Реферат: Электроснабжение завода
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию
Кафедра электроснабжения
Пояснительная записка
к курсовому проекту
на тему:
«Электроснабжение завода»
по курсу:
«Электроснабжение промышленных предприятий»
Студентки VI курса
спец. 1004
группы ЭСЗ-981
выполнила: Басанцова О.И.
проверил: Макаров В.П.
г. Ставрополь
2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОЙ НАГРУЗКИ.. 4
1.2. ВЫБОР МОЩНОСТИ ЦЕХОВЫХ ТП.. 5
1.3. Определение расчётных нагрузок линий сети 6¸20 кВ.. 7
1.4. Выбор выключателей конца питающих линий и линий, отходящих от ГПП (ГРП) 10
1.5. Определение сечений кабельных линий распределительной сети 6¸20 кВ.. 13
2. Расчёт токов короткого замыкания. 20
2.1. Выбор выключателей. 22
2.2. Выбор разъединителей. 22
2.3. Шины ГПП.. 23
3. Релейная защита. 24
Список использованных источников. 25
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем курсовом проекте решается вопрос об электроснабжении завода.
Расчет максимальных расчетных нагрузок произведен по методу упорядоченных диаграмм.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОЙ НАГРУЗКИ
Расчётная нагрузка на шинах низшего напряжения ТП-1 равна:
активная кВт;
реактивная квар;
полная кВА
По величине полной расчётной нагрузки кВА намечаем к установке в
ТП-1 два тр-ра мощностью по 1000 кВА каждый.
В нормальном режиме т-ры будут работать с коэффициентом загрузки:
.
Загрузка тр-ров в послеаварийном режиме (при выходе из строя одного из рабочих тр-ров):
Предварительный выбор числа и мощности тр-ров остальных цеховых ТП аналогичен и сведен в таблицу 1.2.
Таблица 1.2.
№ п/п | Наим. п/ст. | Потребители электроэнергии | Расчётная нагр. | К-во тр-ров | Мощн. тр-ров | Загр. тр. в норм. реж. | Загр. тр. в авар. реж. | ||
|
|
|
|||||||
1 | ТП-1 | Цех № 1,2,3,4 | 851 | 722 | 1117 | 2 | 1000 | 0,56 | 1,12 |
2 | ТП-2 | Цех № 7,8,12 | 1832 | 1380 | 2293 | 2 | 1600 | 0,7 | 1,4 |
3 | ТП-3 | Цех № 5,6,9,14,15 | 1414 | 1255 | 1890 | 2 | 1600 | 0,59 | 1,18 |
4 | ТП-4 | Цех№10,11,22,21,13,18 | 934 | 883 | 1286 | 2 | 1000 | 0,64 | 1,3 |
5 | ТП-5 | Цех № 17 | 1381 | 1020 | 1717 | 2 | 1600 | 0,54 | 1,08 |
6 | ТП-6 | Цех № 16,20 | 2192 | 1709 | 2778 | 2 | 2500 | 0,56 | 1,11 |
7 | ТП-7 | Цех № 19,23,26 | 2344 | 984 | 2543 | 2 | 1600 | 0,79 | 1,58 |
8 | ТП-8 | Цех № 24,25 | 1347 | 392 | 1585 | 2 | 1000 | 0,77 | 1,54 |
1.2. ВЫБОР МОЩНОСТИ ЦЕХОВЫХ ТП
Расчётная нагрузка на шинах низкого напряжения тр-ров ТП-1 составляет:
кВт;
квар.
Необходимая мощность компенсирующих устройств со стороны низшего напряжения тр-ров ТП-1:
квар,
где – соотв.нормативному
значению cosj;
tgj=0,33 – соотв.нормативному значению cosjн , равному 0,95.
Выбираем
компенсирующее устройство типа ККУ-0,38-Ш, мощностью 150 квар. Следовательно, квар.
Тогда некомпенсированная реактивная мощность на стороне низшего напряжения тр-ров ТП-1 составит:
квар.
Потери активной мощности в компенсирующих устройствах:
к Вт,
где - удельные потери активной мощности в статических конденсат.,
кВт/квар.
Таким
образом, величину ввиду её малости в расчётах для
упрощения можно не учитывать.
Полная расчётная мощности с учётом компенсации определяется:
кВА
Выбираем к установке в ТП-1 два тр-ра мощностью по 630 кВА каждый:
;
Расчёт для остальных ТП проводим аналогично и сводим в табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Наим. п/ст. | Потребители электроэнергии | Расчётная нагр. | К-во тр-ров | Мощн. тр-ров | Загр. тр. в норм. реж. | Загр. тр. в авар. реж. | Некомп. мощ-ть , квар | |||
Р, кВт | Q, квар | S, кВА | ||||||||
1 | ТП-1 | Цех № 1,2,3,4 | 851 | 272 | 893 | 2 | 630 | 0,71 | 1,4 | 272 |
2 | ТП-2 | Цех № 7,8,12 | 1832 | 630 | 1937 | 2 | 1600 | 0,6 | 1,2 | 630 |
3 | ТП-3 | Цех № 5,6,9,14,15 | 1414 | 455 | 1485 | 2 | 1600 | 0,46 | 0,92 | 455 |
4 | ТП-4 | Цех№10,11,22,21,13,18 | 934 | 283 | 976 | 2 | 1000 | 0,49 | 0,98 | 283 |
5 | ТП-5 | Цех № 17 | 1381 | 420 | 1443 | 2 | 1000 | 0,72 | 1,44 | 420 |
6 | ТП-6 | Цех № 16,20 | 2192 | 749 | 2316 | 2 | 1600 | 0,72 | 1,44 | 749 |
7 | ТП-7 | Цех № 19,23,26 | 2344 | 824 | 2481 | 2 | 2500 | 0.5 | 1,0 | 824 |
8 | ТП-8 | Цех № 24,25 | 1478 | 392 | 1529 | 2 | 1600 | 0,48 | 0,96 | - |
Анализируя величины и размещение электрических нагрузок цехов по территории завода и учитывая категории потребителей по степени бесперебойности питания, выбираем для системы внутреннего электроснабжения радиально-магистральную схему с резервированием. Распределительные устройства цехов, имеющие потребителей выше 1000 В, питаются по радиальной схеме с резервированием от шин ГПП. Распределительная сеть выше 1000 В по территории завода выполняется кабельными линиями, проложенными в траншеях. Намечаем варианты для выбора рационального напряжения распределительных сетей схемы внутреннего электроснабжения.
Вариант 1.
Электроэнергия распределяется внутри завода на напряжении 6 кВ.
Вариант 2.
Электроэнергия распределяется внутри завода на напряжении 10 кВ.
Вариант 3.
Электроэнергия распределяется внутри завода на напряжении 20 кВ.
Вариант 4.
Электроэнергия распределяется внутри завода на напряжении 6 и 10 кВ совместно.
Вариант 5.
Электроэнергия распределяется внутри завода на напряжении 6 и 20 кВ совместно.
1.3. Определение расчётных нагрузок линий сети 6 ¸20 кВ
Расчётные нагрузки распределительной сети 6¸20 кВ определяются по величинам расчётных нагрузок на шинах низшего напряжения ТП или на шинах РУ с учётом потерь мощности в трансформаторах и компенсации реактивной мощности на шинах РУ.
Потери активной и реактивной мощности в понизительных трансформаторах с высшим напряжением 6¸20 кВ определяются в зависимости от действительной (расчётной) нагрузки (Sp):
для I тр-ра
Расчётная полная нагрузка на шинах 0,4 кВ
ТП-1 кВА. Расчётная нагрузка на
шинах 0,4 кВ одного тр-ра 630 кВА. ½
кВА.
Потери активной и реактивной мощности : в одном трансформаторе 630 кВА:
кВт;
квар.
В двух тр-рах 630 кВА (при раздельной работе)
кВт;
квар.
Ввиду отсутствия данных, потери мощности в трансформаторах с высшим напряжением 20 кВ приняты как для трансформаторов с высшим напряжением 6¸10 кВт.
По остальным трансформаторным п/ст, определением потерь в трансформаторах аналогичны и сведены в табл. 1.4.
Вар. | Наим. п/ст | Число и мощн. тр-ров |
Расч.полн.нагр. Sр, кВА |
Потери акт.мощ., 2DРТ, кВт |
Потери реакт.мощ., 2DQТ, квар |
1, 2, 3 (тр-ры 6¸20/0,4 кВ) |
ТП-1 | 2 х 630 | 893 | 11,2 | 106,8 |
ТП-2 | 2 х 1600 | 1937 | 19,3 | 240 | |
ТП-3 | 2 х 1600 | 1485 | 14 | 240 | |
ТП-4 | 2 х 1000 | 976 | 10,4 | 142 | |
ТП-5 | 2 х 1000 | 1443 | 17 | 142 | |
ТП-6 | 2 х 1600 | 2316 | 25 | 240 | |
ТП-7 | 2 х 2500 | 2481 | 20,4 | 325 | |
ТП-8 | 2 х 1600 | 1529 | 14 | 240 |
Определяем расчётные нагрузки линий распределительной сети 6¸20 кВ (по вар.).
Линия № 1 (Л-1, вариант 1, Uн=6 кВ).
Линия Л-1 питает ТП-3 от РУ-1 по двум кабелям: расчётная нагрузка Л-1 – это расчётная нагрузка со стороны высшего напряжения тр-ров ТП-3:
кВт;
квар,
где ,
-
рас чётные нагрузки на шинах низшего напряжения ТП-3.
Потребляемая мощность компенсирующих устройств со стороны высшего напряжения тр-ров ТП-3:
квар,
, где tgjн=0,33 – соотв. нормативному значению коэффициента
мощности cosjн ,
равному 0,95.
Для ТП-3, не имеющей шин со стороны высшего напряжения тр-ров и территор.совмещенной с РУ-1, не имеет смысла устанавливать компенсирующие устройства на стороне выше 1000 В при Qку=230 квар.
Следовательно, полная расчётная нагрузка линии:
кВА
Расчётный ток в линии:
А
Линия № 2 (Л-2, вариант 1, Uн=6 кВ).
Линия Л-2 питает РУ-1 от ГПП. Расчётная нагрузка Л-2 без учёта компенсации реактивной мощности со стороны 6 кВ (на шинах РУ-1):
кВт;
квар,
где ,
-
расчётные нагрузки на шинах РУ-1, создаваемых приемниками 6 кВ цехов № 14 и 15.
Необходимая мощность компенсирующих устройств на шинах РУ-1:
квар,
- соотв. средневзв. естеств. cosjн=0,82,
tgjн=0,33
– соотв. cosjн ,
равному 0,95.
Выбираем две ячейки конденсаторов мощностью по 500 квар каждая типа КУ-6-П, т.е. общая мощность компенсирующих устройств равна:
квар.
Потери активной мощности в конденсаторах ввиду их малости не учитываем.
Некомпенсированная реактивная мощность на шинах РУ-1 составит:
квар.
Тогда
кВА
Расчётный ток в линии:
А
Аналогично выполняется расчёт для линий варианта 1 и всех линий вариантов 2-5, этот расчёт сведен в табл. 1.5.
Таблица 1.5.
Вариант | Номер линии | Назначение линии | Потребители электроэнергии, № цеха | Длина линии, км | Расчётная мощность | cosj/tgj |
Потребл. мощн. комп. устр., Qку, квар |
Кол-во и мощн. ячеек конд., шт. и квар | Некомпенсир.реакт.мощн., Q, варр |
Полная расчёт.мощн.линии, Sр, кВА |
Расчётный ток линии, Iр, А |
|
|
|
|||||||||||
1 вариант ( 6 кВ) | Л-1 | ТП3 РУ-1 | 5,6,9,14,15 | 0,02 | 1428 | 695 |
|
230 | - | 695 | 1588 | 145 |
Л-2 | РУ-1 ГПП | 5,6,9,14,15 | 0,23 | 2893 | 2047 |
|
1100 | 2х500 | 1047 | 3077 | 296 | |
Л-3 | ТП-4 РУ-2 | 10,11,21,22,13 | 0,02 | 944,4 | 425 |
|
113 | - | 425 | 1035 | 99,5 | |
Л-4 | РУ-2 ГПП | 10,11,21,22,13 | 0,08 | 5623 | 3059 |
|
1181 | 2х500 | 2059 | 5988 | 576 | |
Л-5 | ТП-6 РУ-3 | 16, 20 | 0,02 | 2217 | 989 |
|
266 | - | 989 | 2333 | 215 | |
Л-6 | РУ-3 ГПП | 16, 20 | 0,35 | 6156 | 3234 |
|
1170 | 2х500 | 2234 | 6550 | 630 | |
Л-7 | ТП-1 ТП-2 | 1, 2, 3, 4 | 0,29 | 162 | 379 |
|
95 | - | 379 | 942 | 91 | |
Л-8 | ТП-2 ГПП | 1, 2, 3, 4, 7, 8 | 0,27 | 2713 | 1249 |
|
352 | 1х500 | 749 | 2814 | 270 | |
Л-9 | РУ-2 ТП-5 | 17, 24, 25, осв. | 0,28 | 2759 | 1194 |
|
246 | - | 1194 | 3006 | 288 | |
Л-10 | ТП-5 ТП-8 | 24, 25, освещ. | 0,29 | 1492 | 632 |
|
134 | - | 632 | 1621 | 156 | |
Л-11 | РУ-3 ТП-7 | 19, 23, 26 | 0,38 | 2364 | 1064 |
|
283 | - | 1064 | 2592 | 249 |
1.4. Выбор выключателей конца питающих линий и линий, отходящих от ГПП (ГРП)
Предварительный выбор выключателей производится по Uн, Iн дл и Sн откл. , при этом отключающая способность всех выключателей (для одного из вариантов) будет одна и та же, номинальный ток – различен.
а) Электроснабжение завода на напряжении 20 кВ.
Sс=600 МВА
![]() |
|||
|
|||
Sс=600 МВА
|





|
|||
|
Схема замещения приведена на рис.1.
Исходные данные: Sб=Sс=600 МВА; Хс=0,8.
Суммарное сопротивление от источника питания до точки короткого замыкания (К-2) в относительных базисных единицах составляет:
,
где - сопрот.трехобмоточного трансформатора п/ст
энергосистемы в относительных базисных единицах;
,
где Ом/км –
индуктивное сопротивление воздушных линий ( 1 км)
Мощность, отключаемая выключателями:
МВА.
Выбираем предварительно для В2, В3, В4 и линий, отходящих от шин ГВП, выключатель ВМП-20 с номин. и расчётными данными:
б) Электроснабжение завода на напряжении U = 35/10 и 35/6 кВ.
Схема замещения приведена на рис.1.2.
,
где - сопротивление тр-ра ГПП в относительных и базисных
единицах:
Мощность, отключаемая выключателями:
МВА.
Sс=600 МВА
Sс=600 МВА
|





|
|||
|
Предварительно выбираем выключатели для В2, В3, В4.
МГГ-10-2000/500 с номинальными и расчётными данными:
для линий, отходящих от шин ГПП, при 6 и 10 кВ ВМП-10П с номинальными и расчётными данными:
Величины для отходящих линий по данным табл. 1.5.
в) Электроснабжение завода на напряжении U = 110/20, 110/10 и 110/6 кВ.
где
.
Sс=600 МВА
![]() |
|||
|
|||
Sс=600 МВА
|





|
|||
|
Мощность, отключаемая выключателями:
МВА.
Предварительно выбираем следующие выключатели: для В2, В3, В4 и линий, отходящих от шин ГПП, при U = 20 кВ ВМП-20 с номинальными и расчётными данными:
Для В2, В3, В4 при U = 6 кВ МГГ-10 2000/500 с номинальными и расчётными данными:
Для В2, В3, В4 при U = 10 кВ ВМП-10 с номинальными и расчётными данными:
Для линий, отходящих от шин ГПП, при U = 6 кВ и U = 10 кВ ВМП-10П с номинальными и расчётными данными:
МВА.
Линия Л-4, РУ-2 ГПП, Uн = 6 кВ (вар.1).
Линия Л-4, предназначенная для питания потребителей I и частично II и III категорий 10, 11, 22, 21, 13 и 18 цехов, выполняется двумя рабочими кабелями в целях обеспечения требуемой бесперебойности питания.
1) По нагреву расчётным током.
Расчётный ток нормального режима работы (на два кабеля) равен:
А
Расчётный ток послеаварийного режима работы (на один кабель) равен:
А
Выбираем сечение кабеля по нормальному режиму работы (Sн=2х150 мм2) и проверяем его по условиям послеаварийного режима работы:
S = 2х150 мм2; Iдоп = 600 А (при прокладке в траншее двух кабелей). Условия проверки кабеля по нагреву расчётным током следующие:
где - допустимый по условиям нагрева ток для кабеля с алюминиевыми
жилами S = 2х150 мм2 (U = 6 кВ, при
прокладке в траншее четырех кабелей сечением по 150 мм2);
k – поправочный коэффициент на число работающих кабелей, лежащих рядом в земле, при расстоянии в свету между ними 100 мм.
По условиям допустимого нагрева и с учетом возможной перегрузки на 30% для кабеля с бумажной изоляцией (напряжением до 10 кВ) Sн=2х150 мм2:
1,3 =1,3*480=624
А
Следовательно, имеем:
Таким образом, выбранное сечение Sн=2х150 мм2 удовлетворяет условиям как норм., так и аварийного режимов работы.
2) По условию механической прочности:
Sт=10 мм2
3) По условиям коронирования кабелей принимаем минимально допустимое сечение
Sк=10 мм2
4) По допустимой потере U в норм. (DUдоп=5%) и аварийном (DUдоп=10%) режимах работы проверяется сечение Sн=2х150 мм2.
Используем данные таблицы, по которым определяем 1%=0,56
км для сечения Sн=2х150 мм2
l=0,08 км – длина линии Л-4, РУ-2 ГПП.
км;
км.
Таким образом, выбранное сечение линии Л-4 Sн=2х150 мм2 соотв.всем условиям.
Выбор сечения кабеля по условиям экономической целесообразности
Для нахождения Sэц намечается несколько стандартных сечений кабеля: 2х150; 2х185; 2х240 мм2 и т.д. сводим в табл. 1.6.
Таблица 1.6.
№ п/п |
Sт, мм2 |
Кз |
Кз2 |
DРн, кВт/км |
q, т/км | С, т.руб/км |
jл, км |
L, км |
С0, р/кВтч |
Т, ч |
1. | 2х150 | 0,48 | 0,23 | 67 | 2х1,2 | 2х4,75 | 3,0 | 0,08 | 0,016 | 8000 |
2. | 2х185 | 0,42 | 0,18 | 69 | 2х2,15 | 2х5,48 | ||||
3. | 3х150 | 0,32 | 0,1 | 67 | 3х1,2 | 3х4,75 | ||||
4. | 2х240 | 0,37 | 0,14 | 70 | 2х1,9 | 2х6,56 | ||||
5. | 3х185 | 0,28 | 0,08 | 69 | 3х1,5 | 3х5,48 | ||||
6. | 3х240 | 0,25 | 0,06 | 70 | 3х1,9 | 3х6,56 |
Продолжение табл. 1.6.
№ п/п |
Sт, мм2 |
DРq, кВт |
D¶а, тыс.кВтч/год |
Сп, тыс.руб/год | Са, тыс.руб/год | Сэ, тыс.руб/год | Кл, тыс.руб | 0,125Кл, тыс.руб | Зл, тыс.руб | Ср ал.т |
1. | 2х150 | 2,5 | 20 | 0,32 | 0,05 | 0,95 | 0,37 | 1,52 | 0,56 | 0,38 |
2. | 2х185 | 2,0 | 16 | 0,26 | 0,05 | 0,31 | 1,75 | 0,22 | 0,53 | 0,48 |
3. | 3х150 | 1,07 | 8,6 | 0,14 | 0,07 | 0,21 | 2,3 | 0,29 | 0,50 | 0,58 |
4. | 2х240 | 1,5 | 12 | 0,19 | 0,06 | 0,25 | 2,1 | 0,26 | 0,51 | 0,61 |
5. | 3х185 | 0,88 | 7,05 | 0,11 | 0,08 | 0,19 | 2,6 | 0,33 | 0,52 | 0,72 |
6. | 3х240 | 0,67 | 5,4 | 0,09 | 0,1 | 0,19 | 3,2 | 0,4 | 0,59 | 0,91 |
Определяем Sэц по формуле:
S1=2х185 мм2; З1=0,53 т.руб./год; DЗ1=-0,03; DS1=80;
S2=3х150 мм2; З2=0,50 т.руб./год; DЗ2=0,01; DS2=30;
S3=2х240 мм2; З3=0,51 т.руб./год; DЗ’1=110.
Принимаем ближайшее меньшее Sэц =2х185 мм2.
|









|



Выбор экономически целесообразного сечения распределительных линий З=f(S).
Вариант 1.
По величинам затрат и сечений построена кривая З=f(S). Выбор сечений ост. линий распределит. сети 6-20 кВ аналогичен и сведен в табл. 1.7.
Таблица 1.7.
Вар. | Наиме-нование линии | Назначение линии | Кол-во кабел. | Расч. нагр. на 1 к. | Длина линии, км | Способ прокл. | Поправ. коэф. прокл. кабеля | |
в норм.р. Iр, А |
в авар.р. Imaxр |
|||||||
вариант 1-5 | Л-1 | ТП3 РУ-1 | 2 | 72,5 | 145 | 0,02 | траншея | 0,9 |
Л-2 | РУ-1 ГПП | 2 | 148 | 296 | 0,23 | 0,9 | ||
Л-3 | ТП-4 РУ-2 | 2 | 50 | 100 | 0,02 | 0,9 | ||
Л-4 | РУ-2 ГПП | 2 | 288 | 576 | 0,08 | 0,8 | ||
Л-5 | ТП-6 РУ-3 | 2 | 107,5 | 215 | 0,02 | 0,9 | ||
Л-6 | РУ-3 ГПП | 2 | 315 | 630 | 0,35 | 0,9 | ||
Л-7 | ТП-1 ТП-2 | 2 | 45,5 | 91 | 0,29 | 0,9 | ||
Л-8 | ТП-2 ГПП | 2 | 135 | 270 | 0,27 | 0,9 | ||
Л-9 | РУ-2 ТП-5 | 2 | 144 | 288 | 0,28 | 0,9 | ||
Л-10 | ТП-5 ТП-8 | 2 | 78 | 156 | 0,29 | 0,9 | ||
Л-11 | РУ-3 ТП-7 | 2 | 124,5 | 249 | 0,38 | 0,9 |
Продолжение табл. 1.7.
Вар. | Наим. линии | Назначение линии | Доп. нагр. на 1 каб |
Сечении кааб. выбр. по усл. доп. нагрева, мм2 |
Сечение выбр. по мех. проч., мм2 |
Сеч. выбр. по потр. нагр., мм2 |
Эконом. целесообр. сечения, мм2 |
Марка и сечение окон. выбр. кабеля, мм2 |
|
в норм. р. I’доп, А |
в авар. р.1,3I’доп, А |
||||||||
вариант 1-5 | Л-1 | ТП3 РУ-1 | 113 | 146 | 25 | 95 | 25 | 50 | АСБ (3х95) |
Л-2 | РУ-1 ГПП | 234 | 304 | 120 | 95 | 120 | 185 | АСБ (3х185) | |
Л-3 | ТП-4 РУ-2 | 94,5 | 123 | 25 | 95 | 95 | 150 | АСБ (3х150) | |
Л-4 | РУ-2 ГПП | 480 | 625 | 2х150 | 95 | 2х150 | 2х185 | 2АСБ (3х185) | |
Л-5 | ТП-6 РУ-3 | 171 | 222 | 70 | 95 | 95 | 150 | АСБ (3х150) | |
Л-6 | РУ-3 ГПП | 490 | 642 | 2х150 | 95 | 2х150 | 2х185 | 2АСБ (3х185) | |
Л-7 | ТП-1 ТП-2 | 72 | 94 | 16 | 95 | 95 | 95 | АСБ (3х95) | |
Л-8 | ТП-2 ГПП | 234 | 304 | 120 | 95 | 120 | 185 | АСБ (3х185) | |
Л-9 | РУ-2 ТП-5 | 234 | 304 | 120 | 95 | 120 | 185 | АСБ (3х185) | |
Л-10 | ТП-5 ТП-8 | 140 | 181 | 50 | 95 | 95 | 150 | АСБ (3х185) | |
Л-11 | РУ-3 ТП-7 | 202 | 263 | 95 | 95 | 95 | 150 | АСБ (3х185) |
Технико-экономические показатели трансформаторов связи с энергосистемой
Капитальные затраты:
Стоимость двух трехобмоточных трансформаторов типа ТДТ-16000/110 при наружной установке:
тыс.
руб.
стоимость двух вводов с разъединителями и короткозамыкателем, устанавливаемые в ОРУ-110 кВ на железобетонных конструкциях:
тыс.
руб.
Суммарные капитальные затраты:
тыс.
руб.
Полная расчётная мощность трансформатора на ГПП составляет 18640 кВА. Нагрузка на один трансформатор составляет 9320 кВА.
Считаем, что обмотка высшего U загружена на 100%, среднего – 60% и низшего – 40%, тогда коэффициент загрузки обмоток равен:
Потребление мощности охлажд. установки принимаем = 12 кВт.
Приведенные потери холостого хода:
Напряжения к.з. соотв. по обмоткам высшего, среднего и низшего напр.:
Приведенные потери к.з. определяются:
Приведенные потери мощности в одном трехобмоточном трансформаторе:
Потери мощности в двух трансформаторах ГПП:
На основании результатов расчётов, составляем итоговую таблицу технико-экономических показателей. Как наиболее рациональный принимается вариант системы электроснабжения с напряжением питающих и распределительных сетей 20 кВ.
Т.к. у нас имеются потребители электроэнергии 6 кВ, то предусматриваем дополнительные трансформаторные п/ст 20/6 кВ: ТП-3; ТП-4; ТП-6.
В соответствии с расчётами намечаем к установке на ТП-3 (цех № 14, 15) два трансформатора типа ТМ-20/6, мощностью 1600 кВА каждый, расчётная мощность ТП-3 – 1994 кВА:
ТП-4 (цех № 18); Рр=1920 кВт; Qр=1440 квар; Sр=2400 кВА. Намечаем к установке 2 трансформатора по 1600 кВА каждый с коэффициентом загрузки:
ТП-6; Рр=1575 кВт; Qр=1181 квар; Sр=1968 кВА. Намечаем к установке 2 трансформатора по 1600 кВА каждый с коэффициентом загрузки:
Таблица 1.8.
Наименование | Напряжение, кВ | Кап. затраты, к, тыс.руб. | Годовые эксп. расходы | Год.расч.затр., тыс.руб/год | Потери эл.энергии DЭа, т.кВт/год | Выход цв.метал., Сцм | ||
Сп, т.руб/год | Са, т.руб/год | Сэ, т.руб/год | ||||||
Система внеш. электроснабжения |
20 35 110 |
40,8 80,2 84,9 |
24 14,8 1,84 |
3,5 2,6 3,5 |
27,5 17,4 5,4 |
32,6 27,4 16 |
1495 927 115 |
20,2 19 15,3 |
Тр-ры связи с энергосистемой |
35/6-10 110/6-20 |
65,9 145,9 |
27,2 33,0 |
4,4 9,2 |
31,6 42,2 |
40,4 61,0 |
1776 2060 |
5,6 13,5 |
Система внутр. электроснабжения |
6 10 20 |
171,2 184,5 236,3 |
28,4 28,5 28,9 |
9,95 10,9 13,8 |
38,35 39,5 40,7 |
65 65,5 72,4 |
1776 1958 1770 |
6,3 4,5 3,7 |
Система электроснабжения завода |
20/20 35/6 35/10 110/6 110/20/6 110/20/6 |
277,1 321,4 334,7 402,1 415,4 467,2 |
50,9 70,4 70,5 62,5 62,7 62,7 |
17,3 19,6 18 22,7 23,7 26,5 |
68,2 87,3 88,5 85,2 86,4 87,6 |
105,0 132,8 133,3 142 142,5 149 |
3265 4479 4661 3951 4133 3945 |
23,9 35,3 23,5 21,6 19,8 19 |
Выбр. система электроснабжения | 20/20 | 277,1 | 50,9 | 17,3 | 68,2 | 105 | 3265 | 23,9 |
Принимается, как наиболее рациональный, вариант системы электроснабжения 35 кВ и распределительных сетей 6 кВ.
Краткое описание принятой системы электроснабжения
Электроснабжение завода осуществляется от п/ст энергосистемы по двум воздушным линиям 35 кВ, выполненным проводом марки «АС» сечением 185 мм2 на железобетонных промежуточных и анкерных металлических опорах с тросом.
На ГПП открыто установлены 2 трехобмоточных трансформатора типа ТД-16000/35. На стороне 35 кВ принята упрощенная схема без выключателей с минимальным количеством аппаратуры (разъединители и короткозамыкатели) РУ-6 выполнено из шкафов распредустройств закрытого типа.
На стороне 6 кВ предусмотрена одинарная системы шин, акционеров. масляным выключателем с устройством автоматического включения резерва (АВР).
Распределительные устройства РУ-1, РУ-2, РУ-3 получают питание от ГПП по радиальной схеме с резервированием.
Распределительные сети напряжением до и выше 1000 В по территории завода прокладываются в кабельных траншеях.
2. Расчёт токов короткого замыкания
Расчёт токов КЗ производится для выбора и проверки эл.аппаратов, изоляторов и токоведущих частей.
|
|














|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|












































































Принимаем базисные условия:
Базисная мощность Sб=Sс=600 МВА;
Базисное напряжение Uб=Uср=6,3 кВ;
Базисный ток Iб=.
Расчёт сопротивлений элементов системы электроснабжения в относительных единицах
Сопротивление системы:
Сопротивление воздушной линии ЛЭП-35 кВ
где Хо=0,4 Ом/км – реактивное сопротивление 1 км дл.
Сопротивление трансформаторов системы:
Х2=Хтб= Хвб +Хсб=1,61
(из расчета системы внешнего электроснабжения)
Сопротивление трансформаторов ГПП:
Сопротивление кабельной линии ГПП-РУ-1
r0 = 0,08 Ом/км; х0 = 0,07 Ом/км.
Точка К-1.
Сопротивление от источника питания до точки КЗ К-1
ХS=х1+х2+х3+х4=0,8+1,61+0,785+3,0=6,2
R21=R3=0,33
Имеем RS1<1/3ХS1, следовательно, активное сопротивление при расчёте токов КЗ не учитываем.
Так как ХS1>3, то периодическая слагающая тока КЗ для всех моментов времени одинакова и равна:
Iк=Iб/хS=55/6,2=8,9 кА
Ударный ток КЗ
Iу=Ку×Ö2*I’’=1.8Ö2*8.9=22.7 кА
Где Ку – ударный коэффициент, принимаемый = 1,8.
Наибольшее действующее значение тока КЗ за первый пе6риод от начала процесса КЗ:
кА
Мощность трехфазного КЗ для произвольного момента времени:
МВА.
Точка К-2.
Сопротивление от источника питания до точки КЗ К-2
ХS2=х1+х2+х3+х4+х5=0,8+1,61+0,785+3,0+0,267=6,5
RS2=R3+R5=0,33+0,3=0,63
Имеем RS2<1/3ХS2, следовательно, активное сопротивление при расчёте токов КЗ не учитываем.
Так как ХS2>3, то
Iк=Iб/хS2=55/6,5=8,45 кА
Ударный ток КЗ
Iу=Ку×Ö2*I’’=1.8Ö2*8.45=21.6 кА
Где Ку – ударный коэффициент, принимаемый = 1,8.
Наибольшее действующее значение тока КЗ за первый пе6риод от начала процесса КЗ:
кА
Мощность трехфазного КЗ для произвольного момента времени:
МВА.
Проверяем предварительно выключатели типа МГГ-10-2000/500. Расчётная точка КЗ – точка К-1.
Расчётный ток термической устойчивости определяется по формуле:
где tнт – время, к которому отнесен номинальный ток термической устойчивости выключателей, принимаем = 10 с;
tп – приведенное время КЗ, с.
Учитывая время срабатывания защиты, принимаем действительное время отключ. КЗ (t) равным 1,5 с. Следовательно,
кА
Выбираем к выключателю провод типа ПЭ-2.
2.2. Выбор разъединителейВыбор разъединителей в цепи предохранителей линии РУ-1-ТП-3 выполняется аналогично выбору выключателей и сводится в табл.1.9.
Таблица 1.9.
Проверяемая величина | Расчетные параметры | Тип предохр. разъед. | Номин. парам. пред.,разъед. | Формулы для проверки и расчета |
Предохранители | ||||
Номин.напр., кВ |
Uн уст=6 кВ |
ПК-6/150 |
Uн=6 кВ |
Uн ³Uн уст |
Номин.длит.ток, А |
Imax p=145 А |
Iн дл =150 А |
Iн дл ³ Imax p |
|
Ном.ток откл., кА | I”=8,5 кА |
Iн отк =20 кА |
Iн отк³ I” |
|
Разъединители | ||||
Номин.напр., кВ |
Uн уст=6 кВ |
РВ-6/400 |
Uн=6 кВ |
Uн ³Uн уст |
Номин.длит.ток, А |
Imax p=145 А |
Iн дл =400 А |
Iн дл ³ Imax p |
|
Ном.ток динам.уст.: а) амплит.знач., кА |
iу=21,6 кА |
iн дин=50 кА |
iн дин³ iу |
|
б) действ.знач., кА | Iу=12,8 кА |
Iн дин=29 кА |
Iн дин³ Iу |
|
Ном.ток терм.уст., кА |
Itн=2,72 кА |
Itн10=10 кА |
Itн10³ Itн |
Выбор и проверку шин ГПП выполняем по максимальному рабочему току (Imax p), термической устойчивости (Sт уст), допустимому напряжению в шине на изгиб (dдоп).
1. Длительный допустимый ток определим:
,
где I’доп – длительно допустимый ток для одной полосы при tш=70оС, tв=25оС и расположении шин вертикально
к1 -0 поправочный коэффициент =0,95;
к2 – коэффициент длительно допустимого тока;
к3- поправочный коэффициент при tв , отличном от 25оС.
Выбираем окрашенные однополосные прямоугольные алюминиевые шины сечением 100х10 мм (S=1000 мм2), расположенные горизонтально с длительно допустимым током I’доп =1820 А;
Iдоп = 0,95*1*1*1820=1730 А.
Расчетное напряжение в шине на изгиб определяется по формуле:
,
где f – сила взаимодействия между шинами разных фаз, кг*с;
L – расстояние между опорными изоляторами, принимаемое = 90 см;
W – момент сопротивления сечения, см3.
f=1,75*10-2*(t2/а)=1,75*10-2*(21,62/25)=0,33 кг*с;
W=0,17*bh2=0,17*1*102=17 см2;
кг/см2.
Выбор и проверку шин сводим в табл. 1.10.
Таблица 1.10.
Проверяемая величина | Расчетные параметры | Марка сечения шин | Номин. данные шин | Формулы для проверки и расчета | |
Шины ГПП | |||||
Длительный допустимый ток, А |
Imax p=1690 А |
Iдоп =400 А |
Iдоп ³ Imax p |
||
Сечение шины (проверка по термич.уст.) |
Sту min=110 мм2 |
S=1000 мм2 |
S³ Sту min |
||
Допуст.нагр. в шине на изгиб, кг/см2 |
sрасч=15,7 кг/см2 |
sдоп=650 кг/см2 |
sдоп³sрасч |
||
Условия в одн.мех.резон. |
fс кр=62 Гц |
fс кр1=45¸55 Гц fс кр2=90¸110 Гц |
fс кр1³ fс кр fс кр2³ fс кр |
||
Релейная защита и автоматика выполнены на переменном оперативном токе с применением выпрямительных блоков питания БПТ-1001 и БПН-1001. Компоновка ГПП 35/6 кВ дана в графической части.
Список использованных источников
1. Справочник по проектированию электроснабжения под ред. Ю.Г.Барыбина, Л.Е. Фёдорова и т.д. М.; Энергоатомиздат, 1990.
2. Учебное пособие для курсового и дипломного проектирования, А.А. Фёдоров, Л.Е. Старкова, М., Энергоатомиздат, 1987.
3. Электроснабжение промышленных промпредприятий, А.А. Фёдоров, Н.М. Римхейн, М.: Энергия, 1981.