Реферат: Налоги и налоговая система
Кафедра 502-«Экономика предприятия»
Курсовая работа на тему:
«Налоги и налоговая система»
П Л А Н
I. Введение. Сущность налогов.
II. Основная часть.
1. Элементы налога.
2. Налогообложение в России.
3. Основы налоговой системы.
3.1.Источники налоговых платежей.
3.2.Объекты налогообложения.
3.3.Классификация налогов.
4. Налог на прибыль и налог на имущество. Основные положения. Сборы и пошлины.
5. Службы налогового контроля.
III. Заключение.
1. Недостатки налоговой системы России.
2. Оптимизация налоговой системы.
I. Введение. Сущность налогов.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Налоги – это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.
Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:
- власть вправе устанавливать налоги
- всеобщность( каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
- однократность налогообложения ( один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
- очередность взимания налогов из одного источника( для уменьшения налогового бремени)
- определенность налогообложения ( что и по какой ставкеоблагается налогом ) .
II.Основная часть.
1. Элементы налога.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
* объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
* субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
* источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
* ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
* налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
* срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
* правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
2. Налогообложение в России
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают определенное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Сформировавшаяся в России система налогообложения отличается от принятой в западных странах. Это отличие проявляется в большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС. В то же время в России крайне невелика доля индивидуального подоходного налога.
Налоговая система, отвечающая мировым стандартам, в России действует с 1992 года. Но если в странах рыночной экономики налоговая система выполняет функции одного из регуляторов экономики, а налоговые службы осуществляют связь предпринимателя с государством, то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят фискальный характер, а налоговые органы основной задачей считают поиск нарушителей и их наказание. Регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо.
Другая отрицательная черта налогового законодательства России – его нестабильность. Нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения, появляются часто и порой противоречат друг другу, нередко они имеют неточные формулировки.
Налоговая система России является одной из самых “молодых” в мировой практике. При ее начальном формировании изучался опыт многих западных стран (особенно Германии, Канады, США, Швеции). Были введены прямые налоги: налог на прибыль, прогрессивный подоходный налог с физических лиц, платежи за использование природных ресурсов, налоги на имущество.
Косвенное налогообложение внешне отражает западный опыт: в России введены налоги на добавленную стоимость, совокупность акцизов, посредством которых государство аккумулирует в бюджет рентные доходы, особенно по таким товарам, как нефть и газ. Но в отличие от западной практики, косвенное налогообложение выступает основным источником доходных поступлений: в 1999 г. на долю косвенных налогов приходилось 70,7% налоговых поступлений в федеральный бюджет России.
3. Основы налоговой системы.
По Закону Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз за определенный законом период налогообложения.
Налогоплательщик обязан:
· своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
· вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
· представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
· выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
Налогоплательщик имеет право:
· пользоваться льготами по уплате налогов;
· знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
· обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;
Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.
1.Федеральные налоги.
Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных налогов относятся:
- налог на добавленную стоимость
- налог на прибыль предприятий
- акцизы
- госпошлина
- таможенные доходы
- подоходный налог с физических лиц и т.д.
2. Региональные налоги.
Они включают платежи трех групп:
- установленные федеральными законами, взимание их обязательно на территории всех субъектов РФ (налог на имущество предприятий, плата за воду). Порядок уплаты этих налогов на территории субъектов может отличаться, т.к. органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
- Факультативные налоги, которые тоже устанавливаются федеральными законами, но вводятся органом представительской власти субъекта РФ по его усмотрению и только тогда приобретают обязательную силу (сбор на нужды образовательных учреждений)
- налоги, устанавливаемые органами представительной власти субъектов РФ по собственному усмотрению.
Местные налоги – они поступают в местные бюджеты.
Три из них – налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – установлены законами РФ и взимаются в обязательном порядке на территории всей страны. Остальные (сбор за право торговли, налог на содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах и др.)- факультативны. Закон об основах налоговой системы устанавливает максимальные ставки по большинству из них, объекты обложения и круг плательщиков. Но обязательную силу они получают только после принятия решения представительными органами власти местного самоуправления.
Третью группу местных налогов составляют налоги и сборы, устанавливаемые местными органами власти по собственному усмотрению.
По субъектам (плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц.
К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др.
Ко второй – подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др.
Но есть группа налогов общих для физических и юридических лиц. Это земельный налог, налоги, зачисляемые в дорожные фонды – налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и др.
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет, а целевые – во внебюджетные целевые фонды.
В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Налоговая система РФ переходит к активному использованию косвенных налогов.
Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику – его доходам, имуществу и т.д. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадает.
Прямые налоги – наиболее ранняя форма налогообложения. В числе первых возникли подушный, поземельный, подомовой налоги. В настоящее время в РФ прямыми налогами являются подоходный налог, земельный налог, налог с имущества – они составляют большую часть среди всех налогов.
Косвенные налоги отличаются от прямых своей замаскированностью. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и поэтому он не связан с доходом или имуществом плательщика. Закон возлагает внесения суммы налога в казну на предприятие, которое производит или реализует товары, оказывает услуги за счет выручки. На самом же деле этот налог платит потребитель, который приобретает эти товары или услуги по ценам, которые повышены на сумму косвенного налога. Такими косвенными налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж.
Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги – несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.
В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.
Объектами налогообложения для юридических лиц могут быть прибыль, доход, стоимость определенных товаров, а так же имущество. Соответственно этому юридические лица уплачивают налоги: на добавленную стоимость, на прибыль, на доходы банков и от страховой деятельности, на имущество предприятий. На них распространяется также ряд налогов целевого назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам – налоги в дорожные фонды, земельный налог.
Наиболее существенны из них по числу плательщиков и по зачисляемым суммам - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы.
Налог на прибыль
Его плательщиками являются предприятия и организации имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), исчисляется исходя из полученной выручки от реализации и затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Для предприятий осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен.
Затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты – предварительной или последующей.
Материальные затраты (сырье, материалы, зап.части) включаются в себестоимость продукции в том периоде, в котором они были использованы при производстве продукции.
Стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или гражданами без образования юридического лица, включается в издержки производства в том периоде, в котором они были выполнены.
Затраты на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, работающего по трудовому соглашению, совместительству, включаются в себестоимость продукции в том периоде, в котором когда была выполнена эта работа.
Платежи за пользование кредитами банков подлежат включению в себестоимость продукции равномерно в течении срока действия кредитного договора.Включение в себестоимость продукцииуслуг банков по расчетно-кассовому обслуживанию, услуг вычислстельных центров, информационных и других услуг, оказываемых сторонними организациями , производится в момент их оплаты.
Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет исходя изоблагаемой прибыли и установленной ставке налога. Ставка налога на прибыль, в зависимости от вида деятельности предприятия, составляет от 30% до 35%.
Налог на имущество
Плательщиками налога на имущество являются прдприятия имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а так же иностранные лица, которые ведут предпринимательскую деятельность в РФ.
Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, оно представляет собой слвлкупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат. Стоимость основных средств, нематериальных активов и МБП принимается за вычетом сумм начисленного износа. Определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятий неможет превышать 2% от налогооблагаемой базы. Ставки налога на имущество предприятий определены в зависимости от вида деятельности предприятия. Сумма этого налога вносится в бюджет в первоочередном порядке, ежеквартально нарастающим итогом.
В Российской Федерации существует широкая система налогов с ее граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, именуемых в налоговом законодательстве термином физические лица.
По действующему законодательству с физических лиц взимаются: подоходный налог, налог на имущество, налог с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования. Помимо этого устанавливаются целевые и общие с юридическими лицами налоги: земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, налог на операции с ценными бумагами. Кроме того, с граждан взимаются в соответствующих случаях значительное число разнообразных сборов, пошлин и другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему России.
Сбор – это денежная плата, взимаемая с плательщика государственными органами за предоставление права участия или использования материальных или нематериальных объектов.
Пошлина – это денежный сбор, взимаемый с юридических лиц и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и выдачи документов, имеющих юридическое значение. Государственная пошлина подразделяется на таможенно - пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товаров /продукции/ через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, уплата госпошлины за предъявление иска в арбитражном суде.
Сборы и пошлины отличаются от налогов . Некоторая часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги, предоставляемые государством или платой за получение разрешения на какую – либо деятельность. Такие платежи обычно носят разовый характер. Налогом в отличии от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения /имущества, дохода и т. п./ налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.
С налогами их объединяют такие общие черты, как: обязательность уплаты при указанных законодательством фактах, внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня: возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов – государственную налоговую службу, а в соответствующих случаях – на таможенные органы, с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия.
Службы налогового контроля.
В соответствии с Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.91. в стране создана Государственная налоговая служба, которая подчиняется Президенту и Правительству РФ. Она состоит из государственных налоговых инспекций краев и областей, городов и районов. Каждая инспекция имеет статус юридического лица. Задачей налоговой инспекции является учет налогоплательщиков и обязательных платежей в бюджет, контроль за своевременностью предоставления отчетов и балансов, их проверка. Органы налоговой службы имееют право приостанавливать работу предприятий и граждан по расчетным счетам в банках и других финансово-кредитных учреждениях, изымать у предприятий документацию, применять финансовые санкции, взыскивать в бюджет недоимки, налагать штрафы и т.д.
В 1993 году был принят Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Ее задачей является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности работы налоговых органов. Налоговая полиция наделяется правами: проводить оперативно-розыскные мероприятия. Осуществлять производство по делам о налоговых преступлениях, исполнять принятые судами решения, налагать арест на имущество юридических и физических лиц.
III. Заключение.
Недостатки налоговой системы России.
Налоги – один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти. В настоящее время перед государством стоят несколько иные задачи, однако, главное предназначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, осталось.
Налоги – совокупность финансовых отношений, они связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для выполнения его функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Налоги это объективная необходимость, они обусловлены развитием общества. Государство формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Налоговая система и предприятия слабо связаны между собой. Потеря взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает.
Пути оптимизации налоговой системы России.
1. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов,
2. Укрепить доходную базу бюджетной системы,
3. Создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими:
1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
Список использованной литературы:
1. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-1996.
2. Коровкин В.В., Кузнецов Г.В. Налоговая проверка предприятия – Москва, 1996г.
3. Камаев В.Д., Учебник по основам экономической теории, Москва, 1998г.
4. Гуреев В.И., Российское финансовое право, - Москва, 1997г.