Статья: Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте
М.В. Ермолаева, А.В. Родионов, М.М. Иевлева, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры Московский государственный открытый университет
Среди фундаментальных научных проблем спортивной психологии (и спортивной науки вообще) проблема психомоторики наиболее всеобъемлюща. Действительно, начиная с И.М. Сеченова [13], который ввел в науку понятие "психомоторика", к указанному феномену относили все виды активности, в которых присутствовало ощущение или восприятие во всех его формах, и движения. Примером такого подхода служит определение психомоторики, данное Е.Н. Сурковым [14]. Согласно этому определению психомоторика представляет собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности [14, с. 5]. Применительно к спортивной деятельности (включая и занятия физической культурой) термин "психомоторика" распространяется на все формы ее проявления и полностью ее исчерпывает. Так, К.К. Платонов [10] к сфере психомоторики человека относит все: от многобразных видов сенсомоторных реакций человека до сложнокоординированных и многопараметрических движений, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты. Говоря о психомоторной деятельности, мы оставляем за рамками исследования простые сенсомоторные реакции вне широкого психологического контекста деятельности. Деятельность характеризуется мотивом и реализуется в форме действий [8]. Именно действие, определяемое ближайшим его регулятором - целью, В.П. Зинченко рассматривает в качестве единицы анализа психики [5]. Таким образом, объектом нашего исследования является психомоторное действие в контексте мотивированной деятельности.
Итак, мотивированная деятельность человека может рассматриваться как системная организация, в которую психомоторные действия или специализированные движения (навыки, операции) включаются как подсистемы [1,14]. Очевидно, что в контексте проблемы совершенствования психомоторной деятельности нас интересуют именно психическая регуляция, ее структура и свойства.
Сама идея изучения структуры психомоторного действия родилась в недрах физиологии активности. Как показали исследования Ч. Шеррингтона, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, в функциональную структуру действия входят два когнитивных компонента: формирование программы предстоящего действия (т.е. элементы предварения в терминах Ч. Шеррингтона или потребного будущего в терминах Н.А. Бернштейна) находится перед исполнительным компонентом действия, а контроль, связанный со схемами памяти, - после него. Н.А. Бернштейн, изучавший микроструктуру перехода от ситуации к действию, усложнил первый когнитивный компонент, выделив сначала выявление двигательной задачи, а затем - программирование решения определившейся двигательной задачи. При этом Н.А. Бернштейн указывал на то, что наметить двигательную задачу - это значит создать образ того, что должно быть [2].
Дальнейшее изучение когнитивных компонентов формирования и совершенствования движений осуществлялось средствами микроструктурного анализа как исследования принципов формирования двигательных программ и системы контроля и коррекции. В этом плане наибольший интерес представляют работы В.П. Зинченко с соавторами, в которых выделено 3 стадии действия: стадия формирования программы, стадия ее реализации (собственно моторный компонент) и стадия контроля и коррекции [4]. Авторами было обнаружено, что в процессе формирования пространственного психомоторного действия наблюдается сложная динамика во взаимоотношениях отдельных стадий целостного действия [4]. На первых этапах совершенствования психомоторного действия блок реализации берет на себя большую часть собственно информационных и когнитивных функций. Освобождение блока реализации от этих функций свидетельствует об изменении способа выполнения действия в плане перехода от зрительного контроля к кинестетическому, иначе говоря, происходит выработка специфического двигательного чувства. Но автоматизация всегда только частична. Двигательный навык никогда не автоматизируется полностью, то есть на любой стадии автоматизации активность когнитивного блока контроля остается высокой. За счет сохранности высоких показателей когнитивности и активности выполнения движения осуществляется прогресс психомоторного навыка, иначе полностью автоматизированное движение имело бы неизменный результат. Это то, о чем Н.А. Бернштейн говорил:
координация как организация управления и управляемости в связи с совершенствованием психомоторного действия. Таким образом, автоматизация спортивного психомоторного действия осуществляется за счет перестройки механизмов регуляции, но не снижения роли когнитивных компонентов [4,5].
Второй важный момент совершенствования психомоторного действия - формирование пространственного движения. Первоначально движение состоит из цепочки отдельных движений, каждое из которых имеет свои когнитивные и исполнительные блоки. Смысл этих разрозненных, прощупывающих микродействий заключается в активности построения двигательного образа и выработке адекватных внутренних средств деятельности. Потом движения объединяются в одно целостное слитное действие с единой системой программирования и коррекции. Это качественная перестройка психомоторного навыка - построение действительно симультанного, инвариантного к широкому классу условий сенсомоторного образа пространства, что обеспечивает увеличение скорости и точности движений [4].
Процесс совершенствования навыка не равномерен по характеру развития. Иногда в середине работы наблюдается улучшение показателей, как бы полная завершенность выработки навыка, которая является кажущейся, временной, и вслед за этим процесс формирования продолжается как бы снова. В этом проявляется приспособительный эффект получения результата с помощью не вполне совершенных средств - завершения чернового этапа выработки двигательного навыка - получение эталона, к которому нужно стремиться. Далее показатели ухудшаются [4]. Собственно работа над техникой в спорте - это поиск наиболее адекватных внутренних средств деятельности, достижение цели с помощью наиболее эффективных, индивидуальных средств.
С позиций совершенствования спортивных движений особый интерес представляет влияние чередования упражнений, что на психологическом уровне означает влияние изменения двигательной задачи. Здесь мы имеем дело с двумя различными процессами: явлениями переноса и интерференции. Переносу подвергаются исполнительные компоненты, а интерференции - когнитивные компоненты действия [5].
Средствами микроструктурного анализа изучено влияние времени движения на его точность. В. П. Зинченко с соавторами удалось установить, что чем больше время движения, тем выше его точность [4]. Здесь рассматривается соотношение точности и полноты обратной связи. Чем больше амплитуда движения, тем интенсивнее оно корректируется со стороны обратной связи (по ходу выполнения). При этом начальные участки движения осуществляются по моторной программе (отработанной в предшествующих реализациях), поэтому движение в начале пути не нуждается в текущих коррекциях. Дальнейшее осуществление точного действия происходит в помощью коррекций по ходу, поэтому увеличение времени движения с возрастанием амплитуды перемещения осуществляется посредством увеличения коррекционной фазы. Начальную фазу именуют фазой разгона, коррекционную - тормозной фазой.
Баллистическая часть (разгон) не чувствительна к обратной связи. Это объединение двух типов управления: программного и афферентационного. При совершении движения, управляемого по программному типу, когнитивный компонент действия открыт для новой порции информации (например, при быстрых движениях можно планировать другое движение, а при медленных - нет). Медленные движения характеризуются афферентным типом управления, когда когнитивные компоненты действия загружены обработкой коррекционных процессов, поэтому на составление программы движения к неожиданно появившейся цели требуется существенно больше времени. Таким образом, тип управления движениями меняется в зависимости от скорости осуществления действия.
Эти исследования помимо своей практической ценности для спортивной педагогики имеют научное значение как исследование наличия квантов в стадии реализации действия. Дальнейшие исследования в этом направлении могли бы представлять исключительный интерес в плане управления спортивным движением. Например, нами получены предварительные данные, что в таком скоростно-силовом спортивном движении, как легкоатлетический прыжок, срединная часть разбега является баллистической и управляемой по программному типу, а фаза предтолчковых шагов - по афферентационному. Таким образом, тип управления зависит не только от скорости движения, но и от его функционального смысла.
Роль когнитивных компонентов в процессе совершенствования не отдельного движения, а целостной психомоторной спортивной деятельности раскрывается в связи с изучением отношения двигательного образа и моторных программ. Как указывает В. П. Зинченко [7], двигательный образ, обладающий свойствами пространственности, целостности, предметности и константности, необходим для принятия решения в каждом конкретном случае внесения коррекций в действие в случае изменения условий деятельности. "Но такой образ имеет весьма ограниченные возможности регуляции предстоящего или текущего действия. Он должен быть преобразован или перестроен в интересах действия. Эта перестройка идет в направлении его декомпозиции и дезинтеграции, выделения в нем отдельных перцептивных категорий, таких, как пространство, движение и т.п. И каждая из этих категорий требует построения отвечающих ее свойствам моторных программ. ... Вполне вероятна и другая возможность. Процесс композиции может идти своим чередом, а параллельно ему может протекать процесс построения моторных программ, то есть одновременно идти подготовка к действию. И будут или не будут реализованы эти программы - зависит от принятого решения" [5, с. 126-127].
Описание системы коррекции и контроля движения в спорте высших достижений с позиций высших форм управляемости движений возвращает нас к проблеме взаимоотношения полноты двигательного образа. Двигательный образ, обеспечивающий высшие формы управления движением, тесно связан с двигательным чувством. Специфические двигательные чувства А.В. Запорожец определял как сложные комплексы ощущений [6]. В феноменологии двигательного образа пространственные чувства тесно переплетены с этими специфическими комплексами ощущений и продукт этого взаимодействия реализуется в виде обобщенных единиц контроля, которые позволяют успешно ассимилировать самые различные множества движений и осуществлять их коррекцию и контроль по ходу и на высокой скорости. Раскрытие природы обобщенных единиц контроля ставит вопрос о взаимоотношениях двух измерений этого контроля: его широты и глубины, иначе говоря, вопрос об уровнях осознания и эффективности двигательного контроля.
В психологии зону осознанного контроля и ясного видения традиционно отождествляют с вниманием. Проблема осознанных и неосознанных элементов контроля, спортивных движений была поставлена в работах А.Ц. Пуни [11] и П.А. Рудика [12], однако на уровне доступных в ту пору экспериментальных средств проблема не могла быть решена. Лишь в связи с развитием методологического арсенала когнитивной психологии наметились подходы к ней [3].
Так У. Найсером [9] утверждается идентичность различий осознаваемых и неосознаваемых механизмов контроля различию предвнимания (неясное, неотчетливое осознание) и фокальных процессов [18] (фокальное внимание в когнитивной психологии иногда соотносится с понятием "функциональное фовеа", введенным В.П. Зинченко и Н.Ю. Вергилесом [7, с. 145]. Функциональный анализ этих двух видов контроля был проведен Д. Бродбентом [15], который связывал предвнимательные процессы с пассивным контролем, а фокальные - с активным. При этом Д. Бродбент использует ранние данные Д. Навона [16] о том, что пассивная обработка представляет собой глобальный, а активная - локальный анализ в системе контроля. Эти данные непосредственно связаны с проблемой существования обобщенных единиц контроля высших форм движения и уровня осознанности этого контроля. Согласно У. Найсеру [9], предвнимательный (глобальный) контроль осуществляется на фоне связанных в единое целое двигательных единиц. Такой контроль является обобщенным, глобальным, он игнорирует частные признаки этого единого целого (эти признаки находятся в "свободно плавающем" состоянии). При нарушении этой целостности (при изменении двигательной задачи, в случае расхождения моторной программы и системы объектов контроля) изменяются уровень и качество контроля: он становится сознательным ("фокальным") контролем, локальным, нацеленным на детали (а не на целое) и осуществляется в узком "функциональном фовеа".
Обзор исследований когнитивных механизмов психомоторной деятельности представляет процесс совершенствования спортивного навыка в новом ракурсе: этот процесс даже на высоком уровне автоматизации остается осмысленным, а значит, управляемым. Когнитивные компоненты двигательного действия не утрачивают своего значения, но перестраиваются, предъявляя при этом специфические требования к внешнему контролю и координации движения по словесной инструкции. Совершенствование психомоторной деятельности можно представить себе как процесс развертывания моторной программы в пространстве и во времени и адекватное обеспечение этой программы со стороны системы контроля. Именно этот процесс и представляет не только научный, но и прежде всего практический интерес для дальнейших исследований.
Список литературы
1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем //Принципы системной организации функций. - М.: Наука,1973, с. 5-61.
2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина,1966.
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М.: Изд-во МГУ,1982.
4. Гордеева Н.Д., Девишвилли В.М., Зинченко В.Л. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. - М.: Изд-во ВНИИТЭ,1974.
5. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: Ид-во МГУ,1982.
6. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Изд-во AН РСФСР,1960.
7. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. - М.: Изд-во МГУ,1969.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность сознание, личность. - М.: Политиздат,1975.
9. Найсер У. Познание и реальность. - М.: Мир,1981.
10. Платонов К.К. О системе психологии - М.: Мысль,1972.
11. Пуни А.Ц. Роль представлений в формировании двигательных навыков. Лекции по психологии спорта. Л.,1957.
12 Рудик П.А. Психологические проблемы в физическом воспитании и спорте. Доклад по опублик. работам на соиск. учен. степ. доктора пед. наук (по психологии). М.,1962.
13. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.: Изд-во АН СССР,1952, т. 1, с. 60.
14. Сурков Е.Н. Психо-моторика спортсмена. - М.: ФиС,1984.
15. Broadbent D.E. Behaviour. London,1961.
16. Navon D. Forest before trees: The precedence of global] features in visual perception //Cogn. Psychol.,1977, v. 9, p. 23-79.
18. Norman D.A., Bobrow D.A. On data limited and resource limited processes //Cogn. Psychol.,1975, v. 7, p. 23-34. 1