Курсовая работа: Природные ресурсы Московского региона

Из книги «Возрождение Волги - шаг к спасению России» Роль Московского региона в возрождении Волги. Под редакцией д.э.н.академика Российской экологической академии И.К. Комарова

Природные ресурсы Московского региона являются непреходящей ценностью для этой густонаселенной промышленной части Центральной России и должны оцениваться как заповедные, предназначенные для обеспечения благоприятных условий труда и, главным образом, отдыха жителей Москвы и области. Среди проблем, которые не могут решаться отдельно г. Москвой и Московской областью, на первом месте стоят эколого-ресурсные проблемы.

Область по отношению к Москве, с одной стороны, является хинтерландом (природно-рекреационным регионом), а с другой, является ее рекреационной зоной, в то же время находясь под сильным антропогенным прессом столицы.

Нерешенность правового и экономического обеспечения совместных эколого-ресурсных проблем усугубляет и без того напряженную экологическую обстановку в регионе, приводит к хищническому использованию природных ресурсов, причем стихийно и без соответствующей компенсации.

Исходя из этих условий, необходимо изменить стереотип отношения к их потреблению и разработке ресурсов. Следует ввести жесткую регламентацию использования ресурсов, их повсеместную экономию, обеспечить поэтапное сокращение в области добычи отдельных видов полезных ископаемых (в первую очередь, строительных материалов), уменьшить промышленную вырубку лесов, полностью запретить отчуждение земель под несельскохозяйственные нужды, планомерно вести рекультивацию земель и другие природо-восстановительные работы. А главное, следует ввести экономически обоснованную компенсацию за потребление ресурсов. Под этим углом зрения ниже рассмотрены современный уровень состояния природных ресурсов Московской области, структура их потребления и направления научно-технического прогресса в отраслях природопользования.

Стабилизация экономики области и ее дальнейшее развитие будут в значительной степени зависеть как от рационального расходования имеющихся в области первичных материальных и сырьевых ресурсов, так и от повышения уровня утилизации вторичного сырья, поскольку ресурсосбережение выступает в качестве основного источника удовлетворения прироста потребностей регионального рынка в сырье.

Это положительно скажется на внедрении новых малоотходных и ресурсосберегающих технологий, рациональном и экономном расходовании всех видов материальных и сырьевых ресурсов, максимальном использовании вторичных ресурсов, комплексном внедрении достижений научно-технического прогресса в заготовку, обработку и переработку отходов производства и потребления.

В настоящее время отрасли, базирующиеся на использовании местной сырьевой базы занимают значительный удельный вес в хозяйственном комплексе Московского региона.

Минерально-сырьевые ресурсы

Минерально-сырьевые ресурсы Московской области представлены 14 видами минерального сырья, большая часть которых является строительными материалами. Всего на начало 2000 г. учтено 283 месторождения, из них эксплуатируется 150 месторождений. Добывают фосфориты, высококачественные стекольные и формовочные пески, карбонатные и глинистые породы, различные строительные материалы песок, гравий, глины и т. д. Имеется 88 месторождений легкоплавких глин и суглинков, из которых разрабатываются 22, обеспечивая сырьем 18 кирпичных заводов Подмосковья. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) подсчитала ресурсы песчано-гравийно-валунных пород, а попросту щебня, на 62 месторождениях. Самые крупные предприятия по добыче этого вида строительных материалов Тучковский комбинат и Сычевский горнообогатительный комбинат (Волоколамский район). В целом область обеспечена щебнем не более, чем на 13-15 лет, лишь Мансуровский комбинат будет добывать щебень около 50 лет.

В Подмосковье имеется 8 месторождений керамзитового сырья, но разрабатываются 3. А из 10 видов карбонатного сырья 2: Паншинское у поселка Пески и Заболотьевское месторождение у Серпухова. Они поставляют известковую муку. Отдельные виды полезных ископаемых области занимают существенную долю в общем балансе минеральных ресурсов Центрального экономического района России.

Следует отметить, что месторождения полезных ископаемых, как правило, залегают неглубоко и разрабатываются открытым способом. В настоящее время на территории области действует более 150 учтенных карьеров, которые в целом создают весьма значительную площадь нарушения естественной поверхности (так, один доломитовый карьер в Щелковском районе достиг размеров 300 га). Многие карьеры в области превращены в свалки. Кроме учтенных карьеров в области имеются десятки мелких карьеров, разрабатываемых местными организациями без горного отвода. Наиболее интенсивно разрабатываются месторождения, расположенные в лесопарковой зоне Москвы и зоне санитарной охраны Московского водопровода. На эти месторождения приходится 14% всех разведанных, 22% эксплуатирующихся месторождений, суммарный объем добычи здесь около 25% по песчано-гравийному материалу и около 45% по глинам от их общей добычи в регионе. По стекольным пескам, щебню, гравию, кирпично-черепичному сырью ведется подготовка резервных месторождений в сопредельных с Московским регионом областях. Однако анализ показывает, что покрыть полностью дефицит столичного региона за счет соседних с Московской областей не удается. В связи с этим весьма актуальным становится использование промышленных отходов в целях замещения традиционных видов сырья для нужд строительного производства и промышленности строительных материалов. Запасы промышленных отходов здесь огромны. Так, только песков-отсевов, пригодных в качестве заполнителей в бетон и для производства силикатных изделий, скопилось в отвалах около 30 млн. куб. м, золошлаков более 32 млн. т, из них используется на строительные цели не более 0,8-1,5% в год. Поэтому вопрос о ресурсной базе для строительного производства и промышленности строительных материалов должен решаться не в наращивании добычи нерудных материалов, а в решении проблемы утилизации отходов производства и потребления.

В этих условиях мероприятия рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Московской области с учетом максимального сохранения окружающей среды должны включать:

поэтапное сокращение добычи полезных ископаемых, особенно в лесопарковом защитном поясе Москвы;

повышение эффективности поисково-разведочных работ;

восполнение дефицита минеральных ресурсов за счет использования сырьевых баз в прилегающих областях;

комплексное использование минерального сырья;

увеличение темпов и повышение качества работ по рекультивации нарушенных горными работами земель, внедрение технологических схем разработки, предусматривающих совмещение отработки месторождений с рекультивацией.

Значительный интерес из вариантов развития минерально-сырьевой базы региона представляет создание на основе современной технологии и оборудования широкой сети малых горнодобывающих и перерабатывающих предприятий. С помощью таких предприятий можно вовлечь в освоение весьма многочисленные в Московской области мелкие месторождения нерудного сырья, шире использовать промышленные отходы. Малые предприятия более восприимчивы к техническим новшествам. Их легче приспособить к конкретным условиям тех или иных месторождений. Они не требуют мощных источников энергии, дополнительных затрат на транспортировку сырья и конечной продукции. Широкое использование малых горнодобывающих и перерабатывающих предприятий может рассматриваться как одно из важных направлений перспективной программы развития минерально-сырьевой базы стройиндустрии, отвечающее требованиям рыночных отношений.

Топливно-энергетические ресурсы

Топливно-энергетические ресурсы в области представлены относительно небольшими запасами низкокалорийных бурых углей и запасов торфа. Известно около 1700 месторождений торфа. Наибольшее практическое значение они имеют в восточной части области. Суммарная добыча торфа в области составляет приблизительно 6-7 млн. т/год. При существующих темпах добычи и структуре потребления торфа его запасы на территории области будут исчерпаны через 10-15 лет. В настоящее время торф используется на энергетические нужды и в сельском хозяйстве.

В целях более рационального потребления местного торфа целесообразно ограничить его использование в качестве энергетического топлива и расширить применение в сельском хозяйстве в качестве обогащающих добавок в животноводческие корма, в виде удобрения, подстилочного материала и т. д.

Наиболее же рациональные пути использования торфяного сырья, химико-технологическое, бальнеологическое, природоохранное, пока не нашли достаточно широкого применения. Ввиду того, что запасы торфа в области заметно истощаются, последнее направление его использования должно стать приоритетным. Сегодня в области площади торфяно-болотных комплексов, находящихся в естественном состоянии, заметно уступают площадям отработанных и находящихся в эксплуатации торфяных территорий.

В настоящее время выработанные торфяники области это старые, нерекультивированные участки, отработанные разными способами и находящиеся в зависимости от срока вывода из эксплуатации в разном состоянии. Их суммарная площадь составляет около 200 тыс. га.

Используемые рекультивируемые участки составляют 30% от площади всех выделенных из эксплуатации торфоразработок, в отдельных районах реально используются в сельском хозяйстве и лесоразведении менее 15% отработанных торфопредприятиями площадей. Такое использование земельных ресурсов торфяного фонда нельзя признать рациональным.

На выработанных торфяниках следует расширить площади лекарственных растений, ягодных культур. Традиционно выработанные торфяники используются для создания культурных лугово-пастбищных угодий. И это направление следует использовать более интенсивно.

Учитывая, что торфяники повсеместно связаны с болотами, необходимо бережно относиться к сохранению природоохранных функций последних, так как болота в значительной мере обеспечивают равновесие экологических систем. В этих целях все старые карьерные разработки, где происходит процесс заболачивания, необходимо использовать как резервные территории для расширения болотных массивов с местами обитания редких и охотничье-промысловых животных, редких для Московского региона видов растений (береза приземистая, тростянка, ужовник). Часть бывших торфоразработок должна быть вовлечена в активное рекреационное использование, как часть рекреационных комплексов (охотничье-рыболовные хозяйства, заказники, природные парки, зоны отдыха, искусственные водоемы), и в меньшей степени на развитие дачных и коллективных садов, которые усиливают нагрузку на природную среду и лишают регион возможности расширения площади естественных или близких к ним угодий.

Суммарные запасы углей Подмосковного буроугольного бассейна в пределах Московской, Тульской, Калужской и Смоленской областей составляют около 4 млрд. т. Однако, на территории Московской области угли в настоящее время не добываются.

Не обладая собственными значительными топливно-энергетическими ресурсами, Московская область в перспективе будет оставаться потребителем топлива и энергии, поставляемых из других районов страны.

Причем уровень потребления топливно-энергетических ресурсов областью будет расти.

В условиях напряженного топливно-энергетического баланса в Европейской части страны в случае возрастания темпов экономического и социального развития Московской области в ажнейшие научно-технические мероприятия должны быть направлены на широкое осуществлени е топливо- и энергосберегающей политики во всех отраслях экономики области. К числу п ервоочередных мероприятий следует отнести:

дальнейшее снижение удельных расходов топлива;

замена неэкономичных котельных и ускоренное внедрение централизованного теплоснабжения области;

повышение напряжения в передающих системах электроснабжения с 6 на 10 кВт;

применение в тепловых сетях новых теплоизоляционных материалов;

рекуперация тепла отходящих газов в металлургическом производстве.

Земельные ресурсы

На начало 2000 г. земельный фонд Московской области составил около 4580 тыс. куб. га (табл. 2.1.).

Структура земельного фонда. Большая часть земель принадлежит лесохозяйственным предприятиям 40% всего фонда, 39% земель имеют сельскохозяйственное назначение. Земли населенных пунктов составляют 11%, промышленности, транспорта, связи и других несельскохозяйственного назначения около 6%. Земли особо охраняемых территорий, природоохранного, природозаповедного и историко-культурного назначения менее 1,5%. Земли водного фонда 0,6%. Земли запаса 2,3%. На одного жителя приходится 0,21 га сельхозугодий, в том числе пашни 0,16 га и 0,28 га лесных территорий [18].

Такое соотношение категорий земель в целом можно расценить как относительно благополучное для столичного региона, за исключением совершенно неудовлетворительно низкой доли земель природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения 1,3%.

Земли сельскохозяйственного назначения. Из таблицы 2.2. видно, что по отдельным районам удельный вес земель сельскохозяйственного назначения колеблется от 15% в Балашихинском районе до 80% в Серебряно-Прудском.

Удельный вес земель сельскохозяйственных предприятий увеличивается от центра области к ее периферии. В пригородной зоне земли сельскохозяйственных предприятий составляют порядка 20-30% всего земельного фонда. Здесь высокий удельный вес населенных пунктов, лесов рекреационного назначения. В радиусе 50-70 км от Москвы удельный вес земель сельскохозяйственных предприятий составляет 30-40% от площади земельного фонда.

Более высокий удельный вес земель сельскохозяйственных предприятий (50-60%) на крайнем западе области и к юго-востоку от Москвы. На крайнем юге области земли сельскохозяйственных предприятий составляют более 70% площади.

Обеспечение рационального землепользования и, прежде всего, сельскохозяйственного является важной проблемой эффективного природопользования Московской области.

По землеобеспеченности Московская область относится к остро дефицитным районам страны. На одного жителя области, включая городское население, приходится всего лишь 0,32 га всей земельной площади и менее 0,09 га суммарно учтенной пашни, многолетних насаждений, приусадебных и коллективных садов и огородов.

Сельскохозяйственная освоенность земель, занятых сельскохозяйственным производством, в среднем составляет 84%, земледельческая около 59%.

Земельные ресурсы области неуклонно и в значительных размерах сокращаются. Резерв же земель для восполнения утраченных угодий в пределах сельскохозяйственных землепользований крайне ограничен.

Сельскохозяйственное освоение болот (около 12 тыс. га) целесообразно только под культурные луга в целях улучшения кормового баланса. При освоении торфяных почв следует учитывать, что они крайне бедны агрохимическими элементами (калий, фосфор, азот), а усвояемость культурными растениями составляет всего лишь 25-30%. Какое-либо значительное сельскохозяйственное освоение площадей, занятых лесами, также нереально.

Таким образом, учитывая ограниченность резервных земель, которые могут лишь обеспечить восполнение неотвратимых отводов сельскохозяйственных угодий под несельскохозяйственные нужды и почвозащитные цели, аграрная политика в Московской области должна быть направлена на решение следующих основных задач:

всемерное повышение естественного плодородия почв и производительности используемых сельскохозяйственных угодий;

предельное сокращение отводов сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, особенно пашни и пахотнопригодных земель;

выявление земельных резервов для нового сельскохозяйственного освоения и восполнения различного рода отводов сельскохозяйственных угодий за счет оптимальной организации территории;

определение оптимальной структуры специализации сельского хозяйства с учетом растущей численности городского населения и их продовольственной потребности.

Земли населенных пунктов. На начало 2000 г. в Московской области числится около 480 тыс. га земель населенных пунктов. На этой площади размещаются 217 городов и поселков, 6 тыс. сельских населенных пунктов и более 120 дачно-строительных кооперативов.

Одной из основных проблем Московской агломерации является дефицит территориальных ресурсов, в связи с чем все перечисленные поселения агломерационного типа области должны развиваться по пути реконструкции и ограничения территориального роста.

Основными положениями Генерального плана предусматривалась стабилизация территориального развития г. Москвы и городов области. Практически городские территории развивались в соответствии с разработанными генеральными планами городов и поселков городского типа. Сравнение Схем генеральных планов городов (1998 г.) с фактическим положением дел показало, что многие города в своем развитии вышли за пределы своих административных границ. Территория городских поселений на уровне 1999 г. превысила запланированные объемы развития городских территорий почти на 10%.

Анализ распределения земель населенных пунктов по типам поселений свидетельствует о том, что наибольшая площадь 295 тыс. га (или 62%) приходится на земли сельских населенных пунктов; 25% составляет площадь земель городов областного подчинения, 13% земель городов районного подчинения и поселков и 0,5% земель дачно-строительных кооперативов.

Среди районов значительные площади земель населенных пунктов сосредоточены в Раменском (20 тыс. га), Орехово-Зуевском (18 тыс. га), Можайском (17 тыс. га) и Сергиево-Посадском (15 тыс. га) [18].

А среди городов областного подчинения наибольшие площади земель в Ступино (9 тыс. га), Дубне (7 тыс. га) и Коломне (6 тыс. га).

Современная градостроительная политика в Московской области заключается в комплексной экологоориентированной организации территории. К ее основным направлениям относятся: упорядочение территориальной структуры; экологоориентированное преобразование территории; сопряжение систем расселения с природным комплексом; модернизация региональной инфраструктуры; выделение структуроформирующих элементов градостроительной и экологической системы и приоритетов их развития; взаимоувязка трансформации земель при градостроительном развитии с перспективным функциональным зонированием; развитие рыночных инфраструктур и частного сектора экономики.

Важным элементом территориальной организации производственной и социальной сфер является формирование оптимальной политики расселения. Особенно остро это касается формирования внутрирайонных поселенческих структур сельских населенных пунктов.

Существенной особенностью сельских населенных пунктов является их непосредственная связь с землепользованием: освоением и использованием земли.

В области сложилась следующая классификация сельских населенных пунктов:

центральные усадьбы (центр производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий, выполняющих управленческие, производственные, культурно-бытовые функции, размером от 1 до 3 тыс. чел.);

производственные и хозяйственные центры (рядовые и малые сельские населенные пункты с единичными производственными объектами и первичными учреждениями культурно-бытового обслуживания, размером от 0,2 до 1 тыс. чел.);

рядовые сельские населенные пункты (малолюдные сельские поселения размером до 0,2 тыс. чел., ранее исключавшиеся из планов социально-экономического развития и нуждающиеся в обустройстве).

Анализ развития поселенческих структур Московского региона показывает, что территориальное распределение сельского населения в области и планировочная структура поселений сформировались под влиянием природно-ресурсных, ландшафтных и демографических факторов, обусловивших неоднородность размещения на ее территории производительных сил.

Активное заселение высокоурбанизированных производственно-селитебных образований пригородной зоны и восточных районов, в которых проживает более 43% населения области, обусловлено наличием исторически сложившихся здесь благоприятных условий для земледелия и современными многофункциональными связями со столицей, низкий уровень заселенности и урбанизированности периферийных районов, особенно на севере, северо-западе, юго-западе и юго-востоке области, на долю которых приходится около 80% территории и 20% населения, определен не только природными особенностями этих районов, отличающихся высокой залесенностью и заболоченностью, но также слабой оснащенностью инженерной и социальной инфраструктур.

Процесс преобразования системы сельского расселения в условиях организации крестьянских (фермерских) хозяйств происходит по двум основным направлениям:

развитие и определенная трансформация сложившейся системы сельских поселений;

возникновение мелкогрупповой (хуторской) формы поселения, представляющей самостоятельный жилищно-хозяйственный комплекс (ЖХК), размещающийся на отдельном участке земли.

Первое направление целесообразно развивать при формировании крестьянских (фермерских) хозяйств на основе развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в рамках сельскохозяйственного предприятия, сохраняющегося в прежних территориальных границах при размещении на сравнительно мелкоконтурных участках (до 25 га).

Второе направление наиболее характерно при организации крупных крестьянских хозяйств (100-150 га) или их объединений (ассоциаций, акционерных обществ и пр.) на основе реорганизации существующего сельскохозяйственного предприятия.

В любом случае реорганизация существующих землевладений и землепользований должна быть обоснована с точки зрения эффективности экономики и социальных условий.

В пределах административных границ любого поселения непременно имеются земли фактически не используемые или используемые чрезвычайно нерационально. Эти территории являются значительным резервом в строительстве.

На основе анализа было выявлено, что в целом по Московской области такие территории составляют около 3% площади земель населенных пунктов. Особенно велик удельный вес резервных территорий (около 8%) в городах районного подчинения. Среди районов области основные площади резервных территорий сосредоточены в населенных пунктах Орехово-Зуевского (846 га) и Можайского (509 га) районов.

Земли промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного назначения по государственному земельному учету занимают около 300 тыс. га. Из них промышленными объектами занято 73 тыс. га (24% от общей площади земель несельскохозяйственного назначения); земли транспорта 53 тыс. га (18%); земли связи, радиовещания, телевидения, информатики 3 тыс. га (0,9%); земли несельскохозяйственного назначения (главным образом занятые обороной) 171 тыс. га (57%). Среди районов области наибольшие площади земель промышленности приходятся на Шатурский район 12 тыс. га, Щелковский 10 тыс. га; транспорта на Орехово-Зуевский район (3 тыс. га), Подольский и Истринский районы по 27 тыс. га; связи, радиовещания, телевидения и информатики на Орехово-Зуевский (0,9 тыс. га), Талдомский (0,8 тыс. га) и Подольский (0,8 тыс. га) районы; иного несельскохозяйственного назначения на Шатурский (24 тыс. га), Солнечногорский (22 тыс. га), Наро-Фоминский (18 тыс. га) и Одинцовский (17 тыс. га).

Анализ структуры земельных угодий промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного назначения свидетельствует об интенсивном их использовании. Угодья прямого функционального назначения в целом по земельной категории составляют 76%, а на землях транспорта свыше 90%. Наряду с этим, значительные территориальные резервы отмечаются на землях промышленности (16%) и иного несельскохозяйственного назначения (10%).

Земли рекреационного назначения. На территории Московской области за годы Советской власти сложилось сложное рекреационное хозяйство. Хотя за годы перестройки рекреационной хозяйство понесло существенный урон, тем не менее оно в том или ином виде продолжает функционировать. Объекты рекреационного хозяйства занимают почти 17 тыс. га. В том числе: курорты, санатории, профилактории, занимающие территорию около 2,6 тыс. га, детские оздоровительные учреждения 2,6 тыс. га, дома отдыха, пансионаты 5 200 га, кемпинги, туристические базы, дома рыболовства и охотника, детские лагеря 4,6 тыс. га, зоны отдыха 675 га; парки, лесопарки, туристические тропы 1 172.

Для оптимального развития всех сторон рекреационного хозяйства необходимо, в первую очередь, расширить и сохранить рекреационный потенциал. Необходимо разгружать отдельные территории, пользующиеся популярностью у отдыхающих. Их перегрузка и несоблюдение правил охраны земель вызывает рекреационную деградацию лесов, лугов. Чтобы расширить рекреационный потенциал Московской области и повысить качественный уровень отдыха населения, необходимо проводить мероприятия по охране и восстановлению земель природоохранного и рекреационного назначения, улучшению и расширению транспортной инфраструктуры, строительству и реконструкции санаториев и т. п.

Земли лесного фонда занимают свыше 1,8 млн. га или 40% территории области. Из них покрыты лесом около 1,7 млн. га (92%). Занято дорогами, населенными пунктами 27 тыс. га. Болота и земли, находящиеся под водой, составляют 33 тыс. га. Занятые сельскохозяйственными угодьями 27 тыс. га.

На одного жителя Московского региона приходится в среднем 13 соток леса, что значительно меньше, чем в среднем по России.

Земли водного фонда занимают территорию, превышающую 25 тыс. га. В эту категорию входят земли, занятые водоемами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода, по берегам водоемов, под зоны отдыха и т. п.

В системе земель этой категории абсолютное преобладание имеют площади под водой 17,8 тыс. га (70,6%), сельскохозяйственные угодья занимают 0,2 тыс. га (0,8%), площади, покрытые лесом 1,0 тыс. га (3,2%).

Значение земель водного фонда многообразно, но основное назначение водохранилищ и озер Московской области регулирование водных ресурсов для надежного обеспечения систем водоснабжения, рыбного хозяйства, отдыха населения. Комплекс гидротехнических сооружений канала им. Москвы предназначен для водоснабжения Москвы и ее пригородов, соединения столицы глубоководным судоходным путем с Волгой, обводнения рек Москвы, Яузы, Клязьмы, Учи и улучшения их экологического состояния.

Состояние нарушенных земель. Нарушение земель происходит, главным образом, при пользовании недрами и производстве земельных работ по обеспечению строительства. На начало 2000 г. общая площадь нарушенных земель составила около 50 тыс. га. Наибольший объем нарушений приходится на предприятия торфо-разработки 42 тыс. га. Из них к началу 2000 г. 13 тыс. га самозаросли и практически рекультивировались.

В ряде районов за последние годы площадь нарушенных земель увеличилась за счет увеличения добычи песчано-гравийного материала и кирпичных глин и суглинков (потребность в которых в области достаточно велика), а также неоправданно низких темпов рекультивации. Поэтому в земельном балансе фактическая площадь нарушенных земель составляет в настоящее время около 37 тыс. га.

Динамика рекультивации нарушенных земель свидетельствует о неуклонном снижении ее темпов и передачи рекультивированных земель под сельскохозяйственное и лесное использование за последние 5 лет, особенно в Люберецком, Серебряно-Прудском, Волоколамском и других районах.

На многих горнодобывающих предприятиях области отсутствуют проекты рекультивации нарушенных земель, а также финансовые средства для ее проведения. Следует также отметить слабый контроль со стороны земельных органов за ходом и качеством рекультивационных работ. Вседствие этого рекультивированные земли характеризуются низким качеством создаваемых сельскохозяйственных и лесных угодий.

За последние годы в области ежегодно снимается порядка 150 тыс. куб. м плодородного почвенного слоя (ПСП). На начало 2000 г. около одного миллиона куб. м почвенной массы заскладировано.

В целях сокращения объемов нарушения земельного покрова было бы целесообразно осуществить в области такие предложения специалистов:

для оптимизации использования земель минерально-сырьевого комплекса и их охраны и, учитывая широкий диапазон изменения удельной землеемкости добычи полезных ископаемых, разработать "Схему очередности освоения природных и антропогенных месторождений минерального сырья на период до 2010 г.";

темпы рекультивации нарушенных земель и передача их в сельскохозяйственное и лесное использование за последние 5 лет неуклонно снижались при низком качестве рекультивационных работ. В связи с этим необходимо усилить контроль за их выполнением в соответствии с проектами и земельным законодательством;

для сохранения, рационального использования ПСП и улучшения малопродуктивных угодий необходимо ввести строгий порядок утверждения запасов подлежащей снятию плодородной почвенной массы и контроль за ее использованием;

в целях практического решения проблем рекультивации земель, нарушаемых горными работами, сохранения плодородных почв при производстве строительных земляных работ и их использования для улучшения малопродуктивных угодий, в дополнение к федеральным целесообразно разработать и ввести в действие следующие региональные нормативные документы:

Положение о рекультивации нарушенных земель;

Правила осуществления государственного контроля за выполнением работ, связанных с нарушением земель и их рекультивацией в Московской области;

Нормативы и расценки на плодородный слой почвы, теряемой при производстве земляных работ в Московской области;

Инструкции по инвентаризации и качественной характеристике нарушенных и рекультивированных земель.

Качество земель и тенденции изменения. Большая часть Московской области расположена в лесной зоне. Отсюда господство почв подзолистого типа. Они формируются под еловыми, сосновыми и широколиственно-хвойными лесами, в условиях промывного режима. Встречаются два подтипа подзолистых почв: собственно подзолистые и дерново-подзолистые, которые различаются по степени оподзоленности. Наиболее распространены дерново-подзолистые почвы, испытавшие длительное хозяйственное воздействие. Поэтому разные виды этих почв теперь плохо отличаются друг от друга. Типично подзолистые почвы сравнительно редки и приурочены, преимущественно, к водоледниковым пескам.

Значительные площади занимают болотно-подзолистые почвы, которые формируются в условиях временного застоя поверхностных или неглубокого залегания грунтовых вод. Среди них встречаются подзолистые глееватые и подзолисто-глеевые, дерново-подзолистые глееватые и дерново-подзолисто-глеевые почвы.

В регионе зарегистрировано около 60 тыс. стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферу, из которых только каждый шестой оснащен установками очистки газа. Общая сумма выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения составляет порядка 400 тыс. т.

Наиболее интенсивно загрязнены почвы в Центральном промышленном ядре (г. Москва), где отмечено накопление широкого спектра токсичных элементов ртути, кадмия, свинца, цинка, меди, никеля, вольфрама, ванадия и др. Напряженная экологическая обстановка, обусловленная наличием крупных промышленных узлов (Дзержинско-Лыткаринский, Электростальско-Ногинский, Электроугли и др.) характерна для 5 крупных и нескольких локальных зон, в совокупности занимающих около 20% площади области.

Земли лесного фонда имеют большое экологическое значение и выполняют санитарно-гигиенические, оздоровительные и рекреационные функции, по качественному состоянию оцениваются как наименее загрязненные.

Леса области на основной площади характеризуются высокой продуктивностью, но во многих местах по окраинам леса и вдоль дорог захламлены бытовыми отходами, несанкционированными свалками.

Качество земель сельскохозяйственного назначения по ряду показателей не соответствует благоприятной оценке. В составе сельских угодий имеются значительные площади почв пониженного плодородия, деградированных и загрязненных. Такое состояние обусловлено высокой техногенной нагрузкой на земле.

Создание и поддержание благоприятного качественного состояния сельскохозяйственных угодий в области является сложной задачей, требующей для решения больших материальных затрат. Это связано с недостаточно благоприятными природными условиями: преобладанием в почвенном покрове дерново-подзолистых, в том числе дерново-подзолистых переувлажненных, почв пониженного естественного плодородия, малогумусных, кислых, с низкой емкостью поглощения, со слабой противоэрозионной устойчивостью. Наиболее плодородных почв (черноземы, серые лесные, аллювиальные) в почвенном покрове сельскохозяйственных угодий области только 24%. Кроме того 8% общей площади сельхозугодий занимают малопригодные для земледелия почвы.

В составе почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения находится значительная площадь переувлаженных и заболоченных почв 36%. В составе кормовых угодий их значительно больше 63% от площади сенокосов и 45,3% от площади пастбищ.

Переувлажненные почвы по своим свойствам неблагоприятны для использования под пашню наблюдается снижение урожаев большинства сельскохозяйственных культур и деградация самих земель. Особенно остро стоит вопрос о ресурсосберегающем использовании пойменных и торфяных почв. В настоящее время многие пойменные земли в области уже утратили свое природное плодородие.

Растительность

Важнейшим природным ресурсом Московской области является растительность. Естественный растительный покров здесь, как уже говорилось ранее, достаточно разнообразен. Он представлен лугами (заливными и суходольными), кустарниковыми зарослями в поймах рек, растительными сообществами болот и побережий водоемов, водными растениями, но основное пространство территории Московской области занимают леса.

Все леса области отнесены к I группе лесов, которые регулируют экологическое состояние окружающей среды, выполняют защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, являются местом массового отдыха жителей г. Москвы и области.

Более 700 тыс. га лесов отнесены к запретным категориям, где запрещены рубки главного пользования и проводятся только санитарные рубки.

Решение стратегических задач рационального природопользования невозможно без бережного отношения к растительному покрову важнейшему компоненту подавляющего большинства наземных экосистем (99% органического вещества создается на Земле зелеными растениями), а основная часть территории Московской области (самой густонаселенной, самой промышленной, самой урбанизированной) покрыта зеленой растительностью: более чем на 40% лесной, на 10% луговой и на 30% (пашня) засеваемой сельскохозяйственными культурами. Среди растительности (не только естественной в лесах и на лугах, но и культурной в садах, на огородах и сельскохозяйственных полях) обитают разнообразные животные. Одни из них вредят растениям, другие обеспечивают их размножение (опыляют цветки, разносят семена), способствуют усвоению необходимых веществ и воды, третьи участвуют в разложении мертвой органики... Вместе с растениями и микроорганизмами они образуют неразрывное сообщество организмов биоценоз. И чем это сообщество разнообразней, тем сложнее взаимосвязи слагающих его организмов и тем устойчивее оно само. Наиболее ценен для человека сложный лесной биоценоз.

Разнообразен видовой состав лесов Московской области: с севера на юг сменяют друг друга темнохвойные еловые и хвойно-мелколиственные, елово-березовые и сосновые, хвойно-широколиственные и липово-дубовые леса. Высокими эстетическими качествами обладают липово-кленово-еловые, дубово-березово-еловые, липовые, еловые леса. В динамике природного состава лесов области за последние 20 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту доли насаждений с преобладанием хвойных пород, удельный вес которых в настоящее время составляет 49%, мягколиственные породы 49% и твердолиственные (дуб) 2%. В результате активной лесохозяйственной деятельности площадь осинников сократилась в 2 раза, а площадь еловых лесов увеличилась в 1,4 раза.

За последние 35 лет земли, покрытые лесом, претерпели существенные изменения, сократились объемы санитарных вырубок и восстановительных работ: во многих местах леса захламлены бытовыми отходами, несанкционированными свалками, особенно на окраинах лесных массивов, вблизи городов и населенных пунктов, по обочинам дорог.

Основными антропогенными факторами в условиях Московской области, влияющими на состояние лесов, являются: строительство, рекреация, импактное загрязнение вредными выбросами, избыточное увлажнение и заболочивание земель.

Зоны воздействия садово-огородных товариществ и дачных кооперативов включают в себя от 7 до 42% площади лесхозов. Рекреационные нагрузки со стороны членов садово-огородных товариществ и дачных кооперативов прослеживаются в радиусе 1 км. Однако, реальное воздействие на лесную среду наблюдается на расстоянии 50-100 м от границ участков и составляет около 2-5% площади указанной зоны [18].

В последние годы все заметнее возрастает воздействие на состояние лесов автотранспорта.

Практически вдоль всех центральных автомагистралей области, в районах примыкания к ним лесов, наблюдается ослабление и частичное усыхание до 5-15%, как лиственных, так и хвойных пород. Уровень дехромации и дефолиации березы и сосны достигает 40%.

Не отвечает современных требованиям устойчивого развития лесное хозяйство столичного региона. Оно по-прежнему ведется традиционными способами, при которых первое место отводится заготовке древесины в промышленных целях. При этом существующие технические и экономические условия вступают в противоречие с многофакторным значением лесов, приводят к нарушению экосистем, снижению производительности лесов, средообразующих и защитных функций лесных насаждений. Недостаточная оснащенность лесных предприятий специальными техническими средствами, людскими и материальными ресурсами не способствует рационализации использования всего комплекса лесных ресурсов. Потребность региона в лесоматериалах за счет местных ресурсов удовлетворяется только наполовину.

Общая площадь лесного фонда области составляет 2075 тыс. га. Лесистость области составляет сейчас 42%. Ощущается острый дефицит спелых насаждений с преобладанием хвойных (0,5%), недостаток приспевающих (3,7%), значительное накопление спелых и перестойных осинников. Крупные лесные массивы сохранились только в западных и восточных районах Подмосковья. Средний возраст лесных насаждений в области 59 лет.

До сих пор бытует мнение, что леса на Руси не меряны, не считаны и расти должны сами по себе. Однако это не так. Начиная с Ярослава Мудрого наши правители проявляли заботу о лесе. Так, в 1700 г. Петр I передал управление лесами как "особо ценного государственного имущества" Морскому приказу. Тогда же была создана государственная лесная служба. Петр повелел заботиться о сохранении лесов "во всех местах, где возможно насаждать и возвращать" их. В инструкции 1722 г. о порядке рубки и охраны лесов впервые были установлены водоохранные зоны. Категорически запрещалась рубка лесов по берегам рек и вокруг городов. Пригородные леса предназначались для гуляния горожан. В 1803 г. в России открылся Лесной институт. Традиции сбережения лесов вокруг Москвы необходимо сохранять и развивать. Леса Московской области нельзя рассматривать как обычную сырьевую базу. Они должны, в первую очередь, выполнять свою водоохранную, почвозащитную, рекреационную и климатосмягчающую роль. Оптимальная величина для территорий, имеющих такое громадное рекреационное значение, должна быть не менее 45-50%. Санитарное состояние лесов не вполне удовлетворительное. В связи с болезнями и вредителями в лесах Подмосковья отпад в хвойных и дубовых насаждениях превышает естественный отпад на 10%. Требуется усиление борьбы с болезнями и вредителями, а также комплекс мероприятий по защите от пожаров.

Расчетная лесосека осваивается не полностью. Средний ежегодный недоруб, в основном мелколиственной древесины, составляет около 300 тыс. куб. м, почти 200 тыс. этой же древесины остается не реализованной при рубках ухода. 270 тыс. куб. м древесины в год перерабатывается в низкоценные технологические дрова. Выход полезной древесной продукции в 2-3 раза меньше, чем в зарубежных странах.

Основной проблемой использования лесных ресурсов является отсутствие четкого комплексного природо-функционального и планировочного зонирования с выделением локализованных рекреационных зон и ресурсов. Функциональное зонирование центральной части области с выделением охраняемых лесных массивов, наиболее ценных рекреационных ресурсов и водоохранных зон, в том числе и источников водоснабжения, определения в них характера и объема реконструктивных рубок, предусматривающих создание древостоев, наиболее устойчивых к рекреационным нагрузкам, с высокими санитарно-эстетическими, поглотительными и защитными свойствами, наиболее приоритетная задача ведения лесного хозяйства.

Предприятия лесного хозяйства недостаточно укомплектованы современной техникой и кадрами охраны и контроля за санитарным состоянием лесов.

В целях рационального использования лесных ресурсов было бы целесообразно:

прекратить рубку ценных хвойных лесов в силу их особого рекреационного, водоохранного, почво- и ветрозащитного значения, а также в целях сохранения непрерывного обеспечения ценной древесиной на особо важные хозяйственные нужды;

расширить эксплуатацию мягколиственных древостоев с обеспечением лесокультурных работ по восстановлению лесов ценными хвойными породами;

повысить эффективность лесовосстановления и общую продуктивность лесов, широко внедрить на лесных площадях создание ягодников, питомников лекарственных трав и т. д.

Природный комплекс "Лесопарковый защитный пояс" (ЛПЗП) объединяет территории, уникальные по своему ландшафтно-географическому и биологическому своеобразию, экологической и культурной ценности и представляет собой единственный природно-хозяйственный комплекс площадью 260 тыс. га, из которых 47% застроено, 35% являются лесными территориями, около 15% сельскохозяйственные угодья, 3% водоемы. Крупнейшие природно-ландшафтные комплексы образуют: Москворецкая система, система рек Клязьмы, Яузы и Пехорки, Лосиный остров, Битца, Горки Ленинские. На территории ЛПЗП расположены семь районов Московской области Мытищинский, Ленинский, Красногорский, Химкинский, и большая часть Люберецкого, Одинцовского и Балашихинского районов. Ширина ЛПЗП колеблется в пределах от 10 до 15 км, а ее границы имеют не полную геодезическую привязку.

Территории особой природной, ландшафтной и экологической значимости охватывают 77 тыс. га, однако правовой статус особо охраняемых природных территорий имеют только Национальный парк "Лосиный Остров" и Государственный исторический заповедник "Горки Ленинские", территория которых составляет (вместе с охранными зонами) 7,9 тыс. га. До настоящего времени не утверждены положения и границы природно-ландшафтных комплексов "Верхняя Москва-река", "Клязьма", "Лермонтовские места", "Пехорка", "Нижняя Москва-река", что приводит к бесконтрольной хозяйственной деятельности на этих территориях.

Леса единого государственного лесного фонда составляют 35% территории ЛПЗП (56 тыс. га). Доля лесов ЛПЗП от площади лесов Московской области (2050,3 тыс. га) невелика и составляет 2,73%. Все леса на территории ЛПЗП относятся к первой группе и не имеют промышленного значения. Лесное хозяйство на данной территории направлено на выполнение лесовосстановительных, природоохранных и рекреационных функций [18].

Все леса ЛПЗП находятся в зоне интенсивной рекреации и подвергаются массовому воздействию рекреантов. По данным лесопатологических обследований, деревья с механическими повреждениями в зонах отдыха составляют до 45%, избыточные нагрузки на почву приводят к изменению структуры напочвенного покрова и самой почвы. В результате воздействия происходит ослабление насаждений с последующей деградацией.

Наиболее сильные воздействия на состояние насаждений оказывают выбросы автомобильного транспорта. Практически вдоль всех центральных магистралей в районе примыкания к ним лесов (данные Мособлприроды) наблюдается ослабление и частичное усыхание до 10-15% как лиственных, так и хвойных пород. Уровень дехромации и дефолиации березы достигает 40%. С увеличением автомобильного парка наблюдается усиление влияния данного фактора на лес.

В настоящее время законодательно функции и назначение ЛПЗП определяются Законом Российской Федерации от 19.11.91 "Об охране окружающей природной среды", в соответствии с которым устанавливаются средозащитные, средообразующие, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции ЛПЗП. На территории ЛПЗП "запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций". На всей площади лесов лесопаркового защитного пояса установлен режим государственного заказника по охране и воспроизводству лесного фонда.

Однако принятие в 1991 г. Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" позволило местной администрации Московской области фактически бесконтрольно и необоснованно, в противоречие всем ранее принятым природоохранным актам, обеспечивавшим особый режим территории ЛПЗП и зон санитарной охраны водоисточника, выделять участки земли под строительство и другие виды хозяйственной деятельности.

За 53 года существования ЛПЗП ее граница и территория существенно трансформировались. Территория ЛПЗП составляет 3,5% (162,5 тыс. га) от территории Московской области. Численность населения ЛПЗП около 25% населения области. Плотность населения на территории ЛПЗП (8,4 чел./га) в 8 раз превышает среднюю плотность населения в целом по Московской области.

Из представленных данных следует, что природные территории составляют менее 45% ЛПЗП, 35% занимают урбанизированные территории, в том числе 18 тыс. га территории объектов промышленности, транспорта, обороны, инфраструктуры и т. д. Сельскохозяйственные территории занимают 20% территории ЛПЗП (33 тыс. га) и год от года сокращаются.

Урбанизированные территории, по данным Москомархитектуры, составляют 57 тыс. га (35% территории ЛПЗП) и формируют на территории ЛПЗП конгломераты городской и сельской застройки, производственных и сельскохозяйственных территорий, транспортных и инженерных сооружений, непосредственно примыкающих к границам Москвы. Они формируются преимущественно вдоль радиальных транспортных направлений, а на востоке ЛПЗП образуют сплошной ареал.

В состав территорий поселений (38 тыс. га) входят городские поселения (58%) и сельские поселения (42%). 90% городского фонда составляет многоэтажная застройка. Традиционный малоэтажный городской и сельский жилой фонд обладает низким уровнем благоустройства.

Тенденцией последнего десятилетия стало активное освоение под малоэтажное строительство территорий в межмагистральных пространствах. Уже в настоящее время, под данным НииПИ Генплана Москвы, местные власти выделили около 5 тыс. га территорий под данный вид строительства. Более 60% отведенных территорий не имеют необходимых экономических обоснований и градостроительной документации [38].

Степень урбанизации территорий ЛПЗП значительно опережает их инженерного обустройства. Централизованная система Московского водопровода обслуживает Москву и крупные города ЛПЗП. Централизованное водоснабжение сельских населенных пунктов обеспечивается частично, либо отсутствует.

Канализование объектов осуществляется в Московскую систему, при этом необходимо отметить, что коммуникации Московской системы (коллектора и станции аэрации) перегружены и возможности их дальнейшего развития ограничены как территориально, так и по соображениям охраны окружающей среды. Ряд городов и поселков ЛПЗП имеют локальные очистные сооружения (биостанции, поля фильтрации). Сельские населенные пункты и садовые товарищества пользуются в основном выгребами.

Водосточная сеть и очистные сооружения поверхностного стока строятся лишь в городах и крупных поселках, при этом строительство систем отвода и очистки поверхностного стока отстает от развития застройки. Большинство построенных водосточных коллекторов сбрасывает ливневые и талые воды без предварительной очистки. Существующие очистные сооружения работают в режиме только механической очистки (отстаивание).

Теплоснабжение городов и объектов ЛПЗП осуществляется преимущественно локальными источниками. Шесть городов и поселков ЛПЗП частично обслуживаются теплом московских ТЭЦ. Подавляющая часть локальных источников мелкие котельные, имеющие устаревшее оборудование, не отвечают требованиям охраны атмосферного воздуха.

В хозяйственном комплексе ЛПЗП занято 315 тыс. чел. (около 80% потенциальных трудовых ресурсов). Выезжает на работу и учебу за пределы ЛПЗП около 310 тыс. чел., из них в Москву до 270 тыс. Приезжает на работу из-за пределов ЛПЗП более 160 тыс. чел., из них половина москвичи.

Ведущее место занимает промышленность (более 40% занятых). Промышленно-производственные территории занимают более 20 тыс. га и являются наименее благополучными в экологическом и градостроительном отношении. В промышленности преобладают отрасли, являющиеся "продолжением" промышленного комплекса Москвы. Высокотехнологичное производство потребительских товаров развито слабо. Значительная часть промышленных предприятий находится в состоянии кризиса.

В науке, научном обслуживании, в высшем и специальном образовании сконцентрировано более 20% занятого населения. В этих отраслях преобладают технические направления, тесно связанные со структурой научно-технического комплекса Москвы.

Очень слабо развита сфера обслуживания (23% занятых), в особенности связанная с отдыхом и туризмом (менее 1%). Сезонные летние пики рекреационных потоков из Москвы увеличивают нагрузки на объекты обслуживания в 2-3 раза. В ЛПЗП практически отсутствует система правового, хозяйственного и градостроительного регулирования использования территории в рекреационных целях, что ведет к спонтанному формированию рекреационных нагрузок, деградации ценнейших природных рекреационных ресурсов.

Дачные участки и садоводческие поселки, по данным НИиПИ Генплана Москвы, занимают площадь более 4,5 тыс. га. Количество отдыхающих в них доходит в летние месяцы до 215 тыс. чел. Данные территории отличает низкая степень инженерного обустройства и, в первую очередь, в части отведения сточных вод и сбора, транспортировки и утилизации отходов.

В лесном хозяйстве, призванном играть ключевую роль в сохранении природного потенциала ЛПЗП, сосредоточено менее 1% занятых.

Животный мир

Животный мир сложился в результате смешения нескольких потоков животных, отличающихся по происхождению и времени появления. Обособление лесных (таежных, широколиственных и смешанных) и лесостепных природных территориальных комплексов привело к образованию соответствующих им зооцентров. Каждый ландшафт обладает своим набором видов животных. С антропогенным воздействием связано возникновение разнообразных хозяйственных угодий и урбанизированных территорий, что существенным образом повлияло на состав и численность животного населения.

В настоящее время в Московской области обитает около 60 видов млекопитающих, 18 видов пресмыкающихся и земноводных и до 40 видов рыб. Около 300 видов птиц зимуют на территории области или бывают пролетом. Из них свыше 200 видов встречаются в ближайших окрестностях Москвы, причем 120 видов обитают здесь регулярно, а 20 видов проникают в центральные жилые кварталы.

Наиболее распространенными таежными видами являются заяц-беляк, белка-летяга, глухарь, рябчик, дрозд рябинник и белобровик, клест-еловик, снегирь, дуроголовая гаичка. Характерные виды широколиственных лесов: косуля, кабан, лесная куница, норка, черный хорь, сони (садовая, орешниковая, лесная и полчок), желтогорная мышь, серая неясыть, зеленый дятел, славка садовая, щегол, черный дрозд, соловей, обыкновенная иволга, зарянка, лазоревка и др. В смешанных и широколиственных лесах: лось, крот, лисица, барсук, ласка, горностай, белка, землеройка обыкновенная, малая и рыжая полевки, еж и множество других видов, особенно птиц. В лесостепных районах, на распаханных луговых участках характерны более южные представители фауны: заяц-русак, крапчатый суслик, тушканчик, перепел, жаворонок, грач и др.

Большой редкостью в Московской области стали такие крупные хищные животные, как медведь, волк и рысь, бывшие обычными еще в XIX в. Они лишь иногда заходят из соседних, преимущественно Тверской и Ярославской областей.

Большая работа по реакклиматизации речного бобра, благородного оленя и европейской косули дали хороший положительный результат. Эти ценные виды, находящиеся на грани полного исчезновения, успешно расселились во многих ландшафтах области.