Реферат: Инфраструктура рынка
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЕВА
Факультет Светотехнический
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ
Автор курсовой работы: С.А. Емелина
Обозначение курсовой работы: КР-2069965-ЭТ-103-2001
Специальность: 060800 «Экономика и управление предприятием»
Руководитель работы: А.С. Вантяев
Оценка .
Саранск 2001
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЕВА
Факультет Светотехнический
Кафедра Экономической теории
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
СТУДЕНТКА Емелина С.А. группа 103
1. Тема: Формирование рыночной инфраструктуры в России
2. Срок предоставления работы к защите: 12 апреля
3. Исходные данные для научного исследования: работы зарубежных экономистов, материалы периодической литературы
4. Краткое содержание курсовой работы:
4.1. Понятие инфраструктуры рынка. Теоретический аспект.
4.2. Основные элементы рыночной инфраструктуры в России.
4.3. Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны. Перспективы ее развития в России.
5. Перечень графического материала: 3 таблицы, 2 рисунка, 1 график.
Руководитель работы: А.С. Вандяев.
Задание принял к исполнению: А.С. Емелина
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1... ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 5
1.1. Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений. 5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка. 6
1.3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры.. 8
2... ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ.. 10
2.1. Биржи и их роль в рыночной экономике. 10
2.2. Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального банка. 12
2.3. Другие кредитно-финансовые институты, составляющие рыночную инфраструктуру России.. 13
2.4. Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре. 14
2.5. Торгово-промышленные палаты, как элемент инфраструктуры рыночной экономики. 15
2.6. Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики. 17
2.7. Рынок труда.. 17
3... РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ.. 19
3.1. Формирование инфраструктуры предпринимательства как основа экономического роста. 19
3.2. Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры.. 29
3.3. Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры.. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 36
ВВЕДЕНИЕ
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, экономика, развивающаяся по законам рынка и товарного хозяйства, спроса и предложения, стоимости. Для рыночной экономики характерно наличие определенной инфраструктуры: товарные и фондовые биржи; биржи труда; рынок ценных бумаг, капиталов и т.д.
Как и всякая, объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
Без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно. В связи с этим актуальность данной темы (формирование рыночной инфраструктуры в России) не вызывает сомнения.
В этой работе мы поставили перед собой цель рассмотреть проблемы формирования современной рыночной инфраструктуры, ее основных элементов, и изучение основных направлений развития структуры рынка в России.
1. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность реше-ния социально- экономических проблем.
Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязнных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.
Для рассмотрения понятия «инфраструктуры», прежде всего, необходимо определить, что же представляет термин «инфраструктура» сам по себе.
Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).
Или же говоря иначе, инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д..
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.
Таблица 1.1
Основные виды рынков
с точки зрения соответствия действующему законодательству |
по экономическому назначению объектов рыночных отношений |
по пространственному признаку |
- легальный рынок - теневой рынок |
- потребительский рынок - рынок капиталов - рынок рабочей силы - рынок информации - финансовый рынок - валютный рынок и др. |
- местный рынок - национальный рынок - международный регио- нальный рынок - мировой рынок |
Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т.д.; рынок информации- рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок- рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка.
Согласно теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов[1].
Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.
Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.
Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.
Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывют там свои производства.
Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".
Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране (рис. 1.1). При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.
Рис. 1.1 Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах.
1.3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Как правило, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во-многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.
Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ
2.1. Биржи и их роль в рыночной экономике
Важную роль в рыночной экономике играют биржи. Они могут быть товарные и фондовые .
Товарные биржи реализуют биржевые товары - однородную, стандартизированную продукцию типа зерна, нефти и т.д. Купля-продажа товаров, т.е. сделки на реальный товар, может осуществляться с немедленной их поставкой в будущем (форвардные сделки), однако большую часть сделок на современных товарных биржах составляют т.н. фьючерсные сделки.
Товарные биржи как и фондовые играют большую роль в экономике. Они служат ее рыночными стабилизаторами, выравнивая спрос и предложение , благодаря непрерывному потоку купли-продажи.
Товарная биржа – это организация оптового рынка на котором торговля осуществляется по установленным биржей правилам в форме гласных публичных торгов, которые проводятся в определенном месте в определенное время.
Отличительные черты биржи:
· Биржа является особым видом рынка, где производится торговля товарами, которые могут отсутствовать на бирже и даже не могут быть в собственности владельца.
· Биржа выступает как организованный рынок, на котором определенные органы управления выполняют функцию поддерживающие порядок на бирже.
· Цель биржевой торговли состоит не только в торговле товарами, но и в установлении цен (регулярно и под общим контролем).
Виды товарных бирж:
· По номенклатуре реализации продукции (специализированные и универсальные).
· По степени участия посетителей в бирже, торгах (открытые и закрытые).
· По характеру биржевых операций (реального товара и фьючерсные).
Члены биржи – это физические и юридические лица участвующие в её уставном капитале.
Основные задачи биржи:
· Организация купли, продажи в процессе биржевого торга продукции.
· Создание, формирование цен их котировка (курс).
· Представление участникам торгов соответствующей информации по продукции.
Биржевые сделки – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара. Виды:
· Форвардные – с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении прав и товаров с от срочным сроком его поставки.
· Фьючерсные – с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара
· Опционные – с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара.
· Сделки с реальными товарами являются сделками купли, продажи. Исполнение по ним состоит в том, что продавец передает покупателю проданные товары в место указанное покупателем при сделке.
Фондовая биржа - учреждение, которое профессионально организует и обслуживает куплю-продажу ценных бумаг.
Структура рынка ценных бумаг:
Первичный рынок – это рынок который обслуживает эмиссию ценных бумаг и их первичное размещение.
Вторичный рынок – это рынок где производиться купля, продажа ранее выпущенных ценных бумаг.
По организационным формам различают: Биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и Внебиржевой рынок.
Внебиржевой рынок – это сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах.
Члены биржи – это физические и юридические лица участвующие в её уставном капитале.
Основные задачи биржи:
· Организация купли, продажи в процессе биржевого торга продукции.
· Создание, формирование цен их котировка (курс).
· Представление участникам торгов соответствующей информации по продукции.
Акция- ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее держатель
1. вложил определенную сумму денег в капитал данного АО ;
2. является совладельцем этого капитала (в размере соответствующей доли);
3. имеет право на получение соответствующей части прибыли АО- дивиденда.
Существует множество видов акций, различаемых по разным признакам.
ОБЛИГАЦИЯ-- долговое обязательство по которому заемщик (АО) гарантирует держателям облигации (кредитору)
1. Возврат обозначенной в ней суммы.
2. Регулярное получение дохода в виде процента.
С помощью облигаций крупные АО привлекают к себе дополнительные денежные средства для инвестиции.
Обращение акций на рынке ценных бумаг предполагает их многократный переход из рук в руки. Первичное размещение, т.е. продажа эмитентом своих акций их первым владельцам по номинальной цене. Что касается дальнейшей свободной купли-продажи акций и зависит от многих факторов: отход успехов и перспектив данного АО, гарантированности и размеров его дивидендов, от банковского счета по вкладам ( покупатели акции всегда сравнивают уровень доходов по акции и по вкладам в банки) и т. д. Колебания курсов акций ведущих компаний заметно влияют на экономическую конъюнктуру в данной стране и в мире в целом. Поэтому во многих странах ежедневно вычисляются и публикуются специальные индексы, обобщенно отражающие изменение курсов акций крупнейших фирм, а значит и уровень деловой активности.
Наиболее известным из таких показателей является индекс Доу-Джонса - средний показатель курсов акций ведущих компаний США (на сегодня по 65 фирмам).
2.2. Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального банка.
Банк - кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.
Типы банков можно свести к двум основным. Центральные банки называют “ банками для банков”, так как они обслуживают все другие банки и финансово-кредитные учреждения, а также правительство( поэтому обычно они являются государственными). Центральные банки, помимо того, регулируют и контролируют денежное обращение и и всю финансово - кредитную систему, хранят у себя денежные средства других банков и официальные золото-валютные резервы страны.
Коммерческие банки- это “банки для всех”. Они имеют дело с разными клиентами- от мелких вкладчиков до крупных фирм, и бывают универсальными (многооперационными) или специализированными, региональными или отраслевыми и т.д.
Основные виды банковской деятельности можно свести к следующим семи направлениям.
1. Прием и хранение вкладов.
2. Кредитование чаще всего осуществляется под залог ценных бумаг, товаров, а также земли и другой недвижимости (ипотечный кредит); кредиты без залога даются лишь надежным заемщикам.
3. Расчетное обслуживание - посредничество в платежах по товарным поставкам, по заработной плате, налогам,пошлинам, между предпринимателями, населением и государством, а также ведение их счетов и т.п.
4. Учет векселей (или их дисконтирование) заключается в том, что банк скупает векселя с еще не наступившим сроком погашения, удерживая при этом учетный процент (дисконт) в свою пользу (позднее, при наступлении срока платежа он предъявляет их векселедателям к оплате). Таким образом, дисконтовать вексель - значит купить его по цене ниже его номинальной стоимости.
5. Информационно-консультационные услуги.
6. Торгово-комиссионная деятельность охватывает торговлю золотом, операции с ценными бумагами, размещение займов, обмен валют, услуги, связанные с лизингом (долгосрочная аренда или сдача производственных сооружений, машин и другого оборудования в аренду, иногда с последующем выкупом имущества),факторингом (факторные операции) и т.д.
7. Доверительные операции (или трастовые) - это управление чьей либо собственностью (землей, ценными бумагами и прочим) по доверенности.
2.3. Другие кредитно-финансовые институты, составляющие рыночную инфраструктуру России
Помимо банков существуют и другие кредитно-финансовые “банкоподобные” учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные кооперативы и т.п. Огромные капиталы этих своеобразных “денежных бассейнов” тоже могут использоваться для кредитования и инвестирования производства. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру
- Инвестиционные компании занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.
- Сберегательные учреждения ( взаимно- сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.
- Страховые компании, главная функция которых- страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.
- Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретае все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя, таким образом, финансирование, как правило долгосрочное экономики и государства.
- Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем , что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции , которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.
В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке.
2.4. Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре.
Аудит - это процесс по средствам, которого компетентный и независимый работник накапливает информацию, чтобы выразить в своём заключении степень соответствия этой информации установл. Критериям.
Типы аудита и аудиторов.
Операционный аудит - Оценить, действует ли вычислительный центр так эффективно, как надо.
Аудит на соответствие - Определить удовлетворяется ли требование определённого соотношения (финансового) в кредитном договоре.
Аудит в финансовой отчётности - Ежегодный аудит финансовой отчётности фирмы.
Аудиторские фирмы.
Аудиторские фирмы предоставляют услуги четырёх категорий:
1) услуги по засвидетельствованию.
2) налоговые услуги.
3) консультационные услуги для администрации.
4) Бухгалтерские услуги.
Услуги по засвидетельствованию:
Это любые услуги, при оказании которых аудиторская фирма выдаёт письменное заключение с выражением мнения, касающегося надёжности определённого утверждения, ответственность за которое несёт другая сторона. Существует три вида услуг по засвидетельствованию.: 1) аудит завершенной финансовой отчётности. 2) Отборные проверки завершенной финансовой отчётности. 3) Другие услуги по засвидетельствованию.
Налоговые услуги:
Аудиторские фирмы подготавливают налоговые декларации для клиентов. Кроме того аудиторские фирмы оказывают услуги по консультация налогообложения.
Консультационные услуги для администрации:
Диапазон услуг от простых предложений по улучшению бухгалтерской системы клиента, до усовершенствования маркетинговой стратегии, а также в проведении консультаций по другим направлениям финансовой деятельности.
2.5. Торгово-промышленные палаты, как элемент инфраструктуры рыночной экономики.
В соответствии с законами РФ о "Торгово-промышленной палате в РФ" Торгово-промышленная палата (ТПП) являются негосударственной, некоммерческой общественной организацией, объединяющей предпринимателей и предприятия независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. ТПП создаются в целях содействия развития экономики, формированию промышленной, финансовой инфраструктуры.
Задачи ТПП.
· Защита интересов российских предприятий и предпринимателей по вопросам хозяйственной деятельности.
· Содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности с учётом экономических интересов.
· Организация взаимодействия между предприятиями в целях наилучшего решения вопросов межхозяйственных связей между ними.
· Содействие развитию подготовки кадров для предпринимательской деятельности.
· Содействие развитию экспорта товаров, помощь предпринимателям в проведение операций на внешнем рынке.
· Содействие урегулированию споров между предприятиями.
В настоящее время система ТПП включает: ТПП РФ, т.е. самую главную палату и примерно 50 региональных и местных ТПП, представляющие различные города и регионы страны. Стратегическое направление ТПП России - это создание условий благоприятных для предпринимательства и взаимоотношений предпринимателей и государства.
В ТПП России сформирована единая информационная система, представляющая собой структуру связи всех региональных палат. В структуру палаты входят различные объединения: экспоцентр, ЦМТ. Организационно с ТПП России связаны 2 постоянно действующих суда: 1) Международный коммерческий арбитражный суд. 2) Морская арбитражная комиссия. Высшим руководящим органом ТПП является съезд, проводимый не реже 1 раза за 3 года. На съезде собирается правление ТПП, президент палаты, и ревизионная комиссия, а для текущего руководства деятельностью ТПП избирается президиум палаты. В структуре ТПП имеется несколько комитетов, сформированных по видам предпринимательской деятельности. Потенциал системы ТПП позволяет рассматривать систему как конструктивную силу создания и функционирование сбалансированной рыночной инфраструктуры.
2.6. Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики.
Существует 2 направления консалтинговых услуг:
Под процессом консультирование понимается любая форма оказания помощи в отношении содержания процесса или структуры задачи, при которой консультант не отвечает за выполнение задачи, но помогает ответственным за её выполнение.
Рассматривает консультирование, как особую профессиональную службу. Т.е. это такая служба, которая работает по контракту и оказывает услуги орг-и с помощью квалифицируемых лиц при решении опр. Вопросов в организациях.
Три формы консультирования.
В режиме проектирования, когда консультант самостоятельно или совместно с заказчиком разработает конкретный проект и организует внедрение на предприятии.
В режиме обучения, при котором консультант проводит специальное обучение руководителей и специалистов предприятия к освоению нововведений.
В режиме управления, когда консультант работает вместе с руководителем и помогает ему принимать конкретные решения.
Типы консалтинговых организаций.
Крупные многофункциональные организации (от нескольких сотен специалистов и более тысячи).
Мелкие и средние организации (50-100) человек осуществляют общее консультирование и специальное. Пример: управление кадрами, маркетинг.
Организации, оказывающие специальные технические услуги, например в области исследования операций.
Другие субъекты-источники консалтинговых услуг: а) поставщики и продавцы компьютеров б) Коммерческие банки с) Страховые компании.
2.7. Рынок труда
Рынок рабочей силы, рынок труда имеет принципиальную особенность. Его составляющими являются принципиально живые люди, которые выступают не только носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: социальными, психологическими, политическими, и. т. д. Рынок труда представляет собой механизмы осуществление контактов между покупателями рабочей силы (работодателям) и продавцами (нанимаемыми). Отношение по поводу купли, продажи рабочей силы получают своё юридическое оформление путем заключения между нанимателем и нанимаемым работникам трудового договора (контракта). Трудовой договор является соглашением по средствам которого работник обязуется трудиться в обмен на з/п. Договор может заключаться на конкретный срок и неопределенный срок.
В составе рынка рабочей силы можно выделить 5 сегментов:
Сравнительно не многочисленный, но стабильный отряд высокопрофессиональных руководящих работников.
Кадровые работники и служащие, которые подвергаются закону конкуренции.
Рабочие технических отраслей обрабатывающей промышленности, которые подвержены изменению структуры производства и сокращению производства.
Работники отраслей с низким уровнем производительности труда.
Наиболее уязвимые категории трудящихся (пожилые люди и люди с физическими недостатками).
Безработица – это не занятость трудоспособного населения в сфере народного хозяйства, которое желает иметь работу, т.е. безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением на рабочую силу.
Важную роль в регулировании рынка труда играют биржи труда: районные, городские.
Функции биржи труда:
· Социальная и финансовая поддержка на период трудоустройства.
· Профессиональное обучение, переобучения.
· Перераспределение работников и переустройство населения.
3. РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
3.1. Формирование инфраструктуры предпринимательства как основа экономического роста.
Острый экономический кризис, с которым столкнулась Россия в начале 80-х гг., потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Одно из решающих направлений развития российской экономики – структурная перестройка индустрии, призванная обеспечить, в частности, развитие предпринимательства. Ведь становление и развитие предпринимательства является одной из наиболее важных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Роль предпринимательства действительно велика, поскольку оно обеспечивает развитие производства и промышленности, способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров и услуг, а, в конечном счете, обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, определяет структуру и качество ВВП, обеспечивает решение других социально-экономических проблем. Таким образом, предпринимательство способствует экономическому росту страны. А в связи с этим, для России особое значение играет формирование инфраструктуры предпринимательства как основы предпринимательской деятельности и, следовательно, экономического роста.
Инфраструктура предпринимательства включает в себя самые разнообразные общественные отношения и институты, которые и предстоит нам рассмотреть.
Одним из первых шагов на пути преобразования Российской экономики стала приватизация. Приватизация – это система отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, акционерную, долевую). В результате приватизации создан слой мелких и средних собственников, произошло сокращение доли имущества находящегося в государственной и муниципальной формах собственности, то есть произошло разгосударствление многих предприятий, предприятия получили экономическую и имущественную самостоятельность, произошло повышение эффективности экономики, возникла конкуренция и т. д.
Сегодня необходимо выработать целостную программу реконструкции российских предприятий. Здесь наиболее важная проблема связана с поисками инвестиций. Только через инвестиции можно всерьез поднять предприятия, тем более что сама по себе приватизация подготовила их к этому.
Огромное значение для нормального осуществления предпринимательской деятельности играет банковская система.
В настоящее время в РФ в основном закончено формирование новой банковской системы. Сейчас уже нет других, нежели коммерческие, банков, которые бы занимались обслуживанием заводов, фабрик предпринимателей. Новые банки активно включились в работу по обслуживанию народного хозяйства, и прошедшее время показало их серьезные преимущества перед старой банковской системой.
Справедливости ради следует сказать, что сделан принципиальный, но все же только первый шаг в создании новой банковской системы. Пока мы имеем еще слабо развитую кредитно-денежную систему: нет развитого кредитного рынка.
Следует особо подчеркнуть, что неразвитость банковской системы оказывает крайне отрицательное влияние на народное хозяйство. Оно теряет многие миллионы рублей, ибо из денежного оборота выпадают временно свободные средства, не привлеченные банковской системой; в то же время остаются без финансового обеспечения многие эффективные программы.
Важное значение для совершенствования деятельности банков имеет налаживание их аналитической работы. В странах с развитой рыночной экономикой, как известно, постоянно публикуются обширные материалы и бухгалтерские балансы. Это дает возможность каждому банку лучше анализировать собственную деятельность и сопоставлять ее итоги с результатами работы других кредитных учреждений. К сожалению, Центральный банк не публикует сводных показателей по коммерческим банкам.
Центральный банк России до сих пор не определил порядок выделения централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам. В этой ситуации региональные управления, пользуясь своим монопольным положением, проявляют субъективизм и диктат по отношению к коммерческим банкам при решении данных вопросов. Целесообразно, чтобы вопросы выделения кредитов решались советами региональных управлений Центрального банка, в состав которых должны входить и представители коммерческих банков, а также предприниматели.
Крайне важным является наращивание иностранных инвестиций в разных формах: целевые кредиты международных организаций, МВФ, мирового и европейских банков; средства правительств, частных инвесторов или непосредственно банковские ссуды. Следует использовать эти средства для реализации наиболее эффективных программ. И не прежним способом – централизованно через Внешэкономбанк, а с привлечением коммерческих банков.
Для российского предпринимательства очень важное значение также имеет существование развитой биржевой системы. И Россия сделала уже существенные шаги в этом направлении.
Возникли крупные биржевые структуры - Московская товарная биржа, Международная универсальная биржа вторичных ресурсов, Всероссийская биржа недвижимости, и другие. Сформировались региональные, областные, городские, районные биржевые комплексы. К началу 1992 года Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся надушу населения первой в мире. В одной Москве их было около двадцати.
Это явилось решающим шагом при переходе России к рыночной экономике. Развитие бирж в нашей стране решило многие проблемы предпринимателей. С помощью бирж было значительно ускорено время совершения сделки. Это привело к значительному увеличению числа коммерческих организаций. Организации и предприятия, которые работали на рынке до образования бирж, с помощью их вышли на более высокий уровень работы и, в конце концов, стали крупнейшими в России. Кроме этого появились брокерские конторы, которые принимали заказы от производителей или потребителей на куплю-продажу товара.
Отличительной чертой крупных российских бирж всегда была их универсальность. Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные черты, присущие только биржевой системе России, связанные с необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня. Тем не менее, к настоящему времени специализация по некоторым направлениям проводится или объявлена на следующих биржах: МТБ - нефть, нефтепродукты, зерно; РТСБ - металлы; Тюменская и сургутская ТФБ - нефть и нефтепродукты; Росагробиржа, Всесоюзная биржа АПК – сельхозпродукция. В биржевую торговлю постепенно вовлекаются также некоторые полуфабрикаты и готовые изделия: пиломатериалы, пряжа, продукты животноводства и другие товары. Значительную часть биржевых товаров составляют драгоценные и цветные металлы, а также энергоносители.
Для наиболее успешного функционирования Российских товарных бирж необходимо создание локальной биржевой компьютерной сети. Это гораздо упростит процедуру поиска и размещения товара на бирже, позволит брокеру работать с несколькими биржами одновременно. Использование компьютерной сети, видео котировок и других новейших технических средств позволяет заключать сделки почти мгновенно. Некоторые Российские биржи уже работают по системе компьютерных торгов. Но эта система не получила широкого развития по причине недостаточного развития и дороговизне компьютерных сетей в России.
Кроме товарных бирж в России созданы также и фондовые биржи. Однако, стоит заметить, что российский фондовый рынок крайне нестабилен, как из-за нестабильной политической ситуации, так и из-за общих проблем российской экономики. Торговля корпоративными акциями вообще очень чувствительно реагирует на изменения в политической жизни. Примеров этому масса, как в мировом опыте, так и в короткой истории современного российского фондового рынка. Отечественный рынок поставляет примеры даже более головокружительных взлетов и падений, нежели фондовые биржи Нью-Йорка, Лондона или Токио.
На российском фондовом рынке случались ситуации, когда купив акции весной, их можно было продать летом и получить четыре рубля на каждый вложенный рубль. О таком уровне прибылей инвесторы, действующие на западных рынках, даже и не мечтают. Но, с другой стороны, им и не снились убытки, которые можно понести на нашем рынке в случае его падения (пример август 1998 года).
Важной особенностью является то, что на фондовом рынке ситуацией руководят рискованные деньги иностранных инвесторов. Крупные западные фонды выделяют из своих активов небольшую часть (обычно – несколько процентов или даже доли процента) для операций типа либо пан, либо пропал. Эти средства направляются на развивающиеся рынки и не в последнюю очередь в Россию. Такие фонды не начинают автоматически продавать акции в моменты потрясений в российской политической жизни. Они в силу своей мощи могут рискнуть и оставить ценные бумаги до лучших времен, переждав временный спад. От спада же на фондовом рынке страдают не они, и не брокеры, которые, по сути, являются посредниками между продавцом и покупателем акций, получая за свои услуги комиссионный процент. И главным образом даже не инвесторы, которые в момент обвала котировок продают акции по цене ниже той, по которой они их покупали. Самое неблагоприятное для экономики обстоятельство заключается в том, что с удешевлением акций у предприятий и предпринимателей сокращаются возможности для привлечения инвестиций в производство, ведь акции и были изначально придуманы для того, чтобы собрать деньги для осуществления того или иного проекта.
Колоссальный по своим масштабам и сложности процесс перехода к рыночной экономике включает, как известно, и такой элемент, как формирование соответствующей системы знаний у широких слоев населения, прежде всего у хозяйственных руководителей и специалистов. Давно уже назрела необходимость осмыслить сегодняшнее состояние системы подготовки и переподготовки кадров в области экономико-управленчиских дисциплин – того, что можно назвать «бизнес-образование». Вряд ли есть необходимость доказывать, что начавшие утверждаться у нас принципы рыночной экономики, предъявляют более высокие и во многом качественно иные, чем прежде, требования к активности, компетентности, деловитости, организованности и целеустремленности руководящих кадров управления. Известно, что адмнистративно-командная система определенным образом приспособила к своей сути и нуждам организационно-правовой и хозяйственный механизм, политику, идеологию, систему ценностей. Она подменяла реальное удовлетворение потребностей людей выполнением плана, зачастую любой ценой; гипертрофированно ориентировалась на увеличение объема выпускаемой продукции при явной недооценке, а то и игнорировании ее качества и экономического использования ресурсов; унификацией вытесняла разнообразие; бездумным подчинением – инициативу и свободу фактических производителей продукции; исполнительностью – творчество
Переход к рыночной экономике требует новой организации и иных принципов управления, а отсюда - новой формации занятых им руководящих кадров. Для того, чтобы они сложились лишь путем обучения заново, нужны годы. Между тем потребность в них неотложна уже сегодня. Это означает необходимость ориентации на переподготовку, повышение квалификации.
В России сложилась развернутая система повышения квалификации руководящих кадров. Однако недооценивалась общетеоретическая, хозяйственно правовая подготовка руководителей, слабо формировались умения и навыки реакции на современные запросы экономической практики. В переподготовке руководящих кадров практически отсутствовала состязательная мотивационная среда. Само получение диплома о повышении квалификации отнюдь не гарантировало такого, казалось бы, естественного результата, как продвижение о службе. Немаловажную роль играло то, что институты и центры системы повышения квалификации руководящих кадров не обладали необходимой экономической и хозяйственной самостоятельностью, а их отношения с обслуживающими предприятиями и организациями не строились на принципах обратной связи с использованием инструментов рынка.
Исходя из особенностей российского образовательного рынка, можно сформулировать некоторый алгоритм успеха школы бизнеса. В данной связи были выведены следующие моменты:
· Сочетание преемственности и нововведений. Здесь исключительно важно в самом начале становления школы выработать концепцию ее деятельности, позволяющую занять собственное, вполне определенное место. Немалое значение при этом имеет стабильность состава. Все это, однако, ни в коей мере не должно препятствовать новациям, быстрому реагированию на изменение внешней социально-экономической среды, поиску новых форм учебной деятельности.
· Отбор слушателей – важнейший принцип работы школы бизнеса.
· Отбор преподавателей. Ставка делается на создание относительно стабильного преподавательского «ядра», способного быстро адаптироваться к смене учебных курсов и программ.
· Успех школ бизнеса – в тесном контакте с самим бизнесом. Каждая школа бизнеса – это самобытный организм, в котором нужно сформировать свои культуру, традиции, систему контактов с фирмами и корпорациями. В частности, практические занятия должны подводить к стажированию в ведущих государственных и частных организациях. Данный момент очень значим в наших российских условиях. Наивно полагать, что без него реально научить, скажем, банковскому делу, финансовому менеджменту, брокерским операциям.
· Обучать менеджменту, предпринимательству могут только те, кто не только в теории, но и на практике знает эти предметы. Российские менеджеры не могут быть подготовлены на Западе, они должны учиться в России. Вряд ли с этим можно обоснованно спорить, и, думается, опыт многих российских школ бизнеса показал справедливость этого мнения.
Современное производство, основанное на передовых информационных технологиях, характеризующееся высокой нукоемкостью и ориентацией на тесную взаимосвязь всех стадий жизненного цикла выпускаемой продукции от ее конструирования и инжинерно-технической подготовки до реализации, предъявляет новые требования к культуре, стилю и философии предпринимательской деятельности. Именно от этих фундаментальных факторов во многом зависит конкурентоспособность предприятий, само их выживание.
Представляется достаточно очевидным, что и при современном формировании отечественного предпринимательского корпуса необходимо обеспечивать высокие требования к деловой этике и предпринимательской культуре. Более того, значение таких требований в наших условиях еще больше, поскольку речь идет лишь о переходе к рынку, причем в условиях, осложненных распространенностью теневой экономики, высокой коррумпированностью бюрократического аппарата и отсутствием инфраструктуры, позволяющей эффективно бороться с подобными негативными явлениями. Недооценка роли предпринимательской культуры и требований деловой этики может привести (и приводит) к дискредитации самой идеи свободного предпринимательства и рынка в целом в глазах населения.
Современный рынок трудно представить в отрыве от международных хозяйственных связей, он все более становится открытым. Первейшее и элементарное требование в данном контексте – знание иностранных языков, особенно английского, который фактически стал языком международного общения. И в этой области наши потребности не меньше, а даже больше, чем во многих зарубежных странах. Объясняется это и низкой эффективность. Изучения иностранных языков в школах, и тем, что знания их в течение длительного времени оставались невостребованными ввиду жестких ограничений на связи с иностранцами. Эти упущения уже сегодня мешают успешной работе руководителей и специалистов.
Еще одна важная сторона рассматриваемого круга проблем – освоение новых информационных технологий. Исследователи в развитых странах мира показали, что сейчас даже малый и средний бизнес широко используют в предпринимательской деятельности современную вычислительную и информационную технику. Персональный компьютер стал непременной принадлежностью оснащения труда предпринимателя и менеджера. В самое последние время и у нас в этом отношении отмечаются положительные сдвиги. Тем не менее «технологии», основанные на счетах с костяшками и на расчетах «столбиком» на бумажке, еще не вытеснены ни в подведении итогов работы, ни в ее моделировании не будущее. Осознающая свою ответственность система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров должна и в этом отношении внести кардинальный вклад в достижение современных рубежей.
Зарубежные исследователи профессиональной мобильности кадров показали, что только 17% руководителей меняет место работы, в то время как у людей средней квалификации эта доля составляет 42, а у вспомогательных, малоквалифицированных работников – 60%. Длительность стажа работы на одном и том же месте наиболее высока среди руководителей финансово-кредитных служб и в государственном аппарате и всего меньше – в сфере торговли и частных услуг. Фактором, сдерживающим мобильность, особенно горизонтальную, в том числе среди управленческих работников, в нашей стране является, как известно, отсутствие рынка жилья.
2. Для предпринимательского успеха весьма важную роль, а иногда и основную роль играет необходимая в данный момент коммерческая информация. В коммерции, предпринимательстве информация – это совокупность сведений, дающих возможность деловому человеку ориентироваться в сфере его собственного производства. Что производить, как производить с какими качественными характеристиками и потребительскими свойствами, где и как реализовать товар, где имеется особая (по сравнению с другими рынками) потребность в таком товаре, как (да и вообще – следует ли) рекламировать товар – по всем этим проблемам (как и по другим; оставшимся за рамками данного перечисления) предприниматель принимает решения, только исходя из имеющейся в его распоряжении информации.
В силу такого положения на определенном этапе становления предпринимательства самостоятельное развитие получает информационное предпринимательство как профессиональный вид деятельности. Информационное предпринимательство включает в себя несколько направлений, которые могут развиваться на самостоятельной основе. Среди этих направлений выделяются: учебная, консультационная (сервисная), документационная и издательская, маркетинговая, рекламная, юридическая деятельность.
Торгово-промышленные палаты (далее ТПП) выполняют важную и законодательно закрепленную роль в структуре институтов регулирования и стимулирования интенсивно формирующихся в России предпринимательских отношений.
О потенциале рассматриваемых общественных институтов свидетельствуют следующие данные. Сегодня в стране действует 131 ТПП, в том числе 79 палат субъектов Федерации и 52 – административно-территориальных образований (городские, межрайонные). Только, например, в 1997году образованно 11 новых палат.
Система ТПП РФ охватывает 63 объединения (это союзы и ассоциации) предпринимателей-членов территориальных палат. Сюда же входят 18 акционерных обществ, внешнеэкономических объединений и предприятий, созданных при участии ТПП РФ и оказывающих специализированные услуги предпринимателям (фирмам) независимо от их месторасположения, а также около 250 предприятий и фирм, образованных при участии ТПП и формирующих инфраструктуру обслуживания предпринимательства на региональном уровне.
Важное звено системы – арбитражные суды, действующие при ТПП РФ.
Особым звеном системы, также являются восемь смешанных торгово-промышленных палат, образованных совместно с предпринимателями других стран. Развитию деловых контактов международного характера призваны способствовать 16 заграничных представительств ТПП РФ.
Среди непосредственных структурных подразделений торгово-промышленной палаты РФ, отражающих функциональную направленность ее деятельности, - комиссии по содействию внешнеэкономической деятельности, вопросам инвестиционного сотрудничества и устойчивому развитию, а также комитеты по: фермерству и другим видам предпринимательства в аграрной сфере; правовой экспертизе и совершенствованию законодательства; информатике и телекоммуникациям; рекламной деятельности; выстовочно-ярмарочной работе; вопросам социальной политики; банковской деятельности и фондовому рынку; взаимодействию со средствами массовой информации; развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса; экологии и охране окружающей среды; страховому делу; торговле; промышленной политике и конверсии; предпринимательству в сфере туризма; качеству продукции; предпринимательству в сфере игр и лотерей; содействию профессиональному образованию; по инновационной деятельности.
Ныне ТПП РФ объединяют уже около 12 тыс. членов: предприятий, предпринимателей и их объединений, различных организационно-правовых форм и направлений бизнеса. Состав членов палат отражает качественные изменения, которые произошли за последние годы в отношениях собственности: в нем сократилась доля государственных и муниципальных предприятий. А основу членской базы составляют малые предприятия (более 80% - предприятия с численностью работающих до 100 человек.).
В территориальных палатах сегодня занято около трех с половиной тысяч специалистов высокой квалификации. Этот кадровый потенциал позволяет квалифицированно решать самые различные проблемы развития предпринимательской деятельности, надежно отстаивать интересы предпринимателей, прежде всего членов палат всех уровней.
На данный момент существуют три основополагающие приоритетные направления развития системы палат: 1) наращивание объема предоставляемых предпринимательскому сектору услуг, расширение сектора последних и повышение их качества; 2) углубление сотрудничества палат с органами государственной власти и управления; 3) совершенствование организационно-правовых основ деятельности палат, особенно на региональном уровне.
В экономической области предполагается, прежде всего, добиваться предоставления предпринимателям, открывающим новое дело, льготных кредитов. Крайне желательно также гарантировать предпринимателям возможность участия в конкурсах инвестиционных и других проектов для получения доступа к иностранным кредитам, предоставляемым по межгосударственным соглашениям или международным экономическим организациям. Признано также целесообразным введение льготного налогообложения реинвестируемой прибыли частных предприятий. Особые меры предусмотрены применительно к Фонду поддержки предпринимательства (ФПП), финансируемому как за счет иностранной помощи, так и с привлечением бюджетных доходов от приватизации.
Важно, далее, ограничить возможности вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих структур, зафиксировав в хозяйственном законодательстве четкий перечень обстоятельств, в которых такое вмешательство возможно, определив соответствующие правооснования. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о введении правовой нормы, предусматривающий компенсацию ущерба (включая упущенную выгоду), нанесенного коммерческим структурам в результате неправомерного вмешательства в их деятельность.
В административном плане предстоит принять меры по максимальному упрощению процедуры регистрации новых коммерческих предприятий с переходом к регистрации путем получения удостоверения в местных налоговых службах. ТПП РФ намерена содействовать созданию массовой сети учебно-консультационных фирм, осуществляющих подготовку населения к началу предпринимательской деятельности (используя, в частности иностранную техническую помощь для организации переподготовки преподавательского состава таких фирм), а также развертыванию региональных сетей организаций по поддержке предпринимателей, работающих по заказам, в том числе на принципах франчайзинга.
Таким образом, реализация развернутой (и лишь контурно охарактеризованной выше) программы действий ТПП РФ должна положительно сказаться на самоорганизации предпринимательства, являющейся непременным условием возрождения российской экономики.
3.2. Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры
Для того чтобы промышленная политика России имела шансы на успешную реализацию, а промышленность в целом - на выживание, усилия государства должны быть сосредоточены на спасении научно-технического и кадрового потенциала страны, а также системы образования.
Шансы на то, что органичная модернизация в конце концов вернет Россию в число лидеров мирового рынка высокотехнологичной продукции пока существуют. Но они исчезнут, если государство будет по-прежнему проводить политику, подталкивающую к разрушению научно-технического комплекса страны и системы образования. Именно их выживание - единственная гарантия ускорения прогресса страны в будущем.
Если же процесс деинтеллектуализации страны не будет остановлен, то на смену нынешнему поколению ученых, конструкторов и преподавателей придут в лучшем случае люди куда более низкого творческого уровня и в меньшем количестве. В худшем Россия просто лишится ряда отраслей науки и прикладных разработок.
Надо осознавать и то, что узость внутреннего рынка для продукции высоких технологий неизбежно ограничивает возможности трудоустройства специалистов, способных создавать и эксплуатировать такие технологии. Поэтому возникает вопрос о том, как спасти в России тот кадровый потенциал, без которого со временем начнет захлебываться и органичная модернизация (когда она дойдет до необходимости широкого освоения достижений 5-го уклада).
Можно указать на ряд важнейших аспектов решения этой проблемы:
- необходима радикальная реформа системы высшего образования с целью перевода ее на строго заказной принцип подготовки специалистов и распределение бюджетных средств на конкурсной основе по итогам государственной оценки уровня знаний подготавливаемых специалистов;
- следует ликвидировать часть ВУЗов, не имеющих достаточного количества квалифицированных преподавателей и перевести их в ранг учебных заведений среднего специального образования, а сэкономленные бюджетные средства направить на поддержку ведущих классических и технических университетов.
- необходимо поддержать ВУЗовские научные подразделения, влив в их состав умирающие сегодня и не имеющие заказчиков отраслевые научно-исследовательские институты.
Что касается возможности развития 5-го технологического уклада, то она полностью определяется масштабами и результативностью научных разработок и степенью их интегрированности с прикладными разработками. Поэтому говорить о хотя бы очаговом развитии технологической культуры 5-го уклада можно лишь в том случае, если будет обеспечено финансирование научно-технического комплекса страны.
Подавляющую часть затрат (95%) на науку сейчас несет государство. Еще в начале реформ по показателю доли расходов на НИОКР в ВВП Россия была на 27 месте в мире, пропустив вперед все развитые страны, а также многие развивающиеся и бывшие социалистические страны. Все это ведет к негативным для развития высоких технологий в России последствиям.
Начинается серьезное отставание от других стран именно по тем показателям, которые характеризуют развитие пятого технологического уклада, в частности по уровню компьютеризации и информатизации экономического пространства.
По данным за 1993 г., Россия занимала 16 место в мире по удельному весу ее в мировом компьютерном парке, имея компьютеров в 63 раза меньше, чем у лидера - США (причем компьютеров в основном иностранного производства), и лишь 34 место в мире по количеству компьютеров на душу населения. В России всего 7 компьютеров на 1 тыс. чел., тогда как у шестнадцати лидирующих стран - от 118 (Бельгия) до 288 (США). В России не существует общенациональной компьютерной сети, существует лишь ряд локальных сетей. Сейчас ситуация с обеспеченностью компьютерами улучшилась, однако существенное отставание от развитых стран еще сохраняется, и если в ближайшее время его не удастся ликвидировать, оно будет стимулировать дальнейшее отставание и в других сферах научной и производственной деятельности.
Недофинансирование науки приводит к существенному замедлению обновления и совершенствования производства.
В большинстве развитых стран расходы на науку и создание принципиально новых товаров осуществляются как государством, так и частным сектором, так называемыми венчурными фирмами. При этом на долю частного сектора приходится большая часть финансирования: в Японии - 69%, в Германии и в США - 68%, в Великобритании - 63%, во Франции - 61%.
Венчурный капитал рождается потому, что рынок все время выравнивает норму прибыли путем выхода на уже освоенные рынки новых фирм-производителей. Создание же принципиально новых продуктов, что собственно и является смыслом и содержанием прогресса в 5-м технологическом укладе, ведет к возникновению, по сути дела, новых рынков. Эти рынки изначально являются монопольными, так как вход конкурирующих фирм на них невозможен в силу тех барьеров, которые возводятся с помощью патентов и лицензий на новые разработки, что в свою очередь неизбежно приводит к высокому уровню прибыльности.
Если же традиционные рынки обеспечивают высокий уровень прибыльности без необходимости принятия на себя повышенного риска, который является неотъемлемым спутником научно-технического прогресса, то движущий мотив для венчурного инвестирования в пионерные разработки исчезает.
Рентабельность многих вполне традиционных форм коммерческой деятельности в России сейчас существенно выше, чем на аналогичных рынках промышленно развитых стран. Поэтому в России отсутствуют побудительные мотивы к переключению инвестиций, скажем, из экспорта сырья в разработку новейших продуктов и технологий. А значит, расходы на науку в обозримом будущем - как и на образование - должны финансироваться преимущественно государством. Эти расходы должны стать приоритетными, иначе через несколько лет может наступить необратимая деградация 5-го технологического уклада в России.
Надо отметить, что в такой политике есть определенный финансовый резон. Российское государство должно закладывать основы формирования доходов своего бюджета на будущее. Сегодня эти доходы в значительной доле связаны с экспортом сырья, однако такая доходная база не является надежной с точки зрения перспективы в силу двух причин:
1. Постепенно сокращают в стране запасы полезных ископаемых, которые технически пригодны к использованию, а также экономически выгодны. По многим видам минерального сырья обеспеченность составляет всего 25-50 лет, а по свинцу, цинку, сурьме и россыпному золоту - менее 20 лет.
2. Экспорт сырья приносит меньшую величину добавленной стоимости, нежели экспорт наукоемкой продукции. Надо учитывать, что уже сегодня рост затрат существенно снизил прибыльность добычи и экспорта многих видов минеральных ресурсов (это со всей резкостью проявилось осенью 1995 г. при введении валютного коридора).
Таким образом, в долгосрочной перспективе устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, равно как и благоприятного платежного баланса, может быть обеспечена лишь при создании производств высокого технологического уровня, а не на основе сохранения просырьевой ориентации экономики.
3.3. Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры
Анализируя перспективы развития российской промышленности, нельзя оставаться лишь в рамках собственно этой сферы экономики. Мы убеждены, что сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.
Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В таблице 3.1 приведены виды инфраструктуры, преимущественно развивавшиеся в период формирования и становления каждого из технологических укладов.
Таблица 3.1
Виды инфраструктуры, развивавшиеся в период формирования и становления технологических укладов [2]
Технологические уклады | Вид инфраструктуры |
Первый | Оросительные каналы, проезжие дороги |
Второй | Железные дороги, мировое судоходство |
Третий | Электростанции, электрические распределительные сети, телефон, телеграф, радио |
Четвертый | Скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты |
Пятый | Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники |
Осмысление информации, содержащейся в таблице 3.2, приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.
С одной стороны, Россия была первой страной в мире, запустившей искусственный спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).
Если же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.
Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в принципе возможно. Скорее всего, они могут найтись у частных - отечественных и иностранных - инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы. Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно для развития России.
Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.
Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.
Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.
Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переходный период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Россия также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период – это не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов.
Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры.
Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели.
И действительно, развитие предприятий и предпринимательства имеет решающее значение для экономического роста России, для выхода России из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний момент предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности.
Зачастую это объясняется несовершенством и неразвитостью инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и, на мой взгляд, у российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития.
Анализируя проблемы реализации промышленной политики России, мы приходим к пониманию того, что ее успех возможен лишь в том случае, если она будет дополнена мерами по развитию научно-образовательной и общехозяйственной инфраструктуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов. // Российский экономический журнал. 1998г
2. Ахмадуев А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственного регулирования // Экономист. 1994г. №7.
3. Бусыгин А. В. Предпринимательство основной курс. Москва. Интерпракс 1994г.
4. Введение в экономическую теорию / под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.
5. Голубев С.О. Торгово-промышленные палаты в системе поддержки отечественного предпринимательства. // Российский экономический журнал. 1998г.
6. Егоров С. Банки и российское предпринимательство. // Экономические науки. 1991. №11.
7. Егоров С. О первоочередных задачах развития банковской системы.// Российский экономический журнал. 1993г. №7.
8. Зобов А. Российские менеджеры должны учиться в России. // Российский экономический журнал. 1992г. №12.
9. Иващенко А.А. Товарная биржа. М.:"Международные отношения", 1994
10. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 1996, стр. 355 – 359.
11. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. М., 1991 г. 401с.
12. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989 г., 526с.
13. Корнаи Я. Дефицит. М., 1998 г., 489с.
14. Курс экономической теории /Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.Н. – Киров: «НСА».-1995г., стр. 340-362.
15. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО «квадрат», - 1991. – стр.183-206.
16. Макконнели К.,Брю С. Экономика:Принципы, проблемы и политика: в 2 томах. М.Республика, 1992 г. т. 2 , гл.21. стр.380 – 392.
17. Максимова В.Ф., Шишков А.Л. – М.: Соминтек, 1992.- с. 138 –170.
18. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону. Феникс. 1998г.
19. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. Москва. Новосибирск. 1997. 502с.
20. Основы экономической теории. Курс лекций / Отв.ред. Г.К. Лукин, Л.А. Кормишкина. – Сананск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1996г., стр. 172-178.
21. Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. М.: Наука, 1990г.
22. Поплавский В.Д. "Биржа - атрибут рыночной экономики" "Деньги и кредит", 1991г. №2.
23. Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие. Части I – II. – М.: Соц.-полит. Журнал., 1996, стр. 203-204.
24. Шрипетер И. Теория экономического развития. М. 1982г. -234с.
25. Шумпетр Й. Теория экономического развития. М., 1982г.
[1] http://www.nns.ru/analytdoc/ppr23.php
[2] http://www.nns.ru/analytdoc/ppr642.php