Доклад: Гладков Ф.В.

Гладков Федор Васильевич

9(21).6.1883, с. Чернавка, ныне Саратовской обл., - 20.12.1958, Москва

Русский советский писатель.

Родился в семье крестьян-старообрядцев. Окончил в Екатеринодаре (ныне Краснодар) городское училище, с 1902 учительствовал в Забайкалье. Начал печататься в 1900 (рассказ "К свету") в провинциальных газетах. В 1906 в Ейске участвовал в революционном социал-демократическом движении. Вскоре был арестован, сослан на три года в Верхоленский уезд. В 1914-17 учительствовал на Кубани. В период белогвардейской оккупации был в большевистском подполье. Добровольцем ушел в Красную Армию.

В 1920 редактировал газету "Красное Черноморье" (Новороссийск). В 1921 переехал в Москву. В 1923 вошел в литературную группу "Кузница". Ранние произведения Гладкова посвящены жизни рабочего люда, крестьянской бедноты, босяков. В 1908-09 написал повесть о политических ссыльных "Изгои" (опубликована 1922). В 1917 М. Горький, с которым Гладков переписывался с 1902, поместил в "Летописи" его рассказ "Единородный сын" ("Пучина"). В первые послереволюционные годы, обращаясь к острым современным темам, Гладков отдал дань формальному новаторству (рассказ "Огненный конь", 1923; пьесы "Бурелом", 1921, "Ватага", 1923).

Широкую известность приобрел роман Гладкова "Цемент" (1925), в котором передана героика трудовых подвигов рабочего класса, сила вдохновляющих идей Коммунистической партии, созданы образы коммунистов. Для романа характерны героизация событий, приподнятость стиля. Высоко оценил "Цемент" М. Горький, отметивший, что в этой книге "... впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности - труд". При этом, однако, Горький критиковал язык книги - вычурный и засорЕнный диалектизмами (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 438, см. также с. 439). Впоследствии автор вносил исправления в каждое новое издание романа.

В 1932 выходит сб. "Маленькая трилогия", куда вошли сатирические рассказы, написанные в 1926-30: "Головоногий человек", "Непорочный черт" и "Вдохновенный гусь".

Повести "Новая земля" (1930) и "Пьяное солнце" (1932) рассказывали о новых людях, о советской деревне. Значительным этапом в творчестве Гладкова был роман "Энергия" (1932-38), созданный на материале строительства Днепрогэса и др. строек первых советских пятилеток.

Гладков стремился показать энергию масс, увлеченных идеей социалистического созидания. Язык 1-й книги романа подвергся резкой критике в ст. М. Горького "О прозе" (см. там же, т. 26, 1953, с. 401-02), Гладков неоднократно перерабатывал роман и все же не считал его завершенным. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 написаны рассказы о людях уральских оборонных заводов, повесть "Клятва" (1944) - о вдохновенном труде ленинградских рабочих, эвакуированных на Урал.

В послевоенные годы Гладков создал автобиографическую трилогию - "Повесть о детстве" (1949; Государственная премия СССР, 1950), "Вольница" (1950; Государственная премия СССР, 1951), "Лихая година" (1954), - в которой во многом продолжил горьковские традиции.

Глубокое знание народной жизни позволило писателю создать яркие образы крестьян и рабочих дореволюционной России, утвердить величие их труда, показать пробуждение народа. Язык автобиографических повестей богат, ясен, поэтичен, насыщен народными речениями. В последние годы Гладков работал над 4-й частью эпопеи - повестью "Мятежная юность" (не законченной), создал ряд литературных портретов писателей и общественных деятелей, выступал со статьями о литературе и языке (сборник "О литературе", 1955), с публицистическими статьями.

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Роман Пути небесные как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Филологический факультет Кафедра литературы XX века и ...
Его творчество рассматривается в типологическом сопоставлении с творчеством А.П. Чехова, Л. Толстого, М. Горького, И. Бунина и других писателей второй половины XIX - начала XX вв.
По мнению Ильина все книги Шмелева, от самых крупных и значительных, таких как "Солнце мертвых" и "Лето Господне", до повестей и рассказов - это "исповедь раненного сердца ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Военная трилогия Куприна как роман воспитания
Содержание повесть куприн воспитание Введение Глава 1. "Кадеты" - заря становления человеческой личности 1.1 "Грезы" Миши Буланина и столкновение с ...
Это в большинстве своем рассказы, но есть и более крупные произведения: повести, роман.
Если бы он не вдохнул в меня уверенность к работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил".33 В другом месте Куприн с еще большей определенностью характеризует роль ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Метафора сна в романе Цао Сюэциня "Сон в красном тереме"
... ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Дипломная работа по кафедре Всемирной литературы на тему: "Метафора сна в романе Цао Сюэциня "Сон в красном тереме"
Вслед за комментированными изданиями романа скоро стали появляться и критические работы; Чжоу Чуня "Записки по прочтении романа "Сон в красном тереме" (1794), "Разговор о снах в ...
Особо нужно выделить работы Шэнь Пинъяна, Цай Юаньпэя, работы группы "Соинь пай" ("Высвечивание скрытого"), Ху Ши 1921 г. "Исследование романа "Сон в красном тереме".
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
"ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ" 139 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 140 Предисловие Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней ...
Произведения Шедрина при всем их жанровом многообразии - романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы - сливаются в одно огромное художественное полотно.
В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Духовный портрет личности писателя Леонида Андреева
CОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ОБУСЛОВИВШИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ Л. АНДРЕЕВА НА РУБЕЖЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА §1 ...
К таким произведениям следует отнести рассказы и повести писателя:
Есть свидетельства и самого писателя, и его родных о реальных прототипах созданных им образов, например, в рассказах "Баргамот и Гараська" (1898), "Жили-были", "Молчание" (1900 ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа