Реферат: Микроэкономика

15.Эластичность: спроса по цене, спроса по доходу, перекрестная , предложение по цене.

Ценовая эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене может быть высокой или очень низкой. Практически неэластичен спрос на отдельные виды лекарств, низкая эластичность спроса на хлеб.

Степень эластичность определяется с помощью коэфицента эла-ти спроса. Сущ. Два способа вычисления кооф. эла-ти:

Нахождение точечной эла-ти (эла-ти в точке) и дуговой эла-ти (нахождение среднего значения цены и количества реализуемой продукции).

Точечная эла-ть характеризует относительное изменение величины спроса при бесконечно малом измении цены. Поскольку эластичность неодинакова в разных точках, возможны по крайней мере два решения, приводящие к различным результатам, в зависимости от того, какие уровень цены и количество продукции принимаются при определении второго сомножителя:

1) edp = dx / dPx * Pox / xo

2 )edp =dx /dPx * P1x / x1

где edp -коэффициент эластичности по цене

xo-первоначальная велицина спроса

x1-новая велицина спроса

Po- первоначальная цена

P1- новая цена

Возникает вопрос, по какой формуле рассчитывать коэффициент эластичности (по формуле1 и формуле 2)

Во избежание неточности при расчете коэф-та эластичности используют средние арифметические значения цены и величины спроса для интервала изменения цены(от Ро до Р1). Этот способ позволяет вычислить коэф-т дуговой эластичности:

Ep = dx / dpx * (( Pox + P1x)/2) / ((xo + x1)/2)= (dx / dPx) * (Px / x)

Коэф-т эластичности спроса по цене в большинстве случаев имеет отрицательный знак, т.к. в соответствии с законом спроса при увеличении цены спрос на продукцию снижается и, наоборот, при снижении цены спрос на продукцию растет.

Величина коэф-та эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

Edp =0 - спрос абсолютно неэластичный: не зависит от цены товара

О меньше epr меньше 1 - спрос относительно неэластичный: %-е изменение спроса меньше %-го изменения цены

Ep = 1 - единичная эластичность: %-е изменение спроса равно %-му изменению цены

1 меньше ep меньше бесконечности - относительно эластичный спрос: %-е изменение спроса больше процентного изменения цены

ep = бесконечности - абсолютно эластичный спрос: величина спросанеограничено возрастает при снижении цены или велицина спроса практически падпет до нуля при возрастании цены

Если спрос абсолютно неэластичен, т.е. низкое изменение цены не влечёт за собой изменение величины спроса, линия спроса имеет вид прямой, паралельной оси ординат - линии цены Противоположная ситуация характерна для абсолютно эластичного спроса. При установившейся рыночной цене в условиях совершенной конкуренции можно продать бесконечное кол-во продукции. Если цена понизится, спрос на продукцию повысится до предела покупательных возможностей. При большом повышении цены объем продаж резко сократиться.

В ситуации единичной эластичности %-е изменение цены ведет к равному по величине %-му изменению величины спроса.

Например, при снижении цены на обувь на 10% спрос на обувь возрастает также на 10%. Коэф-т эластичности равен 1.

Линия относительно спроса изменяется болеет высокими темпами, чем цена товара. Например, при снижении цен на 20%

На меховые изделия величина спроса на эти изделия возрастает на 45% т.е. прирост спроса опережает прирост цеы.

При повышении цены на отдельные товары величина спроса снижается, но в меньшей степени по сравнению с ростом цен.

Например, при постоянном росте цен на бензин величина спроса на него сокращается незначительно.

Эла-ть спроса изменяется на различных отрезках линии спроса. На верхнем линиях участка линии спроса абсолютно величина эла-ти спроса будет больше 1. При линейной зависимости спроса уменьшение цены на 1 руб. всегда вызывает аналогичный по абсолютной величине прирост величины спроса. В верхней части рассматриваемой зависимости изменение цены на 1 руб. составляет небольшое % изменение относительно высокой цены, тогда как изменение относительно низкой величины спроса по этой цене. В нижней части линии спроса ситуация обратная: изменение цены на 1руб. состовляет теперь значительное % изменение низкой цены, а увеличение спроса на единицу соответствует незначительному % изменению величины спроса.

Если зависимость величины спроса существенно нелинейна, мы будем иметь при анализе эла-ти иные результаты. При нелинейном виде функции спроса (рис) кривая спроса на всем своем протяжении имеет примерно одинаковую (близкую кривую) эла-ть.

Кривая спроса с постоянной эла-ю иллюстрирует действие закона убываюшей предельной полезности.

Факторы ценовой эла-ти спроса:Наличие товаров-заменителей, У дельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя, Значимость товара для потребителя

Факторы времени


Перекрестная эла-ть спроса и его зластичность по доходу

Перекрестная эла-ть спроса характеризует степень чувствительности спроса на один товар к изменению цены на другой

Если при повышении цены на товары y увеличивает спрос на товар x то они взаимозаменяимы Кооф. перекрестной эла-ти для этих товаров всегда положителен, т.е. больше 0 [Еy(Dx)>0].

Противоположная ситуация характерна для взаимодополняемых товаров. Кооф взаимодополняемых товаров меньше 0 [Ey(Dx)<0]

Существует третья ситуация когда: dx / dy =0. Это означает, что спрос на товар х не как не реагирует на товар у.

Коофицент эла-ти спроса по доходу имеет важную практическую ценность. При его помощи определяется состояние развития отросли и ее перспективы. Так, отрицательный кооф явлю сигналом сокрошения отросли. Рост положительного значения кооф. эла-ти отросли по доходу свидетельствует о развитии отросли. Использование кооф эластичности спроса по доходу позволяет своевременно предвидеть изменения в отраслевой структуре национального хоз.


Эластичность предложения по цене.

Предложение выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения. Эла-ть предложения по цене выражает зависимость между изменением цены и количеством товара предлагаемого к продаже. Кооф. эла-ти пред. Расчитываетя по формуле Esp=DX/DPx * ((Pox+P1x)/2 / ((Xo+X1)/2= DX/DPx * Px/ X

Реальной ситуацией на рынке товаров и услуг соответствует не прямой, а изогнутый вид линии предложения. Чтобы понять, почему линия предложения имеет изогнутый вид, необходимо познакомится с содержанием предельных издержек МС. МС (прирост издержек производства на доп. ед. продукта) - это увеличение издержек, необходимых для прироста выпуска товаров или услуг на ед.

На (рис ) значения МС представляют разницу между соседними значениями общих издержек ТС. ТС возрастают вследствии хотябы того что нельзя получить прирост продукции без дополнительных издержек. Возрастающая кривая МС означает, что ТС возрастают все увеличивающимся теплом, а из этого следует, что линия предложения должна иметь не просто восходящий , но и вогнутый вид. По своему виду линия предложения пред пол противоположна линии спроса, так же, как линия предельных издержек. Эластичность кривой предложения на верхнем участке меньше 1, но больше 0. На нижнем, наоборот, эла-ть больше1 (рис ).


Общая выручка продавцов от продажи товаров-ТС опред так: ТR=Р*Q

ТR- общая выучка; Р- цена ; Q- количество товара, проданого по этой цене

Взаимосвязь характера спроса, цены и выручки от реализации продукта зависит от величины кооф. эла-ти. Здесь возможны три варианта: 1)е<1 - относительная неэла-ть спроса: при увеличении цены общая выручка падает; 2)е=1 - един эла-ть общ выр не изменяется не при росте не при снижении цены; 3)e>1 - относительно эла-ый спрос: при росте цены общая выручка падает, при снеж цены выр растет.


2.(3)Фундаментальные характеристики человека экономического.

«Ч.э.» введено А.Смитом, в дальнейшем проблему поведения чел. исследовали Уильямсон, Стиглер, Саймон. При этом учитывается, что H.e., являющийся субъектом хозяйства, разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, большой практический опыт. Его целью является достижение мах-ых результатов при данных затратах ресурсов или мин-ия затрат при достижениии цели. Существует 2 принципа эк. поведения: рационализм и эгоизм

Эти 2 принципа обеспечивают мах-ию поведения чел.: индивид никогда не выберет благо Х, если есть благо У, которому присуща большая U по сравнению с благом Х.

Рац-зм может иметь 3 формы:

  • Сильный, который означает возможность получения полной информации об эк. среде, где обитает субъект и о самом себе. Это чел-компьютер.

  • Полусильный (т. Саймона) чел. в усл-ях глобальных эк. систем не может владеть полной инф-ей о рынке и мах-ть поведение.

  • Слабый, чел. не думает мах-ть поведение, но рационально поступать его заставляет рынок.

Эгоизм – побудительный мотив чел., следование своим интересам в поведении. Он может принимать след. Формы:

  • Апортунизм – рац. поведение с применением коварства.

  • Полусильная форма – обычное поведение, направленное на реализацию собств. интереса.

  • В большинстве случаев преобладает слабый эгоизм, руководствуясь жизнью соседа, лишены творчества и инициативы.


1. Фундаментальные х-ки эк. благ. Эк. ценность и альт. ст-ть.

Блага – это средства, удовлетворяющие потребности. Одни имеются практически в неограниченных масштабах (воздух), другие – в ограниченном. Последние наз. эк. благами. Они состоят из вещей и услуг.

Э.б. делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (авто, книга) и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо). Среди б. выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные) Эк.б. подразделяются по конечному исп-ию:

  • Часть выходит из процесса пр-ва предназначено для потр-ия – потребительские блага и услуги.

  • Часть неоднократно участвует в процессе пр-ва (оборудование, здания, сырье, материалы). Те эк.б., которые предназначены для орг-ции процесса пр-ва принадлежат к эк. ресурсам общества. Они всегда ограничены. Огр-ть всегда относительна, т.е. ресурсов меньше, по сравнению с потребностями их в общ-ве. Огр-ть предполагает:

    1. альтернативное исп-ие ресурсов. Альтернативность блага Х означает отказ от пр-ва блага У, которое можно было произвести с помощью тех же ресурсов.

    2. э.б. обладают ценностью, т.е. способностью обмениваться в определенных пропорциях.

    3. полезность эк.б. – субъективная оценка эк.б.

Эк.б. подразделяются на частные (делимые, т.е. возможна инд. принадлежность (тетрадь)), Коллективные (неделимые (дорога)), а они делятся на клубные (имеют предел «не соперничества», ими можно пользоваться кол-но до опр. момента (театр)), общественные (не имеют «предела не соперничества» (яд. щит)).


4. Экономические системы и институты.

Есть след. типы эк.систем:

  1. элементарные

  2. системы представленные дом. хоз-ом и предпринимательством

  3. рыночные системы

  4. национальные хоз-ва

  5. мировые хоз-ва

В эл. Системах наблюдается низкий уровень ОРТ. Труд имеет обособленный хар-р. С развитием ОРТ происходит дифференциация владельцев факторов пр-ва, кот. Обособляются в вид дом. хоз-в и органов пр-ва, кот обособляются в виде предприятий. С развитием рын. Отношений обмен деятельнолстью получает ден. Выражение, появляется рынок. На опр. этапе ОРТ появляется необходимость вмешательства гос-ва в эк. процессы. Те сферы эк. деятельности, кот. неподвластны рынку, берет на себя гос-во (общественные товары, ситуации эк. кризисов) Для нац. Хоз-в типичным является рын. система с активной ролью гос-ва. Дальнейшее развитие общественного пр-ва сопровождается установлением эк. связей м/у нац. хозяйствами, возникают мировые сообщества: ЕЭС, мировые институты (МВФ, Мировой Банк, Лондонский, Парижский клубы). Процесс развития мир. хоз-в приводит к «размыванию» нац. хоз-в.

В каждой нац. системе есть формализованные законы и неформализованные навыки поведения людей. В совок-ти они представляют институт нац. хоз-ва. (определение Норда)

В э.т. исследуется институт контракта и собственности.

Институт контракта предполагает формализованные законы поведения эк. субъектов, вступивших в договор. Договор всегда предполагает трансакционные издержки (по сделкам):

  • С информации. Она предподагает изучение рынка, D, S, P, кол-ва продавцов, покупателей.

  • С заключения договора

  • С его выполнения

  • Судебные С с нарушением контракта

  • С оппортунизма, т.е. реализация своих интересов с нарушением интересов других (нарушение инф. о состоянии фирмы, убийство, грабеж партнера и т.д.)

Рын. Система основана на ЧС. Собственность – отношения м/у людьми по поводу мат. и немат. благ. Оноре рассматривает «пучок с-ти», состоящий из:

  • Права владения, - пользования, - управления, - получения дохода, - капитальной стоимости, - бессрочного распоряжения объектом, - сохранности, - передачи по наследству, использование с. без нанесения ею вреда субъектам рынка, ответственность ею в случае наличия долга, - на возврат ее, если объект с-ти передавался др. лицу на опр. срок.

Если происходит разрушение пучка, наблюдается процесс «размывания с-ти», а если – укрепление, то «спецификация с-ти»


5. Полезность. Кардиналистский подход к анализу полезности.

Термин «полезность» впервые нашел отражение в трудах философа Бентама. Наиболее сложной проблемой является измерение полезности. В 18в. возникла т. кардинализма, сущность которой в количественном измерении U. Для этого вводится ед. измерения ютиль. Сторонниками этой теории стали Вальрас, Менгер, Джевонс. Они придерживались мнения о субъективной оценке U, т.е. каждый потребитель оценивает U конкретного эк.б. в соответствии с собственным инд. отношением к этому благу. Но одно и тоже благо оценивается людьми по-разному от наслаждения до отвращения, поэтому эта т. была подвергнута критике со стороны ординализма или порядковой т. U. (замена полезности предпочтением. Каждый предпочитает 1 благо дугому, при этом эк-ты рассматривают не отд. Товары, а их наборы, удовлетворяющие опр. потребности (ч. и б. хлеб) Эджоурт, Паретто, Хикс, Ален.



6. Общая и предельная полезности.

Оценка U эк.б. зависит от кол-ва товара для потребления. Сумма U всех купленных продуктов (апельсинов)- общая TU. С приобретением каждой доп. Ед этого товара TU растет. Оценка потребляемого товара: TU=TU(x1,x2,…xn)

Однако доп. U или приращение U, при этом снижается (рис.1). Доп. U называется предельной MU. Первая ед. имеет для покупателя большую полезность, а последующие уже меньшую и так до момента, когда MU от потребления =0 (точка полного насыщения) – 1 з-н Госена. MU-производная от TU: MUx=dTU/dQx. В соответствии с з-ом убывания MU, TU возрастает, но медленнее, поэтому 2-ая производная TU будет отрицательной: MU1=dTU/dx1>0, MU2=d2TU/d2x2<0.

При наличии в наборе 2 товаров, потребитель будет наращивать потребление того товара, полезность которого для него больше. В соответствии с 1 з-ном MU 1 товара с наращиванием потребления уменьшается, а MU 2 увеличивается, мах=м благосостояния потр-ль достигает тогда, когда потребление 1 товара вместо 2 будет невыгодно, т.к. это ухудшит благосостояние потр-ля: MUx=MUy – 2 з=н Госсена.

Существует отступление от з-на Госсена при потреблении делимого эк.б. (можно потреблять частями). 2-ая доля потребляемого блага имеет большую MU, т.о. 2-ая производная будет больше 0, т.е. d2TU/d2x>0. (рис.2)

TU-полезность всего запаса или всего доступного данному субъекту кол-ва блага.

MU-величина добавочной полезности, кот извлекает потр-ль из последующей ед. данного блага


33. Дискриминационное поведение монополии.

Дискриминация-различие.

Поведение м-лии носит д-ый х-р, при условии установлении мон-ей различных цен на одни и те же товары, при условии равных затрат на эти товары.

Дискр-ая политика м-лии направлена на получение мах. прибыли посредством установлением максимально возможных цен.

Почему возникает ситуация д.п м-лии ?В своем развитии рынок прошел несколько этапов. На первом цены имели случайный х-р, устанавливаясь в процессе простой договоренности м/у пок. и прод-ом. с развитием обмена возник рынок в своем совремменном виде, в усл-ях которого фирма, отд. прод. пли пок-ль не оказывают воздействия на цену, она задана рынком, но рав-во прод. и пок. носит ложный х-р. (рис1). Это нер-во, определенное наличием излишков, позволяет мон-ии проводить дискрим. Политику, продавать одно и тоже благо по разным ценам.

Усл-ия д. политики.

  • М-ия должна иметь возм-ть контролировать цены на рынке, знать эластичность D с-са относительно дохода каждого индивида.

  • Потр-ль должен быть лишен возможности покупать этот же товар на другом рынке или перепродавать его при усл-ии покупки его по более низкой цене.

  • Затраты на пр-во эк.б. неизменны для каждой ед. этого блага.

В э.т. различаются 3 категории ценовой д-ции:

Первая кат-ия ценовой д. предполагает установление дифференцированных цен для каждого пок-ля. Основой этих цен служат резервные или возможные цены на этот товар. (излишек потр-ля и пр-ля dп=Р-МС)

Д.ц. 2 категории означает установление различных цен для отдельных групп товаров. Товары дифференцируются по след. признакам: *объемам продаж, *по усл-ям продаж, *по времени продаж товара.

Если пок-ль предоставляет D на кол-во товаров, превышающее это кол-во по установленным высоким ценам, то он может приобрести это кол-вл по более низким ценам.(плата за эл. Эн-гию: за первые 100КВт она больше, чем за последующие)

Усл-ия продаж – введение доп. услуг при покупке товаров: товар, кот прилагается к основному бесплатно (купон в рекл. изданиях), усл-ия полета в осн-ве цены.

Занятые люди покупают билет обратно по более высокой цене (период пребывания мал), чем туристы на длинный срок=> братно дешевле(риск опоздать отсутствует). А также д-ца цена по технологиям и моде.

Д.ц. 3 категории Для различных групп населения. При этом происходит деление рынка на сегменты.Сегменты рынка – объективно сущ-ие группы населения. В основе их диф-циии может быть признак наличия соотв. Средств, х-их данную группу (студент, рабочий, пенсионер), муж, жен, иностранцы. Задача мон-та в том, чтобы диф-ть цены для каждой группы населения. Целью является изъятие как можно большего кол-ва денег у населения при прежних MC. (билеты в музей для граждан и инлстранцев) обслуживание ин-ев в основе имеет низкую эл-ть с-са. (рис2)


24. Понятие о ст-ре рынка. Классификация рыночных структур.

Для решения предприятием важнейшего вопроса прибыли, необходимо установить объем выпуска, который мах-ал бы прибыль. Для этого надо знать процесс установления цены, по кот фирма реализует свой товар. Процесс ценообразования дифф-ется в зависимости от рыночной структуры.

Эк-ты пришли к выводу, что рын. стр-ра формируется под воздействием след. усл-ий:

*Она зависит от кол-ва фирм в отрасли. Од 1 до монжества, когда поведение отдельной фирмы не оказывает влияния на поведение др. фирм.

*они различаются в зав-ти от степени однородности продукта. Рынок может быть представлен однородным продуктом, диффер-ым или единым продуктом в отрасли

*они различаются в зав-ти от наличия барьеров входа или выхода из отрасли.

В соответствии с этими усл-ями принято различать 4 вида рын. структур:

1.рынок сов. Конкуренции (мн-во фирм, поведение которых не зависит друг от друга, свободно входят и выходят с рынка, пр-во дифф-ого продукта лишь для него характерно следующее равенство AR(Р ед. прод.)=MC=AC=MR=P в долгосрочном периоде)

2.рынок монополии (1 продавец самостоятельно устанавливающий цены производимого им единого, границы фирмы и отрасли совпадают, огромные барьеры для вступления в отрасль)

3.рынок олигополии (в отрасли существует ограниченное число фирм)

4.рынок монополистической конкуренции(десятки фирм, дифференциация продукта, легко вступить и выйти из отрасли, важное значение имеет не цена, а неценовые факторы: реклама и т.д.)


30. Спрос на ф-ры пр-ва. Общий и предельный продукт. Предельная пр-ть ресурса.

Каждая рын. стр-ра представлена 2 типами рынков: потребительских благ и услуи и рынком факторов пр-ва. К ф-рам пр-ва относят прир. Ресурсы, К(все, что создает чел), труд(деятельность чел). они нужны в процессе пр-ва. В связи с этим наблюдается D на ф-ры пр-ва и их S. Рассмотрим с-с на них на примере труда.

Процесс принятия фирмой решений о приобретении доп. ед. ресурса разбивается на ряд этапов.

Сначала фирма определяет доп. доход, кот она будет иметь от услуг доп. рабочего. Если фирма последовательно нанимает доп кол-во рабочих, то при условии постоянства всех ост. факторов пр-ва МР, создаваемый каждым доп. рабочим будет уменьшаться. Однако MR, приносимый доп. ед., не изменяется. В усл-ях сов. конк. цена МР равна MR.

Каждая фирма рассчитывает пред.дох. MRL от МР труда.

MRPL= MRL*MR, где MRPL – предельный продукт труда в

денежном выражении.

При постоянстве рыночной цены (P=MR) хар-но убывание MR от MP(рис1).

Привлечение доп. работников хорошо сказывается на финансовом положении фирмы, если величина MR фактора больше его МС. Фирма мах-ет прибыль, прекращает привлекать доп. ресурсы при условии рав-ва MR=MC

Условием достижения оптимального исп-ия труда дополнительно нанятого рабочего будет рав-во: MRPL=MCL. VC труда измеряются по рыночной цене, равной ставке з/пл одного рабочего. MCL=W. if MRPL=MCL, a MCL=W, то MRPL=W, затраты фирмы на оплату всех работников будет WN=W*L.


31. Рынок капитала. Критерий PV.

Каждая рын. стр-ра представлена 2 типами рынков: потребительских благ и услуи и рынком факторов пр-ва. К ф-рам пр-ва относят прир. Ресурсы, труд(деятельность чел) и капитал. Все эти факторы важны в процессе пр-ва, не меньшую важность имеет и капитал(К).

Денежные средства исп-ся предпринимателем в процессе инвестирования. Для решения ? об эф-ти инвестирования рассматривается предположительная доходность инвестиц. Проекта и ожидаемые поступления от него за весь период использования. Фирма получает мах прибыль при усл-ии, что пред. Доход и пред. Изд-ки на ед. К равны: MRPK=MCK. MRР капитала находится от пред. Ед. К и доп. ед. продукции, полученной в рез-те исп-ия ед. К: MRPK=MPK*MRK.

К предполагает инвестиции пред-ля в целях получения прибыли =>перед ним возникает задача определения возможной прибыли на К. для этого необходимо привидение настоящей и будущей стоимости к единому времени. Оно известно как дисконтирование. Вводится дисконтная ставка.

Ею может быть учетная ставка %, под который ЦБ субсидирует коммерческие банки:

PV=FV , где r- ставка %, n-кол-во лет, PV-настоящая ст-ть

(1+r)n FV-будущая ст-ть.

Под текущей ст-ю PV будущего потока доходов понимают ту сумму денег, кот необходимо инвестировать сегодня, чтобы через конкретный период времени иметь заданную денежную сумму.

Для измерения эф-ти инвестиций используется показатель чистой дисконтированной ст-ти (NPV):

NPV= -I+R1-C1+R2-C2+…+Rn-Cn , где R-ожидаемые доходы от

1+i (1+i)2 (1+i)n C-ожидаемые расходы, i-ставка дисконта(может быть учетной ставкой %), n-срок деятельности проекта, I-объем инвестиций в текущем году. Для принятия решений об инвестировании на основе данного показателя NPV рассчитывается дисконтированная ст-ть ожидаемых доходов и сравнивается с инвестициями. Отсюда, если NPV>0, то инвестиции следует производить. Приведенная прибыль при положительном показателе NPV больше по сравнению произведенными инвестициями.


23. Фирма в длительном периоде. Планирование развития. Затраты в длительном периоде. Оптимальный выпуск. Экономия на масштабах пр-ва.

В длительном периоде изменяются оба фактора пр-ва, явл-ся переменными => существуют различные способы получения одного и того же Q. Изокванта – линия, соединяющая различные комбинации ф-ов пр-ва с равным выпуском. Она всегда определена конкретным Q (рис1). Для увеличения Q надо вовлечь в процесс доп. кол-во факторов пр-ва. Наклон изокванты опр-ся пред. Нормой технического замещения (MRTS). MRTSLk=-dK/L по мере замещения К трудом MRTS снижается(в основе – изменение МР труда и К) dKMPK – предельный продукт К, а dLMPL-прирост пред. Продукта труда. dKMPK+dLMPL =0, Q=const.=> dLMPL= -dKMPK => MPL/MPK=-dK/dL (MRTS=3/6=1/2, т.е. отказ от 1ед.К для приобретения 2ед. труда).

Изокванты могут иметь разл. конфигурацию. По Леонтьеву: заменить труд на К невозможно (рис2), по Конторовичу: есть ограниченное кол-во сп-бов получения Q(рис3).

Для измерения ограничений Q используется эф-т масштаба. Q можно увеличить, если ввести доп. ф-ры пр-ва. f(NK,NL)=fN(R,L) – постоянный эф. Масштаба. Q-ф-ция KиL. Значит Q возрастает адекватно факторам пр-ва(рис4).

Если Q превышает увеличение ф-ов пр-ва, то f(NK,NL)

Если Q отстает от роста ф-ов, f(NK,NL)>fN(R,L) – отрицательный. Он означает нецелесообразность укрупнения пр-ва, т.е. введение в него доп. оборудования, стр-во пр-ых помещений(рис6).

С ростом Q величина АС сначала убывает из-за +эф. М.(Q0-Q3), а потом резко возрастают из-зи снижающегося э.м.(рис6.1)

В прцессе пр-ой деят-ти фирма несет затраты на факторы пр-ва, необходимые для получения Q продукции. rK-затраты К (час его работы), wL-затраты труда(почасовая з/пл), кол-во рабочих. Общие издержки фирмы: rK+ wL=ТС, К=ТС/r-w/r*L – изокоста - аналог б. линии. Она обеспечивает равный выпуск при равных затратах(рис7). Чем дальше от начала, тем больше издержки фирмы. Изокоста измеряет затраты, а изокванта – объем. На изокванте мн-во точек, но эк-ки эф-ый сп-б пр-ва только 1 в т.В, соответствующий мин. C. Наклон изокванты опр-ет MRТS ф-ов пр-ва , а изокосты – соотношение цен ф-ов пр-ва dK/dL=w/r, MRS ф-ов пр-ва зависит от МР, кот может быть получена при помощи этого ф-ра пр-ва. пр-ль стремится извлечь равный МР из каждой ден. ед., затраченной на К или L. Усл-ие мин-ции MPk/r=MPl/w.


23. Фирма в длительном периоде. Планирование развития. Затраты в длительном периоде. Оптимальный выпуск. Экономия на масштабах пр-ва.

В длительном периоде изменяются оба фактора пр-ва, явл-ся переменными => существуют различные способы получения одного и того же Q. Изокванта – линия, соединяющая различные комбинации ф-ов пр-ва с равным выпуском. Она всегда определена конкретным Q (рис1). Для увеличения Q надо вовлечь в процесс доп. кол-во факторов пр-ва. Наклон изокванты опр-ся пред. Нормой технического замещения (MRTS). MRTSLk=-dK/L по мере замещения К трудом MRTS снижается(в основе – изменение МР труда и К) dKMPK – предельный продукт К, а dLMPL-прирост пред. Продукта труда. dKMPK+dLMPL =0, Q=const.=> dLMPL= -dKMPK => MPL/MPK=-dK/dL (MRTS=3/6=1/2, т.е. отказ от 1ед.К для приобретения 2ед. труда).

Изокванты могут иметь разл. конфигурацию. По Леонтьеву: заменить труд на К невозможно (рис2), по Конторовичу: есть ограниченное кол-во сп-бов получения Q(рис3).

Для измерения ограничений Q используется эф-т масштаба. Q можно увеличить, если ввести доп. ф-ры пр-ва. f(NK,NL)=fN(R,L) – постоянный эф. Масштаба. Q-ф-ция KиL. Значит Q возрастает адекватно факторам пр-ва(рис4).

Если Q превышает увеличение ф-ов пр-ва, то f(NK,NL)

Если Q отстает от роста ф-ов, f(NK,NL)>fN(R,L) – отрицательный. Он означает нецелесообразность укрупнения пр-ва, т.е. введение в него доп. оборудования, стр-во пр-ых помещений(рис6).

С ростом Q величина АС сначала убывает из-за +эф. М.(Q0-Q3), а потом резко возрастают из-зи снижающегося э.м.(рис6.1)

В прцессе пр-ой деят-ти фирма несет затраты на факторы пр-ва, необходимые для получения Q продукции. rK-затраты К (час его работы), wL-затраты труда(почасовая з/пл), кол-во рабочих. Общие издержки фирмы: rK+ wL=ТС, К=ТС/r-w/r*L – изокоста - аналог б. линии. Она обеспечивает равный выпуск при равных затратах(рис7). Чем дальше от начала, тем больше издержки фирмы. Изокоста измеряет затраты, а изокванта – объем. На изокванте мн-во точек, но эк-ки эф-ый сп-б пр-ва только 1 в т.В, соответствующий мин. C. Наклон изокванты опр-ет MRТS ф-ов пр-ва , а изокосты – соотношение цен ф-ов пр-ва dK/dL=w/r, MRS ф-ов пр-ва зависит от МР, кот может быть получена при помощи этого ф-ра пр-ва. пр-ль стремится извлечь равный МР из каждой ден. ед., затраченной на К или L. Усл-ие мин-ции MPk/r=MPl/w.


19. TR,TC. Прибыль. MR, MC. Условие мах-ции прибыли.

Каждая фирма стремится мах-ть прибыль. Получение мах-но возможной величины прибыли означает достижение фирмой равновесного положения. Известно, что прибыль составляет: п=TR-TC.

Усл-ем мах-ции прибыли является рав-во МС=МR. Используем общее правило получения мах величин и приравняем дифференциал прибыли к 0:

п=TR-TC, dп/dQ=dTR/dQ-dTC/dQ, dTR/dQ-dTC/dQ=0, dTR/dQ=dTC/dQ, отсюда MR=MC.

MR в усл-ях сов. конкуренции – цена продукции. график мах-ции прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде через TR и TC(рис1) и MR и MC(рис2)


26. Монополия. Виды монополии. Поведение фирмы в коротком и длительном периоде.

Монополия – ситуация рынка, когда в отдельной отрасли есть 1 продавец данного товара. Монополия не исключает ситуации наличия 2 или 3 продавцов, но это не чистая монополия. В чистой монополии всегда 1 продавец.

Условия создания монополии:

*она производит и продает продукт, не имеющий близких заменителей. *существуют барьеры входа в отрасль: **наличие патентов(пр-во по техноллогии продукта на опр. кол-во лет) ** лицензия(юр. Право подтверждающее возм-ть пр-ва данного товара или услуги).

Особое место занимает естественная монополия. Если увеличивается размер предприятия и наблюдается +э.масштаба, то этим подтверждается преимущество кр. предприятия, вплоть до м-ии. Это такие виды пр-в, которые требуют высоких постоянных издержек ТС (добыча прир. рес-ов не под силу мелкому предприятию) Монополия сама устанавливает цену на свои товары, но ее она должна найти на рынке(рис1). Для получения больше дохода она должна снижать цену, т.к. по более низкой цене может больше продать.

В длительном периоде С м-ии как и у других фирм имеют тенденцию к снижению, но это не означает, что м-ия устанавливает Q соотв-ий мин С. если мин. АС соответствуют большему Q по сравнению с конкретным Q фирмы, то наблюдается недопр-во эк. благ Qк (рис2), простой произв-ых мощностей. Возможна обратная ситуация, когда АС в длительном периоде мин-ся на меньших Q. В этих усл-ях монополия пр-т продукцию с большими затратами.

В длительном периоде нет такой отрасли, у которой не появилось бы товары-заменители, поэтому фирма-монополист стремится в коротком периоде к извлечению мах-ой прибыли в коротком периоде, т.е. получение большой монопольной прибыли в случае, когда АС<Р(рис3). Она может мах-ть цену, резко ее снижать в целях захвата рынка. Низкие цены называют лимитированными. Кроме того м-ия в отдельных случаях в целях устойчивого положения на рынке снижает цену до АС, в этом случае м-ия не имеет сверхприбыли, но компенсирует все произведенные издержки, в т.ч. и альтернативные(С капитала, потери %, возможной арендной платы, если здание - с-ть пр-ля). Наибольшее распространение получило дискриминационное поведение монополии.


27. Объемы выпуска и цены в условиях совершенной конкуренции и монополии.


28. Олигополия. Сговор и конкуренция. Стабильность цен и ступенчатая линия спроса.

Наиболее распространенной рын. структурой является олигополия. Рынок ее опр-ся по след. признакам: *экономия на масштабах пр-ва, *взаимозав-ть фирм друг от друга, *неценовая конкуренция негибкость цен, стремление к слиянию и поглощению, *стремление к сговору, *барьеры для вхождения новых фирм.


28. Олигополия. Сговор и конкуренция. Стабильность цен и ступенчатая линия спроса.

Наиболее распространенной рын. структурой является олигополия. Рынок ее опр-ся по след. признакам: *экономия на масштабах пр-ва, *взаимозав-ть фирм друг от друга, *неценовая конкуренция негибкость цен, стремление к слиянию и поглощению, *стремление к сговору, *барьеры для вхождения новых фирм.

Цель конкурентной борьбы компании на рынке о-ии состоит в повышении своей доли на отраслевом рынке. Различаются 2 формы конкурентной борьбы: ценовая и неценовая конкуренция.

Крайней формой ценовой конкуренции являются ценовые войны. Сущность их в постепенном снижении конкурентами сложившегося уровня цен с целью вытеснения конкурентов с рынка. Падение цен продолжается до момента их равенства АС, а эк. прибыль до 0. но фирмы неохотно ввязываются в ценовые войны, предпочитая неценовую конкуренцию: *слияние с другими фирмами – процесс концентрации(существует индекс конц-ции в отрасли – индекс Герфендаля, удельный вес каждой фирмы в квадрате: H=S12+S22+…+Sn2), *сговор с др. компаниями по поводу цен и объема продаж, достигается такая договоренность, что о-ия переходит в чист. М-ию и все кр. с-са сливаются в 1(рис1). Объем продаж опр-ся т.В, где MR=MC, т.А позволяет опр-ть мон. Цену и эк. прибыль (Р0,А,С,N), *реклама и т.д.

В ол-ии постоянно происходят игры кооперативные и некооперативные. Наиболее известным примером некооп. Игры с нулевой суммой – модель Куро. Фирмы не знают о поведении друг друга. Они, выходя на рынок осторожно относятся к опр-ию Q. если фирма 1узнает, что фирма2 выходит на рынок, то фирма1 из-за боязни снижения цен и потери своей доли на рынке D2||D1. на основе данного поведения фирма вводит кривые реагирования. Они позволяют опр-ть Q каждой фирмы. Объем выпуска фирмы как ф-цию от объема конукрента. Если фирма пр-т N1, то конкурент мах-ет прибыль при объеме М1(рис2). Равновесие достигается в т.Е.

Однако для рынка х-но стремление иметь большую долю на рынке, при этом часто нарушают соглашения, могут иметь либо + либо – выигрыш поведения. Он отображен в платежной матрице, в основе кот лежит дилемма заключенного.

Особое место занимает ценообразование по принципу «издержки +», т.е. цены будут P=AVC+AFC+п(нормальная)

Кривая средних переменных издержек имеет горизонтальный участок (рис*). В интервале от Q1-Q2 фирма располагает возможностью удерживать цену на 1 и том же уровне. Оптимальный Q уст-ся на основе рав-ва MR=MC. В данном пределе MC=AVC(переменным)(рис**)

При нарушении фирмой рынка возникает след. ситуация(рис3ломаная кривая с-са): сначала 1повышает цены(D1), но другие не следуют ее примеру спрос Д2, при понижении цены ниже Р0, фирмы последуют за ней Д1. в рез-те возникает ломаная с-са, высокоэл-ая выше текущей цены и малоэл-ая ниже ее. Кривая MR при этом прерывиста, состоит из 2 участков. Модель объясняет относительную негибкость цен.


6. Общая и предельная полезности.

Оценка U эк.б. зависит от кол-ва товара для потребления. Сумма U всех купленных продуктов (апельсинов)- общая TU. С приобретением каждой доп. Ед этого товара TU растет. Оценка потребляемого товара: TU=TU(x1,x2,…xn)

Однако доп. U или приращение U, при этом снижается (рис.1). Доп. U называется предельной MU. Первая ед. имеет для покупателя большую полезность, а последующие уже меньшую и так до момента, когда MU от потребления =0 (точка полного насыщения) – 1 з-н Госена. MU-производная от TU: MUx=dTU/dQx. В соответствии с з-ом убывания MU, TU возрастает, но медленнее, поэтому 2-ая производная TU будет отрицательной: MU1=dTU/dx1>0, MU2=d2TU/d2x2<0.

При наличии в наборе 2 товаров, потребитель будет наращивать потребление того товара, полезность которого для него больше. В соответствии с 1 з-ном MU 1 товара с наращиванием потребления уменьшается, а MU 2 увеличивается, мах=м благосостояния потр-ль достигает тогда, когда потребление 1 товара вместо 2 будет невыгодно, т.к. это ухудшит благосостояние потр-ля: MUx=MUy – 2 з=н Госсена.

Существует отступление от з-на Госсена при потреблении делимого эк.б. (можно потреблять частями). 2-ая доля потребляемого блага имеет большую MU, т.о. 2-ая производная будет больше 0, т.е. d2TU/d2x>0. (рис.2)

TU-полезность всего запаса или всего доступного данному субъекту кол-ва блага.

MU-величина добавочной полезности, кот извлекает потр-ль из последующей ед. данного блага.


7. Ординалистский подход к анализу полезности. Кривые безразличия. Предельная норма замены.

Эджоурт, автор кривых безразличия. Ординализм – порядковая т. U. При выборе блага потр-ль исходит из собственных предпочтений. Они могут анализироваться при помощи кривых безразличия (равной U)– это графическое представление множества товарных наборов с различными комбинациями, но с одинаковой U (рис.1).

Аксиомы потребительского выбора.

  • - полной упорядоченности, при наличии 2 товаров будем иметь: A>B, B>A, A~B.

  • - транзитивности, т.е. if A>B, B>C then A>C, if A~B, B~C, then A~C, ~ - безразлично.

  • - ненасыщения, т.е. если набор А содержит не меньше товаров х и у, чем В, а какого-то товара в А будет больше, то А для потр-ля будет предпочтительнее В.

  • - независимости потребителя, т.е. при выборе он лишен зависти и должен руководствоваться своими интересами.

Аксиомы лежат в основе кр. безразличия.

Свойства кривых безразличия.

  • Они никогда не пересекаются, т.к. являются геометрическим местом точек с равной U. Пусть 2 кривые пересекаются т. А, В к U1, С к U2. это значит, что A~C. Если B~A~C, то B~C, но это не так, т.к. C>B (рис.2) это противоречит аксиоме транзитивности.

  • Они имеют отрицательный наклон, т.к. a,с,b имеют одинаковую U, а у ca U (рис.3)

  • Выпуклы к началу координат, если мы решили потреблять больше х в пределах доходов, то должны сократить потребление у, т.к. товара у будет становится все меньше, компенсирующее кол-во х будет возрастать. (рис.3) угол наклона измеряется предельной нормой замен(субституты) MRSxy=-(-dy/dx) имеет тенденцию к снижению, но Г остается прежней.

  • чем дальше кривая от начала коорд., тем большую полезность она х-ет. (рис.4)

В отдельных случаях кр. безразличия имеют отклонения от кривой и отрицательным наклоном выпуклой к началу коорд. В этих случаях их наклон опр-ся MRS, кот может быть постоянной (прямая с отр. наклоном). Это хар-но для субститутов (абсол. замещ-ть) (рис.5). может быть кр. безразличия под прямым углом, это х-но для комплиментарных товаров (абсол. дополняемость) MRS=0 (рис.6) может быть вогнутаяч от начала коорд. (высокая желанность для потребителя) (рис.7)


8. Доход покупателя и его бюджет. Бюджетная линия.

Кр. безразличия эквивалентны желаниям потребителя, но последние могут быть удовлетворены при наличие соотв. им доходов. Но доходы всегда ограничены. Их огр-ть в э.т. анализируется введением б. линии. Каждое эк. б. имеет свою цену. Соответственно, при наличие опр. доходов потр-ль может иметь кол-во эк. благ, кот соотв-ют или меньше их: РхХ+РуУ<I .

Анализ рац. поведения потр-ля предполагает 2 момента:

  • потр-ль не может оказать влияние на Р эк.б.

  • потр-ль не имеет сбережений, исп-ет весь доход для покупки набора ху: РхХ+РуУ=I

на основе этого ур-ия получаем ур-ие б. линии: y=I/Py-Px/Py*X ее наклон опр-ся постоянным коэф-ом соотношения цен эк.б.( Рх,Ру). Свободный член отношения дохода к цене товара дает возможность построить линию(рис.1).

Сущ-ет зав-ть м/у MRS, определяющей наклон кр. безразличия, и соотношением цен, определяющем наклон б. линии. MRS позволяет опр-ть кол-во блага, от кот желает отказаться потр-ль, чтобы иметь ед. др. эк. блага. Коэф. Соотношения цен опр-ет то кол-во эк. блага, от кот должен отказаться потр-ль, чтобы иметь ед. др. эк. блага. Лишь при соблюдении равенства потр-ль ведет себя рац-но:

Px/Py=-dy/dx (Px/Py=8/4=2, т.е. отказ от 2у для 1х)

Кр.б. и б. линия могут иметь 1 т. касания. Это объясняется тем, что наклон кр.б.(MRS) в каждой т. различен. Накло б. линии в каждой т. постоянен. Каждая б. линия стремится к наиболее отдаленной кр. б., т.к. она несет наиб. U (рис.2). Точка А – т. оптимума потр-ля, т.к. она нах-ся на U2, кот нах-ся выше U1=> в т.А наибольшая полезность, потр-ль ведет себя рационально.

Б. линия может смещаться, если меняется доход, но наклон ее не меняется (доход растет, линия-вверх), может вращаьтся вокруг т. товара, цена на кот не меняется(при повышении цены, линия-ближе к началу коорд.).


9. Потребительское равновесие.

Потребительское равновесие достигается тогда, когда взвешенные MU товаров будут равны. Рассмотрим пример, когда потр-ль удовлетворяет 3 потребности – А, В,С.

блага MU P$ MU/P
A 100 10 10
B 80 4 20
C 45 3 15

Если мы разделим MU на P, то обнаружим, что взвешенные MU у этих продуктов не равны. Очевидно, что денежных средств не оптимально, т.к. благо В приносит нам наибольшую U.=> Мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы получить В больше, а А меньше. Следует отказаться от последней ед. А, что позволит сэкономить 10$. На них можно купить 2,5 ед. В (10/4), что принесет нам удовлетворение в 200$ от В (80*2.5) минус 100$ от уменьшения потребления блага А, итого 100$. Такое перераспределение приведет к тому, что MU (MU/P)А будет повышаться, а В – понижаться. Перераспределяя наш доход таким образом, постараемся достичь такой ситуации, когда взвешенные MU будут равны. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

MU1=MU2=…=MUn

P1 P2 P3


3. Принцип максимизирующего поведения.

Принцип мах-ции непосредственно связан с полезностью. В теории полезности существуют 2 основных з-на Госсена:

  1. MU доп. ед. блага в процессе непрерывного потребления снижается; при повторном потреблении данного эк.б. MU блага снижается.

  2. каждый потр-ль обладает доходом, кот исп-ся для покупки благ. Потр-ль извлекает мах-м U из каждой ден. ед., при условии получения равной U использования каждой ден. ед. при покупке эк. благ.

MUx=MUy=…=MUn=л отношение MU блага к его цене

Px Py Pn имеет равную величину. Если U ден. ед. при распределении средств потребителя меньше, то он должен перераспределить средства так, чтобы извлечь больше U при использовании денег на покупку другого эк.б. там, где U больше. Л-MU ден.ед.

Потр-ль стремиться купить такое кол-во товаров х и у, которое доставит ему наибольшее удовлетворение. Но он не может купить любое кол-вл товаров ху, т.к. его покупательская возможность ограничена доходом. Задача заключается в нахождении мах-ма ф-ции U U=f(x,y) при усл-ии удовлетворения бюджетному уравнению I=Px*X+Py*Y. Ф-ция достигает мах-го значения, если ее первая производная равна 0, а вторая отрицательна. Полученное значение – оптимальный товарный набор при том, что потр-ль тратит весь свой доход на эти блага.


9. Потребительское равновесие (оптимум потребителя).

В отличие от б.линии, угол наклона у кот постоянен (соотношение цен), накло кр.б. различен на каждом участке, чо х-ет угол наклона касательной, проведенной к ней(рис.1). по мере уменьшения tg угла кр.б. становится все более пологой. При этом происходит предельно малое изменение величин х и у. Соотношение м/у изменениями в потреблении х и у выражает MRS одного товара другим.

По мере замещения у х MRS уменьшается, но общий ур-нь U=const MRSxy= _ -dy она показывает, какое кол-во

dx х надо для компенсации потери у. По мере его уменьшения MU увеличивается. Если кол-во х в наборе уменьшится, то MU всего набора изменится на величину MUx*dx, аналогично и с товаром у, при этом MU всего набора постоянна: MUx*dx+MUy*dy=0 => MUx/MUy=-dy/dx, т.к. MRSxy=-dy/dx, то MRSxy=MUx/MUy.

Потр-ль стремиться купить такое кол-во товаров х и у, которое доставит ему наибольшее удовлетворение. Но он не может купить любое кол-вл товаров ху, т.к. его покупательская возможность ограничена доходом. Задача заключается в нахождении мах-ма ф-ции U U=f(x,y) при усл-ии удовлетворения бюджетному уравнению I=Px*X+Py*Y. Ф-ция достигает мах-го значения, если ее первая производная равна 0, а вторая отрицательна. Полученное значение – т. оптимальный товарный набор при том, что потр-ль тратит весь свой доход на эти блага. Кр.б. и б. линия могут иметь 1 т. касания. Это объясняется тем, что наклон кр.б.(MRS) в каждой т. различен. Наклон б. линии в каждой т. постоянен. Каждая б. линия стремится к наиболее отдаленной кр. б., т.к. она несет наиб. U (рис.2). Точка А – т. оптимума потр-ля, т.к. она нах-ся на U2, кот нах-ся выше U1=> в т.А наибольшая полезность, потр-ль ведет себя рационально.

Т. а – т. оптимума потр-ля, б. линия явл касательной к кр. б., угол наклона ее= соотношению цен => в этой т. выполняется рав-во MRS=Px/Py. Это значит, что соотношение, в котором потр-ль при данных ценах способен замещать 1 товар др., равно соотношению, в кот он согласен замещать 1 товар др. MRSxy=MUx/MUy, получим усл-ие оптимума потр-ля:

MUx/MUy= Px/Py или MUx=MUy

Px Py


10. Потребительская корзина.

Индекс потребительских цен показывает изменение среднего уровня цен «корзины» товаров и услуг, потребляемых средней городской семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Он рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированных в базисном году):

PL=Eni=1 Pit*Qi0 , где Pit и Pio – цены i-го блага, соотв-но в

Eni=1 Pio*Q i0 (0) базисном и (t) текущем периоде;

Qi0 – кол-во i-го блага в базисном периоде. Этот индекс не учитывает изменения в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Так ИПЦ, где используется потребительская корзина базисного года, не принимает во внимание изменения в потреблении в текущем периоде (замена более дорогих благ более дешевыми в усл-ях роста цен). Это приводит к завышению стоимости жизни, если в качестве оценочного показателя используется ИПЦ.

Индекс цен – неявный дефлятор ВНП. Он рассчитывается по типу индекса Пааше. В качестве весов – набор благ текущего периода:

Pp=Ei=1n Pit*Qit , где Qit – кол-во i-го блага в тек. периоде.

Ei=1n Pio*Qit Если вместо Q мы подставим весь набор благ ВНП, а вместо Р – их цены, то получим дефлятор ВНП. В отличие от индекса Ласпейреса, индекс Пааше несколько занижает рост цен в эк-ке, т.к. фиксирует динамику структуры весов в текущем периоде, не учитывает влияние на потребителейповышения цен на блага в базисном году. ИЦ используется для определения изменения ст-ти жизни. Для этого рассчитывается изменение ст-ти «тов. корзины». В ряде стран Индекс ст-ти жизни используется для определения динамики реальной з/пл отдельных категорий трудящихся и на этой основе регулируются величины номинальной з/пл, пенсий, пособий и т.д.

Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки индексов Л. и П., усредняя их значения:

PF=(PL*PP)SQRT

С определенным уровнем «потребительской корзины» непосредственно связан мин. Прожиточный ур-нь населения, т.к. учитывает лишь необходимые для жизни наборы товаров. Он (набор) непосредственно связан с уровнем развития страны (раньше был 14 товаров, терь растет). Сейчас ликвидация безработицы, рост пр-ва ведет к расширению потреб. корзины.


11. реакция потребителя на изменение дохода. эффект дохода. Кривые Энгеля.

Проследим влияние на с-с дохода, а не цены. Т.к. соотношение цен = const, то происходит лишь смещение б. линии параллельно себе. Каждому ур-ю дохода соотв-ет новая т. оптимума, кривая, проходящая ч/з точки равновесия – линия «доход-потребление» IEP

Для норм. Благ: имеет + наклон, с увеличением дохода потребление растет (рис.1а)Для нейтральных (независимых) вертикаль (рис.1б).Для инфериорных (низшие сорта колбасы) – наклон(рис.1в)

Кр. Энгеля выражает зав-ть м/у доходом и величиной потр-ия при неизменных ценах и предпочтениях. На основе линии «д-п» путем граф. соответствия м/у т. оптимума потр-ля на линии «д-п» и соотв. величиной дохода. вид опр-ся изменением объема покупок при изменении дохода. возможны 2 ситуации:

С увеличением дохода угол наклона возрастает (сокращение прироста эк. блага с увел. дохода)(рис1б)

С увеличением дохода угол наклона уменьшается (повышение дохода сопровождается приростом блага) (рис1а(нижн. Часть)

  • Для норм. Товаров х-на прямая зав-ть (первая необх-ть) потребление увеличивается медленнее, чем денежный доход (рис.1а).

  • Высококачественные товары – прирост потребления больше, чем прирост дохода (рис.1б)

  • Для товаров нишей категории х-но уменьшение потр-ия с повышением доходов, увеличивается с уменьшением доходов.(картофель, низкие сорта хлеба)


13. Эф-т замены. Эф-т дохода и ф-ция спроса. Нормальные товары и товары низшего качества.

  • Эф-т замены в условиях повышения цены товара х

При повышении цены б. линия сдвигается к нач. коорд. По оси ОХ, линия АС-новая б. линия. Потр-ль ожидает компенсации и остается на прежней кр.б. новая цена на х заставляет потребителя заменить х некоторым кол-ом у. Движение вдоль кривой прекращается, пока линия || новой б. линии не коснулась старой кр.б. в т. Е2 – прежняя полезность при новых ценах х. (рис1).

  • Эф-т дохода в условиях повышения цены товара х

Результатом увеличения цены при отсутствии компенсации является уменьшение доходов потр-ля. Потр-ль вынужден переместиться на новую линию с новыми ценами. Уменьшение дохода вынуждает уменьшить потребление х и у, Е3 принадлежит более низкой кр.б. отношения м/у доходом при изменении цены товара и покупкой большего или меньшего кол-ва товаров зависит от х-ра данного товара (нормальный или низшей категории)

  • Если товар нормальный, то эф-т дохода просто усиливает эф-т замещения. При повышении цены х купят меньше, при уменьшении больше.(рис2)

  • Если товар Гиффена. Здесь (рис3) величина эф-та дохода больше замены.


  • Эф-т замены в условиях понижения цены товара х

При понижении цены на х, б. линия сдвигается от начала коорд. по оси ОХ и образует новую б. линию АС (рис2)., линия || новой б. линии явл. касательной к старой кр. безразличия. Таким образом, потр-ль сохраняет прежнюю U, потребляет больше х и меньше у.


14. Излишек потребителя.

Т. MU утверждает, что при покупке известного кол-ва товаров далеко не всегда происходит эквивалентный обмен. Потребитель довольно часто оказывается в выигрыше. Он называется потребительской рентой или излишком потребителя. Потр-ль приобретает товар опр. вида в таком кол-ве, что MU последней покупаемой ед. равна цене товара. Однако MU каждой предшествовавшей ед. больше, чем последующей. Получается, что U каждой ед. покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому, производя покупку, он оказывается в выигрыше. Излишек потребителя соответствует разнице м/у самой высокой ценой, кот согласился бы уплатить потребитель, и ценой, реально установившейся на рынке данного товара. Иначе, излишек потр-ля – это разность м/у ценой с-са и рыночной ценой.


16. Индекс потребительских цен и индекс стоимости жизни.

Индекс потребительских цен показывает изменение среднего уровня цен «корзины» товаров и услуг, потребляемых средней городской семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Он рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированных в базисном году):

PL=Eni=1 Pit*Qi0 , где Pit и Pio – цены i-го блага, соотв-но в

Eni=1 Pio*Q i0 (0) базисном и (t) текущем периоде;

Qi0 – кол-во i-го блага в базисном периоде. Этот индекс не учитывает изменения в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Так ИПЦ, где используется потребительская корзина базисного года, не принимает во внимание изменения в потреблении в текущем периоде (замена более дорогих благ более дешевыми в усл-ях роста цен). Это приводит к завышению стоимости жизни, если в качестве оценочного показателя используется ИПЦ.

Индекс цен – неявный дефлятор ВНП. Он рассчитывается по типу индекса Пааше. В качестве весов – набор благ текущего периода:

Pp=Ei=1n Pit*Qit , где Qit – кол-во i-го блага в тек. периоде.

Ei=1n Pio*Qit Если вместо Q мы подставим весь набор благ ВНП, а вместо Р – их цены, то получим дефлятор ВНП. В отличие от индекса Ласпейреса, индекс Пааше несколько занижает рост цен в эк-ке, т.к. фиксирует динамику структуры весов в текущем периоде, не учитывает влияние на потребителейповышения цен на блага в базисном году. ИЦ используется для определения изменения ст-ти жизни. Для этого рассчитывается изменение ст-ти «тов. корзины». В ряде стран Индекс ст-ти жизни используется для определения динамики реальной з/пл отдельных категорий трудящихся и на этой основе регулируются величины номинальной з/пл, пенсий, пособий и т.д.

Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки индексов Л. и П., усредняя их значения:

PF=(PL*PP)SQRT


18. Зачем эк-ке нужна фирма? Трансакционные издержки.

Фирма - важнейший социально - эк-ий субъект рын. хоз-ва. Основное ее предназначение – орг-ция пр-ой деятельности в целях эффективного исп-ия ресурсов, получения прибыли. Хозяйственная деятельность фирмы представляет 2-сторонний процесс, объединяющий инф-ию, получаемую посредством рынка, с конкретными эк-ми решениями и их субъективной координацией. Стемообразующим фактором выступает предприниматель.

К наиболее распространенным организациям фирм относятся: индивидуальные частные компании, партнерства(2 или более владельца, не объединенных в 1 юр. лицо), корпорация (мн-во владельцев, объединенных в 1 юр. лицо), кооператив (бизнес, нах-ся в собств-ти группы лиц, объединенных с целью получения прибыли), гос. предприятия. Каждая форма орг-ции эк. деятельности имеет свои преимущества, соответствуют конкретным усл-ям реальной рын. ситуации.

Деятельность фирм всегда сопроваждается разного рода издержками: производственные и по заключению контрактов. Договор всегда предполагает трансакционные издержки (по сделкам):

  • С информации. Она предподагает изучение рынка, D, S, P, кол-ва продавцов, покупателей.

  • С заключения договора

  • С его выполнения

  • Судебные С с нарушением контракта

  • С оппортунизма, т.е. реализация своих интересов с нарушением интересов других (нарушение инф. о состоянии фирмы, убийство, грабеж партнера и т.д.)

С этими С приходится сталкиваться фирмам в повседневной жизни.


21. Фирма в коротком периоде. Производство с одним переменным фактором.

Эк. деятельность фирмы может быть описана производственной ф-ей: Q=f(F1,F2,…,Fn), где Q-мах объем пр-ва при данных затратах, F-кол-во использованного фактора f. Предположим, что F1-переменный фактор, тогда когда все остальные постоянные. Для того, чтобы отразить влияние переменного фактора необходимо понятие TP – кол-во благ, произведенных с исп-еи переменного фактора, АР получим разделив ТР на кол-вол переменного ф-ра, МР – определяется как прирост ЕГ, полученный в результате бесконечно малых приращений кол-ва использованного переменного ф-ра: МР=dTU/dF1.

Практическое значение АР-показатель пр-ти исп-ия факторов пр-ва. Чаще всего измеряется APL – существует показатель пр-ти труда, а МР измеряет дополнительный продукт (М пр-ть).

В коротком периоде сущ-ет строгая зависимость м/у величиной ТР и МР, однако для нахождения эф-го варианта исп-ия переменного ресурса (сколько нанять рабочих). Принципиальное значение имеет величина АР. Точка оптимального выбора пр-ля в коротком периоде явл-ся рав-во величины МР=АР (рис1) в точке, где МР=0, ТР-мах.

На 1 стадии АР, ТР, МР растут, экстенсивный рост

На 2 стадии ТР, АР растут, МР убывает, интенсивный рост

На 3 стадии ТР растет, АР,МР снижаются, экстенсивный рост

На 4 стадии ТР, АР и МР снижаются, отрицательный рост.

Для оптимума надо нанять МР+АР (т. пересечения их гр-ов). Наиболее эф-ая стадия пр-ва 2(интенсивного роста). 1-экст. Рост, не ней идет быстрый рост МР=> что прирост ТР достигается за счет больших капиталовооруженности труда. Именно накопление К обеспечивает высокий прирост продукта. dTP/dxL>0, на 2 ст. интенсивный использование К, при незначительном увеличении рабочей силы, d2TP/dx2L<0.