Доклад: Общественная роль женщины в XIX веке

Жизнь любого человека нельзя представить вне какого-либо общества - будь то семья или городская община. В своих пьесах А. Н. Островский проводит путь женщины от городских знакомых до семьи. Он дает нам полно понять и представить общественную жизнь женщины в его время. Но не одна пьеса не копирует другую. Хоть «Гроза» и «Бесприданница» созданы одним автором, в них проявляются совершенно разные общественные взгляды. 

Конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины.

Город Калинов - провинциальный город, поэтому можно сказать, что в пьесе описание быта данного города есть часть описания быта вообще всей российской провинции. Провинциальное население России жило по домостроевским законам и религиозным обрядам, в отличие от столицы, где прогрессировали уже совершенно новые идеи, отличные от провинциальных. В быте можно отметить несколько моментов: это социальное, семейное и экономическое положение. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Распространенная социальная группа в обществе - это купцы. Их быт и нравы составляют основу быта провинции. Одни люди довольны купцами - Феклуша: “Купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!”- а некоторые недовольны - Кулигин. Вообще о быте города можно сказать словами Кулигина: “Вот какой у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят наряд показывать. … Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа”. По мнению Кулигина, провинциальное общество больно. И все это связано с отношениями в семье. Иерархия сильно сказывалась на отношениях в ней, а значит и на отношениях в обществе. Яркими представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев "темного царства". Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством. Катерина попадает в среду,  где лицемерие и ханжество очень сильны. Об  этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара,  утверждая, что на обмане у них "весь дом держится".  И вот ее  позиция: "А, по-моему:  делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". "Грех не беда,  молва нехороша! "- так рассуждают  очень многие. Но  не такая Катерина. В этом мире Диких и Кабаних Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она. Катерина предельно честный человек, она искренне боится согрешить,  даже в мыслях  изменить  мужу. Но не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает, (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя) и новым чувством и ломает ее судьбу. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.

Девушка-бесприданница- товар, чью красоту разыгрывают в орлянку.

Быт и нравы провинции в пьесе “Бесприданница” отличаются от быта “Грозы”. Это связано с тем, что в пьесе “Бесприданница” Островский осветил узкий круг людей - провинциальных дворян и дельцов. Разговор, которым начинается пьеса, это разговор двух слуг. Они рассуждают о том патриархальном быте, правил которого строго придерживаются мещане и купцы г. Бряхимова (“по старине живем”). “От поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, отдых”. Особенных развлечений в Бряхимове не было, разве что прогулки по вечерам после чаепития. Так же очень популярно было ходить в ресторан и заказывать с утра шампанское в чайниках. А в чайниках потому, что для людей было важно общественное мнение, так как с утра выпивать такого рода напитки было делом неприличным. Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные из­менения. Здесь «значительные лица в городе» — европеизированные дель­цы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежест­венную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предприни­мательства). Богатые люди в провинции отличаются между собой. Одни щедрые (Паратов), а другие скаредные (Кнуров). Купцы в “Бесприданнице” более нравственные люди, чем купцы из “Грозы”. Это выражается прежде всего в отношении к другим людям. Это уважение, но не дикая злоба как у Дикого. Однако и здесь люди богатого сословия предпочитают общаться тоже с богатыми людьми. Но за внешним лоском этих хозяев жизни —тяжкое дыхание бессердечного мира, купли-продажи, циничного торга, беспощадного при­обретательства. Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж, а это и умение развлекать гостей, и иметь приданое. Если одного из этих компонентов нет, то девушке еще долго придется ждать своего счастливого дня. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед ро­ковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщи­ну, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». И героиня согла­шается, она, наконец, прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Выстрел Карандашева приносит ей избавление от страшной жиз­ненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнуро­ва: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото». Смертельно раненая женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.

 

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru