Реферат: Реальные экономические возможности существования предприятий, проводящих эколого-охранную политику

РЭА им. Г.В.Плеханова

Реферат по теме: "Реальные экономические возможности

существования предприятий, проводящих

эколого-охранную политику"

Выполнил:

Крицкий Д.Е.

Студент ИТТ,

3 курс, группа 631-дн

Апрель 1999 г.

Текущая экономическая ситуация поставила экономико-экологические преобразования, проводимые субъектами природохозяйственной деятельности, в негативные условия. Ранее не приветствовавшиеся экологоохранные мероприятия, благодаря экономической мотивации, все же давали свои результаты. Усугубление кризисной ситуации, падение курса рубля , отсутствие производственной деятельности, отток иностранных инвестиций, непривлекательность иных рынков, пожалуй, кроме ресурсного - таков предварительный анализ экономических изменений в рыночных условиях России.

Продолжение экономической деятельности без экологических изменений гибельно для всех составляющих. В первую очередь это касается самих производств и условий преобразований сырья в готовые изделия, поскольку на допотопном оборудовании, по предварительным оценкам экспертов, можно будет работать около двух лет. Дальнейшая судьба таких производств - износ основных фондов и материальной базы, завершение деятельности при отсутствии вложений в восстановление или изменение технологических условий производств.

Решения о сохранении производств, экологизация которых является первостепенными инвестиционными проектами, имеет под собой обоснованные мотивы: экологизация представляется единственно конкурентно способным процессом изменений на производстве и автоматически процессом экономии на оборотных фондах предприятия.

Существует еще одна причина того, что проекты по экологизации являются необходимыми для производств. Эта причина состоит в формировании положительной составляющей инвестиций, т.е. плюсовой части баланса средств на запланированные преобразования..

Итак, Я хотел бы рассмотреть статьяи доходной части финансовых ресурсов предприятия на сегодняшний день:

1.Гранты, можно возвратные.

Фонды, участвующие в грантировании, предоставляют небольшие инвестиционные вложения в проекты. В рамках своих полномочий фонды, главным образом, предоставляют гранты по нескольким приоритетным направлениям экономических преобразований. Однако их деятельность не ограничивается поддержкой только этих направлений, и фонды активно поддерживают прогрессивные инновационные идеи, относящиеся к более широкому спектру экономической реформы и построения демократических институтов, а также проекты, содержащие элементы одновременно нескольких приоритетных направлений его деятельности.

В основе многих поддерживаемых фондами программ лежит идея качественного повышения уровня управления в организациях частного, общественного или государственного сектора. Поэтому, фактически, любой экономически выгодный для общества институт, имеет потенциальные возможности участвовать в получении грантов. Финансируемые фондами проекты предусматривают не только развитие частного предпринимательства, в особенности в сфере малого бизнеса, но также поддерживаются долгосрочные и краткосрочные программы подготовки специалистов в области бизнеса и менеджмента. Фонд обеспечивает поддержкой программы в области экономического образования и исследований с целью совершенствования процесса принятия решений в области экономической политики. Предоставляемые фондами гранты поддерживают проекты, направленные на повышение качества управленческой деятельности на национальном, региональном и местном уровнях. Предпочтение отдается проектам, которые предлагают новаторские направления в предоставлении общественно значимых услуг, поддерживают экономическое развитие регионов и развивают механизмы, обеспечивающие обратную связь между населением и органами управления.

Фиксированных ставок грантов не существует. По предоставлению пакета документов о производимой деятельности, фонды сами оценивают сумму средств, необходимую для жизнедеятельности проекта и временной график ее получения. В отдельных случаях фонды предоставляют гранты размером в 100000 - 150000 долларов, а в особых обстоятельствах может рассматриваться предоставление и более значительных сумм. Соискателям грантов рекомендуется начинать свои программы с постановки реально достижимых задач, а затем, основываясь на достигнутых результатах, развивать дальнейшую деятельность. С самого начала должна ставиться задача обеспечения жизнеспособности проекта по окончании финансирования фондом.

Если проект имеет хороший потенциал стать прибыльным, то в этом случае фонды предпочитают оказывать поддержку в форме предоставления возвратных грантов. Средства, предоставленные в виде возвратного гранта, необходимо вернуть фонду частично или полностью. Возвратные гранты предоставляются на те проекты, которые отвечают стандартным требованиям фонда и, кроме того, демонстрируют свою потенциальную рентабельность. Возвратные гранты предоставляются только в тех случаях, когда получить финансирование на приемлемых условиях из других источников не представляется возможным.

При рассмотрении заявок на гранты фонды придерживаются следующих общих критериев:

  • Соответствует ли проект полномочиям фонда?
  • Соответствует ли проект приоритетам фонда в данном регионе?
  • Приведет ли осуществление проекта к долгосрочным позитивным результатам и изменениям?
  • Необходима ли данная программа в регионе?
  • Является ли идея проекта оригинальной или уникальной?
  • Учитывается ли в проекте деятельность, осуществляемая в этой области другими организациями?
  • Сотрудничает ли организация-соискатель с аналогичными программами в регионе?
  • Имеется ли реалистичный и четкий план реализации проекта?
  • Позволит ли квалификация исполнителей достигнуть поставленных в проекте задач?
  • Какое количество людей или организаций получат конкретную пользу в результате осуществления проекта?
  • Соответствуют ли затраты на осуществление проекта планируемым результатам?
  • Каковы механизмы оценки полученных результатов и возможности их использования в будущих программах?
  • Как планируется обеспечить продолжение работы после окончания срока действия гранта?

Завершение рассмотрения проекта зависит от того, насколько качественно разработан проект и насколько оперативно и полно представлена дополнительная информация.

После того, как проект одобрен, получатель гранта подписывает соглашение с фондом, которое отражает обязанности исполнителя проекта по его осуществлению, окончательный бюджет, а также план получения выплат и предоставления отчетов по гранту.  Фонды со всей тщательностью оценивают эффективность поддерживаемых им программ. Мониторинг и оценка эффективности ставят перед собой три основные цели: обеспечение эффективного расходования средств по гранту; изучение результативности предоставленных фондом грантов, чтобы полученная информация помогала в принятии решений по проектам в будущем; определение общей эффективности деятельности фонда и дальнейшего развития на основе результатов, достигнутых в рамках поддержанных фондом проектов.

Ежеквартальные программные и финансовые отчеты получателя гранта о выполненных работах и произведенных расходах представляют минимальный уровень требований фондов по оценке эффективности проекта. Заключительный программный отчет должен включать оценку эффективности программы в соответствии с критериями, определенными в заявке получателя гранта. Кроме того, сотрудники фондов периодически посещают организации, получившие гранты. Эти механизмы дают возможность четко контролировать деятельность по выполнению грантов в каждом из регионов.

Каждый из существующих фондов поддерживает определенные группы проектов. В основном это управленческие технологии, малый бизнес, крупные коммерческие и некоммерческие проекты, частные изыскания. Существующая связь между различными фондами, дает возможность при благополучном стечении обстоятельств, участвовать грантополучателю, в последующих проектах. Получение грантов, и финансирование деятельности из данных источников инвестиций, подразумевает четкое стратегическое планирование, и наличие финансового контроля над статьями расходов по гранту. Предпочтение грантодателем отдается исчерпывающим бизнес-планам, с предварительной калькуляцией затрат на проект, сметной документацией, оценкой эффективности проекта.

2.Кредит в региональном экологическом фонде.

Кредитование экологоохранных мероприятий осуществляется на льготных основаниях, чем обыкновенный банковский кредит: по сниженной процентной ставке за пользование средствами и на более продолжительный срок. Для получения кредита необходимо представить кредитодателю информацию о характеристиках проводимого мероприятия и анализ экологически важных показателей, которые отражают решение природоохранной проблемы.

В их числе:

·     Чистая текущая стоимость мероприятия (стоимость оборудования, сметы расходов на обучение персонала и пр.), или интегральный экономический эффект. В расходах на проведения мероприятий необходимо обоснование каждой статье затрат. Особенно для статей, с долей больше 15% от основной суммы затрат. Учитывая не стабильное развитие экономики, а соответственно инфраструктуры городского хозяйства, сумма затрат должна быть привязана к условным единицам. Особенно это важно при зарубежных инвестициях. Партнерство с иностранным капиталом означает более сложную отчетность о расходе средств, как для стороны партнера (целевое использование средств), так и для стороны государственных органов (валютные инвестиции).

Определение показателя - разность совокупного дохода от проведения всех мероприятий, рассчитанного за оговоренный период, и всех видов расходов, суммированных за тот же период времени с учетом фактора времени (с дисконтированием разновременных расходов и доходов).

·     Рентабельность. В противном случае анализ альтернативы не проведения мероприятия, и сравнение полученных результатов. Приведение всех полученных выгод к стоимостным характеристикам возможно, при использовании экспертных методов и опытных данных для оценки процентного показателя выгоды от проведения данного мероприятия.

·     Внутренний коэффициент эффективности, т.е. приведенный к единице продукции показатель эффекта от проведения мероприятия.

·     Период возврата капитальных вложений (инвестиций). В данном случае необходимо подчеркнуть, что срок возврата средств должен быть максимальным. Для решения данного вопроса необходимо вмешательство государственных муниципальных органов. Заключение с их стороны о необходимости проведения данных мероприятий, с одной стороны, подтверждает возврат кредита, с другой - обеспечивает заинтересованность муниципального хозяйства в решении экологических проблем. Для экологически устойчивого развития территории этот аспект играет исключительную роль.

·     Максимальный денежный отток. Наибольшее отрицательное значение разницы выручки от производства продукции при проведении мероприятий и их текущей стоимости, рассчитанной нарастающем итогом. Отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат.

·     Норма безубыточности - минимальный объем проводимых мероприятий, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от мероприятий равен расходом на них. В современной экономической ситуации каждое экологоохранное мероприятие следует рассматривать как производственный процесс, для увеличение мощности которого проводят технологические изменения. Тогда понятие экономического эффекта становится в данном случае более определенным.

Данные характеристики отражает грамотно составленный эколого-экономический бизнес-план проводимых мероприятий.

3.Нормированная оплата за загрязнения окружающей среды, выраженная в продаваемых правах на экологически чистую продукцию.

Для производителя данный показатель представлен процентом наценки на экологически чистый продукт, производимы им, в отличии от равноценных, произведенных в условиях "грязных" производств. Для загрязнителя это сумма, которую он должен заплатить за загрязнение окружающей среды. В экономических категориях данный показатель выражен нормированной стоимостью права загрязнения или не загрязнения окружающей среды. Продажа лицензий на выброс - плата за норму выброса, Более дорогая продукция - экологически чистая (с сохранением природных ресурсов).

В качестве нормы оплаты за загрязнение окружающей среды реально могут выступать любые условия, экономически привязанные к процессу выбросов (через объем загрязнения), без которых не возможно осуществить действия по обслуживанию данных объемов. Таким образом, на момент проведения действий по утилизации отходов, будет существовать экономические стимулы для выбора наилучшей из альтернатив, и по своим признакам категория, связанная с нормами, определяется как экономический рычаг управления загрязнением.

Для формирования постоянного притока средств на поддержание хозяйственной деятельности данная статья доходов обязательна, при этом являясь интересом со стороны общества к организации.

4.Формирование технологической цепочки производства, как экологоохранного оборудования (пониженные формы амортизации).

В любом случае применение нового технологического и производственного оборудования связано с уменьшением объема выбросов вредных веществ. Для органов, осуществляющих контроль за выбросами и сбросами отходов производства, а также для применения повышенных норм амортизации к данному оборудованию (т.к. это оборудование - экологичное) требуется обеспечить мероприятиям природоохранный характер. В учете это может выглядеть как расходы из прибыли или экофонда предприятия на проведение природоохранных мероприятий, связанных с покупкой современных производственных линий.

5.Экономия на оборотных фондах, за счет произведенных изменений в технологическом процессе.

Прогрессивные изменения технологии производств позволяют использовать в оборудовании замкнутые циклы водопотребления, использования пара, отходящего тепла и пр. Более того, при использовании вторсырья снижаются показатели удельного расхода энергии, воды, катализаторов на единицу готовой продукции. Экономия энергии с одной стороны означает уменьшение потребления электрической энергии, с другой - снижает расход котельного топлива, используемого на дизелях данных производств. Последнее связано с уменьшением выбросов вредных веществ в атмосферу.

6.Наличие при производстве дополнительных, второстепенных направленных только на экологические преобразования подпроизводств (использование отходящего пара, пыли, стружки, обрезков, и пр.).

Переход на экономически бесплатные второстепенные ресурсы, оставшиеся от основного производства. Наличие продуманной стратегии поведения на рынке вторичных ресурсов не обязательно означает переработку отходов производства своими силами. Конкурентный механизм обеспечивает гибкую реакцию на появление дополнительного объема полу готовых ресурсов. Вмененные издержки в данном случае таковы, что замораживание потенциального сырья для другого производства, для использования его позднее в своих производственных целях, является потерей, экономически связанной с обслуживанием, хранением, сроками жизни ресурса и пр. Моделирование процесса принятия решений в этом случае - это построение матрицы поставщиков, или решение транспортной задачи математического программирования.

7.Приобретение зарубежного опыта, через грантодателя или заинтересованного в положительных результатах зарубежного партнера.

Инвестиции западных партнеров отличны от иных частей поступлений на развитие природоохранной базы тем, что, оговаривая каждый пункт участия партнера в распределении средств, их требование при этом равноценно полному участию в делах организации. Зарубежные инвестиции с другой стороны связаны с передачей технологического, технического, управленческого опыта, который неизменно сопровождает инвестиционные потоки. Причина связи, отсутствие полноценных разработок со стороны получателя инвестиций.

8.Предоставление консалтинговых услуг.

Консалтинговые услуги не должны оказываться за текущее вознаграждение. Стратегические цели развития требуют от организации расширения сферы деятельности (дифференециация), и увязку экономических отношений через систему последующих контрактов с клиентами. Т.е. консультации должны обеспечивать формирование вокруг организации ассоциации взаимосвязанных предприятий. Комбинирование производств по ранее определенной схеме должно происходить по стратегическому плану. Технология управления здесь подразумевает анализ результатов, и корректировку последующих планов, относительно них (модель управления по результатам).

Использованная информация:

  1. ПРОГРАММЫ ФОНДА ЕВРАЗИЯ И ПРАВИЛА ПОДАЧИ ЗАЯВОК НА ГРАНТЫ, www.eurasia.org
  2. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / под ред. В.Я.Горфинкеля. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996г.
  3. УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ /пер.с фин. Под.ред. Я.А.Леймана, М.: "Прогресс", 1993г. - 3
  4. СТАТЬИ ТЕКУЩЕЙ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ (журналы "Деньги", "Итоги")