Доклад: Шаманы, колдуны, маги
Алекс Громов
Латинская Америка неслучайно остается самым магическим континентом планеты. Здесь до сих пор существуют древние магические практики, насчитывающие тысячелетний опыт.
Они во многом схожи, но и имеют свои местные различия. Обычно европейцы их называют одним общим термином – шаманизм. А например в Перу по-прежнему для их обозначения используют местный термин курандэризмо. Он выражается не только в совершении каких-либо магических обрядов, исцелении и траволечении. Из Мексики и книг Карлоса Кастаньеды в мир проник и стал популярным термин - «нагваль», «человек древних времен, наделенный необычайными силами», который должен руководствоваться принципом – «ни при каких обстоятельствах ни человек, ни мир не могут считаться чем-то доказанным и определенным». На самом деле это целая жизненная философия огромного континента, которая выросла из шаманизма и основана на жизни в гармонии с природой Она сейчас популярна и во многих других странах – под разными местными названиями.
Кроме чудес, шаманизм пронизан внутренней логикой – так неправильные поступки создают дисгармонию в человеке и мире, разрывая связь, соединяющую все три мира. И целью жизни шамана является восстановить эту нарушенную связь, приведя все миры в равновесие и исполнив даже в нижнем из миров волю высших богов. Поэтому долгом шамана является не оказание «одноразовой помощи», а заботится о сохранении «божественного равновесия» и помогать людям, оказавшихся выведенными из этого равновесия и страдают разными психофизическими заболеваниями, что и объясняет причину многих болезней и других человеческих несчастий – нарушение принципов жизни, определенных древними богами во времена сотворения мира.
Шаман по сути является никем иным как сталкером, проводником между мирами, и поэтому он должен будет готов выполнить любую задачу, которую поставят ему боги – целить, предсказывает погоду, читает любовные заклятия и т.д. В этом нет ничего особенного – это просто одна из составных частей великого повторяющегося космологического цикла, в который верили древние цивилизации. Он должен поддерживая контакт с духами-опекунами, являясь как бы «специалистом по духам», общаясь с духам и мертвых (особенно предыдущих шаманов), различными духами Природы и духами зверей, которые часто представлялись древним людям как проводники духа шамана или его «второе я». Поэтому во время своего магических путешествий шаман пел песни-заклинания на «непонятном языке», который и был олицетворением языка животных и птиц. Именно поэтому, чтобы его узнали во время его магического путешествия и «приняли за своего», в одежде и украшениях шаманы присутствовали звериные атрибуты - перья, клыки, когти.
Стать шаманом можно было по-разному - многие шаманы узнавали о своем даре не по наследству, а через самоисцеление, вылечив себя от какой-либо тяжелой болезни. Кстати, и сама болезнь могла служить инициатором посвящения, и ее отдельные фазы болезни уподобляться стадиям жизни и смерти, даруя «некое посвящение», а среди тех духов, с которыми шаману нужно было «войти во взаимодействие», были не только добрые, а и те враждебными людям, вызывавшими болезни или другие несчастья.
Шаман не был бессмертным, но сама идея смерти для шамана является привычной реальностью, потому что дорога в иные миры, как верхние, так и нижние, постоянно сопряжена с идеей символической смерти и воскрешения человека или иного существа, которому теперь дарованы не только новые знания и опыт, но и новое имя (подобно процедуре крещения), менялся и его религиозный статус. При этом смерть и секс словно дополняли друг друга. «Сексуальный акт означает источник жизни, так же, как кости, которые возвращаются в матку Великой Матери, чтобы возродиться». Смерть означала лишь изнанку жизни.
По-разному и «учились» шаманы – например, среди индейцев конибо, живущих на Верхней Амазонке, считается, что шаману лучше учиться у деревьев, чем у другого шамана. Многие индейские племена, живущие среди горных анских перевалов, до сих пор уверены, что причиной болезни является не что иное, как захват души заболевшего враждебным ему духом. Поэтому от болезни может помочь не лекарь, а шаман, который найдет врага и заберет у него душу обратно. Чтобы помочь человеку, шаман долен был найти тот самый магический предмет, который вызвал болезнь. Это мог быть мог обладать камешек, насекомое, червяк, или нечто другое.
В шаманизме главное условие – это сохранять собственную силу, потому что чаще всего такой заклятый предмет шаман после многих ритуалов высаливал, символически принимая на себя. Это обычно сопровождалось сеансами специального «лечебно-магического массажа», окуриванием специальным дымом, очищения организма растительными отварами из местных трав, собранных в определенном месте и в определенное время.
Шаман – это лишь общий термин, потенциально удачная комбинация священника и воина, лекаря и мстителя, жреца и психолога. «Если мы верим ему, то поймем его, если нет – прочтем о его делах, как увлекательном путешествии в мир колдунов и демонов – мир чуждый, непонятный, пугающий».
До сих пор Латинская Америка – одна из самых «шаманских территорий» нашей планеты.
В статье использованы материалы М.Харнера «Путь шамана».
Список литературы