Доклад: Антропогонические и этногонические мифы

Наиболее распространённой у к.-з. и к.-п. версией происхождения человека была признающая приоритет в его сотворении верховного божества Ена, который сделал первочеловека из земли или глины. У к.-з. Ен делал человека и оживлял его без помощи Омöля, тот лишь пытался осквернить творение Ена. У к.-п. Куль принимал участие в сотворении как животных, так и человека: Ен делал туловища, а Куль доделывал на них мелкие детали, но оживлял их Ен. Существовали и другие версии происхождения первочеловека, так, в одном из к.-з. мифов говорится,что все животные появились из крови Омöля, когда он в облике лягушки упал с кочки и поранился. Самое красивое животное стало женщиной. Некоторые к.-з. считали, что человек появился из дерева и травы. В одной из оригинальных к.-п. легенд о Пере-богатыре говорится , что он был первочеловеком, порождённым Пармой (североприуральской тайгой), т. е. самой матерью-природой. По другой к.-п. версии первые мужчина и женщина появились из рыбьей икры, оставленных на берегу. Ещё по одной к.-п. версии, обычные люди появились из карликовой чуди. Чуди нашли серп, и один из них, не умея им пользоваться, отрезал себе голову. Из него хлынула всяческая нечисть, и последним вышел человек. С появлением обычных людей карликовая чудь превратилась во всевозможную нечистую силу.

Распространённым убеждением было, что первые люди были созданы Еном более совершенными, чем они стали. Первоначально у людей вместо кожи было прочное роговое покрытие, которое осталось только на ногтях после того, как Омöль, соблазнив собаку получением тёплой шерсти, получил доступ к охраняемому ею ребёнку и обмазал его своими соплями и слюной. Дети от рождения умели ходить и говорить, но лишились этого дара после того, как мать одного из них оскорбила хлеб и небо, до которого тогда было можно достать рукой, вытерев ребёнку блином зад и прилепив его к небу. После этого у людей исчезло чудесное, суперплодородное земледелие, а небо удалилось далеко от земли, ознаменовав этим окончание мифического времени.

У к.-з. этногонические мифы зафиксированы не были. У к.-п. существовало две мифологические версии происхождения народов коми. Согласно одной из них, к.-з. и к.-п произошли от детей Перы, сына Пармы, и дочери солнца Зарань. По другой версии, их прародителями были два брата Осьяс и Ожьяс, которых с далёкого востока прогнал в уральские леса огромный ворон сурового бога Шурма за то, что они не принесли ему жертву. Зюздинские к.-п. вели своё происхождение от мифической прародительницы Дзузди и её шестерых сыновей, рождённых ею за один раз.