Тюменский
государственный нефтегазовый университет
Институт транспорта
Кафедра: Метрологии,
стандартизации
и сертификации
Реферат
На тему:
«Сертификация».
Выполнил:
студент гр. _________
Relax.
Проверил:
Тюмень 2001
Содержание
Стр.
I. Основные
понятия сертификации
3
II. Цели и принципы сертификации
4
2.1. Цели сертификации.
4
2.2. Принципы
сертификации.
4
III. Обязательная и добровольная
сертификация
5
3.1. Обязательная
сертификация
5
3.2.
Добровольная сертификация
6
IV. Участники обязательной сертификации
8
V. Правила и документы по проведению работ
в области сертификации
10
5.1.
Правила сертификации
10
5.2.
Нормативная база сертификации
11
Список использованной литературы
I. Основные понятия
сертификации
К
объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества,
персонал, рабочие места и пр.
В
сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) участвуют
первая, вторая, третья стороны.
Третья
сторона — лицо или орган,
признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе
(ИСО/ МЭК 2).
Участвующие
стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей
(вторая сторона).
Сертификация
может иметь обязательный и добровольный характер.
Перечни
продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Сертификация
продукции
(далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством
которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя
(покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция
соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О
сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98)).
Система
сертификации
—
совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам,
установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в Российской
Федерации).
Системы
сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и
международном уровнях.
В
нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это
федеральными органами исполнительной власти — Госстандартом России,
Министерством здравоохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и
информатизации (Госкомсвязи) и пр.
В
дальнейшем изложение темы будет основано преимущественно на примере системы
сертификации, возглавляемой Госстандартом России «Системы сертификации ГОСТ
Р», которая охватывает товары народного потребления и услуги (работы)
населению.
Сертификат
соответствия
(далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для
подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным
требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
Декларация
о соответствии
—
документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что
поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям
(Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
Таким
образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только
сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции,
соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии,
утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о
соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Знак
соответствия
—
зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной
системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции
установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
II. Цели и принципы
сертификации
2.1. Цели сертификации.
Сертификация
направлена на достижение следующих целей:
содействие
потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
защита
потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроль
безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья
и имущества;
подтверждение
показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем
(исполнителем);
создание
условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном
рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом
сотрудничестве и международной торговле.
Следующий
пример свидетельствует о высоком социально-экономическом эффекте
сертификации: отказ в сертификации и запрет реализации на рынке 100 т.
бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей;
затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за
отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.
2.2. Принципы сертификации.
При
проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.
1. Законодательная
основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ
«О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других
нормативных актах.)
2. Открытость системы
сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения,
организации независимо от форм собственности (в том числе других стран),
признающие и выполняющие ее правила.)
3. Гармонизация
правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами.
(Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия
за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и
национальными системами сертификации других стран.)
4. Открытость и
закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информирование
всех ее участников — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а
также всех других заинтересованных сторон — общественных организаций,
предприятий, отдельных лиц — о правилах и результатах сертификации. С другой
стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации,
составляющей коммерческую тайну.)
III. Обязательная и
добровольная сертификация
В
соответствии с законодательством сертификацияможетиметь
обязательный и добровольный характер.
3.1.
Обязательная сертификация
Обязательная
сертификация
— подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции
обязательным требованиям, установленным законодательством.
Обязательная
сертификация является формой государственного контроля за безопасностью
продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми
на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться
лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и
нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной
сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».
В соответствии со
ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг),
подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании
этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта
России «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых
законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная
сертификация». По существу, «Номенклатура...» — это детализированный
«Перечень...». Если «Перечень...» представлен классами соответствующего
Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП, по услугам ОК
002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — видами продукции
(услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни...» включают объекты, как
подвергаемые в настоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязательной
сертификации, то «Номенклатура...» включает только объекты, подвергаемые в
настоящее время обязательной сертификации.
При
обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования,
которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст.
7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации
товаров (работ, услуг) должна подтверждатьсяихбезопасность.
Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в
том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации
также по показателям энергоэффективности.
При
обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака
соответствия распространяется на всей территории РФ.
Организация
и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации
—Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в
отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы
исполнительной власти. Поэтому в России в 1999 г. действовало 16 систем
обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система
обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом
России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной
продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров
легкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания,
туристских услуг и услуг гостиниц и др.).
3.2. Добровольная сертификация
Добровольная
сертификация
проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по
инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях
подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов,
технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная
сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по
сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной
сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Тем
не менее по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться
в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные.
Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их
действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие
благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно
рекламным проспектам) оказывают на человека.
На
1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 104 системы добровольной
сертификации.
Примерами
систем добровольной сертификации могут быть:
Система
стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная
Министерством автомобильного транспорта РФ;
Система
сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ
«ЭкоНива»;
Система
сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром
сертификации Центрального региона (ЦСЦР).
Сравнительная
характеристика обязательной и добровольной сертификации представлена в табл.
1.
Таблица 1.
В России в
настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом —
добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной
сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как,
повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место
на рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на
соответствие стандартам Франции «NF». По ее результатам продукция
маркируется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется
спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через
добровольную сертификацию.
В России кровно
заинтересованы в добровольной сертификации продукции лишь российские
экспортеры. По мере ужесточения конкуренции на рынке будет возрастать
потребность в добровольной сертификации.
IV. Участники
обязательной сертификации
Участниками
сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая
сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также
организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные
лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти.
Основные
участники — заявители, органы по сертификации (далее — ОС) и испытательные
лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого
конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.
Изготовители
(продавцы, исполнители)при проведении сертификации обязаны:
реализовывать
продукцию, исполнять услугу только при наличии сертификата, выданного или
признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии
(принятой в установленном порядке);
обеспечивать
соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие
которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;
указывать
в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или
декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и
обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
обеспечивать
беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС и
должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией
(услугой);
приостанавливать
или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не
отвечает требованиям НД;
после
истечения срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или
отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по
истечении срока годности или срока службы продукции;
извещать
ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при
сертификации.
Орган
по сертификации
выполняет следующие функции:
сертифицирует
продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака
соответствия;
осуществляет
инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
приостанавливает
либо отменяет действие выданных им сертификатов;
представляет
заявителю необходимую информацию.
ОС
несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата
соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные
испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной
продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей
сертификации.
ИЛ
несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний
требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если
орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным
центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра
испытаний и сертификации «Ростест— Москва».
Для
организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции
или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС).
Например,
Департамент маркетинга потребительского рынка Министерства торговли Российской
Федерации выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной
торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства
выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре
Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие
требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены
на ВНИИ сертификации.
В
обязанности ЦОС входит:
организация,
координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе
сертификации;
рассмотрение
апелляций заявителей по поводу действияОС,ИЛ (центров).
Специально
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России —
Госстандарт) выполняет следующие функции:
формирует
и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает
общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории
Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
проводит
государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия,
действующих в Российской Федерации;
опубликовывает
официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах
сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в
международные (региональные) организации по сертификации; готовит в
установленном порядке предложения о присоединении к международным
(региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке
заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном
признании результатов сертификации;
представляет в
установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных)
организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации
по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.
Главным участником
работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право
проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний,
опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и
достоверность решения о возможности выдачи сертификата.
В работах по
сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти.
Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их
деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме
соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты
сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.
В соответствии с
соглашением федеральный орган может:
1) проводить
сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих
сертификатов и знаков соответствия;
2)
входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее
правилами.
V. Правила и
документы по проведению работ в области сертификации
5.1. Правила
сертификации
1. В качестве ОС или
ИЛ допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и
форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями)
и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их
аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по
сертификации.
2. Аккредитацию ОС
и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы
исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их
аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют
аттестатом аккредитации.
3. Если в системе
аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель
вправе провести сертификацию в любом из них.
4. Сертификация
отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
5. Сертификаты и
аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с
даты их регистрации в Государственном реестре. Государственный реестр содержит
сведения о ЦОС,ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной
продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах,
документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.
6. Официальным
языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты,
сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.
7. При возникновении
спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная
сторона может подавать апелляцию в ОС, ЦОС, Госстандарт России, другие федеральные
органы, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают
вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению
знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.
8. Сертификация
проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной
продукции или группы услуг.
Организационно-методическая
база сертификации представлена на рис. 1.
Рис. 1. Организационно-методическая база
сертификации.
5.2. Нормативная база
сертификации
В
основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система
документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер.
1.
Законодательные акты Российской Федерации.
Эта
группа документов представлена в Законах РФ «О сертификации продукции и
услуг», «О защите прав потребителей». В соответствии с этими законами вводится
обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и
т.п.), определяются федеральные органы исполнительной власти, организующие
работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы сертификации,
устанавливаются перечни объектов обязательной сертификации.
2. Подзаконные акты
— постановления Правительства РФ.
Они вводят в
действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации;
регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила
выполнения отдельных видов работ и услуг.
Документы этой
группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников
работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия,
следует выделить документы двух уровней:
документы,
действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы
сертификации;
документы,
созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках
конкретных систем.
4.
Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные
однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.
Например,
в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: Правила
проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, «Услуги
транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.
5. Классификаторы,
перечни и номенклатуры.
В работах по
сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для
обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода;
«Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации
с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор
«Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для
обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной
продукции и пр.
Целью применения перечней
является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями
о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже
отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной
сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции,
подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом
и Государственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих их
подтверждения при ввозена территорию РФ». На основе перечней,
установленных ПравительствомРФ, Госстандартом совместно с
Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов,
подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ
по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных
документах, на основе которых осуществляется сертификация.
С 1999 г. объектом
постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг),
соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».
6. Рекомендательные
документы.
Развивают и
конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных
процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.
7. Справочные
информационные материалы.
Содержат расширенную
информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах
сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов,
являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных,
содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов,
стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.
Обобщенные
сведения о документах, используемых участниками работ по сертификации,
представлены на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема
информационного обеспечения сертификации.
Список использованной литературы
1. Лифиц И.М. Основы
стандартизации, метрологии и сертификации // М.: Юрайт, 2001. 270 стр.
2. Асташенков А.И.,
Маликова Х.О. Пора вносить изменения в Закон РФ «Об обеспечении единства
измерений» // Законодательная и прикладная метрология. 1996. № 2. С. 7—12.
3. Брюханов В.А. О
действующих государственных стандартах на методы контроля и испытаний //
Стандарты и качество. 1996.№ 11. С. 18—20.
4. Брянский А.Н.
Метрология и сертификация // Законодательная и прикладная метрология. 1997. №
1. С. 38—39.
5. Воробьева Г.Н. О
стандартизации услуг // Стандарты и
качество. 1998. № 1. С.
30—34.
6. Воронин Г.П.
Госстандарт России сегодня: некоторые
итоги, проблемы, задачи // Стандарты и качество. 1998.
№ 12.
С.20—23.
7. Добровольная сертификация
// Стандарты и качество.
1998. №11. С. 54—56.
8. Исаев Л. К., Малинский
В. Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство
стандартов,
1996. 169 с.
9. Крылова Г.Д. Основы стандартизации,
сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998. 465 с.
10. Медведев A.M.
О техническом законодательстве ЕС //
Стандарты и качество. 1996. № 5. С. 27.
11. Резниченко В.А. и др.
Проблемы качества и сертификации в автомобилестроении // Стандарты и качество.
1996. № 9. С. 54—59.