Реферат: Разгосударствление и приватизация
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра социальной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Разгосударствление и приватизация : пути и формы.
Опыт России и зарубежных стран.»
ВыполнилРуководитель
студент Лобас Е.В.
группы
ДИ-101
Соин Д.Д.
Москва 1997
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................2
Приватизация.........................................4
Российская приватизация......................12
Удачная концепция: пример Москвы..22
Заключение.....................................................27
Список литературы.......................................29
Введение
Мы живем в период , когда осуществляется переход от командной экономики к рыночной. Одной из главных составляющих проводящихся реформ стала приватизация. Правительство с самого начала взяло курс на приватизацию, пытаясь в короткий срок образовать систему экономических отношений и форм собственности, которая сможет удовлетворить политическую систему в государстве. Эта ситуация очень похожа на ситуацию сложившуюся после октябрьской революции, когда образовавшаяся политическая система в короткие сроки строила необходимую ей экономическую систему но тогда процесс шел в обратном направление.
Опыт приватизации исторически начался довольно давно. Процесс перехода государственной, церковной, королевской собственности в частную в результате буржуазных революций известен уже на протяжение нескольких веков. Раздел земель во время французской революции также является приватизацией. Однако наиболее широко приватизация развернулась в Западных странах
Первые опыты приватизации в России проводились ещё Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки несколько десятков предприятий. Мотивами побудившими его к этому были развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала. Это и являлось одной из главных целей на начальном этапе приватизации в России.
Приватизация, её формы, цели, принципы и будут рассмотрены в этой работе. Но ни одна теория не интересна без практики, поэтому я рассмотрю пример приватизации в России, её ход, этапы, а также недочеты в проводимой политике приватизации, итоги и перспективы развития. Отдельно остановлюсь на удачном опыте приватизации в Москве, сумевшей разумно построить проводимую политику и извлечь громадный, по сравнению с другими регионами страны, доходы. И попробовать разобраться в результатах.
ПРИВАТИЗАЦИЯ
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как :
переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
полная продажа государственных предприятий частным лицам;
продажа части активов;
передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.1
В Великобритании приватизация означает сокращение государственного участия в предприятие до 50%. В некоторых странах (например, Индонезии, Турции, Малайзии) приватизация признаётся и при сохранение государством большей части активов. В США приватизация рассматривается как долгосрочная программа расширения частного сектора за счет сокращения общественного.
Несмотря на такое богатое разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ‘ваучерами’. Такую идею в России выдвинул ещё в 1985 году российский экономист В. Найшуль.
Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов , что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых , каким образом определить долю каждого в процессе дележа государственного имущества. И в-третьих каким образом оценить всю государственную собственность. Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель .
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется , а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета .
Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам :
сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;1
Сторонники быстрой приватизации считают , что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий . Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими :
Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
Социальная (обеспечение социального мира).
Перераспределение экономических основ власти.
Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов. Принцип социальной справедливости предусматривающий, что каждому достанется одинаковая доля собственности предприятия и равные возможности участия в его функционирование, не дает возможности действенного контроля за деятельностью руководства.
Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации. В соответствии с «традиционным» подходом
общественная и частная собственность рассматриваются как два
антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:
использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;
введение чековой (или купонной) системы;
низкая доходность приватизации;
аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ;
приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения;
изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи;
обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю
Не все эти принципы удалось осуществить в российской приватизации, о которой идет речь в следующей главе.
ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ
Процесс приватизации в России рассматривался правительством как важнейшая часть экономической реформы преобразования командной экономики в рыночную и состоял из двух этапов: ваучерной и денежной приватизации.
Первый этап: ваучерная приватизация
Неопределенность прав собственности в СССР, особенно после смягчения тоталитарного режима в середине 50-х годов. Широко распространилось растаскивание общественной собственности, особенно во время перестройки. Все это привело к возникновению спонтанной приватизации, которая началась гораздо раньше принятой правительством в 92 году программы приватизации. Так, предприятиям давалось все больше прав, однако никакого дисциплинирующего механизма в форме банкротства (жесткого бюджетного ограничения) не существовало. Реальные рычаги управления предприятиями были утеряны , при этом вокруг предприятий начали плодится кооперативы, в которые уходили наличные деньги. Процесс спонтанной приватизации принимал все более криминальный и неуправляемый характер.
Правительство принимает единственно верное решение начать государственную приватизацию. Разумеется, надо иметь в виду, что приватизация в России качественно отличается от приватизации в проводимой в западных странах. Сам характер огосударствления социалистической собственности ставил более глубокие и масштабные задачи: стать инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования нового класса частных собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», где приватизация рассматривается не только как переход от одной формы собственности к другой, а как создание нового носителя отношений собственности. Постановка именно такой задачи диктовалась отсутствием частного собственника. При наличии времени и финансов возможно было бы подождать когда такой класс сформируется сам по себе, но такая возможность отсутствовала. Поэтому её должна была заменить широкомасштабная приватизация, искусственно устроенным сверху созданием слоя частных собственников, без которого переход к рыночной экономике в принципе невозможен.
Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.
В основу выбора способа приватизации был положен размер предприятия. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на 01.01.1994 г.)
Размеры предприятия и условия приватизации 1
-
Категория предприятия
Условия
МЕЛКИЕ
Менее 200 работников или стоимость основных фондов менее 1 млн.руб.
Приватизация без корпоратизации
СРЕДНИЕ
От 200 до 1000 работников или стоимость основных фондов от 1 до 50 млн.руб.
Добровольная корпоратизация
КРУПНЫЕ
Более тысячи работников или стоимость основных фондов более 50 млн.руб.
Обязательная корпоратизация
Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукцион или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был нацелен на то, чтобы узнать их рыночную стоимость и создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось также, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила, как правило, в два этапа. Сначала проходило акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководства предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях определяемых коллективом.
В первый этап приватизации было вовлечено все население России. Возможно поэтому она получила название «народной». Инструментом её проведения послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам России. Одновременно приватизация преследовала цель создать максимум заинтересованных трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.
В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот, предоставляемых работникам предприятий.
По первому варианту работники предприятий получали следующие льготы:
право на привелигерованные акции в объеме 25% уставного капитала. Эти привелигерованные акции не давали права голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению с другими акционерами. Они также получали право на получение своей доли в случае банкротства;
право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на очень льготных условиях;
право использования ваучеров при приобретение акций - привилегированных и простых;
возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму не более 5% уставного капитала.
По второму варианту действовали следующие условия:
до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизационными чеками;
общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих вместе с ним в единый промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного фонда.
При третьем варианте группе работников ( не обязательно всему трудовому коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников должна была провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства размере не менее 200 минимальных зарплат, установленных на территории России. В случае выполнения условия члены коллектива получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости.
Особых приемов потребовала приватизация крупные предприятия и объединения-гиганты. Здесь первым шагом стало преобразование их в акционерное общество открытого типа. Но акционирование это ещё не приватизация в общепринятом смысле, а изменение организационно-правовой формы предприятия. До продажи предприятие остается в собственности государства.
В каждом конкретном случае органам приватизации и коллективам приходилось решать, что лучше при акционирование: выделять из состава действующих гигантов конкурентно способные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие акциями и получившие названия холдингов.
Холдинговые компании создаются прежде всего для проведения согласованной политики во всей группе подконтрольных предприятий . важно, чтобы при этом холдинг не препятствовал их конкуренции с другими и не мог «грабить» непосредственных производителей извлекая из них сверхприбыль. Поэтому создание холдингов было запрещено в тех сферах, где конкуренция является единственным средством утверждения цен на приемлемом для потребителя уровне: в торговле \, общественном питание, бытовом обслуживание, сельском хозяйстве, большинстве отраслей транспорта. Не допускается и создание суперхолдингов, объединяющих целые отрасли производства. Предусмотрены и другие меры антимонопольного характера.
К особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности государства значительной части акций приватизированных предприятий.
Доля госсобственности в акциях1 приватизированных предприятий (на 1996 г.)
-
Отрасль
%
Целлюлозно-бумажная промышленность
20
Металлургия
15
Телекоммуникации
38
Машиностроение
55
Нефте- и газодобыча
42
Это означает, что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России не только государственных предприятий, не
подлежащих приватизации, но и полугосударственных предприятий дает государству более широкие возможности для использования различных форм экономического регулирования и госконтроля за значительным сектором промышленности.
Рассматривая итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения выбранных вариантов, то явное предпочтение было отдано второму варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант избрали около 75% предприятий. Однако, такая форма перекрывает возможности внешнего влияния и контроля за ним. Эта ситуация сводится к минимуму при нормальном функционирование рынка ценных бумаг. Но, как показывает опыт, что во время закрытой подписки или по её завершению начинается скупка акций директоратом или внешним инвестором.
Приватизация в Росси принесла с собой чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), которые собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в них составило 22,8 млн. человек или 15,4% населения России. ЧИФ должен был стать одной из опор новой финансовой структуры, они должны были играть важную роль в мобилизации и свободном переливе капиталов, интересоваться в первую очередь инвестированием в производство с учетом рыночной ситуации. Однако практика первого этапа приватизации показала, что ЧИФы, в основном, были заинтересованы в получение максимальных дивидендов , а не в реальном развитии предприятия.
Если подводить позитивные итоги первого этапа приватизации, то следует отметить , что он позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 года уже была передана в частные руки, но они были приватизированы без зданий и сооружений, что характеризует некоторую неопределенность в их положение. К концу 1994 года этот процесс завершился почти по всей территории России.
К особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически не была вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к концу 1994 было создано более 20 тыс. акционерных обществ, подлежащих приватизации.
Основные показатели приватизации в России1
Показатели |
01.01.93 |
01.01.94 |
01.01.95 |
01.01.96 |
Госпредприятия на самостоятельном балансе (ед.) |
204998 |
156635 |
126846 |
90778 |
Подано заявок на приватизацию (ед.) |
102330 |
125492 |
143968 |
147795 |
Реализовано заявок(ед.) |
46815 |
88577 |
112625 |
118797 |
Продажная цена собственности(млрд.руб.) |
57 |
752 |
1867 |
2510 |
Госпредприятия преобразованные в АО с выпуском акций в продажу (ед.) |
2376 |
14073 |
24048 |
27040 |
Предприятия на аренде, в том числе с выкупом (ед.) |
22216 13868 |
20886 14978 |
16826 12806 |
14663 12198 |
По сведениям правительства более 40 млн. граждан России стали акционерами. Но невозможно по количеству участников точно оценить реальный результат, так как приватизация это не цель, а средство процесса реконструкции народного хозяйства, а следовательно и экономики.
В России, по мнению специалистов, было допущено два серьезных промаха:
невозможность для участников приватизации, в условиях неразвитого рынка реально оценивать стоимость имущества. А следовательно никто не знает будущую эффективность предприятия акции которого он получает.
равномерное распределение «приватизируемых денег» приводит к тому, что АО становится плохо управляемым, и его деятельность подчиняется интересам менеджеров.
Наиболее существенной чертой ваучерной приватизации в России являлось то, что механизм обмена ваучеров на акции не предусматривал четкого соответствия количества обмениваемого, что привело к дезориентации индивидуумов и спекулятивному характеру. Как результат, несмотря на огромные усилия правительства, класс частных собственников так и не сформировался. Не решена проблема привлечения иностранных инвестиций. Это объясняется просчетами в процессе приватизации, к которым можно отнести:
трудности в приобретение пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел;
постоянное изменение законодательной базы;
неопределенность иностранного инвестора.
Таким, образом предоставление неоправданно больших льгот трудовым коллективам и неоправданная оценка предприятий привела к тому, что огромная часть государственного имущества за бесценок осела в частных руках. Произошел не просто переход к рыночной экономике, а ускоренная капитализация страны, приведшая к грандиозному перераспределению доходов и средств производства. Доходы большей части населения значительно упали, а очень узкого слоя - резко взлетели. Исправить сложившееся положение и внести новый интерес к процессу приватизации должен был, начавшийся с 1 июля 1994, второй этап приватизации.
Второй этап приватизации
Этот этап по прогнозам должен носить качественно новый характер, поскольку его целью является обеспечение перехода прав собственности, приобретенных на первом этапе, в руки реально ответственных собственников. К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества:
государственные пакеты акций приватизированных предприятий;
земельные участки;
недвижимость.
Положение о приватизации предусматривало преобразование крупных предприятий, с балансовой стоимостью основных фондов более 20 млн.руб., в АО открытого типа. Все остальные должны приватизироваться на аукционе или по коммерческому или инвестиционному конкурсу.
Предполагались новые следующие методы приватизации:
второй этап приватизации.
безвозмездная передача акций работникам;
продажа акций работникам по закрытой подписке;
продажа акций по инвестиционному конкурсу;
продажа акций по коммерческому конкурсу;
продажа акций на аукционе;
продажа предприятий на аукционах;
продажа предприятий по инвестиционному конкурсу;
продажа предприятий по коммерческому конкурсу;
выкуп арендованного имущества;
продажа предприятий должников;
Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации должен повысить не только госбюджет, но и бюджеты предприятий. Денежный этап приватизации ставил перед собой несколько целей:
сформировать инвесторов, владеющих значительным пакетом акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
обеспечить приватизируемые предприятия средствами;
пополнение госбюджета.
Однако ожидаемого всплеска не произошло, и начиная с 1995 года приватизация приняла вялотекущий характер. Однако в последнее время появились тенденции, показывающие, что процесс приватизации вышел на новый виток: усиление госконтроля за управлением госимуществом, адресная политика приватизации. Этот этап получил у некоторых специалистов название этапа по индивидуальным проектам. Такой подход с самого начала применятся в Москве.
УДАЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ:
ПРИМЕР МОСКВЫ
Приватизация в Москве началась после Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от3 июля 1991 года и президентским указом №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года. Но уже на первых порах механизм приватизации в столице отличался от общероссийской. В Правительстве Москвы заранее предвидели неудачу ваучерной приватизации так как полученное даром не ценят. Поэтому формирование частной собственности строилось другим путем чем по России. Успехи достигнутые на этом пути показывают, что средствами, полученными от приватизации, можно обеспечить стабильный бюджет и развитие.
Московская программа сразу строилась с учетом инфляции, социальной защиты граждан, поддержки социальных программ, взаимоотношения правительства Москвы и рыночными структурами, привлечением инвестиций. Сиюминутные достижения были заменены долгосрочной стратегией.
Специфические черты московской приватизации определяются следующими моментами:
Земля под приватизируемыми предприятиями до принятия федерального закона не могла переходить в собственность новых владельцев, а сдавалась в долгосрочную аренду (это положение действует до сих пор).
В ходе «малой» приватизации нежилые помещения передавались в долгосрочную аренду (с правом выкупа). Причем в договоре оговаривалось функциональное использование (для защиты прав и интересов жителей в основных отраслях жизнеобеспечения).
Крупные пакеты акций на инвестиционных торгах продавались тем, кто обещал большие инвестиции в данное предприятие.
Средства, полученные от приватизации не растворялись в бюджете, а специально направлялись на реорганизацию других предприятий, что на федеральном уровне отсутствовало.
Эти подходы были одобрены президентом и закреплены указом №96 «О втором этапе приватизации в г. Москве» от 6 февраля 1996 года, что позволило более широко влиять правительству Москвы на ход приватизации. При их разработке были рассмотрены советы МВФ и других организаций и поэтому сразу были исключены форсированные методы приватизации, характерной для всей России и не учитывающей интересы граждан. Поэтому при продаже оценка предприятий была ориентированна на рыночную стоимость . Причем приватизация сопровождалась разработкой инвестиционных программ, связанных с освоением новых технологий, техническим перевооружением и реконструкцией промышленных предприятий.
Некоторые пытаются объяснить успехи Москвы исключительно статусом столицы, не разграничивая два аспекта проблемы: город является и федеральным центром и субъектом Федерации со своим бюджетом и инфраструктурой, проводящий свою финансовую и инвестиционную политику. Это очень важно, учитывая сложные отношения субъектов с федеральными структурами, особенно с бюджетом . Москва обеспечивает треть доходов последнего не получая практически никакой помощи, содержа и обслуживая весь госаппарат . Приведу пример бюджет города составляет 42 трлн.руб. В федеральный бюджет передается 17% -7 трлн.руб. между тем по всей Росси в 1996 году собирались получить 7-8 трлн.руб., согласно отчету собрано 3,5 , а фактически - 2 трлн.руб. таким образом Москва передала в госбюджет в два раза больше чем вся Россия. На 1997 год общее задание составляло 8 трлн.руб., а Москва собирается получить от приватизации 7,3 трлн.руб. В Санкт-Петербурге в прошлом году от процесса приватизации было получено 156 млрд.руб. , что гораздо меньше чем в Москве.
Это достаточно яркий пример успехов московской модели приватизации с различными подходами к каждому конкретному случаю. При подходе к нормальным , устойчиво работающим коллективам, созданным в результате приватизации, контроль городских структур заключается только в анализе их финансовой деятельности, рекомендациях по более эффективному использованию доли городской собственности.
Предприятиям, испытывающим финансовые трудности, оказывается помощь в погашение задолжностей, реструктурированию и привлечению инвестиций. Вот один из примеров . Предприятие «Мебельная фабрика» было признано Комитетом по делам о несостоятельности банкротом с обязательной приватизацией. Схема с назначением управляющего и реструктуризацией оказалась наиболее правильной и принесла значительный доход городскому бюджету.
В нынешнем году приватизируется более 200 предприятий жилищно-комунального хозяйства и служб благоустройства, топливно-энергетического комплекса. Продолжается приватизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Приватизация предприятий социально-бытового назначения предусматривает два этапа :
Выкуп основных и оборотных средств и заключение договоров аренды на снимаемые нежилые помещения .
Выкуп арендованного фонда.
Новые собственники торговых предприятий создали ряд первоклассных магазинов. Многие предприятия общественного питания, сменив собственника, провели реконструкцию и смогли значительно повысить уровень и качество обслуживания. Что позволило сохранить предприятия необходимые для обеспечения жизнедеятельности города.
Важной заботой московского правительства является преодоление негативных сторон общероссийской схемы приватизации. Например выкуп пакетов акций гибнущих предприятий. Противники высказываются о том, что это является «тихой национализацией», но здесь речь шла о направленной рыночной политике имеющей ярко выраженную социальную направленность. Такая ситуация сложилась с ЗИЛом, собственник которой фирма «Микродин», получившая его почти за бесценок, не могла управлять им, и было принято решение о закрытие и продажи по частям. Московское правительство приняло решение выкупить контрольный пакет акций это не позволило исчезнуть одному из крупнейших предприятий данной отрасли, но при возможности предприятие будет продано, по рыночной цене, эффективному собственнику способному управлять им. Аналогичная ситуация сложилась на АЗЛК, который собирались распродать по частям , не учитывая экономических последствий, например зависимости от иностранного машиностроения.
Предприятия, уже закончившие свою приватизацию, продолжают взаимодействовать с городским хозяйством получая от него заказы, размещаемые на конкурсной основе.
Но реальную приватизацию невозможно представить без полномасштабных инвестиций, поэтому московское правительство заинтересовано в притоке иностранных капиталов и в первую очередь в производство и высокие технологии. Открытость города для зарубежных инвесторов подкрепляется усилиями по созданию для них благоприятного климата и необходимых гарантий безопасности и надежности. Благодаря этому на Москву приходится 48% всего объема накопления иностранных инвестиций в российскую экономику. Их доля в реальном секторе составляет 35% и к настоящему времени в городе насчитывается около 8 тысяч предприятий с участием иностранных инвесторов.
Благодаря активному инвестиционному процессу появилась возможность вести широкомасштабное строительство. Причем при финансирование городских строительных программ на долю федерального бюджета пришлось менее 10% инвестиций. Эти деньги в основном пошли на строительство мемориала на Поклонной горе и дома Пашкова. В жилищном строительств наблюдаются новые тенденции: основной объем финансирования поступает из источников не имеющим к бюджету никакого отношения. Это отчисления от продажи жилья, аренды, приватизации предприятий и поступления от частных инвесторов.
Несмотря на то, что результаты приватизации по России оказались малоутешительными, опыт Москвы показывает, что разумная политика приватизации дает свой результат. Дифференцированный подход к каждому конкретному случаю оказался очень эффективен. И не случайно в новой Программе приватизации учтен негативный опыт и сделаны выводы из удачных решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс приватизации в нашей стране продолжается, приходит новый опыт новые проблемы. Но многих волнует один вопрос, была ли необходимость такая приватизация, приведшая к раздаче госсобственности в частные руки. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма центрального управления экономикой, но предоставила узкому кругу частных лиц возможность распоряжаться значительной частью национального имущества - отчасти из-за перешедших к ним прав собственника, но главным образом путем фактического контроля над акционированными предприятиями. Такой характер приватизации привел к тому, что образ «эффективного собственника» рассыпался в пыль.
С самого начала приватизации была поставлена ложная цель: «раздача имущества» и передача прав собственности. Но пример мировой практики показывает, что частная собственность не дает явного преимущества над другими формами, разве, что в сферах мелкого и семейного бизнеса. Частные приватизированные предприятия, в том виде в котором они возникли и функционируют, не продемонстрировали каких-либо преимуществ перед государственными и показали множество недочетов. Причем часто бывает, что владельцами таких предприятий становятся представители торгового и денежно-кредитного капитала, не имеющих знаний и интереса к производственной деятельности.
Все эти результаты наводят на мысль, что частные предприятия не способны вывести экономику из кризиса, а значит правы те, кто настаивает на более эффективное государственное регулирование, вместо продолжения приватизации. Либо использовать более продуманные подходы к процессу приватизации в каждом отдельном случае, так как подошли к этому вопросу в Москве.
Список литературы
Герасименко В.В. Теория переходной экономики - ТЕИС.1997.
Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 9,15. - Киров 1996.
Прогноз социально-экономического развития на 1998 год. - Российский экономический журнал.№10.1997
Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году.//Вопросы экономики.№4.1996.
Райзберг Б.А. Рыночная экономика ( Учебник). - М.1995.
Толкачев О.М. Столичная приватизация: концептуальные подходы и эффективность практических действий - Российский экономический журнал.№8.1997
Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики - М.1997.
1 Экономический словарь Габлера.
1 Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления .1995.№ 5. С.2.
1 Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 15. - Киров 1996.
1 Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 15. - Киров 1996.
1 Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году.//Вопросы экономики.№4.1996.