Реферат: Расчет и проектирование коробки скоростей к операционному токарному станку
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»
КАФЕДРА ОСНОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ МАШИН
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
На тему: Рассчитать и спроектировать коробку скоростей к операционному токарному станку.
Выполнил: студент гр. ВТ-6-1 Тулаев П.А.
Проверил: Степанов А.А.
МОСКВА 2001
|
|||||||
|
|||||||
|
|
||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|
|
Дано:
Твых max = 138 H·m
nmin = 340 мин –1
φ = 1,41
n0 = 1000 мин –1
Тип фрикционной муфты ЭМ
Тип передачи (U = 1) или муфты на выходном валу клиноремённая
Коробку установить на литой плите
Срок службы коробки tч = 12·103 часов
Кинематический расчёт
Выбор электродвигателя
Т = 9550 р/п
Расчётная мощность на выходе
Рвых =
Рэл’ =
побщ = п2оп· п2пр
побщ = 0, 9952· 0, 982 0, 990025· 0, 9604 = 0, 95082
Рэл’ = (это в )
Тип двигателя : Тип исполнения:
4А132S6У3 М300
Рн = 5, 5 кВт
п0 = 1000
пп = 965 мин-1
|
<20% - недогрузка электродвигателя
=> тип двигателя выбран правильно
Определение частот вращения выходного вала
п1 min = 340 об/мин
п2 min = n1· φ = 340· 1,41 = 479,4 об/мин
Определение общих передаточных чисел
Uобщ 1, 2 = Uпр2 13· Uпр1
Uобщ 1 = (1) = Uпр1·Uпр2
Uобщ 2 = (2) = Uпр1·Uпр3
Выбор передаточных чисел отдельных пар
Uпр max = 4
Разбиение Uобщ по ступеням приводят к Uобщ min
Здесь можно выявить следующие пары:
=
Определение чисел зубьев прямозубых колёс
т.к. aw = const
Проверка частот вращения
|
|
|
|
мм – диаметры шкивов на выходе
пz = min
30,965>24·nII
при ТII и пII ψbd = 0,3 – рассчитываемая передача
Определение мощности на валах
Рэл = 5,5 кВт
РI = Pэл·ηпр·ηоп = 5,5·0,98·0,995 = 5,36 кВт
РII = PI·ηпр·ηоп = 5,36·0,98·0,995 = 5,23 кВт
РIII = PII·ηоп·ηкл.р = 5,23·0,995·0,96 = 4,995 кВт
Определение частот вращения валов
nI = nH·= 965·= 675,5 мин-1
nII1 = nI·= 675,5·= 337,75 мин-1
nII2 = nI·= 675,5·= 482,499 мин-1
nIII1 = nII1·U = 337,75 мин-1
nIII2 = nII2·U = 482,499 мин-1
Определение вращающих моментов
Т = 9550
Тэл = 9550·= 9550·= 51,103 H·м
TI = 9550·= 9550·= 75,7 H·м
TII = 9550·= 9550·= 147,8 ≈ Tmax = 138 H·м
Проектировочный расчёт валов
|
dbI = 110·= 32,8 мм
dbII = 110·= 38,8 мм
dbIII = 110·= 35,09 мм
Итоговая таблица
№ вала |
Pi |
ni |
Ti |
dbi |
Эл |
5,5 |
965 |
51,103 |
38 |
I |
5,36 |
337,75 |
75,7 |
32,830 |
II |
5,23 |
482,499 |
147,8 |
38,80 |
III |
4,995 |
482,499 |
138 |
35,08 |
Расчёт прямозубой цилиндрической передачи
т.к. у шестерни Z3 наименьшее число зубьев (zmin), то рассчитывать будем её =
Проектировочный расчёт
а) на контактную выносливость
d1H = Kd·
Kd = 770 (сталь)
TI = 75,7 Н·м
Ψbd = 0,3 – коэффициент ширины зуба
KHβ = 1,07 по таблице 1.5
HB > 350
> 6 (менее жёсткий вал)
Cos β = 1 т.к. прямозубая цилиндрическая передача
далее по таблице 6.5
Ст40х + термическая обработка, закалка в ТВЧ
σНР = 900 МПа
σFP = 230 МПа
σНР = σНР’·KHL = 900·1 = 900МПа
NHO = 8·107 циклов
NFO = 4·106 циклов
t14=t24=
NHE = 60·tч·nI = 60·6·103·675,5 ≈ 24·107 циклов
KHL = = 1
т.к. NHE > NHO, то KHL = 1
dIH = = мм
mH = мм
б) на изгибную выносливость
mF =
Km = 13,8 (сталь, прямозубая)
ТI = 75,7 H·м
Z3 = 24
Ψbd = 0,3
УF3 = Z3 и “Х” = 3,92 (по таблице)
σFp = σFp’·KFL
KFL = 1
KFβ = 1,15 по таблице 1. 5
Для постоянного режима
NFE = NHE = 24·107
т.к. NFE>NF0, то KFL = 1
σFP = 230·1 = 230 МПа
mF = 13,82,7мм
mH = 2,55мм mF = 2,7мм
ГОСТ: 2,0; 2,25; 2,5; 2,75; 3,0; 3,5…
по ГОСТ выбираем 2,75мм
Проверочный расчет прямозубой передачи
а) на контактную выносливость
σН = ZM·ZH·Zε σHP
ZM = 192 (сталь-сталь)
ZH = 2,49 (x=0, β=0)
|
εα = = 1,88-3,2·() = 1,68
|
dIII =
b = ψbd·dI = 0,3·66 = 19,8 мм (принимаем b=20)
U = 2
FtI =
KHα = 1 (прямозубая передача)
KHβ = 1,07
KHv =
FHv = δH·д0·v·b
δH = 0,014 (для прямозубой НВ>350 и без модификации)
д0 = 47 (для 7 й степени точности)
vI =
aw =
FHv = 0,014·47·2,33·19,8·= 213,5 H
KHv = 1+
σH = 192·2,49·0,88·МПа
730МПа < 900МПа
Расчет на изгибную выносливость
σF = УFI·Уε·Уβ· σFP
УFI = 3,92
Уε = 1 (прямозубая)
Уβ = 1 (β=0)
FtI = 2336 H
b = 19,44 мм
m = 2,75 мм
KFα = 1(прямозубая)
KFβ = 1,15
KFv = 1+
FFv = δF ·д0·vI·b·
δF = 0,016 (прямые без модификации НВ>350)
FFv = 0,016·47·2,33·20·= 246 H
KFv = 1+= 1,09
σF = 3,92·1·1·= 205 МПа
205 МПа < 230 МПа
SF = = 1,12
Расчёт клиноремённой передачи
Тип ремня Б
Нормального сечения по ГОСТ 1284.1 и по ГОСТ 1284.3
Характеристики и размеры
(по таблице 9.13)
в0 = 17 мм
вр = 14 мм
h = 10,5 мм
А1 = 138 мм2
d1min = 125 мм
q = 0,18 кг/м
L = 800…6300 мм
Т1 = 50…150 Hм
Диаметры шкивов
мм – диаметры шкивов на выходе
округляем по табл. 9. 3 до значения 160 мм
dp1=dp2=160 мм
Фактическая частота вращения ведомого вала
n2 = 482.499 мин-1
Скорость ремня
V = 4 м/с
Окружная сила
Ft = = 1189 Н
Межосевое расстояние
мм
причём amin < a < amax , где
amin = 0,55·(d1+d2)+h = 0,55·(160+160)+10,5 = 186,5 мм
amax = 2·(d1+d2) = 2·(160+160) = 640 мм
Длина ремня
L ≈
L ≈ мм
Принимаем стандартную длину ремня по таблице 9.14
L = 1000 мм
Окончательное межосевое расстояние
, где
λ = L - π·dср = 497,6
dср = = 160 мм
= 0
мм
Наименьшее межосевое расстояние
(необходимое для монтажа ремня)
aнаим ≈ a – 0,01·L ≈ 238,8 мм
Наибольшее межосевое расстояние
(необходимое для компенсации вытяжки ремня)
aнаиб ≈ a + 0,025·L ≈ 273,8 мм
Коэффициент режима
Ср = 1 т.к. токарный станок (по табл. 9.9)
Угол обхвата ремня на малом шкиве
Коэффициент угла обхвата
Са = 1 (по табл. 9.15)
Частота пробегов ремня, С -1
i =
i =
Эквивалентный диаметр ведущего шкива
de = d1·Kи , где
=1
=> de = 160 мм
приведённое полезное напряжение
[σF] = 2,5 МПа
Допускаемое полезное напряжение
[σF] = [σF]0·Ca·Cp = 2,5·1 = 2,5 МПа
Необходимое число клиновых ремней
Z’ =
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ремням
Сz = 0,95 (по табл. 9.19)
Число ремней
принимаем Z = 3
Коэффициент режима при односменной работе
Cp’ = 1 (по табл. 9.9)
Рабочий коэффициент тяги
Ψ = 0, 67·Ca·Cp’ = 0,67·1·1 = 0,67
Коэффициент m =
Площадь сечения ремней
A = A1·Z
A = 138·3 = 414 мм
Натяжение от центробежных сил
Fц = 10-3·ρ·A·V2 , где
Плотность ремней ρ = 1,25 Г/см3
Fц = 10-3·1,25·414·42 = 8,28 Н
Натяжение ветвей при работе
F1 = Ft·+Fц
F2 = Ft·+Fц
F1 = 1189·+8,28 = 1490,13 H
F2 = 1189·+8,28 = 301,13 H
Натяжение ветвей в покое
F0 = 0,5·(F1+F2)-x·Fц , где
коэффициент x = 0,2
F0 = 0,5·(1490,13+301,13)-0,2·8,28 = 893,974 H
Силы действующие на валы при работе передачи
Fa = 1774,7 H
Силы действующие на валы в покое
Fa0 = 2·F0·sin
Fa0 = 2·893,974 ·sin 1787,9 H
Размеры профиля канавок на шкивах
(выбираются по табл. 9.20)
H = 15
B(b) = 4,2
t = 19
f = 12,5
φ = 34°…40°
Наружный диаметр шкивов
de1 = de2 = dp1,2+2·b
de1,2 = 168+2·4,2 = 176,4 мм
Внутренний диаметр шкивов
df1 = df2 = de1,2 –2·H
df1,2 = 176,4 - 2·15 = 146,4 мм
Ширина ремня
B = Z·t
B = 3·19 = 57 мм
Ширина шкива
M = 2·f+(Z-1)·t
M = 2·12,5+(3-1)·19 = 63 мм
Определение геометрических параметров
di =
dai = di+2m
dti = di-2,5m
b = ψbd·di
d1 =мм
da1 = 82,5+2·2,75 = 88 мм
dt1 = 82,5-2,5·2,75 = 75,625 мм
b1 = 0,3·82,5 = 24,75 мм
d2 = мм
da2 = 115,5+2·2,75 = 121 мм
dt2 = 115,5-2,5·2,75 = 108,625 мм
b2 = 0,3·115,5 = 34,65 мм
d3 = мм
da3 = 66+2·2,75 = 71,5 мм
dt3 = 66-2,5·2,75 = 59,125 мм
b3 = 0,3·66 = 19,8 мм
d4 = мм
da4 = 132+2·2,75 = 137,5 мм
dt4 = 132-2,5·2,75 = 125,125 мм
b4 = 0,3·132 = 39,6 мм
d5 =мм
da5 = 82,5+2·2,75 = 88 мм
dt5 = 82,5-2,5·2,75 = 75,625 мм
b5 = 0,3·82,5 = 24,75 мм
d6 = мм
da6 = 115,5+2·2,75 = 121 мм
dt6 = 115,5-2,5·2,75 = 108,625 мм
b6 = 0,3·115,5 = 34,65 мм
aw = 99 мм (для всех колёс)
dt |
di |
da |
Определение усилий действующих в зацеплении
Tэл = 51,103 H·м
H
H
T1 = TI = 75,7 H·м
H
H
Выбор и расчёт муфты
Электромагнитная фрикционная муфта с контактным токоподводом и постоянным числом дисков тип ЭТМ…2.
b=1,3…1,75 коэффициент сцепления
[P]p – удельное давление
[P]p=[P]·Kv
Kv =
Vcp =
Дср =
f = 0,25…0,4 (сталь феродо)-сухие
[P] = 0,25…0,3 Мпа –сухие
T = 75,7 H/м
i = 2·Zнар = 2·3 = 6
n = 337,75 об/мин
Дн = 53 мм
Дв = 45 мм
Дср =
Vcp =
P =
Kv =
Kv £ 1
[P]p = 4,17·0,9 = 3,75
P<[P]p
Расчёт валов на статическую прочность
Расчёт вала I
Ft2 = 1239 H
Ft3 = 2336 H
S МБг = 0
Аг =
S МАв = 0
Бв =
S МБв = 0
Ав =
Определение наибольшего изгибающего и вращающего моментов в опасном сечении
Принимаем
По эпюрам и реакциям находим максимальный изгибающий момент.
Tmax = 1,5×T = 1,5×75,7 = 113,55 H×м
Определение эквивалентного напряжения в опасном сечении
По эмперической теории прочности
sэкв =
запас прочности по пределу текучести в опасном сечении
для стали 45
НВ³200 sТ = 280Мпа
Расчёт вала II
Ft4 = 850,4 H
Ft4 = 2336 H
Аг = Fr4 – Бг + R = 850,4-1746+1189=293,4
S МАв = 0
Бв =
Ав = -Ft4 + Бв = 511-2336=-1825
Определение наибольшего изгибающего и вращающего моментов в опасном сечении
Принимаем
По эпюрам и реакциям находим максимальный изгибающий момент.
Tmax = 1,5×T = 1,5×147,8 = 221,7 H×м
Определение эквивалентного напряжения в опасном сечении
По эмперической теории прочности
sэкв =
запас прочности по пределу текучести в опасном сечении
для стали 45
НВ³200 sТ = 280Мпа
Расчёт на сопротивление усталости вала II
имеем 2 опасных сечения (I и II)
МГ I = АГ×0,035 = 293,4×0,035 = 10,3 H×м
МГ II = Ft×0,05 = 1189×0,05 = 59,45 H×м
МВ I = АВ×0,035 = 1825×0,035 = 63,8 H×м
Суммарные значения изгибающих моментов
Определение нормального напряжения в опасных сечениях
j = 0,5(Kv-1) = 0,5(1,2-1) = 0,1
dв = 45мм
WuI =
WuII =
Мпа
Мпа
sm = 0 (для симметричного цикла)
Определение касательных напряжений
tа = tm =
Wk =
tаI = tmI = МПа
tаII = tmII = Мпа
Расчёт эффективного концентратора напряжения
I es = 0,83 et = 0,77 (dв=45мм)
II es = 0,83 et = 0,77 (dв=45мм)
I Ú /обточка sв = 560 Ksп = Ktп = 1,05
II Ú /шлифование sв = 560 Ksп = Ktп = 1,0
I sв = 560 и шпоночная канавка
Ks = 1,76
Kt = 1,54
II sв = 560
Определение запаса прочности по усталости
ys = yt = 0
nmin = 1,5…1,8
Расчёт подшипников на долговечность
Расчёт подшипников на валу I
Влевой и правой опорах шариковый радиальный подшипник
Æ вала = 35мм
n = 1000 об/мин
долговечность L10h = 10×103часов
Расчёт опоры
1)Шариковый радиальный средней серии 307
d´D´B = 35´80´21
Cr = 26200
2)Находим эквивалентную нагрузку
PE = (XVFr + YFa)KT×Kd
Kd = 1,3
V = 1 (при вращающемся вале)
KT = 1 (t<100°)
Опора воспринимает только радиальную нагрузку
ÞFr = R1 = 1239 H
т.к. Fa = 0 то, и это < e, где e величина >0
и называется коэффициентом осевого нагружения, товсегда Х=1
PE = (1×1×1239 +0)×1×1,3=1610,7 Н
3)Определение динамической грузоподъёмности
р = 3 (т.к. подшипник шариковый)
Стреб<Cr
Запас прочности удовлетворительный
Расчёт подшипников на валу II
В левой опоре шариковый радиальный подшипник серии 308
Æ вала=40мм
В правой опоре шариковый радиальный подшипник серии 309 Æ вала=50мм
Расчёт левой опоры
n = 1000 об/мин
долговечность L10h = 10×103 часов
1) шариковый радиальный подшипник серии 308
d´D´B = 40´90´23
Cr = 33200
2)Находим эквивалентную нагрузку
PE = (XVFr + YFa)KT×Kd
Kd = 1,3
V = 1 (при вращающемся вале)
KT = 1 (t<100°)
Опора воспринимает только радиальную нагрузку
ÞFr = R3 = 2336 H
т.к. Fa = 0 то, и это < e, где e величина >0
и называется коэффициентом осевого нагружения, товсегда Х=1
PE = (1×1×2336 +0)×1×1,3=3036,8 Н
3)Определение динамической грузоподъёмности
р = 3 (т.к. подшипник шариковый)
Стреб<Cr
Запас прочности удовлетворительный
Расчёт правой опоры
n = 1000 об/мин
долговечность L10h = 10×103 часов
1) шариковый радиальный подшипник серии 309
d´D´B = 45´100´25
Cr = 41000
2)Находим эквивалентную нагрузку
PE = (XVFr + YFa)KT×Kd
Kd = 1,3
V = 1 (при вращающемся вале)
KT = 1 (t<100°)
Опора воспринимает только радиальную нагрузку
ÞFr = R4 = 2336 H
т.к. Fa = 0 то, и это < e, где e величина >0
и называется коэффициентом осевого нагружения, товсегда Х=1
PE = (1×1×2336 +0)×1×1,3=3036,8 Н
3)Определение динамической грузоподъёмности
р = 3 (т.к. подшипник шариковый)
Стреб<Cr
Запас прочности удовлетворительный
Для вала I
Расчёт шлицевого соединения
Условие прочности на смятие:
y =0,75 (коэффициент, учитывающий неравномерность распределения усилий на рабочих поверхностях зубьев)
Площадь всех боковых поверхностей зубьев с одной стороны на 1 мм длины:
Рабочая длина зуба l=210мм
Для вала II
Расчёт шпоночного соединения
D = 40мм k = 3,5мм l = 40мм
[Mкр max] = 0,5×10-3×d×k×l[sсм] = 0,5×10-3×40×3,5×40×84 =235,2Н×м 235,2Н×м >43,7Нм
Расчёт механизма управления
arcsin a/2 = ½ хода/радиуса
2a – перемещение камня в пазе блока зубчатых колёс
R = A1+a
А1 – расстояние от оси вала зубчатого колеса до оси поворота рычага
а – половина высоты дуги, описываемой осью камня, при перемещении зубчатого колеса из одного крайнего положения в другое.
R = 94 + 2 = 96мм
Введение
Коробка скоростей двухступенчатая с передвижными зубчатыми колёсами.
Данная коробка скоростей рассчитана и спроектирована Тулаевым Петром Алексеевичем.
Она предназначена для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала и передачи вращательного момента электродвигателя на шкив передней бабки высокоточных металлорежущих станков, но может быть использована и в приводах других машин.
Вращательный момент сообщает индивидуальный электродвигатель 4А132S6У3 тип исполнения М300
( Р = 5,5кВт, п = 965 мин-1 ). Зубчатое колесо 28 (лист 1) вращается электродвигателем и сообщает вращательный момент колесу 21 (лист 1), которое через электромагнитную муфту 45 (лист 1)передаёт его на шлицевой вал 22 (лист 1), далее через коробку передач, шкив 15 (лист 1) и клиновыми ремнями передаётся на шкив передней бабки станка.
В связи с жёсткими требованиями предъявляемыми к высокоточным станкам, коробка скоростей располагается отдельно от станка внутри тумбы на специальной плите рядом с передней бабкой. Так как вибрация от электродвигателя и коробки скоростей неблагоприятно влияет на процесс резания, вращательный момент передаётся на станок при помощи клиновых ремней.
Содержание
1. Введение, описание конструкции
2. Выбор двигателя, кинематический расчёт
3. Итоговая таблица
4. Расчёт прямозубой цилиндрической передачи
5. Расчёт клиноремённой передачи
6. Определение геометрических параметров
7. Определение усилий действующих в зацеплении
8. Выбор и расчёт муфты
9. Схема загрузки валов в аксонометрии
10. Расчёт валов на статическую прочность
11. Расчёт на сопротивление усталости вала II
12. Расчёт подшипников на долговечность
13. Расчёт шлицевых и шпоночных соединений
14. Расчёт механизма управления
15. Список используемой литературы
16. Спецификация
Список используемой литературы
1. «Детали машин» атлас конструкций, Решетов Д.Н. I,II часть 1992г.
2. «Детали машин» курсовое проектирование учебное пособие для техникумов, Дунаев П.Ф., Леликов О.П. 1984г.
3. «Конструирование узлов и деталей машин» учебное пособие для студентов машиностроительных специальных вузов, Дунаев П.Ф. 1978г.
4. «Справочник по муфтам», Поляков В.С., Барбаш И.Д., Ряховский О.А. 1979г.
5. «Справочник по муфтам», Ряховский О.А., Иванов С.С. 1991г.
6. «Технология Машиностроения» (специальная часть) учебник для студентов машиностроительных специальных вузов, Гусев А.А., Ковальчук Е.Р., Колесов И.М., Латышев Н.Г., Тимирязев В.А., Чарнко Д.В. 1986г.
7. «Крышки подшипников, конструкции и размеры» методичка №390, Степанов А.А. 1994г.
8. «Муфты соединительные компенсирующие, конструкции и размеры» методичка №301, Степанов А.А. 1994г.