Реферат: Планирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Реферат

по предмету

История планирования

на тему:

«Планирование народного хозяйства»


                                                

                                                Выполнил студент гр.2.2.

                            Байгужин С.Р.

                                                                     Проверил зам. Декана эконом. Фак-та.

                            Кузбеков Т.Х.


Уфа 2001г.

 

Содержание.


Введение.

Глава 1.

Сущность планирования народного хозяйства.

Глава 2.

 

Принципы методологии планирования.

 

Список использованной литературы.


Введение.

 

В своем реферате я рассмотрел два основных вопроса касающиеся планирования народного хозяйства. Так как эта тема довольно актуальна в наши дни, и хотя мы не используем такие устаревшие термины как «планирование» а в основном «бизнес план» для какой либо фирмы, то смысл остается прежним.

Россия уже шагнула в новое тысячелетие, в новом обличии, уже давно прекратились так называемые пятилетние планы мы, по моему мнению, стали развиваться более планомерно, хотя еще происходят скачки в нашей экономике.

   


Глава 1.

Сущность планирования народного хозяйства.

 

  Планирование народного хозяйства, основные идеи и принци­пы которого были разработаны В. И. Лениным, рассматривается нашей партией и Советским государством как условие успешного развития социалистической экономики и культуры, кровное дело всего народа.

В Директивах XXIV съезда КПСС указывается: «Наша эконо­мика развивается по единому плану, что обеспечивает высокие темны ее роста, пропорциональность и эффективность развития ее отраслей, неуклонное повышение жизненного уровня трудя­щихся, всестороннее развитие социалистической культуры».

В общей системе научного управления социалистическим об­ществом планирование народного хозяйства является централь­ным звеном. Планирование связано с выработкой решений партии и социалистического государства по управлению народным хозяй­ством. Содержание процесса планирования состоит в разработке, обосновании, обеспечении возможности выполнения и организации проверки выполнения народнохозяйственных планов.

Планирование народного хозяйства является, но только много­образной практической деятельностью, но и возникшей под ее влиянием обширной областью экономической науки. Выводы науки о планировании народного хозяйства проверяются практи­кой и в то же время вооружают ее новыми эффективными мето­дами и рекомендациями.

В системе экономических наук планирование народного хозяй­ства стоит между политической экономией и отраслевыми экономиками. Политическая экономия изучает законы развития об­щественного воспроизводства. Анализ этих законов составляет теоретическую базу науки планирования, которая конкретизирует характеристику закономерностей воспроизводства общественного продукта, исследует специфику проявления экономических зако­нов, определяющую содержание народнохозяйственных планов.

Отраслевые экономики, исходя из основных положений науки о планировании народного хозяйства, исследуют особенности пла­номерной организации процессов воспроизводства в отдельных от­раслях.

В планировании народного хозяйства используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые отра­слевыми экономиками и другими экономическими науками, та­кими, как статистика, финансы и кредит, бухгалтерский учет и т. д. Кроме того, наука о планировании тесно связана с матема­тикой, техническими и естественными науками.

Планирование народного хозяйства одновременно является и экономическим, и социальным планированием. Решая задачи раз­вития экономики, планы (особенно перспективные) всегда преду­сматривали решение крупнейших социальных проблем (ликвида­ция эксплуататорских классов, устранение противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и дерев­ней, обеспечение фактического равноправия нации и др.)

 Использование объективных экономических законов в планиро­вании народного хозяйства носит комплексный характер. Это пря­мо вытекает из того, что все стороны общественной жизни взаимо­связаны и взаимообусловлены, а значит, и все разделы плана должны находиться во взаимной причинно-следственной связи. Комплексный характер использования объективных законов об­щественного развития легко обнаружить на примере любого раз­дела народнохозяйственного плана. Конечно, в соответствии со спецификой отдельных разделов плана всегда некоторые законы выдвигаются вперед, но действие их должно учитываться только в общей системе объективных законов.

Определяющая, ведущая роль в системе экономических зако­нов принадлежит основному закону. Он является главным регулятором развития социалистической экономики, хотя все экономические законы оказывают определенное регулирующее воздействие на нее.

Основной экономический закон социализма реализуется в планировании через все разделы плана, но, прежде всего через план роста жизненного уровня населения, производственную и строительную программу, план научно-технического прогресса.

Закон планомерного, пропорционального развития реализу­ется посредством балансовой увязки и согласования разделов народнохозяйственного плана, планирования темпов и пропорций развития экономики и культуры.

Закон неуклонного роста производительности труда и закон распределения, но труду проявляются и планировании производи­тельности труда, установлении пропорции в распределении и ис­пользовании трудовых ресурсов, планировании фондов оплаты по труду и общественных фондов потребления, в определении фондов экономического стимулирования.

Закон возвышения потребностей, закон непрерывного роста жизненного уровня, закон социалистического накопления исполь­зуются при установлении пропорций и распределении националь­ного дохода на фонды потребления и накопления, разработке про­граммы повышения жизненного уровня, определении заданий по росту реальных доходов и развитию сферы обслуживания, разра­ботке строительной программы плана и т. п.


Глава 2.

 

Принципы методологии планирования.

 

   Методологической основой всех естественных и общественных наук является диалектический материализм. В нем все науки находят единственно научный метод и теорию познания потому, что он, опираясь на данные этих наук, правильно отображает общие закономерности развития природы, общества и мышления.

Диалектический материализм служит методологической основой для науки о планировании народного хозяйства. Изучение форм проявления и использования объективных законов общественного развития в условиях планомерного развития общества может быть  научным только тогда, когда они исследуются, исходя из материалистической теории познания и в соответствии с законами диалектики.

Но каждая наука, в том числе и наука о планировании, со­здает применительно к тому предмету, который она изучает, свою собственную методологию, которая не заменяет общей мето­дологии, а дополняет ее с учетом особенностей изучаемых явле­ний. Методологический раздел теории (науки) планирования охватывает методологию, методику, логику планирования, прин­ципы построения системы показателей плана.

Методологию планирования можно определить как совокуп­ность его принципов, т. е. наиболее общих, коренных закономер­ностей разработки, обоснования плановых заданий и обеспечения выполнения планов, а методику планирования (неотъемлемую часть методологии) как совокупность методов, приемов, спосо­бов разработки, обоснования, проверки выполнения плановых заданий. Методология и методика планирования едины для всех разновидностей планов, но на различных стадиях планирования используются и специфические приемы.

Среди методологических принципов планирования, прежде всего, необходимо выделить общие принципы управления народным хо­зяйством:

-        единство политики и экономики при приоритете политического подхода (партийность управления);

-        научность управления;

-        демократический централизм;

-        сочетание интересов общества, коллективов, личности при приоритете общественных интересов;

  Кроме того, планирование имеет специфические принципы: обеспечения про­порциональности в народном хозяйстве на основе выделения ведущих звеньев; единства и комплексности планов; единства разработки, обеспечения возможности выполнения, и проверки выполнения планов.

Выработанные наукой о планировании народного хозяйства принципы и методы разработки и обоснования планов многократ­но проверены па практике и позволяют успешно решать сложней­шие задачи планомерной организации общественного производ­ства, поддерживать высокие и устойчивые темпы развития эко­номики, обеспечивать неуклонный рост народного благосостояния и культуры.

Без перспективных планов невозможно определить главные направления развития экономики и культуры, осуществить корен­ные структурные изменения в экономике, обеспечить решение важнейших социальных проблем. Коренные вопросы научно-тех­нического прогресса, создания новых отраслей производства и новых промышленных узлов, комплексного развития союзных республик и экономических районов, повышения жизненного уровня трудящихся также могут быть решены только в перспек­тивных планах.

Перспективное планирование в СССР началось с разработки плана ГОЭЛРО, рассчитанного на 10—15 лет, и развивалось преи­мущественно на основе пятилетних планов. Выбор пятилетнего срока объясняется тем, что он достаточен для строительства и ввода в действие крупных промышленных предприятий и соору­жений, ирригационных и мелиоративных систем, железных дорог, для проведения мероприятий по технической реконструкции от­раслей народного хозяйства, подготовки кадров специалистов и других серьезных изменений в хозяйственной жизни.

При разработке пятилетнего плана можно достаточно точно определять направления и предвидеть экономические результаты развития техники.

Кроме того, для планирования очень важно, чтобы плановые задания по росту производства и жизненного уровня населения активно воспринимались трудящимися уже в момент утверждения плана. Это во многом способствует его выполнению. Опыт показал, что пятилетки являются эффективной формой мобилизации тру­дящихся для решения крупных задач хозяйственного строительства.

Пятилетний план с по годовым распределением его заданий признан основной формой народнохозяйственного планирования, однако перспективные планы могут разрабатываться на более длительный срок. Например, в послевоенный период были составлены генеральный план электрификации железных дорог СССР, гене­ральные планы реконструкции Москвы и столиц союзных респуб­лик и др. Разработка долгосрочного плана развития народного хозяйства является в настоящее время весьма актуальной задачей совершенствования методологии планирования.

                                                                                                                                                              

Список использованной литературы.

1) М.З. Бор «Основы планирования народного хозяйства СССР»

Издат. «Экономика» М. 1971г.

2)В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 44.

3)Курс лекций «История планирования» Уфа 2001г.