Доклад: Окуджава Б.Ш.

Окуджава Булат Шалвович (1924 - 1997)

Поэт, прозаик, бард.

Родился 9 мая в Москве в семье партийного работника, репрессированного в 1937, когда сыну было 7 лет. Учился в школе, которую окончил в 1941.

В 1942 Окуджава добровольцем уходит на фронт, был ранен, затем демобилизован. Первое стихотворение "Нам в холодных теплушках не спалось" (1943) было написано на фронте. Свои песни поэт начал писать в 1950-е.

После войны окончил Тбилисский университет, филологическое отделение (1950). Работал учителем в Калужской области, где появилась его первая книга стихов "Лирика" (1956).

В 1956, после реабилитации родителей, возвращается в Москву.

В 1957 вся столица, а за ней и вся страна, запела Окуджаву: "Полночный троллейбус", "Сентиментальный вальс", "Король", "Песенка о солдатских сапогах", "Не бродяги, не пропойцы", "Ванька Морозов", "Веселый барабанщик" и многие другие. По стране ходило множество любительских магнитофонных записей песен Окуджавы в его исполнении.

В 1960-е выходят сборники стихотворений: "Веселый барабанщик", "Март великодушный". В 1961 была написана повесть "Будь здоров, школяр!". Окуджава обращается к исторической прозе: в 1969 была напечатана повесть "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы", 1971).

Романы Окуджавы "Путешествие дилетантов" (1976 - 78), "Свидание с Бонапартом" (1979 - 83) ставят их автора в ряд лучших русских прозаиков.

Окуджава был автором сценариев известных кинофильмов "Верность", "Женя, Женечка и Катюша", а также песен к популярному кинофильму "Белорусский вокзал" и др.

Последний поэтический сборник "Чаепитие на Арбате" вышел в 1996.

13 июня 1997 Окуджава умер в парижской клинике. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Полночный троллейбус

Когда мне невмочь пересилить беду,

Когда наступает отчаянье,

Я в синий троллейбус сажусь на ходу,

Последний, случайный.

Последний троллейбус по городу мчит,

Верша по бульварам кружение,

Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

Крушение, крушение.

Полночный троллейбус, мне дверь отвори,

Я знаю, как в зябкую полночь

Твои пассажиры - матросы твои

Приходят на помощь.

Я с ними не раз уходил от беды,

Я к ним прижимался плечами,

Как много, представте себе, доброты

В молчанье, в молчанье.

Последний троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затихает.

И боль, что скворчонком стучала в виске,

Стихает, стихает.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
"ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ" 139 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 140 Предисловие Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней ...
Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная".
"Радуюсь песней я смерти твоей",- бросает он старому миру.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
"Московский текст" в русской поэзии ХХ в.: М.Цветаева и Б.Окуджава
Ничипоров И. Б. В поэзии целостные - явные или скрытые - циклы о Москве возникают в творчестве М.Цветаевой, Б.Пастернака, Б.Окуджавы, Г.Сапгира и др ...
В поэзии целостные - явные или скрытые - циклы о Москве возникают в творчестве М.Цветаевой, Б.Пастернака, Б.Окуджавы, Г.Сапгира и др., из прозаических произведений важны в этом ...
В стихотворении же Окуджавы московский троллейбус обретает черты корабля, свободно ощущающего себя на водных просторах города и избавляющего героя от ночной тоски и одиночества.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: статья
Поэзия второй половины XX века. Авторская песня
РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: Поэзия второй половины XX века. Авторская песня Содержание Введение Глава 1. Что такое авторская песня 1.1. Этапы формирования ...
такой песней автор как бы говорит: это - я, это - мое, сокровенное, никем не внушенное, "это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью" (Б. Окуджава ...
Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета.
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: реферат
Феномен жизни и песенного творчества Юрия Визбора
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ № 20" Проблемно-методический центр русской словесности РЕФЕРАТ ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ И ПЕСЕННОГО ...
Многие песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Ады Якушевой, Евгения Клячкина родились, как личные мотивы их драм и переживаний, но, единожды прозвучав, они вырвались за тесные рамки ...
А вот таких песен, которые можно было бы петь в общежитиях, у костра, в весёлых студенческих обозрениях или даже включать в выступления студенческих агитбригад, как их теперь ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и ...
Ничипоров И. Б. Идея синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного, пластического искусств явилась одной из ключевых в ...
Как явление отечественной поэзии, авторская песня, в немалой степени оплодотворенная атмосферой относительного раскрепощения "оттепельной" эпохи, обрела свои отчетливые очертания в ...
На примере песен для кинофильма "Вертикаль" // Мир Высоцкого.
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: статья