Реферат: Анализ финансового состояния предприятия

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Уральского государственного технического университета

Кафедра – Теории и практики управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Финансы, денежное обращение и кредит»

НА ТЕМУ: «Анализ финансовых результатов деятельности предприятия»

Исполнители:                                                                      А. А. Сироткин
                                                                                             Т. И. Потемкина

Группа:                                                                                СП-1214

Руководитель:                                                                     А. В. Ершов

                                                                                            

ЕКАТЕРИНБУРГ

1999


 

Содержание

 

Введение................................................................................................................................... 3

1. Методика анализа финансовых результатов......................................... 4

1.1. Понятие финансовых результатов.............................................................................. 4

1.2. Основные направления анализа финансовых результатов деятельности предприятия..................................................................................................................................................... 6

2. Анализ финансовых результатов

деятельности предприятия……………………………………………………….15

2.1 Анализ деятельности предприятия за 1996 год ………………………15

2.2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА 1997 ГОД …………………...….23

2.3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА 1998 ГОД …………………...….31

Заключение ……………………………………………………………………………….39

Приложения……………………………………………………………………………….45

Список использованной литературы............................................................. 49


Введение

Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли.

В современных условиях дороговизны кредитов, предоставляемых банками, прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых предприятию для развития производства (обновления основных фондов, исследований, разработки и выпуска новой продукции) денежных средств. Прибыль предоставляет предприятию возможность решать социальные проблемы работников. Кроме того, за счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность деятельности предприятия. Поэтому анализ финансовых результатов деятельности предприятия является одним из важнейших направлений финансового анализа предприятия.

Проведение финансового анализа необходимо как управленческому персоналу предприятия, так и внешним пользователям, заинтересованным в деятельности предприятия (собственникам, кредиторам, поставщикам и покупателям, и т. д.).

Финансовый анализ предоставляет руководству предприятия информацию, необходимую для принятия точных управленческих решений.

Внешние пользователи учитывают результаты финансового анализа для принятия решений относительно сотрудничества с анализируемым предприятием.

Необходимость проведения финансового анализа независимо от экономической системы страны стала причиной того, что методика финансового анализа разработана как отечественными, так и иностранными экономистами.

В данной курсовой работе автор ставит перед собой следующую задачу: изучить методику анализа финансовых результатов и проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия.

В главе 1 курсовой работы были рассмотрены система показателей прибыли, последовательность анализа финансовых результатов, система показателей рентабельности, маржинальный доход.

В главе 2 на основе данных баланса и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» был проведен анализ финансовых результатов деятельности конкретного предприятия за год.


1. Методика анализа финансовых результатов

1.1. Понятие финансовых результатов

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли  выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Изменения в объеме реализации оказывают наибольшее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. В зависимости от учетной политики предприятия выручка от реализации фиксируется либо по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетно-платежных документов, либо по мере оплаты за реализованную продукцию и поступления денежных средств на расчетный счет при безналичных расчетах, а при расчете наличными деньгами – при поступлении их в кассу предприятия.

Различают и анализируют следующие модификации показателей прибыли: балансовая (валовая) прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, прибыль от произведенной товарной продукции, прибыль конкретного вида изделия.

Исходным показателем является прибыль по конкретному виду продукции. Этот показатель составляет коммерческую тайну предприятия и определяется как разность между отпускной ценой и полной себестоимостью конкретного вида продукции.

Прибыль от произведенной товарной продукции (работ, услуг) характеризует потенциальную величину прибыли, которую может получить предприятие от всей товарной продукции (работ, услуг). Она определяется как разность между стоимостью в оптовых ценах и полной себестоимостью фактического выпуска товарной продукции (работ, услуг).

Балансовая (валовая) прибыль – наиболее полная сумма прибыли, в которую включаются прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов, иного имущества, а также доходы и убытки от внереализационной деятельности, т.е. валовая прибыль формируется как сальдовый результат всех прибылей и убытков:

ПВ = Пр +  Ппр + Пвн,                                          (1.1)

где      ПВ –   валовая прибыль предприятия;

           Пр –   прибыль от реализации продукции;

           Ппр – прибыль от прочей реализации;

           Пвн –  финансовый результат от внереализационной деятельности.

Основную массу валовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов и затратами на производство и реализацию.

Вторая составляющая часть валовой прибыли – прибыль от прочей реализации – представляет собой финансовый результат, включающий в себя несколько элементов:

·    прибыль (убытки) от реализации активов;

·    прибыль от операций с ценными бумагами;

·    прибыль от реализации продукции (работ, услуг) от неосновного для данного предприятия вида деятельности.

Прибыль от прочей реализации и прибыль от реализации продукции составляют общий результат от всей реализации.

Третий элемент валовой прибыли – финансовый результат от внереализационной деятельности – рассчитывается как разность между доходами и расходами.

Доходы и расходы от внереализационной деятельности – это результаты от операций, не связанных с реализацией продукции (работ, услуг), а также следствие различных финансовых нарушений.

К внереализационным доходам относятся: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; присужденные штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение хозяйственных договоров; и др.

Внереализационные расходы включают: затраты по аннулированным производственным заказам; отрицательные курсовые разницы, суммы сомнительных долгов; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; оплата экономических санкций; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов и др.

Налогооблагаемая прибыль определяется исходя из валовой прибыли путем корректировки на величину доходов, облагаемых в особом порядке по месту их возникновения, предоставляемых предприятию льгот и отраслевых особенностей.

С целью налогообложения валовая прибыль изменяется в порядке, оговоренном Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Так, в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов в виде дивидендов, полученных по акциям принадлежащим предприятию; сумму доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. В этой же инструкции перечислены льготы по налогу на прибыль, предоставляемые предприятиям.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Основными направлениями распределения чистой прибыли являются фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, прибыль, подлежащая распределению между учредителями, акционерами.

1.2. Основные направления анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется в целях:

·     систематического контроля за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

·     выявления факторов, оказывающих влияние на объем реализации и финансовые результаты;

·     выявления резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

·     разработки мероприятий по использованию выявленных резервов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

·     исследование изменения каждого показателя за анализируемый период («горизонтальный анализ»);

·     исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ»);

·     изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов («трендовый анализ»);

·     расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности («анализ относительных показателей»);

·     изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель («факторный анализ»).

Начальным  этапом проведения анализа финансовых результатов является анализ валовой прибыли. Общий финансовый результат деятельности предприятия – валовая прибыль – представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг), результатов прочей реализации и внереализационной деятельности. Анализ начинается с изучения динамики за ряд лет (минимум за два года) массы прибыли и изменения ее структуры.

Изменение структуры валовой прибыли характеризует качество формирования самой прибыли. Снижение в ее составе удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оценивается как ухудшение качества балансовой прибыли, особенно с точки зрения кредиторов. Для  выявления конкретных причин снижения удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг)  и определения возможности ее увеличения проводят факторный анализ этого показателя.

В процессе анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.

Можно выделить следующие факторы, то которых зависит величина прибыли от реализации продукции: объем реализованной продукции и ее ассортимент, уровень цен, производственная себестоимость, коммерческие и управленческие расходы.

Для определения влияния на прибыль от реализации этих факторов рассчитывается выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах (путем умножения выручки от реализации отчетного года на индекс цен).

Влияние изменения количества и ассортимента продаж на прибыль от реализации продукции рассчитывается как произведение разности между выручкой от реализации в сопоставимых ценах и выручкой от реализации предыдущего периода и рентабельностью продукции предыдущего года:

DПр(q) = (ВР` – ВР0­­)*R0,                                           (1.2)

где      DПр(q) –        изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения количества и ассортимента продаж;

           ВР`  –  выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах;

           ВР0 –  выручка от реализации продукции предыдущего года;

           R0      –  рентабельность продукции предыдущего года.

Влияние изменения цен можно рассчитать, умножив на рентабельность продукции прошлого года на разность между выручкой от реализации продукции отчетного года и выручкой от реализации продукции в сопоставимых ценах:

DПр(ц)­ = (ВР1 – ВР`)*R0,                                       (1.3)

где      DПр(ц)               изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения цен;

           ВР1  –  выручка от реализации продукции отчетного года.

Влияние изменения себестоимости реализации продукции рассчитывается как произведение выручки от реализации продукции отчетного года и разности между удельными весами себестоимости реализации отчетного и предыдущего годов:

DПр(ср) = (УСР1 – УСР0)*ВР1,                                (1.4)

где      DПр(ц)               изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения себестоимости реализации продукции;

           УСР­­1 –          удельный вес себестоимости реализации продукции в выручке от реализации отчетного года;

           УСР0 –                   удельный вес себестоимости реализации продукции в выручке от реализации предыдущего года.

Влияние на прибыль от реализации продукции изменения коммерческих и управленческих расходов рассчитывается аналогично:

DПр(кр) = (УКР1 – УКР0)*ВР1,                               (1.5)

где      DПр(кр)             изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения коммерческих расходов;

           УКР­­1 –          удельный вес коммерческих расходов в выручке от реализации продукции отчетного года;

           УКР0 –                   удельный вес коммерческих расходов в выручке от реализации продукции предыдущего года.

 

DПр(ур)­ = (УУР1 – УУР0)*ВР1,                              (1.6)

где      DПр(ур)             изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения коммерческих расходов;

           УУР­­1 –          удельный вес управленческих расходов в выручке от реализации продукции отчетного года;

           УУР0 –                   удельный вес управленческих расходов в выручке от реализации продукции предыдущего года.

Изменение вышеперечисленных факторов может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации продукции. Так, при увеличении объема реализации рентабельной продукции пропорционально увеличивается и прибыль; при увеличении объема реализации убыточной продукции величина прибыли уменьшается. При увеличении доли рентабельных видов продукции в общем объеме реализации прибыль возрастает и наоборот. Снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. При увеличении уровня среднереализационных цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Кроме анализа прибыли от реализации всей продукции, производимой на предприятии, можно провести анализ выполнения плана и динамики прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объема реализации продукции; себестоимости и уровня среднереализационных цен.

После проведения данного анализа необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Проведение подобного факторного анализа прибыли от реализации возможно лишь непосредственно на предприятии, поскольку себестоимость единицы продукции является коммерческой тайной предприятия.

Помимо анализа финансового результата от реализации продукции необходимо также проведение анализа второй составной части валовой прибыли – прибыли от прочей реализации, возникающей в связи с реализацией продукции (работ, услуг) непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия; основных фондов; прочего имущества.

Прочая реализация предприятиями, как правило, не планируется, а ее объемы не отражаются в действующей бухгалтерской отчетности. По этой причине анализ финансовых результатов от прочей реализации предусматривает их сравнение за отчетный и предшествующий годы. Также выявляется изменение структуры результата от прочей реализации, определяются темпы роста по каждому элементу прибыли. Одним из направлений дальнейшего анализа прибыли от прочей реализации является исследование причин снижения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) непромышленных производств.

Третьей составной частью валовой прибыли являются внереализационные финансовые результаты.

Анализ результатов внереализационной деятельности проводится путем сопоставления данных за отчетный и предыдущий годы для установления причин получения прибыли и возникновения убытков; изучения структуры прибылей и убытков, определение доли доходов, имеющих постоянный характер; определение доходности инвестиционного портфеля предприятия и оценку ее влияния на валовую прибыль.

Следующим направлением анализа финансовых результатов является анализ распределения и использования прибыли.

Полученная предприятием прибыль должна покрыть текущие затраты предприятия, обеспечить выполнение договорных обязательств перед государством в виде отчисления части прибыли в бюджет, а также обеспечить определенную величину прибыли для внутрифирменных нужд.

При проведении анализа проверяется правильность исчисления налогооблагаемой базы, причины увеличения (уменьшения) валовой прибыли, полнота использования предприятием его права на льготы по налогу. Изучается динамика структуры элементов налогооблагаемой прибыли и бюджетных платежей.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), распределяется им самостоятельно.

Одной из основных целей анализа распределения чистой прибыли является изучение ее подразделения на реинвестируемую (направляемую на нужды производства) и прибыль, предназначенную на выплату дивидендов. Эта величина называется нормой распределения и характеризует дивидендную политику, проводимую акционерным обществом.

Сумма дивидендов

Нраспр =  ––––––––––––––––––– .                                     (1.7)

Чистая прибыль

Чем меньше этот показатель, тем больше может быть реинвестированная прибыль, т. е. тем больше возможности предприятия в будущем.

Считается  нормальным коэффициент в пределах 0,4 – 0,6.

Для анализа дивидендной политики предприятия изучают в динамике показатель «коэффициент выплат» по обыкновенным акциям.

Коэффициент выплат считается нормальным при его значении от 0,35 до 0,55.

Дивиденд на одну акцию

Квыплат = –––––––––––––––––––––––– .                                  (1.8)

Доход на одну акцию

Для изучения влияния политики налогообложения на чистую прибыль выявляют, насколько предприятие использует свои права для снижения  выплат по налогообложению, какие суммы были изъяты из чистой прибыли вследствие завышения налогооблагаемой прибыли.

Далее по чистой прибыли анализируют в динамики изменение фонда накопления и фонда потребления и их долей в чистой прибыли.

Еще одним направлением использования чистой прибыли является создание стимулирующих фондов, призванных поддержать и активизировать работу основных работников предприятия. Необходимо изучить, в какой мере эти фонды влияют на производительность труда работников. Для этого рассчитывают и сопоставляют: темпы роста объемов производства и темпы роста отчислений в стимулирующие фонды; темп прироста валовой прибыли и стимулирующих фондов; темп прироста производительности труда и темп изменения стимулирующих выплат на одного работника.

Абсолютная величина прибыли не может характеризовать эффективность работы предприятия достаточно полно, поэтому проводится анализ рентабельности деятельности предприятия.

В анализе используется система показателей рентабельности.

Г. В. Савицкая объединяет показатели рентабельности в следующие группы:

-   показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;

-   показатели, характеризующие рентабельность продаж;

-   показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

А. И. Ковалев выделяет несколько иные группы коэффициентов рентабельности:

-   рентабельность капитала;

-   рентабельность продаж.

В группу коэффициентов рентабельности капитала входят следующие показатели:

1.  Рентабельность активов по валовой (чистой) прибыли, которая показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов.

            ПВ

RА = ––––––––– * 100,                                           (1.9)

            СрА

где      RА –  рентабельность активов;

           ПВ – валовая прибыль;

           СрА –  среднегодовая стоимость активов.

2.  Рентабельность собственного капитала, показывающая величину прибыли, полученную на единицу собственного капитала.

            ПВ

RСК = –––––––– * 100,                                             (1.10)

            СрСК

где      RСК – рентабельность собственного капитала;

           СрСК – среднегодовая стоимость собственного капитала.

3.  Рентабельность инвестиций, показывающая, насколько эффективно предприятие ведет инвестиционную деятельность.

            ДЦБ + ДДУ

RИ = –––––––––––– * 100,                                         (1.11)

            СрФВ

где      RИ –  рентабельность инвестиций;

           ДЦБ – доходы по ценным бумагам;

           ДДУ – доходы от долевого участия в СП;

           СрФВ – среднегодовая долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Ко второй группе коэффициентов рентабельности относятся:

1.  Коэффициент рентабельности всех видов деятельности по балансовой (чистой) прибыли, показывает насколько эффективно и прибыльно предприятие осуществляет свою деятельность.

     ПВ

RВД = ––––––––––––*100,                                      (1.12)

     Вр + ДПР

где      RВД – коэффициент рентабельности всех видов деятельности по валовой прибыли;

           Вр –  чистая выручка от реализации продукции;

           ДПР – доходы от прочей реализации и внереализационных операций.

2.  Коэффициент рентабельности основной деятельности (норма прибыли).

    

Пр

RОД = –––––––,                                                     (1.13)

Вр

 

где      RОД – коэффициент рентабельности основной деятельности;

           Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции;

При внутрифирменном анализе рассчитывается уровень рентабельности по отношению к себестоимости, характеризующий эффективность затрат на производство продукции:

1.  Рентабельность единицы продукции (работ, услуг) определяется по следующей формуле:

Пi * 100

Ri = ––––––––––––,                                              (1.14)

Спi

 

где        Ri – рентабельность единицы продукции;

             Пi – прибыль по конкретному виду изделия;

             Спi –    полная себестоимость конкретного вида изделия.

2.   Рентабельность произведенной (товарной) продукции (работ, услуг), или рентабельность основной деятельности, определяется по следующей формуле:

Птп * 100

Rтп = ––––––––––––,                                             (1.15)

Стп

где        Rтп –    рентабельность товарной продукции;

             Птп –    прибыль товарной продукции;

             Сптп –  полная себестоимость товарной продукции.

Рентабельность произведенной продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с одного рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (т. е. характеризует эффективность затрат на производство).

3.  Рентабельность реализованной продукции:

Пр * 100

Rр = ––––––––––––,                                              (1.16)

Сп

где        Rр – рентабельность реализованной продукции;

             Сп – полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность деятельности предприятия изучается в динамике за ряд лет. Также проводится факторный анализ рентабельности, призванный определить причины изменения этого показателя.

В завершении факторного анализа прибыли и рентабельности подсчитываются резервы роста прибыли и показателей доходности.

Можно выделить два основных направления роста валовой прибыли (а, следовательно, и рентабельности):

1.  изменения объема и структуры продукции (работ, услуг);

2.  снижения затрат на производство продукции и продвижение ее на рынке.

Резервами увеличения объема реализации являются повышение конкурентоспособности продукции предприятия, обновление основных фондов, ценовая политика фирмы.

Снижение затрат на производство можно достичь путем более рационального использования всех видов ресурсов (более полное использование вторичных ресурсов и попутных продуктов; повышение производительности труда; ликвидация непроизводительных выплат по заработной плате, неоправданных перерасходов по материалам, потерь от брака).

Прибыль может быть также за счет прочей реализации и внереализационных операций.

Важным управленческим решением является обоснование производственной мощности предприятия и установление, при каких объемах выпуска производство будет рентабельным, а при каких оно будет давать прибыль.

С этой целью рассчитывают:

·    безубыточный объем продаж, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия;

·    запас финансовой устойчивости предприятия.

Также может быть определен объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли;

Для расчета используют показатель маржинального дохода предприятия.

Маржинальный доход – это вклад предприятия в постоянные затраты, которое оно несет в любом случае, даже тогда, когда физический объем реализации равен нулю.

Математически маржинальный доход представляет собой сумму прибыли от реализации продукции и постоянных затрат или разницу между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:

МД = Пр + ФЗ или МД = Вр – ПЗ,                                 (1.17)

где     МД – маржинальный доход;

          ФЗ – постоянные затраты;

          ПЗ –  переменные затраты.

Точка безубыточности представляет собой объем производства, при котором выручка от реализации продукции равна сумме затрат, а маржинальный доход равен постоянным затратам (прибыль и рентабельность равны нулю).

Аналитически точку безубыточности (величину критического объема продаж) в стоимостном выражении рассчитывают по формуле:

ФЗ

VКР = –––––––*100,                                             (1.18)

УМД

где     VКР – критический объем продаж;

           УМД – уровень маржинального дохода (равен процентному отношению маржинального дохода к выручке от реализации).

Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:

VТЕК – VКР

ЗФП = ––––––––––––*100,                                        (1.19)

VТЕК

где     ЗФП –   запас финансовой прочности;

          VТЕК –   текущий объем продаж.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов может быть уменьшен текущий объем продаж до того момента, как деятельность предприятия станет убыточной.

Большая величина постоянных затрат и значительный критический объем (по отношению к действующим мощностям), как правило, свидетельствуют о существенном риске бизнеса.

Однако могут быть ситуации, когда высокие постоянные затраты могут давать низкую точку критического объема, если уровень маржинального дохода достаточно высок. И низкие постоянные затраты могут давать высокую точку критического объема (высокую степень риска), если уровень маржинального дохода высок.

Идеальным для бизнеса является сочетание низких постоянных затрат с высоким уровнем маржинального дохода. Такое сочетание дает низкую точку критического объема, высокий запас финансовой прочности и высокие прибыли при увеличении объема.


2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Для ознакомления с предприятием анализ финансовых результатов можно начать с анализа основных финансовых и технико-экономических показателей деятельности предприятия.

Для примера были использованы данные акционерного общества «Торгснаб», занимающегося продажей и обслуживанием торгового и технологического оборудования, отечественного и импортного производства.

Методика расчета приведена в приложениях №№ 1,2,3.

2.1. Анализ деятельности предприятия за 1996 год

Аналитический баланс.

Актив

На начало года

На конец года

Ликвидные активы

999 168

368 365

денежные средства 314 357 247 615
краткосрочные фин. Вложения 0 0
расчеты с дебиторами 659 347 120 750
прочие ликвидные активы 25 464 0

Производственные запасы

99 967

71 247

материалы и МБП 5 493 6 590
незавершенное производство 0 0
готовая продукция 94 474 64 657
прочие запасы 0 0

Недвижимое имущество

227 235

343 546

основные средства и НМА 72 772 145 752
незавершенные кап. Вложения 13 106 0
долгосрочные фин. вложения 141 357 165 377
прочие внеоборотные активы 0 32 417

Неликвиды

12 332

16 780

БАЛАНС

1 338 702

799 938

Пассив

На начало года

На конец года

Краткосрочные обязательства

948 999

118 057

Кредиторская задолженность 945 837 118 057
кредиты и займы 0 0
прочие краткосрочные обязательства 3 162 0

Долгосрочные обязательства

0

0

кредиты и займы 0 0
прочие долгосрочные обязательства 0 0

Собственный капитал

389 703

681 881

уставной капитал 50 862 40 514
реинвестированная прибыль 300 079 596 030
целевое финансирование 0 0
прочие собственные средства 38 762 45 337

БАЛАНС

1 338 702

799 938

 

Аналитическая форма отчета о прибылях и убытках

За 1996 год.

Показатели

На начало года

На конец года

1. Всего доходов и поступлений

7 028 946

6 896 360

2. Выручка от реализации продукции 7 012 221 6 559 555
3. Себестоимость (полная) продукции 6 676 356 6 559 184
4. Результат от реализации 335 865 371
5. Прочие доходы и поступления 16 725 336 805
6. Прочие расходы и издержки 15 559 21 704
7. Балансовая прибыль (убыток) 337 031 315 472
8. Налог на прибыль 99 457 9 783
9. Чистая прибыль 237 574 305 689

Анализ структуры имущества предприятия (АКТИВОВ) за 1996 год.

показатели

За прошлый период За отчетный период Изменения Темпы роста
Статьи баланса тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

%

Ликвидные активы

999 168

74,64

368 365

46,05

-630 803

-28,59

36,87

денежные средства 314 357 23,48 247 615 30,95 -66 742 7,47 78,77
краткосрочные фин. Вложения
расчеты с дебиторами 659 347 49,25 120 750 15,09 -538 597 -34,16 18,31
прочие ликвидные активы 25 464 1,90 -25 464 -1,90

Производственные запасы

99 967

7,47

71 247

8,91

-28 720

1,44

71,27

материалы и МБП 5 493 0,41 6 590 0,82 1 097 0,41 119,97
незавершенное производство
готовая продукция 94 474 7,06 64 657 8,08 -29 817 1,03 68,44
прочие запасы

Недвижимое имущество

227 235

16,97

343 546

42,95

116 311

25,97

151,19

основные средства и НМА 72 772 5,44 145 752 18,22 72 980 12,78 200,29
незавершенные кап. Вложения 13 106 0,98 -13 106 -0,98
долгосрочные фин.вложения 141 357 10,56 165 377 20,67 24 020 10,11 116,99
прочие внеоборотные активы 32 417 4,05 32 417 4,05

Неликвиды

12 332

0,92

16 780

2,10

4 448

1,18

136,07

БАЛАНС

1 338 702

100,00

799 938

100,00

-538 764

0,00

59,75

Анализ источников формирования имущества (ПАССИВОВ) за 1996 год.

показатели

За прошлый период За отчетный период Изменения Темпы роста

Статьи баланса

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

%

Краткосрочные обязательства

948 999

70,89

118 057

14,76

-830 942

-56,13

12,44

Кредиторская задолженность

945 837

70,65

118 057

14,76

-827 780

-55,90

12,48

кредиты и займы

 

 

 

 

 

 

 

прочие краткосрочные обязательства

3 162

0,24

 

 

-3 162

-0,24

0,00

Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

кредиты и займы

 

 

 

 

 

 

 

прочие долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

Собственный капитал

389 703

29,11

681 881

85,24

292 178

56,13

174,97

уставной капитал

50 862

3,80

40 514

5,06

-10 348

1,27

79,65

реинвестированная прибыль

300 079

22,42

596 030

74,51

295 951

52,09

198,62

целевое финансирование

 

 

 

 

 

 

 

прочие собственные средства

38 762

2,90

45 337

5,67

6 575

2,77

116,96

БАЛАНС

1 338 702

100,00

799 938

100,00

-538 764

0,00

59,75

Анализ структуры финансовых результатов за 1996 год.

показатели

На начало периода На конец периода Изменения Темпы роста

Статьи баланса

тыс. рублей в % к итогу тыс. рублей в % к итогу тыс. рублей в % к итогу в%
1. Всего доходов и поступлений 7 028 946 100,00 6 896 360 100,00 -132 586 0,00 98,11
2. Выручка от реализации продукции 7 012 221 99,76 6 559 555 95,12 -452 666 -4,65 93,54
3. Себестоимость (полная) продукции 6 676 356 94,98 6 559 184 95,11 -117 172 0,13 98,24
4. Результат от реализации 335 865 4,78 371 0,01 -335 494 -4,77 0,11
5. Прочие доходы и поступления 16 725 0,24 336 805 4,88 320 080 4,65 2 013,78
6. Прочие расходы и издержки 15 559 0,22 21 704 0,31 6 145 0,09 139,49
7. Балансовая прибыль (убыток) 337 031 4,79 315 472 4,57 -21 559 -0,22 93,60
8. Налог на прибыль 99 457 1,41 9 783 0,14 -89 674 -1,27 9,84

9. Чистая прибыль

237 574

3,38

305 689

4,43

68 115

1,05

128,67


Исходя из приведенных вычислений, следует отметить:

I.          По структуре имущества предприятия.

1.   На начало года:

·     Имущество предприятия состоит на 75% из ликвидных активов

·     Производственные запасы составляют лишь 7,5%

·     Недвижимое имущество – 17%

Такое распределение имущества позволяет сделать вывод о характере деятельности предприятия: торгово – закупочная.

2.   Рассмотрим изменение показателей к концу года:

·     Резкое уменьшение имущества предприятия (на 40%) в первую очередь связано с уменьшением ликвидных активов (на 62%).

·     Из структуры ликвидных активов видно, что основной причиной уменьшения стал тот факт, что предприятие перестало отгружать продукцию в кредит (дебиторская задолженность уменьшилась более чем на 80%), а также несколько уменьшило остатки на р/с (на 20%).

·     Вследствии этого поменялась структура активов. Недвижимое имущество и производственные запасы теперь составляют более половины всего имущества против ¼ на начало года.

II.        По источникам формирования имущества.

1.   На начало года.

Все источники формирования имущества делятся на две основные части:

30% - составляет собственный капитал

70% - Краткосрочные обязательства, которые представляют собой, в основном, кредиторскую задолженность.

2.   На конец года.

На конец периода ситуация переменилась. Теперь уже собственный капитал (85%), в котором основную часть составляет реинвестированная прибыль (75%), является чуть ли не единственным источником, т.к. краткосрочные обязательства составляют лишь 15%.

III.      По структуре финансовых результатов.

1.На начало года.

При анализе финансовых результатов следует отметить тот факт, что при выручке от реализации 7 012 221 рубль, результат от реализации не превышает 5% от выручке. Данный факт дает возможность предположить, что у предприятия слишком высокая себестоимость, а ценовая конкуренция на рынке такова, что приходится продавать товар практически по себестоимости (наценка составляет менее 5%), либо же данное предприятие является крупным оптовым продавцом, не имеющим собственных больших затрат (что уже отмечалось при анализе структуры имущества предприятия).

3.   На конец года.

Тот факт, что общая сумма доходов и поступлений хоть и незначительно (менее чем на 2%), но снизилась, а чистая прибыль увеличилась более чем на 28%, позволяет предположить либо о снижении себестоимости, либо о диверсификации производства (или основного вида деятельности).

Более детальный анализ дает понять, что рост прибыли связан с вложением средств в неосновное производство (вид деятельности). Так рост прочих доходов и поступлений составил более 2000 процентов, а рост результата от реализации лишь 0,11%.

Структура остальных показателей практически не меняется.

Средние значения за 1996 год

Активы 1 069 320
Собственный капитал 535 792
Оборотный капитал 769 374
Производственные запасы 85 607
Дебиторская задолженность 390 049
Кредиторская задолженность 531 947

Показатели оценки финансового состояния за 1996 год.

Оценка ликвидности

1.Общий коэффициент покрытия 3,72
2. Коэффициент быстрой ликвидности 3,12
3. Коэффициент абсолютной ликвидности 2,10
4. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств 0,60
5 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов 4,51
6. Коэффициент покрытия запасов 1,40

Оценка финансовой устойчивости

1. Коэффициент концентрации собственного капитала 0,85
2. Коэффициент финансовой зависимости 1,17
3. Коэффициент концентрации привлеченного капитала 0,15
4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений 0,00
5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0,00
6. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств 0,17
7. Коэффициент маневренности собственных средств 0,47

Оценка деловой активности

1. Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) 16,82
2. Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) 21,41
3. Оборачиваемость производственных запасов (в оборотах) 76,62
4. Оборачиваемость производственных запасов (в днях) 4,70
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) 29,20
6. Продолжительность операционного цикла (в днях) 26,11
7. Продолжительность финансового цикла (в днях) -3,09
8. Коэффициент оборачиваемости авансируемого капитала (активов) 6,13
то-же в днях 58,69
9. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала 8,53

Оценка рентабельности

1. Рентабельность реализованной продукции (%) 0,01
2. Рентабельность продаж (%) 0,01
3. Рентабельность авансированного капитала (%) 7,15
4. Рентабельность собственного капитала (%) 14,26

Анализ коэффицентов.

 

1.Общий коэффициент покрытия

Показывает, что на 1рубль текущих обязательств приходится 3.72 рубля текущих активов.

2   Коэффициент быстрой ликвидности

В нашем случае равен 3.12 что в 4 раза превышает стандартное значение 0.7-0.8. Это говорит о высокой ликвидности предприятия.

3.  Коэффициент абсолютной ликвидности

При стандартном значении 0.2-0.3, для нашего предприятия этот коэффициент равен 2.1, что говорит о высокой платежеспособности предприятия.

4.  Коэффициент ликвидности при мобилизации средств

Показывает, что на один рубль обязательств приходится 60 копеек материально - производственных запасов.

5 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

Показывает, что на 1 рубль материально – производственных запасов приходится 4,51 рубля собственных оборотных средств.

6.  Коэффициент покрытия запасов

Показывает, что на 1 рубль материально – производственных запасов приходится 1,4 источников покрытия запасов.

1.  Коэффициент концентрации собственного капитала

Стандартное значение не должно быть ниже 0.5-0.6, в нашем случае коэффициент равен 0.85

2.  Коэффициент финансовой зависимости

Равен 1.17, показывает, что предприятие практически самостоятельно (за исключением 0,17) производит финансирование своей деятельности.

Поскольку долгосрочных обязательств за отчетный период не было, а краткосрочные обязательства составляют лишь 0,24% в общей структуре баланса, то коэффициенты 3,4,5,6 анализировать не имеет смысла.

3.  Коэффициент концентрации привлеченного капитала

4.  Коэффициент структуры долгосрочных вложений

5.  Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

6.  Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

 

7.  Коэффициент маневренности собственных средств

Показывает, что собственные оборотные средства почти на половину (0,47) покрывают собственный капитал.

Оборачиваемость средств в расчетах достаточно высокая.

Наиболее интересным является коэффициент оборачиваемости авансируемого капитала (активов), который составляет  два месяца, т.е. в течение года активы оборачиваются более чем шесть раз.

Слишком большой показатель оборачиваемости производственных запасов также говорит о профиле деятельности предприятия – торгово-закупочная.

В целом по показателям деловой активности работу предприятия можно признать более чем удовлетворительной.

1. Рентабельность реализованной продукции (%)

2. Рентабельность продаж (%)

Эти два коэффициента очень малы, поскольку прибыль от реализации была незначительной по отношению к выручке и себестоимости.

По этой же причине следующие два показателя невысокие.

3. Рентабельность авансированного капитала (%)
4. Рентабельность собственного капитала (%)

2.2. Анализ деятельности предприятия за 1997 год

Аналитический баланс.

Актив

На начало года

На конец года

Ликвидные активы

368 365

377 104

денежные средства 247 615 82 281
Краткосрочные фин. Вложения 0 260 547
расчеты с дебиторами 120 750 34 276
прочие ликвидные активы 0 0

Производственные запасы

71 247

719 561

материалы и МБП 6 590 6 822
незавершенное производство 0 0
готовая продукция 64 657 712 739
прочие запасы 0 0

Недвижимое имущество

343 546

268 043

основные средства и НМА 145 752 124 163
незавершенные кап. Вложения 0 0
долгосрочные фин.вложения 165 377 111 463
прочие внеоборотные активы 32 417 32 417

Неликвиды

16 780

110 148

БАЛАНС

799 938

1 474 856

Пассив

На начало года

На конец года

Краткосрочные обязательства

118 057

788 369

Кредиторская задолженность 118 057 718 369
кредиты и займы 0 70 000
прочие краткосрочные обязательства 0 0

Долгосрочные обязательства

0

0

кредиты и займы 0 0
прочие долгосрочные обязательства 0 0

Собственный капитал

681 881

686 487

уставной капитал 40 514 40 514
реинвестированная прибыль 596 030 601 613
целевое финансирование 0 0
прочие собственные средства 45 337 44 360

БАЛАНС

799 938

1 474 856

 

Аналитическая форма отчета о прибылях и убытках

За 1997 год.

Показатели

На начало года

На конец года

1. Всего доходов и поступлений

6 896 360

8 596 847

2. Выручка от реализации продукции 6 559 555 8 555 730
3. Себестоимость (полная) продукции 6 559 184 8 549 561
4. Результат от реализации 371 6 169
5. Прочие доходы и поступления 336 805 41 117
6. Прочие расходы и издержки 21 704 21 887
7. Балансовая прибыль (убыток) 315 472 25 399
8. Налог на прибыль 9 783 7 140
9. Чистая прибыль 305 689 18 259

Анализ структуры имущества предприятия (АКТИВОВ) за 1997 год.

показатели

За прошлый период За отчетный период Изменения Темпы роста
Статьи баланса тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

%

Ликвидные активы

368 365

46,05

377 104

25,57

8 739

-20,48

102,37

денежные средства 247 615 30,95 82 281 5,58 -165 334 -25,38 33,23
краткосрочные фин. Вложения 0 0,00 260 547 17,67 260 547 17,67
расчеты с дебиторами 120 750 15,09 34 276 2,32 -86 474 -12,77 28,39
прочие ликвидные активы

Производственные запасы

71 247

8,91

719 561

48,79

648 314

39,88

1 009,95

материалы и МБП 6 590 0,82 6 822 0,46 232 -0,36 103,52
незавершенное производство
готовая продукция 64 657 8,08 712 739 48,33 648 082 40,24 1 102,34
прочие запасы

Недвижимое имущество

343 546

42,95

268 043

18,17

-75 503

-24,77

78,02

основные средства и НМА 145 752 18,22 124 163 8,42 -21 589 -9,80 85,19
незавершенные кап. Вложения
долгосрочные фин.вложения 165 377 20,67 111 463 7,56 -53 914 -13,12 67,40
прочие внеоборотные активы 32 417 4,05 32 417 2,20 0 -1,85 100,00

Неликвиды

16 780

2,10

110 148

7,47

93 368

5,37

656,42

БАЛАНС

799 938

100,00

1 474 856

100,00

674 918

0,00

184,37

Анализ источников формирования имущества (ПАССИВОВ) за 1997 год.

показатели

За прошлый период За отчетный период Изменения Темпы роста

Статьи баланса

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

%

Краткосрочные обязательства

118 057

14,76

788 369

53,45

670 312

38,70

667,79

Кредиторская задолженность

118 057

14,76

718 369

48,71

600 312

33,95

608,49

кредиты и займы

0

0,00

70 000

4,75

70 000

4,75

 

прочие краткосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

кредиты и займы

 

 

 

 

 

 

 

прочие долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

Собственный капитал

681 881

85,24

686 487

46,55

4 606

-38,70

100,68

уставной капитал

40 514

5,06

40 514

2,75

0

-2,32

100,00

реинвестированная прибыль

596 030

74,51

601 613

40,79

5 583

-33,72

100,94

целевое финансирование

 

 

 

 

 

 

 

прочие собственные средства

45 337

5,67

44 360

3,01

-977

-2,66

97,85

БАЛАНС

799 938

100,00

1 474 856

100,00

674 918

0,00

184,37

Анализ структуры финансовых результатов за 1997 год.

показатели

На начало периода На конец периода Изменения Темпы роста

Статьи баланса

тыс. рублей в % к итогу тыс. рублей в % к итогу тыс. рублей в % к итогу в%
1. Всего доходов и поступлений 6 896 360 100,00 8 596 847 100,00 1 700 487 0,00 124,66
2. Выручка от реализации продукции 6 559 555 95,12 8 555 730 99,52 1 996 175 4,41 130,43
3. Себестоимость (полная) продукции 6 559 184 95,11 8 549 561 99,45 1 990 377 4,34 130,34
4. Результат от реализации 371 0,01 6 169 0,07 5 798 0,07 1 662,80
5. Прочие доходы и поступления 336 805 4,88 41 117 0,48 -295 688 -4,41 12,21
6. Прочие расходы и издержки 21 704 0,31 21 887 0,25 183 -0,06 100,84
7. Балансовая прибыль (убыток) 315 472 4,57 25 399 0,30 -290 073 -4,28 8,05
8. Налог на прибыль 9 783 0,14 7 140 0,08 -2 643 -0,06 72,98

9. Чистая прибыль

305 689

4,43

18 259

0,21

-287 430

-4,22

5,97


Исходя из приведенных вычислений, следует отметить:

IV.      По структуре имущества предприятия.

1.   На начало года:

·     Имущество предприятия состоит на 46% из ликвидных активов

·     Производственные запасы составляют лишь 9%

·     Недвижимое имущество – 43%

Такое распределение имущества позволяет сделать вывод о непроизводственном характере деятельности предприятия: слишком маленький процент составляют производственные запасы.

2.   Рассмотрим изменение показателей к концу года:

·     Увеличение имущества предприятия (на 84%) в первую очередь связано с увеличением призводственных запасов (темпы роста составили 1010% !).

·     Из структуры производственных активов видно, что основной причиной увеличения стало увеличение готовой продукции на складе (темпы роста 1102% !).

·     Вследствии этого поменялась структура активов. Недвижимое имущество и ликвидные активы теперь составляют лишь половину всего имущества против 9/10 на начало года, причем доля ликвидных активов в общем балансе составляет ¼, а недвижимого имущества менее 1/5, против 46% и 43% на начало года соответственно.

V.        По источникам формирования имущества.

3.   На начало года.

Все источники формирования имущества делятся на две основные части:

85% - составляет собственный капитал

15% - Краткосрочные обязательства, которые представляют собой только кредиторскую задолженность.

4.   На конец года.

На конец периода ситуация переменилась. Теперь уже собственный капитал – (47%), в котором основную часть (41%) составляет реинвестированная прибыль, составляет менее половины всех источников формирования имущества, а вторая половина состоит из краткосрочных обязательств (53%), в которых только 10% занимают кредиты и заемы, остальные же 90% целиком состоят из кредиторской задолженности.

VI.      По структуре финансовых результатов.

5. На начало года.

При анализе финансовых результатов следует отметить тот факт, что при выручке от реализации 6 896 360 тыс. рублей, результат от реализации не превышает 5% от выручки. Данный факт дает возможность предположить, что у предприятия слишком высокая себестоимость, а ценовая конкуренция на рынке такова, что приходится продавать товар практически по себестоимости (наценка составляет менее 5%), либо же данное предприятие является крупным оптовым продавцом, не имеющим собственных больших затрат (что уже отмечалось при анализе структуры имущества предприятия).

6. На конец года.

Общая сумма доходов и поступлений увеличилась на 24%, хотя этот показатель будет незначительным в сравнении с показателем инфляции - ~20%. Примерно на 30% увеличелась выручка и себестоимость продукции. Чистая прибыль увеличилась всего на 6%. Наиболее интересен скачёк результата от реализации (темпы роста 1663% !!!), что в первую очередь говорит об очень маленьком значении на начало периода (всего 0,01% в структуре дохододв и поступлений). На 88%  упали прочие доходы и поступления.

Более детальный анализ показывает, что основными показателями, влияющими на структуру доходов и поступлений являются выручка и себестоимость (по 95%). Все остальные показатели не превышают  0,5%.

Средние значения за 1997 год

Активы 1 137 397
Собственный капитал 684 184
Оборотный капитал 768 139
Производственные запасы 395 404
Дебиторская задолженность 77 513
Кредиторская задолженность 418 213

Показатели оценки финансового состояния за 1997 год.

Оценка ликвидности

1.Общий коэффициент покрытия 1,39
2. Коэффициент быстрой ликвидности 0,48
3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,10
4. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств 0,91
5 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов 0,43
6. Коэффициент покрытия запасов 1,08

Оценка финансовой устойчивости

1. Коэффициент концентрации собственного капитала 0,47
2. Коэффициент финансовой зависимости 2,15
3. Коэффициент концентрации привлеченного капитала 0,53
4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений 0,00
5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0,00
6. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств 1,15
7. Коэффициент маневренности собственных средств 0,45

Оценка деловой активности

1. Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) 110,38
2. Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) 3,26
3. Оборачиваемость производственных запасов (в оборотах) 21,62
4. Оборачиваемость производственных запасов (в днях) 16,65
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) 17,61
6. Продолжительность операционного цикла (в днях) 19,91
7. Продолжительность финансового цикла (в днях) 2,30
8. Коэффициент оборачиваемости авансируемого капитала (активов) 7,52
то-же в днях 47,86
9. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала 11,14

Оценка рентабельности

1. Рентабельность реализованной продукции (%) 0,07
2. Рентабельность продаж (%) 0,07
3. Рентабельность авансированного капитала (%) 0,40
4. Рентабельность собственного капитала (%) 0,67

Анализ коэффициентов.

 

1. Общий коэффициент покрытия

Показывает, что на 1рубль текущих обязательств приходится 1.39 рубля текущих активов.

2   Коэффициент быстрой ликвидности

В нашем случае равен 0.48 что почти вдвое меньше общепринятого значения 0.7-0.8. Это говорит о неудовлетворительной ликвидности предприятия.

3   Коэффициент абсолютной ликвидности

При стандартном значении 0.2-0.3, для нашего предприятия этот коэффициент равен 0.10, что также говорит о низкой ликвидности и о плохой платежеспособности предприятия.

4   Коэффициент ликвидности при мобилизации средств

Показывает, что на один рубль обязательств приходится 91 копеек материально - производственных запасов.

5 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

Показывает, что на 1 рубль материально – производственных запасов приходится 43 копейки собственных оборотных средств.

6   Коэффициент покрытия запасов

Показывает, что на 1 рубль материально – производственных запасов приходится 1,08 источников покрытия запасов.

1.  Коэффициент концентрации собственного капитала

Стандартное значение не должно быть ниже 0.5-0.6, в нашем случае коэффициент равен 0.47, что можно считать вполне удовлетворительным.

2.  Коэффициент финансовой зависимости

Равен 2.15 и показывает, что сумма активов лишь на половину состоит из собственного капитала.

3.  Коэффициент концентрации привлеченного капитала

Показывает, что активы больше чем на половину состоят из обязательств.

 

Поскольку долгосрочных обязательств за отчетный период не было, а краткосрочные обязательства составляют лишь 0,24% в общей структуре баланса, то коэффициенты 4,5 анализировать не имеет смысла.

4.  Коэффициент структуры долгосрочных вложений

5.  Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

 

6.  Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

Показывает, что на 1 рубль обязательств приходится  1.15 рубля собственного капитала.

 

7.  Коэффициент маневренности собственных средств

Показывает, что собственные оборотные средства почти наполовину (0,45) покрывают собственный капитал.

Оборачиваемость средств в расчетах очень высокая (всего 3 дня!).

Наиболее интересным является коэффициент оборачиваемости авансируемого капитала (активов), который составляет  полтора месяца, т.е. в течение года активы оборачиваются семь с половиной раз.

Слишком большой показатель оборачиваемости производственных запасов также говорит о профиле деятельности предприятия – торгово-закупочная.

В целом по показателям деловой активности работу предприятия можно признать хорошей.

1. Рентабельность реализованной продукции (%)

2. Рентабельность продаж (%)

Эти два коэффициента очень малы, поскольку прибыль от реализации была незначительной по отношению к выручке и себестоимости.

По этой же причине следующие два показателя невысокие.

3. Рентабельность авансированного капитала (%) 0.40
4. Рентабельность собственного капитала (%) 0.67

2.3. Анализ деятельности предприятия за 1998 год

Аналитический баланс.

Актив

На начало года

На конец года

Ликвидные активы

377 104

544 840

денежные средства 82 281 280 263
краткосрочные фин. Вложения 260 547 100 000
расчеты с дебиторами 34 276 164 577
прочие ликвидные активы 0 0

Производственные запасы

719 561

496 692

материалы и МБП 6 822 37 630
незавершенное производство 0 0
готовая продукция 712 739 459 062
прочие запасы 0 0

Недвижимое имущество

254 156

236 140

основные средства и НМА 110 276 112 699
незавершенные кап. Вложения 0 0
долгосрочные фин.вложения 111 463 92 698
прочие внеоборотные активы 32 417 30 743

Неликвиды

110 148

124 661

БАЛАНС

1 460 969

1 402 333

Пассив

На начало года

На конец года

Краткосрочные обязательства

788 369

727 792

Кредиторская задолженность 718 369 472 792
кредиты и займы 70 000 255 000
прочие краткосрочные обязательства 0 0

Долгосрочные обязательства

0

0

кредиты и займы 0 0
прочие долгосрочные обязательства 0 0

Собственный капитал

672 600

674 541

уставной капитал 26 685 26 685
реинвестированная прибыль 601 555 604 754
целевое финансирование 0 0
прочие собственные средства 44 360 43 102

БАЛАНС

1 460 969

1 402 333

 

Аналитическая форма отчета о прибылях и убытках

за 1998 год.

Показатели

На начало года

На конец года

1. Всего доходов и поступлений

8 596 847

6 956 258

2. Выручка от реализации продукции 8 555 730 6 826 640
3. Себестоимость (полная) продукции 8 549 561 6 816 590
4. Результат от реализации 6 169 10 050
5. Прочие доходы и поступления 41 117 129 618
6. Прочие расходы и издержки 21 887 87 679
7. Балансовая прибыль (убыток) 25 399 51 989
8. Налог на прибыль 7 140 3 649
9. Чистая прибыль 18 259 48 340

Анализ структуры имущества предприятия (АКТИВОВ) за 1998 год.

показатели

За прошлый период За отчетный период Изменения Темпы роста
Статьи баланса тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

%

Ликвидные активы

377 104

25,81

544 840

38,85

167 736

13,04

144,48

денежные средства 82 281 5,63 280 263 19,99 197 982 14,35 340,62
краткосрочные фин. Вложения 260 547 17,83 100 000 7,13 -160 547 -10,70 38,38
расчеты с дебиторами 34 276 2,35 164 577 11,74 130 301 9,39 480,15
прочие ликвидные активы

Производственные запасы

719 561

49,25

496 692

35,42

-222 869

-13,83

69,03

материалы и МБП 6 822 0,47 37 630 2,68 30 808 2,22 551,60
незавершенное производство
готовая продукция 712 739 48,79 459 062 32,74 -253 677 -16,05 64,41
прочие запасы

Недвижимое имущество

254 156

17,40

236 140

16,84

-18 016

-0,56

92,91

основные средства и НМА 110 276 7,55 112 699 8,04 2 423 0,49 102,20
незавершенные кап. Вложения
долгосрочные фин.вложения 111 463 7,63 92 698 6,61 -18 765 -1,02 83,16
прочие внеоборотные активы 32 417 2,22 30 743 2,19 -1 674 -0,03 94,84

Неликвиды

110 148

7,54

124 661

8,89

14 513

1,35

113,18

БАЛАНС

1 460 969

100,00

1 402 333

100,00

-58 636

0,00

95,99

Анализ источников формирования имущества (ПАССИВОВ) за 1998 год.

показатели

За прошлый период За отчетный период Изменения Темпы роста

Статьи баланса

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

тыс. рублей

в %

к итогу

%

Краткосрочные обязательства

788 369

53,96

727 792

51,90

-60 577

-2,06

92,32

Кредиторская задолженность 718 369 49,17 472 792 33,71 -245 577 -15,46 65,81
кредиты и займы 70 000 4,79 255 000 18,18 185 000 13,39 364,29
прочие краткосрочные обязательства

Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

кредиты и займы

 

 

 

 

 

 

 

прочие долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

Собственный капитал

672 600

46,04

674 541

48,10

1 941

2,06

100,29

уставной капитал 26 685 1,83 26 685 1,90 0 0,08 100,00
реинвестированная прибыль 601 555 41,18 604 754 43,12 3 199 1,95 100,53
целевое финансирование
прочие собственные средства 44 360 3,04 43 102 3,07 -1 258 0,04 97,16

БАЛАНС

1 460 969

100,00

1 402 333

100,00

-58 636

0,00

95,99

Анализ структуры финансовых результатов за 1998 год.

показатели

На начало периода На конец периода Изменения Темпы роста

Статьи баланса

тыс. рублей в % к итогу тыс. рублей в % к итогу тыс. рублей в % к итогу в%
1. Всего доходов и поступлений 8 596 847 100,00 6 956 258 100,00 -1 640 589 0,00 80,92
2. Выручка от реализации продукции 8 555 730 99,52 6 826 640 98,14 -1 729 090 -1,39 79,79
3. Себестоимость (полная) продукции 8 549 561 99,45 6 816 590 97,99 -1 732 971 -1,46 79,73
4. Результат от реализации 6 169 0,07 10 050 0,14 3 881 0,07 162,91
5. Прочие доходы и поступления 41 117 0,48 129 618 1,86 88 501 1,39 315,24
6. Прочие расходы и издержки 21 887 0,25 87 679 1,26 65 792 1,01 400,60
7. Балансовая прибыль (убыток) 25 399 0,30 51 989 0,75 26 590 0,45 204,69
8. Налог на прибыль 7 140 0,08 3 649 0,05 -3 491 -0,03 51,11

9. Чистая прибыль

18 259

0,26

48 340

0,56

30 081

0,30

264,75


Исходя из приведенных вычислений, следует отметить:

I.          По структуре имущества предприятия.

1.   На начало года:

·     Имущество предприятия состоит на 26% из ликвидных активов

·     Производственные запасы составляют 49%

·     Недвижимое имущество – 17%

2.   Рассмотрим изменение показателей к концу года:

·     Произошло небольшое уменьшение имущества предприятия (на 4%) в первую очередь связано с уменьшением производственных запасов (на 31%).

·     Из структуры производственных запасов видно, что основной причиной уменьшения стало уменьшение готовой продукции на складе (на 36%).

·     Вследствии этого поменялась структура активов. Ликвидные активы и  производственные запасы вместе составляют более 74% всех активов, а каждый в отдельности – 39% и 35% соответственно.

II.        По источникам формирования имущества.

3.   На начало года.

Все источники формирования имущества делятся на две, практически равные части:

46% - составляет собственный капитал

54% - Краткосрочные обязательства, которые представляют собой, в основном, кредиторскую задолженность.

4.   На конец года.

На конец периода ситуация несколько переменилась. При сохранении общей картины:

48% - составляет собственный капитал

52% - краткосрочные обязательства,

поменялась структура краткосрочных обязательств. Теперь кредиторская задолженность составляет 34% (из 52%), а кредиты и заемы – 18%, против 49% и 5% соответственно на начало периода.

III.      По структуре финансовых результатов.

За отчетный период общая сумма доходов и поступлений уменьшилась на 20% в основном за счет уменьшения выручки от реализации (на 20%). Данное падение связано с изменением курса доллара в августе месяце, а поскольку предприятие занимается продажей отечественного и импортного производства, то вполне объяснимо уменьшение объема на 20%.

Структура остальных показателей практически не меняется.

Средние значения за 1998 год

Активы 1 431 651
Собственный капитал 673 571
Оборотный капитал 1 069 099
Производственные запасы 608 127
Дебиторская задолженность 99 427
Кредиторская задолженность 595 581

Показатели оценки финансового состояния за 1998 год.

Оценка ликвидности

1.Общий коэффициент покрытия 1,43
2. Коэффициент быстрой ликвидности 0,75
3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,39
4. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств 0,68
5 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов 0,63
6. Коэффициент покрытия запасов 1,25

Оценка финансовой устойчивости

1. Коэффициент концентрации собственного капитала 0,48
2. Коэффициент финансовой зависимости 2,08
3. Коэффициент концентрации привлеченного капитала 0,52
4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений 0,00
5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0,00
6. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств 1,08
7. Коэффициент маневренности собственных средств 0,47

Оценка деловой активности

1. Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) 68,66
2. Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) 5,24
3. Оборачиваемость производственных запасов (в оборотах) 11,21
4. Оборачиваемость производственных запасов (в днях) 32,12
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) 31,45
6. Продолжительность операционного цикла (в днях) 37,36
7. Продолжительность финансового цикла (в днях) 5,91
8. Коэффициент оборачиваемости авансируемого капитала (активов) 4,77
то-же в днях 75,50
9. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала 6,39

Оценка рентабельности

1. Рентабельность реализованной продукции (%) 0,15
2. Рентабельность продаж (%) 0,15
3. Рентабельность авансированного капитала (%) 0,84
4. Рентабельность собственного капитала (%) 1,79

Анализ коэффицентов.

 

1. Общий коэффициент покрытия

Показывает, что на 1рубль текущих обязательств приходится 1.43 рубля текущих активов.

5   Коэффициент быстрой ликвидности

В нашем случае равен 0.75 что соответствует общепринятому значению 0.7-0.8. Это говорит об удовлетворительной ликвидности предприятия.

6   Коэффициент абсолютной ликвидности

При стандартном значении 0.2-0.3, для нашего предприятия этот коэффициент равен 0.39, что несколько выше и говорит о неплохой платежеспособности предприятия.

7   Коэффициент ликвидности при мобилизации средств

Показывает, что на один рубль обязательств приходится 68 копеек материально - производственных запасов.

5 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

Показывает, что на 1 рубль материально – производственных запасов приходится 63 копейки собственных оборотных средств.

7   Коэффициент покрытия запасов

Показывает, что на 1 рубль материально – производственных запасов приходится 1,25 источников покрытия запасов.

8.  Коэффициент концентрации собственного капитала

Стандартное значение не должно быть ниже 0.5-0.6, в нашем случае коэффициент равен 0.48, что можно считать вполне удовлетворительным.

9.  Коэффициент финансовой зависимости

Равен 2.08 показывает, что сумма активов лишь на половину состоит из собственного капитала.

10.    Коэффициент концентрации привлеченного капитала

Показывает, что активы больше чем на половину состоят из обязательств.

 

Поскольку долгосрочных обязательств за отчетный период не было, а краткосрочные обязательства составляют лишь 0,24% в общей структуре баланса, то коэффициенты 4,5 анализировать не имеет смысла.

11.    Коэффициент структуры долгосрочных вложений

12.    Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

 

13.    Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

Показывает, что на 1 рубль обязательств приходится  1.08 рубля собственного капитала.

 

14.    Коэффициент маневренности собственных средств

Показывает, что собственные оборотные средства почти на половину (0,47) покрывают собственный капитал.

Оборачиваемость средств в расчетах достаточно высокая.

Наиболее интересным является коэффициент оборачиваемости авансируемого капитала (активов), который составляет  два с половиной месяца, т.е. в течение года активы оборачиваются почти пять раз(4.77).

Слишком большой показатель оборачиваемости производственных запасов также говорит о профиле деятельности предприятия – торгово-закупочная.

В целом по показателям деловой активности работу предприятия можно признать хорошей.

1. Рентабельность реализованной продукции (%)

2. Рентабельность продаж (%)

Эти два коэффициента очень малы, поскольку прибыль от реализации была незначительной по отношению к выручке и себестоимости.

По этой же причине следующие два показателя невысокие.

3. Рентабельность авансированного капитала (%) 0.84
4. Рентабельность собственного капитала (%) 1.79

Заключение

Для проведения заключительного анализа представим в виде диаграммы основные статьи активов и пассивов.


Рассмотрим изменение структуры активов по годам.




Сравним полученные результаты с числовыми изменениями этих показателей.


Данная гистограмма показывает, что при скачке общей суммы активов в 1997 году в 1,8 раза, в 1998 году остались практически на старом уровне.


Рассмотрим изменение структуры пассивов по годам.

 





Из приведенных диаграмм и произведенных выше вычислений следует отметить:

1.   По структуре активов.

В 1996 году слишком маленькую часть занимали производственные запасы, что в первую очередь говорит о том, что предприятие занималось продажей под заказ, либо использовало договорные отношения и отпускала товар со склада предприятия-изготовителя.

Структура активов 1997 и 1998 года практически идентичны.

Поскольку весь анализ производился на основании предприятия «Торгснаб», занимающегося продажей и обслуживанием торгового и технологического оборудования, то структуру активов в 1998 году можно признать вполне приемлемой для данного  вида деятельности. Желательно только увеличить долю недвижимого имущества, что поможет инвесторам более благоприятно относиться при выделении кредитов.

2.   По структуре пассивов

Если в 1996 году предприятие в основном пользовалось собственными средствами, то в 1997-1998 годах более половины всех пассивов составляют краткосрочные обязательства, которые фактически представляют собой оплаченный, но неотгруженный товар.

Долгосрочными обязательствами предприятие не пользуется.

На протяжении всего периода можно отметить только рост активов (пассивов) в 1997 году. Небольшое падение общей суммы активов (пассивов) в 1998 году с учетом практически галопирующей в период с августа по декабрь инфляции следует характеризовать как ухедшения в положении предприятия.

Показатели

1 996

1 997

1 998

1. Всего доходов и поступлений

6 896 360

8 596 847

6 956 258

2. Выручка от реализации продукции 6 559 555 8 555 730 6 826 640
3. Себестоимость (полная) продукции 6 559 184 8 549 561 6 816 590
4. Результат от реализации 371 6 169 10 050
5. Прочие доходы и поступления 336 805 41 117 129 618
6. Прочие расходы и издержки 21 704 21 887 87 679
7. Балансовая прибыль (убыток) 315 472 25 399 51 989
8. Налог на прибыль 9 783 7 140 3 649
9. Чистая прибыль 305 689 18 259 48 340

Показатель общих доходов и поступлений в 1998 году упал до уровня 1996 года что говорит о кризисе в экономической деятельности предприятия.

1 996

1 997

1 998

Оценка ликвидности
1.Общий коэффициент покрытия 3,72 1,39 1,43
2. Коэффициент быстрой ликвидности 3,12 0,48 0,75
3. Коэффициент абсолютной ликвидности 2,10 0,10 0,39
4. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств 0,60 0,91 0,68
5 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов 4,51 0,43 0,63
6. Коэффициент покрытия запасов 1,40 1,08 1,25
Оценка финансовой устойчивости
1. Коэффициент концентрации собственного капитала 0,85 0,46 0,48
2. Коэффициент финансовой зависимости 1,17 2,17 2,08
3. Коэффициент концентрации привлеченного капитала 0,15 0,54 0,52
4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений 0,00 0,00 0,00
5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0,00 0,00 0,00
6. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств 0,17 1,17 1,08
7. Коэффициент маневренности собственных средств 0,47 0,46 0,47
Оценка деловой активности
1. Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) 16,82 110,38 68,66
2. Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) 21,41 3,26 5,24
3. Оборачиваемость производственных запасов (в оборотах) 76,62 21,62 11,21
4. Оборачиваемость производственных запасов (в днях) 4,70 16,65 32,12
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) 29,20 17,61 31,45
6. Продолжительность операционного цикла (в днях) 26,11 19,91 37,36
7. Продолжительность финансового цикла (в днях) -3,09 2,30 5,91
8. Коэффициент оборачиваемости авансируемого капитала (активов) 6,13 7,57 4,77
то-же в днях 58,69 47,57 75,50
9. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала 8,53 11,14 6,39
Оценка рентабельности
1. Рентабельность реализованной продукции (%) 0,01 0,07 0,15
2. Рентабельность продаж (%) 0,01 0,07 0,15
3. Рентабельность авансированного капитала (%) 7,15 0,40 0,84
4. Рентабельность собственного капитала (%) 14,26 0,67 1,79

1.   По основным направлениям деятельности.

Поскольку предприятие получает прочих доходов и поступлений в несколько раз больше, чем результат от реализации, то следует

Рекомендации: пересмотреть политику и профиль деятельности предприятия, проанализировать рынки сбыта продукции, возможна диверсификация.

2.   По себестоимости продукции

Очень высокая себестоимость продукции приводит к очень низкой (чуть-ли не нулевой) рентабельности продаж.

Рекомендации: снизить себестоимость продукции (в т.ч. за счет НИОКР) , если это невозможно, то перейти на товар-заменитель или же вовсе уйти с этого сегмента рынка.

3.   По структуре активов

Рекомендации: придерживаться структуры 1998 года (если профиль деятельности не поменяется), увеличив на 10%-15% недвижимое имущество, что положительно скажется на отношении инвесторов.

4.   По структуре пассивов

Рекомендации: использовать долгосрочные обязательства для развития производства (деятельности), сократив примерно в равных долях краткосрочные обязательства и собственный капитал.

5.   По увеличению объемов продаж

Небольшое увеличение (на 22%) в 1997 году доходов и поступлений на самом деле объясняется инфляцией, а резкое падение в 1998 году ставит под вопрос квалифицированность работы маркетинговой службы и взаимодействие с остальными подразделениями.

Рекомендации: Произвести маркетинговое исследование независимой фирмой в т.ч. с привлечением службы PR для анализа падений объемов продаж.

 

 


Приложение №1

Методика составления аналитического баланса.

 

Актив

Действ. Форма

 

Пассив

Действ. форма

Ликвидные активы: -денежные средства -краткоср.фин.влож. -расчеты с дебитор. -проч.ликв.активы 260 250 240 216,270

Краткосроч.обяз-ва: -кредиторск.задолж. -кредиты и займы

-проч. краткоср.обяз.

620 610

630,670

Производств.запасы Долгосроч.бязат-ва:
-материалы и МБП 211,213 -кредиты и займы 510
-незаверш.произв. 214 -проч. долгоср.обяз. 520
-готовая продукция 215
-прочие запасы 218,212
Недвиж. имущ-во: Собствен, капитал:
-осн.ср-ва и НМА 120,110 -уставный капитал 410,420
-незаверш.кап.влож. -долгоср.фин.влож. -пр.внеобор.активы 130 140 150,230 -реинвестир.прибыль -целевое финансир-е 430,440, 450,470, 480 460
-пр.собств.средства 640,650, 660
Неликвиды
Баланс 399 Баланс 699
минус 390 минус 390

 


Приложение №2

Аналитическая форма отчета о прибылях и убытках

(составляется на основании формы №2)

Показатели

Действ, форма

1. Всего доходов и поступлений П.2+П.5
2. Выручка от реализации пр-ции 010
3. Себестоимость(полная) пр-ции 020+030+040
4. Результат от реализации 050
5. Прочие доходы и поступления 060+090+120
6. Прочие расходы и издержки 070+100+130
7. Балансовая прибыль(убыток) 140
8. Налог на прибыль 150
9. Чистая прибыль 140-150

 
Приложение №3

Показатели оценки финансового состояния

Наименование показателя Формула расчета

 

1.ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ

1. Общий коэффициент покрытия текущие активы
текущие обязательства
2. Коэффициент быстрой( срочной) ликвидности ликвидные активы
текущие обязательства
3. Коэффициент абсолютной лик­видности денежные средства и кр.фин.вл.
текущие обязательства
4. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств материально-производст. запасы
текущие обязательства
5. Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов собственные оборотные средст­ва
материально-производст.запасы
6. Коэффициент покрытия запасов источники покрытия запасов
материально-производст.запасы

 

2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

1.Коэффициент концентрации соб­ственного капитала собственный капитал
сумма активов
2. Коэффициент финансовой зави­симости сумма активов
собственный капитал
3. Коэффициент концентрации при­влеченного капитала(обязательств) сумма обязательств
сумма активов
4. Коэффициент структуры долго­срочных вложений долгосрочные обязательства
внеоборотные активы
5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств долгосрочные обязательства
собственный капитал + долго­срочные обязательства
6. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств сумма обязательств
собственный капитал
7. Коэффициент маневренности собственных средств собственные оборотные средст­ва
собственный капитал

 

3.ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

1. Оборачиваемость средств в рас­четах (в оборотах) выручка от реализации
средняя дебиторская задолж-ть
2. Оборачиваемость средств в рас­четах (в днях) 360 дней
показатель 3.1
3. Оборачиваемость производст­венных запасов (в оборотах) затраты на производство пр-ции
средние производств, запасы
4. Оборачиваемость производст­венных запасов (в днях) 360 дней
показатель 3.3
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) ср. кредитор, задолж. х 360 дней
затраты на производство пр-ции
6. Продолжительность операцион­ного цикла (в днях) показатель 3.4 + показатель 3.2
7. Продолжительность финансово­го цикла (в днях) показатель 3.6 - показатель 3.5
8. К-т оборачиваемости авансиро­ванного капитала (активов) выручка от реализации
сумма активов (средняя)
9. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала выручка от реализации
оборотные средства (средняя)
10. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала выручка от реализации
собственный капитал (средняя)

 

4. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1. Рентабельность реализованной продукции прибыль от реализации пр-ции
полная себестоимость пр-ции
2. Рентабельность продаж прибыль от реализации пр-ции
выручка от реализации пр-ции
3. Рентабельность авансированно­го капитала (активов) чистая прибыль
сумма активов (средняя)
4. Рентабельность собственного капитала чистая прибыль
собственный капитал (средняя)

Примечание. Средние значения балансовых показателей рассчитываются по данным отчетности с использованием формулы средней арифметической.

1.    Бороненкова С. А., Маслова Л. И. Крылов С. И. Финансовый анализ предприятия: Учеб. пособие. – Екатеринбург.

2.    Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие.– М.: ИНФРА–М. 1997.

3.    Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

4.    Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.

5.    Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА–М, 1996.