Реферат: Практика применения модульного обучения в системе повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту
Кандидаты педагогических наук И.А. Водянникова, Н.Н. Никитушкина, Учебно-методический центр повышения квалификации ГОУ ДОСН МГФСО Москомспорта, Москва
Проблемно-модульные технологии освоения учебных дисциплин - основной движущий фактор совершенствования системы повышения квалификации.
Наиболее рациональным при разработке оптимальных технологий обучения в рамках повышения квалификации является модульный принцип организации учебного процесса. Кроме того необходимо учитывать многоуровневый характер дополнительного образования и создание перспективы дальнейшего самосовершенствования обучающихся в специальной конкретной сфере профессиональной деятельности.
"Модульное обучение - это технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню его базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания" .
В рамках структурирования форм, методов и содержания обучения необходимо выделить следующие понятия: модуль, модульный блок и системно-модульная технология.
Модуль - определенный объем учебной информации необходимый для выполнения конкретной деятельности.
Модульный блок - единица модуля, содержание конкретного направления информации.
Системно-модульная технология - организация содержания образовательного процесса, состоящего из определенного набора модулей и его элементов.
Для того чтобы знания обучающихся были мобильными, они должны уметь обрабатывать накопленную информацию, добывать новые знания и использовать те и другие в своей практической деятельности. Эту задачу и решает модульная схематизация образовательного процесса.
Анализируя профессиональную подготовку кадров за рубежом, специалисты отмечают преимущество метода модульного обучения, отличительными особенностями которого являются:
1. Разбивка курса на законченные части (модули и его элементы) имеющие самостоятельное значение.
2. Отсеивание лишнего для данного конкретного вида работ материала.
3. Максимальная индивидуализация обучения.
Модуль должен быть представлен как составной элемент многофункционального блока, включающего следующие компоненты:
- учебную цель;
- содержание учебного материала;
- практические занятия;
- контроль за усвоением знаний.
Содержание учебного материала варьируется в зависимости от специфики контингента. При этом метод модулей [4] является средством дифференцированного управления содержания учебного материала и поэтапно реализуется следующим образом:
- определение учебных целей;
- диагностический анализ и предварительная оценка профессиональных знаний и способностей обучающихся;
- последовательное распределение учебного материала курса по разделам;
- критерии оценки достигнутых результатов обучения.
В настоящее время понятие модульности приобретает методологический смысл. Модульность выступает как принцип системного подхода к процессу обучения.
Принцип модульности (наряду с таким важным принципом системного подхода как принцип развития) определяет динамичность и мобильность функционирования системы. Причем сама система может быть представлена как совокупность модулей или рассматриваться как отдельный модуль в структуре болеt общей системы. Схематически модуль представляет собой целостную совокупность элементов системы, имеющую связи (входы и выходы) как с другими элементами системы, так и с элементами "несистемы".
Ж.К. Холодов с соавт. раскрывают модельно-целевой подход к освоению знаний, умений и навыков по дополнительной специальности в сфере физической культуры и спорта. Авторы считают, что по содержанию и направленности дидактический модуль отражает программу целевой деятельности преподавателя и обучающегося на основе личностно-ориентированного образования. Предложено четыре технологии модульного целевого подхода к обучению:
- модульно-комплексное обучение;
- модульно-проблемное обучение;
- модульно-блочное обучение со следующими операционными блоками: информационным, текстово-информативным блок, коррекционно-информативным (решение задач на основе полученных знаний) блок проверки и контроля;
- модульно-проективным обучением.
Использование модульной технологии как системообразующей методологии построения образовательного процесса будет существенно способствовать определению целевой установки, содержательным и процессуальным основам обучения, организационному и программно-методологическому обеспечению.
Исходя из современных потребностей сферы "физическая культура и спорт", учебно-методический Центр повышения квалификации физкультурных кадров МГФСО Москомспорта (УМЦПК) разработал, апробировал и внедрил в практику модульную структуру образовательного процесса повышения квалификации для различных категорий специалистов, учитывающую Государственные образовательные стандарты нового поколения.
Содержание блока комплексно-целевого обучения определяется учебными программами, отражающими профессиональную деятельность слушателей, в том числе:
- "Актуальные проблемы современной системы подготовки спортивных резервов";
- "Организация и управление в сфере физической культуры и спорта;
- "Актуальные проблемы деятельности спортивных сооружений";
- "Организация физкультурной работы по месту жительства";
- "Организация и проведение фитнес-тренировок в спортивно-оздоровительных и фитнес-центрах";
- "Методика оздоровительной физической культуры";
- "Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коллективе физической культуры";
- "Профилактическо-реалибитационные технологии в системе оздоровительной физической культуры";
- "Организационно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах".
Проблемное обучение основано на личностно -ориентированном образовании и представлено в блоке в виде целевых семинаров:
- "Современная концепция подготовки спортивных резервов";
- "Менеджмент и маркетинг в физической культуре и спорте";
- "Психология общения, психодиагностика и психорегуляция в спортивной практике";
- "Нормативно-правовые и экономические проблемы сферы "физическая культура и спорт";
- "Тренажерные технологии в оздоровительной физической культуре";
- "Методы определения развития и морфологические критерии отбора";
- "Средства нетрадиционной медицины в реабилитации и лечении спортсменов";
- "Инновационные технологии физической подготовки в спортивной практике".
Задачей информационно-коррекционного блока (групповые и индивидуальные задания) является интеграция полученных в процессе обучения знаний в профессиональную деятельность. Оптимальными методами организации образовательного процесса в этом блоке будут:
- участие в деловых играх;
- проведение авторских и проблемных учебно-тренировочных занятий;
- подготовка сообщений и докладов;
- решение практических задач;
- написание рефератов;
- анализ конкретных ситуаций.
Таким образом, модульная технология повышения квалификации предполагает тщательную проработку предметного и процессуального содержания каждого модуля как органической составной части образовательного процесса. Одним из основных условий решения этой задачи является создание многоканальной системы информационных связей. Реализовать возможность индивидуализации обучения можно только на основе перестройки систем и методов обучения, при которых прямые и обратные информационные связи могут стать многоканальными, а методы управления - замкнутыми, опирающимися на особенности контингента обучающихся.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/