Реферат: Предпринимательская деятельность политической партии
Митин Г.Н.
Политическая партия – это общественное объединение, целями которого, согласно абзацу 2 ч.4 ст. 3 Федерального закона от 1.07.2001 N 95-ФЗ “О политических партиях”[1] (Далее Закон о политических партиях), являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Это коллективный участник политического процесса, его основной целью является получение власти, а не прибыли. Однако для обеспечения относительной финансовой самостоятельности и ведения нормальной политической деятельности политической партии необходимо заниматься хозяйственной деятельностью[2], в том числе и предпринимательской.
Согласно Закону о политических партиях политическая партия является юридическим лицом. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями. Предпринимательская деятельность партии регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”[3] (Далее Закон о некоммерческих организациях) и соответственно Федеральным законом от 1.07.2001 N 95-ФЗ “О политических партиях”. В Законе о некоммерческих организациях дано определение предпринимательской деятельности некоммерческой организации. Это приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.[4] Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Такие ограничения установлены в Законе о политических партиях, в частности политическая партия и её структурные подразделения вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые перечислены в законе, а именно:
а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции. Продажей “сувениров” активно занимается Либерально-демократическая партия России. На её сайте предлагается большой ассортимент товаров – именно товаров – с логотипом партии: от водки до книг. На встречах с электоратом, конечно, все сувениры раздаются бесплатно – этим занимаются все политические партии. Продавать своим сторонникам как-то неудобно, а что-то и даром не возьмут.
в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
Партия не может принимать участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика, не может заниматься иной производственной деятельностью, кроме как указанной в законе, и оказывать платные услуги, например, организовать бесплатные семинары по обучению политической культуре.
Информационной, рекламной, издательской и полиграфической деятельностью партия может заниматься лишь для собственных нужд. Она может учредить издательство, информационное агентство или полиграфическое предприятие, свои СМИ. Как правило, у каждой уважающей себя партии есть газета либо информационный лист, которые являются дополнительным рупором политических идей. Это и пропагандистский инструмент, и источник информации положении дел в партии как для её членов и сторонников, так и для остальных людей. В Законе о политических партиях нет ограничения на имущество политической партии. В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления партийным имуществом. Как видно из текста закона данные структурные подразделения должны иметь также статус юридического лица. А.А. Иванов, доцент юридического факультета СпбГУ, в своей статье “Политическая партия как юридическое лицо”[5] пишет, что такое положение “не вполне укладывается в рамки действующего ГК. Согласно ст. 296 ГК право оперативного управления могут иметь лишь казенные предприятия и учреждения. И список таких субъектов, вроде бы, закрытый”. Хотя статья 296 посвящена только праву оперативного управления казенного предприятия и учреждения, из её текста не вытекает, что таким правом обладают только данные субъекты. О праве на имущество общественной организации её структурных подразделений – юридических лиц, а они, кстати говоря, филиалами и представительствами не являются[6], в Гражданском кодексе ничего не сказано. То никакого противоречия с Гражданским кодексом нет, просто используется удобная конструкция для определения вышеуказанного права. И если бы данный вопрос не был урегулирован нормативными правовыми актами прямо, то, как мы полагаем, использовалась бы эта либо иная существующая конструкция по аналогии, которую Гражданский кодекс разрешает (статья 6 Гражданского кодекса).
Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии. Оружие и боеприпасы, например, не могут находится в собственности политической партии.
Партия может приобретать и реализовывать ценные бумаги.
Предпринимательская деятельность политической партии выполняет две основные функции:
- финансовую. Партия участвует в хозяйственном обороте, получает доход от продажи и сдачи в аренду имущества.
- информационную. Продажа сувенирных изделий, полиграфической продукции создаёт рекламу партии. О её существовании узнаёт большее количество людей. Станут ли они сторонниками или членами партии – это зависит уже от содержания продукции.
Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.
Имущество и доходы политической партии учитываются на её балансе. Все результаты предпринимательской деятельности политической партии и её структурных подразделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений (п.6 ст. 31 Закона о политических партиях). Партия обязана ежегодно не позднее 20 марта года, следующего за отчетным годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Этот сводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетном году, о расходовании этих средств, а также об имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации. Порядок и форма заполнения сводного финансового отчета установлены Приказом МНС РФ от 31.01.2003 N БГ-3-06/41[7]. Отчет о результатах предпринимательской деятельности политической партии является частью сводного финансового отчёта (Приложение № 5 к разделу 3) и заполняется применительно к порядку, установленному Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585[8]. Ответственность за состояние учета, своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности, как правило, возлагается на главного бухгалтера ЦИК политической партии, компетенция которого определяется законодательством Российской Федерации[9].
Проверку сводного финансового отчёта политической партии и финансовых отчётов её структурных подразделений, как и контроль за источниками доходов политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов осуществляют налоговые органы. Сводный финансовый отчет политической партии размещается федеральным уполномоченным органом на специальном сайте информационно-телекоммуникационной сети общего пользования не позднее чем через два месяца со дня представления политической партией указанного отчета в федеральный налоговый орган.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности[10] юридическое лицо может быть реорганизовано. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация политической партии может быть осуществлена только по решению её высшего руководящего органа – съезда. Порядок реорганизации может быть определён уставом политической партии. Например, в Уставе КПРФ о процедуре реорганизации практически ничего не написано. В Уставе партии СЛОН и партии “Единая Россия” сказано, что “реорганизация Партии (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению Съезда Партии, если за данное решение проголосовало не менее двух третей зарегистрированных делегатов.[11] Реорганизация Партии осуществляется в порядке, определяемом действующим законодательством”. В Законе о политических партиях практически отсутствуют положения о порядке реорганизации политических партий, в пункте 2 статьи 45 Закона о политических партиях дается ссылка на Гражданский кодекс РФ[12]. В связи с этим ЦИК РФ полагает, “что при реорганизации политической партии как юридического лица следует руководствоваться положениями статей 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок реорганизации юридических лиц, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц.
Это означает, в частности, что политическая партия вправе в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона принять решение о слиянии с другой политической партией или о присоединении к другой политической партии”. Государственная регистрация политической партии или ее регионального отделения, иного структурного подразделения, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных Законом о политических партиях.
Также по решению съезда либо по решению суда политическая партия может быть ликвидирована. Следует заметить, что среди оснований для ликвидации партии по решению суда присутствует и “не участие в выборах” в течение 5 лет подряд. Признаки партии, участвующей в выборах даны в пункте 1 статьи 37 Закона о политических партиях. Это в который раз подчеркивает основное назначение политической партии. Особенности государственной регистрации политической партии в связи с её ликвидацией расписаны в пункте 7 статьи 41 Закона о политических партиях.
В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается:
а) на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии;
б) в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.
Любопытно, что политическая партия не может быть признана банкротом. Это обусловлено её общественным статусом, дабы не нарушать нормальный политический процесс. Хотя следовало бы ввести особую процедуру банкротства политической партии, когда ликвидация партии вследствие её несостоятельности наступает только после политического “банкротства”, то есть после проигрыша на ближайших выборах; до выборов партия проходит стадии восстановительных процедур, особого наблюдения и т.п.[13]
Предпринимательская и иная хозяйственная деятельность, конечно, не является основной для политической партии, которая более озабочена политической борьбой, нежели конкуренцией на товарном рынке. Однако эта деятельность является важной гарантией финансовой самостоятельности политической партии, а также позволяет оптимально использовать партийное имущество ради достижения “заветной” цели.
Список литературы
[1] "Российская газета", N 133, 14.07.2001
[2] Не все политические партии занимаются таковой. К примеру, по утверждению Н. Злотина (политическая партия “Демократический союз”), “Дс не занимается хозяйственно деятельностью”
[3] "Российская газета", N 14, 24.01.1996.
[4] п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях
[5] www.balfort.com
[6] Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 55 Гражданского кодекса.
[7] "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 13, 31.03.2003
[8] "Российская газета", N 23, 06.02.2002
[9] Подобная формулировка прописана в уставах Политической партии “Единая Россия”, политической партии “Союз людей за образование и науку” и некоторых других.
[10] А политическая партия может быть реорганизована и по политическим мотивам.
[11] Для “Единой России” необходимо наличие кворума.
[12] Речь идёт о порядке передачи имущества политической партии в случае её реорганизации.
[13] Процедуру банкротства можно было применить к Консервативной партии России: по словам её отца основателя, небезызвестного Льва Убожко, “у нас и денег нет”, “у партии нулевой баланс” (Из беседы Льва Убожко с корреспондентом А. Пятковским о ситуации в Консервативной партии России // “Партинформ” № 5 (523) за 5 февраля 2003 г.)