Реферат: Правовое положение Президента Республики Беларусь
1. Введение.
2. Президент как глава государства и гарант Конституции.
3. Порядок выборов и компетенция Президента.
4. Нормативные акты, издаваемые Президентом.
5. Организация и обеспечение деятельности Президента.
6. Порядок отставки Президента и освобождение его от должности.
7. Заключение.
1. Введение
В современных государствах основным юридическим актом, который вносит порядок в систему правового регулирования, является Конституция. Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – устройство. Конституция является основным законом государства.
«15 января 1994 года была принята новая, пятая по счету, Конституция. До этого Конституция в Беларуси принималась в 1919, 1927, 1937, 1978гг. Дополнения и изменения к Конституции принимались 24 ноября 1996 года».1
Предметом конституционного закрепления являются, по меньшей мере, два вопроса:
1) система государственной власти;
2) права, свободы и обязанности граждан.
Конституция закрепляет наиболее принципиальные положения, относящиеся ко всем отраслям права и законодательства, является их юридической базой.
Республика Беларусь:
¨ унитарное демократическое социальное правовое государство;
¨ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;
¨ защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
По своей сущности Республика Беларусь – правовое государство. Правовое государство – тип государства, в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом).
В правовом государстве утверждается принцип разделения властей, независимости суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств.
Современная конституционная наука исходит из того, что содержание Конституции должно быть основано на принципах права и справедливости, роль человека сводится лишь к отражению этих принципов в Конституции и осуществлению контроля за их соблюдением. В случае, если Конституция не отражает или не в достаточной мере отражает эти принципы, они все равно действуют и должны быть отражены в процессе ее толкования.
В действующей Конституции более половины статей посвящены непосредственно
правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В ней закреплен весь спектр классических прав и свобод.
В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обстоятельств.
Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом.
Формирование правового государства длительный, но, безусловно, необходимый процесс.
2. Президент как глава государства
и гарант Конституции.
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина и исполнительной власти. Президент – высшее должностное лицо Республики Беларусь. Как глава государства он представляет республику внутри страны и в международных отношениях, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
3. Порядок выборов
и компетенция Президента.
Прежде всего кандидат в Президенты должен быть гражданином Республики Беларусь. Допускается избрание Президентом лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации, т.е. получившего белорусское гражданство по его заявлению при соблюдении определенных условий. В ряде государств «натурализованный гражданин» не может быть избран Президентом.
Статья 80 Конституции устанавливает возрастной критерий для кандидата на должность Президента: он должен быть не моложе 35 лет (такой возраст принят во многих зарубежных странах).
Конституция не предусматривает предельного возраста (например, 65 или 70 лет) для кандидата на должность Президента.
Кандидат на должность Президента должен обладать избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Кандидат на должность Президента Республики Беларусь может быть только гражданин, проживающий в республике не менее десяти лет (в США этот срок составляет 14 лет).
Представляется, что понятие «проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет» означает, что кандидат должен постоянно жить в Беларуси не менее менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента. Указанное требование отнюдь не исключает зарубежных командировок, поездок для отдыха, лечения в другие страны.
Конституция закрепляет прямые выборы Президента народом, т.е. гражданами республики, достигшими определенного возраста.
Срок полномочий Президента предусмотрен конституциями многих стран мира. Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основании всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроком. Ограничение пребывания на должности Президента двумя сроками также является распространенной мировой практикой. Она исключает возможность прихода к власти «бессменных» или «вечных» президентов.
В первых вариантах проекта Конституции Республики Беларусь количество депутатов Верховного Совета, имеющих право на выдвижение кандидата в Президента, было меньшим (40-50 человек), также небольшим было количество необходимых подписей избирателей (25 тысяч). Однако на последнем этапе обсуждения проекта Конституции возобладало мнение, что кандидатов на должность Президента не должно быть много и поэтому указанные цифры следует увеличить. Прошедшая в 1994 году избирательная компания по выборам Президента Республики Беларусь показала, что закрепленные в Конституции цифры являются оптимальными, т.к. удалось избежать слишком большого количества кандидатов на должность Президента.
Согласно статьи 98 Конституции «выборы признаются действительными, если в них приняло участие 50% плюс один избиратель из числа зарегистрированных. Для избрания Президента необходимо, чтобы 50% плюс один избиратель из этого числа проголосовали за данного кандидата, т.е. для победы в первом туре необходимо получить как минимум 25% голосов включенных в список избирателей плюс один голос».1
Если в первом туре никто из кандидатов не наберет необходимого количества голосов, проводится второй тур, в котором принимают участи два кандидата, получившие наибольшее количество голосов избирателей. Выбранным считается кандидат в Президенты, получивший большее число голосов при условии, что количество голосов, поданных за кандидата в Президенты, больше числа голосов, поданных против него.
Президент вступает в должность после принятия Присяги. Торжественное обещание служить своему народу и соблюдать Конституцию имеет большой нравственный смысл, т.к. при совершении противоправных деяний виновное лицо нарушает как нормы права, так и нормы морали.
Впервые избранный Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко принес Присягу служить своему народу 20 июля 1994 года на торжественном заседании Верховного Совета Республики Беларусь.
Президент призван принимать меры по охране суверенитета Республики Беларусь, обеспечивать ее территориальную целостность.
Глава государства и исполнительной власти в рамках Конституции должен принимать меры к сохранению политической и экономической стабильности. В этом направлении им могут предприниматься в рамках Конституции различные усилия, в том числе он может предлагать для рассмотрения Верховным Советом соответствующие программы. Так, например, в связи с усугублением кризисных процессов в экономике Президентом была предложена Верховному Совету Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса, которая была одобрена 30 сентября 1994 года.
Президент является главой не только государства, но и исполнительной власти. При Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и в других сферах государственного правления создается Кабинет Министров.
Руководство системой органов исполнительной власти может проявляться в различных аспектах. Например, Президент может решать любые вопросы, находящиеся в ведении Кабинета Министров. Он также определяет порядок взаимодействия Кабинета Министров с центральными органами управления. Он может отменять акты подведомственных ему органов исполнительной власти.
В отношении местных исполнительных и распорядительных органов Президент наделен правом отмены тех решений, которые противоречат законодательству.
Пользуясь правом, предоставленным Конституцией, Президент 23 сентября 1994 года издал Указ № 122 "Об изменении структуры центральных органов управления Республики Беларусь", которым преобразовал ряд министерств и ведомств.
Указом Президента от 22 июля 1994 года № 6 образована Администрация Президента Республики Беларусь (Збор указау Прэзыдэнта i пастаноу Кабiнета Мiнiстрау Рэспублiki Беларусь. 1994. № 1. Ст. 6). Согласно Указу, Администрация Президента является рабочим органом, созданным для обеспечения деятельности Президента, реализации его конституционных полномочий.
Президенту принадлежит исключительное право представления кандидатур на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Правления Национального банка.
4. Нормативные акты, издаваемые Президентом.
Президент имеет право не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения закона, принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики либо принятого Палатой представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, вернуть его со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования. Если Президент не возвращает какой-либо закон подписанным или со своими возражениями в течение двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент Республики Беларусь в связи с окончанием сессии.
Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь, закон подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
Президент имеет право в таком же порядке вернуть для повторного голосования со своими возражениями отдельные положения закона. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом с оговоркой о несогласии с отдельными положениями этого закона и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.
Подписанные Президентом тексты законов хранятся в Секретариате Палаты представителей.
«Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам»1.
Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.
Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.
Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий.
5. Организация и обеспечение деятельности Президента.
Нередко при президенте существует администрация. Администрация Президента сегодня является органом государственного управления. Она является юридическим лицом.
Первый документ (Положение) по Администрации Президента был утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1994 году. В этом документе предусматривалось, что Администрация является рабочим органом, созданным для обеспечения деятельности Президента, реализации его конституционных полномочий. На законодательном уровне создание Администрации Президента закреплялось в Законе о Президента Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года. 23 января 1997 года издан Указ Президента, которым утверждено новое Положение об Администрации.
На Администрацию Президента возлагается масса обязанностей:
- подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации;
- формирование единой системы учета руководящих работников госорганов;
- общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров;
- проведение систематического анализа общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике;
- участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации;
- обеспечение проведения государственной идеологии и информационной политики;
- координация нормотворческой деятельности в системе государственных органов;
- внесение предложений по реализации полномочий Президента Республики Беларусь в области контроля за актами Правительства;
- организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
- доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента Республики Беларусь до государственных органов;
- контроль за выполнением решений и поручений Президента Республики Беларусь и подготовка соответствующих предложений;
- организация приема граждан и рассмотрение их обращений, разработка мероприятий по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы населения, контроль за своевременным и правильным решением поставленных в обращениях граждан вопросов, проверка состояния этой работы в министерствах, других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах;
- осуществление по поручению Президента Республики Беларусь иных полномочий.
«Глава Администрации Президента Республики Беларусь имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента Республики Беларусь в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь,
Конституционном Суде Республики Беларусь».[1]
Финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Администрации Президента Республики Беларусь осуществляется Управлением делами Президента.
6. Порядок отставки Президента
и освобождение его от должности.
Полномочия Президента прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранный Президент или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождение Президента од должности, смертью Президента.
Согласно статьи 11 Закона о внесении изменений в закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 7 июля 1997 года президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.
Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.
В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.
Должность Президента считается вакантной в случаях:
Ø отставки Президента;
Ø досрочного освобождения Президента от должности;
Ø смещения Президента;
Ø смерти Президента.
В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
7. Заключение.
При характеристике правового государства господствует точка зрения, согласно которой закон, кок форма права, не может быть результатом волюнтаристской деятельности государства. Правовое государство начинается там, где законодатель осознает необходимость ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство его участников.
Верховенство закона предполагает не только наделение данного источника права более высокой юридической силой, но и связанность им органов государства, т.е.
связанность своими решениями. Изданный акт не может быть нарушен, на допускается его изменение в соответствии с установленными процедурами. Этим отличается законность от произвола и вседозволенности. При этом необходимо учитывать, что авторитет власти государства, доверие к нему во многом зависит от стабильности и устойчивости законодательство.
Право и закон нельзя отождествлять, так как эти понятия различаются. Праву всегда присущи признаки равенства и свободы, а конкретному закону нет, т.е. закон может быть удачным и неудачным, «хорошим» и «плохим». Справедливое право, т.е. право, которое разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей – это вектор для развития законодательства. Государство в лице его органов посредством издания законов и иных подзаконных актов формирует право, куда помимо юридических норм входит правосознание и правовая идеология. В этом смысле нельзя согласится с утверждением некоторых юристов о необходимости диктатуры закона, можно говорить лишь о верховенстве права.
Конституция, закрепляя разделение властей, их равенство, в то же время определяет иерархию нормативных актов.
Литература.
1. Василевич Г.А. «Органы государственной власти Республики Беларусь» Мн.: «Право и экономика», 1999.
2. Василевич Г.А. «Парламент Республики Беларусь», Конституционно-правовой аспект, Мн.: «Право и экономика», 1995.
3. Василевич Г.А. «Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства» (комментарии к статьям Конституции Республики Беларусь). Мн.: «Право и экономика», 1999.
4. Закон о внесении изменений в закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 7.07.1997г. №52-з, г.Минск.
5. Законодательные акты о выборах Президента Республики Беларусь. Мн.: Беларусь, 1994.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), Мн.: «Амалфея», 2000.
7. Конституция Республики Беларусь (научно-правовой комментарий) под общей редакцией В.Г.Тихини, Г.А.Василевича, М.И.Пастухова, Мн.: «Беларусь», 1996.
8. Кунцевич К.Н. «Конституционное право Республики Беларусь» Могилев, «Могилевская областная типография», 2000.
9. «Матэрыялы па гiсторыi Беларусi” Даведкавы дапаможнiк: двугое дыданне, стэрэатыпнае. Складзены Н.С.Шарова, Мн.: УП “Экаперспектыва” 2001.
10. Указ Президента Республики Беларусь «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь» от 23.01.1997г. №97, г.Минск.
1 Шарова Н.С. «Матэрыялы па гiсторыi Беларусi” Мн. 2001, стр.123.
1 «Конституция Республики Беларусь» Научно-правовой комментарий, под общей редакцией В.Г.Тихини, Г.А.Восилевича, М.И.Пастухова, Мн.1996, стр.142.
1 Закон от 7.07.1997г. №52-з о внесении изменений в закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», стр.6
[1] Положение об Администрации Президента Республики Беларусь (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 10.11.1997 №572, от 10.11.1997г. №578, от 23.04.1999 №232), стр.1.