Реферат: Проект концепции развития венчурной индустрии в России
(государственной системы стимулирования венчурных инвестиций)
1. Основание для разработки, цель
Концепция развития венчурной индустрии в России (далее - Концепция) подготовлена в соответствии с пунктом 54 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденными совместным заседанием Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г., протокол № 2.
Целью Концепции является создание с участием государства системообразующих элементов национальной венчурной индустрии в России и формирование благоприятной экономической и правовой среды для их последующего саморазвития.
2. Используемые понятия
"Венчурный капитал" - источник средств для прямого инвестирования в частные предприятия, акции которых не котируются и не продаются на биржах, в обмен на долю в их акционерном капитале.
"Венчурное инвестирование" - прямое вложение денежных средств в уставный капитал предприятий, осуществляемое через специализированные финансовые институты - венчурные фонды. Венчурные (прямые) инвестиции направляются на финансирование разработок и внедрение их в производство; вывод на рынок новых изделий и технологий; организацию новых или развитие существующих предприятий; укрепление их производственного, маркетингового, сбытового и управленческого потенциалов, что приводит к повышению уровня капитализации инвестируемых предприятий.
"Венчурный фонд" - юридическое лицо, предоставляющее управляющим компаниям венчурный капитал. Венчурный фонд может быть зарегистрирован в любой стране, а капитал - иметь любую страну происхождения.
"Управляющая компания (управляющий) венчурного фонда" - юридическое (физическое) лицо, ответственное за управление венчурным капиталом или консультирование венчурных фондов по вопросам выбора и оценки объектов инвестиций, подготовки инвестиционных меморандумов и заключения сделок с инвестируемыми предприятиями, контроля за их деятельностью и обеспечения "выхода" из них.
"Выход" - завершающая стадия процесса венчурного инвестирования, заключающаяся в продаже пакета акций, которым владеет венчурный фонд.
"Инвестор" - юридическое (физическое) лицо, предоставившее свой капитал в венчурный фонд и прямо или косвенно участвующее в управлении фондом.
3. Венчурное инвестирование в мировой экономике
Венчурный бизнес, зародившийся в середине 50-х годов, развился в мощную мировую индустрию и зарекомендовал себя как один из наиболее действенных инструментов поддержки и развития реального сектора экономики. В мировой экономике венчурный капитал оказал огромное влияние на развитие таких отраслей промышленности как полупроводниковая электроника, вычислительная техника, информационные технологии, биотехнология.
Объем венчурных инвестиций в Европе с 1996 по 2000 годы составил более 91 млрд. Евро, из них в высокотехнологичный сектор - более 25 млрд. Евро. Ежегодный объем инвестиций в странах ЕЭС со стороны более 500 действующих здесь венчурных фондов достигает 14,5 млрд. Евро.
В 1999 году в США, на долю которых приходится более 3/4 всего мирового объема венчурного капитала, в американские фирмы венчурные фонды вложили 56 млрд. долларов. В последнее время значительное развитие венчурная индустрия получила в странах Юго-Восточной Азии, и, в первую очередь, в Китае, Республике Корея, Сингапуре.
Стремительное развитие венчурного инвестирования заключается в высоких показателях эффективности деятельности венчурных фондов. По данным Venture Economics в 1999 году эти фонды обеспечили инвесторам внутреннюю норму прибыли в 150 % и это, несмотря на высокие инвестиционные риски и большое число неудач при создании и развитии новых компаний. Средние мировые показатели годовой прибыли фондов составляют 17-25%, что значительно превышает показатели банковской доходности.
Венчурное инвестирование, вовлекая частный капитал в управление начинающими компаниями, позволяет добиться высоких темпов их развития и получения значительной части добавленной стоимости в реализуемом ими продукте за счет высокого уровня менеджмента.
4. Условия развития венчурного инвестирования в России
Зарубежный венчурный капитал появился в России в начале 90-х годов. Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) было создано 11 Региональных Венчурных Фондов ЕБРР. Позже на рынке появились фонды, использующие средства иных зарубежных институциональных и частных инвесторов.
В России на настоящий момент действуют около 30 фондов (в основном, с иностранным капиталом), осуществляющих венчурные инвестиции.
За прошедшие 10 лет в России было проинвестировано около 1,5 млрд. Евро более чем в 250 средних и малых предприятий из различных регионов от Северо-Запада до Дальнего Востока. Однако по экспертным оценкам объем венчурных инвестиций в высокотехнологичный сектор российской экономики составляет не более 5% от общего объема прямых инвестиций.
При переводе экономики России на инновационный путь развития венчурная индустрия становится неотъемлемой частью национальной инновационной системы. Финансируя малые и средние инновационные предприятия на этапе, когда иные финансовые источники воздерживаются от рискованных вложений, и, обеспечивая высокие темпы роста компаний, венчурное инвестирование становится пусковым механизмом для создания новых и модернизации действующих производств на основе использования достижений науки и техники. Наличие в стране мощного научно-технологического потенциала создает хорошие предпосылки для развития венчурной индустрии.
В стране начался процесс создания отечественной инфраструктуры поддержки венчурного инвестирования. В 1997 году образована Российская ассоциация венчурного инвестирования. В 2000 году по распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 362-р создан Венчурный инновационный фонд (далее - ВИФ) - первый "фонд фондов", средства которого предназначены для долевых вложений в создаваемые региональные и отраслевые венчурные фонды для инвестирования в российские высокотехнологичные предприятия. С 2000 года ежегодно проводятся Российские венчурные ярмарки.
Имеется ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии в России. Основные из них:
- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере России новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;
- отсутствие российского капитала в венчурной индустрии России - одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;
- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;
- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;
- низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса.
Кроме того, сдерживающими развитие венчурной индустрии факторами являются:
- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России,
- недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;
- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции.
Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии.
5. Основные направления и задачи государственной политики в развитии венчурной индустрии в России
5.1. Формирование в научно-технологической сфере сегмента инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических предприятий, и условий для их динамичного развития.
Несмотря на рост в стране числа технопарков и инновационно-технологических центров число малых предприятий в научно-технической сфере не увеличивается. Основная причина заключается в том, что отсутствует звено инфраструктуры, обеспечивающее процесс создания и развития на начальном этапе малых предприятий. Как показывает мировая практика, этот этап становления и стартового развития малых технологических предприятий не может эффективно осуществляться без государственной поддержки.
Для стимулирования появления в научно-технической сфере России новых и развития существующих малых и средних динамично растущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования, необходимо на базе государственных научных центров, университетов, академических и отраслевых институтов создавать специализированные структуры инкубирования компаний на начальном этапе их жизни (агентства по трансферу технологий).
Обеспечение агентств соответствующими помещениями и оборудованием будет осуществляться самими научными организациями, выступающими их учредителями. Дополнительная финансовая поддержка при создании и функционировании агентств в 2003 году может быть осуществлена министерствами, ведомствами, местными органами власти и государственными научно-техническими фондами из имеющихся у них возможностей. В дальнейшем, исходя из полученных результатов, могут быть рассмотрены и подготовлены на правительственном уровне предложения об усилении их государственной поддержки. Проведение этой работы в рамках положительно зарекомендовавшей себя Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России позволит обеспечить координацию действий всех участников программы.
Порядок создания и функционирования таких агентств, особенно в части использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением правительства. В течение 4-5 лет такие агентства должны быть созданы во всех ведущих государственных научных организациях. Это позволит ежегодно создавать от 3 до 5 тысяч малых предприятий технологической направленности.
Работу по подготовке кадров в области венчурного инвестирования целесообразно проводить в рамках действующей системы многоуровневой подготовки специалистов для инновационной деятельности. В 2003 году для этого необходимо организовать специальное направление, ориентированное на подготовку специалистов для венчурной индустрии. Это потребует открытия в образовательных учреждениях соответствующих специальностей, курсов повышения квалификации персонала, разработки необходимого методического инструментария.
Для решения задачи предоставления консультационной, методической и образовательной поддержки в сфере венчурного предпринимательства в регионах потребуется создать специализированные структуры, называемые на Западе "коучинг-центрами".
В целях оказания информационной поддержки участникам венчурного предпринимательства необходимо расширять практику проведения венчурных ярмарок в различных регионах России, а также развивать и другие коммуникативные площадки и сетевые структуры - профессиональные ассоциации и союзы инвесторов, электронные биржи технологий, специализированные порталы в сети Интернет по вопросам венчурного предпринимательства, проводить инвестиционные форумы и форумы предпринимателей, промышленно-экономические конгрессы и т.п. Решение этих вопросов также потребует организационной и финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях.
При развитии инфраструктуры венчурной индустрии важно использовать мировой опыт и возможности сотрудничества с соответствующими международными организациями и программами. Это позволит формировать национальную систему, гармонизированную по организационным, экономическим и правовым механизмам с зарубежной практикой, что облегчит привлечение в Россию зарубежных венчурных инвесторов.
5.2. Формирование благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики.
На начальном этапе реализации Концепции ключевым механизмом привлечения частного капитала в отечественную венчурную индустрию является создание венчурных фондов с прямым государственным участием. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств в венчурную индустрию страны. Такая форма государственного содействия на начальной стадии становления венчурной индустрии показала свою эффективность практически во всех странах. В России такой механизм был апробирован в 2001-2002 годах. Для управления государственной долей средств в венчурных фондах решением Правительства Российской Федерации был создан Венчурный инновационный фонд. В 2003-2004 годах предлагается создать с государственным участием 10 региональных и отраслевых венчурных фондов в различных регионах страны. Успешная деятельность венчурных фондов создаст стимулы для широкомасштабного прихода частных инвесторов, в том числе коммерческих банков, пенсионных фондов, страховых компаний, финансово-промышленных групп на рынок венчурного капитала.
По мере созревания экономических условий для вхождения пенсионных и страховых фондов, банков и финансово-промышленных групп в отечественную венчурную индустрию будет определяться потребность в корректировке регулирующего их деятельность законодательства, при этом соответствующие изменения могут быть внесены по их инициативе.
В настоящее время налогообложение малого предпринимательства, в том числе с учетом установленных льгот, не стимулирует динамичного развития предприятий и притока в них венчурного капитала. В законодательство по малому предпринимательству, связанному с налогообложением и предоставлением налоговых кредитов, целесообразно внести изменения, направленные на стимулирование роста оборотов малых инновационных технологических компаний. Такие предложения целесообразно подготовить в рамках имеющегося поручения Правительства Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № МК-П8-08934 по выполнению плана мероприятий по реализации в 2002-2003 годах "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".
На старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для построения бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заём или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. В мировой практике помощь предпринимателям на этом этапе оказывают посевные и стартовые фонды финансовой поддержки молодых технологических компаний. В 2003 году начинающим российским инновационным компаниям такая финансовая поддержка может быть оказана из средств федеральных и региональных бюджетов в рамках возможностей, имеющихся у министерств, ведомств, местных органов власти и государственных научно-технических фондов. Для этих целей потребуется частично переориентировать уже существующие государственные фонды НИОКР на оказание поддержки научно-технологическому бизнесу на ранней стадии его образования и развития. Предложения по внесению соответствующих изменений в нормативные документы указанных фондов могут быть подготовлены при выполнении поручения Правительства Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № МК-П8-08934 по выполнению плана мероприятий по реализации в 2002-2003 годах "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" в части повышения эффективности деятельности федеральных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и важнейших инновационных проектов.
На последующем этапе в регионах Российской Федерации необходимо создавать посевные и стартовые фонды, предоставляющие финансовую поддержку малым технологическим предприятиям на ранних стадиях развития. Источниками наполнения таких фондов могут стать средства, которые будут возвращаться государству при его выходе из ранее созданных венчурных фондов путем продажи, принадлежащих ему пакетов акций. Порядок формирования и функционирования таких фондов, особенно в части использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением правительства.
Практика создания первых отечественных венчурных фондов показала, что имеются определенные сложности при регистрации венчурных фондов в российской юрисдикции, что приводит к неоправданной задержке их открытия. Для устранения этих проблем необходимо разработать предложения по упрощению условий регистрации венчурных фондов и в случае необходимости внести изменения в соответствующие законодательные акты. Такую работу целесообразно завершить в 2003 году.
Кроме того, способствовать улучшению инвестиционного климата в России будет общая гармонизация и обеспечение стабильности законодательства, содействие процессам стандартизации и защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок, создание системы оказания помощи в защите этих прав инновационному предпринимательству.
5.3. Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций.
Для свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий путем продажи пакетов акций необходим развитой фондовый рынок, являющийся важнейшим инструментом обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, а также широко используемая на Западе система продажи венчурными инвесторами своих акций стратегическим инвесторам. Стратегический инвестор, в роли которого как правило выступают крупные промышленные производители, обеспечивает широкомасштабное тиражирование наукоемкой продукции и освоение значимых сегментов рынка.
Период развития компании от момента прихода в нее венчурного капитала до момента продажи венчурным фондом своего пакета акций, как правило, занимает 5-7 лет. За это время в стране необходимо создать сеть биржевых площадок для продажи акций высокотехнологичных предприятий. Для формирования стратегических партнерств с крупным промышленным производством следует оказать малым предприятиям поддержку для их выхода на информационный рынок. Последовательное развитие этого процесса будет происходить путем создания специализированных биржевых площадок для динамично развивающихся высокотехнологичных компаний на действующих фондовых биржах, а также на венчурных ярмарках. В дальнейшем, по мере увеличения количества компаний, получивших венчурные инвестиции, и находящихся на этапе выхода из них венчурных фондов, будут создаваться реально действующие электронные биржи высокотехнологичных компаний в сети Интернет и самостоятельные биржевые площадки.
В ближайшие годы с участием заинтересованных министерств и ведомств, основных участников фондового рынка необходимо разработать государственную стратегию развития фондового рынка и стимулирования долгосрочных инвесторов. Стратегия должна предусматривать законодательные и экономические меры, способствующие развитию института первоначального публичного предложения акций на фондовом рынке и корпоративных фондов венчурного инвестирования.
В рамках построения инфраструктуры венчурной индустрии и в соответствии с данной стратегией государственная поддержка может оказываться созданию структурных элементов фондового рынка - созданию электронных бирж, проведению венчурных ярмарок, организации апробаций торгов акциями высокотехнологичных российских компаний на действующих российских и зарубежных фондовых биржах.
5.4. Повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.
Формированию имиджа национальной венчурной индустрии и повышению привлекательности предпринимательской деятельности в области малого и среднего инновационного технологического бизнеса послужит широкая пропаганда успехов технологических компаний в средствах массовой информации - на телевидении, радио, в печатных изданиях, в сети Интернет, для чего необходимо:
- создать на одном из федеральных телевизионных каналов, вещающем на регионы, регулярную консультационно-просветительскую телепрограмму по основам венчурного предпринимательства;
- организовать систему повышения квалификации журналистов региональных СМИ в сфере венчурного предпринимательства;
- создать в сети Интернет специализированный сайт по венчурному предпринимательству, содержание которого будет служить целям массового просвещения населения регионов.
Для стимулирования прихода новых предпринимателей в сферу инновационного технологического бизнеса целесообразно:
- разработать специализированную программу "Успех" (или ввести аналогичный раздел в Межведомственную программу активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России), в рамках которой оказывать содействие успешно развивающимся технологическим инновационным компаниям, которые привлекли венчурные инвестиции, и пропагандировать их опыт;
- учредить ежегодные государственные премии предпринимателям, действующим в сфере инновационного высокотехнологического бизнеса и добившимся наивысших темпов роста компаний, в том числе привлекающих венчурные инвестиции.
6. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает 2 этапа.
Первый этап осуществляется с государственной поддержкой и он направлен на становление и создание системообразующих элементов, включая создание инфраструктуры поддержки системы венчурной индустрии, экономических и правовых условий для развития системы, обеспечение ликвидности венчурных инвестиций, формирование положительного имиджа национальной венчурной индустрии. Этап рассчитан на 5 лет.
С целью координации деятельности министерств, ведомств, администраций регионов по развитию системы венчурной индустрии в стране, необходимо создать межведомственный координационный совет. Финансирование данной деятельности будет осуществляться из бюджетов заинтересованных министерств, ведомств и бюджетов местных органов власти на долевой основе при координирующей роли Совета.
Работа будет проводиться в рамках действующей Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России, основной целью которой является построение национальной инновационной системы России. При выполнении всех действующих и новых правительственных поручений, относящихся к научно-технической инновационной сфере, будут вноситься предложения, касающиеся выполнения основных положений данной Концепции. По мере развития отечественной системы венчурного инвестирования, при изменении в стране экономических и законодательных условий Координационным советом будет инициироваться подготовка новых предложений в органы государственного управления, направленных на повышение эффективности венчурного предпринимательства.
На втором этапе, когда основные элементы национальной системы венчурного инвестирования выходят на устойчивый режим саморазвития, принимается решение о выходе государства из ранее созданных им фондов.
Возврат государственных инвестиций, ранее произведенных через ВИФ в региональные и отраслевые венчурные фонды, может быть осуществлен путем выкупа доли государства другими венчурными фондами, институциональными инвесторами, менеджментом фондов или инновационных компаний. Полученные средства будут реинвестироваться в поддержку начинающих малых компаний через посевные и стартовые фонды.
7. Затраты на реализацию Концепции и ожидаемые результаты
Реализация Концепции не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Финансовые вложения государства на создание региональных и отраслевых венчурных фондов в 2003 году будут произведены из средств ВИФа, направляемых ему в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 362-р. В дальнейшем, в случае необходимости может быть рассмотрен вопрос о выделении дополнительных средств на эти цели.
Средства на создание инфраструктуры, подготовку кадров и формирование имиджа венчурной индустрии будут направляться из бюджетов заинтересованных министерств, ведомств и бюджетов местных органов власти на долевой основе.
Средства, полученные государством в результате выхода из ранее созданных венчурных фондов на втором этапе реализации Концепции, будут реинвестироваться в специализированные посевные и стартовые фонды для финансирования докоммерческой стадии разработок в сфере высоких технологий. Соответствующее решение о создании таких фондов или возложении таких функций на действующие государственные научно-технические фонды будет принято в 2006-2007 годах, по мере созревания для этого условий.
Реализация мер, предусмотренных Концепцией, позволит:
- привлекать, начиная с 2004 года, до 1 млрд. рублей в год частного капитала во вновь создающиеся венчурные фонды, что будет стимулировать интенсивное развитие конкурентоспособных российских предприятий;
- прекратить в научно-технической сфере спад числа малых предприятий и к 2007 году довести ежегодный их прирост до 3 - 5 тысяч, что исходя из отечественного опыта, приведет к появлению не менее 150 - 250 тысяч новых рабочих мест в сфере наукоемкого производства;
- снизить утечку капитала за рубеж и сформировать условия для его возврата и инвестирования в российскую экономику;
- изменить структуру и динамику роста внутреннего валового продукта страны за счет производства и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью.
Список литературы