Статья: Об историческом предназначении России
Лукьянчиков Н.Н.
Россия сейчас вступила в критический период своей истории. От наших действий сегодня зависит ее будущее и то место, которое она займет в современном мире. Предлагаемые Правительством Российской Федерацки и различными политическими партиями меры по выводу России из кризиса и дальнейшему ее развитию ничего принципиально нового не несут. Так может случиться, что Россия будет блуждать около столбовой дороги, предназначенной ей историей, ведущей ее к возрождению и процветанию, терять драгоценное время и свои силы, а в итоге оказаться на обочине истории.
Столбовая дорога России – дорога ноосферного развития. Это еще в начале ХХ века предвидел В.И. Вернадский, создавший учение о ноосфере, понимаемой, как среда обитания, управляемая научным разумом («ноос» – разум в переводе с греческого). Большой вклад в развитие данного учения внесли отечественные учёные Моисеев Н.Н., Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. и др. /1,2,4/.
Ноосферное развитие – это разумно управляемое развитие человека, общества и природы, при котором:
а) удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба будущим поколениям;
б) обеспечивается непрерывный прогресс в жизни общества;
в) использование ресурсов биосферы происходит в пределах ее воспроизводственных возможностей;
г) соблюдаются принципы человеческого достоинства, равенства и справедливости.
Среди множества глобальных проблем, которые придется решать человечеству в XXI веке, на первый план выходит экологическая проблема. Многие другие проблемы можно решить потом, а с решением экологической проблемы можно опоздать, так как могут начаться в природе необратимые процессы с тяжелейшими последствиями для земной цивилизации.
Не будет будущего ни у России, ни у любой другой страны мира, если человечество будет постепенно вымирать в результате истощения природных ресурсов и неблагоприятной среды обитания.
Ноосферное развитие базируется на четком понимании того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения природы невозможно продолжение рода человеческого. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее.
Россия должна дать толчок новому экологически безопасному этапу развития современной цивилизации и превратиться в мирового интеллектуального и духовного лидера на пути движения человечества к ноосфере. В этом заключается ее историческое предназначение.
Этот шанс должны не упустить ни Россия, ни мировое сообщество.
К помощи России народы Европы и Азии не раз прибегали, переживая тяжкие времена и спасаясь от претендентов на мировое господство. Она и сейчас может оказать человечеству неоценимую помощь, став своеобразным маяком по восхождению к ноосфере. Этому способствуют: особый духовный склад русского народа, огромный природно-ресурсный потенциал России, высокая образованность населения, большой опыт планового и программно-целевого ведения хозяйства, а также наличие значительных территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью.
Что должна сделать Россия, чтобы выполнить свое историческое предназначение?
1. Предложить Планетарную идею.
Мы живем в взаимозависимом и хрупком мире. Несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, через природу мы связаны одной системой жизнеобеспечения, одной планетарной системой кругооборота веществ, а, следовательно, и одной судьбой. Поэтому спастись с одиночку от глобальных катастроф невозможно. Предотвратить их можно только сообща, всем миром. Для этого необходимо объединиться и создать новый мировой порядок, основанный на уважении к природе, экономической справедливости, правам человека и культуре мира. Исходя из этого Планетарную идею можно сформулировать следующим образом: «Спасение человечества от глобальных катастроф - в его объединении на основе нового мирового порядка под началом Разума».
2. Предложить Глобальную стратегию устойчивого (ноосферного) развития
Данная стратегия должна быть направлена на изменения современного мира к лучшему, и чтобы эти изменения не угрожали благополучию будущих поколений.
Ключевыми её моментами должны стать:
- установление нового мирового порядка;
- создание экономико-организационной системы перехода мирового сообщества на устойчивый путь развития.
Существующий мировой порядок оказался не способным решать глобальные проблемы человечества. Об этом ярко свидетельствуют итоги недавно состоявшегося Всемирного саммита по устойчивому развитию (РИО+10) в Йоханнесбурге. Как отмечается в Резюме доклада Генерального секретаря ООН Кофи Аннана о ходе осуществления Повестки дня на XXI век: «Мировая окружающая среда по-прежнему слишком хрупка, а существующие меры по ее сохранению весьма неэффективны. Скудные ресурсы, отсутствие политической воли, разрозненный и не скоординированный подход, нерациональные модели производства и потребления подрывают усилия по осуществлению устойчивого развития» /3/.
Отсюда следует, что глобальные проблемы человечества могут быть решены только при условии создания нового мирового порядка.
Новый мировой порядок должен базироваться на:
-коллективном разуме;
-коллективной воле;
-коллективном воздействии на тех, кто не подчиняется коллективной воле.
Воплощением коллективного разума, коллективной воли и коллективного воздействия, должна стать Организация Объединенных Наций с более широкими функциями и полномочиями. Сейчас мир стал другим. ООН должна адекватно реагировать на глобальные вызовы XXI века.
В стратегическом плане в новом тысячелетии деятельность ООН должна быть направлена на решение следующих задач:
-предотвращение глобальных катастроф, в том числе экологической;
-борьба с международным терроризмом и организованной международной преступностью;
-реорганизация НАТО в силы быстрого реагирования ООН;
-уничтожение всех видов вооружений, которые могут привести человечество к глобальной катастрофе;
- установление механизма обеспечения всех государств гарантиями против внешней агрессии и разрешения региональных конфликтов только под эгидой ООН и без каких-либо односторонних действий великих держав;
- соблюдение прав человека, национальных меньшинств и этнических групп на планете;
- улучшение социально-экономических условий жизни населения, включая помощь мирового сообщества развивающимся странам для борьбы с голодом и решения других социальных задач;
- предотвращение вооруженных конфликтов везде и всегда;
- оказание гуманитарных услуг отдельным странам и урегулирование чрезвычайных ситуаций в условиях нехватки финансовых средств;
- ускорение научно-технического прогресса в мире.
При решении многих из перечисленных выше задач следует учитывать, что современный мир вступил в новую стадию своего развития, стадию глобализации, охватывающую практически все сферы человеческой жизнедеятельности.
Глобализация – объективный процесс с определенными возможностями и потерями для отдельных стран. К основным процессам глобализации относятся:
- возрастающая роль транснациональных корпораций в экономике и политике;
- увеличение доли внешней торговли в мировом валовом продукте;
- рост межгосударственных потоков товаров и людских ресурсов, а также убыстрение перетока финансов и увеличение их объемов;
- бурное развитие новых технологий, особенно информационных;
- дальнейшее увеличение разрыва в уровне жизни населения в развитых и развивающихся странах и др.
В результате глобализации государства разделяются на три группы:
Первая группа – страны с высокими технологиями, уходящие в отрыв от остальных. Это Северная Америка, Западная Европа и Япония. К ним могут примкнуть некоторые новые индустриальные страны.
Вторая группа – большинство новых индустриальных стан Восточной и Южной Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, цель которых на обозримую перспективу - закрепиться на периферии развитого мира.
Третья, весьма многочисленная группа, - так называемые «падающие государства», расположенные в экваториальной Африке, Центральной Азии, ряде стран бывшего СССР, доля которых в мировом ВВП продолжает сокращаться.
Таким образом, глобализация оказывает двоякое влияние на современный мир. С одной стороны, она объединяет мир, а, с другой стороны, – разъединяет его, увеличивает разрыв между бедностью и богатством.
Поэтому сегодня перед мировым сообществом остро встал вопрос – как процесс глобализации поставить на службу устойчивому развитию. Решить эту проблему можно следующим образом:
а) Обеспечить доступ всех государств к высоким технологиям и организовать систему широкого распространения их в мире.
Это имеет огромное значение для выживание человечества. На каждом этапе развития земной цивилизации оно обладает определенным потенциалом по использованию и преобразованию ресурсов биосферы без нарушения ее устойчивости. Этот потенциал по мере внедрения высоких технологий и задействования новых сил природы увеличивается, а следовательно, расширяются возможности выживания человечества. Если обратиться к истории, то совершенствование средств производства не раз спасало человечество от гибели. Так, например, в начале неолита люди, научившись эффективно охотиться, стали быстрее уничтожать, в сравнении с воспроизводством, диких животных, в результате чего возник глобальный экологический кризис. Однако люди сумели выйти из него, научившись земледелию и скотоводству. Экологическая ниша качественно расширилась, и человеческий род продолжился.
Расширение экологической ниши на данном этапе развития человечества можно обеспечить за счет высоких технологий (ВТ). С этой целью под эгидой ООН следует создать Международный центр высоких технологий (МЦВТ), включающий следующие подразделения:
- организация разработок ВТ;
- ведение банка ВТ и покупка прав на распространение ВТ, разрабатываемых вне системы ООН;
- организация разработки и внедрения пилотных проектов ВТ;
- сертификация ВТ;
- организация распространения ВТ.
Основными задачами указанных подразделений должны стать следующие.
Организация разработок ВТ:
- разработка научно-технических заданий на выполнение научно-исследовательских работ с указанием достижения конкретных целевых показателей;
- проведение международных конкурсов среди научно-исследовательских и других организаций на выполнение работ в соответствии с техническим заданием;
- выделение международных грантов победителям конкурсов на выполнение работ;
- приемка выполненных работ;
- покупка прав на право тиражирования ВТ, разработанных вне ООН.
Ведение банка ВТ и покупка прав на распространение ВТ, разрабатываемых вне системы ООН:
- сбор и систематизация ВТ на основе современных информационных систем.
Организация разработки типовых проектов с ВТ:
- проведение международных конкурсов на разработку типовых пилотных проектов ВТ различной мощности;
- выделение международных грантов победителям конкурсов на проведение соответствующих работ.
Сертификация ВТ:
- оценка соответствия ВТ требованиям устойчивого развития;
- выдача международного сертификата и присвоение соответствующего знака указанным технологиям.
Организация распространения ВТ:
- тиражирование типовых проектов с ВТ на бесплатной основе;
- выпуск информационных бюллетеней по ВТ.
Деятельность МЦВТ должна финансироваться ООН из Международного фонда устойчивого развития (МФУР). Филиалы такого Центра могут создаваться в разных странах при тесном взаимодействии между собой.
Высокие технологии, имеющие соответствующий международный сертификат, должны освобождаться от экспортных и импортных пошлин, а производство продукции по этим технологиям должно иметь льготное налогообложение в течение трехлетнего периода с момента пуска в эксплуатацию пилотного объекта.
Каждый должен иметь доступ через систему Интернет к получению информации об интересующем его проекте ВТ.
б) Уменьшить разрыв в уровне жизни бедных и богатых стран.
Чтобы уменьшить разрыв в уровне жизни населения бедных и богатых стран, кроме доступа к ВТ, необходимо осуществить следующее.
Для развитых и развивающихся стран, у которых валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения превышает среднемировой уровень, должен устанавливаться налог на:
- потребление первичных природных ресурсов (кроме нетрадиционных);
- выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также другие виды антропогенных воздействий.
Налог должен дифференцироваться в зависимости от:
- уровня ВВП на душу населения (чем выше уровень, тем больше налог);
- значимости природных ресурсов в устойчивости биосферы;
- опасности загрязняющих веществ для здоровья населения и окружающей природной среды.
Если бы объем потребления природных ресурсов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на душу населения во всем мире был таким, как в США, человечество на Земле, пожалуй, прекратило бы свое существование. По сути дела, тем, что человечество еще не вырождается, мы во многом обязаны развивающимся странам.
Для того, чтобы развиваться, богатые страны используют экологическую нишу бедных стран, народы которых прозябают в нищете и ведут борьбу за выживание. За это бедные страны должны получать своеобразную «арендную плату» в виде предлагаемых выше налогов, часть которых через предлагаемый нами международный фонд устойчивого (ноосферного) развития (МФНР) должна направляться на оказание им финансовой помощи.
Одним из источников такой помощи может быть плата за природные ресурсы, не попадающие ныне под юрисдикцию государств (ресурсы Мирового океана, космическое пространство и т.д.). Эти ресурсы являются собственностью всего мирового сообщества, и каждый человек планеты должен иметь равную долю благ, полученных от них. Поэтому за пользование этими ресурсами должна быть установлена соответствующая плата, которая будет взиматься в МФНР и использоваться на благо всего человечества, и в первую очередь, - на оказание помощи бедным странам.
Следует также расширить практику реструктуризации внешних долгов развивающихся стран по принципу: «Долги-на-Природу». Суть данного подхода заключается в следующем. Кредитор списывает долг или его часть в обмен на обязательство страны-должника вложить соответствующую сумму в национальной валюте в программы по окружающей среде или иные программы, связанные с экологически безопасным развитием.
Такая схема реструктуризации долгов уже была успешно реализована во многих странах. Данное направление в дальнейшем необходимо сохранить и развивать. Часть средств на помощь бедным странам может быть получена за счет отчислений от сокращения военных расходов в развитых странах.
Можно также оказывать поддержку развивающимся странам посредством других новых и расширяющихся программ, ведущих к созданию институтов и систем, решающих проблемы голода, здоровья, охраны окружающей среды и управления ресурсами.
в) Осуществить переход на экосистемный принцип управления качеством окружающей среды и природными ресурсами.
При переходе человечества на ноосферный путь развития вся планета разбивается на отдельные экосистемы. Для каждой экосистемы создается своя собственная экономико-организационная система по её сохранению и восстановлению.
Управление качеством окружающей средой и природными ресурсами осуществляется на основе экосистемного соглашения между государствами (или субъектами государства), входящими в эту экосистему.
В этом соглашении предусматривается:
- разработка, согласование и утверждение долгосрочных программ и планов мероприятий по восстановлению и сохранению данной экосистемы;
- установление для каждого государства или субъекта государства квот на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ с ежегодным их ужесточением и доведением их в конечном итоге до нормативного уровня, а также квот на изъятие природных ресурсов из экосистемы;
- установление экономических санкций за нарушение квот;
- экономические взаимоотношения между государствами (субъектами государств) при реализации экологической программы и другие вопросы, в том числе, с учётом механизмов компенсаций или взаимозачётов /5/.
Что касается отдельных стран, то они должны:
во-первых, выполнять принятые международные и экосистемные соглашения в области экологии;
во-вторых, обеспечить гармонизацию принимаемых природоохранительных законодательных актов, экологических норм и стандартов;
в-третьих, осуществлять поэтапную, рассчитанную на несколько лет, перестройку хозяйственного механизма управления экономикой в соответствии с принципами устойчивого (ноосферного) развития при неизменном приоритете прав человека на здоровую среду обитания.
Пример решения важнейших стратегических вопросов устойчивого развития на национальном уровне должна показать Россия.
О построении новой общественно-экономической формации в России.
В условиях, когда разрушена старая командно-административная система хозяйствования, а новая еще до конца не создана, Россия имеет реальные предпосылки первой в мире перейти на новый путь развития.
При этом в качестве национальной идеи следует принять построение ноосферной (высокотехнологичной, духовно-нравственной и экологически безопасной) общественно-экономической формации.
Любая общественно-экономическая формация состоит из производительных сил и производственных отношений. Основу её производительных сил должны составлять высокие технологии, а производственных отношений - общечеловеческие ценности, духовность (превосходство духовного начала над материальными благами), соборность, державность, неотъемлемое право каждого россиянина на природные ресурсы своей страны и равную долю благ, получаемых от них, рациональное использование интеллектуального и природно-ресурсного потенциала страны, патриотизм российского народа и желание его во что бы то ни стало сделать Россию великой и процветающей державой, в которой каждый из нас мог с гордостью сказать: «Я – Россиянин».
С чего начать при построении ноосферной общественно-экономической формации?
Прежде всего, необходимо восстановить доверие к государству. С этой целью следует провести комплекс мер, направленных на:
- ликвидацию коррупции в высших органах власти;
- создание условий для развития отечественного бизнеса и привлечения зарубежных инвестиций а нашу страну;
- возрождение духовно-нравственных ценностей нашего общества.
Россия в результате потери доверия к государству ежегодно теряет десятки миллиардов долларов. Эти потери связаны с:
- исключением из хозяйственного оборота значительных сбережений населения, хранящихся у них дома (около 50-60 млрд долларов США);
- несоответствием биржевого курса доллара по отношению к рублю его покупательной способности;
- малым притоком иностранных инвестиций в нашу страну;
- расцветом «теневой экономики» и связанным с этим недополучением налогов в бюджет.
Затем необходимо перейти к разработке и реализации новой стратегии реформ. Она охватывает широкий комплекс вопросов, важнейшими из которых являются:
I. Создание при Президенте Российской Федерации Совета по устойчивому (ноосферному) развитию.
Главной задачей данного Совета должна стать разработка стратегии и прогнозов социально-экономического развития России. Действия Правительства Российской Федерации должны осуществляться в рамках Стратегии, разработанной Советом и одобренной Президентом Российской Федерации.
II. Создание экологизированной сис-темы подготовки и принятия решений.
Данная система должна обеспечить принятие таких хозяйственных решений, реализация которых не приведёт к неблагоприятным экологическим, социально-экономическим и другим последствиям и будет отвечать следующим требованиям:
- при подготовке и принятии решений должны быть выполнены все технические и процедурные нормы по учёту экологического фактора;
- решения должны иметь прогрессивный характер - по уровню принимаемой техники и технологии должны находиться на уровне лучших мировых образцов;
- выбор решений должен производиться с учётом интересов органов государственной власти, инициатора хозяйственной деятельности, инвестора и населения, проживающего на данной территории;
- система должна представлять единое целое и предусматривать взаимоувязку и последовательность действий при подготовке, принятии и реализации решений.
Важнейшим элементом этой системы является Оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности (ОВОС). В соответствии с этой процедурой, прежде чем осуществлять хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов и возможным воздействием на окружающую природную среду, требуется проведение ОВОС, а затем на её основе принятие соответствующего Заявления. Такая оценка проводится с целью предотвращения деградации окружающей природной среды, восстановления нарушенных в результате предыдущей хозяйственной деятельности природных систем, обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития, создания благоприятных условий жизни людей, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности.
III. Стоимостная оценка природных ресурсов и включение такой оценки в сферу социально-экономических отношений в обществе.
На основе данной оценки определяется прирост валовой дисконтированной добавленной стоимости (ВДДС) в разрезе национального хозяйства от использования того или иного природного ресурса.
В общем виде ВДДС (в годовом разрезе) определяется по следующей формуле:
ВДДСг = Нф+Нр+Нм+ЧД+Фо- Зз- Зп (1)
где: Нф, Нр, Нм - налоги, акцизы, сборы и платежи, поступающие соответственно в федеральный, региональный и местный бюджеты;
ЧД – чистый доход предприятия;
Фо - фонд оплаты труда работающих;
Зз - общественно необходимые затраты на охрану окружающей среды, связанные с использованием природных ресурсов;
Зп - общественно необходимые затраты на воспроизводство природных ресурсов.
Как следует из приведенной выше формулы, при определении ВДДС учитываются общественно необходимые затраты на восстановление качества окружающей среды и природных ресурсов.
На основе ВДДС представляется возможность определения различных видов экономических оценок, таких, как :
- народнохозяйственная оценка;
- рыночная оценка;
- оценка природных ресурсов как элемента национального богатства (из стоимостной оценки при этом исключается нормативная прибыль на труд и капитал).
Стоимостная оценка необходима для:
- обоснования стратегии, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов;
- учёта стоимости природных ресурсов в составе экономических активов страны и при лицензировании;
- решения всего комплекса вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
Природные ресурсы должны стать главным экономическим активом страны.
В связи с постепенным истощением природных ресурсов на планете их ценность будет постоянно возрастать. Поэтому в стратегическом плане мы должны стремиться к тому, чтобы национальное богатство России, основу которого составит стоимостная оценка природных ресурсов (не менее 80-85 %), стала главным активом, обеспечивающим её денежную единицу, фундаментом новой финансовой системы государства. Наш рубль, если он будет опираться на природные ресурсы России, как активы, может стать одной из самых «твёрдых» и надёжных валют в мире.
IV. Коренное изменение налоговой политики.
Существующая налоговая политика в нашей стране далека от совершенства. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на устойчивый путь развития.
Намечаемые изменения в налоговой системе с вводом нового Налогового кодекса Российской Федерации не несут в себе ничего принципиально нового. По-прежнему в этой системе сохраняется благоприятная «почва» для сокрытия налогов, вывоза капитала за рубеж и других экономических преступлений.
Поступления в доходную часть бюджета от природно-ресурсных налогов, как и прежде, остаются на весьма низком уровне, несмотря на то, что природные ресурсы вносят основной вклад (около 75%) в доход нашего общества /5/.
Поэтому при переходе на устойчивый (ноосферный) путь развития необходимо коренным образом пересмотреть налоговую политику. Новая налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:
- доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства), принадлежит каждому гражданину России в равной степени, должен взиматься в бюджет и расходоваться на социально-экономические и другие нужды общества;
- все, что человек заработал своим трудом и посредством сбережений, является принадлежащей ему собственностью. Этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;
- возмещение физическими и юридическими лицами причинённого ими экономического ущерба в результате загрязнения окружающей природной среды;
- возмещение физическими и юридическими лицами упущенной выгоды общества в результате потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);
- обеспечение гарантированного поступления и расходования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования;
- изъятие части доходов от экспорта и импорта товаров с помощью таможенных пошлин и сборов.
В соответствии с указанными принципами новая система налогообложения должна включать следующие виды налогов и платежей:
- экологические налоги и платежи;
- налог на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);
- платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
- налог на имущество;
- природно-ресурсный рентный налог;
- акцизы на отдельные виды товаров и услуг;
- государственные и таможенные пошлины.
Экологические налоги и платежи вводятся с целью снижения загрязнения окружающей природной среды. Размер их как минимум должен возмещать общественно необходимые затраты на подавление загрязнений. При ранее существовавшей системе экологических платежей в России, из-за малого их размера, предприятиям было гораздо выгодней платить за загрязнение окружающей среды и не вкладывать средства в природоохранные мероприятия.
Такое положение нами рассматривается как серьезная деформация нормального рыночного механизма, в результате которой, с одной стороны, ухудшаются результаты хозяйственной деятельности предприятий в связи с экологическими издержками на охрану окружающей среды, а с другой - происходит скрытое субсидирование загрязнений за счет экономии на затратах по предотвращению загрязнений.
Экологический налог устанавливается за все виды антропогенных воздействий (хозяйственной деятельности) на окружающую среду в пределах установленных нормативов (стандартов), а платежи в повышенном размере – за воздействие сверх установленных нормативов (стандартов).
Экологический налог взимается в бюджет, а платежи - в экологические фонды для финансирования природоохранных мероприятий.
Налог за сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Данный налог вводится с целью стимулирования ресурсосбережения, для чего необходимо:
- установить нормативы (стандарты) на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов на единицу продукции по предприятиям на уровне лучших мировых достижений;
- ввести налог за сверхнормативное потребление указанных ресурсов.
Предлагаемый налог с экономической точки зрения оправдан. Уменьшая потребление сырья на единицу продукции, мы тем самым сокращаем количество вводимых в эксплуатацию природных ресурсов, вытесняя из народнохозяйственного баланса худшие из них. В результате этого средние затраты на производство единицы первичного природного сырья уменьшаются. Поэтому предприятия, допускающие перерасход топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов), должны возместить обществу упущенную выгоду в результате удорожания первичного природного сырья.
Введение указанной платы также будет стимулировать техническое перевооружение национального хозяйства на базе высокоэффективных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов. Указанные платежи вводятся с целью обеспечения неистощительного использования природных ресурсов и необходимого прироста запасов полезных ископаемых.
С этой целью должны быть разработана федеральная целевая программа по охране и воспроизводству природных ресурсов, с указанием всех источников финансирования (включая предприятия), а также механизм ее реализации.
Размер платежей должен быть таким, чтобы собранных средств было достаточно для реализации мероприятий, финансируемые из бюджета.
Они должны взиматься в Целевой бюджетный фонд охраны и воспроизводства природных ресурсов и использоваться строго по целевому назначению.
Налог на имущество. Данный налог вводится с целью стимулирования повышения эффективности общественного производства, являющегося одним из основных источников улучшения благосостояния народа.
Природно-ресурсный рентный налог. Рента от эксплуатации природных ресурсов была и остается в России важнейшим источником доходов бюджетов различных уровней. Но собирается она в основном путем косвенного налогообложения. Непосредственно в источнике ее образования государство в настоящее время взимает лишь 17% рентного дохода.
Несоответствие между существующими и реальными системами оценки способствуют скрытому перераспределению значительной части природно-ресурсной ренты в пользу небольшой группы олигархов и криминального бизнеса. Перенос налогового бремени на природно-ресурсную ренту позволит создать более совершенные социально-экономические отношения в обществе, при которых рента будет принадлежать всему обществу, а не отдельным его гражданам. Она определяется как разность между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия, и нормативной прибылью, необходимой для нормального функционирования предприятия.
Что даст России переход на новую систему налогообложения?
Переход на новую систему налогообложения позволит обеспечить:
а) в области производственных отношений, социального обеспечения граждан и формирования финансовых ресурсов страны:
- формирование отношения граждан России к природным ресурсам своей страны как к собственному богатству;
- превращение природной ренты в основной источник доходной части бюджета;
- рост общественного благосостояния народа за счёт природной ренты;
- высокие материальные стимулы каждого гражданина в результатах своего труда, т.к. всё, что он заработал своим трудом, будет его собственностью, которая не будет облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;
- увеличение поступлений в государственный бюджет (за счёт ликвидации экономической основы для сокрытия налогов и различных экономических преступлений);
- обеспечение неистощительного природопользования;
- улучшение среды обитания;
б) в области структурной перестройки национального хозяйства и ускорения научно-технического прогресса:
- переход от экономики сырьевого типа к инновационной;
- техническое перевооружение национального хозяйства на базе высокоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
в) в конкурентной борьбе:
- равные экономические условия для субъектов предпринимательской деятельности.
г) экономическое стимулирование освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока.
Освоение этих богатств имеет не только важное экономическое, но и геополитическое значение. Нельзя забывать, что с Сибирью и Дальним Востоком, богатейшим по природным ресурсам и малозаселенным краем, граничит Китай с численностью населения около 1,3 млрд. чел., и уже сейчас идет «тихая» экспансия его жителей в этот край. Этот фактор мы должны учитывать в своей политике.
Освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока позволит России занять достойное место в быстро развивающемся Азиатско-Тихоокеанском рынке.
Для решения проблем Сибири и Дальнего Востока нужны трудовые ресурсы. В связи с этим должны быть созданы все необходимые условия для переселения туда людей. Переезд должен быть свободным и экономически мотивированным. Это предполагает бесплатный переезд, выделение субсидий на решение бытовых задач, достойную заработную плату, упреждающее создание социальной инфраструктуры, налоговые льготы и другие виды государственной поддержки.
Для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока следует широко практиковать привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров и контрактов на предоставление услуг.
Я верю в светлое будущее России. Сила Разума должна восторжествовать. Эту веру усиливает то, что великорусский этнос, возникший на Евразийском континенте, представляет собой вид устойчивой группировки людей. Всякий этнос проходит определенные жизненные циклы, включая периоды подъема и кризисные явления. Великорусский этнос, после надлома, неизбежно перейдет в стадию подъема.
Время такого подъема настало!
1. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. М.: Изд-во АТ, 1993.
2. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. Санкт-Петербург-Москва-Дубна: Изд-во «Гуманистика», 2002.
3. Кофи Аннан. Резюме Доклада Генерального секретаря ООН о ходе осуществления Повестки дня на ХХI век. Всероссийская экологическая газета «Спасение», № 11, март 2002 г.
4. Лукьянчиков Н.Н., Улитин А.А., Гагут Л.Д. Ноосфера и общество. М.:Вече, 2002.
5. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2002 г.