Статья: Экологическая инспекция

Игорь Рындевич

Сегодня никого не удивишь пристальным контролем государства за деятельностью любых предприятий, учреждений и организаций. Как говорится в известном анекдоте, если вам кажется, что государство о вас не думает, попробуйте не заплатить налоги. Неожиданный визит налогового или пожарного инспектора хоть и сложно назвать приятным моментом для любого руководителя, но он не воспринимается как нечто необычное. В то же время визит человека, представляющегося сотрудником экологической инспекции, вызывает в большинстве случаев растерянность и массу вопросов, особенно для небольших предприятий, чья деятельность, казалось бы, мало связана с проблемами защиты окружающей среды.

Попробуем разобраться, что же представляет из себя так называемая экологическая инспекция, к чему нужно быть готовым при встрече с ней и какие последствия для организации может иметь проведенная ею проверка.

В Российской Федерации вопросами охраны окружающей среды занимается Государственный комитет по экологии, а основным законом, регламентирующим деятельность предприятий и организаций в области природопользования и экологии является Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту «Закон №7-ФЗ»). Надо помнить, что, согласно данному закону, экологической проверке могут подвергаться абсолютно любые предприятия и организации, даже если их деятельность, на первый взгляд, никак не связана с нарушением экологии. Если немного порассуждать абстрактно, то действительно, в деятельности любой фирмы можно найти моменты неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Ведь даже простое потребление бумаги и электроэнергии, не говоря уже об использовании оргтехники, автомобилей и о банальном выбрасывании мусора, наносит урон природе. Поэтому приход инспектора экологического контроля не должен быть неожиданностью для кого бы то ни было.

Согласно Закону №7-ФЗ, при проведении проверки изучается воздействие, осуществляемое деятельностью организации на следующие объекты: землю, недра, почву; поверхностные и подземные воды; леса и иную растительность, животных, другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Как видим, спектр охраняемых объектов достаточно широк, соответственно широк и перечень требований к организациям в области охраны окружающей среды. Например, глава VII Закона №7-ФЗ включает в себя 22 статьи с требованиями и одну статью о возможности ограничения, приостановки или прекращения деятельности организаций, нарушающих эти требования.

В связи с глобальностью вопросов, относящихся к охране окружающей среды, система контроля за выполнением экологических требований также весьма своеобразна. На законодательном уровне закреплено целых 4 вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный. Рассмотрим сначала три последних вида.

Производственный экологический контроль организуется на предприятиях в целях выполнения мероприятий и соблюдения необходимых требований в области охраны окружающей среды. Сведения об организации производственного экологического контроля должны передаваться в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (то есть в органы государственного и муниципального контроля).

Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями, а также гражданами. Его результаты, представленные в органы государственной власти или местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Как видим, экологическим инспектором может быть не только государственный служащий, но и рядовой гражданин. Более того, согласно п. 3 ст. 13 гл. III Закона №7-ФЗ должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Но, конечно, посторонних гражданских лиц никто не станет беспрепятственно допускать в организации и на производственные объекты. В этом плане муниципальный инспектор имеет гораздо больше прав, так как он может (при исполнении своих обязанностей и в пределах своих полномочий) посещать любые объекты, знакомиться с документами и иными материалами, проверять соблюдение нормативов и стандартов, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы, проверять выполнение требований, указанных в ее заключении, выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области экологии, привлекать к административной ответственности лиц, допустивших эти нарушения, приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.

Что касается государственного экологического контроля, то он отличается от муниципального, в основном, масштабом. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а объекты его проверок определяются Правительством РФ. К полномочиям государственного инспектора, по сравнению с муниципальным, добавляется возможность посещения «закрытых» государственных объектов (например, оборонных предприятий).

За нарушение законодательства в области экологии устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность. Однако гораздо более серьезным последствием нарушения экологического законодательства может быть обязанность полного возмещения вреда, причиненного окружающей среде субъектом хозяйственной и иной деятельности, причем иски о компенсации такого вреда могут быть предъявлены в течение двадцати лет с момента нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.