Реферат: Угольная промышленность России

РЕФЕРАТ ПО РПС

ЕКАТЕРИНБУРГ 1999 Г.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Значение отрасли и удельный вес в промышленности России. Геологические запасы страны.           3

Территориальное размещение и его значение......................................................... 5

Особенности технологий.............................................................................................. 7

Положение угольной промышленности сегодня.................................................... 9

Динамика развития. Позиция государства. Особенности ценообразования... 11

Подходы к решению проблемы выхода из кризиса............................................. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................ 18

СНОСКИ...................................................................................................................... 19


Значение отрасли и удельный вес в промышленности России. Геологические запасы страны.

Угольная промышленность – важное звено ТЭК. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района. По данным генерального директора АО «Росуголь» Ю. Малышева, выступившего с докладом о социально-экономическом положении угольной промышленности, доля России в разведанных мировых запасах угля составляет 12%, а прогнозные запасы оцениваются в 30%. В мировой добыче угля на нее приходится 14%.[1](см. Приложение 1)

В   топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) России доля угля в 50-е годы достигала 65%, в 60-е годы - 40 -50%. В 70 - 80-е годы угольное топливо было вытеснено нефтегазовым, и в настоящее время доля угля в ТЭБ России составляет лишь 12 – 13% , а в топливном балансе теплоэлектростанций – примерно 25%.   В настоящее время в ТЭБ России на газ приходится 49%. нефть - 32%, уголь - около 13% [2](см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В перспективе доля угля в ТЭБ будет повышаться, и спрос на уголь в России в связи с изменением структуры   запасов   основных энергоносителей будет возрастать. В восточных регионах России, включая Урал, доля угля возрастает в производстве электроэнергии. В настоящее время на Дальнем Востоке удельный вес угля в балансе котельно-печного топлива превышает 80%. а электрическая и тепловая энергия в регионах Дальнего Востока вырабатывается в основном на ТЭС на угле.

Общие геологические запасы угля в стране составляют 6,8 трлн. т, из них действительные и вероятные запасы – около 1200 млрд. т., а запасы угля (балансовые) в России составляют (млрд. т.)  КАТЭК – 80, Кузбасс – 59, Востсибуголь - 13,3,  Якутуголь - 9,1. Печорский бассейн - 8,3, Восточный Донбасс - 6,7, Дальуголь и Приморье - 3,9, Подмосковный бассейн - 3.8, Сахалин - 1,8. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)В остальных регионах запасы незначительны. Основные мощности по добыче угля сконцентрированы в Сибири и на Дальнем Востоке.

 Господствующими являются каменные угли: они составляют 70% общих запасов. Пропорции между каменными и бурыми углями имеют заметные территориальные различия. В европейской части СССР, например, явно преобладают каменные угли, составляющие свыше 9/10  всех запасов, в Казахстане они находятся примерно в равном количестве, а в Сибири бурых углей в 3 раза меньше, чем каменных.

Среди каменных углей более 1/5  приходится на технологическое топливо (коксующиеся угли), основными источниками которых служат Кузнецкий, Донецкий, Печорский и Карагандинский, а в перспективе также Южно-Якутский бассейны.

Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где свыше3/4 занимают каменные угли, в том числе 1/4 коксующиеся.

Выявленные запасы угля размещены по территории России более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основная их масса сосредоточена в нескольких бассейнах. Например, Ленский (1647 млрд. т), Тунгусский (2345 млрд. т),  Канско-Ачинский (601 млрд. т) и Кузнецкий (725 млрд. т). Но особенно важна оценка размещения ресурсов, которые экономически целесообразно осваивать в ближайшей перспективе. [3]


Территориальное размещение и его значение.

Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные межрайонные угольные базы — Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский и Печорский бассейны. В то же время перспективными основными угольными базами становятся Канско-Ачинский и Экибастузский бассейны. Почти 50% балансовых запасов шахт России являются некондиционными по качеству угля, мощности, условиям залегания, газо - и выбросоопасности пластов (Подмосковный, Кизеловский и Восточно-Донецкий бассейны, Сахалин, ряд районов Кузбасса). Только 43.5% промышленных запасов углей в России соответствуют мировым стандартам.

Территориальное размещение угольных предприятий жестко обусловлено местоположением запасов. Значительная их часть залегает в промышленно неразвитых азиатских регионах с суровыми природными условиями, что предопределяет повышенный уровень производственных, социальных и транспортных затрат. К счастью, Россия обладает избыточным количеством угольных запасов, и есть возможность выбора. Однако решения по размещению новых угольных предприятий зависят от величины затрат на транспортировку продукции до потребителей, а железнодорожные тарифы изменяются МПС непредсказуемым образом. Запасы угля, пригодные для добычи, удалены от основных потребителей как внутри России, так и за рубежом. Наиболее рентабельные месторождения (Кузнецкое и Канско-Ачинское) находятся на расстоянии более 3 тыс. км от ближайших портов. В настоящее время в порту Усть-Луга в Финском заливе строится угольный терминал для экспорта 8 млн. т обогащенного коксующегося угля, в основном воркутинского и кузбасского. Перевозки угля по железной дороге становятся все дороже. Так, затраты на перевозку 1 т кузбасского угля в Москву составляют 178 тыс. руб., при цене 1 т этого угля  98 тыс. руб. за т. Цены на уголь не восполняют  затрат угледобывающих предприятий. По ряду оценок быстрый рост издержек, связанный с оплатой услуг железнодорожного транспорта, существенно снижает конкурентоспособность наших углей по отношению к углю добываемому в Польше, США, Австралии. Но, очевидно, что в случае возникновения существенной угрозы реализации угля отечественного производства правительством России будут приняты меры по защите внутреннего рынка. В настоящее время через введение налога на добавленную стоимость и постоянно повышающиеся импортные пошлины защищаются российские производители. В случае с поставками импортного угля  легко можно «отрегулировать»   железнодорожный тариф. Отечественные производители с трудом вписываются в мировые стандарты качества угля. Рынки давно заняты морскими поставками высокоэффективных углей из США, Австралии и ЮАР. В этих условиях российские предприятия могли бы стать конкурентоспособными лишь при крайне низких уровнях зарплаты и транспортных тарифов, "бесплатной" экологии. Наиболее реалистичной и работоспособной выглядит стратегия расширенного выхода на мировые рынки путем создания совместных горных предприятий, концернов, консорциумов и т.п., решающих вопросы инвестиционного обеспечения, новых технологий и качества угля.



 

Особенности технологий.

 

 Негативные воздействия горных работ на природную среду особенно значительны при открытом способе добычи угля. Более 60% угольных шахт России взрывоопасны (газ и угольная пыль), почти в 50% возможно самовозгорание угля. Уровень профессиональных заболеваний шахтеров в 9 раз превышает средние показатели по промышленности России. Но в 1996 г. по сравнению с 1993 г. общий травматизм уменьшился на 18%. В январе - октябре 1996 г. по сравнению с тем же периодом 1995 г. число случаев со смертельным исходом сократилось с 298 до 119.[4]

По мере эксплуатации любого угледобывающего предприятия горные работы все более передвигаются в глубь земных недр, что сопровождается удлинением производственных коммуникаций и падением их "производительности". Эти неблагоприятные изменения особенно заметны в отдельных звеньях технологической цепочки шахты (вентиляция, транспорт добытого угля и породы), которые становятся узкими местами" в работе предприятия. В итоге добычная  способность шахты постепенно снижается, а ее экономические показатели ухудшаются.

Проектами строительства шахт предусматриваются вскрытие и подготовка к выемке запасов только одного верхнего добычного горизонта. Но по истечении 10-12 лет шахта полностью отрабатывает данную часть угольных запасов, и на ней должны быть завершены вскрытие и подготовка к эксплуатации следующего, расположенного ниже горизонта. Во многих случаях это означает осуществление комплекса работ по реконструкции, что требует крупных инвестиций. Таким образом, периодическая реконструкция угольного предприятия является не только (как в других отраслях) средством экономически выгодного обновления, но и условием его физического существования. Важно отметить, что необходимость в своевременном инвестировании реконструкции практически не зависит от чисто экономических соображений, а является категорическим императивом и не может отодвигаться "на потом", поскольку жестко связана с движением фронта горных работ.

Конечный срок службы угледобывающего предприятия также жестко ограничен величиной запасов угольного поля. Средний срок службы шахты составляет около 40 лет, то есть в отрасли ежегодно выбывает пять-семь шахт. При сохранении стабильной общей потребности страны в угле для компенсации этой потери необходимо регулярно и заблаговременно, с запасом 8-10 лет, строить такое же количество новых шахт. Даже в условиях стабилизировавшейся общей потребности в угле отрасль физически не может существовать без крупных регулярных инвестиций. Если же спрос на уголь вновь начнет повышаться спустя, допустим, 8-10 лет, то, с учетом запаса капиталовложений в новое строительство, величина инвестиций, необходимых сегодня (при стабильной спросе), окажется еще большей.

 

В настоящее время угольная промышленность России стоит перед необходимостью глубокого реформирования. В течение ряда последних лет снижается уровень добычи угля, (с 1990 по 1994 г. добыча угля в Российской Федерации в целом сократилась на одну треть), падает производительность труда в отрасли, растет себестоимость добычи. Резкое сокращение промышленного производства в последние годы обострило проблему платежеспособного спроса на продукцию угольной отрасли, поставило подавляющее большинство угледобывающих предприятий в крайне тяжелое положение. Распад СССР привел к тому, что значительная часть ранее созданной угольной базы оказалась в Украине и Казахстане. На долю России в 1990 г. приходилось 55.7%, Украины - 23.7, Казахстана -18,8% общесоюзной добычи угля. Россия получила 271 из 574 угледо­бывающих предприятий бывшего СССР. В европейской части страны их осталось 82 из 333. Почти полностью была утеряна мощная база высококачественных углей Донбасса и Караганды, отошел к Казахстану уникальный по мировым меркам Экибастузский угольный бассейн. Россия лишилась многих заводов горного машиностроения. [5]

 В течение длительного периода времени угольная промышленность СССР, а потом Российской Федерации создавала собственный строительный потенциал. Сейчас он в целом способен обеспечить выполнение основных задач реструктуризации отрасли.  Будут продолжены разгосударствление большинства угольных предприятий и переход на акционерную форму хозяйствования с устранением имеющегося здесь формализма. В необходимых случаях отрасль получает разностороннюю строго селективную государственную поддержку мер по закрытию неперспективных мощностей и санации нерентабельных угольных предприятий. Будет создан, наконец, механизм ценообразования, адекватный рыночной системе, но предусматривающий его государственное регулирование. Системы финансирования и бухгалтерского учета на предприятиях будут реформированы в соответствии с общепринятыми международными стандартами и соглашениями.

В СССР мощности по производству машин и оборудования для угольной промышленности находились на Украине (60%), в Казахстане (25%) и в РСФСР (15%). К выпуску горношахтного оборудования, ранее производившегося на Украине и в Казахстане, подключены 29 заводов Миноборонлрома РФ и других отраслей. С 1993 г. проводится работа по повышению качества и надежности горной техники за счет применения новых материалов, комплектующих и передовых технологий оборонного комплекса РФ. В 1994 - 1996 гг. заключены генеральные договоры долгосрочной аренды оборудования с более чем 40 предприятиями угольной промышленности на общую сумму 1 трлн. руб. (всего 90 механизированных комплексов).

Ожидаемая в среднесрочной перспективе стабилизация спроса на уголь со слабовыраженной тенденцией к росту после 2000 г.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (оценки концерна «Росуголь», всемирного банка, ЦНИЭИуголь, Институт угля СО РАН) не обеспечивает восстановление потребления угля (в том числе коксующегося) народным хозяйством России на уровне конца восьмидесятых годов. Это неизбежно приведет к закрытию ряда нерентабельных и бесперспективных угольных предприятий. Вместе с тем, очевидно, что в новых экономических условиях (отсечения экономически неэффективных предприятий) будет наращиваться производство угля на шахтах и разрезах с хорошими горно-геологическими условиями, высокими технико-экономическими показателями, а также имеющих высокие качественные характеристики продукции, обеспечивающие производство высококачественного продукта и удовлетворяющие экологическим требованиям.


 

Динамика развития. Позиция государства. Особенности ценообразования.

Максимальный уровень добычи угля в Российской Федерации был достигнут в 1988г. и составил 410 млн. т. В последующие годы спрос на уголь и, как следствие, его добыча быстро падали и в 1994 г. составили 261,3  млн. т. [6]Аналогичная тенденция была характерна и для коксующихся углей   Снижение спроса на уголь, прежде всего, было вызвано общим резким падением производства в России в первой половине 90-х годов и, отчасти, стремлением хозяйственных субъектов к более рациональному использованию данного быстро дорожающего ресурса. По-видимому, со стабилизацией выпуска промышленной продукции, а в перспективе роста ее производства, увеличится и потребление угля в Российской Федерации. Реальное сокращение доли угля в энергетическом балансе страны возможно только в случае структурной перестройки экономики, направленной либо на снижение энергопотребления на единицу продукции, либо на вытеснение угля другими энергетическими источниками. Оба этих пути связаны с необходимостью осуществления огромных капиталовложений, источников для которых в настоящее время в России нет и в ближайшие пять лет их появление маловероятно.

Закончено акционирование и начата денежная приватизация предприятий угольной промышленности. Создано более 500 акционерных обществ (с учетом дочерних АО). Образованы также инвестиционные, консалтинговые, страховые компании. В угольной промышленности в соответствии с указом Президента РФ № 168 от 9 февраля 1996 г. государственное предприятие "Росуголь" преобразовано в акционерное общество. Учредительные документы   утверждены   Госкомимуществом России (распоряжение «от 18 октября 1996 г. №1118-р)[7]

Формально государственный контроль над ценами на уголь отменен правительством Российской Федерации в июле 1993 г. Отмена контроля над ценами рассматривалась как первый шаг на пути перестройки угольной промышленности в новых экономических условиях. Наряду с отменой регулирования цен в течение переходного периода предполагалось осуществление государственных субсидий угольной отрасли в целом. В начале 90-х годов цены на уголь были отпущены и стремительно скакнули вверх. И тут выяснилось, что переход на рыночную систему требует длительной подготовки, причем это относится не только к угольщикам, но и ко всем потребителям. В результате потерпели ущерб и те, и другие: потребители не смогли быстро освоиться с новым уровнем затрат, а угольщики столкнулись с незнакомой им ситуацией "кризиса перепроизводства" (естественно, мнимого, но оттого не менее тяжелого).

Теоретически региональные угольные компании (бывшие угледобывающие объединения) могут свободно устанавливать собственные цены на уголь. Полученные рыночные цены будут значительно отличаться от бассейна к бассейну и от одной угледобывающей компании к другой. Причинами подобной разницы в ценах являются, прежде всего, качество добываемого угля и транспортные тарифы. Однако на практике Российская угольная компания (Росуголь) обладает сильным влиянием на процесс ценообразования посредством механизма распределения субсидий, что позволяет угольной промышленности сохранять систему перекрестных субсидий между угледобывающими компаниями, другими словами внутри бассейнов и между бассейнами. Подобные перекрестные субсидии даст возможность существовать шахтам, которые в новых рыночных условиях оказались нежизнеспособными из-за высокой себестоимости добычи угля и/или высоких издержек на перевозку до потребителя. В результате в настоящее время во многих случаях потребители угля покупают его по цене ниже себестоимости. Разница выплачивается угледобывающим предприятиям в виде субсидий из бюджета. Заниженность цены для потребителя не позволяет достаточно точно определить платежеспособный спрос на уголь в случае полной отмены субсидий. Вместе с тем по мере их отмены (а они довольно быстро сокращаются в реальном выражении) угольной промышленности, по-видимому, не стоит ожидать обвального сокращения спроса на уголь.

Действительно, если сейчас он продается по ценам ниже себестоимости, то это означает, что потребители угля оплачивают данную продукцию не только напрямую, но и через налоговую систему. После отмены субсидий продукция угледобывающей отрасли будет оплачиваться, в конечном счете, также в полном объеме, но через рыночный механизм, вынуждающий уходить с рынка нерентабельные производства и создающий условия для развития перспективных предприятий.

В итоге на некоторый ныне переживаемый отраслью переходный период за ней была временно сохранена система госдотаций с перспективой их прекращения к концу этого периода. (Надо сказать, что госдотации угольщикам вызывают острое недовольство руководителей многих других отраслей, не получающих таковых.) Оценить степень объективности причин трудного сегодняшнего положения отрасли, пути и задачи ее реструктуризации нельзя, не остановившись на ее характерных особенностях.


Подходы к решению проблемы выхода из кризиса.

Взамен инвестирования в производство возрастающих объемов добычи минерального сырья предполагается приоритетное финансирование технологий экономного его использования потребителями. Пути снижения этих потребностей весьма многообразны. Например, более эффективное использование сырья при дальнейшей его переработке, изменение характера самих потребностей в ходе научно-технического прогресса, создание эффективных заменителей, утилизация накопленных в отвалах техногенных ресурсов, комплексная разработка месторождений, технологии замкнутого цикла. Опыт свидетельствует, что помимо прямого экономического эффекта стратегия ресурсосбережения способствует существенному оздоровлению окружающей природной среды. Комплекс мер в области топливосбережения потребителями исчерпывающе проработан в программах развития топливно-энергетического комплекса России и уже отражен в прогнозах перспективной потребности страны в углях. Комплекс мер в области топливосбережения потребителями исчерпывающе проработан в программах развития топливно-энергетического комплекса России и уже отражен в прогнозах перспективной потребности страны в углях.

Выбор эффективной стратегии дальнейшего развития угольной отрасли России тесно связан с направлениями, темпами и результативностью осуществляемых в стране социально-экономических преобразований. Более или менее точно предвидеть их невозможно не только на период до 2010 г., но и на ближайшие годы. Далее мы будем рассматривать эту стратегию применительно к гипотезе последова­тельного становления в стране рыночной системы хозяйствования при сохранении за государством ряда важных регулирующих функций.

Угольная промышленность является составной частью ТЭК России, стратегия ее развития зависит от места, которое отводится углю в перспективном топливно-энергетическом балансе, и от конкретных характеристик последнего.

Основной задачей разработки краткосрочной (1997-2000 тт.) стратегии, по нашему мнению, следует считать простое выживание отрасли. Главная цель среднесрочной (2001-2010 гг.) стратегии, очевидно, выход отрасли из затянувшегося глубочайшего кризиса и построение системы хозяйствования, обеспечивающей конкурентоспособное функционирование угольных предприятий в условиях развитого рынка. В рассматриваемой среднесрочной перспективе приоритет будет также отдаваться тем направлениям охраны окружающей среды, которые: обладают наименьшей капиталоемкостью; сами приносят эффект, быстро окупающий соответствующие затраты; серьезно улучшают среду обитания в районах экологического бедствия и имеют шансы осуществления с привлечением зарубежного капитала. Вот несколько способов решения проблемы:

Стратегия простого поддержания и максимального использования ранее созданного потенциала мощностей.

Стратегия широкомасштабного нового шахтного строительства.

Стратегия технологического перевооружения действующих предприятий отрасли

Стратегия развития экспортных поставок.

Стратегия создания ресурсосберегающих технологий.

Стратегия комплексной реструктуризации шахтного и карьерного фонда отрасли.

Они нацелены на серьезное улучшение структуры общей угледобычи путем форсирования разработки месторождений, полей и участков с наилучшими горно-геологическими условиями и ликвидацией нерентабельных предприятий. Взамен политики "вытягивания" худших предприятий (на что сегодня затрачивается подавляющая часть капиталовложений) при принятии этой стратегии получают основную долю инвестиций, реконструируются и наращивают мощность лучшие по горно-производственным условиям угольные разрезы и шахты. Предприятия среднего уровня поддерживаются и модернизируются в объемах, осуществимых при умеренных размерах инвестиционной подпитки. Худшие же предприятия закрываются.

Ограниченные отраслевые инвестиционные источники используются при такой "смешанной" стратегии наиболее эффективно, а их, отдача оказывается выше, чем при других стратегиях. По существу, эта стратегия реструктуризации является в некотором смысле комбинационной и включает в себя в строго определенных пропорциях самые разнообразные элементы из перечисленных выше "чистых" стратегий. Поэтому именно она была и принята в качестве основополагающей руководством отрасли на период до 2010 г.

Прогнозные расчеты крупнейших российских организаций, занимающихся проблемами угольной промышленности, в перспективе показывают рост спроса на уголь в России. Даже прогноз Всемирного банка, отличающийся особым пессимизмом в отношении будущего угольной промышленности России, демонстрирует рост спроса, на уголь после 2000 года. Сокращение же относительного (даже не абсолютного) спроса на уголь возможно только в случае развития энергосберегающих технологий, изменения структуры производства, что, как уже отмечалось, требует огромных капитальных вложений. Отрасль, бывшая при административной системе хозяйствования дотационной, оказалась в настоящее время в очень тяжелом положении. Рассчитывать на длительное сохранение поддержки со стороны государства не приходится, и она сама должна отыскивать и использовать все доступные средства экономического оздоровления.

Одним из таких эффективных средств может стать широкомасштабная диверсификация производства. Она даст возможность получить и угольным компаниям, и народному хозяйству большой экономический эффект. Глубокая переработка малорентабельных углей, попутных продуктов угледобычи и отходов, выполняйся она самими угольными объединениями, могла бы внести заметный вклад в повышение их прибыли. Рынок в случае такой диверсификации пополнится нужными потребителю товарами.

В целом перспективы проведения крупномасштабной диверсификации в столь специфичной отрасли, как угольная промышленность, можно оценить как многообещающие, хотя и отнюдь не простые. В ближайшей перспективе предстоит провести крупномасштабную перестройку системы инвестиционного финансирования угольных предприятий, отвечающую рыночной системе хозяйствования и целям реструктуризации. Помимо реалий рынка, эта перестройка должна в полной мере учитывать факт ограниченности инвестиционных источников страны и отрасли на весь обозримый период. Исходными положениями инвестиционной стратегии, по-видимому, будут:

- сведение к минимуму объемов государственного финансирования инвестиционно-производственной деятельности действующих угольных предприятий и выполнение этих функций ими самими, хотя полная компенсация указанных финансовых потерь только за счет собственных средств предприятия невозможна;

- привлечение предприятиями заемных инвестиционных ресурсов;

- перевод большинства строительных организаций отрасли в сектор частного предпринимательства;

- широкое привлечение крупного иностранного и отечественного капитала с целью технической модернизации наиболее эффективных угольных разрезов;

- поддержка обращения угольных компаний к зарубежным источникам финансирования проектов и предприятий, становящихся объектами частной совместной собственности на основе имеющихся законоположений и с учетом опыта, накопленного в этой области в нефтяной промышленности России;

- развитие предпринимательства и конкурентных начал во всех видах инвестиционной деятельности;

- создание условий и гарантий надежности и прибыльности инвестиций для привлечения иностранных инвесторов;

- оказание селективной государственной поддержки крупных инвестиционных проектов на платной и срочной основе;

- сохранение значительной доли капитальных строительных работ хозяйственным способом в период эксплуатации угольных разрезов;

- строгая (включая финансово-инвестиционную) увязка работ по свертыванию добычи на особо убыточных шахтах с мерами по компенсации потерь добычи за счет повышения мощности угольных разрезов и по созданию диверсифицированных рабочих мест;

- сочетание инвестиционной самостоятельности угольных компаний с четко регламентированным участием государственных органов в инвестиционном процессе отрасли.

Традиционная система приоритетов при распределении отраслью получаемых от государства капиталовложений характеризовалась раздачей наибольшей их части предприятиям, находившимся в особо сложных горно-геологических условиях, где эти средства увязали без заметной отдачи. Теперь же ограниченные средства, получаемые из централизованных источников, будут использоваться строго избирательно, целевым и адресным назначением.

Вступление отрасли в рыночную эру требует коренного изменения принципов распределения средств централизованной поддержки. В условиях стабильного или падающего спроса гораздо разумнее инвестировать лучшие, а не убыточные предприятия. От последних надо просто избавляться, закрывая или отдавая их в аренду или частную собственность. Значительная часть инвестиций будет направляться на расширение самого эффективного открытого способа угледобычи.

Исследования показали, что наиболее действенными здесь могли бы стать меры по расширению самих инвестиционных источников. Главными среди них, по-нашему мнению, могли бы стать, во-первых, обеспечение законодательных гарантий и страховых льгот иностранным и отечественным инвесторам и, во-вторых, внедрение методов ускоренной амортизации. К сожалению, осуществление первой из указанных мер полностью относится к компетенции федеральных государственных органов и мало зависит от усилий руководства угольной отрасли и ее объединений

Столь же серьезным препятствием на пути реализации программы реструктуризации отрасли является нестабильность внутреннего положения в стране. Неустойчивость политической и общеэкономической ситуаций оказывает сильнейшее влияние на работу угольной отрасли, действуя как "фактор неустойчивости внешней среды". Единственный выход из данной ситуации - принятие инвестиционных и хозяйственных решений, обладающих свойством достаточной приспособляемости к непрогнозируемым изменениям "внешней среды". Если использовать в качестве косвенного показателя этой нестабильности колебания оценок величины перспективного спроса на уголь, то предпочтение следует отдавать тем инвестиционным решениям, которые меньше зависят от спроса и остаются эффективными даже при значительных его колебаниях. Парадоксально, что с этих позиций полное закрытие нерентабельных шахт - наихудший вариант балансировки производства и спроса на уголь, так как возродить закрытые шахты будет уже невозможно.

Реструктуризация угольной промышленности начинает давать  экономические результаты. Производительность труда шахтеров выросла в 1995 г. на 7,5% и в январе - октябре 1996 г. - на 9.2%, зольность добываемых углей снизилась на 0,2%.

                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1)   Дронов В.П. , Максаковский В.П., Ром В. Я. «Экономическая и социальная география», 1994г.

2)   Новая Россия стат. сб. 1994г.

3)   Положение угольной промышленности в России// БИКИ №137 1996г.

4)   Проблемы реструктиризации угольной промышленности в России// Вопросы экономики №6 1997г.

5)   Промышленность России стат. сб. Госкомстата РФ 1996г.

6)   Угольная промышленность России: проблемы и перспективы// Маркетинг №4 1995г.

7)   Экономическая и социальная география СССР под ред. Рома В. Я.   1987г.


СНОСКИ.

[1] Список литературы  3) стр.1

[2] Список литературы  3) стр.1

[3] Список литературы  7)  стр.179

[4] Список литературы  3) стр. 3

[5] Список литературы  4) стр. 1

[6] Список литературы  6) стр. 29

[7] Список литературы  3) стр. 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.