Реферат: Формирование профессиональной компетентности в курсе «Элементарная физика»

Иродова И.А., Мазаева Л.Н.

В настоящее время, наряду с проблемами отбора содержания профессиональной подготовки, существенную значимость приобрели проблемы определения педагогических средств, способствующих профессиональному и личностному становлению будущих учителей. Недостатки традиционной системы профессиональной подготовки особенно остро сказываются на процессе преподавания дисциплин предметного и профессионального блоков.

Практика показывает, что совершенствование учебных планов и программ не всегда способствует повышению эффективности учебного процесса. Отрыв обучения от требований реальной практической деятельности, формальный подход к самому процессу обучения препятствуют развитию профессиональной компетентности будущих учителей.

В качестве варианта решения названных проблем мы предлагаем усиление профессиональной направленности обучения будущих учителей, которое заключается:

- в создании условий для осознания студентами особенностей будущей профессиональной деятельности,

в акцентировании внимания на развитии личностных качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией,

в определении уровня развития профессионально важных качеств, имеющихся у каждого студента и построении индивидуальных образовательных траекторий.

Реализация задач формирования профессиональной компетентности на основе усиления профессиональной направленности предметной подготовки возможна путем введения в учебное занятие элементов профессиональной деятельности, профессиональных проб, изменения форм и методов обучения.

Разработанный нами курс «Элементарная физика» направлен на обобщение и систематизацию физических знаний и создание у студентов целостных представлений не только о физической картине мира, но и о своей будущей профессии и тех знаниях, умениях, навыках и способностях, которые необходимы для успешного овладения будущей профессией и для выполнения профессиональных обязанностей.

Основными целями курса «Элементарная физика» являются:

-систематизация усвоенных в школьном курсе физики знаний,

-формирование физического образа окружающего мира, физической картины мира,

-усвоение основ физики как прикладной науки,

-формирование мотивов учебной и профессиональной деятельности, способствующих успешному овладению профессией,

-формирование сознательного творческого отношения к профессиональной деятельности,

-обогащение личностного опыта будущего учителя,

-формирование интегративных профессионально личностных качеств.

В программе курса «Элементарная физика» нашли отражение основные дидактические принципы (Табл.1):

Таблица 1

Дидактические принципы Отражение в содержании Примеры
Комплексное обучение, воспитание, развитие Включение в содержание элементов социального опыта, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения. Примеры применения знаний и способов деятельности. Разбор ситуаций конкретных уроков, обращение к личностному опыту студентов
Научность Отражение общих методов научного познания, закономерностей развития науки Методология науки, философские аспекты физики, обобщение на уровне теорий и концепций
Систематичность, последовательность Отражение содержательно-логических связей Структурно-логические схемы Анализ тем, разделов
Системность Отражение структурных связей, анализ общенаучных терминов. Знание о структуре знаний, о методах научного познания Изучение теории научных исследований. Изучение истории открытий
Межпредметные связи Согласование изучения теорий, законов, понятий общих для родственных предметов Выявление и анализ связи отдельных разделов физики с другими науками и учебными предметами.
Связь теории с практикой, обучения с жизнью Включение в содержание видов деятельности материально-прикладного характера, информации расширяющей кругозор будущих учителей Изучение профессиональных способностей, необходимых учителю физики. Анализ личностных качеств. Составление индивидуальных образовательных траекторий. Анализ и формирование умений и навыков, необходимых учителю физики
Профессиональная направленность Введение в содержание профессионально значимых видов деятельности Ведение занятия, ролевые игры, разработка урока, подбор задач и их анализ, составление задач, их упрощение и усложнение, подготовка сообщений, организация совместной работы, подготовка и проведение учебной физической демонстрации

 

Наглядность Работа с моделями, мысленный эксперимент. Использование и изготовление наглядных средств обучения Анализ основных моделей: материальная точка, модель идеального газа, колебательный контур, модель атома. Формирование умения работать с моделями, описание моделей

 

 

Доступность Определение соответствия объема и сложности — области ближайшего развития Диагностика уровня обученности и обучаемости студентов (тестирование)

 

 

Дифференциация и индивидуализация Учет способностей, интересов, профессиональных намерений Индивидуальные задания, задания разного уровня сложности, тестирование

 

 

Положительное отношение и мотивация Отражение в содержании истории физики и техники, новых достижений в области науки. Формирование мотивации учения и профессиональной деятельности Изучение биографий ученых и истории физических открытий, чтение и обзор научной и научно-популярной литературы, игровые ситуации, изучение мотивации, анализ жизненных планов

 

Учебная информация, подлежащая усвоению, в соответствии с целями и принципами обучения, представляет собой набор физических знаний, структурированных определенным образом. Содержание курса «Элементарная физика» предполагает усвоение учебной информации на трех уровнях: базовом, углубленном, профессионально ориентированном.

Каждый уровень предусматривает виды деятельности, соответствующие глубине проникновения в учебный материал (Табл.2 и табл.3).

Таблица 2

Основные структурные компоненты курса «Элементарная физика»

Базовый уровень Углубленный Профориентированный
уровень уровень
Задачи Прочные знания Усвоение знаний Усвоение знаний о себе,
школьного курса расширенного и осознание своих
физики углубленного курса возможностей,
физики систематизация и
структурирование учебного
материала
Знания Уровень основной Расширенный и Целостные представления о
школы углубленный физике как учебном
предмете
Преобладающий Репродуктивная Репродуктивная, Продуктивная,
вид деятельности частично исследовательская
продуктивная
Управление Полностью или Полностью или Самостоятельная работа
процессом частично частично
обучения контролируемый контролируемый
Этап Систематизация Предъявление новой Формирование навыков
ориентировки знаний основного информации поиска необходимой
уровня средней информации
школы
Этап исполнения Устранение пробелов Усвоение новых Формирование навыков
в знаниях школьного знаний, анализ новой сознательного и
курса физики информации рационального усвоения
учебной информации
Этап контроля Тестовые задания 1 и Тестовые задания Сообщения, рефераты,
2 уровня 1,2,3 уровня составление, упрощение и
Задачи 1,2 уровня Задачи 2,3,4 уровня усложнение физических
задач, подбор задач разного
уровня
Деятельность Показ образцов, Показ методов Консультирование
преподавателя алгоритмов решения, совместное
составление
алгоритмов

Содержание курса «Элементарная физика» предусматривает не только предметную направленность обучения, но и ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает:

- обращение к мотивам, целям учения и труда, личностному опыту студента;

- придание личностного смысла его учебной и профессиональной деятельности;

- ориентацию обучения не на развитие "правильных", а на разработку у него собственных взглядов на свою будущую профессию.

Таблица 3

Блочно-модульная структура деятельности студента

Направленность Цель Уровень обучения
обучения обучения базовый углубленный Профессионально
ориентированный
Философско- знания Иметь Иметь Иметь представление о
Мировоззренческая представление о мировоззрение в роли знаний в будущей
физической картине соответствии с профессиональной
мира физической деятельности
картиной мира
Теоретическая Знания Базовый курс Разделы Особенности
физики средней углубленного и мышления и усвоения
школы расширенного курса школьного курса
физики
Инструментальная Знания Понимать Знать о сфере Знать особенности
назначение и применения и эксплуатации
принцип работы возможностях физических приборов,
основных приборов школьных постановка и
физических проведение учебного
приборов эксперимента
Умения Иметь некоторые Иметь навыки Иметь навыки работы
навыки работы с работы с с физическими
основными физическими приборами
физическими приборами демонстрационного и
приборами лабораторного исследовательского
практикума эксперимента
Практическая Знания Основные способы Способы решения Систематизация знаний
решения физических задач углубленного о процессе решения
задач и расширенного физических задач
курса
Умения Решение задач Решение задач Умение составлять
уровня основной повышенного физические задачи
школы уровня сложности
Психологическая Знания ориентировочные Знание своих Осознание своих
психологических возможностей
особенностей
умения Осознание мотивов Закрепление Формирование
учения и своей мотивации учебной мотивации будущей
деятельности деятельности профессиональной
деятельности

При решении задач обучения в курсе «Элементарная физика» предлагается использовать воспитывающие возможности средств, которыми можно воспользоваться в конкретных условиях. К ним относятся:

- содержание учебного материала,

- организация учебной деятельности,

- взаимоотношения, которые складываются в учебном процессе между участниками образовательного процесса.

Наше исследование, проводимое в рамках проекта «Содержание и технологии профессиональной подготовки учителя физики в педагогическом вузе», показало, что в содержании курса «Элементарная физика» заключены объективные возможности возбуждения познавательных, профессиональных и других потребностей и мотивов, а также развития способностей и профессиональных умений.

В основу программы курса «Элементарная физика» положены профессионально ориентированнные мотивационно-стимулирующие ситуации. Программа предусматривает:

- диагностику уровня обученности, сформированности личностных профессиональных интересов и мотивов профессиональной деятельности,

- выделение на ее основе уровневых групп,

- определение индивидуальных образовательных траекторий, на основе которых осуществляется обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту.

Структура мотивационно-стимулирующих ситуаций определяется путем анализа содержания изучаемого материала, исходя из педагогических целей воспитания мотивов профессиональной деятельности. Системообразующим компонентом стимулирующей ситуации является ценностно-целевая ориентация будущих учителей, которая обеспечивает единство мотива и цели учебно-познавательной деятельности и профессиональной деятельности, принятие студентами целей обучения.

Компонентами мотивационно-стимулирующих ситуаций являются также методы, средства и формы обучения, имеющие профессиональную направленность и систему дидактических практически направленных задач. К ним относятся такие как взаимопомощь, оценка и взаимооценка результатов труда, вскрытие причин их несоответствия поставленным целям.

Ценностно-целевая ориентация студентов осуществляется посредством лекционной формы организации учебного процесса, информационно-сообщающих методов со стороны преподавателя и исполнительских методов работы слушателей. Предполагается, что студенты осмысливают услышанное и увиденное, останавливают свое внимание на ценных моментах.

Далее осуществляется усложнение всех компонентов стимулирующей ситуации. В структуру мотивационно-стимулирующих ситуаций вводятся задачи с жизненно-практическим содержанием, групповые формы работы, дающие возможность моделировать ситуации сотрудничества, объяснять, контролировать, выявлять причины ошибок.

На следующем этапе ценностно-целевая ориентация направляется на формирование творческих умений личности в процессе применения знаний в незнакомой ситуации, расширяются рамки сотрудничества, актуализируется понимание необходимости личной ответственности за результаты своего труда. На этом этапе применяются стимулирующие, частично-поисковые, контролирующие, самоконтролирующие методы обучения. Мотивационно-стимулирующие ситуации предполагают широкое использование взаимоконтроля, включение будущих учителей в самоанализ своего труда, постановку целей дальнейшей работы.

Экспериментальная работа, носившая в значительной мере поисковый характер, показала, что педагогический процесс, построенный на основе профессионально ориентированнных мотивационно-стимулирующих ситуаций, способствует формирование профессиональной компетентности, выражаемой в профессиональной позиции будущего учителя, стиле педагогического мышления, и проявляется как "смещение установок" с содержательно-процессуальных аспектов учебного общения на целостно-смысловые.

Разработанные нами профессионально ориентированнные мотивационно-стимулирующие ситуации предусматривают определенные шаги и последовательность реализации, а именно:

1) проведение совместной ориентировки в личностно значимой для студентов предметной области;

2) выявление проблем, интересующих студентов как будущих учителей;

3) рассмотрение проблем в контексте значимых для студентов профессиональных и личностных ценностей.

Установлено, что значительное влияние на формирование профессиональной компетентности и готовности к профессиональной педагогической деятельности оказывают методы обучения, особенно интерактивные методы проблемного обучения.

Они побуждают обучаемых к таким способам усвоения материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в знаниях, в овладении способами действий, активизируют потребность достижения. Практика подтвердила, что для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создания проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применения знаний на профессиональной основе, использование занимательных и игровых форм занятий.

Опыт преподавания курса «Элементарная физика» показал, что большое значение для формирования профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности имеют разнообразные приемы, основанные на общении, взаимодействии преподавателя и студентов. С помощью этих приемов создается своеобразный эмоциональный настрой занятий, определенная моральная атмосфера, вырабатывается особый стиль взаимоотношений преподавателя и студентов.

На приемы побуждения к овладению профессиональной деятельностью влияют внутриколлективные отношения:

- организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности,

- проведение коллективного обсуждения итогов работы,

- задания по взаимоконтролю и взаимопомощи,

- применение сочетания различных форм совместной работы. Формированию профессиональной компетентности и готовности к

профессиональной деятельности препятствуют:

- эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала,

- невысокая компетентность преподавателя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, его не заинтересованность в работе,

- излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка,

- однообразные задания,

- отсутствие оценки,

- недоброжелательное отношение преподавателя к студентам.

И наоборот, включение в деятельность студента элементов творчества, мотивационно-стимулирующих ситуаций, формирует у студента самостоятельность оценок, гибкость мышления, инициативу, позволяет накопить личностный опыт и в целом способствует формированию профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности.

С целью наиболее эффективного формирования готовности к будущей профессиональной деятельности курс «Элементарная физика» должен включать задания, побуждающие студентов к прогнозированию предстоящей деятельности, проектированию жизненных планов и предполагающие:

- создание условий, благоприятствующих проявлению (ситуация поиска, стимулирование и поощрение самостоятельных подходов) самостоятельности,

- обучение умению использовать реальные источники педагогического творчества,

- приобретение личного опыта, критическое осмысление сделанного, анализ и исправление ошибок,

- введение в учебный процесс специальных элементов, мотивационно-ориентирующих учебную деятельность студентов, направленных на изучение и практическое овладение знаниям, умениями и навыками,

- использование целостной системы методов организации учебной деятельности студентов.

Опыт обучения студентов младших курсов показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:

- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы,

- воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире,

- давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах.

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет сделать следующие выводы:

- произошли существенные изменения в мотивационной сфере студентов в сторону развития мотивов профессиональной деятельности,

- удалось в значительной степени устранить «пробелы» в знания студентов, имевшихся на начальном этапе обучения,

- использование рефлексия на всех этапах подготовки учителей физики позволили студентам осознать особенности будущей профессиональной деятельности, характер профессионально важных качеств и уровень их развития у каждого.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru