Реферат: Шпора по истории политических и правовых учений

4.     ППУ в Ассирии

Ассирия основные доходы получала от военных походов. Некоторые концепции: 1. Концепция «МЭ» царственности – какой город имеет «МЭ» явл. как бы столицей, но вечно он не мог находиться в одном городе. 2. Концепция «золотого века»: В далеком прошлом был «золотой век»Þсегодня упадокÞнеобходимо восстановлениеÞд.б. сделано благочестивым правителем.

Ассирийцы были пользователями культуры. Только в 8 в. до н.э. в Ассирии сложилась деспотия. Большое значение имел военный фактор. Осн. цель гос-ва – создание военной мощи, мощной армии. Ассирия подпитывалась пошлинами от торговли -  они сделали спокойный переход караванов и грабили их. Ашшур – столица. Во 2 тыс. до н.э. они уже поставили под контроль м/унар. торговлю с вавилонянами и  др. народами Сирии, Армении. Ассирийцы диктовали правила в торговле и обладали монополией. Гос. строй был близок к рабовладельческой республике. Правитель – «ишиаккум», жрец, военачальник; в мирное время имел религиозную власть. Совет старейшин – «дом города», ƒ-судебная. Мешал правителю захватить всю власть. Тогда не было статуса богоизбранного царя. Казначей – менялся каждый год; им не мог быть царь.

Этапы:

1.     Роль царя не высокая. Военный фактор имеет большое значение

2.     Начинаются завоевательные войны и выявл. власть царя. Появляется тенденция к установлению монархии. Правитель объявляется императором

3.     Продолжается усиление власти. Здесь появляется мнение, что царь является наместником боговÞтерритории становятся обширнее. Царь строит отдельную столицу куда перевозит статую Бога. Царь добивается освобождения от Совета старейшин. Этот период заканчивается крахом.

4.     Этап возрождения гос-ва. Здесь кульминация и завершенная форма деспотии. Царь непосредственно ведет контакт с богами, ведет переписку. Власть царя неограниченна. Все ƒ в руках царя. Царь гл. звено м/у людьми и богами. Этот период также заканчивается крахом.

6. Периодизация ИППУ в Др. Индии

Выдел-ся 4 периода: 1. Ведический 2. Предмаурийский 3. Маурийский 4. Период шунгов и кангов.

Ведический период. Исходный момент – все сущее имеет божественное происхождение. «Дхарма» - моральный долг; «карма» - зависимость человека от совершенных им ранее поступков

Предмаурийский период. Мощное развитие полит. Мысли, что было вызвано переходом от родоплеменного к гос. строю. Осн. документ – Дхармасутра. Это свод правил. Дхарма у каждой варны отдельная, кот. Делится еще на 4 этапа. Полит. организация имела 7 составных частей. Мандалы – система полит. объединений; теория внеш. политики. Отличит. черты периода:  появление свободомыслия (синтез буддизма и брахманизмаÞиндуизм)

Мурийский период. Религии хотя и начали зарождаться в предмаурийский период, но развитие получили в маурийский (буддизм, брахманизм). Буддизм: все равны; власть должна поддерживать моральные устои в обществе; идея мирового господства). В Индии буддизм не утвердился Þ преобразовался в индуизм. Джаонизм: преобладает теория насилия; каноны – из жизни. В буддизме наряду с реализмом появляется имморализм.

Осн. источники:

1. «Артхашастра» (общее благо-сохранение общ. порядка; условие достижения блага-исполнение каждым своего долга; необходимость применения наказаний – «данда»; условием правильного соблюдения своей дхармы каждым явл. полит. организация, власть)

2. «Надписи царя Ашоки» (здесь сквозит желание царя установить власть на семейных, патриархальных основах; полное осуждение насилия в политике)

Эпоха маурьев заканчивается раздробленностьюÞобратный приход к брахманизму.

Период шунгов и кангов. Происходит возвращение к ведическим брахманистским традициям; их обновлениеÞиндуизм.

Осн. философ. и полит трактаты:

1. «Махапхарата»

2. «Рамаян» - изложены моральные принцип

3. «Шантипара» - ƒ царя – поддержание порядка на земле; насилие – нормально; происхождение княж. власти – договорная+теологическая теории

4. «Мхадавадгита» - концепция действия, совершаемое без желания результата

5. «Законы Ману» - кодекс соц. жизни, в кот. регламентируются все стороны жизни индусов. Сох-ние созданного Богом порядка.

7. Осн. политико-прав. категории Индии

1. Концепция «элиты» - основа полит. мысли Др. Индии. Это единый для неба и земли порядок, кот. подвластны не т/ко люди, но и Боги.

2. Карма (на санскрипте – «деят-сть чел-ка») метод обеспечения дхармы в виде вознаграждения. Осн. положения кармической концепции: жизнь чел-ка опр-ся его собс. поведением; нарушение дхармыÞнеизбежная расплата; положение о круговороте варн; высшая цель кажд. челов. души – приближение к абсолютному высш. божеству; достижение нирваны; любовь к собс. врожден карме; карма выступает как нрав. регулятор полит. и прав. отнош-й

3. Концепция «Данда» - средство организации соц. отнош-й в виде законов и действий, обеспечивающих выполнение этих законов. Суть – «данда» - сила, принуждение

4. Концепция «Рашта»

Дхарма – опора, поддержание, круг обязанностей, ответственность чел-ка. Сохранилась идея всеобщей дхармы. Было 10 общих заповедей. Дхарма вкл-ла ряд правовых обязанностей. Идея борьбы за соблюдение дхармы. Имел место принцип относительности дхармы.

8. Концепции общ. строя, происх. власти

Сословно-каст. слой – 4 варны. Варноый строй – это сквозная идея полит. и прав. жизни. Гл. соц. ячейка – варна. Обязанности варн: 1. брахманы – ƒ жертвоприношение, изучение вед. учений  2. кшатри – ƒ военная  3. вайшьи – ƒ хоз-ная (земледелие, но не ремесло) 4. шудры – ƒ служить всем варнам.

Статус передается по наследству. Все кроме шудр явл. дважды рожденными и могут изучать веды. Принцип нерав-ва. Варны созданы богом из частей его тела (рот-брахманы; руки-кшатри; бедра-вайшьи; ступни-шудры). Буддийская же концепция: расслоение варн – рез-т соц-полит. и экон. расслоения общ-ва. У брахманов сохр-сь отшельническая позиция. Кшатри были как бы избраны во время общ. договора для осущ-ния опред. для них ƒ, тоже самое вайшьи. Шудры могли заним-ся только низм. деят-стью. Джаонийская концепция: в опред. кризисной ситуации люди самоорганизуются в кастовый, варновый строй. В народе нах-ся какой-то мудрец, кот. заним-ся этим для устранения хаоса в обществе. Индуистская концепция: 4 категории созданы богом. Наличие 2-х признаков: благодетель и страсть. Брахманы – благодетель; кшатри – страсть; вайшьи – сочетание добродетели и страсти; шудры – в неведении.

О происхождении власти. Выдел-т 2 этапа: а) состояние идиллии – «золотой век» б) анархия, закон «рыб» - сильный пожирает слабого. После этапа б) возникает необх-сть создания гос-ва (защищать слабых, соблюдать дхарму). Теологическая концепция: гос-во созд-ся богом. Договорная теория: посредством договора. Постоянно менялись концепции – идеологическая борьба. Ведийская концепция – царем был провозглашен один из богов, кот. был царем над всеми богами. Поздний ведийский период – боги сами из своей среды выбирают царя. Буддийская концепция: ранний период – выбор властелина без всякого вмешат-ва богов. Индуистская традиция: «закон рыб»Þгрубые люди должны быть подвергнуты изгнаниюÞдоговорÞно таких все большеÞлюди обращаются к богам, чтобы дали царяÞцарь Ману (кот. не сразу соглашается)Þдоговор. Иной расклад: «золотой век» все увлечены своими страстямиÞБоги уговариваюь создать Дхармой концепциюÞиз среды богов назнач-ся Вишну, кот. должен выбрать из людей лучшегоÞне найдя создает своего сынаÞцарьÞно один из этого поколения царей поддается страстиÞлюди его убиваютÞно у него сынÞдоговор.

 

10. Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзи) – 6-5 вв. до н.э. Он создал новую мораль: 1. каждый должен знать свои права и обязанности 2. личный пример правителя - способности к управлению, к знанию. Чиновник одлжен знать ритуал «ЛИ». Он должен обладать добродетелью, любовью к людям, чувством долга и справедливости, стремления к знаниям, почитанием старших, быть мягким и уступчивым. Осн. цель добродетельной адм-ции – благо народа, кот закл-ся в след принципах: обогатить, обучить, привить высокую мораль. Методы осущ-ния власти: 1. чиновник должен быть бескомпромиссным 2. давать советы правителю, даже если они ему не нравятся 3.чиновник должен знать что любят люди 4. использовать ритуал 5. на службу привлекаются достойные и способные 6. уметь все слышать и видеть 7. избегать рискованных действий и высказыв.

Т.О. Конфуций устан-т приоритет морали и норм обычного права, основанных на ритуале и церемониале. Он: 1. создал эталон Дзюнь-дзи (кодекс морали) 2. выдвинул идею самосовершенства 3. принцип этического детерминанта превратил в структурно-образующую основу.

Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2. умеренность. Он явл. сторонником конфуцианства. Оригинальность концепции – идея универсальной любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг другаÞ должно внедряться гос-вом адм-ными методамиÞснижение челов. чувств б) о проявлении красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей.

Концепция возникновения гос-ва (близка к договорной теории) – жесткая админ. структура. На практике концепция не была применена. Но внесла вклад в полит. культуру Китая: идея рав-ва в учениях даосов; идея о значимости знамений неба.

Т.О. местное значение конфуцианства и моизма – найти противовес процессам приватизации. Конфуций видел выход в стандартизации морали, а Мо-цзи – через централизованную структуру. Но утопизм этих доктрин не дал им развиться. На практике был применен др. путь – укрепление централизованной адм-ции, использование методов принуждения и соблюдения всех уложений. Это направление – легизм.

29. ППУ Др. Руси во время феодализма

Генезис русской политической мысли связан с возник-ем и развитием Древнерус.гос-ва. В XI-XII вв. - культурный расцвет: принятие христианства, распростран-е письменности обусловили появление различных исторических и правовых произведений.

Первый русский политический трактат "Слово о Законе и Благодати" был написан в XI веке киевским митрополитом Иларионом. Начинается произведение с выяснения взаимодействия закона и истины. Закон рассматривается как проведение чужой воли (бога или государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравств. статуса, связанного с постижением новозаветного учения и воплощением его требований в своем поведении и деят-сти. Закон и истина не противопоставляются друг другу. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в законах. Т.е. закон призван регулировать поступки людей на той стадии их развития, когда они еще не достигли совершенства. Закон лишь приготовляет людей к Благодати, к замене закона истиной. Иларион утверждает идею о равноправии всех народов (перед богом), избранничество одного народа прошло. Источник власти - божественная воля.

Владимир Мономах (1053-1125 гг.) -"Поучение детям", "Послание Олегу Черниговскому" и "Отрывок" (автобиографии). В "Поучении" ведущее место - проблема организации и осущ-ния верховной власти. Мономах советует будущим князьям все дела решать вместе с Советом дружины, суд. ƒ осуществлять самому. Отрицал кровную месть, не признавал см/казнь, считал, что мир всегда лучше войны. Затронул проблему ответ-сти великого князя перед подданными. Во взаимоотношениях власти и церкви отдает церкви почетное, но подчиненное место.

Даниил Заточник: "Моление". Произведение выражало тенденции, направленные на укрепление великокняж. власти, способной преодолеть внутренние раздоры и приготовить страну к обороне от завоевателей. Стержень  - образ великого князя (идеализирован: привлекателен, милостив, его управление крепко и справедливо). Но важно не только умелое управление князя, но и хорошо устроенная система власти. Мысль о необх-сти князю опираться на Совет; князь должен выбирать одно из мнений, предложенных советниками. Гл. богатство князя - не золото, а войско; но войско требуется только для обороны.


27. ППУ М. Падуанского

Сочинение "Защитник мира". Возлагает на церковь ответ-сть за все беды и несчастья мира. Устранимы, если церковь впредь будет заниматься только сферой дух. жизни людей, перестанет стравливать гос-ва м/у собой. Церковь должна быть отделена от гос-ва и подчинена светской власти. Власть и гос-во возникли в ходе постеп. усложнения форм челов. общежития (семья → род → племя → город→государство). Цель усложнений – достиж-е общего блага. Настоящ. источник всякой власти и верховный законодатель - народ. Но народ - лишь лучшая, достойнейшую часть нас-я. Высш, лучшая категория людей (военные, священники, чиновники) заботится об общем благе, а низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) - о своих частных интересах. Гос-во действует путем издания законов. Законы гос-ва обещают награду или наказ-е в реальной жизни (а божеств. - в загробной жизни). Наказ-е и поощрение из загроб. мира д. б. перенесены в реальный. Законы обязательны как для нас-я, так и для издающих их. Законодат. и испол. власти должны различаться: испол. дейс-т в рамках, устан-ных законод-ной, а законод. осущ-ет волю народа. Выборность всех правителей, основ-ся на положит. опыте ряда итал. респ.

33. Соц-полит. учение Т.Мора

Произв-ние Т.Мора "Утопия" начин-ся с критики современ. ему строя. Корень зол - част. собс-сть: из-за нее Þ нищета масс, преступность, соц. несправедливость. Гос-во - это орудие заговора богачей; основная ƒ гос-ва - силой и законом держать народ в повиновении. Идеальн. гос-во (Утопия) избавилась от этих пороков: в ней нет част. собс-сти. Тотальная регламентация всей жизни. Кажд. семья заним-ся опред. ремеслом. С/х работы ведутся на началах труд. повинности. За порядком следят особые долж. лица. Люди пребывают в достатке, но этот достаток достиг-ся как обяз-стью трудиться, так и сокращ-ем норм потреб-я. Излиш-ва и роскошь недопустимы. Есть рабы, т.к. на гряз. работы добровольцев не найдется. Рабами м.б. военнопленные, преступники, а также люди, приговоренные к смерти в других странах. Рабство по насл-ву не передается, да и сами рабы м.б. освоб-ны.

Города одинаково удалены друг от друга, в кажд. городе прожив. 6000 семей. Стр-ра управ-я: каждые 30 семейств избирают филарха из числа ученых людей (особого слоя), 10 филархов - протофиларха. Филархи избир-т пожизн. правителя - принцепса. Ост. долж. лица избир-ся ежегодно.

37. ППУ Ж. Бодека

В последней трети XVI века во Франции яростно боролись католики и протестанты (кальвинисты). Мир, в условиях этой гражд. войны, становился приоритетной ценностью. Надежда на обеспечение мира связывалась с монархом. Жан Боден (1530-1596 гг.) создал теоретическое обоснование того, как королевская власть может быть способна в любом случае защищать общегосударственные интересы, которые выше религиозных распрей. Главный труд - "6 книг о республике" (т.е. о государстве вообще).  Государство - это управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву". Ячейкой государства у Бодена выступает семья; власть главы семьи - прообраз государственной власти. Государственность возникает посредством договора. Высшая цель государства - гарантировать мир внутри общности и заботиться об истинном счастье индивидов (познание бога, человека и природы).

Суверенитет - это абсолютная, единая и постоянная власть. Неподчинение власти исключается. Признаки суверенитета: издание общеобязательных законов, решение вопросов войны и мира, назначение долж.

 лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование. Обязанности государственной власти - блюсти естественные и божественные законы, не вмешиваться в дела семьи, не нарушать принцип веротерпимости и не взимать подати без согласия собственников. Кроме того, единство суверенитета не означает отсутствия дифференциации власти. Суверенитет является собственностью народа. Однако народ может подарить его одному из граждан, т.е. монарху. При едином правителе могут быть аристократические и демократические органы управления (это лучшее из государств, "королевская монархия").

По способу осуществления власти государства делятся на законные, вотчинные и тиранические. В законных правитель создает законы для подданных, а сам подчиняется природным законам. В вотчинных правитель силой захватил власть и правит как отец в семье. В тиранических государствах правитель презирает естественные законы, распоряжается людьми и их имуществом как своей собственностью.

 

32. ППУ Н.Макиавелли

Труды "Государь", "Рассуждения о 1й декаде Тита Ливия", "История Флоренции". Н.Макиавелли (1469-1527) является основателем светской политической науки. Первопричина политики, государства и права - объективная историческая необходимость и закономерность. Религию он рассматривает с т.з. государственных интересов - не отвергает, а ставит на службу государства. Обосновал подход к политике как к опытной науке. Критерий истинности в политике - не Библия, а исторический опыт. Политическими процессами движет не мораль, а выгода и сила. Необходимо изучать политические процессы и на их основе строить государство. Народ - это пассивная масса, объект для действий власти.

Государственные формы делит по числу правящих (один, немногие, весь народ) и по цели правления (общее благо, и благо одного или группы). Соответственно выделяются монархия, аристократия и демократия, а также тирания, олигархия и распущенность.

Отделял вопросы государства от этики. Главная цель власти - сохранение и упрочение государства. Фундамент прочной власти - законы и войско. Нет упоминаний о справедливости, общем благе. Нет

упоминания о правах и свободах, об их гарантиях. Прагматизм.

Государь может отступать в случае необходимости от принципов морали, нарушать слово, обещание, закон. Функции политика - военная, охранительная, и покровительство предпринимательской деятельности. Деятельность государя - это сложное сочетание наказаний и благодеяний. Прямые обязанности правителя должны считаться благодеянием. К наградам нельзя приучать. Наказания должны быть мгновенными и жесткими. Предпочтительнее правление при помощи страха, что объясняется антиобщественной природой человека.

40. ППУ европейского Просвещения

В XVIII веке Франция - круп. центр промыш-сти и торговли. Полит причины и предпосылки просвещения: усиливающееся п/востояние буржуазии и абсол-зма. Идеологич. причины – религиоз. войны, в ходе кот. победил католицизм. Идеи просветителей носили более радик. хар-р, чем идеи англ. и голланд. мыс-й. В просветит-ве выдел-ся правое крыло (интересы буржуазии) и левое крыло (интересы горожан и крестьян). Правое крыло - Вольтер. Критик-л католич. церковь и религ. фанатизм. Прав. взгляды размытые. Работа: "Философские письма". Сторон-к деизма; т.е. бог сущ-т как первопричина мира, но не вмешивается в жизнь природы и общ-ва. Христ. вера отриц-ся; ей п/вопост-ся "естес. религия", основ-я на законах природы и естес. разума. Признавал идеолог. ƒ церкви в гос-ве, в т.ч. карающую. На смену феод. общ-ву должно прийти цар-во разума и свободы. Оно базир-ся на праве част. собс-сти и личной неприкос-сти. Неотъемлемая часть нового общества – накоп-е богат-в и повыш-е уровня жизни. В ? отмены крепост. права  высказывал умеренные взгляды: на освоб-е частновладельч. крестьян должен дать согласие помещик. Власть в новом общ-ве должна принадлежать собс-кам. Отвергал соц. и полит. рав-во: свободы предназн-ны для имущих людей. Форма правления – парлам. учр-ния при просвещенном монархе.

ЖЖ. Руссо – крайн. лев. крыло просвет-лей. Работы: "Рассужд-я о происх-нии и причинах нерав-ва" и "Об общест. дог-ре". Причина нерав-ва – част. собс-сть. Изнач-но люди были равны. Ступени нерав-ва: имущ-ное, и нерав-во  гос-тв (имущ-ное + полит). Богатые и бедные закл-т дог-рÞсозд-е гос-ва ради мира и справ-сти. След. ступень нерав-ва - при превращении власти в деспотию. Измен-ся пон-е рав-ва: все равны в своем бесправии по отнош-ю к деспоту. Народ имеет право на сопротив-е деспоту. Концепция нового общ-го дог-ра: единств. правитель - "объединенный народ", кажд. из отдавших все свои силы станов-ся неразд. частью целого. Сувер-т един. Народ - все уч-ки общ-ного соглаш-я. Чел-к как част. лицо и чел-к как гр-н различ-ся. Суверен не связан ничем. Он стоит выше закона. Общ-ное соглаш-еÞвласть над всеми его членами. Подчин-е суверену д. б. абсолютным. У индивидов нет никаких гарантий защиты своих прав. Сувер-т неотчуждаем и неотделим. Отвергал раздел-е властей и предст. форму власти. Народ имеет право не т/ко изменить форму правления, но и вообще расторгнуть соглаш-е, т.е. вернуть себе естес. свободу.

16. ППУ Платона

Идеал. гос-во по Платону ("Государство") максимально возможное воплощение мира идей в земной общ-полит. жизни. Трем началам души (разумному, яростному и вожделеющему) соотв-ют 3 начала гос-ва (совещательное, защитное и деловое). Они должны находиться в определенной иерархии: разум (философы) господ-т над ярост. началом (воинами), а вместе они господ-т над вожделеющим началом (ремесл-ками, землед-ми). Полис - это совместное поселение, обусловленное общими потреб-стями. Требуется разделение труда. Миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разные металлы: правят те, в кого добавлено золото; стражи (серебро); производители (железо или медь). Женщины уравнены в правах с мужчинами. Платон против крайностей богатства и бедности. Лучший тип гос. устр-ва – аристократическое. Пять форм государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) сменяются циклически, они соответствуют пяти видам душевного склада людей. Каждая форма гибнет из-за внутренних противоречий. Политика - это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Там, где нет сведущих правителей, должен главенствовать закон. Три вида правления (власть одного, власть немногих и демократия. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" (после идеального государства) государственный строй. 5040 граждан по жребию получают земельные участки во владение, участок переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества, граждане делятся на четыре класса. Запрещено владение серебром и золотом, ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаются неграждане (иностранцы и рабы).

Женщины равноправны с мужчинами. Политическими правами обладают только граждане. Во главе государства стоят 37 выборных правителей от 50 до 70 лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание. Надгосударственным органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, а на детальные и суровые законы.

17. ППУ Аристотеля

Гос-во - продукт естес. развития. В этом отнош-и оно подобно  семье и селению. Но гос-во -  высш. форма общения. Чел-к по природе своей сущ-во полит-кое, и в гос-ве  заверш-ся генезис полит. природы чел-ка. Однако не все люди, не все народ-сти достигли такого уровня разв-я. Форма гос-ва опред-ся числом власт-щих (один, немногие, больш-во). Разл-ся правил. и неправильн. формы гос-ва: в правильных правители заботятся об общем благе, а в неправ. - о личном. Правильн. формы - монархия, аристократия и полития,  неправильн. - тирания, олигархия, демократия. Полития - такая форма гос-ва, при которой большинство правит в интересах общей пользы; все ост. формы - отклонение от этого идеала. Полития объединяет в себе лучш. св-ва олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. В политии ср. элемент доминир-т во всем. Идеал. гос-во - это логич. построение. Нас-е такого гос-ва д.б. достаточным и легко обозримым. Гражд. прав не должны иметь ремесл-ки, матросы, торговцы. Предполаг-ся больш. число рабов. Тер-рия д.б. достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля дел-ся на 2 части: 1 нах-ся в общем польз-нии гос-ва, др. - в част. владении гр-н.

 

15. ППУ старших софистов

Период расцвета. Софисты не явл. единой школой. Старш. софисты (Протагор, Горгий и др.) придерж-сь в основном демократ. воззрений. Среди младш. софистов (Фрасимах, Калликл и др.) встреч-ся стор-ки и иных форм правления. Протагор считал чел-ка мерой всех вещей, и из этого делал вывод о справед-сти демократ. строя. Горгий писаные законы наз-т "стражами справед-сти", т.е. "божеств. и всеобщего закона". Справед-сть он ставит над законами. Естеств-прав. представ-я сущ-ли у Гиппия из Элиды и Антифонта. Антифонт считал, что естес. потреб-сти у всех одинаковые, а нерав-во происх-т из челов. законов; законы не всегда соотв-ют справед-сти. Младшие софисты отвергали нравств-сть политики. Фрасимах: справед-сть -то, что устраивает сильнейшего, облад-щего властью. Агригентский Þв отнош-х м/у людьми все равно нет справед-стиÞлучше самому творить несправед-сть, чем терпеть ее от др.  Калликл: естес. положение - когда сильный повелевает слабым; критик-л демокр. законы и лежащий в их основе принцип равноправия гр-н. Ликофрон - стор-к догов. теории, отрицал нерав-во людей по природе.

35. Политические идеи тираноборцев

Идеи тираноборцев классово-истор. сутью были обращены в прошлое. Институты старой сословно-предст. сис-мы, слабо интегр-ное средневек. гос-во, уже пошатнувшийся церков. космополитизм п/вопоставлялся централизующейся полит. власти позднефеод. общ-ва, набиравшей силу единой нац. гос-сти, кот. в принципе выражали тогда прогрессивные тенденции соц. развития. Тираноборцы вели ярост. атаки п/в концентрации в руках монархов абсол. власти, когда появилось “Рассуждение о добровольном рабстве” Этьена Ла Боэси. Монархич. слой отвергался по причине его антиобщ., антигуман. природы. Была предпринята попытка ответить на 2 осн. вопроса: почему миллионы людей сами отказ-ся от свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удаётся достигать этого состояния и удерживать его. Э. Ла Боэси полагал: в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естес. присущую им свободу. Постепенно человеч. память забыла это зло; оно укоренилось и стало воспроизв-ся уже силой привычки. Чтобы удержать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся фаворитами, слугами, чиновниками.

30. ППУ в период централизации в Р.

Формир-ние и разв-е древнерус. полит-прав. идеологии проходило в усл-х стан-я феод. общ-ва и возник-е гос-сти, ослож-ных внеш. опас-тью. Развив-ся соц. п/воречия, во 2 ½ 11 – нач. 12 вв,  необх-сть отраж-я внеш. угрозы со стороны кочев-в и упрочнения независ-ти гос-ва - гл. ист-ки,  питавшие осн. содерж-е полит. идеологии.  Идеи независ-сти Рус. гос-ва, сильн. княж. власти станов-ся ведущими. Далее по мере упрочнения феод. отнош-й, разв-я процессов феод. раздроб-сти  и усил-я внеш. опас-сти пропаганд-ся идеи единения  всех рус. земель. Конфликты м/у сторон-ками и п/вниками  созд-я единого гос-ва  стали опр-ть  ведущие напр-я разв-я рус. полит. идеологии в 15 -16 вв. Усил-е власти велик. князей моск-х, успехи политики объед-ния рус. земель отраз-сь в принятии Иваном  III титула  „самодержец Всея Руси“, а затем  и титула „государь Всея Руси“, власть кот. имеет божеств. происх-ние. „Повесть о Флорентийском соборе“, „Послание о Мономаховом венце“, „Сказание о князьях Владимирских“ связаны общей идеей величия моск-х государей, Церковь, получившая освоб-ние от дани тат-монг, приобрела больш. богат-ваÞраскол церков-ков  на сторон-ков боярс. оппозиции и их п/вников, поддерж-щих усил-е власти моск. государей. Борьба за укреп-е самодерж-я, за упраздн-е некот. боярс-княж. привил-й усил-сь в период прав-я Ивана IV, утратив религ. оболочку. Мног. аргументы были подготовлены царю И.Пересветовым. Намест-во д.б. отменено, т.к. ослаб-т власть государя, ведет к усобицам.  Он предложил некот. налог., суд., воен. и внешнеполит. реформы. Наиб. видным предст-лем оппозиции усил-ю царс. власти стал Курбский. Он не ратовал за восстан-е порядков феод. раздроб-сти. Преимущ-ва централ-ции были очевидны даже для боярс. олигархии. Она стрем-сь лишь к огранич-ю самодержавия, раздел-ю власти м/у царем и бояр-вом. Иван IV отказ-т церкви во вмеш-ве в гос. дела. Истор. усл-я разв-я страны порождали и поддерж-ли идею гос. власти, стоящей высоко над народом. Необх-сть защиты, а затем освоб-ние Руси от ин. захв-ков, раздоры удельн. князей, жесткие формы феод. закрепощ-я крест-ва – способ-вало становл-ю и укреп-ю самодержавия царей. В России не было дуализма дух. и светс. властей. Феод. православ. церковь, добившись гарантий незыблемости церков. имущ-в служила укреп-ю самодержавию. В господст-вших теориях выражен взгляд на царс. власть как на незыблемое.

11. ППУ моизма и даосизма

Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2. умеренность. Он явл. сторонником конфуц-ва. Ориг-ность концепции – идея универс. любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг другаÞ должно внедряться гос-вом адм-ными методамиÞснижение челов. чувств б) о проявлении красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей. Концепция возник-ния гос-ва (близка к договор. теории) – жесткая админ. структура. На практике концепция не была применена. Но внесла вклад в полит. кул-ру : идея рав-ва в учениях даосов; идея о значимости знамений неба. За освоб-ние низов общ-ва от гнета, нищеты. Основ-ль даосизма - Лао Цзы. "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Дао - это независимый от небес. владыки естес. ход вещей, естес. законом-сть. Дао опред-т законы природы и общ-ва, олицетв-т естес. добродетель и справед-сть; все недостатки (соц-полит. нерав-во, бедность) происходят из-за отклон-я от дао. Дао способно восстан-ть справ-сть, если все пустить на самотек. Существ. роль в даосизме отвод-ся принципу воздерж-я от актив. дей-ий. Власт-лей Лао Цзы призыв-т воздерж-ся от притесн-я народа; критика насилия и войн - все это явл. наруш-м дао. Естес-сть - отказ от культуры. Нет пути для совершен-вания гос-ва в соотв-вии с дао.

12. Развитие ППУ легизма

Основателем легизма явл. Шан Ян. По нему гос-во явл. самоценным явлением; гос-во – совершенно. В концепции происхождения гос-ва выделяет 5 периодов: 1). Догосуд. этап – разобщенность 2). Установление различий м/у людьми 3). Появление ритуалов, чиновниковÞпервоначальное гос-во 4). Период упадка (народ уходит от земледелия – гл. занятие) 5). Гос-во должно перекрыть все нелегальные пути обогащения.

Видит выход из полит. кризиса: а) резкое усиление централизован. администрации  б) смысл, значение порядка д.б. доведены до кажд. семьи  в) необходим жесткий единый закон.

Методы достижения этого: 1. принцип матер. стимулирования (уменьш. налогов, увел. льгот) 2. уравнение имуществ 3. метод наказания и наград 4. поощрение доносов

Основная идея – гегемония гос-ва; подавление полит. оппозиции. Теория Шан Яна была использована на практике. Но после крушения легизмаÞувел-сь значение конфуцианства.

Затем легические воззрения разделяли Шэнь Бу-хай и Ли-куй (экономическое учение)

13. Адм-ная и экон. школы в легизме

Легистские воззрения поддерживали и др. видные деятели. Шэнь Бу-хай – трактат «Шень-цзи». В центре доктрины не само гос-во, а его правитель. Предлагает технологию власти, чтобы правитель никому не отдал контроль: 1)выдержка, проницаемость, скрытность 2)принцип недеяния – пассив-сть скрывающая полную насыщенность информацией 3)четкое разделение ƒ чинов-ков с точным определением компетенции каждого 4)четкая субординация.

Трактат Гуань-цзы. Концепция Цзин-Чжун (т.е. концепция балансирования):

1. перераспределение излишков с целью пресечения рыночной спекуляции и разорения крестьян

2. создание гос. Зерновых запасов путем приобретения излишек в урожайные годы и продажа в голодные годы

3. обуздание любой предпринимательской деятельности

4. регулирование ?? внешней торговли

5. регулирование уровня ростовщического %.

5. Развитие ППУ в Др. Иране

Гл. истор. Источник – Авеста  - собрание священных книг. Автор – Спитак. Он стал основоположником зароостризма. Авеста была офиц. религией. Затем в период распространения ислама долго с ним конкурировала (победил ислам). Зароостризм выступал в роли действующего права. Сотавлял прав. основу. Осн. идеи зароостризма: 1) В мире сущ-т 2 начала – добро и зло. Глобальная их война, в кот. участвуют всеÞпринципиальный раскол. Добро – «акурамазда», зло – «анграманью» (дьявол). Акурамазда – гл. бог   2) Забота о трудящихся – гл. отличие 3) Те кто не собл-т правила Акурамазда д.б. наказаны в соотв-вии с законами. Они враги.    Борьба имела разл. формы: а) слово  б) доброе дело в) мысль. Чел-к обязан знать Авесту. Концепция возникнов-я гос-ва: чел-к кот. был создан богом и выгнан из рая из-за мяса на землю где была опас-сть искупил свой грех (природа суровая; плохие саженцы, жив-ные даны богом). Он должен закрепить свое влияние и заполнить мир добром. Акурамазда дает предписание создать гос-во, цель кот. созд-е мира. Предпис-я: 1.религ. обряды 2.закл-ние дог-ра 3.разл. виды прест-ний 4. семейно-брач. отн-я 5.сослов. стр-ра (жрецы, воины, земледельцы, ремесл-ки)

25. ППУ Ф. Аквинского

Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма теологии". Пытается приспособить взгляды Арис-ля к догматам католич. церкви иÞукрепить ее позиции. От Арис-ля перенял мнение, что чел-к есть "жив-ное общительн. и полит.". Люди объед-ся в гос-ва для удовл-ния тех потреб-стей, кот. по-одиночке удовл-ть не могут. Роль монарха=роли бога. Цель гос-ва - "общее благо", обеспеч-е усл-й для достойной жизни. Треб-ся сослов. иерархия, искл-ние из сферы политики землед-цев, мелк. ремесл-ков и торговцев. Высш. сословие прав-лей олиц-ет собой гос-во. Для док-ва превосх-ва дух. власти над светской, Аквинский рассм-л 3 элемента гос.власти: сущность, форму и использ-ние. Сущность власти - порядок отнош-й господ-ва и подчин-я. Власть - установление божеств. А способы происх-ния и формы власти м.б. дурными и несправ-выми. Польз-ние властью выражается в злоупот-ние ею. Чем больше дей-ия прав-ля отклон-ся от божеств. воли, тем больше прав имеют люди на сопротивл-е. Отличал тиранию от монархии, кот. считал лучш. формой прав-я. Монархия м.б. двух видов: абсолют. и полит. (значит. роль играют светские и дух. феодалы; власть государя огран-на законами).

 Предпоч-т полит. монархию. Словом "закон" Аквинский обозначал разл. явл-я. Вечный закон – универсальн. нормы, общие принципы божеств. разума. Естест. закон – отраж-е вечн. закона в человеч. разуме; предпис-т стремиться к самосохр-ю и продолж-ю рода, искать истину. Конкретизацией естест. закона служит человеч. закон. Предназначение - силой и страхом принуждать людей к достиж-ю добродетели. Может меняться. Божеств. закон дан в Библии и необходим по 2 причинам: (1) человеч. закон не способен полностью истребить зло; (2) люди не могут сами прийти к единому представл-ю о правде.

24. Истор. усл-я развития ППУ  в Ср. века

Ср. века – 5-16 вв..ППУ в Зап. Европе постоянно видоизмен-сь. Три круп. истор. этапа вкл-т в себя эволюция соц-экон. и полит. систем: (1) раннефеодальный (5-11 в) – государств-сть сначала организ-ся в большие но слабые монархии а потом распад-ся на отд. полит. образ-ния (2) расцвет феод. строя (11-15в.) – централизованные сословно-представит. монархии (3) позд. средневековье (15-17 в. ) – упадок феод-зма, зарождение капит. отнош-й. Поэтапный хар-р предопределял особ-сти политико-юр. мысли.  Своеобразие ей придавал также факт искл-ного влияния на нее христиан. религии и римско-католич. церкви, кот. господ-вала в сфере дух. жизни все Ср.века. Христ. религия Ср. века - ядро мировоз-ния феод. общ-ва. Одна из центр. проблем - ? о том какая власть должна иметь приоритет: дух. или светс. По богословам, государь – слуга церкви, служащий ей в таких делах, кот. недостойны дух. лица. Но в то же время политико-юр. знание средневек. Зап. Европы восприняло и ряд идей антич. полит. и прав. мысли: представ-ние о гос-ве как о некоем орг-зме, положение о правильн. и неправил. гос. формах, идею естес. права как нормы, вытекающей из природы вещей.

36. Соц-полит. учение Т.Кампанеллы

В "Городе солнца" Т. Кампанелла не занимается критикой сущ-щих порядков (она дается в подтексте). Осн. место занимает описание жизни соляриев. Во главе государства стоит метафизик, ему помогают 3 правителя: мощь (силовик), мудрость (науки) и любовь (брачно-семейные отношения). Каждому из трех правителей подчиняются еще 3 должностных лица, и т.д. Полномочия метафизика не пожизненные - он обязан отказаться от власти, если появится человек, превосходящий его в знаниях, научных успехах и способностях управлять государством. Четверо высших правителей не могут быть смещены по воле народа. В гос-ве нет частной собс-сти. Земледелие и ремесла являются совмест. делом соляриев, произвед-ное распред-ся справедливо (по меркам необходимости). Никто не должен получать больше, чем ему следует. Правители заботятся также о состоянии духа соляриев, регулируют культуру, искусство, брачно-семейные отношения. Отсутствие личности, отсутствие гарантий прав человека. Предполагается высокая сознательность людей, конформизм, аскетизм. Существует тотальная регламентация всей жизни людей.

26. ППУ ересей

Эксплуатация и насилие, произво, нерав-во Þпротест угнетенных. При доминирующем полож-и религии протест не мог не облечься в религиоз. оболочкуÞразл. отклон-ния от практики рим-католич. церкви – оппозиц-ные вероучения – ереси. 11-12 вв. – подъем еретических движ-й. Богомильство (Болгария) – отражало настроение закрепощаемых болгар. крестьян, кот. выступ-ли п/в феод-церк. эксплуатации (сторонники – катары, патарены..). Резко осужд-сь иерархич. стр-ра католич. церкви, погрязшие в грехах священослужители, неправедно нажитое богат-во. Их программы призывали вернуться к раннехрист. орг-ции церкви. Библия – гл. оружие. Идеи манихействаÞ весь телес. мир – порождение дьявола. В 14-15 вв. 2 теч-я: бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская (Д.Уиклиф): интересы зажиточ. слоев горожан – треб-ние упразднения сословия священников, ликв-цию богат-в, привилегий. Крестьянско-плебейская ересь (лолларды, табориты): интересы крест-ва, обедневш. рыцар-ва – передача земли крест. общинам, освоб-ние от крепостнич-ва, добивались отмены искл-ных прав двор-ва, феод. повинностей, надеялись на наступ-ние «тысячелетнего цар-ва». Были разгром-ны.

22. Полит. учения раннего христ-ва в Риме

В 1 в. н.э. распр-ся христ-во. В развитии организации христиан различ-ся 2 этапа: «апостольская церковь» и пришедшая на смену «епископальная церковь». Лит-ра раннехрист Þ Откровение Иоанна «Апокалипсис»Þосуждались рабовладельч. Рим, богаты купцы. Христиане ждали пришествия миссии – Христа, стремились обособиться от царства зла в своих общинах. Христ-во провозг-ло рав-во приверженцев новой религии. Общины были организованы на демокр. началах. Не было духов-ва, предметов культа, обрядов. Имущ-во отдав-сь в общину. Связь м/у общинами благодаря странст-щим проповедникам. Заповеди – не укради, не убий, общечелов. ценности, осуждение богатых. В 1-2 вв. ряды преверженцев ­, примык-т состоятельн. образов. слои общ-ва. К сер. 2 в. складыв-ся церков. ап-т, руков-во общинами переходит к епископам, кот. м/у собой устан-ли прочн. связиÞвселенская церковь. Во 2-3 вв. христ. авторы пытаются убедить имп-ров, что новая религия явл. надежн. союз-ком рабовл. гос-ва. Первонач. осужд-е императ. власти свелось к религ. оппозиции Þ возник культ имп-ра. С 4 в. имп-р вынуж-н счит-ся с церк-ью.В 324г. христ-во – господ-щая религия.

20. Полит. учения Цицерона

Применительно к своему гос-ву считал, что смешанная форма правления достигается благодаря единству 3-х гос. институтов: 1)власть 2)Сената 3)нар. Собрания

Гос-во – общее дело, достояние, народ, кот. не просто сов-сть людей, а их соед-ние основанное на общих интересахÞгос-во именуют респ-кой. Респ-ка – это общий правопорядок

38. ППУ в Голландии 17 в.

Г.Гроций –осн-ль рацион. доктрины естес. и м/унар. права. Последоват-ная критика схоластич. взглядов. У Арис-ля он берет дел-е права на естес. и волей устан-ное. Источник естес. права – разум. природа чел-ка как соц. сущ-ва. К естес. относ-ся общение, стремл-е не красть, стремл-е труд-ся и т.п. Волей устан-ное право явл. правом лишь когда оно не п/воречит естес-му. Являлся стор-ком дог-рной теории. Гос-во - это совершен. союз своб. людей, закл-мый ради общей пользы и реал-ции права. До Гроция право либо проявл-е божьего суда, либо рез-т дог-ра людей; считал, что право – рез-т природы чел-ка. Филос. осн-ем естес-прав. теории явл. рацион. мировоз-е. Разум явл. верх. судьей. Но есть и элем-ты схоластич. мировоз-я: двойственная истина (сущ-т и божеств., и естес. право). Догос. жизнь людей – естес. сост-е, при кот. нет част. собс-сти. В ходе разв-я ремесел и иск-в имущ. рав-во исчезает. Гос-во - это союз слабых и угнет-х (больш-ва) п/в сильных и могущ-х (меньш-ва). Подданные имеют право сопрот-ся верх. власти, но гос-во может наложить запрет. Б.Спиноза: "Богословско-полит. трактат" и "Полит. трактат", в кот. разраб-л теорию естес. права.

Он делит разв-е общ-ва на естес. и гос. состояние. Разум толкает чел-ка на созд-е гос-ва. В естес. сост-и доминир-т вражда, войны. Чтобы сочетать интересы разн. людей, сост-ся дог-р. Ради самосохр-я чел-к вынужден подчин-ся дог-ру. Власть облад-т высш. естес. правом, и кажд. должен подчин-ся власти добров-но или под страхом наказ-я. В гражд. сост-и естес. право кажд. не прекращ-ся, т.к. и в этом сост-и чел-к дей-ет по законам своей природы. Различие м/у естес. и гражд. сост-ем: наличие высш. естес. права гос-ва. Ф-ции гос-ва очень широкие: суд и толк-ние законов, война и мир, регул-ние общ. отношй. Част. гражд. право - свобода кажд. сохр-ть себя в своем сост-и при собл-ии указов верх. власти, и при усл-и, что верх. власть охран-т права кажд. Част. гражд. право - это разрешенные в усл-х гражд. сост-я естес. права инд-да. Выст-т за формир-ние представит. инст-тов во власти. В ? о сопр-нии власти он гов-т, что народ может изм-ть форму гос-ва, если наруш-ся общ. дог-р.

34. ППУ европейской реформации

В 1 ½ XVI в. в Зап. и Центр. Европе развер-сь шир. общ. движ-е, антифеод. по своей соц-экон. и полит. сути, религ. по своей идеологич. форме. Т.к. целями этого движ-я явл. “исправ-е” офиц. доктрины римско-католич. церкви, преобр-ние церков. орг-ции, перестройка взаимоотн-й церкви и гос-ва, Þоно стало назыв-ся Реформацией. Стор-ки Рефор-ции раздел-сь на 2 лагеря. (1) имущие элементы оппозиции - низшее дворянства, часть светских князей. Хотели осущ-ния достат-но скром., умеренных реформ. (2) объед-сь нар. массы: крест-не и плебеи. Все они желали радик. упрощ-я и демокр-ции церк. устр-ва, осуждали погоню церкви за зем. богат-вами, были п/в её зависимости от рим. курии и т. д. У истоков Рефор-ции стоял М.Лютер =>Спас-е достиг-ся искл-но верой. Кажд. верующий оправд-ся ею лично перед богомÞ как бы свящ-к самому себе и не нужд-ся более в услугах католич. церкви.. В своей конц-ции гос-ва: в сфере естес. права, в границах мирских отн-й светс. власти следует руков-ся практич. целесооб-стью, реальн. интересами, опред-мыми человеч. разумом. Влас-ет же, упр-ет разумно тот монарх, кот. упот-ет власть не как привилегию.