам же Рус, появляется как великий воин, в летописях, сказаниях не только славянских, но и чуждых ему народах, но это уже совсем другая история.
Список литературы