Реферат: Предпринимательство
Министерство Общего и Профессионального Образования Российской Федерации
Иркутская Государственная Экономическая Академия
Курсовая работа
Тема: “Предпринимательство: сущность и роль в экономическом развитии. Формы и сферы”.
Выполнил:
студент МРК-00-3,
Кинякин Лев
Проверил:
ИРКУТСК 2001г.
План.
1.Введение. Стр.3
2.Субьекты предпринимательской деятельности: Стр.4
а) потребитель,
б) государство,
в) наемный работник,
г) партнер.
3.Формы предпринимательской деятельности: Стр.7
а) индивидуальная,
б) коллективная.
4. Посреднические функции предпринимательской
деятельности. Стр.17
5.Риск в бизнесе. Стр.22
6.Государственная поддержка развития
предпринимательства в России. Стр.23
7. Заключение. Стр.25
1. Введение.
У истоков теории предпринимательства стоял шотландский экономист французского происхождения Р. Кантильен, который и ввел понятие «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильену, предприниматель- это человек с неопределенными, нефиксированными доходами. Это и крестьянин, и ремесленник, и торговец, и даже разбойник. Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, неизвестной пока и ему самому, следовательно, риск- это главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствии со спросом на различных рынках. Предприниматель- лицо, которое берется за свой счет и риск, произвести какой-либо продукт, в свою пользу.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, которая считается ныне одним из основных факторов экономического роста, важнейшим условием функционирования рыночной системы. Это - динамичный, новаторский процесс. Это- процесс создания чего- то нового, обладающего ценностью, процесс, приносящий денежный доход и приносящий личное удовлетворение достигнутым результатом. Предпринимательство не обязательно означает изобретение чего- то нового. Оно может проявляться и в поиске нового рынка сбыта и в использовании различия цен на двух и более рынках. Всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей. Предприниматель- это человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия, разработкой новой идеи, или нового вида продукции, предлагаемого обществу. Он в состоянии творчески решать задачи согласования потребностей с экономическими ресурсами. Умение находить идеи, ставить цели, осуществлять их в конкретных делах - одна из характерных черт преуспевающих предпринимателей. Предприниматель должен обладать такими качествами, как: инициативность, решительность, упорство, ответственность, организаторские способности, умение убеждать и устанавливать связи. Он должен быть компетентным в той области бизнеса, в которой намечает или ведет собственное дело. Предприниматель должен хорошо представлять, что такое рынок и какие инструменты и зависимости здесь действуют. Необходимо четко знать правовую сторону дела - соответствующие разделы законодательства, налоговую систему, ориентироваться в технологии производства, выпускаемой продукции, возможностях сбыта.
2. Субъекты предпринимательской деятельности:
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект. Он вынужден взаимодействовать с потребителем, а так же с государством. Во взаимоотношениях предпринимателя с потребителем предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. Потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Все что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае положительной оценки потребителя, которая заключается в готовности приобрести тот или иной товар. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель должен действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может сформировать спрос потребителя, создать новые покупательские потребности. Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
- новизна товара и интерес к нему потребителя;
- качество;
- цена, доступность товара;
- соответствие государственным стандартам;
- возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
- привлекательность рекламы товара и т.д.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий и тех целей, какие ставит перед собой государство. В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
- тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
- посторонним наблюдателем. Когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
- ускорителем предпринимательского процесса, когда государство берет на себя образовательные функции, то есть функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания трех основных элементов и их эффективного использования:
а) общеэкономической теории;
б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;
в) умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке.
Когда государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. С этой целью государством разрабатываются специальные программы по поддержке предпринимателей. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, стремится к учреждению консультационных, юридических или иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а так же подготовку кадров для предпринимательских структур.
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя так же относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество предпринимательской идеи. Часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата) а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). Предприниматель старается разрешить эту проблему подбором кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Вовлечение наемного работника в производственный процесс свойственно европейской системе организации труда, когда каждый работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью. Для японо-американской системы организации труда характерно, когда каждый работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является более эффективной по отношению к первой. Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только установлением приемлемого уровня заработной платы.
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение действовать в союзе с другими предпринимателями, вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей. К примеру, если предприниматель планирует производить кухонную мебель, то ему необходимо определить, где, у кого и на каких условиях (и есть ли такая возможность) он сможет приобрести все необходимое для организации производства: древесину, фурнитуру, оборудование и т. д. Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности. Таким образом, предприниматель рассматривает партнера как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношения с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
3. Формы предпринимательской деятельности:
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль- это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара.
Предпринимательство, как особая форма осуществления экономической активности, может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. Выделяют две основные организационно-правовые формы предпринимательства: индивидуальное и коллективное предпринимательство.
Частная фирма основывается на личной собственности одного лица, имеющего полное право на получение в результате хозяйственной деятельности прибыль и полностью ответственность за любые убытки. Преимущества этой формы заключается в легкости учреждения фирмы, значительной свободе и гибкости действий, наличия сильных стимулов эффективности дела.
Основной недостаток- ограниченность финансовых ресурсов, неразделенность имущественной ответственности их владельцев. Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности. В случае образования долга предприниматель расплачивается всем своим имуществом.
Российская особенность этой формы состоит в том, что индивидуальным предпринимательством можно заниматься с образованием фирмы или образования юридического лица. Если предприниматель предпочитает не образовывать фирму, то, заплатив установленную пошлину, он приобретает в местных органах власти патент на право заниматься предпринимательской деятельностью. С полученных доходов он выплачивает налоги по ставкам налогов на физических лиц. Предприниматель несет имущественную ответственность в пределах своего имущества не зависимо от его использования в своей деятельности. Можно также зарегистрировать в местных органах власти индивидуальное частное предприятие, но и представить устав предприятия, отражающий его капитал и виды деятельности. В данном случае имущественная ответственность распространяется на капитал данного предприятия. Такое различие (не принятое в других странах) объясняется задачей поддержки развития российского предпринимательства в переходный период. Необходимо отметить быстрые темпы прироста численности предприятий и индивидуальных предпринимателей. За последние шесть лет прирост численности составлял 10- 15% в год. При этом заметно преобладание предприятий сферы торговли по сравнению с предпринимателями продовольственной сферы. Это обусловлено особенностями переходного периода российской экономики, своеобразием финансово-инвестиционной налоговой систем. В России, по формам собственности, на сегодняшний день прочно доминируют предприятия частной формы собственности. Роль малых предприятий в экономической системе заключается в следующем:
- формирование новых конкурентных рынков;
- стремление к повышению качества продукции в условиях конкуренции;
- создание значительного количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более эффективное использование источников местного сырья;
- ускорение инновационных процессов в различных отраслях народного хозяйства.
Наличие большого числа малых предприятий в экономике придает экономической системе гибкость, маневренность, приспособляемость к быстро изменяющейся обстановке.
В переходный период основные факторы производства - капитал (средства производства) и рабочая сила - сосредоточены в сфере бывших крупных государственных и средних предприятий.
Поэтому в интересах субъектов малого предпринимательства от государства потребуется система льгот и гарантий для многих экономических структур, ориентированных на финансовую поддержку малых предприятий. Деятельность органов власти и управления по оживлению экономики направлена на поиск эффективных мер вмешательства в процесс перехода действующих промышленных предприятий на рыночные принципы хозяйствования и активную поддержку предпринимательства, главным образом финансовую. Но задачи эти решаются в отрыве одна от другой. В результате действующие предприятия сталкиваются с проблемой увеличения невостребованных средств производства, а предпринимательство, наоборот, остро ощущает отсутствие материально-технической базы. Особая роль здесь принадлежит местным рынкам. В условиях сокращения объема конечной продукции на рынках России, СНГ и мировое финансовое состояние в немалой степени может быть улучшено за счет наращивания объема реализации товара внутренних, структурных подразделений (цехов и служб) на местном рынке. Изучение опыта стран со сложившимся рынком свидетельствует, что создаются необходимые предпосылки для доступа предпринимателей к новым передовым технологиям. Так в Японии правительственные, центральные и префектурные организации предоставляют оборудование и информацию, осуществляют техническое руководство и помогают в осуществлении научных и исследовательских работ. Органы управления всех уровней раз в месяц проводят для различных групп малых предприятий обмен информацией по вопросам технологии. В нашей стране задача освоения новой продукции и повышения ее конкурентоспособности за счет использования новых передовых технологий также актуальна для предпринимателей. Сложность заключается в том, что они не располагают достаточными финансовыми ресурсами, кадровым и производственным потенциалом. Имеется большое количество предприятий, которые простаивают, цеха не достроены, там нечем занять людей. Можно на определенных условиях отдать эти площади малым предприятиям, чтобы они, используя оборудование и труд инженеров, менеджеров, а так же маркетинговые службы предприятий, производили товары массового потребления, которые нужны рынку. Не получится у них - они уйдут, появятся другие. Надо создать критическую массу собственников. Тогда начнется настоящая конкуренция, настоящий рынок. Государству надо оказывать малым предприятиям экономическую помощь, защищать их, чтобы их не обворовывали, чтобы их не добивал рекет. Рабочие места при неизбежном закрытии многих крупных предприятий могут быть созданы за счет малых предприятий. Если есть широкий круг малых предприятий, то есть и конкуренция, а это значит уменьшение инфляции, укрепление рубля, увеличение поступлений в бюджет.
Наиболее распространенными фирмами коллективной предпринимательской деятельности являются хозяйственные товарищества и общества, в которых может осуществиться любая деятельность: производственная, торговая, посредническая, страховая и т.д. Товарищества и общества имеют много общих черт:
- они являются юридическими лицами;
- основной целью их деятельности является получение прибыли и распределения ее между собой (участниками);
- они являются единственными собственниками своего имущества;
- они образуются по договору их учредителей на добровольной основе.
Различия заключается в том, что товарищества рассматриваются законом как объединения капиталов. Общества в отличие от товариществ, не предлагают (хотя и не исключают) личного участия учредителей в его делах. Общества могут создаваться и одним лицом и иметь единственного участника (в форме О.О.О.). Капитал компании формируется из первых взносов ее участников. Все виды вкладов получают денежную оценку по соглашению между участниками. Распределение полученной прибыли осуществляется в соответствии доли капитала участника компании. По степени имущественной ответственности компании делятся на полные, ограниченные и смешанные.
Полное товарищество возникает на принципах полной и солидарной имущественной ответственности. Деятельность участников считается деятельностью самого товарищества, и каждый из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и личным, независимо от того, используется ли оно в деятельности фирмы или нет. Полное товарищество предполагает высокую степень доверия друг другу, по этому круг участников весьма ограничен. Для образования полного товарищества необходим один учредительный документ - учредительный договор, с указанием складочного капитала. При выходе участника из товарищества его вклад изымается в той же форме, в какой был внесен.
Товарищество на вере состоит из двух групп участников. Одни осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут неограниченную ответственность всем своим имуществом (полные товарищи), другие (вкладчики) вносят вклады в имущество товарищества, но не отвечают личным имуществом по его обязательствам, а несут лишь риск утраты своего вклада. Потому они вынуждены полностью доверять участникам с полной ответственностью. Возможности товариществ обычно не велики из-за небольших размеров складочного капитала. Общество с ограниченной ответственностью - это такое предприятие уставной капитал которого разделен на доли, а участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, лишь в пределах своих вкладов. Таким образом, их ответственность по обязательствам общества ограничивается суммой вклада, откуда и происходит название «общество с ограниченной ответственностью». При этом речь идет об ограниченной ответственности не самого общества, а его участников. Общество с ограниченной ответственностью имеет два учредительных документа: устав и учредительный договор. На момент регистрации общества уставной капитал должен быть оплачен его участниками не меньше чем на половину, остальная часть уставного капитала должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. Если это не будет сделано, то уставной капитал общества должен быть соответственно уменьшен или общество должно быть ликвидировано. Увеличение уставного капитала общества допускается лишь после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме. Высшим органом управления является общее собрание участников.
Общество с дополнительной ответственностью является модификацией общества с ограниченной ответственностью с тем лишь отличием, что участники такого общества несут дополнительную ответственность в кратном размере своему вкладу.
Акционерное общество - наиболее распространенный вид корпоративного предприятия. В Российской Федерации акционерные общества широко создавались еще в 20-е годы в период нэпа, но с усилением административных начал в экономике уже в 30- е годы были в основном ликвидированы и заменены государственными предприятиями. Сохранились лишь некоторые акционерные общества, деятельность которых была связана с иностранным элементом: Интурист, Внешторгбанк и др. В начале 90-ых годов в связи с переходом к рыночной экономике акционерные общества вновь получили широкое распространение. Акционерным является такое хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций (ценные бумаги равной номинальной стоимостью). Акция представляет собой единицу уставного капитала. Акционеры не несут ответственности по обязательствам общества. Только при не оплате полной стоимости акций акционеры несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах не оплаченной части принадлежащих им акций. Учредительным документом акционерного общества является его устав. Высшим органом управления является общее собрание акционеров.
Акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые. Открытое акционерное общество создается путем открытой подписки на акции: акционеры такого общества вправе свободно распоряжаться принадлежащим им акциями. Годовые бухгалтерские балансы и отчеты такого общества должны обязательно публиковаться. Число акционеров открытого акционерного общества не ограничивается.
В закрытом акционерном обществе все акции распределяются между учредителями. Акционеры такого общества могут распоряжаться своими акциями, но в этом случае у других акционеров имеется преимущественной покупки акций. Публичная отчетность в акционерных обществах закрытого типа не обязательна. Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50. Имущество акционерного общества принадлежит ему на праве собственности. Акционеры имеют лишь обязательственное право требования к обществу. Имущество общества отображается в его самостоятельном балансе. Важнейшую часть имущества общества составляет его уставной капитал. Минимальный размер уставного капитала для открытого типа общества 1000 минимальных окладов заработной платы, а для закрытого 100 минимальных окладов заработной платы. Уставной капитал акционерного общества подразделяется на акции. Акции могут выпускаться только акционерными обществами. Они подразделяются на именные и предъявительские. Акции подразделяются на обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные акции дают право на получение дивиденда и право голоса на общественном собрании акционеров. Привилегированная акция дает право в заранее определенном размере. Количество привилегированных акций не должно превышать 25% уставного капитала. Владельцы привилегированных акций не имеют право голоса на общем собрании акционеров. Основным видом привилегированных акций являются кумулятивные акции. По таким акциям дивиденды выплачиваются не ежегодно, а могут накапливаться в соответствии с порядком, предусмотренным в уставе общества. Дивиденды выплачиваются за счет прибыли общества; они могут распределяться ежеквартально, один раз в полугодие или по годовым результатам деятельности общества. Высшим органом управления закрытого общества является общее собрание акционеров. Общее собрание правомочно принимать решения, если на нем присутствуют акционеры, имеющие 50% голосующих акций. Общее собрание избирает совет директоров (наблюдательный совет) на один год, который определяет приоритетные направления деятельности общества, размещает облигации и другие ценные бумаги, использует резервные и другие фонды, решает многие другие вопросы. В акционерном обществе реальная власть сосредотачивается в руках учредителей, управляющих (менеджеров), а не акционеров, и менеджеры часто действуют самостоятельно и независимо. Лишь контрольный пакет акций того или иного члена корпорации заставляет их соблюдать требования последних. Приобрести контрольный пакет акций очень сложно. Акционерное общество несет тяжелое налоговое бремя: облагается налогами его доход, необходимо платить в страховой, пенсионный и другие фонды. Помимо этого, налогом облагается заработная плата работников, доход акционеров по дивидендам. По сравнению с другими формами акционерные общества более устойчивы и стабильны, способны осуществлять крупномасштабные проекты.
Законодательство предусматривает наличие таких форм, как государственные и муниципальные предприятия. Собственником государственных предприятий является государство в лице федеральных (областных) органов управления, собственником муниципальных предприятий - органы местного самоуправления. Собственником выступает государство (муниципалитет), но оно не отвечает по долгам своих предприятий.
Существует еще одна, особая форма коллективного предпринимательства и организации трудовой деятельности граждан, основанная на началах равенства всех ее участников. Это производственные кооперативы(артели)- объединения граждан, не являющихся предпринимателями, которые создаются для совместной хозяйственной деятельности на базе личного трудового участия и объединения некоторых имущественных взносов(паев). Члены кооператива несут дополнительную ответственность по его долгам своим личным имуществом в пределах, установленным законом и уставом кооператива. Доход распределяется в соответствии с трудовым участием членов, а не пропорционально вкладам.
4.Посреднические функции предпринимательской деятельности.
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:
- осуществление непосредственных производственных функций, то есть производство товара или оказание услуг (например, туристическая компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);
- осуществление посреднических функций, то есть оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно принятом) виде от производителя этого товара к его потребителю.
Наличие посреднической предпринимательской деятельности ведет:
- к увеличению производительности труда производителей товаров на основе углубления специализации;
- к ускорению темпов оборачивания капитала;
- к насыщению товарных рынков и функционированию товаропроизводителей в соответствии с интересами потребителей.
Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:
- традиционный характер;
- инновационный характер.
Такое деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок обычных товаров осуществляется также с использованием каких-то методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменением качественных характеристик производимого товара. На рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их представители. Лица (юридические или физические) представляющие интересы производителя или потребителя, но сами не являющимися таковыми, называются посредниками. Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на своем производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает производительность производства. Самой распространенной формой посредничества является агентирование, то есть такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем. Агент- лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называется принципалом. Им может быть как собственник товара, поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар. Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношение уже не двух, а трех субъектов.
ПОКУПОТЕЛЬ—АГЕНТ—ПРИНЦИПАЛ
Брокер- посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг, действующий по поручению и за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение, относится к категории профессиональных деловых посредников.
Иногда агент выступает в качестве оптовика-комиссионера, который самостоятельно распоряжается товаром, принимая его на комиссию. Комиссионер действует на основе договора комиссии, заключаемого между комиссионером (агентом) и принципалом, который в таком случае выступает в роли комитента. Комиссионные операции - это разновидность торгово-посреднических операций, совершаемых одной стороной (комиссионером) по поручению другой стороны (комитента) от своего имени, но за счет комитента. Отношения сторон регулируются договором комиссии. Эти отношения могут включать и обязательство, которое комиссионер дает комитенту, и содержание которого сводится к гарантиям того, что заключаемый комиссионером договор с какой- либо третьей стороной будет исполнен. Такое поручительство называется делькредере и предполагает передачу комиссионеру дополнительного вознаграждения.
К комиссионным организациям относятся и операции консигнации. Это вид торгово-посреднической операции, когда консигнатор (посредник) продает товар со своего склада на основе договора поручения. Консигнатор обычно действует в сфере отношений между консигнантом и розничными торговцами. Деятельность консигнатора, которым обычно является собственник складских помещений и одновременно купец- оптовик, сводится к тому, что он принимает у консигнанта товары на ответственное хранение с целью дальнейшей и последующей реализации (обычно оптом). Схема взаимоотношений при осуществлении консигнационной операции: 1
Передача товара
КОНСИГНАНТ КОНСИГНАТОР 2
Производитель Владелец 3
или владелец складских помещений Розничные
торговцы
Наибольшее распространение консигнация получила в сфере оптовых поставок розничными торговцами (в этом смысле консигнационные склады можно сравнить с российскими оптовыми базами).
Распространенной формой предпринимательских операций служит дилерство. Обычно дилер осуществляет перепродажу товаров от своего имени и за свой счет. Дилерская прибыль образуется за счет разницы между ценой приобретения товаров и ценой продажи товаров самим дилером. По особому договору с продавцами дилер может предоставлять им информацию о рынке, оказывать услуги по рекламе, а также осуществлять послепродажное обслуживание реализуемых товаров.
Биржевое предпринимательство по сравнению с другими формами профессиональной предпринимательской деятельности имеет ряд специфических особенностей. Биржи представляют собой посреднические структуры. Практически не один предприниматель не обходится без обращения к биржам. Биржи - обслуживают клиентов - это их главная функция. Неотъемлемым элементом биржевой торговли всегда выступала спекуляция. В условиях неопределенности рынка и отсутствие достоверной информации это делает возможным осуществление операции по «деланию денег» без обращения к процессу производства. Спекуляция- торговля в надежде получить прибыль от изменения рыночной цены. Она связана с ожиданиями продавцов относительно повышения или понижения цен. Осуществлением всех операций на бирже занимаются биржевые брокеры- посредники, которые содействуют заключению сделок между заинтересованными сторонами. Брокерские места на бирже продаются и покупаются. Профессионалы- брокеры работают в биржевом зале. Клиент, то есть тот, кто хочет продать или купить акции, может получить информацию по телефону от брокера, представляющего его интересы по поручению и за счет клиента. За совершение сделок брокер совершает брокерское вознаграждение в размере, согласованном с клиентом. Схема осуществления операций на бирже:
БИРЖА
1 3 2
Продавец брокер прод. брокер пок. Покупатель.
1- поручение продавца брокеру; 2- поручение покупателя брокеру; 3- совершение сделки.
5. Риск в бизнесе.
Преуспевает тот, кто инициативен и предприимчив, кто ищет нетрадиционные решения, а этот риск, с расчетом на удачу, не всегда заканчивается успехом. Риск в бизнесе существует объективно, независимо от того, осознается он или нет. Понятие риска очень обширно. По причине возникновения риск может быть следствием недостатка информации, нехватки времени для проведения анализа. Риск, причиной которого является непредсказуемость поведения партнеров, выражается в том, что отлично подготовленная сделка может провалиться, контракт может быть разорван. Риск оказаться обманутым в сделке или столкнуться с неплатежеспособностью должника, невозвратностью долга, достаточно реален. Риск может быть связан с особенностью поведения менеджеров, с взаимоотношениями людей в управленческой команде организации. В числе важнейших факторов, усиливающих риск, можно выделить степень эластичности спроса на выпускаемую продукцию, колебание цен продаж, а также увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам, стихийные бедствия, воровство, рэкет. Величину возможных потерь в этом случае трудно предвидеть. Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, разделяются на материальные, финансовые, трудовые, потери времени. В стабильном обществе риск признается за высокую ценность, поощряется, закрепляется. В нестабильных обществах риск не редко связывается с умением спрятать концы в воду. Поэтому учет, изучение, управление внешним и внутренним риском должны в современных условиях стать одной из наиболее важных задач руководства предприятий.
6. Государственная поддержка развития предпринимательства в России.
Наше государство, также как и другие, пытается поддерживать малый бизнес. Так в 1995 г. был принят закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». На основании этого закона Постановлением Правительства РФ от 4.12.95г. был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Основной задачей Фонда является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства и создания эффективно действующего финансового механизма, участие в финансировании рациональных программ. При участии Фонда созданы 76 региональных фондов и центров. Они находятся под контролем местных органов власти. Одним из результатов деятельности Федерального фонда является утвержденная 7.06.97г. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996- 1997гг. Она направлена на создание условий поддержки малых предприятий путем создания правовой базы, гибкого финансово-кредитного механизма, кадрового обеспечения, единой статистической базы. Отличительной особенностью программы является более четкое разграничение полномочий и ответственности Российской Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого предпринимательства. В последнее время в правительственных и деловых кругах проблемам малого предпринимательства уделяется все более пристальное внимание, идет активный процесс накопления и анализа зарубежного опыта. Что должно дать положительные результаты.
Бизнес не может процветать, если экономика находится в застое и отсутствует общественный прогресс. Для того чтобы выйти из этой фазы, власти часто увеличивают налоговое бремя, объясняя это объективной необходимостью. Но здесь надо тонко улавливать, где грань, за которой лежит потеря всякого интереса хозяйствовать. Для развития бизнеса нужен и благоприятный политический климат. Бюрократизм и бумаготворчество, контроль над всем и вся - вот еще дополнительные, отрицательные факторы, препятствующие развитию предпринимательства. Предпринимательство - полезное социальное явление. Так как оно осуществляется в конечном итоге для людей. Бизнес- это экономический процесс создания и производства товаров и их реализации: продуктов питания, жилья, технических, научных знаний, информационных и других услуг, который способствует благосостоянию общества. Предпринимательство- это источник и залог повышения платежеспособности населения. В основном предприниматели содержат государство, уплачивая основную массу налогов и давая ему возможность выполнять обязанности перед гражданами, осуществляя их социальную защиту. За счет прибыли корпораций, поступающей на общественные нужды в виде налогов, можно развивать науку, образование, культуру и здравоохранение.
7. Заключение.
Наличие в любом обществе условий для предпринимательства - это показатель уровня экономической свободы граждан и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.
СИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Предпринимательства: основной курс. Бусыгин А. 1997г.
2. Экономическая теория. Курс лекций под редакцией М.Деминой 1995г.
3. Поддержка малого предпринимаительства. Финансы.
Ершова Г. 1995г.
4. Хозяйственные товарищесва и общества.
Каманина Т. 1995г.
5. Предпринимательское право: понятия и субъекты
Лаптев В. 1997г.
6. Товарная биржа. Иващенко А. 1991г.
7. Проблемы малого предпринимательства. Экономист. Орлова А. 1995г.
8. Курс экономики: учебник. Основы предпринимательства. 1997г.