Реферат: Волго-Вятский экономический район

Содержание

Введение. 3

1. Общая характеристика района. 4

2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. 5

3. Население и трудовые ресурсы.. 8

4. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса. 10

4.1. Отрасли рыночной специализации. 10

4.2. Сельскохозяйственный комплекс. 14

4.3. Транспорт и экономические связи. 16

5. Территориальная организация хозяйства. 18

Заключение. 20

Список литературы.. 21


Введение

Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специанизации промышленности являются машиностроение и ме­таллообработка, химическая и нефтехимическая промышлен­ность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.

В структуре промышленного производства региона на долю отраслей группы А (производство средств производства) прихо­дится 75,5%, а на долю продукции отраслей группы Б, произво­дящих предметы потребления, приходится 25,5%, что отражает структуру промышленного производства России.

Кризис последних лет, охвативший всю экономику страны, негативно отразился и на состоянии экономики Волго-Вятского района: снизились объемы промышленного производства, пока­затели жизненного уровня населения, нарушились хозяйствен­ные связи.

На долю ведущих отраслей хозяйства района приходится свыше 60% объема промышленного производства товарной про­дукции региона.

Несмотря на значительное промышленное развитие респуб­лик Волго-Вятского региона в последнее время, все еще сохра­няется разрыв в уровнях экономического и социального разви­тия национальных образований Нижегородской и Кировской областей. Недостаточно, кроме Нижегородской области, в ре­гионе идут процессы становления рыночных структур, а следо­вательно и переход к рыночной экономике. Положительными моментами являются расширение экспортно-импортных опера­ций в регионе и привлечение иностранных инвестиций.

Цель данной работы – рассмотреть характеристику Волго-Вятского экономического района.

1. Общая характеристика района

Волго-Вятский   экономический   район   расположен   в   цен­тральной части европейской территории России, в бассей­нах рек Волги и Вятки. В его состав входят республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская и Нижегородская, Кировская области. Пло­щадь района — 263,3 тыс. км2, или 1,5% территории России. Население - 8,444 млн чел.

Занимая немногим более 1% территории Российской Феде­рации, Волго-Вятский экономический район производит 5,1% промышленной и 6,4% товарной сельскохозяйственной продук­ции страны. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется продукцией отраслей рыночной специализа­ции: машиностроения, химической и нефтехимической про­мышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Доля Волго-Вятского экономического района (ВВЭР) в выпуске промышленной продукции, стоимости основных фондов и численно­сти промышленно-производственного персонала Российской Федера­ции превышает его удельный вес в общей численности населения и пло­щади в масштабе России.

В общероссийском территориальном разделении труда ВВЭР вы­деляется производством разнообразной продукции отраслей машино­строения, химической и нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен­ности. ВВЭР отличается развитым сельским хозяйством: доля сель­скохозяйственных угодий составляет около 5%, пахотных земель — 5% от общероссийских; доля производства продукции сельского хозяйст­ва - 5,7% от общероссийского. [7, с.324]


2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов

Рельеф территории района представлен холмисто-увалистой равниной с ярко выраженными ледниковыми формами, терри­тория расчленена многочисленными речками в заволжской час­ти, а на юге балками и оврагами. Сложный рельеф затрудняет развитие сельского хозяйства и строительства.

Климат района — континентальный. Континентальность на­растает с юго-запада на северо-восток. Средняя температура ян­варя колеблется от -11°С до -16°С, а июля — от 17°С до 19,5°С. Годовое количество осадков убывает с запада на восток с 600 мм до 350 мм в год. Продолжительность безморозного периода от 190 до 140 дней. Южная часть района подвержена влиянию засу­хи, а северная избыточно увлажнена и заболочена.

Почвы преимущественно подзолистые, а в заболоченных районах представлены торфяниками, поэтому требуют внесения органических и минеральных удобрений и проведения мелиора­тивных работ. В поймах рек почвы плодородные аллювиальные, занятые разнотравными лугами, которые служат кормовой базой для развития животноводства. Южнее Волги преобладают пло­дородные серые лесные почвы и деградированные выщелочен­ные черноземы.

Район с юго-запада на северо-восток вытянулся почти на 1000 км и находится в различных природных зонах. Большая часть его территории лежит в пределах лесной зоны, а юг — в лесостепной. Леса покрывают почти половину площади района. [2, с.176]

Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических рай­онов России. Среди полезных ископаемых промышленное зна­чение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторож­дения Кировской области. Балансовые запасы их превышают 2 млрд т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 60% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Не­глубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разра­ботку сырья открытым способом с низкой себестоимостью до­бычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.

Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологиче­ские запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд (1,3% всех запасов России).' Более половины всех запасов составляет торф с повы­шенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйст­ве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую об­ласть. Его запасы имеются также в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется. Территория района признана высокоперспек­тивной по запасам нефти, газа и кимберлита.

Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для произ­водства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. На до­лю Волго-Вятского района приходится свыше 9% запасов гипса России. [2, с.177]

Важное значение для развития промышленности строитель­ных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в Мордовии и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика Мордовия).* К важнейшим природным богатствам района отно­сят лесные ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд м3, что со­ставляет около 2% всех запасов древесины Российской Федера­ции. Лес покрывает почти половину территории Волго-Вятского экономического района. 80% покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес, 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской. В видовом составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта; из мел­колиственных — береза, осина, ива; на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истоще­ны и вывозка древесины из района сокращается. Важным резер­вом являются лиственные породы деревьев, пока еще слабо раз­рабатываемые в районе. Поэтому одними из главных задач яв­ляются рационализация эксплуатации лесных богатств и разви­тие глубокой переработки древесины.

Волго-Вятский экономический район выделяется среди ев­ропейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.

Поверхностных водных источников достаточно для удовле­творения потребности хозяйства и населения. Главным источни­ком является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощу­щается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается не только ограниченностью запасов поверхно­стных вод, но и их загрязнением, а также загрязнением подзем­ных вод промышленными стоками и неочищенными стоками сельскохозяйственных объектов. [2, с.178]

3. Население и трудовые ресурсы

Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. За период экономических реформ численность населения региона сокра­тилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показа­телями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плот­ность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области — 13,5 чел. на 1 км2. Индустриа­лизация региона и высокий отток населения из сельской мест­ности способствовали урбанизации населения. 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень город­ского населения в Нижегородской (77,9%) и Кировской (70,4%) областях. Менее урбанизированы республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6% соответственно.- Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую город­скую агломерацию страны представляет Нижегородская, вклю­чающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Тенденция концентрации насе­ления в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуще­ствлялось замедленными темпами. Многие показатели демогра­фической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождае­мость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процес­сов. Отток населения из сельской местности, особенно молоде­жи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. По­казатели естественной убыли на 1,1% пункта превышают сред­ние по стране и составляют —6,4%о в районе против —5,1%0 в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Киров­ской областях. [12, с.243]

Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудо­выми ресурсами. В течение длительного времени регион отно­сился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и слу­жил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992— 1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6% и составила 4 063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6%, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства. Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3%. Трудоспособное население состав­ляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7%, в том числе в материальном производстве занято 69,6%, в непроизводственной сфере — 30,4%.|/В связи с развитием ры­ночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработ­ных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо ши­рокое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе. [12, с.244]

Удобное географическое положение, устойчивые транспорт­ные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифи­цированных кадров, создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.

4. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса

4.1. Отрасли рыночной специализации

Удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства со­ставляет 38,2%. В регионе производятся автомобили, суда, стан­ки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное обо­рудование. Среди отраслей машиностроения рыночной специа­лизации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовали наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший ком­плекс автомобилестроения. Среди предприятий автомобиле­строения выделяются акционерное общество «АвтоГАЗ», голов­ное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает лег­ковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники в малых и средних городах региона: моторный завод — в Завол­жье, завод тормозных узлов — в Канаше, шинный завод — в Кирове, заводы автофургонов — в Шумерле, автосамосвалов — в Саранске, в Павловске выпускают автобусы для сельской мест­ности.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное веду­щим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, совре­менные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Судостроение представлено также в городах Нижегородской области — Навашино и Городец. [8, с.98]

Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации — электротехническая промышленность. Круп­ные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод «Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и выпускает значительную часть элетроламп и выпрямителей, производимых в России; в Саранске (Республика Мордовия) также расположено предпри­ятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) — электроаппаратный завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инст­рументальное производство, получившие развитие во всех круп­ных городах региона. Более 1/2 фрезерных станков, производи­мых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является «Красный инструментальщик» (г. Киров). Среди пред­приятий отрасли следует отметить завод по производству обору­дования для химической промышленности (г. Дзержинск) и пищевой промышленности (гг. Нижний Новгород, Вольск). Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению рыночной специализации района на производстве продукции машиностроения.

Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала. [8, с.99]

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяет­ся высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышлен­ность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится 10%. Развитие отрасли опирается на ис­пользование как местного, так и привозного сырья. Предпри­ятия химической промышленности выпускают широкий ассор­тимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, син­тетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных ма­териалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту. В Ки­рове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и рези­нотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфо­ритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предпри­ятий по производству сложных минеральных удобрений.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации яв­ляется лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,9%. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и для прилегающих регио­нов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Киров­ской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов органи­зована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе полу­чила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России, усту­пая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием от­расли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных пород, но и лист­венных. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске. [8, с.101]

Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поста­вило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печо­ры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Урен­гоя. Это позволило сократить использование твердых видов топ­лива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. Гидро­энергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1 430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетиче­ский дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объ­единенной энергетической системы европейской части страны.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и черную металлургию, которая частично обеспечивает потребности машиностроительных предприятий региона в ме­талле. Металлургический комплекс представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных предпри­ятий, например АО «Красное Сормово» и др.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Пред­приятия по производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мор­довия. Из местных сырьевых ресурсов наиболее широко исполь­зуются стекольные пески. Борский стекольный завод специали­зируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.

Планируется строительство гипсово-ангидридного комбината в Чувашии. Мощность его составит 1 млн т в год. По количеству добываемого гипса он будет занимать 2-е место в мире. Потреб­ность строительства в ряде строительных материалов за счет ме­стного производства покрывается не полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций — легких бетонов, асбоцементных панелей, дере­вянных, клееных, а также стальных конструкций. [8, с.102]

Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижего­родской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Далеко за пределами региона из­вестны изделия декоративно-прикладного искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), гли­ны — дымковская игрушка (Киров).

 

4.2. Сельскохозяйственный комплекс

Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает зна­чительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном жи­вотноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.

В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермер­ских хозяйств способствовало принятие законов о земле и зем­лепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе. [4, с.15]

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хо­зяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зер­новых культур составляет почти 55%, что в значительной степе­ни определяет характер всего сельскохозяйственного производ­ства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую об­ласть — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных куль­тур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фураж­ные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производст­ве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к клима­тическим условиям региона. Широкое развитие получило кар­тофелеводство. Производство картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что по­зволяет расширить площади возделывания данной культуры.

Из технических культур главной является лен-долгунец. Вме­сте с тем в последние десятилетия отмечаются сокращения по­севных площадей под этой культурой, что вызвано низкой уро­жайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интен­сивных технологий.

Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах района.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона рас­полагает сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий бы­ло связано как с ростом производства сырья, так и с увеличени­ем доли закупок в общем объеме производства. Однако предпри­ятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них — в довоенный период.

Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение. [4, с.16]

Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной дея­тельности региона. Экономический кризис 1990-х годов опреде­лил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.

 

4.3. Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион рас­полагает всеми видами транспорта — железнодорожным, реч­ным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наиболь­шее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю ко­торого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и то­пливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значитель­ный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы ре­гиона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная про­дукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных пере­возках преобладают древесина и строительные материалы. Сис­тема широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России. [11, с.131]

Географическое положение Волго-Вятского района на Волж­ской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодо­рожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на желез­ную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных гру­зов, цемента, строительных материалов, поступающих из По­волжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регио­нов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных хими­ческих грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте региона занимает трубо­проводный транспорт. По территории района проходят три неф­тепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Ниж­него Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.

Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промыш­ленности определило превышение ввоза продукции над вывозом. [11, с.132]

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внеш­неэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невы­сокий уровень научно-технического развития производства, не­совершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных по­ставок региона приходится на машиностроение, что соответству­ет структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий рай­она в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отве­чает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об­ластей в международном разделении труда, более полно учиты­вающий местные особенности и интересы в увеличении экспор­та и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.


5. Территориальная организация хозяйства

Характерной   особенностью   территориальной   организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Ниже­городская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленно­сти. Однако отмечается снижение удельного веса области в хо­зяйственном комплексе Волго-Вятского региона. Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяю­щими темпами развивались отрасли квалифицированного ма­шиностроения — электротехника и приборостроение; в Респуб­лике Мордовия — светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл — приборостроение и радиоэлектроника.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются ма­шиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышлен­ность. В структуре промышленного производства на долю ма­шиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наи­больший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%. [5, с.254]

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития име­ет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промыш­ленности в республике является машиностроение, на долю ко­торого приходится более 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полу­проводников. Велика доля пищевой промышленности — почти 1/5 всей промышленной продукции республики.

В Чувашской Республике в структуре производства промыш­ленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди маши­ностроительных предприятий Республики выделяется АО «Промтрактор» — единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного исполь­зования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В структуре промышлен­ного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химиче­ская отрасли.

Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах. Малые и средние города Вол­го-Вятского района развиты слабо.

На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксар­ского промышленного узла в Чувашской Республике'способст­вовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машино­строения. [5, с.255]

 

Заключение

Проведение экономических реформ и формирование рыноч­ных отношений, предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют учета региональной специфики во всех направлениях экономического и социального развития районов.

Одними из главных задач регионального развитая являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегород­ской области с высокой концентрацией предприятий оборон­ного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.

Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре лег­кой и пищевой промышленности требует изменений в инвести­ционной политике, т. е. увеличения капиталовложений на раз­витие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности на­селения в необходимых товарах народного потребления и про­дуктах питания.

С развитием рыночных отношений в АПК шире используют­ся новые формы хозяйствования: появляется больше фермер­ских хозяйств, внедряются арендные формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается специализация ре­гиона на более продуктивных зерновых культурах, активнее про­водится приватизация перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи.

Необходима модернизация инфраструктурных объектов, со­временное состояние которых не обеспечивает в должной степе­ни развитие рыночных структур в районе.

Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономи­ческие связи Волго-Вятского района.

Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.

Список литературы

1.       Бизнес-карта – 95. Промышленность. Регион Россия. Волго-Вятский район. Т.12. – М.: Бизнес-карта, 1995.

2.       Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – М.: Академия, 1998.

3.       Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 1997. - №14, июль. – С. 23-25.

4.       Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 1998. - №5, март. – С. 15-16.

5.       Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6.       Прогнозы, проблемы, мнения. Волго-Вятский экономический район. //Информационно-аналитический журнал Дайджест - Финансы. 1998. - №1 (37), январь. – С. 22-24.

7.       Региональная экономика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.

8.       Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000. 

9.       Регионоведение. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1998.

10.    Регионы России: Информационно-статистический сборник. В 2 томах. /Госкомстат России. – М., 1997. – 666 с.

11.    Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.

12.    Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра - М», 1999.

13.    Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов. /Под ред. проф. Хрущева А.Т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.