Реферат: Теория и практика DVD-Video
Часть I – Предшественники DVD.
А). VHS.
Она же Video Home System. Она же видеокассета (надеюсь, среди читателей не затесались пользователи вымершего как динозавра стандарта Betamax). Теоретически это первый источник A/V сигнала, давший хоть какую-то возможность почувствовать дома обстановку схожую с кинозалом. Что же мы получаем, имея в руках нормальную лицензионную видеокассету. Ну, во-первых, аналоговую картинку в формате PAL (реже в NTSC), с разрешением порядка 320*250 точек. Стерео звук, который может содержать в себе сигнал Dolby Surround. Так остановились.… С этого момента я ненадолго прерву свой краткий рассказ о наших старых знакомых видеокассетах и расскажу об еще более старой фирме Dolby Labs.
Сия небезызвестная контора была основана на рубеже 60-х и 70-х годов. Первыми плодами деятельности стали технологии шумопонижения, использовавшиеся для улучшения отношения сигнал/шум в аудиокассетах. Назывались они Dolby Noise Reduction уровней A (совсем хорошо), B (хорошо), С (ну тоже неплохо). По данным разведки Dolby A NR могла улучшать отношение сигнал/шум на 20 db. Технология Dolby HX Pro применялась на этапе записи ленты для увеличения динамического диапазона. В 1982 году была представлена технология Surround. Остановимся на ней поподробнее. Данная технология, и ее последующие реинкарнации использовала, так называемый матричный способ кодирования каналов. Ну, например, вы в обычный стереосигнал хотите засунуть информацию об еще одном, например, тыловом. Берем и помещаем сигнал тылового канала прямо в центре между правым каналом и левым. Потом аппаратура находит общее в двух каналах и подает отловленный сигнал на тыловые колонки. Просто и элегантно? Не то слово! Так или почти так работает Dolby Surround образца 1982 года. Плюсы подобного решения очевидны – не нужно изобретать велосипед для хранения такого сигнала. Минусов впрочем, тоже более чем достаточно. То что получается в итоге, звучит, скажем так, не очень здорово. Локализация (легко ли нам определить, откуда исходит звук), довольно плохая. Так как частотный диапазон тылового канала ограничен (100 – 7000 Гц), звуковая картина, в общем, и целом не очень хороша. К тому же качество того, что вы в итоге услышите, ну очень сильно зависит от используемой декодирующей аппаратуры. Впрочем, тот факт, что Surround сигнал «совместим» с любой аппаратурой предопределил огромную популярность Dolby Surround. Вернее не его, а его «улучшенной версии» - Dolby Surround Pro-Logic, появившейся на свет в 1987 году. Локализация заметно улучшилась, к тому же в стереосигнал умудрились впихнуть еще один сигнал – центральный. В итоге данный формат приобрел заслуженную популярность – более 6000 фильмов получили звуковые дорожки в Surround. Надо отметить еще вот что. Когда вы слышите разговор про Dolby Surround, считайте что говорят о Dolby Surround Pro-Logic. Просто «тот самый» Surround образца 1982-го широкого распространения не получил, а обывателю выговаривать столь длинное название не хочется. Профи и «понимающие» обычно говорят просто Pro-Logic…
Вернемся же к нашим баранам. Я чувствую, читатель трепещет и думает: «А может и у меня есть кассеты с сюрраундом?!». Отвечаю – может. Для ответа на этот вопрос необходимо осмотреть тыльную сторону упаковки кассеты и поискать там эмблему Dolby Surround Stereo. Есть?! Мои поздравления и… соболезнования. Дело в том, что для получения Surround-а для начала нужно получить просто стерео. Увы видеомагнитофон/видеоплеер со стереозвуком есть ДАЛЕКО не у каждого. Подобные «видаки» перешли в разряд массового товара года 3-4, когда большее количество российского «видеопарка» было уже закуплено. Впрочем, если стереофонический видеомагнитофон у вас есть – проблема своей остроты практически не теряет. Для получения полноценного четырехканального сигнала нужен декодер. Дело в том, что даже сейчас декодер или ресивер (разговор о нем позже) является в провинции ну очень экзотической вещью. Впрочем, если руки выросли, как говорится, из нужного места и паять вы умеете, Pro-Logic декодер можно собрать самому. Если внимательно покопаться в Интернете, то необходимые схемы можно найти. Однако все же даже хорошие видеокассеты являются плохим источникам A/V сигнала для домашнего кинотеатра. Далеко не выдающаяся картинка и средненький звук в лучшем случае будут примерно такими же, как в хорошем «настоящем» кинотеатре. И это при весьма приличных затратах (350 – 500 $ на качественный видеомагнитофон).
B). LD.
Он же Laser Disc. LD ни в коем случае нельзя путать с компакт диском. Внешне LD похож на компакт диск, однако размеры схожи с виниловой пластинкой. Диск двухсторонний. Переворот как правило осуществляется автоматически. Видео пишется в аналоговом формате в NTSC или PAL. PAL-овские диски имеют только аналоговые звуковые стереодорожки, в которых, как правило, присутствует Dolby Surround. NTSC-шные диски могут иметь две дорожки, в том числе и цифровую (Dolby Digital или DTS, разговор о них состоится позднее). Плюсы LD очевидны – видео пишется с более высоким разрешением, посему выглядит очень и очень неплохо. Звук значительно естественнее и натуральнее. Наиболее существенные минусы LD – очень высокая цена необходимых компонентов. LD плеер во времена «расцвета» формата стоил 700 – 2000 $. Цена качественной аудиосистемы (комплект из усилителя, декодера и колонок) колебалась в пределах 20000 – 45000 $. Диски в зависимости от популярности стоили 35 – 100 $. Ценовой фактор предопределил то, что LD не вышел из сугубо элитного сектора. Диски также были подвержены, так называемому «лазерному гниению», то есть портились от повседневного использования. Не выдержав конкуренции с DVD, LD «умер» уже к началу 2000 года.
Часть II – DVD.
История принятия формата.
Формат DVD был принят организацией, под названием DVD форум, в конце 1995 года. В DVD форум входят лидеры мировой электронной промышленности, такие как Philips, Panasonic, Toshiba, Sony и другие. Фактически, DVD задумывался как ёмкий носитель информации, наподобие компакт диска. Тогда, в 1995-м были приняты спецификации DVD-Video и DVD-ROM. Разница между ними приблизительно такая же, как между Audio CD и CD-ROM. Собственно поэтому DVD было бы правильно расшифровывать не как Digital Video Disk а как Digital Versatile Disk (Versatile – универсальный).
DVD как носитель.
Чисто внешне DVD диск очень схож на обычный компакт диск и имеет абсолютно такие же размеры. Основное различие заключается в емкости. DVD имеет более высокую плотность записи. Это достигается как лазером с меньшей длинной волны (650 нм против 780 нм в компакт диске), предусмотрены и так называемые двухслойные диски, что означает что на одной стороне данные записаны в два слоя, при этом один слой полупрозрачный, и второй слой читается "сквозь" первый. Можно записывать данные на обе стороны DVD-дисков, и таким образом удваивать их ёмкость, что иногда и делается. Таким образом, существуют следующие типы дисков.
DVD-5, 12cм, 4.7 Гб данных или свыше 2 часов видео, один слой на одной стороне.
DVD-9, 12cм, 8.5 Гб данных или около 4 часов видео, два слоя на одной стороне.
DVD-10, 12cм, 9.4 Гб данных или около 4.5 часов видео, на обеих сторонах по одному слою.
DVD-14 12cм, 13.24 Гб данных или около 6.5 часов видео, два слоя на одной стороне, один слой на другой.
DVD-18 12cм, 17 Гб данных или более 8 часов видео, на обеих сторонах по два слоя. Пока что дороги в производстве, и производятся довольно редко.
DVD Video.
DVD Video это формат хранения цифрового видео на диске DVD. Это то, что обычно под DVD и понимают.
Часть 1 – Техническая информация, связанная с дисками.
Видео на DVD.
Видео на DVD представлено в виде цифрового видеоизображения, сжатого по алгоритму MPEG-2. Формат - 25 кадров в секунду с разрешением 720 х 576 точек при глубине цвета 24-бит (PAL) или 30 кадров 720 х 480 х 24-бит (NTSC). Используется переменный битрейт, варьирующийся в зависимости от сложности сцены от 2.5 до 10.5 Мбит/c. Битрейт свыше 5.5 – 6 Мбит/с уже гарантирует отсутствие часто встречающихся на Video CD или Mpeg 4 квадратиков, однако еще больший битрейт бывает полезен для очень сложных сцен, например такие, как живописные пейзажи. Теперь о размерности изображения. Изображение может быть полноэкранным (отношение сторон 4:3 или 1.33:1), или широкоэкранным (отношение сторон 16:9 или 1.78:1 и более).
Полноэкранное изображение разделяют на «стандартное» (Standard 1.33:1) , то есть изначально писавшееся со стандартного телевизионного сигнала размерностью 4:3 и пансканированное (4:3 Pan & Scan). Это означает то, что исходное изображение было широкоформатным, но оно было обрезано по бокам и растянуто, и приведено к соотношению 4:3.
Полноэкранное пансканированное изображение.
Диск «Куда приводят мечты»
Широкоформатная картинка бывает разных размерностей. Это такие, как 1.78:1 (или 16:9), 1.85:1, 2.35:1 и, наконец, 2.85:1. По способу записи широкоэкранный сигнал бывает леттербоксным (Letterbox), и анаморфным (Anamorph). При записи леттербоксной картинки получают видеосигнал размерностью 4:3 в котором пустое место изначально заполнено черным цветом. Вполне понятно, что часть пикселов, которые могли содержать полезную информацию просто бездействуют (например, при записи картинки с размерностью 2.35:1 «бездельничают» 43 процента точек). Анаморфная картинка пишется по-другому. Изображение с мастер – ленты растягивается по вертикали (анаморфируется) до размерности 4:3 и в таком виде оцифровывается. При цифро-аналоговом преобразовании получившаяся картинка сжимается до получения изначальной размерности. Таким образом, используются все 100 % пикселей. Совершенно очевидно, что анаморф имеет наибольшее разрешение. Именно анаморфные DVD, что называется, забили последний гвоздь в крышку гроба LD.
Широкоформатное анаморфное изображение размерностью 2,35:1
Диск «Амели»
Звук на DVD.
Звук на DVD дисках может быть записан в нескольких форматах.
PCM – Импульсно кодовая модуляция. Это тот же самый формат, в котором хранится звук на обычных Audio CD – 44.1 КГц , 16 бит, стерео и без какого либо сжатия. Битрейт 1440 кбит/с. Звук в таком формате хранится как правило на музыкальных дисках (диски с видеоклипами, концерты и.т.д.), то есть там где требуется высокая точность передачи звуковой картины.
Dolby Digital – этот формат появился в 1992 году вместе с фильмом «Возвращение Бэтмена». Формат предусматривает до 6-ти полностью дискретных звуковых каналов. До пяти полночастотных(20 Гц -20 кГц) каналов и один низкочастотный (3 Гц – 120 Гц) Low Frequency Effects канал для сабвуфера. Dolby Digital использует 18 битное кодирование каждого канала при частоте дискретизации в 48 кГц. На каждый канал может быть выделено от 64 до 96 кбит/с.
Важно понять то, что Dolby Digital может быть не только шестиканальным, но и даже монофоническим. Фактически Dolby Digital это просто формат хранения цифрового звука со сжатием. В DVD используются следующие конфигурации Dolby Digital:
Dolby Digital 2.0 – Типичный битрейт 192 кбит/c по 96 кбит/с на канал. В данном формате может быть записан монозвук для старых фильмов (левый и правый канал воспроизводят одно и то же), просто стерео (встречается редко, например на диске «Золото Маккены») или стерео с Dolby Surround сигналом.
Dolby Digital 4.0 – Типичный битрейт 320 кбит/c, по 96 кбит/с на левый и правый фронт и по 64 кбит/с на левый и правый тыл. Редкий формат (можно встретить на российском диске «Дракула).
Dolby Digital 5.0 – Типичный битрейт 320 кбит/c, по 64 кбит/с на каждый из пяти каналов (левый фронт, центр, правый фронт, левый и правый тыл, канал LFE отсутствует). Редкий формат (Можно встретить на американском диске «Водный мир».)
Dolby Digital 5.1 – Типичные битрейты 384 кбит/с, по 64 кбит/с на каждый из 6-ти каналов, и 448 кбит/c по 96 кбит/c на левый и правый фронт и по 64 кбит/c на все остальные каналы. Наиболее часто встречающийся формат.
Dolby Digital 6.1 EX – Типичный битрейт 448 кбит/c по 96 кбит/c на левый и правый фронт и по 64 кбит/c на все остальные каналы. В данном формате используется дополнительный фантомный тыловой центр, то есть матричный принцип кодирования, как и в Dolby Surround. Формат дебютировал в 1999 вместе с фильмом «Звездные войны: эпизод I». (Можно также встретить на российском диске «Летучие мыши» или на американском «Терминатор II: Ultimate DVD Edition»)
Отличительной чертой Dolby Digital можно назвать превосходную локализацию звуков. Однако, несмотря на то, что механизм сжатия более совершенен, чем, например у MP3 высокие коэффициенты сжатия (8 -12 раз) дают о себе знать при воспроизведении музыки…
Формат DTS разработала и внедрила в 1993 году одноименная фирма. Так как фирма обладала меньшими финансовыми возможностями чем, например Dolby Labs, данный формат, несмотря на более высокое качество (это будет показано ниже), был признан DVD форумом факультативным (тогда как Dolby Digital основным).
DTS использует 20 битное кодирование каждого канала при частоте дискретизации 48 кГц. На каждый канал выделяются 128 или 256 кбит/c, что дает лучшее качество за счет меньшего сжатия и лучшего механизма компрессии. Формат DTS используется в следующих конфигурациях:
DTS 5.1 – типичный битрейт 768 или 1536 кбит/с по 128 или 256 кбит/с на каждый из 6-ти каналов. Наиболее распространенная конфигурация.
DTS 6.1 ES Matrix - типичный битрейт 768 или 1536 кбит/с по 128 или 256 кбит/с на каждый из 6-ти каналов. Используется дополнительный фантомный тыловой центр, как, например в Dolby Digital 6.1 EX. Довольно редкая конфигурация (можно найти на американском и российском диске «Ганнибал» или на американском диске «Терминатор II: Ultimate DVD Edition»)
DTS 6.1 ES Discrete – Типичный битрейт 896 или 1792 кбит/с 128 или 256 кбит/с на каждый из 7-ми каналов. Используется полностью дискретный тыловой центр в качестве седьмого канала. Исключительно редкая и наиболее качественная конфигурация. По последним данным всего 3 диска имеют такую дорожку, в том числе американские диски «Призрак в доме на холме» и «Гладиатор».
Формат DTS значительно превосходит Dolby Digital по естественности и «глубине» звучания. Музыкальные фрагменты звучат очень хорошо, практически не хуже, чем на компакт диске. Однако выпущено всего около 350 фильмов с DTS дорожками различных конфигураций.
Наконец звук на DVD может быть представлен в формате MPEG Multichannel. Этот формат использует 16 битное кодирование каждого канала с частотой дискретизации 48 кГц. Алгоритм сжатия весьма напоминает MP3. На каждый канал выделяется по 64 кбит/c. Используется только 5.1 конфигурация с битрейтом 384 кбит/c. Данный формат предназначался в первую очередь для европейских дисков, однако признания не получил из за плохого качества звука. Менее 5 дисков записаны с этими дорожками.
Важно понять то, что DVD диск может содержать несколько дорожек одновременно. То есть несколько дорожек как бы параллельно сопровождают весь фильм, и вы выбираете ту, которая вам более всего подходит – на русском или на английском языке, в Dolby Digital или DTS, с синхронным (закадровым) переводом или с полным дубляжом. Например один из моих дисков – российский «Пятый элемент: второе издание» содержит 3 дорожки: оригинальную английскую Dolby Digital 5.1 (битрейт 384 кбит/с), русскую Dolby Digital 5.1 с закадровым переводом (битрейт 448 кбит/c), русскую DTS 5.1 с полным дубляжом (битрейт 1536 кбит/c). Так как диски часто сопровождаются субтитрами, (они включаются по желанию пользователя) можно слушать фильм с оригинальной дорожкой, не зная иностранного языка.
Региональная защита
Довольно скользкий и неприятный вопрос. DVD форум для защиты производителей видеопродукции ввел региональную защиту DVD дисков. Это связано с тем, что фильмы выходят в прокат и на видео в разных регионах мира в разные сроки. То есть необходимо было исключить такую ситуацию, что, например, вы в загранкомандировке, например в США покупаете фильм, который только вышел на киноэкраны в России. Таким образом, сам диск и проигрывающее устройство имеют свой региональный код, и если они не совпадут, диск просто не будет проигрываться. DVD форум поделил мир на несколько регионов
Канада, и США
Япония, Европа, Южная Африка, Ближний Восток (включая Египет)
Юго-Восточная Азия, Восточная Азия (включая Гонконг)
Австралия, Новая Зеландия, Тихоокеанские Острова, Центральная Америка, Южная Америка, Карибские острова
Бывший Советский Союз, Индийский полуостров, Африка (также Северная Корея, Монголия)
Китай
Зарезервированный
Экстерриториальная зона (самолеты, круизные лайнеры и пр.), но они практически не используются.
Как показала практика данная мера послужила совершенно иным целям. Дело в том, что процесс производства DVD довольно долог – на приготовление качественного издания уходит 6 – 8 месяцев. За это время любой фильм уже проходит стадию проката. С другой стороны, в каждой отдельной взятой зоне фильм готовит к изданию на DVD своя фирма. То есть, если никто «не почешется» многие фильмы в родном регионе можно никогда и не увидеть. Таким образом, например, в нашей 5-й зоне не были изданы: «Титаник», «Мумия», «Звездные войны: эпизод I» , все части «Чужих», все части «Парка юрского периода» и многие другие популярные картины. Фактически единственную роль, какую выполняет региональная защита – предотвращение конкуренции между изданиями одного и того же фильма в разных регионах. Например, в России «Терминатор 2» был издан с пансканированной картинкой, и с посредственной дорожкой в Dolby Digital 5.1. А региональная защита «запрещает» вам купить шикарное американское издание с анаморфной 2,35:1 картинкой и Dolby Digital 6.1 EX и DTS 6.1 ES Matrix звуком (не говоря уже об алюминиевой коробке, и втором диске битком забитом дополнительными материалами).
Дополнительные
возможности.
Сначала приведу полный список функциональных возможностей DVD-VIDEO
Полноэкранная или широкоформатная картинка
До 8 звуковых дорожек на разных языках, до 8 дискретных каналов каждая.
До 32 дорожек субтитров.
До 9 углов камеры (изображения со всех камер пишутся параллельно).
Меню и простые интерактивные возможности
Мгновенная перемотка и быстрая перемотка вперед, включая поиск по главе, дорожке и времени.
Родительская блокировка для запрещения воспроизведения дисков или фрагментов с нежелательным материалом.
Основное меню диска «Пятый элемент: Второе издание»
Стандарт DVD-VIDEO изначально задумывался под лозунгом «DVD – больше чем просто фильм». С этим сложно не согласиться. Общение с DVD диском больше напоминает мультимедийную программу. Любой диск имеет Меню, из которого можно получить доступ к настройкам диска, выбору сцен (фильм разделяется на сцены, по такому же принципу, как компакт диск на треки), дополнительным материалам. На последних стоит остановиться подробнее. К дополнительным материалам могут относиться документальные фильмы о съемках, интервью с создателями фильма, актерами, видеоматериалы, относящиеся к событиям, описываемым в фильме (например, документальный фильм о гладиаторах, представленный на диске «Гладиатор»), неудачные дубли, альтернативные концовки, вырезанные сцены и. т. д. и. т. п.. В качестве статических дополнительных материалов могут быть представлены биографии и фильмографии актеров, фотографии, каталоги продукции и прочая информация не требующая видеоизображения. Изображение с различных углов камеры может применяться как в качестве дополнительного материала, например для иллюстрации съемок некоторых сцен, так и в качестве основного на некоторых других типов дисков, например концертных (например, диск Metallica Cunning Stunts). Так же часть дисков содержат, так называемые DVD-ROM дополнения, то есть дополнения, доступные для просмотра только на компьютере с DVD-ROM дисководом. Фактически подобные дополнения являются компьютерными программами. К их числу могут относиться обои рабочего стола по мотивам картины, коллекции ссылок на различные сайты и их Offline зеркала, полные тексты сценариев и. т. п.
Часть 2 – Бытовая аппаратура для воспроизведения DVD
DVD плеер.
DVD плеер – начальное звено A/V тракта, является безусловно необходимым устройством для бытового (некомпьютерного) воспроизведения DVD. DVD плеер производит считывание информации с диска, формирование изображения и вывод его на устройство отображения (телевизор или проектор). Плеер может сам обрабатывать звук или вывести цифровой поток для обработки звука A/V ресивером или A/V процессором. Функциональные возможности DVD плееров следует разделить на несколько категорий.
Поддерживаемые форматы. Любой DVD плеер кроме дисков DVD-VIDEO также проигрывает AUDIO CD и VIDEO CD. Факультативно также могут проигрываться Super Video CD и также компакт диски с MP3 файлами записанные на CD-R и CD-RW. Последнее, как правило, реализуется с помощью двойного оптического приемника.
Видеочасть. В технических характеристиках этому, как правило, уделяется мало внимания. Единственное, что обычно указывается, характеристики видео ЦАП-а (как правило, 10 бит 27 МГц), и поддержка видеостандартов (NTSC и PAL). Реально приходится ориентироваться только на цену аппарата.
Аудиочасть. Наличие декодеров Dolby Digital, DTS, MPEG MULTICHANNEL, возможность вывода DTS потока через цифровой выход, характеристики аудио ЦАП-а (как правило, 24 бит 96 кГц). Нужно отметить, что под наличием декодера понимается возможность вывода звука в его исходном формате, а не в двухканальном формате (то есть наличие шестиканального аналогового аудиовыхода). Простейшие плееры имеют двухканальный аналоговый аудиовыход, на выводе, которого полученный «на лету» сигнал Dolby Surround Pro-Logic.
Наличие или отсутствие чейнджера (как правило, на 5 дисков).
Особый интерес представляют также различные разъемы на задней стенке плеера. К ним относятся.
1) Видеоразъемы. Композитный видеовыход (присутствует обязательно), видеовыход S-Video, компонентный выход (RGB сигнал), A/V разъем SCART (присутствует на европейских моделях).
2) Аудиоразъемы. Смикшированный 2-х канальный выход (присутствует на любом плеере, на него подается сигнал с Audio CD и смикшированный сигнал Dolby Pro-Logic), шестиканальный аналоговый аудиовыход (на него подается раскодированный сигнал со встроенного декодера), коаксиальный цифровой выход S/PDIF RCA (присутствует на любом плеере, на него подается нераскодированный цифровой сигнал), оптический цифровой аудиовыход S/PDIF Toslink.
Стоимость DVD плееров колеблется в пределах 180 – 2500 $.
A/V ресивер.
A/V ресивер – устройство, сочетающее в себе функции декодера, усилителя и, иногда, цифрового радиоприемника. Ресиверы различаются поддержкой различных форматов звука, мощностью встроенного усилителя (в пределах 35 - 200 ватт на канал) и наличием/отсутствием THX сертификации. Фактически на вход ресивера подается цифровой сигнал, а на выходе, пройдя через декодер, ЦАП, и усилитель, получаем усиленный аналоговый сигнал, готовый к подаче на акустику. Ресивер способен работать и в качестве стереофонического усилителя, и принимать цифровой сигнал с аудио компакт-диска, что, учитывая качественные ЦАП-ы, стоящие в ресиверах, весьма актуально. Так же ресивер может иметь видеовыход, для того, чтобы выводить на устройство отображения различную информацию, например при настройке на конкретное помещение и акустику. Таким образом, A/V ресивер является интегральным решением, полностью решая проблемы декодирования и звукоусиления.
Стоимость A/V ресиверов колеблется в пределах 250 – 4500 $.
A/V процессор.
A/V процессор – устройство, представляющее собой только декодер, выполненный в виде отдельного блока. A/V процессор, по идее, должен дать пользователю полную свободу в выборе усилителя, а так же более высокое качество декодирования звука с DVD и Audio CD. На вход A/V процессора подается цифровой сигнал, на выходе получаем неусиленный аналоговый сигнал, готовый к подаче на отдельный 5-ти, 6-ти, или 7-ми канальный усилитель и сабвуфер. Таким образом, A/V процессор является начальным звеном аудиотракта, отвечающего блочной идеологии.
Стоимость A/V процессоров колеблется в пределах 800 – 10000 $.
Акустика.
Акустика для домашнего кинотеатра состоит из одного или нескольких сабвуферов, фронтальных и тыловых саттелитов, фронтального центрального динамика, и факультативно одного или двух тыловых центров.
Конфигурация 5.1
Конфигурация 6.1
Конфигурация 7.1 THX Surround EX.
К «театральной» акустике предъявляются совершенно иные требования, чем, например, к музыкальной. Колонки должны иметь большую мощность (40 – 400 ватт для саттелитов и 75 – 2500 ватт для сабвуфера), при приемлемом уровне искажений. Важно понять то, что при просмотре фильма большая часть внимания прикована к экрану, и в звук никто «вслушиваться» не будет. Наиболее важно то, чтобы во время наиболее серьезных звуковых эффектов (взрывы, природные катаклизмы и пр.), уровень искажений оставался приемлемым, и колонки не начали «хрипеть». Ведь именно высокий уровень звуковых искажений вызывает наибольший дискомфорт в кинотеатрах «средней руки».
В качестве фронтальных и тыловых саттелитов должны быть использованы одинаковые колонки с нижней границей частотного диапазона от 80 до 200 Гц и пиковой мощностью 40 – 400 ватт. В качестве центральных колонок (как фронтальных, так и тыловых), могут быть использованы колонки с суженным частотным диапазоном – ориентировочно 250 – 8000 Гц. Впрочем, мощность центральных колонок должна быть на 10 – 20 % выше, чем сателлитов. Сабвуферы серийного производство, в подавляющем большинстве случаев являются активными. Естественно, что нижняя граница воспроизводимых частот должна быть как можно ниже, а мощность больше. Системы низкого класса могут иметь один сабвуфер, THX системы высокого уровня должны иметь два или четыре – звуковые колебания с частотой до 60 – 80 Гц обладают, вопреки ошибочному мнению, неплохой локализацией. Суммарная мощность всех сабвуферов должна быть больше мощности каждого сателлита в 2 – 5 раз.
Устройства отображения.
К ним относятся телевизоры и видеопроекторы. К изображению в домашнем кинотеатре применяется два основных требования – большой размер и высокое качество. В домашних условиях, в комнатах общего назначения находят наибольшее применение телевизоры. Современные телевизоры можно разделить на несколько категорий по способу вывода изображения.
1) Телевизоры на базе Электронно Лучевой Трубки. Как несложно догадаться, данный тип телевизоров является наиболее распространенных. К их достоинствам можно отнести невысокую стоимость (150 – 4500 $), высокое качество изображения, возможность использования при любом освещении. К недостаткам можно отнести только небольшую диагональ (не более 32”).
2) Плазменные телевизоры. Телевизоры данного типа имеют более внушительные размеры (40” – 62”), вкупе с высоким качеством изображения. Высокая стоимость (7500 – 20000 $), способна повергнуть в глубокие раздумья.
3) Проекционные телевизоры. Огромные размеры экрана (до 80”), главный и, пожалуй, единственный козырь аппаратов подобного типа. Не выдающееся качество изображения и фактическая невозможность работы в незатемненном помещении не оправдают не слишком высокую цену (3500 – 8000 $).
При покупке телевизора стоит обратить внимание на возможность ввода RGB сигнала либо через SCART, либо через компонентный вход.
Видеопроекторы находят применения в системах высокого и высшего класса. Трудно не согласиться с тем, что применение проектора вплотную приближает к обстановке настоящего кинозала. Проектор позволяет получать изображение с очень большими размерами (до 300” и более) на специальном экране, и, естественно, что в данном случае для оборудования кинозала необходимо отдельное нежилое помещение площадью 20 – 40 квадратных метров и более. Так как изображение имеет большие размеры, его качество сильно зависит от качества «начинки» проектора. В зависимости от различных параметров (яркости, разрешения и пр.) цена видеопроекторов колеблется в пределах 2000 – 25000 $ плюс экран из специальной материи (100 -2000 $).
Системы All-in-One.
К подобным системам относятся, так называемые «готовые комплекты домашнего кинотеатра». Подобные комплекты состоят из DVD плеера, декодера, усилителя и акустики. По сути дела это настоящий «кинотеатр в коробке», остается добавить только устройство отображения. Такие системы интересуют, прежде всего, людей, хотящих «получить все сразу и не мучаться». По своему классу эти системы, как правило, начального уровня, хотя бывают и исключения, например, системы Nakamichi Sound Space (6000 – 20000 $). Людям с достатком тоже не всегда хочется испытывать «сладкие муки выбора» компонентов по отдельности. Стоимость «обычных» «кинотеатров в коробке» колеблется в пределах 650 – 1200$.
THX.
Он же Tomlinson Holman eXperiment. THX входит в состав компании Lucas Film, принадлежащей Джорджу Лукасу. Фактически основным занятием компании THX до конца 80-х годов было разработка и внедрение оборудования для кинозалов. С появлением LD, а впоследствии и DVD одним из важных направлений в работе THX явилось разработка и внедрение стандартов оборудования для домашнего кинотеатра с целью максимального приближения обстановки к настоящему кинозалу. Применительно к домашнему кинотеатру THX – определенный набор требований предъявляемых к DVD плеерам, ресиверам, процессорам, усилителям и акустике. Так же THX включает в себя набор требований к видео- и аудиозаписям на DVD, с целью получения наивысшего результата при совместном использовании THX сертифицированных дисков с THX системами.
Что касаемо домашнего оборудования, то наибольшее отличие THX систем заключается в декодирующей части и акустики. Если говорить о декодерах, в них используется набор THX алгоритмов, призванных избавиться от синтетичности звучания (связанной с компрессией) и добиться максимальной реалистичности. Набор алгоритмов, используемых в THX сертифицированных процессорах и ресиверах следующий:
-
Re-equalization -
система коррекции
звука для достижения
высокой прозрачности
и идентичности
звукового поля;
- Tembre
Matching
- система тонокомпенсации
между фронтальными
и тыловыми
каналами для
их оптимального
соответствия;
- Adaptive Decorrelation
- первоначально
использовалась
для Pro-Logic
схемы и позволяла
добиться не
монофонической,
а почти стереофонической
работы тылов;
сегодня это
система расширения
объемного поля
тылов;
- Bass
Management
- автоматическое
удаление
низкочастотного
сигнала ниже
80 Гц из всех
основных каналов
и перенаправление
его на сабвуферный
канал, позволяет
резко увеличить
динамический
диапазон и
снизить искажения;
- Bass
Peak
Level
Manager
- система защиты
от перегрузок
сабвуфера,
которые могут
возникнуть
ввиду использования
предыдущего
пункта;
- Loudspeaker
Position
Time
Synchronization
- синхронизирует
каналы во времени,
позволяя добиться
оптимального
для прослушивания
звукового поля.
THX сертифицированные ресиверы и процессоры также могут реализовывать расширенную 7.1 конфигурацию, используя два тыловых центра. Такое возможно как для 6.1, так и для 5.1 записей с помощью THX алгоритмов декореляции.
THX сертифицированные колонки отличаются от обычных следующим:
-
расширенным
горизонтальным
рассеиванием
звука для фронтальных
каналов, что
позволяет иметь
несфокусированную
точку прослушивания
и более объемное
поле;
-
сфокусированным
вертикальным
рассеиванием
звука, снижающим
искажения в
этой области
из-за отражений
от пола и потолка
и позволяющим
серьезно повысить
прозрачность,
детальность
и разборчивость;
- широким
динамическим
диапазоном
без искажений
у всех каналов
(от 105 ДБ) и их идентичной
"звуковой
подписью";
- дипольной
технологией
изготовления
тыловых колонок
(по сути, два
громкоговорителя
в одном, излучающие
в разные стороны),
позволяющей
максимально
полно эмулировать
6-12 тыловых
громкоговорителей
с каждой стороны
- как в кинотеатре
- и создать объемное
окружающее
звуковое поле
(еще одно
частое заблуждение
- это то, что для
5.1. форматов
дипольный тыл
не требуется;
на самом деле,
ТНХ использует
во всех своих
схемах только
дипольные
основные тыловые
каналы);
- применением
очень мощных
сабвуферов
с возможностью
отключения
их встроенных
фильтров (эта
функция перекладывается
на процессор).
Требования THX к прочим компонентам (DVD плееры, усилители и пр.) довольно несущественны, в основном они касаются удобств управления и коммутации. THX сертификация компонентов может быть двух уровней – THX Select и THX Ultra. THX Ultra фактически является оригинальной разработкой, в то время, как Select удешевленным вариантом для небольших помещений. Неофициально считается, что THX Select имеет смысл при свободном объеме комнаты 2000 – 3000 кубических футов, THX Ultra предназначается для помещений объемом 3000 футов и более.
Часть 3 – Аппаратура для воспроизведения DVD на компьютере.
DVD-ROM дисковод.
Точно также как и DVD плеер, DVD-ROM является строго необходимым. Именно DVD-ROM производит считывание информации с дисков DVD-VIDEO для дальнейшей обработки программным или аппаратным декодером. DVD-ROM дисковод можно охарактеризовать скоростью (1Х для компакт дисков – 150 кбайт/с, 1Х для DVD – 1350 кбайт/с – максимальная допустимая суммарная скорость аудио- и видеопотока), способ реализации региональной защиты в микрокоде BIOS (RPC-1 – дисковод не содержит собственного кода региона, RPC-2 – дисковод содержит собственный код региона, который может быть поменян 4 раза, после чего будет записан навечно), количество оптических приемников (старые дисководы с одинарным оптическим приемником имеют большие проблемы с чтением CD-R и CD-RW, новые с двойным подобных проблем не имеют).
Цены на DVD-ROM дисководы колеблются в пределах 55 – 75 $.
Платы аппаратного декодера.
Подобные устройства были довольно популярны на заре «компьютерного» DVD, вследствие более низких системных требований аппаратного декодирования чем программного (Pentium 166 MMX 16 mb при аппаратном декодировании против Pentium III/Athlon 500 128 mb для программного). Плюсами подобных устройств является очень высокое качество картинки при выводе на телевизор, (аппаратные декодеры имеют не худшую картинку, чем DVD плееры ценовой категории до 800 $), встроенный TV-Out и цифровой аудиовыход (как правило, коаксиальный). Минусами подобных решений является фактическая невозможность просмотра DVD на мониторе, (платы аппаратных декодеров подключаются к видеокартам точно также, как и 3DFX ускорители и очень сильно «мылят» изображение), затрудненность использования всех возможностей современных звуковых плат (аппаратные декодеры настроены на вывод только стерео при пользовании звуковой платой вместо вывода звука по цифровому выходу).
Цены плат аппаратных декодеров в настоящее время колеблются в пределах 50 – 75 $.
Видеокарты.
Видеокарты играют немаловажную роль при программном декодировании DVD. Для начала, видеокарта обязана поддерживать оверлей (Overlay) на аппаратном уровне. Оверлей, это способность выделять область экрана (или весь экран), в которой может выводиться изображение с глубиной цвета не зависящей от текущего видеорежима (например, установлен 8 битный видеорежим, а видео все равно выводится в «родном» 24-х битовом цвете). Особенность оверлейного режима заключается в том, что видеоданные идут непосредственно в видеосигнал, минуя видеопамять. Так же видеокарты обязаны «уметь» аппаратно конвертировать видеосигнал из формата YUV в формат RGB. Видеокарты, выпущенные за последние 4 – 5 лет обладают вышеперечисленными способностями, однако, есть и исключения: Matrox Millennium, Matrox Mystique, Matrox Millennium II, Diamond Fire GL. Программное декодирование DVD на компьютере с данными видеокартами невозможно.
Кроме поддержки оверлея, некоторые видеокарты имеют дополнительные аппаратные средства, которые ускоряют и повышают качество процесса программного декодирования. Наиболее распространенным «подспорьем» является механизм Hardware Motion Compensation. Им владеют все выпускаемые в настоящее время видеокарты. Также очень большое значение имеют прочие механизмы, реализуемые различными производителями.
При выводе изображения на телевизор большое значение имеет наличие TV-Out на видеокарте.
Стоимость современных бытовых видеокарт в настоящее время колеблется в пределах 35 – 450 $.
Звуковые платы.
При программном декодировании DVD звук, в том или ином виде, выводится через звуковую плату. Единственное требование, предъявляемое звуковой плате – поддержка частоты дискретизации 48 кГц. Значение имеют следующие параметры: наличие/отсутствие встроенных цифровых выходов, количество каналов (2, 4 или 6). Важно понять то, что полностью программное декодирование цифровых потоков Dolby Digital и DTS и вывод звука в аналоговой форме с любой современной звуковой плате имеет заведомо много худшее качество звука, чем при использовании внешнего декодера. Во-первых, как указывалось выше, дорожки Dolby Digital и DTS имеют 18 и 20 битное кодирование соответственно, и 16 битные ЦАП-ы большинства современных звуковых плат значительно снижают качество звука. Во-вторых, сильные электромагнитные поля внутри корпуса компьютера привносят довольно сильные искажения в аналоговый сигнал, что, в принципе делает невозможным высококачественное прослушивание не только фильмов, но и музыки на платах бытового класса (профессиональные и полупрофессиональные платы имеют более высококачественные 24 бит 96 кГц ЦАП-ы и серьезную защиту от наводок). Таким образом, при высококачественном прослушивании фильмов звуковая плата только выводит цифровой поток на внешний декодер.
Стоимость бытовых 5.1 звуковых плат колеблется в пределах 12 – 230 $, стереофонических полупрофессиональных с цифровыми выходами – 150 – 600 $.
Акустика.
В настоящее время выпускается довольно много компьютерной акустики 5.1 с декодером и без него. Комплект акустики без декодера содержит 6-ти канальный аналоговый вход, на который подается неусиленный сигнал с 6-ти канальной звуковой платы или с отдельного декодера. Комплект акустики с декодером содержит цифровой вход, на который подается цифровой сигнал как со звуковой платы с цифровым выходом, так и с бытового DVD плеера. Последнее обстоятельство делает подобные акустические системы полностью независимыми от источника сигнала, и могут быть использованы и при построении «бытового» домашнего кинотеатра. Подобные системы низкого и среднего класса содержат 4-х или 6-ти канальный аналоговый вход для подключения звуковых карт и озвучивания компьютерных игр, поддерживающих стандарты EAX, A3D и Direct Sound 3D. Системы высокого класса (как изображенная на фотографии Videologic DigiTheatre DTS) могут иметь только аналоговый стереовход. Стоит отметить, что даже самая дешевая система с декодером имеет заметный выигрыш по звучанию по сравнению с аналогичной без декодера.
Стоимость современных акустических комплектов 5.1 без декодера колеблется в пределах 70 – 250 $, с декодером – 130 – 650 $.
Программа проигрыватель DVD.
В некотором роде, довольно некорректно относить программный DVD плеер к оборудованию, однако то, что мы получим в итоге, от подобной программы зависит ни чуть не менее, чем от модели видеокарты или звуковой платы. Программ проигрывателей DVD существует довольно много, однако внимания (по мнению 99,(9) % пользователей) заслуживают только две из них – WinDVD 3.1 DTS и Power DVD 4.0 XP. Я пользуюсь последней.
Интерфейс программы Power DVD
.
От программы – проигрывателя во многом зависит качество изображения, функциональные возможности по декодированию звука (две приведенные выше программы имеют исключительную прерогативу на декодирование DTS саундтреков). Все программы – проигрыватели имеют те же возможности, что и бытовые DVD плееры (задание возрастных ограничений, цифровой зум, быстрая перемотка и пр.). Отдельные программы имеют дополнительные возможности (например, Power DVD может декодировать сигнал Dolby Pro-Logic с любого носителя, автоматически менять разрешение в зависимости от формата изображения, редактировать цветовые профили и многое другое).
Часть 4 – Практические аспекты, связанные с дисками.
Какие фильмы выпускаются на DVD?
Всякие. В настоящее время практически все выходящие в прокат. За 6 лет практического существования формата DVD-VIDEO в свет вышло порядка 6000 различных фильмов. Переиздается очень много различной классики («Терминатор 1 и 2», «Космическая одиссея 2001», «Бегущий по лезвию бритвы», «Унесенные ветром» и множество других картин). Издаются фильмы вплоть до 40-х - 50-х годов. Популярные картины, имевшие высококачественные мастер – ленты подвергаются серьёзному ремастерингу как по звуку, так и по картинке и составляют серьёзную конкуренцию современным лентам. Картины имевшие, подчас, монофонические звуковые дорожки после ремастеринга обретают саундтреки Dolby Digital и DTS звучащие просто здорово. Наверное, самым ярким подобным примером служит американский первозонный диск «Терминатор 2: Ultimate DVD Edition». Если бы не высокая цена (1390 р.) он уже давно бы был в моей коллекции. Впрочем, нередки случаи, когда достойные ленты издаются в невысоком качестве. Подобная участь постигла легендарный «Титаник» - фильм был издан только в первой зоне с достаточно посредственной 2.35:1 леттербоксной картинкой и без дополнений вообще.
А как же российское/советское кино?
Во времена Советского Союза фильмы снимались с монофоническим звуком. Мастер – ленты также находятся в плачевном состоянии. Эти факты, а также отсутствие на территории России (99 % дисков пятой зоны выпускается на территории РФ) высококлассных специалистов по ремастерингу обуславливает невысокое качество дисков с классическими лентами. Однако диски выпускаются, куются профессиональные кадры, и мы можем видеть растущее качество дисков с классическими картинами. Оригинальные монофонические дорожки ремастирируются в Dolby Digital 5.1, и звучат очень и очень неплохо. С современным российским кино ситуация гораздо лучше. Современные высокобюджетные ленты снимаются на качественном оборудовании, и последние картины получают саундтреки в современных форматах: Сибирский цирюльник – Dolby Digital 5.1, Китайский сервиз – Dolby Digital 5.1, Коллекционер – Dolby Digital 5.1, Война – Dolby Digital 5.1 и DTS 5.1. Таким образом, современные российские ленты издаются на DVD без какого либо ремастеринга и имеют высочайшее качество. Особого упоминания заслуживает замечательный диск «Сибирский цирюльник» - DVD – 9, 2.35:1 анаморф, Dolby Digital 5.1 (448 кбит/с) плюс отличная подборка дополнений.
Как обстоят дела с картинкой?
Довольно скользкий вопрос. Дело в том, что кино, как известно, снимается на аналоговый носитель (пленку). При переносе картины на DVD картинку необходимо оцифровать. Процесс этот весьма и весьма трудоемок. Для каждого кадра необходимо подбирать индивидуальный коэффициент сжатия. На перевод среднестатистической полнометражной ленты в цифровой формат уходит несколько месяцев притом, что над оцифровкой работает целая команда профессионалов. Например, если сроки выхода диска будут неожиданно сжаты, результат будет не лучший. Картины с некоторыми специфическими цветовыми палитрами (например, все фильмы Жана-Пьера Жене имеют желто-зеленую палитру, получаемую с помощью светофильтров и «Амели» яркий тому пример) поддаются оцифровке довольно плохо. Однако наибольшее значение имеет все же работа оцифровщиков. Наилучшей же картинкой отличаются современные анимационные картины, изначально моделировавшиеся на компьютере («История игрушек», «Шрек», «Динозавр», «Последняя фантазия» и др.). Они переносятся на DVD по технологии Direct-to-Digital и ни теряют абсолютно ничего.
Диски с «самой-самой» картинкой:
I – Direct-to-Digital трансферы (1.85:1 или 2.35:1 анаморф) – абсолютно идеальная картинка.
II – «Ганнибал» (1:85:1 анаморф) – Качество картинки практически идентично цифровым трансферам.
III – «Бойцовский клуб» (2.35:1 анаморф) – Диск – живая классика!
IV – «Гладиатор» (2.35:1 анаморф) – никаких нареканий!
V – «Терминатор 2: Ultimate DVD Edition» (2.35:1 анаморф) – Мягкая «аналоговая» картинка без каких либо замечаний.
Как звук?
Если речь идет о современной картине, то от команды, готовящей DVD к выпуску практически ничего не зависит. Саундтрек соответствующего формата уже содержится на мастер – ленте и один-в-один переводится на диск. Если речь идет о старом фильме, то, естественно дорожка подвергается ремастерингу. Вычищаются шумы и искажения, эффекты разносятся по каналам или моделируются заново. Подобная работа проводится строго с участием или под руководством звукорежиссера оригинальной картины. Можно сказать, что звук на DVD примерно одинакового очень высокого качества.
Диски с «самым-самым» звуком:
I – «Призрак дома на холме» только первая зона (DTS 6.1 ES Discrete) Лучший звук! Полная реалистичность!
II – «Спасение рядового Райана» (DTS 5.1) Лучший эффект присутствия! Акустика помещения не воспринимается вообще!
III – «Гладиатор» только первая зона (DTS 6.1 ES Discrete) – Лучшая локализация! Кристальный звук!
IV – «Терминатор 2: Ultimate DVD Edition» (DTS 6.1 ES Matrix) – Эталонный саундтрек. Лучший тестовый диск.
V – «Ганнибал» (DTS 6.1 ES Matrix) – ужасающе реальная атмосфера. Непроизвольное мочеиспускание гарантировано!
Диски с «самым-самым» Dolby Digital:
I – «Звездные войны – I Эпизод» (Dolby Digital 6.1 EX 448 кбит/c) – Два года ремастеринга сделали этот саундтрек лучше большинства DTS–ов.
II – «Матрица» (Dolby Digital 5.1 384 кбит/с) – Лучший Dolby Digital до появления «Звездных войн».
III – «Последняя фантазия» (Dolby Digital 5.1) – желающих получит «Последнюю фантазию в DTS вы, скорее всего, не найдете!
Как дела с дополнениями?
Большая часть современных дисков довольно богата на дополнения. Как правило, лучшие подборки дополнений получают либо современные высокобюджетные блокбастеры («Гладиатор», «Ганнибал», «Перл харбор» и пр.), либо популярные ленты прошлых лет («Терминатор 2», «Легенда» и пр.). Большое количество дополнительных материалов имеет большой размер. Таким образом, последние 1,5 – 2 года сложилась практика выпуска, так называемых, 2-х дисковых коллекционных изданий. В подобных случаях фильм занимает весь первый диск, а дополнительные материалы пишутся на второй. Диски же как правило выпускают двухслойные односторонние (DVD – 9). Диск «Терминатор 2: Ultimate Special Edition» (отличается алюминиевым футляром и 32-х страничным буклетом с интересной дополнительной информацией) выпущен на одном двухслойном двухстороннем диске (DVD -18). Фильм (вернее, 3 различные версии - театральная – 127 мин, расширенная - 134 мин и полная режиссерская – 154 мин с альтернативной концовкой) расположен на одной стороне, а дополнительная информация на другой. Впрочем, производители предпочитают выпускать два DVD - 9 диска, нежели один DVD – 18, например, из-за того, что двухсторонний диск легче повредить. Как правило, стоимость коллекционных изданий превышает стоимость «обычных» не более чем на 20 – 30 %.
Диски с лучшими подборками дополнений:
I - «Терминатор 2: Ultimate DVD Edition» (2 x DVD-9 или 1 x DVD -18) - Действительно всё, что хотелось знать о легендарной ленте.
II - «Последняя фантазия» (2 x DVD – 9) – Эталонная подборка дополнений, использующая наиболее интересные функции, подробнейшим образом расскажет о создании уникальной ленты.
III – «Звездные войны: Эпизод I» (2 x DVD – 9) – Море интереснейшей информации о вселенной Звездных войн от первоисточника.
К вышеперечисленному списку рискну добавить готовящееся к выходу 6 ноября коллекционное четырехдисковое издание «Властелин колец: Братство кольца». Кроме полной режиссерской версии ленты (на 40 минут длиннее оригинала), счастливого владельца ждет обширнейшая подборка материалов по Средиземью, в том числе авторские рисунки Дж. Толкиена, карты, выполненные самим автором, наброски костюмов и многое другое, что оставил в наследство легендарный английский писатель.
А что представляют собой российские издания?
Выпуском дисков DVD-VIDEO на территории РФ занимаются несколько компаний: «Амальгама» (Ссылка на веб-сайт с каталогом продукции), «Видеограм» (Ссылка на веб-сайт с каталогом продукции), «CP Digital» (Ссылка на веб-сайт с каталогом продукции), «West multimedia», «DVD сервис», «Видеосервис», «Rusico». Надо сказать, что российские диски имеют сразу несколько проблем. Во-первых, отечественные издатели имеют труднообъяснимую страсть к полноэкранному изображению. Подчас, многие достойные ленты подвергаются «обрезанию» (в смысле пансканированию) для получения 4:3 изображения. Такой участи подвергся, например мой диск «Куда приводят мечты» (Исходным форматом являлся 2.35:1 анаморф). Во-вторых, при издании в пятой зоне, картины почти всегда лишаются DTS саундтрека. Впрочем, ситуация постепенно улучшается. Уже несколько российских дисков получили DTS дорожки: «Пятый элемент: второе издание», «Подземелья и драконы», «Такси 2: второе издание», «Ганнибал». Надо, правда, отметить, что диск «Ганнибал» имеет только оригинальную английскую DTS 6.1 ES Matrix дорожку, а русский вариант представлен в формате Dolby Digital 5.1. Компания «Амальгама» готовящая 6-го мая к выпуску картину «Война» с дорожками Dolby Digital 5.1 и DTS 5.1 заявляет, что выпуск дисков с DTS будет продолжен. В-третьих, количество дополнительных материалов на российских изданиях, как правило, намного меньше чем в оригинале. Российские издатели, как правило, ударяются в крайности - либо выпускают диски с мизером переведенных дополнений, либо со всеми дополнениями без перевода вообще. В качестве примера можно привести диск «Гладиатор» выпущенный у нас в виде «двухдискового коллекционного издания». Второй диск попросту взят с европейского диска (второзонника) в котором не переведено даже меню. Однако традиция выпуска «настоящих» коллекционных изданий уже начала устанавливаться. Уже выпущены: «Пятый элемент: второе издание (1 x DVD -9 + 1 x DVD – 5), «Амели: коллекционное издание» (2 x DVD – 9), «Ганнибал: Коллекционное двухдисковое издание» (2 x DVD – 9), «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (2 x DVD-9). Диск «Дюна: коллекционное издание на двух дисках» (2 x DVD – 9) сложно назвать классическим коллекционным, так как использование второго диска обусловлено только большой протяженностью ленты (273 мин). Надо отметить, что в последнее время наметилось серьезная тенденция к повышению «качества и количества» российских изданий обусловленная жестокой конкуренцией лицензионных и пиратских изданий (стоимость пиратских дисков составляет 400 – 600 р.). Стоимость лицензионных российских дисков колеблется в пределах 750 – 1000 р.
«Самые – самые» диски пятой зоны:
I - «Сибирский цирюльник» (1 x DVD-9, 2.35:1 анаморф, Dolby Digital 5.1 448 кбит/c) – Живая классика в исполнении Никиты Михалкова получила достойнейшее воплощение!
II – «Амели: коллекционное издание» (2 x DVD-9, 2.35:1 анаморф, Dolby Digital 5.1 французский и русский дублированный) – Безоговорочный шедевр от Жана Пьера Жене («Город потерянных детей») на замечательном коллекционном издании.
III – «Пятый элемент: Второе издание» (1 x DVD-9 + 1 x DVD-5, 2.35:1 анаморф, Dolby Digital 5.1 английский, Dolby Digital 5.1 и DTS 5.1 русский) – «Солнечная» картина замечательного режиссера Люка Бессона («Леон», «Такси 1 и 2», «Никита», «Дансер») на диске великолепного качества!
«Диски всех времен и народов»
Представлю свой Top 10 дисков DVD-VIDEO первой зоны.
I – «Терминатор 2: Ultimate DVD Edition» (2 x DVD-9 или 1 x DVD -18, 2.35:1 анаморф, DTS 6.1 ES Matrix, Dolby Digital 6.1 EX Театральная, расширенная и полная режиссерская версия) – Действительно глубокая картина Джеймса Камерона (у фильма просто очень хорошо прикрытое второе дно), на диске эталонного качества, причем не только внутренне но и внешне.
II – «Последняя фантазия» (2 x DVD-9, 1.85:1 анаморф, Dolby Digital 5.1) – Живая классика мировой фантастики и просто красивая лента с живыми людьми полностью смоделированными на компьютере. Этот DVD достоин своего содержания
III – «Звёздные войны: Эпизод I» (2 x DVD-9, 1.85:1 анаморф, Dolby Digital 6.1 EX) – Как ни крути, картина очень зрелищная, и, что приятно вдвойне, малострессовая. DVD отличного качества.
IV – «Спасение рядового Райана» (1 x DVD-9, 2.35:1 анаморф, Dolby Digital 5.1 и DTS 5.1) – Настоящий событие в мире кино последних лет. Фильм очень «честный», и оставляет действительно очень глубокое впечатление. Диск эталонного качества.
V – «Ганнибал» (2 x DVD-9, 1.85:1 анаморф, DTS 6.1 ES Matrix и Dolby Digital 5.1) – Действительно высококлассный хоррор на столь же высококлассном диске. Советую учесть, что фильм изобилует натуралистическими сценами и недопустим к просмотру лицам до 18 лет и людям с недостаточно крепкими нервами. Это действительно так.
VI – «Гладиатор» (2 x DVD-9, 2.35:1 анаморф, DTS 6.1 ES Discrete и Dolby Digital 6.1 EX) – Забудьте про скандал с «Оскаром – 2000» и перед вами действительно красивая историческая лента от талантливого режиссера Ридли Скотта («Легенда», «Чужой», «Бегущий по лезвию бритвы»). Диск имеет действительно эталонную картинку, звук, и набор дополнений.
VII – «Бойцовский клуб» (2 x DVD-9, 2.35:1 анаморф, Dolby Digital 6.1 EX) – По мнению многих, лента является классикой современного кинематографа. Диск также весьма высокого качества.
VIII – «Легенда» (2 x DVD-9, 2.35:1 анаморф, DTS 5.1 и Dolby Digital 5.1 театральная и режиссерская версия) – Красивейшая сказка от Ридли Скотта. DVD представляет собой еще один отличный пример качественного ремастеринга уже не новой (1986 г) ленты.
IX – «Шрек» (2 x DVD-9, 1.85:1 анаморф, DTS 5.1 и Dolby Digital 5.1) - Красивый, смешной и, главное, добрый мультфильм. Изображение и звук действительно эталонные.
X – «Мумия: Ultimate Edition» (2 x DVD-9, 2.35:1 анаморф, DTS 5.1 и Dolby Digital 5.1) – Замечательное издание одной из лучших приключенческих лент последнего времени.
Часть 5 – Практические советы связанные с выбором и покупкой бытового оборудования.
Какой купить DVD плеер?
Так или иначе, рекомендую воздержаться от покупки китайского плеера (BBK, Shinco и др.). Данные аппараты имеют не в меру широкие функциональные возможности, однако низкая цена (130 – 200 $), обуславливает невысокое качество применяемых компонентов, что очень заметно сказывается на надежности и качестве. Реальная нижняя ценовая планка для «брэндовых» аппаратов (LG, Toshiba) – 180 – 220 $. Это наиболее простые аппараты. У них присутствуют композитные и S-Video видеовыходы, двухканальные смикшированные аудиовыходы (декодеры отсутствуют). Качество изображения довольно неплохое, способное удовлетворить владельцев телевизоров с диагональю 20 - 21”. Следующая «ступень развития» - плееры стоимостью 275 – 350 $. У них появляются встроенные Dolby Digital декодеры, компонентные видеовыходы и разъемы SCART, двойные оптические приемники и вместе с тем, способность читать диски CD-R и CD-RW с записанными на ними MP3 файлами. Качество изображения хорошее, очень подходящее для 25” телевизоров. «Третьей ступенью» являются агрегаты за 400 – 600$. Функциональные возможности схожие (могут появиться разве что DTS декодеры), удорожание, в основном, объясняется применением более высококлассных компонентов. Такие плееры предназначены для работы в тандеме с 29” или с широкоформатными 28” или 32” телевизорами и для высококачественного воспроизведения аудио компакт дисков. Последней «разумной» ступенью являются аппараты стоимостью 750 – 1000 $. Такие плееры отлично работают в домашних кинотеатрах класса Hi-End в паре с проектором или с плазменным телевизором, и могут быть использованы в аудиокомплексе класса Hi-Fi в качестве CD плеера. Плееры стоимостью 1200 – 2300 $ - типичные аппараты элитного класса. Покупатель платит не за качество, а за эксклюзивный дизайн, фактор престижа или за вычурные компоненты (например, электронные лампы). На мой взгляд, наиболее разумным выбором будут плееры «второй ступени». Это действительно очень надежные аппараты, способные прослужить не один год, а встроенный декодер способен подвигнуть деятельного владельца на сборку шестиканальной аудиосистемы (разговор про 5.1 своими руками будет ниже).
Если вы собираетесь смотреть диски не только нашей пятой зоны, то вопрос мультизонности имеет важное значение. Реализаций мультизонности фактически два вида: «автоматическая» или «ручная». При применении «автоматической» мультизонности плеер становится «в позу» нулевого региона (то есть всех регионов одновременно), таким образом логическая операция (зона плеера) AND (зона диска) всегда дает логическую единицу. Если плеер не имеет собственных механизмов мультизонности «автоматическая» мультизонность может быть достигнута с помощью «расчиповки» то есть отпаиванием нескольких ножек микросхемы, отвечающей за код региона. Надо сказать, что на некоторые диски последнего поколения подобный «фокус» не действует. Они требуют, чтобы код зоны был определен. «Ручная» мультизонность гораздо «проще» - плеер просто имеет неограниченное число раз смены зон. Естественно, что мультизонный аппарат хорошо привлекает внимание покупателя, и производители стремятся показать это. Впрочем не слишком громогласно (реклама мультизонных плееров не раз заканчивалась судебными разбирательствами). Многими производителями предусмотрены «нештатные» способы включения мультизонности (через сервисные меню, различными сочетаниями клавиш и.т.д). Если говорить о ситуации в целом, то лучше всего с мультизонностью у европейских и японских аппаратов (Pioneer, Toshiba, Sony), нежели у корейских (Samsung, LG). Впрочем, если данный вопрос вас действительно волнует, поинтересуйтесь в Интернете об мультизонности конкретного аппарата или о способах ее включения.
По мнению многих, лучшим плеером является Pioneer DVL-09 Elite Reference THX (2200 $).
DVD плеер Pioneer DVL-09 Elite Reference THX
Выбор усилительно-декодирующей части.
A/V ресиверы начального уровня стоят 250 – 320 $. Подобные аппараты имеют декодеры Dolby Digital и PCM, и мощность порядка 35 – 50 ватт на каждый из пяти каналов (не забываем, что сабвуфер «усиливает себя сам») или 60 – 75 ватт в стереорежиме. Звучат относительно неплохо, качество декодера соответствует плеерам стоимостью 500 – 600 $. Второй ступенью являются аппараты ценой 350 – 450 $. Подобные агрегаты получают декодеры DTS и небольшую прибавку в мощности. Ресиверы стоимостью 500 – 650 $, как правило являются семиканальными и получают возможность извлечения центрального тылового канала в треках Dolby Digital 6.1 EX на отдельную колонку. Аппараты стоимостью 750 – 1000 $ уже полностью функциональны – им доступны форматы DTS 6.1 ES Matrix и Discrete. Ресиверы подобного уровня могут иметь сертификацию THX Select. Аппараты ценой 1300 – 1750 $ получают возможность создания восьмиканальных конфигураций THX Surround EX и могут быть сертифицированы по стандарту THX Ultra. Дальнейшее увеличение цены происходит за счет увеличения быстродействия электроники и мощности усилителя. «Потолком» для A/V ресиверов является Denon AVC-A1SE - 7 x 170-220 ватт, 2 x 390 ватт в стереорежиме, THX Ultra, 24 бит 192 кГц ЦАП, поддержка всех форматов, возможность подключения двух дополнительных тыловых колонок с использованием фирменного алгоритма декореляции при снижении мощности до 9 x 140 ватт. Ориентировочная цена 3800 – 4300 $.
Вид задней стенки A/V ресивера Denon AVC-A1SE (переднюю см. в теоретической части «A/V ресивер»)
Нужно отметить то, что интегральные решения (то есть A/V ресиверы) даже самой высокой ценовой категории не подпадают под элитную аппаратуру, и посему своих денег действительно стоят. Рекомендовать к покупке какой либо A/V ресивер довольно сложно, так как для приобретения подобного аппарата нужно иметь действительно серьезные пристрастия к качественному «театральному» звуку и «недюжинные» финансовые способности. При наличии средств, наверное, оптимальным решением будет аппарат стоимость 800 – 850 $ с сертификацией THX Select, c «прицелом» на последующую сборку колонок отвечающих THX требованиям.
Если говорить об A/V процессоров, то эти устройства отличаются в первую очередь высочайшим быстродействием электроники и предназначены для эксплуатации в домашних кинотеатрах класса Hi-End в помещениях очень большого объема и площади для расчета оптимального звукового поля. Как уже упоминалось выше, стоят данные аппараты очень дорого. Самым лучшим является Lexicon MC-1 (ориентировочная цена – 8500 – 10000 $), не зря называемый цифровым контроллером.
Многоканальные усилители стоят дорого (от 1000$ и выше), так что подобный аппарат лучше собирать самому, или использовать активные акустические системы. Традиционно назову лучший аппарат – моноблок Mark Levinson № 33 reference действительно «усилитель всех времен и народов». При цене в 18000 $ за штуку его характеристики действительно поражают воображение (мощность в 2400 ватт на каждый канал достигается при ускользающее малых искажениях, возможна работа с акустикой с сопротивлением до 1 Ом). Это самый лучший усилитель не только для и кино и для музыки тоже, если конечно не учитывать стереофонический сверхмонстр Dynaudio Arbiter стоимостью 200000 $ (прописью – двести тысяч долларов).
Моноблоки Mark Levinson № 33 reference.
На чем будем смотреть?
В принципе, для просмотра DVD подойдет любой телевизор, имеющий хоть какой-нибудь «ярко выраженный» видеовход. Таким образом, отсекаются только телевизоры советского производства, так как антенного разъема DVD плееры не имеют. «Нижней планкой» для нормального воспроизведения DVD являются телевизоры с диагональю 20” или 21”. Впрочем, для домашних условий, вероятно, оптимальным будет 25” аппарат (например LG Flatron или Samsung Plano). Подобные телевизоры имеют стоимость порядка 380 – 450$ и обеспечивают действительно высокое качество картинки. При наличии более значительных средств можно позволить 29” аппарат, который, как правило, оснащается 100 Гц кадровой разверткой. Широкоформатные телевизоры 28” и 32” отличаются высокой ценой (1200 – 3500$) и, вообще говоря, не рассчитаны на универсальное применение. Плазменные телевизоры, как уже упоминалось выше, весьма дороги, что обуславливается высокой сложностью изготовления. Впрочем, кроме большого экрана и качественной картинки подобные аппараты радуют легкостью установки – типичный «плазменник» может быть подвешен на стене или даже на потолке.
Стоит ли брать систему «всё в одном»?
Скорее все же нет. Хоть подобные комплекты действительно содержат все необходимое оборудование, но своих денег, на мой взгляд, они не оправдывают. За 700-750 $ (стоимость подобного комплекта) можно приобрести неплохой плеер с декодером, купить новый 25” телевизор, а также вспомнить былые времена общения с паяльником. Тем более, что в подобном случае вы подарите себе куда как более лучший звук – «колонки» в подобных комплектах пластмассовые и маломощные.
Часть 6 – Практические советы связанные с выбором и покупкой компьютерных комплектующих.
DVD-ROM.
Так или иначе, отслуживший свое CD-ROM нужно сменить на DVD-ROM. Несколько советов, по покупке подобного накопителя все же дам. Вы нисколько не ошибетесь, если купите ASUS DVD-E608. Этот привод имеет скоростную формулу 8/40 x, RPC-1 прошивку, достаточно малошумен и надежен. Этот дисковод уже не нов, поэтому, если найти его не удастся, поищите ASUS DVD-E612. Скоростная формула увеличена до 12/40 x, буфер вырос с 256 до 512 кбайт, протокол передачи - Ultra ATA 66 вместо Ultra DMA 33. Прошивка дисковода - RPC-2, однако перемещением джампера на задней панели она превращается в RPC-1. Новый ASUS DVD-E616 покупать не советую. Улучшенные характеристики (скоростная формула 16/48 x, протокол передачи Ultra ATA 100) не оправдывают наличие прошивки RPC-2, к тому же способ перевода данного дисковода в состояние RPC-1 до сих пор неизвестен. Если решите купить другой привод, не гонитесь за скоростью – 12/40 x будет вполне достаточно, поинтересуйтесь в Интернете по поводу качества работы конкретного накопителя и по поводу прошивки (вероятно вы сможете найти модифицированную прошивку RPC-1).
Стоит ли покупать аппаратный декодер?
Исключительно скользкий вопрос. Если будете смотреть DVD исключительно на мониторе – однозначно нет. Если будете выводить изображение на телевизор – стоит подумать. Как уже указывалось выше, подобные платы обладают очень высоким качеством изображения и содержат встроенные TV-Out и цифровые выходы. С другой стороны, их преследуют некоторые проблемы, такие как затрудненность нормального функционирования 4-х и 6-ти канальных звуковых плат. Однако, современные видеокарты имеют весьма схожее качество декодирования (это относится только к платам на базе чипсетов ATI) и вывода изображений через TV-Out так что всё же стоит призадуматься. Надо сказать, что самое последнее поколение плат декодеров имеют ещё более повышенное качество декодирования (причем не только DVD но и MPEG-4), а также лишены недостатков плат прошлых поколений.
Какую взять видеокарту?
Как показала многолетняя практика, наилучшее качество воспроизведения какого либо материала бессменно обеспечивают видеокарты на базе чипсетов ATI Technologies (Последние 9 месяцев для повышения популярности своей продукции ATI практически прекратила производство видеоплат, сосредоточившись на производстве и разработке только графических процессоров). Ближайший конкурент NVIDIA по качеству изображения отстает очень серьезно, не говоря уж о качестве выводимого изображения через TV-Out. Проверено на собственном опыте! Оптимальной будет видеокарта на базе Radeon 7500 – при цене в 110 – 140 $ данные видеокарты демонстрируют высокую скорость в 3D графике (на 15 – 20% выше чем у GeForce 2 Pro или GeForce 2 Titanium), и лучшую картинку причем не только в DVD, но и в 2D и в 3D. Карты на базе Radeon 8500 (170 – 230$) – настоящие графические монстры. Им доступна не только высочайшая скорость (на уровне GeForce 3 Ti 500) но и многие передовые технологии, неведомые даже новейшему GeForce 4. Все Radeon–ы 7-й и 8-й серий оснащены TV-Out высочайшего качества.
Какую взять звуковую плату?
Тоже неоднозначный вопрос. Для входа «во вкус» будет неплох Sound Blaster Live! любой модификации. Разница в цене между 4-х и 6-ти канальными вариантами ничтожна (около 1 – 1.5 $ при цене порядка 30 $), так что однозначно советую 5.1 вариант. В принципе, качество «внутреннего» декодирования при использовании любой звуковой платы «никакое», посему новый Sound Blaster Audigy покупать не рекомендую. Разница в звучании даже на самый тонкий слух не заметна, и 24 бит 96 кГц ЦАП в данном случае является просто маркетинговым трюком. Если же вы рассчитываете выводить звуковую дорожку с DVD в цифре, подойдет любой Live! Пожалуй, стоит обратить внимания на новую внешнюю звуковую плату Sound Blaster Extigy (160 $). Эта плата подключается к компьютеру по шине USB и фактически являет собой внешний Audigy с некоторыми интересными возможностями. Во-первых, в данной плате реализованы все возможности, наличествующие в платах серий Platinum (стоимостью 180 – 230$), такие, как регулировка громкости всех каналов одним «физическим» регулятором, вынесенные разъемы, разъем типа jack для наушников, пульт управления, который можно обучить для управления всем компьютером. Extigy также содержит настоящий аппаратный декодер Dolby Digital, который может работать и отдельно от компьютера - было бы питание. Так как ЦАП и вся прочая электроника вынесена за пределы корпуса компьютера, наводок значительно меньше. Все эти факторы делают Extigy неплохим выбором. Я бы предостерег от покупки полупрофессиональной звуковой платы. Конечно звучат подобные на порядок лучше чем Live! и Audigy (разница заметна даже на деревянных колонках по 80 $ за пару), но по мнению автора музыку все же лучше слушать без компьютера, а на те деньги, что стоит подобная плата (120 – 250 $) лучше купить хороший CD плеер.
Какие взять колонки ?
На данный момент выпущено уже достаточно много комплектов достаточно качественной акустики для компьютера. Лидерами являются три компании: Sven, Creative и Jazz. В ассортименте Sven очень много качественных колонок с деревянными корпусами начиная от стереофонических комплектов типично полочного класса (SPS 848 и др.), которые очень часто служат для озвучивания небольших помещений без использования компьютера, до 5.1 систем, таких как знаменитые IHOO 5.1 или, что почти тоже самое, Sven 988. Все системы Sven звучат очень неплохо, однако системы 5.1 декодерами не комплектуются. Creative в колонкостроении уже давно. Данные колонки используют динамики Cambridge SoundWorks и собираются на производственной базе этой фирмы (кстати, принадлежащей Creative). Корпуса колонок Creative традиционно пластмассовые, однако большое количество ватина, распределяемого по стенкам корпусов делает пластмассовые призвуки ускользающе незаметными. Creative имеет богатый опыт производство колонок с декодерами – сначала Desktop Theatre 5.1, затем PlayWorks DTT 2500 и DTT 3500 и наконец Inspire 5700. Комплект Inspire 5700 (320 $) – вершина производственной программы. Его характеристики – 7.5 ватт на 4 сателлита, центральная 21 ваттная колонка плюс 35 ваттный сабвуфер, декодер поддерживает режимы PCM, Dolby Pro-Logic, Dolby Digital, DTS. Надо отметить и тот факт, что Creative разработал и внедрил интереснейшую технологию цифрового соединения своих звуковых плат со своими же цифровыми комплектами акустики. Суть ее заключается в том, что звуковая плата соединяется с декодером всего лишь одним 4-х жильным кабелем, по которому идут цифровые сигналы для всех 6-ти каналов в формате PCM 16 бит 48 кГц. Таким образом, цифро-аналоговые преобразования выполняются исключительно в декодере вдали от корпуса компьютера при использовании качественных 24 бит 96 кГц преобразователей. В связке с платами SB Live! и Audigy комплекты акустики Creative действительно звучат очень хорошо, даже лучше, чем 5.1 акустика Sven. Впрочем, сектор стереофонических колонок у Creative развит довольно слабо, так что тут Sven вне конкуренции. Jazz – традиционно популярный производитель компьютерных колонок. Отличительной чертой данных колонок являлся и является отличный дизайн. Впрочем с качеством тоже весьма неплохо. Jazz производят очень качественные стереосистемы и системы 5.1. Современные 6-ти канальные комплекты Jazz звучат действительно очень хорошо, но также и хорошо стоят (350 – 400$). Впрочем их удел - звуковое сопровождение в «настоящем» бытовом кинотеатре, что косвенно говорят их не совсем компьютерные размеры. Altec Lansing также производит неплохие колонки. Достаточно неадекватная стоимость ( 350 $ за ADA 890), обусловлена частично тем, что в данных колонках реализован так называемый режим Near Field при котором и фронтальные и тыловые сателлиты располагаются перед слушателем. Как показала практика, практически никакого эффекта данное решение не дает. Однако самая большая проблема заключается в том, что «театральные» комплекты данной фирмы (ADA 880 и ADA 890) по сути являются пятикомпонентными, то есть используют фантомный центр.
Hi-End компьютерной акустики это, безусловно, Videologic. Акустика Videologic использует динамики Harman/Kardon и этим почти всё сказано. Комплекты DigiTheatre (400 $) и DigiTheatre DTS (650 $) – действительно лучшее аудио для компьютера. Рассмотрим характеристики DigiTheatre DTS – 4 сателлита по 30 ватт, центральный 30 ваттный динамик, 70 ваттный сабвуфер, корпуса всех колонок выполнены из 15 миллиметрового МДФ, декодер поддерживает PCM, Dolby Pro-Logic, Dolby Digital, DTS. Подобный комплект даже лучше использовать в «бытовом» кинотеатре – полновесных 220 ватт (естественно RMS) для компьютера всё-таки многовато.
Телевизор vs. Монитор.
Я бы сказал, извечный вопрос. Ответ на данный вопрос, впрочем, зависит от того оборудования, которое имеется в наличии. Минимальный размер диагонали монитора для DVD - 19” (ну уж во всяком случае не менее 17”). Если монитор пятнадцати или даже четырнадцатидюймовый, а телевизор хотя бы дюймов двадцать - выбор однозначный в сторону телевизора. Надо правда, сказать, что просмотр фильма на 21” мониторе (при условии хорошо оборудованного компьютерного уголка) тоже незаурядное удовольствие. Цены на мониторы сейчас снижаются – 19” монитор класса Samsung 959NF можно купить менее чем за 430 $, а двадцатидвухдюймовый монстр Samsung 1200NF стоит порядка 800 $. Мои рекомендации в сторону Samsung серии NF объясняются применением в данных аппаратов ЭЛТ DiamondTron NF и весьма высоким качеством изготовления. Большой монитор также подарит совсем иные ощущения от высококлассных компьютерных игр, например Baldur’s Gate или Planescape: Torment. Не забудьте также про удобное кресло и компьютерный столик. Если вас всё же интересует телевизор, нужно позаботиться о качественном TV-Out. NoName платы имеют ужасное качество TV-Out – вы получите картинку хуже, чем с пиратской видеокассеты. Повторю ещё раз свои рекомендации в сторону видеоплат ATI – даже старенький Rage 128 (18$) показывает на телевизоре куда как лучшую картинку, чем монструозный ASUS V8460 Ultra Deluxe (480 $).
Итоги.
Подводя итоги можно сказать, что формат DVD весьма «универсальный» в широком смысле этого слова – DVD фильмы можно смотреть и на компьютере с 15” монитором с пластмассовыми стереоколонками, и на сверхпродвинутом домашнем кинотеатре стоимостью за четверть миллиона долларов, который подарит многократно более острые ощущения, чем самый лучший европейский THX кинозал. Не забывайте, что DVD, это киносеанс в любое время и в любую погоду, не нужно никуда ехать, мокнуть под дождем, бояться поздно возвращаться домой и так далее. Вы просто устраиваетесь в удобное кресло и наслаждаетесь любимым фильмом. Позволю заявить – неповторимое ощущение, особенно в темное время суток! Помните, что изначально на DVD фильм записан с лучшим качеством, чем может дать вам лучший кинозал в мире. Всё остальное зависит только от вас!
Приложение 1 – 5.1 своими руками.
Если вы сразу же не приобрели A/V ресивер сертифицированный THX, можно построить «обычные» колонки (без диполей и тому подобное). Я рассмотрю случай использования DVD плеера со встроенным декодером, то есть в отсутствии усилителя. В качестве саттелитов и центра неплохо подойдут отечественные колонки типа S-30, впрочем, чем мощнее, тем лучше. Если делать сателлиты самому, необходимо собрать 4 колонки мощностью 35 – 50 ватт желательно без сверхмощных басовых динамиков – всё-таки основная работа по воспроизведению «низов» ляжет на сабвуфер. Сабвуфер придется сделать самому, просто хорошая большая колонка не подойдет. Сабвуфер должен быть мощным – не менее 75 ватт. Больше лучше. Для изготовления сабвуфера хорошо подойдут отечественные динамики типа 75ГДН или 100ГДН, можно поставить и две штуки. Вы, конечно, можете купить и 300ГДН, но я не ручаюсь, что у вас не вылетят стекла, например, при взрыве контрольного корабля дроидов в конце первого эпизода «Звездных войн». Не забывайте – динамический диапазон звука в DVD огромен – порядка 115 дБ. Сабвуфер должен быть активным, с большим запасом по мощности и, обязательно, с регулировкой уровня громкости. Для сборки центрального канала подойдут широкополосные динамики. Желательно, что бы мощность центра была не меньше мощности каждого сателлита, лучше, конечно, чуть больше. Поначалу можно воспользоваться встроенным динамиком телевизора. При проектировании усилителя его нужно рассчитывать на мощность порядка 70 – 80 ватт на канал, естественно, не исключая возможности значительных перегрузок. Лучше сделать еще один – два канала с прицелом на будущее. Если многоканальный усилитель делать очень не хочется, можно купить 5 колонок S-70 (цена порядка 1000 р. за штуку). Это очень неплохие 70 ваттные советские колонки со встроенным оконечным усилителем. Правда предварительный усилитель собрать всё же придется, как указывалось, в колонках только оконечный усилитель, а регулятора громкости DVD плееры, в отличие от A/V процессоров не имеют. Правда, мощность сабвуфера должна быть уже не менее 150 – 200 ватт. Хотя, конечно, конечный результат вас просто потрясет (впрочем и соседей тоже). По поводу самостоятельной сборки колонок для THX системы поищите информацию в Интернете.
Приложение 2 – Несколько дополнительных практических советов.
1). Избегайте покупки пиратских дисков. Разница в цене не столь разительна, а про потерю в качестве подобного не скажешь. К тому же пиратские DVD в связи с некачественным изготовлением имеют серьезные проблемы с воспроизведением на дисководах DVD-ROM (на DVD плеерах дело ограничивается просто временными артефактами изображения).
2). Помните, что в большинстве случаев оригинальные звуковые дорожки имеют лучшее качество, чем русские дублированные. Не забывайте – у вас есть право выбора, которое дает вам формат DVD. Можно слушать оригинальный звук с субтитрами, а можно и вовсе без них.
3). Не думайте, что диски не нашей зоны обрекают вас на прослушивание только оригинальной речи. Диски первой и второй зоны продающиеся в России, как правило комплектуются минидисками с переводом. Если же минидисковой деки у вас нет, можно скачать перевод из Интернета в формате MP3 и запустить MP3 файл параллельно программе-проигрывателю. Конечно, некоторые проблемы с синхронизацией поначалу могут возникать, но со временем, даже без особой спешки, разницу во времени можно довести до долей секунды, например, поставив главные кнопки вашего MP3 проигрывателя на «горячие клавиши».
4). Помните, программа проигрыватель DVD тоже имеет региональную защиту и свой код региона. Для решения этой проблемы вам необходимо раздобыть программу типа DVD Genie. Разобраться с ее интерфейсом не составит особых проблем.
5). При просмотре фильмов на компьютере оптимальным разрешением для полноэкранных дисков является 800 x 600, для широкоформатных – 1024 x 768.
30 апреля – 14 мая 2002 года.
В данном документе изложен комплекс теоретических и практических сведений касающихся формата DVD-Video. Для использования данного документа в качестве реферата необходимо слегка изменить манеру подачи материала в начале и в конце – документ изначально предназначался для «внутреннего применения».