Реферат: Рынок на Украине
ВВЕДЕНИЕ.
Рынок – одна из самых распространенных экономических категорий, относительно содержания, которой существуют различные толкования. Первоначально рынок рассматривался как место рыночной торговли, и объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным, приобретает форму товарного обмена осуществляемого в определенном месте в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади.
Данные определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления. С точки зрения политической экономии, определение рынка должно отражать:
- объективную сферу его действия;
- законы, регулирующие его развитие.
Рынок – это система экономических отношений, функционирующая и развивающаяся в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.
Рыночные экономические отношения объективно требуют наличия развитой инфраструктуры рынка.
Понятию «инфраструктура рынка» предшествует понятие «инфраструктура экономики, хозяйства».
Инфраструктура хозяйства страны – это комплекс отраслей, обслуживающих базовые сферы экономики и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
Инфраструктура хозяйства является неотъемлемым элементом общественного производства при любой экономической системе. Рыночная же экономическая система невозможна без особой, рыночной инфраструктуры.
ГЛАВА 1.
Сущность и функции инфраструктуры рынка.
1.1. В любой системе есть передаточные звенья. Без них невозможно ее существование. В экономической системе имеются свои связующие звенья, которые в целом можно назвать экономической инфраструктурой. Эта инфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектами экономических отношений - производителями экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственными потребителями.
Для функционирования любой формы хозяйства необходимо наличие целой совокупности организационно-экономических и юридических условий, или ,другими словами, системы институтов хозяйства. Все они, вместе взятые, образуют некую систему учреждений и организаций, называемую инфраструктурой, то есть, образно говоря, систему каналов связи, по которым беспрепятственно, наилучшим образом для данной формы хозяйства происходит перетекание материальных и финансовых ресурсов, их аллокация, а также движение каждого продукта от производителя к потребителю.
Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации.
Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка - это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:
1. Создание предпосылок для преодоления противоречия между частными, обособленными производителями и общественным характером производства.
2. Формирование возможностей разрешения противоречия между объективным ростом затрат на производство и ограниченными средствами отдельных производителей.
3. Смягчение воздействия колебаний экономической конъюнктуры на результаты хозяйственной деятельности.
4. Снижение экономического риска в рыночном хозяйстве.
5. Содействие развитию всех форм предпринимательства, всех видов предприятий.
6. Углубление ориентации производства на удовлетворение реальных общественных потребностей.
7. Осуществление распределения ресурсов общества по отраслям и предприятиям в соответствии с общественными потребностями и общественной эффективностью.
8. Содействие углублению общественного разделения труда, его специализации с целью повышения результативности труда общества.
9. Содействие ускорению движения общественного капитала.
10. Повышение устойчивости, живучести рыночной экономики в целом. В плановой экономике, для которой характерна директивная форма связи производства и потребления, роль таких каналов выполняли центральные и местные органы Госплана, а также министерства и ведомства. Каждое решение этих органов имело силу закона для нижестоящих и подчиненных ему хозяйственных звеньев. Центральные плановые органы как бы на вершине иерархической пирамиды хозяйственной власти. Принимаемые ими решения распространялись вниз и вширь по различным уровням нижестоящих и местных структур, конкретизировались, дополнялись новыми расчетами, деталями и соответствующими указаниями и так постепенно доводились до непосредственных производителей и потребителей. Такая, состоящая из множества государственных учреждений инфраструктура имела то преимущество, что лишала непосредственных производителей почти всякого хозяйственного риска и потерь, связанных с конкуренцией, доводя до них планы производства, снабжая под эти планы необходимыми ресурсами, регулируя посредством нормирования весь процесс производства, а затем и распределения произведенной продукции. Но, избавляя предприятия от риска, такая государственная инфраструктура хозяйственных связей одновременно лишала их и возможности проявить самостоятельность в поиске эффективных экономических решений. Кроме того, многоуровневый вертикальный характер плановой инфраструктуры требовал согласования любой хозяйственной инициативы на нескольких вышестоящих уровнях управления, прежде чем будет принято окончательное решение о том, отвергнуть ее или принять. Это снижало оперативность принятия решений. Замедлялась скорость реакции непосредственного производителя на изменение текущей экономической ситуации, а иногда эта реакция становилась попросту невозможной. Поэтому, оценивая прошлую плановую систему хозяйства, можно сделать вывод, что ее экономическая инфраструктура обладала, с одной стороны, значительной стабильностью и устойчивостью, но отличалась, с другой стороны, отсутствием гибкости и оперативности управления экономическими процессами.
Эта система, действуя, как известно, довольно долго, сформировала определенный образ экономического мышления и устойчивые стереотипы подходов к управлению общественным производством. Таковы были стартовые условия формирования новой рыночной инфраструктуры в переходной экономике постсоциалистических стран. Упомянутые консерватизм и устойчивость старой системы обусловили трудности становления новых институтов: непоследовательность политиков и недоверие широких масс населения «шарахание» хозяйственных руководителей разных уровней от фанатичной приверженности старым организационным формам и механизмам хозяйственных связей до противоположной крайности – кардинального и быстрого разрушения всех без разбора экономических каналов управления народным хозяйством, которые хорошо или плохо работали вчера. Понятно, что в таких условиях прямые связи предприятий часто носили вынужденный характер и не имели ничего общего с эффективной организацией обращения.
1.2. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы. Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы. Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных бумаг». Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля – продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.
Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета.
- производителей, не имеющих достаточных средств, для развития и совершенствования своей деятельности;
- превращение производителей в безработных;
- появление причин, для возникновение социальных проблем в стране.
Разрыв во времени в процессе развития предприятий означает устаревание материально – технической основы производства; безработица означает начало потери накопленного опыта, квалификации работников, потери высококвалифицированной рабочей силы. По совокупности это означает торможение развития производительных сил общества. Это противоречит общественным интересам.
Потеря дохода, экономический ущерб, разорение противоречат и частным интересам каждого производителя. Совпадение общественных и частных интересов в этом вопросе привело к возникновению такого экономического явления, как страхование. Экономическое содержание страхования состоит в создании страховых фондов для возмещения экономического ущерба субъектам экономических отношений. Страхование позволяет разрешить противоречие между ограниченными экономическими возможностями каждого отдельного предприятия, фирмы и неограниченным риском, связанным с рынком. На практике это реализуется через механизм частичных взносов в общий страховой фонд обособленными субъектами хозяйственной деятельности и полным возмещением понесенного ущерба.
Аудиторские фирмы.
Аудит – это независимый контроль хозяйственной деятельности субъектов экономических отношений.
Независимость аудита определяется тем, что фирмы, занимающиеся аудиторской деятельностью, являются негосударственными предприятиями. Необходимость аудита обусловлена рядом причин:
· необходимостью формирования и развития отношений экономического доверия;
· необходимостью предотвращения появления теневой, криминальной экономики, а также банкротств предприятий, по причине некомпетентности людей, пришедших в современный бизнес;
· необходимостью оказания содействия государственным контролирующим органам в деле контроля, за исполнением требований действующего законодательства субъектами хозяйствования.
Ярмарки.
Ярмарки – это торги, рынки товаров, которые периодически организовываются в установленном месте.
Как элемент инфраструктуры рынка, ярмарки выполняют следующие функции:
· соединение производителей и потребителей продукции;
· информирование о товарах, которые могут быть произведены;
· изучение потребностей в товарах;
· поиск возможного равновесия между ценами производителей и покупателей;
· поиск партнеров для экономического сотрудничества.
С развитием общественного производства, расширением торгово - обменных операций, усилением конкуренции между производителями, усложнением и удорожанием производимой продукции, ростом транспортных расходов произошло развитие и ярмарок: из центров привоза больших партий наличного товара ярмарки превратились в ярмарки – выставки образцов товаров, которые можно заказать производителю непосредственно или опосредованно.
В настоящее время ярмарки – выставки являются важнейшей формой общения производителей и потребителей на рынке таких товаров, как
станки, машины, оборудование, авиатехника, автомобили и оружие.
Биржи.
Биржа – это постоянно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок.
В зависимости от объекта биржевых торгов различают:
· товарные биржи (объектом купли – продажи являются различные экономические материальные блага: и средства производства, и предметы потребления);
· фондовые биржи (объектом биржевых сделок являются: ценные бумаги, иностранная валюта, драгоценные и редкоземельные металлы);
· биржи труда, объектом деятельности которых является трудоустройство рабочей силы.
Инвестиционные биржи и компании, доверительные (трастовые) общества.
Первая инвестиционная компания в мире была основана в августе 1822 года в Бельгии, затем в 1849 году в Швейцарии и в 1852 году во Франции. Массовым явлением они стали в Великобритании.
Инвестиции – это все виды ценностей, вкладываемых в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения определенного социального результата.
Инвестиционный фонд – это особый вид предприятия, специализирующегося на коллективном инвестировании.
Инвестирование – это совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Инвесторы – это субъекты экономических отношений, принимающие решение о вложении средств в объекты инвестирования.
Объекты инвестирования – это конкретные экономические проекты, программы, предприятия, в которые вкладываются инвестиции.
Необходимость появления инвестиционных фондов в рыночной экономике обусловлена наличием противоречия между неограниченными потребностями общества в развитии экономики и ограниченными ресурсами, которыми располагает для обеспечения этого процесса каждый отдельный обособленный субъект хозяйственной деятельности.
Маркетинговые фирмы.
Маркетинг – это особая система рыночной ориентации.
Как элемент инфраструктуры рынка, маркетинг является идеологией, философией хозяйственной деятельности на основах законов товарного производства.
Система маркетинга создает предпосылки для разрешения противоречия, возникающего на основе частной собственности на средства производства: между частной, хозяйственной деятельностью каждого отдельного экономического субъекта и возможностью получения им дохода только в случае соответствия его деятельности общественным потребностям. Именно на решение проблемы соответствия и работает вся система маркетинга.
Лизинговые компании.
Лизинг – это долгосрочная аренда машин, станков, оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении собственности на них арендодателем на весь срок аренды.
В основе лизинговых отношений лежит договор, который регулирует взаимодействие между его участниками, соответственно требованиям действующего законодательства. Значительная часть разделов этого договора связана с регламентацией порядка эксплуатации оборудования, начальным взносом части лизинговых платежей, приобретением и монтажом оборудования, обслуживанием и страхованием объекта лизинга.
Различают 3 вида арендных отношений:
1. Краткосрочная аренда – рентинг (на срок от 1 дня до 1 года).
2. Среднесрочная аренда – хайринг (от 1 года до 3 лет).
3. Долгосрочная аренда – лизинг (от 3 лет до 20 лет и более).
Брокерские фирмы.
Брокерские фирмы – это посредники между продавцами и покупателями. Они всесторонне изучают экономическую ситуацию, возможности продавцов, потребности покупателей, создают условия для совершения сделок купли – продажи.
Риэлтовские компании – это посредники при купле – продаже, а также аренде объектов недвижимости.
Кредитные союзы – это общественные организации, главной целью которых является финансовая и социальная защита ее членов путем привлечения их личных сбережений для взаимного кредитования.
Факторинговые компании, фирмы, оказывающие услуги в области финансирования.
Консультационные фирмы – это организации, оказывающие услуги в сфере консультирования по вопросам:
· Правового обеспечения хозяйственной активности граждан и предприятий;
· Технико – технологического содержания производства материальных благ и оказания услуг;
· Бухгалтерского учета и отчетности;
· Подбора и управления кадрами;
· Финансового менеджмента.
Организации, осуществляющие независимую экономико – правовую экспертизу – оценку – оценщики.
Регистраторы собственников именных ценных бумаг.
Одним из субъектов экономических отношений рыночного хозяйства являются акционерные общества. Благодаря их появлению и функционированию общество получает еще один вид товара - акции, являющиеся ценными бумагами.
Регистраторы собственников именных ценных бумаг – это организации, которые по договору с эмитентом (лицом, выпускающим ценные бумаги) ведут реестр владельцев именных ценных бумаг.
Реестр владельцев именных ценных бумаг – это перечень по состоянию на определенную дату владельцев и принадлежащих им именных ценных бумаг, дающий возможность идентифицировать этих владельцев, количество, номинальную стоимость и вид принадлежащих им именных ценных бумаг.
ГЛАВА 2.
Проблема формирования рыночной инфраструктуры на Украине.
2.1. Рассматривая содержание рыночной инфраструктуры, выделяются 4 взаимопроникающие составляющие: институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и ее внешнее выражение.
Изложенные соображения относятся к сформировавшейся рыночной инфраструктуре. В силу взаимосвязи выделенных функций инфраструктуры рыночного типа ее становление и развитие идет параллельно с формированием самой рыночной экономики и носит естественно – исторический характер. Но это справедливо для случая классического типа становления рыночной экономики. В Украине же в настоящее время мы имеем инверсионный тип, который обусловлен тем, что в прошлом развитие рыночных отношений в Украине дважды искусственно прерывалось, в результате чего общество, находясь на индустриальной стадии развития, естественной формой которой являются рыночные отношения, только начинает создавать адекватные себе условия.
Соответственно, существующая у нас теперь инфраструктура является не вполне рыночной, переходной, незрелой, причем как в целом, так и в каждой из своих составляющих. В результате как в становлении рыночной инфраструктуры в целом, так и в развитии ее составных элементов в Украине имеют место особенности, отличающие этот процесс от того, который имел место в свое время в других странах при естественном ходе событий, несмотря на внешнее сходство некоторых тенденций. Учет этих особенностей дает возможность выявить основные факторы становления и развития рыночной инфраструктуры и определить следующие главные направления развития каждой, из ее составляющих:
- реструктуризацию государственной собственности, разгосударствление, преодоление государственного монополизма и создание конкурентной среды;
- приведение нормативной базы в соответствие с развитием институциональной составляющей рыночной инфраструктуры;
- повышение роли ментальной составляющей в эффективном функционировании и развитии рыночной инфраструктуры.
Говоря о динамике развития институциональной составляющей рыночной инфраструктуры в Украине, можно выделить несколько явно обозначившихся процессов.
Во – первых, ряд институтов рыночной инфраструктуры в Украине формируется впервые, в прошлом они никогда не существовали. Это относится, в первую очередь, к таким институтам фондового рынка, как финансовые посредники. Если в развитых странах они изначально ориентировались на обслуживание потребностей частного сектора в процессе естественного становления и развития фондового рынка, то особенность Украины, состоит в их ориентации на обслуживание процесса приватизации. Поэтому трудности, проблемы и противоречия приватизации влияют и на задержку завершения этапа экстенсивного роста этих структур и мешают им в полной мере приступить к выполнению своих естественных функций – привлечения свободных денежных средств и их инвестирования в экономику.
Во – вторых, ряд формируемых сейчас институтов возрождается, так как в период существования рыночных отношений в прошлом они в определенной степени развивались. Это касается, в частности, биржевых структур.
Не вполне определенной является и ситуация с фондовыми биржами. Дело в том, что до настоящего времени не решена до конца проблема выбора Украиной модели организации биржевого фондового рынка – моноцентрической или полицентрической. Фондовый рынок еще не сформировался даже в качестве первичного, и поэтому фондовые биржи объективно еще не могут в полной мере служить барометром состояния экономики. В то же время показателен тот факт, что первая фондовая биржа начала свою работу еще в 1992 году, когда никакого фондового рынка еще не было.
В целом можно сделать вывод, что наименее развитыми в количественном и качественном отношении, с точки зрения соответствия требованиям рыночной экономики, являются именно институты денежного и финансового рынка.
Такая же ситуация и с остальными составляющими рыночной инфраструктуры. Так, информационная составляющая характеризуется крайне низким уровнем использования вычислительной техники и персональных компьютеров. Спецификой Украины является также форсирование украинизации делопроизводства как в государственном, так и в частном секторе, что повышает стоимость заключения сделок и сопровождается рядом нежелательных побочных эффектов. В то же время, говоря об отстаивании Украины в деле развития этого компонента рыночной инфраструктуры, справедливости ради следует отметить известные положительные моменты этой ситуации. Дело в том, что прогресс информатизации сопровождается весьма эффективным развитием компьютерного пиратства, воровства и внедрения вирусов в компьютерные сети. Отрицательные последствия этих процессов в полной мере ощутили на себе именно развитые страны. Сказанное, конечно не оправдывает отстаивания, однако позволяет извлечь выгоду из него – должным образом подготовиться к такого рода неприятностями.
Что касается нормообразования, то законодательное обеспечение перехода к рынку в Украине характеризуется крайне низкой эффективностью, неустойчивостью и частными пересмотрами «правил игры». Состояние ментальной составляющей также пока не внушает оптимизма, ибо уровень экономического мышления и восприятия рыночных механизмов большинством населения Украины весьма далек от того, который требуется для включения социальной энергии масс и направления ее в русло напряженного поиска наилучшего приложения своих способностей.
Из этого можно заключить, что только повышенное внимание к каждой из составляющей рыночной инфраструктуры может обеспечить реализацию рыночных механизмов во всей экономике. В то же время следует помнить, что формирование каждой из составляющих рыночной инфраструктуры является необходимым, но недостаточным условием выполнения свойственных ей функций. Не менее важно обеспечение их гармонического взаимодействия. А оно, в свою очередь, возможно только при условии сопряженного развития всех ее составляющих. Нельзя, например, считать, что создав весь набор необходимых институтов в требуемом количестве, мы сможем успешно перейти к рынку, не изменив, например, законодательную базу и не обеспечив перехода к новому экономическому мышлению. Так, в последние годы практически во всех посттоталитарных странах прокатилась волна скандалов, связанных с обманом вкладчиков всевозможными финансовыми структурами. Это отнюдь не случайно. Объективными предпосылками возникновения подобных ситуаций стало то, что новые финансовые институты появились и стали развиваться без требуемого уровня юридического обеспечения, то есть без должной нормативной базы, а сознание населения было не подготовлено к условиям рыночных рисков.
Последствия, связанные с действием отмеченных тенденций, неоднозначны и имеют различную степень интенсивности своего воздействия на экономические процессы. Понимание этих процессов, включение соответствующих категорий в способ мышления являются необходимыми предпосылками решения практических задач развития рыночной инфраструктуры.
2.2 Для эффективного функционирования сферы товарного обращения необходимо иметь хорошо организованную складскую сеть. По сравнению с развитыми странами у нас показатель обеспеченности складской сетью ниже в 15 – 20 раз. Особенно плохо обеспечена складской площадью оптовая торговля: на ее долю к началу 1997 года приходилось лишь 14,2% всего количества общетоварных складов и 21% общей складской площади.
Неудовлетворительное состояние складского хозяйства обусловлено в основном тем, что на протяжении десятилетий складская сеть развивалась опережающими темпами не в оптовом, а в розничном звене. Сегодня предприятия розничной торговли арендуют не только специально приспособленные для хранения и складской обработки товаров помещения у акционерных предприятий, но и совершенно не пригодные для этих целей подвальные и полуподвальные помещения. Это привело к дроблению складской сети.
В целях сокращения инвестиционного цикла и с учетом ограниченности средств целесообразно крупные склады строить и вводить в эксплуатацию отдельными блоками. Налаживание выпуска высокопроизводительного подъемно – транспортного оборудования даст возможность приступить к возведению автоматизированных высотных складов, где обеспечивается размещение товаров на высоту 12 метров и более.
От уровня развития складского хозяйства в немалой степени зависит сохранность товаров, особенно скоропортящихся. Практика свидетельствует, что у нас от 30% до 50% всей массы скоропортящихся продуктов теряется на пути от производителя до потребителя. А между тем, в развитых странах, где активно функционирует транспортно – складская инфраструктура агропромышленного комплекса, потери скоропортящихся товаров редко превышают норму естественной убыли. Эта инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных технологических средств и технологических процессов, объединенных общей программой, которая обеспечивает своевременную и надежную доставку продуктов от момента и места их реализации. В ее составе – весь набор различных стационарных и транспортных холодильников: заготовительных, производственных, погрузочных, распределительных и реализационных холодильников в магазинах, на предприятиях общественного питания.
Указанная инфраструктура функционирует нормально благодаря соблюдению ряда условий. К ним относятся:
- оптимальный режим хранения и перевозок скоропортящихся грузов (температурный режим, режим влажности воздуха, вентилирование, санитарное состояние помещений);
- наличие складских емкостей на всех этапах движения товара;
- выбор рациональных маршрутов от мест производства до мест реализации;
- соблюдение предельных сроков хранения и транспортировки грузов во избежание их порчи, излишней усушки и ухудшения качества;
- обеспечение соответствия пропускных и перерабатывающих характеристик отдельных элементов инфраструктуры, чтобы предотвратить излишние простои транспорта и перегрузки;
- минимизация расходов на доставку скоропортящихся продуктов к месту реализации;
- соответствие типоразмеров и прочности тары эксплуатационным характеристикам складов и транспорта, соблюдение стандартов на тару и упаковку;
- внедрение автоматизированного управления инфраструктурой.
Переход украинской экономики к рыночным отношениям ставит развитие складского хозяйства в иные условия. Если раньше склады строились в основном за счет централизованных капитальных вложений, то теперь строительство должно осуществляться на собственные средства хозяйствующего субъекта. Проблема развития крупного складского хозяйства может быть решена, в частности, на путях объединения интересов нескольких торговых предприятий, на началах долевого участия в строительстве складов.
Функционирование малых предприятий в розничной торговле требует широкого развития складов нового типа – мелкооптовых складов – магазинов. Отличительные их черты – продажа товаров небольшими партиями в широком ассортименте преимущественно мелкому и среднему, производственному и непроизводственному потребителю, а также максимальная приближенность к последнему. Мелкооптовые склады – магазины могут иметь статус независимого юридического лица и функционировать в любой правовой форме, разрешенной законодательством.
В складском хозяйстве для удовлетворения потребностей мелких предпринимателей должны получить распространение простые сборно – разборные склады из облегченных конструкций и надувные склады. Они не столь дорогостоящие, как здания из сборного железобетона, не требует сложных и трудоемких строительных работ, могут быть быстро смонтированы небольшими бригадами рабочих на свободных площадках.
В Украине необходимо довести мощности торговых структур и их складского хозяйства до уровня требований, обеспечивающих острую конкуренцию на всех этапах товародвижения. Более того, в условиях рыночной экономики в оптовом звене должен действовать принцип многоканальной торговли.
Определенную роль на оптовом рынке играют также оптовые предприятия, не приобретающие право собственности на товар. Существенную конкуренцию всем оптовым посредникам создают оптовые отделения, филиалы промышленных компаний, самостоятельно занимающиеся сбытом своей продукции.
В то же время необходимо не только увеличивать количество оптовых предприятий и расширять складскую сеть, но и создавать их разнообразными по формам собственности, организационно – правовым началам, функциональному назначению, предоставляемым услугам, размерам, специализации и масштабу деятельности; предстоит организовать там, где целесообразно, сбытовое звено промышленности, а в розничной торговле – закупочные конторы.
Наряду с этим нужно развивать самостоятельные складские предприятия, в том числе малые и средние, которые специализируются только на выполнении складских и транспортно – экспедиционных работ. За рубежом получили широкое развитие склады гарантийного хранения, гостиничного типа, консигнационные склады. Новые формы ведения складского хозяйства должны развиваться и в Украине. В сеть государственных складов общего пользования могут входить следующие их виды:
- склады – гостиницы, предоставляющие складские площади в первую очередь небольшим магазинам, малым торгово – посредническим структурам и товаропроизводителям для временного содержания товарных запасов;
- консигнационные склады, принимающие товары для последующей реализации от имени и по распоряжению их владельцев;
- таможенные и таможенно – лицензионные склады, предназначаемые для перевалки и хранения товаров, пересекающих границы страны.
Определенное развитие должны получить транспортно – складские зоны, являющиеся разновидностью локальной внешнеторговой свободной экономической зоны.
Наряду с созданием сети государственных складов общего пользования необходимо формировать частные предприятия аналогичного назначения. Важный аспект дальнейшего развития складского хозяйства – реконструкция и техническое перевооружение складских зданий, пригодных для дальнейшего использования.
Одним из важных условий развития складского хозяйства является правильная дислокация объектов складской сети, которая должна способствовать рациональному движению товара, сокращению транспортных расходов. Крупные высотные склады, оперирующие большими партиями товаров, должны находиться за чертой города, рядом с железнодорожными путями, а небольшие склады – быть максимально приближены к оптовым покупателям.
Развитие складской сети и высокая эффективность ее функционирования возможны, если обеспечивается комплексный подход к организации всего процесса товародвижения. В связи с этим следует разработать и широко применять на практике логистические системы, позволяющие минимизировать издержки при доставке товаров от производителей до потребителей на основе рационализации товаропотоков, рассматриваемых в единстве всех их стадий и взаимодействии всех участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Естественной целью функционирования экономики, является удовлетворение экономических потребностей. Экономические потребности общества безграничны, а его экономические ресурсы ограничены. Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей. В этой работе участвуют хозяйственные субъекты.
Итак, инфраструктуру рыночной экономики образуют различные экономические институты, которые обслуживают, обеспечивают взаимосвязь, взаимодействие всех участников рынка. Развиваются рыночные отношения, развивается и их инфраструктура, появляются новые ее элементы. Инфраструктура рынка все в большей степени способствует развитию общественного характера производства в условиях рыночного хозяйства.
Список используемой литературы.
1. Голошубова Н. Развитие складской сети как компонента инфраструктуры рынка // Экономика Украины. – 1998. - № 3 – с. 62.
2. Гриценко А., Соболев В. Рыночная инфраструктура: сущность, функции, строение // Экономика Украины. – 1998. - № 3 – с. 35.
3. Меньшиков С. Новая Экономика. – М.: 1999 г.
4. Радаев В.В., Бузгалин А. В. Экономика переходного периода. – М.: 1995 г.
5. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Р – на – Дону: Феникс, 1996. – с. 605.
6. Тумакова С. В. Основы экономической теории. Политическая экономия: Учебное пособие. – К.: 1999 г.
7. Экономика: Учебник /Под ред. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и функции инфраструктуры рынка…………………4
1.1. Становление институтов рыночной инфраструктуры………….4
1.2. Объекты рыночной инфраструктуры……………………………7
Глава 2. Проблема формирования рыночной инфраструктуры на
Украине…………………………………………………………………….15
2.1. Инфраструктура рынка, ее сущность……………………………..15
2.2. Развитие складской сети, как компонента инфраструктуры
рынка……………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………….25