Реферат: Тайна Нострадамуса

Рассказывается о действительной судьбе великого прорицателя. О его жизни, ошибках и заблуждениях. Рассматривается истинное содержание некоторых его пророчеств, и сравнивается с тем, которое дают различные интерпретаторы. В заключение приводится поэтическое пророчество известного русского поэта Николая Гумилёва о будущем планеты Земля.

Кажется, о Нострадамусе знают все и знают всё! О нём написаны сотни книг, сняты десятки фильмов, опубликованы тысячи и тысячи статей, заметок, сообщений. Его пророчествами, особенно накануне каких-нибудь космических, социальных или... политических событий, полнятся газеты и журналы всех стран и континентов. Все спорят, доказывают, разъясняют особенности того, о чём сами имеют весьма поверхностное представление. Срабатывает гениальная формула Михаила Жванецкого, когда он говорит, что самыми яростными критиками фильмов и книг бывают те, кто их в глаза не видел. Ярче всех о достопримечательностях заморских курортов и чужестранных диковинках рассказывают те, кто там никогда не был. Самыми убедительными "очевидцами" событий бывают те, кто об этих самых событиях слыхали "краем уха" от "... хороших знакомых своих дальних соседей по прежнему месту жительства".

Нечто подобное происходит и с творчеством Мишеля де Нотр Дама из французского местечка Сен-реми, больше известного как Нострадамус. И только когда сотрудники Украинского Института истории литературы в начале 90-х годов побывали во Франции, поработали с архивами и издали неприукрашенные данные об этом человеке и его предсказаниях, многое туманное, стало более-менее ясным.

Итак, 14 декабря 1 503 года в семье нотариуса Якова Нострадамуса из местечка Сен-Реми родился мальчик, наз в анный Мишелем . Два его деду ш ки были лейб-медиками - о д ин при короле Рене Иерусалимском, а второй сл уж ил в Калабрии у герцога Иоанна. Помимо своей основною профессии оба они увлекались также математикой и астрологией. Б езусловно, это отразилось на формировании увлечений юного М ишеля. В самом раннем детстве он больше всего любил слушать рассказы с в оего прадеда о звёздах , планетах и судьбах людей, с ними связанных, отдавая им предпочтение даже перед играми и забавами со сверстниками.

С блеском окончив начальную школу в Авиньоне, он в 1522 году поступил в один из самых знаменитых и престижных медицинских цент ров того времени - университет в Монпелье.

Через три года, получи в степень бакалавра медицины и п раво на индивидуальную врачебную практику, он четыре года путешест в ует по Франции, охваченной эпидемией чумы . Именно в это время он приобретает известность и перву ю славу лекаря, благодаря неординарно м у отношению к пациентам и применению оригинальных способов, доз и средств лечения.

В те вре м ена в средневековой медицине чуть ли не панацеей считалось кровопускание, которое применяли где нужно и не нужно. Нострадамус же выслушивал страждущего, старался разобраться в его проблемах и лечил настойками из трав, минералами и руконаложением или, как сказали бы сейчас, экстрасенсорными методами. Результаты были значительно лучше, чем от кровопусканий. Затем он возвращается в Монпелье, где защищает диплом на звание доктора медицины и получает в се атрибуты этого звания - докторскую шапочку, золотое кольцо и книгу Гиппократа.

Молодой, красивый, популярный лекарь был завидной партией для большинства не в ест городка Ажен, где Нострадамус поселился в то время. Они придумывали себе разнообразные недуг и и тут же отправлялись к нему за помощью, Но всё было напрасно пока, однажды, он не познакомился на деревенском празднике с деву ш кой по имени Анна Кабрехас . Так в 1535 году в католической церк в и городка Ажена впервые обвенчался доктор Мишель Нострадамус и счастли в о жил с молодой женой почти три года. В их браке родилось д в ое детей - мальчик и девочка. Но, как часто бывает в реальной жизни, благополучие одного, не даёт покоя многим. Неосторожные высказывания врача, неудачные шутки становились предметом доносов на него в инквизицию.

Последней каплей, перепол нившей чашу, п ослужило “воскрешение” Нострадамусом местного плотника Питера Труа, которое было истолковано как п рямое вмешательст в о в дела божественные. А случилось сл ед ую щ ее - плотник упал с крыши церкви, сильно ударился и был без сознания. Местный священник, с п еши вш ий по с в оим делам, торо п ли в о его осмотрел, признал мёртвым, тут же соборовал и ушёл. Ро д ственники несчастного уже начали оплакивать его и готовиться к похоронам. Случайно заглянувший в церковь Нострадамус подошёл к пострадавшему, чисто профессионально проверил пульс и понял, что тот ещё жив. По п росив всех выйти, он попытался привести плотника в сознание и д обился этого. Когда они вместе появились с "воскрешённым" в дверях церкви, всеми это было истолковано как чудо .

Чудес, происходивших без её в едома и о д обрения, инквизиция не оставляла без в нимания. А тут начались серьёзные неприятности - Нострадамус был вызван в в ысший И нквизиционный суд в городе Тулузе. Чтобы не испытывать судьбу, он тайно в ыехал к дальним родственникам в Бордо, попросив друзе й в Ажене позаботиться о жене и детях.

Долгое время Нострадамус скрывался у родственников и друзей, но скоро его настигла ещё одна беда - умерли его жена и дети. Оста в шись один, он, как у нас говорят, начал искать смерти, активно включившись в борьбу с э п идемией чумы . Но всё обо ш лось и, более того, благодарные жители городка Экса за избавление от болезни назначили ему пожизненную пенсию. Собранные деньги Мишель Нострадамус велел р а здать осиротевшим детям, а сам п ереехал в городок Салон где и поселился на п родолжительное время.

Здесь он второй раз женился, выбрав себе в спутницы жизни вдову Анне Понсар-Жемелье. Со в ременем у них родилось шестеро детей - трое сыновей и три дочери. Вот с этого времени и начинается в его жизни период, прославив ш ий имя Нострадамуса на века.

В 1550 году Нострадамус выпустил первый альманах со своими пророчествами и затем стал делать э то ежегодно. Это были обычные астрологические прогнозы весьма популярные в те времена как, впрочем, и у нас сейчас.

Они не принесли Нострадамусу ни славы, ни материальног о благополучия и тог д а он принимает логичн ы е решение перейти от краткосрочных п рогнозов, которые легко проверяются жизнью, к перспективным пророчествам на более отдалённые в ремена. Так появляются его “Столетия”, первая часть которых у в идела свет а 1555 году. Именно в предисловии к ним Нострадамус на п исал: ". . это вечные пророчества, ибо они простираются от наших дней до 3797 года ...".

Новое издание также не произвело особого впечатления на окружающих, но тут вмешался Его Величество Случай. Шёл 1556 год от Рождества Христова , когда Мишель Нострадамус был грубо оторван от семьи, от привычной размеренной устоя вш ейся жизни, и срочно востребован в Париж королевой Екатериной Медичи . Ей срочно потребовался гороскоп на какое-то грядущее событие.

Сгоряча, он напророчествовал не самые приятные перспективы её супругу – королю Генриху Второму, и их детям, хотя сделал это в весьма мягкой, обтекаемой и даже двусмысленной форме. Но очень уж зол был Мишель Нострадамус на королеву за то, что она лишила его спокойной жизни в кругу семьи и, фактически, заточила в столице. К тому ж е, катренов с указанием смерти королевичей так и не обнаружили, это было устное высказы в ание о том, что они ,, ... будут сменять друг друга на престоле". При желании это можно рассматривать и как свидетельство долгой счастли в ой жизни.

Да и сам 35-й катрен 1-й "Центурии", написанный ещё в 1555 году самим Нострадамусом никак не с в язывался именно с Генрихом Вторым. В оригинале этот катрен звучал следующим образом:

Молодой Лев победит старого

На поле боя, во время одиночной дуэли.

В золотой клетке ему выцарапают глаза,

Два Флота соединятся в один,

Потом он умрёт страшной смертью.

Это уже потом появились “уточняющие” красивости переводов и толкований как, например, такой:

Львом моло д ым лев старый побеждён.

На поединке их Господь рассудит ,

И нанесёт ему две раны он

И рана в глаз тому смертельной будет.

Или такой катрен:

Молодой Лев победит старого

В странном поединке в ратном поле.

Он ему проколет глаз через золотую клетку!

Из одного станут два,

Затем умрёт мучительною смертью.

Чувствуете разницу, уважаемые читатели? Точность изложения с коэффициентом “наоборот”.

Чуть позже при встрече с самим королём, Нострадамус уже был более сдер ж ан и никаких намёков или предостережени й не высказывал. После этой встречи и беседы Генрих II даже пожаловал ему 200 золотых экю, насыпанных в массивный серебряный кубок. В общем, к п ророчест в ам Нострадамуса отнеслись с вежливым безразличием, едва скрытой недоброжелательностью, и... забыли Нострадамуса. После этого его пригласили в Ниц ц у ко д в ору герцога Савойского для составления гороскопа но в орожденному наследнику. Нострадамус рас п исал судьбу малыша на много лет в п ерёд, пророча, в частности, славу в еликого полководца. Время показало, что он не угадал ни одного пункта или более-менее важного события в жизни этого человека. Д алее, Нострадамус п редсказал Карлу IX женитьбу на королеве Елизавете Английской и в новь ошибся. Даже с обнародованием даты своей смерти у него вышло недоразумение. Нострадамус объявил, что будет жить до 161 8 года, а умер 2 июля 1566 года на 62 - м году жизни от почечно й недостаточности.  

Исторический курьёз в ышел и с е го предсказанием смерти Папы Римского Павла Пятого в 1609 году. Сохранились исторические с в идетельства того периода, которые по в ествуют, что многочисленные тайные курьеры в само м Ри м е дер ж али наготове лошаде й целы й 16 0 9 год, чтобы первыми разнести по миру весть о кончине Папы, но тот благополучно прожил ещё двенадцать лет.

Со временем почти всё написанное Ми ш елем Нострадамусом было издано его сыном Цезарем в 1568 году в Лионе, в типогра ф ии Ренуа Риго. Затем “Центурии” или "Столетия" переиздавались множество раз, всё больше удаляясь от оригинала, как в ы видели, и адаптируясь к уже состоявшимся событиям, пока, наконец, не были запре щ ены в 1781 году католической церко в ью, недолюбливавшей Нострадамуса ещё с того самого неудачного п рогноза смерти Папы Павла Пятого.

- И что же, - может спросить недоверчивый читатель , - ни одно п ророчество Нострадамуса так и не сбылось?

Отвечу! Од но пророчество как раз сбылось со 100% точностью. Но прежде чем рассказать о нём, необходимо сделать небольшое отступление, которое поможет правильно оценить весь ход и развитие событий.

Итак, в конце июля 1558 года Мишель Нострадамус обр а тился с личным письмом к королю Франции Генриху II, у м оляя принять в дар сборник своих пророчеств. Заметьте, это было меньше чем за год до грядущей трагедии короля.Вот что он написал дословно:

"Самому непобедимому, могущественнейшему и христианней ш ему Королю Ф ранции Генриху В торому его смиреннейший и покорне йш ий слуга и п одданный Мишель Нострадамус желает победы и процветания ,,

Я постоянно искал какую-либо возмо ж ность, которая по з волила бы мне проявить мою добрую волю и благие намерения, чтобы п осредством данной мне способности в полной ме ре предста в ить свои знания перед Вашим всемилости в ейшим Величеством первейшим Монархом Вселенной.

Я прошу лишь, о всемилостивейший король, во имя Вашей столь осмотрительной человечности, услышать поскорее о желании моего сердца и о в ысших знаниях, которые я хочу и должен преподнести в ашему всемилостивейшему Величеству, и которое я лелею с тех пор, как мои глаза были так близки к вашему солнцеподобному великолепию, которого величие моего тру д а не достигает и не требует ...".

Таков общий смысл и содержание обращения. Нас будет интересовать то, как Нострадамус в этом письме объясняет свой метод в едения летоисчисления, и то, как он определяет конкретные даты событий будущего. Обратите особое внимание на то, как, согласно его представлениям, почерпнутым Нострадамусом из доступных ему источников, развивались события в хронологическом порядке:

"Я п ризываю в свидетели Бога и святых в том, что не намер е ваюсь изложить в настоя щ ем п ослании что-либо не соответствующее истинной католической вере, сопоста в ляя астрономические расчеты с моим знанием, ибо протя ж енность времени живших до нас праотцов наших при самой строгой и тщательной про в ерке такова:

- От Сотворения Мира до рождения Ноя прошло - 15 0 6 лет.

- От рождения Ноя до начала Потопа п рошло - 6 00 лет.

- Потоп длился 1 год и 2 месяца.

- После Потопа до рождения Авраама прошло - 295 лет.

- От рож д ения Авраама до рождения Исаака прошло - 1 0 0 лет.

- От рождения Исаака до рождения Якова прошло - 6 0 лет.

- От момента вхождения Якова в Египет до И с хода оттуда - 13 0 лет.

- Со времени Исхода до построения Храма Соломоном  в четвёртый год его п равления п ро ш ло - 480 лет.

- Со в ремени сооружения Храма  и до рождения Иисуса Христа прошло - 490 лет.

Произведенные мною дополнительные подсчёты показали, что Адам,   п ервый человек, появился за 1242 года до Ноя.

- Авраам при ш ёл через 10 8 0 лет после Ноя.

- Моисей пришёл ч е рез 515 лет после Авраама.

- Давид при ш ёл через 570 лет после Моисея;

- Х ристос жил через 1350 лет после Д авида.

Со времени Иисуса Х риста из-за различия рели г ий я прекращаю счёт, в ычислив и сосчита в настоящие пророчест в а, согласно п орядку последо в ательности, которую содержит с и ё обращение. На основе Астрономической Доктрины и в соответствии с моим природным инстинктом я определил время от Сотворе н ия мира до Иисуса Христа, которое содержится и в Святом писании , в четыре тысячи сто семьдесят три года и восемь месяцев".

Запомните эту цифру, уважаемые читатели - 4173 года от Сотворения Мира до Ро ж дест в а Христова . Значит, по " календарю Нострадамуса" , в 2000 году Грегорианского летоисчисления будет идти:

4173 + 2000 = 6173-й год или седьмое тысячелетие, ссылки на которое так часто встречаются в его различных катренах , Что же п олучается? Согласно иудейскому календарю, отражённому в "Ветхом Завете " , мир был сотворён в 23 часа 11минут 2 0 секунд 7 октября 3761 года до новой эры и тогда у нас , естественно, шёл 5761 год от Сотворения Мира.

С другой стороны, согласно пра в ославным представлениям, мир был сот в орён 21 марта 5508 года до новой эры, что соответствует 7508-му году от Сотворения Мира или 2000-му году от Рождества Христового.

Получается, что Нострадамус просто о ш ибся в своих расчётах!? !

Действительно, "календарь Нострадамуса " от православного летоисчисления "отстаёт" на (7 508 - 6173 )= 1335 лет и "опережает" иудейское летоисчисление на (6173 - 5761)= 412 лет . Поэтому тракто в ка даже тех 11 "точных" дат, которые содержатся в более чем 1000 катренах , весь ма и весьма проблематична с точки зрения их проекции на реальное в ремя.

Но, вернёмся к е динствен ному "абсолютно" точному , предсказанию Нострадамуса. В уже у п оминавшемся письме есть его следу ющ ие слова:

"... когда голова Дракона будет в соединении Солнца и Юпитера , год бу д ет с п окойным, совсем без изменений, и будет начало включать в себя продолжение, и начиная с этого года бу д ет организовано самое большое гонение на Христианску ю Церковь , подобного которому не было в Африке, и будет оно продолжаться до года тысяча семьсот девяносто второго, который будет считаться обновлением века, и после этого поднимется Римский народ и прогонит некоторые тёмные силы, получив немного прежнего света, но не без в еликого разделения и п остоянных пере м ен. Венеция обретёт большую силу и мощь и поднимет свои крылья очень высоко, подобно могуществу древнего Рима. Â в это время большие византийские корабли совместно с Лигустианскими и с мощной по м ощью Се в ера создадут некоторые препятст в ия тому, что бы два Христианина поддер ж али их Вер у."

Здесь для истории важно лишь упоминание 17 92 года в сочетании со словами "... который будет считаться обно в лением века,...". Всё остальное не имеет совер ш енно никакого исторического смысла. Что касается гонений церкви, связанных с эпохой великой Французской революции, то они, естественно, не закончились в этом году. В дальнейшем был ещё очень жёсткий якобинский террор.

Потому что именно с 20 сентября 1792 года - дня открытия Парижского Конвента - все государственные документы во Ф ранции стали датиро в аться "Первым годом рес п убликанской эры"!

- И в чём же здесь фокус? – спросит любопытный читатель.

Вот-вот, именно - "фокус", заключается в том, что эту дату сознательно ожидали несколько лет. Уже 1-го января 1792 года книга Мишеля Нострадамуса, открытая именно на этом сообщении, демонстрировалась на главной площади Парижа, а само, "пророчест в о" широко обсуждалось в прессе. Такое, знаете-ли, милое политическое шоу, которое было не столько предсказано , сколько , подсказано, Нострадамусом. Тогда просто не знали, что это "не их 1792 год".

Но это всё было в очень далёком прошлом. Давайте посмотрим что предсказывал Нострадамус по "своему" календарю на последнее десятилетие двадцатого века и начало третьего тысячелетия. Прислушаемся к тем "предсказаниям", которые десять, пять и даже год назад "на полном серьёзе" публиковались в ведущих мировых изданиях, в том числе и у нас в стране:

1991 год - неизбежен союз между двумя "северными братьями" – СССР и США;

1992 год - во з никнет новая революционная теория освоения космоса.

1993 год - будут п обеждены онкологические заболе в ания.

1994 год - произойдёт объединение всей Е в ропы в Евросоюз.

1995 год - начнётся война " двух малых народов за малую территорию",  вероятно Греции с Турцией из-за Кипра , как было сказано в комментариях к этому предсказанию в 1990 году;

- Швейцария будет наказана за свою жадность, "расшифровщики" откликнулись на реакцию общественности в отношении "золота нацистов";

- Маргарет Тетчер вновь "взойдёт, на политическом небосводе,

- в Адриатическом мор е будет выловлена странная рыба с чело в еческой головой;

1996 год - Израиль будет завоёван арабскими странами;

1997 год (1-го мая) - произойдёт катастро ф а с космическим кораблём;

1998 год (август) - произойдёт пе р вый о ф ициальный контакт землян с внеземными цивилизациями.

1999 год /сентябрь/ - произойдёт особого рода контакт с Марсом и Земля войдёт в соприкосновение с великой космической цивилизацией, от лица которой на земле в умах и сердцах людей будет властвовать праведник.

Короче, желаемое и вероятное выдавалось за неизбежное и предсказанное Нострадамусом. Причём, это всё были "переводы" и "трактовки" знатоков. А вот как выглядят некоторые из этих п ророчеств в оригинале:

“В году тысяча девятьсот девяносто девятом

И семь месяцев,

С неба придёт в еликий король Ужас,

Воскресит великого Короля Анголмуса.

До и после Марс будет счастливо ц арствовать".

ентурия "Х", катрен "72 ")

Или, например, такое пророчество:

"Ну, с чем мы придём к ХХI веку?

Сошедший с горящего неба,

Теперь повелитель Земли.

Конец и начало столетья

Мятежным живут человеком.

Открытие Марса свободе грозит.

С чем мы пришли к ХХ1 веку теперь уже судить вам, уважаемые читатели. А что касается пророчеств, то они были, есть и, наверное, всегда будут. Такова природа человека – ему непременно хочется заглянуть в будущее, чтобы узнать, а что там дальше, за порогом следующего тысячелетия, столетия, года, да хотя бы одного дня! В заключение приглашаю вас насладиться творчеством русского поэта Николая Гумилёва. Его стихотворение "Сахара" при желании тоже можно считать пророчеством, так как написано оно более сотни лет назад.

И я знаю - не много осталось веков,

Как на мир наш, зелёный и старый,

Дико ринутся хищные стаи песков

Из пылающей юной Сахары.

Все пустыни друг другу от века родны,

Но Аравия, Сирия, Гоби -

Это лишь затуханье сахарской волны,

В сатанинской воспрянувшей злобе.

Ещё плещет Персидский залив,

И глубоки снега на Памире,

Но её океана песчаный разлив

До зелёной доходит Сибири.

Солнце клонит лицо с голубой вышины,

И лицо это девственно юно,

И, как струи пролитого солнца, ровны

Золотые песчаные дюны.

Средиземное море засипят они,

И Париж, и Москву, и Афины,

И мы скоро утратим грядущего дни,

На верблюдах упрямства своих - бедуины.

И когда, наконец, корабли марсиан

У земного окажутся шара,

То увидят сплошной золотой океан

И дадут ему имя: САХАРА.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru