Реферат: По Китай-городу
Богоявленский храм
Китай-город издавна является деловым центром Москвы.
Улица Ильинка в Китай-городе – одна из красивейших в Москве. На ней один к другому примыкают великолепной архитектуры дома, и это делает ее гармоничной и завершенной. Описание улицы можно найти во многих книгах по истории Москвы и в художественной литературе (например, в пьесах А.Н. Островского и в романе П.Боборыкина "Китай-город"). Сейчас на главных улицах Китай-города Ильинке и Никольской множество учреждений и магазинов, и за высокими зданиями не видно куполов храмов. Тем не менее храмы здесь сохранились, правда, не все. Предлагаем маршрут, по которому можно пройти и получить представление о духовной жизни этой части делового центра Москвы.
1. Наше путешествие от станции метро "Китай-город" по Ильинке начнем с остановки у дома № 19, где обратим внимание на небольшой сквер. На этом месте до 1922 г. стоял храм Святителя Николая "Большой крест". Это был один из красивейших храмов Москвы, построенный на средства братьев Филатьевых в 1680-1688 гг. при патриархе Иоакиме. Достопримечательностью храма являлся большой деревянный крест, более двух метров высотой, в котором были заключены 120 мощей святых, отчего и произошло название храма. В 1933 г. церковь сломали, что было "одной из наиболее серьезных утрат", как позже написали в одной известной книге по истории Москвы.
2. Пройдем по направлению к Красной площади до дома № 3/8, стр. 2. Улица названа Ильинкой по имени стоявшего на ней с XVI в. монастыря. Век спустя монастырь был закрыт, и храм Илии Пророка стал приходским. В 1676 г. по благословению патриарха Иоакима храм был передан подворью Новгородского митрополита. Храм много раз перестраивался, тем не менее он во многом сохранил черты, свидетельствующие о древности постройки. В старину важнейшими событиями в истории храма были крестные ходы от Спасских ворот Кремля к Ильинской церкви на Ильин день.
В 1923 г. храм закрыли, верхний ярус колокольни и крест снесли, а здание переоборудовали под учреждение. В 1995 г. храм возвращен Церкви и сейчас восстанавливается.
Храм Спаса Нерукотворного бывшего Заиконоспасского монастыря
3. Вернемся обратно к Биржевой площади, свернем налево и остановимся перед Богоявленским храмом бывшего Богоявленского монастыря. Это был первый монастырь на территории Москвы, созданный в 1296 г. по повелению благоверного князя Даниила Московского. Одним из игуменов обители был Стефан, старший брат преподобного Сергия Радонежского. С этим местом связано начало служения святителя Алексия, митрополита Московского. Здесь Елевферий Бяконт принял иноческий постриг, здесь инок Алексий возрастал в служении Богу. Впоследствии митрополит Алексий становится воспитателем малолетнего князя Димитрия, будущего благоверного князя Димитрия Донского. Святитель вместе с преподобным Сергием Радонежским духовно подготовил освобождение нашей земли от владычества золотоордынцев.
Богоявленский монастырь стоял у истоков богословского образования в России. В XVII в. в нем открылась школа, в которой велось преподавание на греческом и латинском языках. В 1685 г. по благословению святейшего патриарха Иоакима была основана Московская Духовная академия. Ее возглавили два известных греческих богослова – братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от восточных патриархов. Сразу же после их приезда начались занятия в Богоявленском монастыре. Тогда же было начато строительство нового здания для академии в монастыре Всемилостивого Спаса на Никольской улице.
В 1696 г. по благословению патриарха Адриана был построен существующий и доныне Богоявленский храм, нижняя церковь которого посвящена Казанской иконе Божией Матери. Сейчас храм реставрируется, обретая былую живописность.
С монастырем связано обретение Москвой афонских святынь. Россия издавна была связана с Афоном тесными духовными связями. В 1867 г. в Россию из русского Свято-Пантелеимонова монастыря были привезены монастырские святыни, среди которых были крест с частью Животворящего древа Креста Господня, камень от Гроба Господня, частицы мощей великомученика Пантелеимона и других угодников Божиих. Их сопровождал афонский иеромонах Арсений. Разместили их в Богоявленском монастыре. Впоследствии для афонских святынь в монастыре была сооружена часовня, строителем которой, а затем и ее настоятелем был тот же иеромонах Арсений. Позже в часовню были привезены с Афона точные копии многих чудотворных образов.
С 1863 г. определением Святейшего Синода настоятелями Богоявленского монастыря стали викарные епископы Дмитровские. Одним из последних настоятелей был епископ Дмитровский Трифон (князь Туркестанов), впоследствии митрополит. Владыка Трифон прослужил в монастыре до Первой мировой войны. Здесь его часто посещали святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Варсонофий Оптинский. С отцом Варсонофием владыку Трифона связывала давняя и глубокая дружба, зародившаяся еще в Оптиной пустыни. В 1912 г. в Богоявленском монастыре по поручению митрополита Московского Владимира преосвященный Трифон возвел отца Варсонофия в сан архимандрита перед его отъездом в Старо-Голутвинский монастырь.
Современная жизнь Богоявленского храма началась в 1991 г. Он реставрируется и благоукрашается. Здесь продолжаются традици просвещения: при храме работает воскресная школа, действуют Педагогический лицей и Московская регентско-певческая семинария.
4. Прежде чем выйти на Никольскую улицу, зайдем в Старопанский переулок. Название переулка говорит о том, что здесь когда-то жили выходцы из Польши. Храм Космы и Дамиана в Старых Панех (Успения Пресвятой Богородицы) восстанавливается, что называется, из небытия. После того как в конце 1920-х гг. храм был закрыт, здание его было полностью обезличено, трапезная и колокольня разрушены. Перед тем как в 1995 г. его отдали Церкви, с большим трудом в нем можно было узнать церковное здание. Сейчас храм восстанавливается.
5. Выходим в Большой Черкасский переулок. Дома оригинальной архитектуры № 3 и 5 были когда-то владениями Калязинского монастыря и Ярославского Спасского монастыря.
Никольскую улицу в XIX – начале XX вв. замыкали храм Владимирской иконы Божией Матери и часовня Целителя Пантелеимона.
Часовня Богоявленского монастыря, выходившая на Никольскую улицу, со временем стала тесной для желающих поклониться афонским святыням. Тогда была построена у Китайгородской стены в конце Никольской улицы новая часовня. Для ее постройки пожертвовал свой участок родной брат настоятеля Афонского Пантелеимонова монастыря тульский купец И.И. Сушкин. 2 июня 1883 г. была освящена часовня Святого Пантелеимона, построенная по проекту архитектора А.С. Каминского. Новая часовня стала местом, куда привозились святыни со Святой Горы. После смерти иеромонаха Арсения ее настоятелем стал иеросхимонах Аристоклий, много сил приложивший, чтобы приблизить далекий Афон к Москве. Москвичи полюбили отца Аристоклия, найдя в нем доброго и Богом вдохновенного наставника. И в наше время продолжается его почитание. Батюшка похоронен на Даниловском кладбище, куда верующие продолжают приходить к нему за помощью и утешением.
6. С Никольской улицы поворачиваем налево и заходим во двор дома № 8. Здесь перед нами возникает изящный храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском дворе. В XVI в. здесь был небольшой монастырь Жен-Мироносиц "на Никольском крестце, против Печатного двора". Церковь Успения вначале существовала как придел к церкви Жен-Мироносиц. Нынешний храм Успения Божией Матери построен в стиле нарышкинского барокко в 1647 г. на средства боярина М.Салтыкова. В середине XIX в. коммерсанту Чижову принадлежали здесь здания – так называемое Чижевское подворье. В 1960-е гг. храм стоял обезглавленный и заброшенный, в 1970-е гг. он был отреставрирован. Сейчас здесь возобновляются богослужения.
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском дворе
7. Идем по Никольской улице мимо Историко-архивного университета – когда-то это было здание Синодальной типографии. Пройдем под арку во двор. Здесь на месте пустыря был до 1935 г. собор Никольского греческого монастыря. До постройки Иверской часовни у Воскресенских ворот ее Иверская икона находилась в этом монастыре. Царем Алексеем Михайловичем монастырь был пожалован в вечное владение инокам Афонского Иверского монастыря. Собор монастыря был построен в XVIII в. молдавским господарем Дмитрием Кантемиром. Дмитрий Кантемир и его сын Антиох Кантемир были здесь похоронены. Антиох Кантемир, бывший русским послом в Англии, был также большим знатоком Библии. Он со своим учителем Ильинским составил первую в России симфонию к части Священного Писания.
От монастырских построек сохранились корпуса келий и остатки колокольни, в которой была церковь Равноапостольных Константина и Елены.
8. Пройдем еще немного по Никольской и зайдем в ворота, где во дворе находится храм Спаса Нерукотворного бывшего Заиконоспасского монастыря. Монастырь основан в 1600 г. Борисом Годуновым и назывался сначала Старый Спас на Песках. Название Заиконоспасского он получил потому, что находился за торговым рядом, где продавали иконы.
Заиконоспасский монастырь замечателен тем, что в нем 130 лет существовала Славяно-греко-латинская академия, ставшая колыбелью православного просвещения в XVII – начале XIX в. Академия, первоначально именовавшаяся Греческими, или Спасскими школами, унаследовала лучшие церковно-богословские традиции Православия. В 1665 г. в монастыре была устроена школа для подготовки чиновников для правительственных учреждений. Сюда из Богоявленского монастыря в 1686 г. перемещаются братья Лихуды со своими учениками.
Начало XVIII столетия – время Петровских реформ – ознаменовало новый этап в жизни академии – расширилась ее научно-богословская деятельность. Подъему Духовной школы содействовал выдающийся иерарх того времени – митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Большого расцвета Московская Духовная академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. Среди питомцев Духовной школы были великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов, литератор Антиох Кантемир, автор первого русского учебника по арифметике Л.Ф. Магницкий, выдающийся архитектор В.И. Баженов и другие знаменитые деятели Церкви, просвещения, науки, литературы.
В начале XIX в. Московская Духовная академия решением Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) была переведена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. После этого здесь находилась Московская Духовная семинария, а затем Московское Духовное Заиконоспасское училище.
Спасский собор современный вид приобрел после реконструкции в начале XVIII в. В 1929 г. храм был закрыт. Возвращен Церкви в 1992 г., но только в 1994 г. начались здесь восстановительные работы.
Список литературы
1. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.: Издательство братства Святителя Тихона, 2001.
2. Сорок сороков: В 4 т. / Автор-составитель П.Г. Паламарчук. М.: А/о "Книга и бизнес", "Кром", 1994.
3. Романюк С.К. Москва. Утраты. М.: Изд-во ПТО "Центр", 1992.
4. Козлов В.Ф. Афонские святыни Москвы // Московский журнал. 1997. № 10.
5. Митрополит Трифон (Туркестанов). Проповеди и молитвы. Материалы к жизнеописанию / Сост. иеромонах Афиноген (Полесский). М.: Сретенский монастырь; "Новая книга"; "Ковчег", 1999.