Курсовая работа: Кластерная теория интеграции
Михаил Щербаков
Вместо Введения или Вавилон-17 для человека будущего
Чтобы решать вопросы о богатстве, смерти и проч.
нужно сначала ставить эти вопросы правильно...
А.П. Чехов
Развитие человека повторяет развитие вида — эта идея вошла в школьные учебники. С некоторой долей юмора можно выдвинуть и другую мысль — разделение науки о сознании на различные школы и направления отражает разделение мозга на полушария, кору, древний мозг и т.д. Одна из самых насущных и трудноразрешимых проблем психологии состоит именно в наличии этого разделения.
Причем эта проблема проявляется настолько ярко, что в русском языке даже трудно подобрать одно подходящее слово для всей области знаний (практик) о сознании человека. Относится ли, например, Дзэн к психологии ? К науке о сознании? К психотерапии? К религии? Является ли душа частью сознания ? Я уже не говорю о постоянной путанице с понятиями «подсознание», «предсознание», «бессознательное» и «сознание».
В мире существует огромное число психологических школ и направлений психотерапии, а кроме них — традиционные и адаптированные религиозные и духовные практики (в том числе движение «нового века» (New Age)). Каждая такая школа использует свой аппарат понятий, свою систему аксиом и, по сути, свою модель сознания .
Многие представители религиозно-эзотерических, да и психологических школ полагают, что их школа основана отнюдь не на модели, а на великой объективной истине. Но любой более или менее осмысленный взгляд на человека, на его восприятие и духовный мир — это, по сути, именно модель .
Очень часто языки различных школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями различных школ может сравниться с проектированием Вавилонской башни, после того как Господь смешал языки строителей.
Попробуйте описать просветление в терминах психоанализа или изгнание бесов в терминах гештальт-терапии...
Похожая ситуация была и в естественных науках в средние века. Однако если в современных физике, биологии и лингвистике удалось сформировать достаточно универсальные понятийные аппараты и соответствующие методологические подходы, то в психологии, как более молодой науке, все осталось почти на средневековом уровне.
Заметим, что проблемы языка носят не только академический характер. Язык и способ мышления тесно связаны друг с другом и взаимно определяют друг друга . Этот факт подробно описывается в антропологии, современной философии, психолингвистике и фантастических романах.
Невозможность адекватного перевода понятий приводит к тому, что человек оказывается перед выбором: либо изучить и уверовать только в одну школу (идеологию, религию, психотерапевтическую модель), либо оказаться одиноким пловцом в океане различных, часто взаимоисключающих представлений.
И тогда язык из средства коммуникации становится причиной разделения, в первую очередь — разделения внутреннего , нарушения целостности сознания; это разделение ограничивает доступ к внутренним творческим ресурсам человека и делает весьма затруднительными любые исследования или практики, лежащие «на стыке понятий» и «стыке моделей».
В известном романе-антиутопии Д. Оруэлла «1984» для поддержания стабильности сверхтоталитарного общества был создан специальный язык — новояз . Новояз принципиально ограничивал творческое мышление и делал невозможным изложение сложных или «неправильных», с точки зрения этой тоталитарной системы, мыслей. Таким образом, постепенно менялась — упрощалась и примитивизировалась — структура мышления личности и общества, многие важные понятия искусственно удалялись из языка, а затем постепенно исчезали и из общественного сознания.
В другом фантастическом романе, «Вавилон-17», внеземная раса создала особый язык (с тем же названием «Вавилон-17»). Этот язык постепенно изменял структуру мышления тех, кто им пользовался. В результате человек с новым сознанием неожиданно приобретал новые фантастические способности, то есть как бы переходил на следующий уровень развития, недоступный для обычной человеческой цивилизации.
Во многих отношениях русский (или любой «естественный» язык), равно как и языки многих психологических и религиозных школ, является именно новоязом , когда описывает психологические процессы и структуру личности. Эти ограничения проявляются особенно ярко, когда речь идет об исследованиях «на грани» психологии, религии и физиологии.
Естественно предположить, что следующий шаг в развитии психологии и науки о сознании будет связан именно с созданием нового языка, своего рода «Вавилона-17». Эти попытки уже предпринимались психоанализом в начале века и относительно недавно — более «математическим» НЛП.
Однако для того, чтобы создать новый язык в психологии, нужно создать достаточно универсальную модель сознания .
Здесь мы постепенно подходим к цели этой статьи. Модель сознания, с которой вы познакомитесь, — это попытка подойти к созданию своего рода «Вавилона-17» для психики человека. Попытка интегрировать психологию, психотерапию, религию, биологию, эволюционную теорию, физиологию мозга и, как ни странно, физику в одну целостную модель, применимую на практике для анализа различных явлений сознания и построения новых психологических методик.
КТИ предлагает модель, использующую знания о нейронной структуре и общих принципах строения мозга, но при этом использует аналогию с физикой. В этом материале, ориентированном, в основном, на психологов, мы не будем углубляться в аппарат физики и математики, обратим лишь внимание на важную идею: по мнению автора, все законы, будь то законы физики, биологии или социологии, выражают общие универсальные принципы. Законы, описывающие те или иные явления физики, психологии или химии, — по сути, частные проявления более общих законов природы. Все развитие науки за последние сотни лет идет по пути постепенного восхождения к этим общим принципам. Так, в физике вместо десятков частных (казавшихся совершенно независимыми) законов появилась общая теория относительности.
Концепция КТИ — еще один шаг в сторону описания Сознания и Природы с позиции общих принципов, своего рода шаг в преодолении разделения Вселенной на «внутреннее» и «внешнее пространство».
Мне нравится эта теория, и я прочел ее с огромным интересом, хотя я и не берусь судить, насколько она верна или нет. Дело не в этом. Я думаю, что теории не обязательно быть верной для того, чтобы представлять практическую ценность и просто для того, чтобы быть красивой.
Роберт Шекли о КТИ.
Кластерная теория интеграции
Эта зона получила название Искаженного Мира, хотя на самом деле не искажена и миром не является.
Р. Шекли «Обмен разумами»
Введение
В последние десять лет развитие компьютерной техники сделало возможным моделирование самолетов. Заложив в компьютер чертеж самолета, мы можем непосредственно рассчитать силы, действующие на крыло, распределение нагрузок и т.д. и на основании этих данных спроектировать самолет.
Как же строились самолеты в начале 80-х годов, когда суперкомпьютеров еще не было? Сначала использовались общие интуитивные знания, основанные на наблюдениях и простейших экспериментах, затем появились приближенные теории и эмпирические уравнения (например уравнения Стокса), в которых коэффициенты подбирали с помощью специально поставленных экспериментов. И, хотя эти модели не позволяли точно рассчитать аэродинамические процессы, они правильно описывали суть происходящего и, что самое важное, могли быть использованы при строительстве самолетов.
Какое отношение все это имеет к психологии?
В настоящее время психология — в основном, феноменологическая наука. Работа психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений, что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает, иногда — нет.
Если бы мы могли непосредственно смоделировать нейронную структуру мозга и учесть все взаимодействия с окружающей средой, включая те, что в настоящее время исследуются скорее религией, чем наукой, мы имели бы универсальный ключ к исследованию и работе с сознанием во всех областях психологии, от психиатрии до методов личностного развития. Однако в ближайшие 100-200 лет это едва ли станет возможным.
Первый шаг в психологии — использовать данные наблюдений и «общие закономерности» человеческой психики, опираясь в каждом конкретном случае на соответствующие аналогии своего и чужого прошлого опыта. Такой подход очень напоминает конструирование самых первых летательных аппаратов.
Кластерная теория интеграции (КТИ) предлагает следующий шаг — пусть и не абсолютно точную, но такую модель сознания, которая уже позволяла бы корректно описывать суть процесса и, что самое важное, делать «предсказания» и создавать психологические методики, исходя из знаний о психологии личности, строении мозга, а также используя аппарат естественных наук.
Этот подход пока не позволяет строить суперлайнеры, но с его помощью можно проектировать мощные самолеты с заранее известными свойствами и возможностями.
При этом важно, что уже на стадии проектирования мы можем рассчитать надежность и безопасность такой конструкции, чтобы машина неожиданно не сорвалась в штопор, к крайнему удивлению пилота и конструктора (в психологии такую «безопасность полетов» назвали бы экологичностью).
КТИ предлагает модель-приближение, основанную на общих знаниях структуры мозга, и использует аппарат физики твердого тела, квантовой механики и математический аппарат топологии. Ввиду ограниченного объема статьи, материал изложен довольно схематично. Это, скорее, общее знакомство с теорией и материал для размышления.
I. Интеграция и диссоциация
В различных направлениях психологии часто используются модели, основанные на рассмотрении отдельных областей сознания, которые ответственны за определенные функции. Такое разделение сознания на отдельные функциональные единицы называется диссоциацией.
Примерами диссоциации могут служить понятия «родитель», «ребенок» и «взрослый» в трансактном анализе (ТА), субличности в нейролингвистическом программировании (НЛП), гештальты — в гештальт-терапии, матрицы — в Свободном дыхании. Используются также такие термины, как паттерны, комплексы и т. д. Как правило, в одной модели число рассматриваемых паттернов не превышает десяти, в противном случае и клиент, и терапевт окончательно запутаются.
Здесь и в дальнейшем «клиентом» будет называться любой человек, с которым проводится индивидуальная терапия или консультирование, а также участник любого семинара или тренинга, а «терапевтом», или «инструктором» — человек, который такую работу проводит. Хотя эти определения не совсем точны, они помогут нам соблюдать единообразие понятий при анализе различных методов.
В той или иной форме все направления психологии ставят перед собой задачу: привести личность к более целостному состоянию, то есть интегрировать те или иные «части», которые до этого были диссоциированы. Во всех указанных моделях исследуются конфликты между различными «частями» личности и предлагаются методы их интеграции.
В модели КТИ мы будем рассматривать сознание как систему, состоящую из большого набора элементарных паттернов (ЭлП). Каждый паттерн фактически отражает определенную структуру нейронов, но не обязательно выполняет законченную функцию, подобно «внутреннему ребенку» в трансактном анализе.
Таким образом, элементарный паттерн — это элементарная структура сознания, не обязательно четко диссоциированная. В модели сознания КТИ мы допускаем существование достаточно большого числа (сотен тысяч, миллионов) таких структур. Любую структуру, состоящую из элементарных паттернов, мы будем называть кластером , а процесс формирования таких структур из элементарных паттернов или других кластеров — интеграцией . Таким образом, согласно нашей терминологии, и субличности в НЛП, и гештальты, и «внутренний ребенок» в ТА являются кластерами.
Понятие кластера существует в физике кристаллов и аморфных тел. Использование кластерной аналогии дает возможность применять соответствующие физические подходы при анализе взаимодействия кластеров.
II. Базовая модель КТИ
Рассмотрим упрощенную двухмерную модель сознания (рис. 1). Ось ординат имеет смысл «глубины слоев» сознания и связана с частотами электрической активности мозга (альфа-ритм, бета-ритм и т. д.).
В данной упрощенной двухмерной модели это соответствие не является полным.
Верхний слой мы будем называть мотивационным , или адаптативным , — это та часть сознания, которая отвечает за поведение, мотивацию и социальную адаптацию. Глубинные области — архетипические или трансперсональные слои — содержат информацию, получаемую при рождении. Они недоступны для осознания в обычных условиях.
Между ними — слой сознания, связанный с пренатальной и перинатальной информацией, т. е. информацией и опытом, полученными в период внутриутробного развития плода и в процессе родов. Все слои, кроме адаптативного, недоступны для непосредственного осознания и исследования. С информацией, хранящейся под поверхностными слоями, мы можем непосредственно взаимодействовать только во сне или в измененных состояниях сознания, с информацией более глубоких слоев — только в специфических состояниях глубокой медитации, клинической смерти, непосредственно перед смертью.
Наконец, самый глубокий слой — уровень универсального единства — изначально является интегрированной структурой. О природе и значении этого уровня мы поговорим немного позже.
Важно отметить, что, хотя в обычных условиях прямой доступ к глубинным слоям сознания практически невозможен, они оказывают постоянное влияние на всю структуру личности, в том числе и на поведение, т.е. на поверхностный адаптативный слой.
В расположении слоев сознания именно таким образом есть своя логика. В более подробной версии КТИ — эволюционно-структурной психологии — рассматривается механизм постепенного формирования слоев сознания как в процессе эволюции жизни на Земле (и, в частности, человека, как вида), так и в процессе эволюции личности.
Физика и сознание
Одной из наиболее важных особенностей КТИ является использование аналогии и аппарата квантовой физики твердого тела и других естественных дисциплин. Именно это позволяет делать нетривиальные прогнозы формирования структуры личности. Не вдаваясь в детали обоснования такого подхода, обратим внимание на основные «краеугольные камни» модели.
В КТИ «среда сознания», то есть пространство, в котором существуют кластеры, и материал, из которого они строятся, представлена в виде аморфной твердотелой структуры с ближним порядком. При описании процессов, происходящих в такой структуре, мы будем рассматривать как электростатические, так и электродинамические взаимодействия, а также внешние динамические энергоинформационные поля.
В динамической модели каждый элемент имеет свою характерную частоту колебания и может рассматриваться как волновой пакет, взаимодействующий с полями других элементов и внешними электродинамическими полями. При этом функцию «строительного материала» выполняют ЭлП, а рост и взаимодействие кластеров могут быть описаны с помощью моделей физики аморфных структур и квантовой механики.
Отметим, что в нашей модели информация на самом деле сконцентрирована не только в одном кластере. Электродинамические взаимодействия означают, что в той или иной степени любой кластер оказывает влияние на любую область сознания . Однако степень такого влияния может быть очень различной. В частности, чем ближе расположены кластеры, тем сильнее они воздействуют друг на друга.
Важной особенностью развития личности является взаимодействие с окружающей средой. Такое взаимодействие проявляется через социальные контакты, восприятие окружающего мира, прямое энергетическое взаимодействие, влияние энергии дома, города и т. д.
В модели КТИ источник такого воздействия мы будем называть внешней энергией (ВЭ). Как показано на рис. 1, ВЭ идет в основном «сверху», т. е. через адаптативный слой. Проходя через глубинные слои и взаимодействуя с ними, ВЭ постепенно затухает, «экранируется», причем тем сильнее, чем больше структур находится на ее пути в верхних и средних слоях. Следует отметить, что возможно и прямое воздействие на глубинные слои, но в достаточно специфических и не часто встречающихся ситуациях.
III. Психотерапия в модели КТИ
Основными проблемами личности с позиции КТИ являются конфликты:
между поверхностными структурами и внешней энергией, т.е. существование «нерезонансных», неподстроенных к ВЭ кластеров;
между кластерами.
Действительно, кластеры образуются различными путями и не всегда являются «резонансными», подстроенными друг к другу. Конфликты между близлежащими кластерами приводят к созданию напряжений в системе и, возможно, к постоянному спонтанному изменению структуры слоев мозга под воздействием ВЭ. Другими словами, система с сильными напряжениями неустойчива к внешним воздействиям. Это может проявляться как в эмоциональной нестабильности и чувстве дискомфорта, так и в функциональных и соматических нарушениях.
Поведенческая терапия ставит своей целью решение проблем первого рода, т. е. подстройку поверхностных структур к ВЭ . Используя такие методики, клиентов обучают методам и стратегиям поведения в обществе, специфическим навыкам общения, повышению социальной адаптации на рациональном уровне; при этом терапия фактически воздействует и на более глубокие уровни, но через трансформацию поверхностных.
Иногда такие техники работают, иногда — нет. Если недалеко от поверхностной структуры, с которой проводится работа, расположен мощный глубокий кластер (рис.2), то результат такого изменения (терапии) едва ли будет стабильным. Спустя некоторое время или почти сразу глубокий кластер разрушит своим полем новую, неподстроенную под него структуру, и система возвратится либо к прежнему состоянию, либо, в лучшем случае, к промежуточному.
Таким образом, через некоторое время после серии сеансов с видимыми хорошими результатами клиент может неожиданно заявить, что все осталось по-прежнему и ничего не получилось. Наконец, в ряде случаев воздействие глубоких кластеров оказывается настолько сильным, что просто не позволяет менять близлежащие адаптативные структуры. Так, фобии, как правило, плохо поддаются воздействию на рациональном уровне.
В различных психологических школах эти проблемы решаются по-разному. В бихевиористских подходах, например в методе десенсибилизации, проводится длительное систематическое воздействие на верхний адаптативный слой, что позволяет при помощи поля верхнего слоя постепенно перестроить и глубинные слои. Следует отметить, что такие процессы требуют постоянной, сильной и длительной подкачки поверхностной структуры. Поэтому по объективным причинам некоторые виды терапии рассчитаны на годы. Например, работа настоящего западного психоаналитика с клиентом продолжается, во всяком случае, не меньше года, а иногда растягивается и на 5 — 10 лет.
Отметим, что с позиции КТИ большую роль в поведенческой терапии может играть не только терапевтический метод, но и прямое воздействие энергии терапевта (которая для клиента, безусловно, является ВЭ). При этом важно внутреннее состояние самого терапевта и изоляция клиента в условиях стационара (санатория), а иногда и отдельной комнаты.
Другая группа терапевтических методов ставит целью устранение конфликта между кластерами путем непосредственного доступа к глубинным структурам . Это, прежде всего, методы, основанные на использовании измененных состояний сознания (ИСС) — директивный и недирективный гипноз, медитативные и дыхательные техники и т. д. В этой статье мы более подробно рассмотрим дыхательные практики как методы работы с ИСС, получившие большое распространение в России в последнее время.
Итак, техники этой группы направлены на получение непосредственного доступа к кластерам в глубоких слоях. Например, в классическом ребефинге и холотропном процессе клиент проходит через переживание перинатального периода и родов. При этом в случае удачного результата происходит интеграция тех или иных кластеров и трансформация глубинных кластерных структур. Те, кто работал с этой техникой или сам проходил такие процессы, часто отмечают глубокую и ярко выраженную катарсическую интеграцию — меняются ощущения, клиент чувствует себя помолодевшим, наполненным новым пониманием жизни и т. п. Иногда этот опыт интегрируется в дальнейшую жизнь, иногда — нет. Мне известны профессионалы, прошедшие несколько десятков процессов «рождения» без видимых положительных результатов.
Рассмотрим процесс интеграции глубоких кластеров в модели КТИ (рис.3). Этот процесс может быть инициирован трансом или другим способом.
1-я стадия — формирование новой кластерной структуры. Это может достигаться слиянием нескольких уже существующих кластеров или ростом нового из зародыша, т. е. из точки наибольшей напряженности.
2-я стадия — разрушение или трансформация близлежащих структур , не подстроенных к новому мощному кластеру. Если близлежащая структура «отвечала» за болезнь или личностную проблему, человек может совершенно неожиданно исцелиться. Так, на одной из программ ИРЛ на следующий день после глубокого трансового процесса у участницы тренинга неожиданно исчезло серьезное соматическое заболевание, причем без видимой внешней связи с контекстом сессии. Такие события обычно трудно предсказать заранее, и они часто ставят в тупик присутствующих при этом врачей. Впрочем, возможен и обратный случай — «недоинтегрированный процесс», при котором новорожденный кластер разрушается старыми нерезонансными структурами.
3-я стадия — достраивание глубинного кластера до поверхностного адаптативного слоя — формирование канального кластера (КК) . При этом поверхностные структуры изменяются, что влечет за собой изменения в поведении человека и его социальной адаптации. Отметим, что эта стадия наступает не всегда, и даже далеко не всегда. Будет ли канальный кластер сформирован — это во многом зависит от дальнейшей работы терапевта и клиента. Заметим, что психоаналитическая работа со сновидениями может рассматриваться как типичная методика формирования локального канального кластера в определенной области смыслов.
А что произойдет, если третья стадия не наступит и произойдет простое формирование мощного глубинного кластера?
Велика вероятность, что этот кластер разрушит своим полем уже сформированные адаптативные структуры (рис. 2б). Через некоторое время на их месте, разумеется, сформируются новые кластеры, но не сразу и неизвестно какие. При этом после такой терапии клиент может оказаться еще менее адаптированным и более фрустрированным, нежели до нее. После инициации Рейки в одном маленьком провинциальном городке участник семинара, школьный учитель, бегал по городу в голом виде и пришел в себя только на другой день.
Схожие, хотя и не столь ярко выраженные эффекты иногда наблюдаются после сессий холотропного дыхания и при работе с другими методиками, основанными на ИСС. Приведенные примеры могут быть связаны не только (и не столько) с методом, сколько с практикой его применения. Часто под воздействием глубинных кластеров адаптативные структуры перестраиваются в «положительном» направлении, однако школьный учитель все же имел проблемы, вызванные временным разрушением адаптативных структур. В некоторых случаях наличие глубокого изолированного кластера может привести к тому, что человек совершает значимые поступки (соответствующие электродинамическим наводкам на адаптативную область), смысл и мотивацию которых он плохо осознает.
Отметим, что в некоторых методиках, как современных, так и древних, используется преднамеренное разрушение структур адаптативного слоя с целью замены их более подходящими, с точки зрения данной практики.
Но допустим, что третья стадия успешно проведена, и клиент ушел домой со сформированным канальным кластером. Теперь кластерная структура находится вне влияния резонансного поля терапевта и, возможно, группы семинара, а в поле внешней энергии среды обитания, чаще всего, увы, нерезонансном. Наступает...
4-я стадия. Верхний слой канального кластера подвергается сильному воздействию внешней энергии — общение с близкими и коллегами по работе, общая энергия города, квартиры и т. д. Во многих случаях это приводит к полному или частичному разрушению верхней части КК. Глубинная часть, менее подверженная ВЭ и, как правило, более мощная, гораздо устойчивей.
Такой процесс мы будем называть «сползанием крыши» кластера (рис. 4).
К сожалению, этот исход довольно типичен как для индивидуальной терапии пациентов-невротиков, так и для многих психологических семинаров. Через некоторое время клиенты отмечают, что все куда-то ушло и жизнь вернулась в прежнюю колею. Часть таких людей стремится решить эту проблему, посещая все новые и новые семинары и «коллекционируя» терапевтов. При этом формируются довольно специфические кластерные структуры.
Постоянное разрушение и восстановление кластеров в одной и той же области головного мозга приводит к изменению ближнего порядка структуры в локальной области — к «размягчению» среды. Большинство семинаров и терапевтических методик и так предусматривает повышение температуры среды. Это увеличивает подвижность элементарных паттернов и облегчает трансформацию кластеров. Если же на семинар приходит человек с уже «размягченной» областью, то интеграция происходит почти мгновенно, и это очень радует терапевта. Однако столь же быстро структура возвращается в прежнее состояние, — нейроны научились менять структуру связей. На одном из московских семинаров американский психолог восхищался участницей, пришедшей, по ее словам, к полному осознанию себя и уверенной, что это полностью изменит ее жизнь, которая до этого момента была «сплошным кошмаром». Он был очень удивлен, услышав, что такое заявление (заметим, вполне искреннее!) она делает почти на всех семинарах последние полгода.
Таким образом, формирование верхней адаптативной структуры кластера является исключительно важным (рис. 5).
Любые изменения в глубинных слоях сами по себе не имеют смысла, если они тем или иным образом не будут распространены на адаптативный слой, то есть если глубокий внутренний опыт не станет частью реальной обыденной жизни.
В психологической практике важно либо заранее формировать кластеры, подстроенные именно к той ВЭ, с которой клиент будет иметь дело после семинара или терапии, либо предлагать способы создания новой, более «дружелюбной» внешней энергии.
Примером первого подхода может быть обсуждение переживаний клиента с позиции его жизненного опыта. При этом каждый новый опыт или новое понимание должны быть связаны с работой по осознанию того, как они могут быть интегрированы в реальную жизнь . Красивыми примерами такой интеграции могут служить трансовые конструкции Милтона Эриксона.
При втором подходе наиболее важно мотивировать клиента на то, чтобы изменить среду обитания (ВЭ) так, чтобы она максимально отвечала его запросам. Нередко после семинаров личностного развития люди меняют работу, иногда семейное положение, изменяется круг общения. (Здесь и далее мы опираемся на статистические данные и опыт проведения тренингов серии Discovery.) Важно также общение с единомышленниками, несущими в себе «резонансную» энергию. Еще один источник поддержки (резонансной ВЭ) может быть получен через общение с природой . Энергия естественной природы и стихии гораздо лучше подстроена к глубинным архетипическим кластерам, чем энергия современного города. Часто после прохождения семинаров клиенты неожиданно для себя обретают потребность в общении с природой.
Наконец, важно использовать способы «прямого доступа» к подповерхностным и относительно глубоким кластерам. Такими способами могут быть использование «якорей» и реконструкция жизненной истории в НЛП, проведение по воспоминаниям в эриксоновском трансе и другие методы, позволяющие войти в состояние пережитого опыта, полностью «вспомнить» прошлый опыт и восстановить с ним связь. Описание работы различных психотерапевтических техник языком КТИ может дать очень интересную, иногда неожиданную информацию, но это, увы, выходит за рамки данной статьи.
Замечание.
Как уже отмечалось, кластерная модель сознания использует аппарат физики твердого тела. Одним из важных механизмов, описывающих процессы в структуре сознания, являются квантовые туннельные эффекты. Это, а также ряд других физических особенностей, приводит к тому, что трансформация кластеров может производиться не постепенно, а скачкообразно (дискретно). В ряде случаев локальную интеграцию кластеров даже проще провести быстро — через локальный разогрев области, в которой они находятся, чем постепенно разрушать кластер и наращивать следующий. Именно на таком эффекте основаны «психологические марафоны», интенсивные тренинги личностного развития и некоторые модели индивидуальной психотерапии.
Резюме
Целью психотерапии и методик развития личности с позиции КТИ является создание мощного стабильного канального кластера максимальной глубины.
Стабильность кластера обеспечивается:
его размерами — чем больше кластер, тем он стабильнее, т. е. целесообразно интегрировать кластеры в различных областях смыслов в общую структуру;
плотностью его структуры , т. е. целесообразно доводить до значимой степени интеграции один процесс, прежде чем начинать новый;
глубиной его расположения , т. е. целесообразно работать с различными слоями сознания, вплоть до перинатальных и архетипических в одной области смыслов;
мощностью его адаптативной «крыши» , наиболее подверженной воздействию внешней энергии, т. е. целесообразно уделять особое внимание работе с адаптативным слоем и достижению резонанса между ним и внешней энергией, в том числе и изменяя ВЭ.
Формирование кластеров может проводиться из любого слоя сознания, как «сверху вниз», так и «снизу вверх». Первый способ, как правило, более длительный, но и более стабильный и безопасный. Возможно и сочетание обоих способов — формирование общей кластерной структуры из нескольких резонансных зародышей в близких областях смыслов.
Изменение кластерных структур и их интеграция часто происходят дискретно за счет квантовых туннельных эффектов.
IV. Кластерная теория просветления
Не вдаваясь в обсуждение формальных определений просветления, праведности или святости, отметим, что с позиции КТИ состоянию просветленности отвечает структура с глобальным, плотно упакованным кластером. Структура просветленного состояния — это не набор локальных кластеров, а один, но очень большой канальный суперкластер, охватывающий все или почти все области смыслов и все слои сознания (в частном случае возможно «локальное просветление» — большой канальный кластер, охватывающий все слои сознания, но не все области смыслов). Создание такой структуры является задачей религий и духовных практик.
Проведем краткий анализ методов, предлагаемых различными религиозными и духовными системами.
Христианство: православие и католицизм
В христианстве сформировалась модель роста кластера «сверху вниз», при этом особое внимание уделяется формированию резонансной ВЭ: выстроенное ритуальное пространство, моления в церкви при стечении большого числа прихожан, пение, многочисленные аудиовизуальные и кинестетические «якоря». Одним из путей выстраивания резонанса и создания зародышей глубоких кластеров являются мягкие энергетические инициации — крещение, причащение, венчание и другие таинства.
В такой системе ВЭ и структуры поверхностных кластеров должны быть обязательно резонансными, так как в противном случае поверхностный слой будет экранировать ВЭ (что, впрочем, нередко и случается), поэтому большое внимание уделяется стандартизации и единообразию ритуалов, инициаций и малейших деталей изложения идеологии. В истории христианства даже не очень значительные изменения в ритуалах часто приводили к расколам и войнам, после чего каждая ветвь выстраивала свое узкорезонансное ритуальное пространство. Не случаен категорический запрет любых «не своих» эзотерических техник и проявления интереса к другим религиям. Техники-то, может быть, и хорошие, но, возможно, нерезонансные к «своим».
Большое внимание в христианстве уделяется ВЭ среды обитания. « Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы », — сказано в Писании (1 Кор. 15.53). Те, кто решал посвятить себя духовному развитию, жили при храмах, уходили в монастыри или становились отшельниками. В последнем случае можно говорить о спонтанном развитии глубинного кластера, перестройке мотивации и стремлении оградить себя от нерезонансной ВЭ на время формирования достаточно большой и стабильной кластерной структуры (точнее, находиться под воздействием ВЭ естественной природы, резонансной к глубинным и архетипическим кластерам). В эзотерических техниках православия используются и методы работы с глубинными кластерами, при этом ВЭ частично экранируется с помощью специальных медитаций (например, Иисусовой молитвы). Христианство также предлагает изменение ВЭ среды обитания для мирян: освящение жилища, совместные молитвы членов семьи, иконы (и «якорь», и прямой источник резонансной энергии), лампады.
Буддизм
Все вышесказанное о создании резонансного поля ВЭ в христианстве относится и к буддизму. Одним из сокровищ буддизма является буддистская община (сангха). Однако модель роста кластеров в буддизме имеет существенную специфику.
Особое внимание уделяется медитативным практикам, т.е. росту глубинных кластеров с постепенной проводкой их к адаптативному слою. Для повышения эффективности такой системы используются методы расширения восприятия, такие как Саттипатхана, Випассана и др., направленные на восприятие мира Здесь и Сейчас, т.е. на достижение прозрачности адаптативных структур в области восприятия, а также постепенное разрушение нерезонансных адаптативных кластеров — освобождение от привязанностей. Отметим, что последователями «прямого пути» практикуется исключительно работа с глубинными кластерами, в практиках для мирян формирование подповерхностных кластеров сочетается с работой на адаптативном уровне. Важнейшее отличие буддизма от большинства мировых религий состоит в акценте на процесс формирования кластера, а не на резонансную энергию ВЭ. В таком подходе есть свои достоинства и недостатки. С одной стороны, требуется больший уровень осознанности последователей религии (и, соответственно, от буддистов требуется уделять такому процессу больше внимания), с другой стороны, сильно страдают организационный аспект и возможность распространения религии среди широких масс.
При этом единообразие и детали ритуалов не так уж важны, так как основная работа совершается непосредственно на подповерхностном и глубинном уровне. Буддизм готов ассимилировать другие религии; при такой технологии роста кластеров религиозные войны теряют смысл.
Видимо, различие основных механизмов формирования кластерных структур в различных религиях и обусловливает различие западной и восточной культур. В одной большее внимание уделяется работе с глубинными и подповерхностными слоями, а адаптативный слой подстраивается под них, в другой — формированию хорошей адаптативной структуры, резонансной с ВЭ и способной эффективно ее обслуживать, а глубинные структуры могут направленно трансформироваться лишь у немногих людей.
Некоторые специфические духовные практики. Суфизм, дзэн-буддизм и методы прямой передачи
Очень интересные техники, направ-ленные на рост глобального кластера, разработаны в суфизме и некоторых школах дзэн-буддизма. «Посторонняя» внешняя энергия максимально отсекается, и ученик постоянно находится в сильном поле Учителя. При этом постоянно проводится формирование резонансных кластеров по всему пространству слоев и смыслов (это может подкрепляться мягкими энергетическими инициациями). Важно отметить, что возможность формирования резонансных кластеров обеспечивается наличием мощного внешнего поля, как правило, поля Учителя. После того как концентрация кластеров станет достаточной, Учитель дает последний толчок — жесткая инициация, коан или просто удар башмаком по голове. За счет квантомеханических эффектов происходит мгновенное слияние кластеров в одну гигантскую структуру — наступает просветление (рис. 6).
Отметим, что похожие техники используют учения с прямой передачей знаний . Во всех случаях очень важно воздействие поля Учителя и энергетическая инициация в той или иной форме. Система Рейки формировалась в Японии именно по такому принципу, однако в Европе первое составляющее — постоянное общение с Учителем — было резко сокращено или совсем отброшено.
В раннем христианстве крещение также проводилось в форме двухступенчатой инициации, после которой на крещеного снисходил Святой Дух, и он получал способность к целительству и расширенному восприятию, то есть формировался глобальный или достаточно большой канальный кластер. В дальнейшем такая способность была утрачена, хотя в некоторых случаях энергетическая инициация (Рейки, крещение или что-то еще) может привести к интеграции кластеров и в отсутствие поля Учителя. Это возможно, если уже существует резонансная система близких кластеров, т. е. человек готов к изменениям, близок по духу идеологии данного духовного учения и полностью доверяет данной системе и Мастеру (священнику), проводящему инициацию.
Шаманские техники
Шаманизм, вообще говоря, не является путем духовного развития для всех — это в большей степени техника «профессиональной подготовки специалистов». Поскольку от шамана требуются прежде всего экстрасенсорные навыки и умения, а также способность к целительству, метод предусматривает формирование мощных кластеров в архетипической области. При этом для минимизации посторонних воздействий и повышения стабильности глубинного кластера адаптативный слой частично разрушается и превращается в биполярный экран (своего рода р-n-переход). Такой шаман живет на отшибе, один или с учеником, и довольно слабо социально адаптирован (иногда даже явно «ненормален»). Общество само обеспечивает его всем необходимым. Формирование описанной структуры проводится с помощью жестких инициаций, прямых воздействий на глубинные слои, часто с применением наркотических и других натуральных препаратов, блокирующих адаптативные структуры сознания.
При использовании восточных практик в «европейских» семинарах важно принимать во внимание такие особенности. У представителей древних восточных (африканских, латиноамериканских) культур и современных европейцев, естественно, различаются цели, мотивация и требования к экологии (безопасности) процесса.
Замечание. Отметим, что приведенный анализ религий, естественно, схематичен и не претендует на полноту. В той или иной степени все религии используют самые разные способы построения канальных кластеров. Например, «буддистский способ» просветления используется и в эзотерическом православии (исихазм и «умное делание»), и в мусульманстве (многие суфийские школы). Каждый человек может тем или иным способом найти свой путь к Богу в любой мировой религии. Однако важно обратить внимание на акценты, т. е. на те способы изменения личности и духовного пути, которые стали доминирующими в данной конкретной религии, и на базовые принципы, лежащие в основе этой системы и не зависящие от ритуального оформления. Это особенно важно для тех, кто хотел бы иметь более широкое видение мира и интегрировать в этом видении и психологию, и эзотерику, и религию.
В заключение отметим, что, с одной стороны, КТИ является структурным метаанализом существующих подходов к работе с сознанием, а с другой — это модель, позволяющая создавать и совершенствовать (а в будущем и моделировать на компьютере) технологии работы с человеком. КТИ показала свою эффективность при разработке групповых и индивидуальных техник личностного развития. Так, кластерная модель использовалась в разработке и развитии тренингов Discovery и Inner Discovery, методов индивидуальной терапии — ИТТ (Интегральная Телесная Терапия), DLT (Терапия Глубоких Уровней), а также в создании ряда других программ различными авторами.
В следующих номерах журнала мы остановимся на способах применения модели в конкретных практических ситуациях.
Вопросы по материалу статьи
Как происходит развитие плода и новорожденного с точки зрения КТИ?
На первых этапах развития плода существует относительно чистая и поэтому прозрачная структура в адаптативной области, а также наличие небольших кластеров в глубинных архетипических и перинатальных слоях. Как следствие, дети более интуитивны. Реакции первых недель жизни основаны непосредственно на информации в глубинных кластерах. Затем происходит постепенный рост как глубинных, так и адаптативных структур. Поскольку в европейской культуре эти процессы происходят почти независимо, со временем возникает конфликт между мощными кластерами этих слоев. Такой конфликт хорошо описан в психоанализе, аналитической психологии и других психологических школах.
В чем отличие человека от высших животных с позиции КТИ?
У животных от рождения существуют хорошо структурированные кластеры в глубинных слоях, но у них меньше возможностей для формирования развитых подповерхностных и средних структур. Поэтому восприятие у животных в архетипических и экстрасенсорных областях острее, чем у людей. Более слабый подповерхностный слой животных облегчает связь адаптативного и архетипического слоев, т. е. прямое воздействие на глубинные слои быстро и непосредственно трансформирует адаптативные. Вследствие более прямой связи слоев сознания животные рождаются более приспособленными к жизни, чем люди, и быстрее развиваются в первые годы жизни. Отметим, что с позиции КТИ постоянное нахождение под воздействием ВЭ домашних животных должно оказывать благотворное влияние на людей именно из-за наличия у них более простой и гармоничной структуры глубоких слоев сознания.
Как можно описать восприятие просветленного в КТИ?
Тотальное восприятие, чувствование и осознание во всех слоях и во всех проявлениях. Такую возможность дает канальная структура кластера. При этом не обязательно пользоваться речью, т.е. использовать адаптативный слой в качестве посредника. Любая информация непосредственно резонирует на всех или почти на всех уровнях сознания.
Что такое шизофрения с точки зрения КТИ?
Однозначно ответить на этот вопрос трудно в связи с некоторой нечеткостью самого понятия и различными представлениями о его природе. Наиболее близкий ответ — наличие мощных нерезонансных диссоциированных кластеров в глубинных областях. В определенных случаях при сильной диссоциации возможно формирование «множественной личности». Адаптативный слой подвергается сильному влиянию полей таких кластеров, вплоть до полного разрушения и перестройки полями наводок. Под воздействием поля ВЭ (в частном случае поля терапевта) адаптативные структуры могут восстанавливаться — наступает рецессия, однако при повышении температуры среды или при резком негативном воздействии внешней энергии они снова разрушаются. Отметим, что такой человек может воздействовать на окружающих полем мощных глубоких кластеров, повышая вероятность заболевания шизофренией лиц, находящихся в постоянном с ним контакте.
Что такое невроз и психоз с точки зрения КТИ?
Невроз — конфликт между адаптативными и глубинными структурами, чаще всего инициированный нерезонансной ВЭ. Систематические занятия духовными практиками уменьшают вероятность возникновения неврозов (неправильно построенные занятия увеличивают вероятность). Психоз — конфликт между поверхностными структурами и ВЭ.
Какие структуры в модели КТИ ответственны за восприятие окружающего мира и формирование поведения?
На самом деле — абсолютно все. Общая структура сознания в КТИ представляет собой единую голографическую структуру, связанную общим динамическим полем. При этом возможно взаимодействие с окружающей энергией Вселенной на уровне резонансов в любом слое сознания. В этом вопросе КТИ находится в согласии с голографической моделью мозга Прибрама. В то же время в западной культуре основной и наиболее изученный канал взаимодействия — через поверхностный адаптативный слой.
Как может осуществляться доступ к глубинным архетипическим структурам?
Существует несколько возможностей. Глубокие медитационные процессы дают определенную возможность такого доступа, однако такой процесс плохо контролируется, и последующая интеграция с адаптативными слоями может быть затруднена. Буддистские медитации на восприятие мира «таким, какой он есть» ставят целью сделать поверхностные и подповерхностные структуры прозрачными и непосредственно интегрировать глубинные кластеры, однако это достаточно долгий и кропотливый процесс (Отметим, что похожие практики — «умное делание» — существуют и в эзотерической православной традиции). Наконец, возможно спонтанное возникновение резонансного канала, обусловленное квантовыми эффектами (туннельный переход), т. е. наступает мгновенное озарение — это состояние пророка, великого Учителя или Творца (художника, поэта, ученого). При этом, во-первых, освобождается огромная энергия, лежащая в архетипическом слое, во-вторых, открывается доступ к информационному полю Вселенной, так как именно в этом слое находятся кластеры, резонансные к энергии Вселенной и являющиеся своего рода антеннами.
В чем органическая причина «разделения» слоев сознания?
Одна из причин — структура мозга. Более старые отделы — древний и передний мозг формировались на протяжении около миллиарда лет, в то время как кора — нескольких миллионов. Следствием этого являются различные характерные частоты, ритмы различных отделов мозга. Такая структура затрудняет прямую связь между архетипическим и адаптативным слоями сознания. В то же время КТИ показывает, что сознание является единым голографическим пространством, в котором связь может осуществляться не только через прямое взаимодействие, но и за счет квантовых туннельных эффектов (при наличии соответствующих резонансных структур). Таким образом, на данном этапе эволюции человек от рождения не имеет гарантированного доступа к некоторым мощным ресурсам сознания, но имеет полную возможность их развития за счет квантовых эффектов.
Какова структура глубоких уровней сознания?
Структура глубоких уровней сознания является темой отдельной работы. Отметим, что в КТИ оперируют подходом, несколько отличающимся от модели архетипов Юнга и подхода Гроффа. Вводится понятие базовых форм — глобальных энергетических структур, резонансных к определенным глобальным модальностям Вселенной. К базовым формам относятся, например, огонь, вода, секс (половая дуальность). При этом относительная глубина уровня связана с длительностью эволюционного развития данной формы, например, секс выше огня, но ниже соответствующего архетипа в модели Юнга. Базовые формы резонансны к гигантским источникам энергии во Вселенной, и именно на этом строятся многие религиозные, эзотерические и магические техники. КТИ рассматривает базовые формы как своего рода ортонормированный базис. В различных методах работы с сознанием доступны для исследования проекции базовых форм, часто существующие в виде метафор (в этом смысле архетипы являются именно такими проекциями). Исследование взаимодействия базовых форм с менее глубокими слоями сознания может дать исключительно ценный материал для почти неограниченного развития ресурсов человека.
Заключение
Основная идея этой работы — предложить модель сознания, т. е. способ описания и структурирования внутреннего опыта. Известно, что «карта не есть территория». Какое отношение имеет модель КТИ к территории Вашего опыта?
Если Вы решили отправиться в путешествие, у Вас может быть точное описание, куда идти и где поворачивать; можно найти проводника и просто следовать за ним в надежде, что он точно знает, куда идет; можно прочесть заметки других путешественников. Но в великих сказочных путешествиях, где герою предстоит найти что-то действительно важное, необычное и исключительно ценное для себя и для мира, всего этого недостаточно — приходится искать самому, ошибаться, смотреть по сторонам и учиться видеть.
Кластерная теория интеграции — это не туристический путеводитель и даже не совсем карта, это скорее пособие по картографированию и ориентированию на местности.
Развитие модели привело к появлению объемистой книги, в которой на основе КТИ анализируются самые различные явления и подходы — от самоидентификации до отношений мужчины и женщины. Но важно помнить, что в этой концепции содержатся как бы два «слоя»: первый — это собственно модель (картографирование), а второй — анализ различных явлений и областей внутреннего опыта (описание территории); последнее, как принято говорить, не обязательно совпадает с точкой зрения редакции и читателей. Многие идеи достаточно дискуссионны, и автор очень надеется, что их не воспримут как великую и непоколебимую истину.
Сама идея создания целостного взгляда (модели), объединяющего столь широкие области знания и опыта — от психотерапии и социальной психологии до мистического духовного опыта и религии, — требует процессуального подхода.
Часто неожиданные озарения возникают при внимательном взгляде на детей. Пятилетняя Маша что-то увлеченно рисует цветными карандашами.
— Машенька, что ты рисуешь?
— Портрет Бога.
— Но как же ты его рисуешь, ведь никто не знает, как он выглядит?
— А вот я нарисую, и все будут знать!
Хорошо, когда человек начинает осознавать различие между картой и территорией в детстве.
С помощью модели КТИ можно написать сценарий тренинга или создать технику индивидуальной терапии, и автор выражает глубокое восхищение теми творческими психологами, которые уже попробовали мыслить категориями и языком КТИ и создали свои красивые техники на грани психологии и мистики.
А можно просто «примерить модель на себя», структурировать свой личный опыт и переосмыслить что-то в себе, социуме, поведении других людей. Подход КТИ можно рассматривать и как модель сознания, и как своеобразную метафору, что-то проясняющую в Вашем внутреннем опыте.
Список литературы