Доклад: Ричард Бэндлер
Ричард Вейн Бэндлер родился в 1950 году в Нью Джерси. Пару лет спустя, его семья переехала в Калифорнию в горд Сан Хосе, на север от Сан Франциско. В середине шестидесятых годов Бэндлер был одним из длинноволосых детей-цветков, каких часто можно было встретить на улицах городов американского Западного побережья. Как активный член протестующей общественности хиппи, он участвовал в организации нескольких самых больших в те годы рок концертов, Многие молодые люди видели решение наиважнейших проблем своего времени в том, чтобы занять позицию крайнего индивидуализма. Способ выхода из глобального кризиса они видели в переоценке ценностей. Не Родина, семья и успех, а любовь, мир и личное счастье должны были стать лозунгом новых перемен. Выражением такого подхода к жизни стали бегство из городов, наркотические переживания, религиозная мистика и прежде всего новая рок-музыка, В 1967 году Беки, жена Роберта Спитцера – президента издательского дома Sciens&Behavior Books в Пало Альто, обратила внимание своего мужа на удивительные таланты семнадцатилетнего ученика Средней Школы Фримонт, которого она наняла, чтобы учить своего сына Дана игре на барабанах. Тем, что восхитило Беки Спитцер в Ричарде Бэндлере, была его открытость к философским вопросам и манера, в которой он обучал музыке, Спитцеры старались поддержать способности Бэндлера. Роберт Спитцер описал его как необыкновенно ловкого и всесторонне талантливого. Поэтому он доверял ему различные задания и привлек к работе в издательстве. К обязанностям Бэндлера относилась работа в магазине, а также подготовка магнитофонных и видеозаписей для терапевтических семинаров, Бэндлер начал свою бурную академическую карьеру двухлетним обучением в Футхилл Колледж в Лос Альтос Хиллс. Согласно информации Спитцера, ему удавалось довести некоторых своих преподавателей до отчаяния. Он не шел на компромисс, даже если вопрос затрагивал лишь детали, совершенно не подчиняясь ритуалам академической жизни. После того, как Бэндлер закончил колледж, он поступил в Калифорнийский Университет в Санта Круз, Санта Круз – маленький городок на севере Мантерей Бей, на юге от Сан Франциско. В городе есть университет, очень красиво расположенный. В те времена в городе было около сорока тысяч жителей, ведущих богатую на эксперименты культурную жизнь. Здесь жили многие известные личности из мира культуры: режиссер Альфред Хичкок, актриса Ширли Темпл, автор фантастической литературы Френк Херберт, Ричард Аллерт, вернувшись из Индии, уже будучи духовным мастером – под именем Баба Рам Дасс. Грегори Бейтсон также жил в это время в Санта Круз. Он является создателем кибернетической эпистемиологии, концепции, которая стала основой современного холистического взгляда на мир, В эзотерических кругах, по сей день, Санта Круз считают особенным «местом силы». Это определение указывает на разнородность действий, которые предпринимались там в последние десятилетия, для познания духовного, личностного и общего жизненного измерения, Встреча с гештальт-терапией
В начале Бэндлер записался на курсы философии, математики и информатики. Однако по мере течения времени его интересы все более сконцентрировались на науках, занимающихся человеческим поведением. Особое внимание он посвящал, наряду с новейшими методами терапии, такими как рольфинг, форма телесной терапии, и семейная терапия, прежде всего работам Перлза, Перлз, создатель гештальт – терапии , переживал в это время, согласно своей оценки, период пиковых возможностей в области педагогической работы и писательского творчества. В декабре 1969 года он подписал с Робертом Спитцером договор на несколько книг. Перлз должен был представить в книгах существо своей работы, способом, который дал бы возможность образованному дилетанту ее понять. Наряду с манускриптами и лекциями, книги должны были содержать, прежде всего, транскрипцию фильмов, показывающих Перлза во время работы. Автор был убежден, что подобные транскрипции будут основным фундаментом для интересных открытий из области настоящего процесса терапии. Он верил, что суть работы гештальтиста можно намного лучше уловить при чтении транскрипций, нежели изучая теоретические тексты. К сожалению, неожиданная смерть Перлза в 1970 году поставила под вопрос этот проект, Перед Спитцером встала проблема, что делать с обширным материалом, оставленным Перлзом. Вначале он обратился к некоторым ученикам Перлза с просьбой помочь при издании этих работ. Поскольку они отказались от его предложения, он предоставил материал Ричарду Бэндлеру в 1972 году, Бэндлер получил задание выбрать и записать вводные гештальт-сессии Перлза. Транскрипции должны были дополнить авторский текст. Спитцер писал позднее, что Бэндлер почти как помешанный, день за днем надевал наушники, смотрел фильмы и готовил транскрипции. Интенсивная работа привела к тому, что Бэндлер начал говорить и вести себя как Перлз, Первой вышла незаконченная рукопись Перлза The Gestalt Approach (Гештальт-подход). После этого вышла вторая книга Eye Witness to Therapy (Свидетель терапии), которая в большинстве состояла из транскрипций учебных фильмов Перлза. Два года спустя Бэндлер опубликовал следующее собрание избранных транскрипций под титулом Legacy from Fritz (Завещание Фрица). Несмотря на то, что Бэндлер не знал Перлза лично, ясно видно, что благодаря работе над публикациями, он попал под его влияние, Первые группы 1972–1973 годов
В начале семидесятых годов в Калифорнийском Университете Санта Круз царила исключительно либеральная атмосфера. Особенно большой популярностью, среди студентов, изучающих психологию, пользовался Кресж Колледж, где тогда работал Грегори Бейтсон. Там было возможно проводить экспериментальные групповые действия, Весной 1972 года Бэндлер организовал в Кресж Колледж занятия по практике гештальт-терапии, используя возможность, предоставленную студентам последних курсов самим планировать и проводить занятия, Работа с теорией гештальта была в то время абсолютной новостью в бихевиористически ориентированном учебном процессе. И хотя, существовали две группы, занимающиеся вопросами человеческих ощущений, однако их принципы выходили главным образом из концепции Карла Роджерса – создателя терапии, центрированной на клиенте. Он был одним из отцов гуманистической психологии, которая родилась в 1962 году в Обществе Гуманистической Терапии, как третья сила в психологии, наряду с доминирующими тогда школами психоанализа и бихевиоризма. В это время недирективные и направленные на личностный рост взгляды Роджерса вошли в передовые академические круги через активное создание во многих высших учебных заведениях групп встреч, Несмотря на многие программные сходства с основами гештальт-терапии Перлза, работа этих групп, в семидесятых годах, была скорее направлена на групповую динамику и сконцентрирована на движении аутентичности. Поэтому группа Бэндлера существенно отличалась от обычных групп встреч. С самого начала его интересовал анализ терапевтического воздействия гештальт-теории в рамках группы. Кроме того, упражнения на семинарах открыли для перед ним возможность развить собственную, до этого времени остающуюся лишь в теории, практическую компетентность, Сотрудничество Ричарда Бэндлера с Джоном Гриндером
Джон Гриндер, будучи на десять лет старше Бэндлера, стал супервизором в его группе семинаров гештальт-терапии, Гриндер родился 10 января 1939 года в штате Мичиган. В молодости он работал тайным агентом ЦРУ в Германии, Италии и Югославии. В начале семидесятых его имя стало известным среди любителей генеративно-трансформационной грамматики, восходящей к Ноэму Хомскому. Он также работал младшим ассистентом профессора лингвистики под руководством Грегори Бейтсона в Кресж Колледж, В момент знакомства с Бэндлером, Джон Гриндер увлеченно занимался развитием передовых методов обучения и был абсолютным новичком в области терапии и консультирования. Несмотря на это, он быстро распознал необыкновенные терапевтические способности Бэндлера. Деятельность последнего пробудила также интерес среди студентов. Благодаря устной пропаганде быстро возникли последующие группы гештальта. Их встречи проходили частным образом по выходным или вечером. Вначале Бэндлер сам вел группы. Потом в это включился Гриндер. Бэндлер лично ввел его в терапевтический процесс. То, что тогда происходило, было представлено Джозефом О’Коннором и Джоном Сеймуром так:
«Ричард начал вести группы гештальт-терапии и брал с участников по пять долларов за вечер. Он вошел (…) в контакт с Джоном Гриндером и так сильно заинтересовал его теорией гештальта, что тот также начал участвовать во встречах групп. Джон был восхищен. Ричард знал, что, ведя группы, он получает успех, но хотел точно знать, как это у него получается и какие паттерны наиболее эффективны. Есть огромная разница между тем, что просто иметь способности и их использовать, и осознавать их, поскольку оба эти фактора помогают добиться необходимых результатов. Джон и Ричард составили договор: Ричард должен познакомить Джона с тем, как вести гештальт-терапию, а Джон должен был помочь осознать Ричарду, что он конкретно делает в это время. С этой целью Джон начал регулярно участвовать в работе группы по понедельникам и моделировать Ричарда. Ричард давал ему понять, какие из паттернов, по его мнению, самые важные, акцентируя их взглядом или интонацией. Джон учился быстро. Ему потребовалось два месяца для того, чтобы изучить паттерны и быть готовым к ведению группы также как и Ричард. Он встречался с ней во вторник по вечерам и называл ее группой «повторного чуда». Поскольку участники переживали во вторник с Джоном те же самые чудеса, которые ранее испытывали члены группы Ричарда в понедельник», Ричард Бэндлер и Джон Гриндер впервые применили моделирование в рамках терапевтической коммуникации. Это стало возможным, поскольку в момент встречи с Ричардом, Джон Гриндер уже проводил эксперименты с моделированием в области изучения языков, Ориентированные на эксперимент, и лишь в начальной фазе направленные на гештальт-терапию, группы Бэндлера и Гриндера вскоре стали постоянным элементом групповой активности в Санта Круз. Одна из причин высокой котировки этих групп в личных особенностях Ричарда Бэндлера, который уже тогда необычайно энергично стремился к реализации своих проектов. Он часто применял оборот, отражающий его позицию: «GO FOR IT... NOW!!!» (СДЕЛАЙ ЭТО… СЕЙЧАС!!!)
Встреча с Вирджинией Сатир
Ричард Бэндлер встретился с Вирджинией Сатир, создателем Терапии Целой Семьи, впервые в 1972 году. Ее деятельность произвела на Бэндлера необыкновенное впечатление. В это время, Роберт Спитцер попросил Бэндлера записать на пленку один из семинаров Вирджинии Сатир и сделать его транскрипцию. Для этого Бэндлер должен был поехать в Канаду, где Сатир четыре недели проводила обучение. О’Коннор и Сеймур так описали одно событие, имевшее место на этом семинаре, передающее вероятно типичное для того времени поведение Бэндлера:
«Во время всего обучения он был изолирован в маленьком помещении для записи. Связь с комнатой занятий была возможна лишь с помощью микрофона. У Бэндлера были двухканальные наушники, и одним ухом он проверял звук записи, в то время как другим слушал кассеты Пинк Флойд. В последнюю неделю Вирджиния организовала встречу, спросив участников о том, как они должны вести себя, используя материал, которому она обучала. Оказалось, что для собравшихся, это слишком тяжелое задание. Тогда Ричард вошел в помещение и успешно решил проблему. Вирджиния сказала: «Так будет верно». Ричард попал в странную ситуацию, он знал о паттернах Вирджинии больше, нежели кто-либо из участников, несмотря на то, что не пытался их сознательно изучать», Следующие несколько месяцев Бэндлер занимался транскрипцией обширного материала. И опять интенсивная работа над записями привела к тому, что с определенного момента он стал перенимать интонацию и фразеологию Вирджинии Сатир. Как обычно Бэндлер продемонстрировал свой необыкновенный талант быстрого и эффективного обучения образцам поведения других людей. Прежде всего, он использовал стратегию, которую ранее применял в музыке. Если он хотел обучиться стилю игры музыканта, которым восхищался, он так долго слушал записи его произведений, пока ему не удавалось олицетворить себя с ним настолько, что он мог достаточно хорошо его имитировать, С 1972 по 1974 год Бэндлер участвовал в тренировочных программах Вирджинии Сатир так часто, как только мог. Он чаще всего отвечал за их видео и аудио запись. Бэндлер был так восхищен ее способностью все замечать и терапевтическими знаниями, что ввел ее методы в свою работу с группами. Таким образом, в них применялись как методы гештальт-терапии, так и опыт Вирджинии сатир. Она сама описывает эти времена в интервью в мае 1981 года:
«Ричард тогда был двадцатидвухлетним молодым человеком и сегодня он не слишком стар. Тогда еще он дозревал, задавая множество вопросов о причинах явлений. Ведь он был аутсайдером….Он начал читать мои книги и они его заинтересовали. Я ежедневно приносила ему какое-нибудь новое чтение, поскольку его интеллект был просто фантастическим, свойственный лишь необыкновенным людям… Так как он отлично ориентировался в технике – он великолепный музыкант – мой издатель попросил его сделать записи. Он начал работу и был весьма возбужден происходящим. Случилось так, что я сделала для него «прием для частей». Такого он еще не испытывал в своей жизни, будучи очень удивлен переменами, которые это вызвало в нем. Таким образом, он начал интересоваться, как произошли перемены. Он попросил у меня мои записи аудио и видео, а также бумаги и начал их изучать. Тогда он познакомился с Джоном Гриндером, который был лингвистом. Они встретились, и стало интересно… меня сильно интриговало, что такое они совместно придумают. Я могла лишь догадываться. Многие мои начинания опирались на интуицию, которую я тогда не могла перевести на язык левого полушария. Первая книга это доказательство того, как сильно мы переживали – и я, и они, Тогда Ричард решил искать других людей, чьи работы, в чем он был уверен, позволили бы открыть сущность силы, вызывающей такие огромные изменения… Бэндлеру и Гриндеру удалось найти решение для отработки методов моей работы и анализа ее по отношению к работам Милтона и Фрица. Тогда они обнаружили, что в описываемом процессе участвуют все время одни и те же элементы. Они одержали успех, сублимируя структуру изменений из наших образцов поведения...»
Вскоре в этом контексте родилась идея моделирования ключевых личностей современной терапии. В результате развития техники, когда оказалось возможным без всяких финансовых сложностей записывать на аудио и видео кассеты мастеров терапии, появилась и возможность глубоко и систематически проанализировать терапевтические процессы. Бэндлер и Гриндер разработали на основе наблюдения модели поведения, успешность которых они проверяли в различных группах. Они все время демонстрировали новые терапевтические техники, с которыми познакомились по ходу исследования работ Перлза и курсов Вирджинии Сатир, Рождение НЛП. Группы Мета Модели
В начале 1974 года Ричард и Джон начали реализацию проекта Мета-Модель, который стал основой для нейролингвистического программирования. В рамках группы, встречи которой происходили в расположенном на Миссион Стрит доме, где проживали студенты, они начали работу над методами получения информации, В этот период выделились постоянные участники группы. Почти все они стали впоследствии известными деятелями НЛП, в создании которого они активно участвовали. Одновременно с работой над проектом в группе наступило интересное развитие межличностных отношений. Участники все больше открывались, чаще говорили о личных вопросах. Эффектом этого стали сильные эмоциональные связи между членами группы. В группу входили: Лесли Камерон, в будущем жена Ричарда Бэндлера, Джудит Де Лозье?, которая выйдет замуж за Джона Гриндера, Фрэнк Пьюселик, Байрон Льюис, Девид Гордон, Стив Гиллиген, Мерибет Андерсон, Джим Айхер, Поль картер, Терренс Мак Клендон? и Роберт Дилтс, Основой исследований в группах Мета Модели было допущение о том, что, исключая методы ориентированные исключительно на тело, вербальная коммуникация между терапевтом и клиентом является центральным пунктом каждой терапевтической работы. Было принято, что в вербальной коммуникации Перлза и Сатир можно выделить специфические языковые образцы, указывающие на проблемные процессы и вызывающие изменения. Первое определение этих языковых паттернов и проверку их воздействия дало лингвистическое знание Джона Гриндера, Результаты исследований были опубликованы в 1975 году в первом томе The Structure of Magic (Структура Магии). На базе общей семантики Альфреда Кожибского и генеративно-трансформационной грамматики Ноэма Хомского, Бэндлеру и Гриндеру действительно удалось выработать основы для модели, которая давала возможность целенаправленно собирать информацию о представляемом человеком мире (модель мира), Успехом также увенчалась попытка моделировать и точно описать структуру существенных языковых способностей Перлза и Сатир в области успешной коммуникации между терапевтом и клиентом. Терапевтическая подготовка Бэндлера и Языковые знания Гриндера настолько успешно дополняли друг друга, что результатом сотрудничества стала одна из наиболее выдающихся работ о человеческой коммуникации, Встреча с Милтоном Эриксоном
Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, согласно их собственным словам, впервые заинтересовались гипнозом, когда заметили, что поведение их клиентов во время работы, с так называемыми управляемыми фантазиями, практически не отличается от описания людей, находящихся в состоянии транса средней и глубокой степени, Грегори Бейтсон обратил внимание Бэндлера и Гриндера на Милтона Эриксона?, создателя современной гипнотерапии. Бейтсон лично давно знал его и дружил с ним. Уже очень ослабленный болезнью, Эриксон жил в то время в Фениксе (Аризона), обучая у себя дома студентов со всего мира. С конца 1974 года Ричард и Джон много раз лично посещали Эриксона, чтобы поучаствовать в его семинарах, Вначале их целью было изучение работы Эриксона, с помощью тех методик, которые они уже разработали в рамках своих исследований. Многие часы они разговаривали с Эриксоном, а его встречи с клиентами записывали на пленку и кассеты. Кроме того, они изучали его письменные работы, получив также от него и его ученика Эрнеста Росси дополнительные записи и транскрипты. Позже они анализировали их в отношении микропаттернов в поведении Эриксона, Для Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера встреча с Милтоном Эриксоном была счастливым случаем, поскольку Эриксон первым из значимых терапевтов повернулся от абстрактных теоретических спекуляций на тему существа нарушений, к исследованиям прагматически направленных стратегий изменений. Его работа оказалась для них настоящей сокровищницей идей. Бэндлер и Гриндер увидели в нем человека, который всю свою жизнь посвятил исследованиям паттернов коммуникации, вызывающих изменения. Деятельность Эриксона, таким образом, стала для них великолепным объектом изучения, поскольку их целью было создание возможных для передачи и изучения моделей именно таких коммуникационных стратегий, Уже во второй половине 1974 года, вероятно, некоторое время параллельно с группами Мета Модели, Бэндлер и Гриндер начали организовывать семинары, где занимались терапевтическими изменениями и структурой гипнотической коммуникации. Вначале они сконцентрировались на лингвистической обработке языковых паттернов Эриксона, выделяя особенности и включая их в рациональную доступную систему. Так же как Мета Модель, Милтон Модель возникала во время специально для этого проводимых семинаров, на которых происходил обмен теоретическими соображениями, и проводились практические пробы, Результаты работы были опубликованы в 1975 году, основанным Бэндлером и Гриндером издательством Meta Publications, Группы 1974 и 1975 годов
Необыкновенно сильное влияние на дальнейшее направление развития начатого проекта оказало изучение деятельности Эриксона. Многие взгляды на психотерапию, формировавшие до определенного момента точку зрения Гриндера и Бэндлера, были оставлены в 1974 году. Прошли времена, когда в этой области науки доминировало убеждение о сердечных, аутентичных терапевтах. Группы встреч начали интенсивные эксперименты с различными видами коммуникационного поведения. Действительно можно признать, что с 1974 года прагматический метод работы Эриксона, направленный в своей сути на определенные цели и пользующийся разнообразными средствами, получил среди создателей НЛП наибольшую популярность. Их девиз теперь звучал: «Когда то, что ты делаешь, не работает, сделай что-нибудь иное!», Целью деятельности различных групп в 1974 и 1975 годах было, прежде всего, разработать следующие формальные модели для коммуникационных процессов. На переднем плане их интересов, наряду с языковой активностью, находилось невербальное поведение Перлза, Сатир и Эриксона. Невербальная коммуникация казалась необычайно важной частью их терапевтического воздействия. Уже Эриксон открыл возможности использования невербального контакта для проведения изменений у клиентов. Он многие годы своей жизни, провел формируя такую коммуникацию и подстраивая ее к терапевтическим процессам. Модели, которые теперь хотели выработать Бэндлер и Гриндер, должны были также помогать ив анализе и представлении структуры эффективных паттернов невербальной терапевтической коммуникации, Таким образом, на этот период приходится инициация реального проекта НЛП – создание общих моделей коммуникации, субъективных переживаний и изменений. Бэндлер и Гриндер надеялись, что благодаря этим моделям станет возможным точно представить структуры коммуникации, приводящей к изменениям. Впервые должна была возникнуть возможность присвоения опыта терапевтической магии. Задача была в том, чтобы выработать формальное описание паттернов того, что делали терапевтические маги, такие как Перлз, Сатир и Эриксон, а не в том, чтобы описать то, что они предполагали, что делают, Ни в коем случае никто не хотел ограничивать использование этих моделей лишь для нужд психотерапии. Они были сконструированы таким образом, что могли применяться во всех процессах коммуникации. Поскольку они возникли в рамках психотерапевтической работы над изменениями, широкое распространение получил взгляд, что НЛП – новая форма психотерапии. Однако модели нейролингвистического программирования по своему существу построены таким образом, что дают возможность моделировать любое человеческое переживание и поведение. Поэтому техники коммуникации и терапевтические методы приводящие к переменам, с которыми сегодня знакомятся на курсах, являются эффектами применения этих моделей в различных контекстах коммуникаций
Список литературы